Пещера Ласко

Пещера Ласко

Наследие солютрейской культуры

Неведомые живописцы, жившие в эпоху палеолита, покрыли стены пещеры Ласко множеством изображений животных и людей. Поразительно не то, что эти рисунки сохранились, а то, что выполнены они в очень своеобразной творческой манере, которой — после открытия пещеры — стали подражать многие живописцы нашего времени.
Совсем небольшая по размерам пещера Ласко, найденная на юге Франции, оказалась своеобразной галереей палеолитической живописи, не имеющей себе равных в мире по количеству произведений, качеству исполнения и сохранности наскальных изображений.
Пещера находится в области Перигор — природного, исторического и культурного региона Франции. Образовалась она в известняковом холме. По сути, пещера представляет собой промоину, созданную подземными водами. Древние люди обжили ее потому, что Ласко — пещера довольно сухая: карстовую вымоину окружает прослойка мрамора, таким образом, внутрь не попадала влага. Этим же объясняется и удивительная сохранность рисунков: мрамор препятствует отложению кальцита на стенах.
Люди эпохи позднего палеолита поселились в пещере около 15 тыс. лет до н. э. (согласно данным радиоуглеродного метода определения возраста предметов). Они веками наносили на ее стены гравированные и живописные рисунки. Сменилось не одно поколение художников каменного века, прежде чем люди покинули пещеру и она оказалась заброшенной на многие тысячи лет.
Поначалу авторство рисунков приписывали людям древней мадленской культуры: они действительно жили преимущественно в пещерах и создали прекрасные произведения пещерного искусства, исполненные в технике резьбы по кости и камню. В наше время все больше исследователей придерживаются мнения, что творчество художников из Ласко все-таки относится к более ранней культуре — солютрейской. К такому выводу привело изучение творческой манеры солютрейцев, в частности, придумавших особые методы обработки кремниевых орудий и достигших в мастерстве их использования небывалого совершенства.
Человечество узнало о пещере Ласко по воле случая. 12 сентября 1940 г. четверо молодых людей обнаружили на берегу реки узкий пещерный проход. Незадолго до их прихода была гроза, молния повалила сосну, и ствол пробил лаз в пещеру.
О своем открытии молодые люди рассказали учителю Леону Лавалю, а тот — ученому, исследователю истории первобытного общества аббату Анри Брейлю (1877-1961 гг.). Шла Вторая мировая война, и Брейль скрывался в Перигорских лесах от немецких оккупантов. Брейль изучил пещеру, установил подлинность наскальных рисунков, сделал подробное описание. Ему пришлось оставить на время Францию, но в 1949 г. он вернулся и начал детальное исследование Ласко. В результате аббат обнаружил другие наскальные изображения.
Несмотря на все тяготы военного времени, тогда же, в 1940 г., местные власти добились присвоения пещере Ласко статуса исторического памятника Франции. Но посещать пещеру было разрешено только после войны, в 1948 г. Никакого опыта по части оборудования пещер для осмотра туристами у местных жителей не было. Тем не менее эксперимент удался. Сюда провели электрическое освещение, а в 1998 г. появилась техническая возможность снабдить пещеры кондиционерами. На входе была установлена массивная бронзовая дверь.
В 1979 г. пещера Ласко вошла в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО наряду со стоянками доисторических людей и прочими пещерами с наскальной живописью в долине реки Везер.
Рисункам на стенах пещеры Ласко угрожают сразу несколько больших напастей: углекислый газ, выдыхаемый множеством посетителей, испарение воды, слишком высокая температура и искусственное освещение.
Пещера Ласко совсем небольшая, состоит из нескольких галерей, рисунки и гравюры находятся преимущественно в верхней части пещеры.
Анри Брайль предложил свою схему пещеры с названиями, которыми пользуются и поныне. Они отражают характер рисунков (Зал быков) или внешний вид помещения (зал Апсида, Неф).
Иногда Ласко называют Сикстинской капеллой первобытной живописи, Доисторическим Версалем и Французской Альтамирой. На сегодня в пещере обнаружено и тщательно описано около двух тысяч доисторических рисунков и гравюр, разделенных на три группы по тематике: люди, животные и символы. Также были найдены многочисленные артефакты: орудия из камня и кости, украшения, светильники.
Самая яркая «экспозиция» — в Зале быков: здесь изображены зубры, лошади, олени и один медведь. Рисунки в зале имеют очень большой формат, некоторые достигают 5 м в длину. Понятно, что для создания столь монументальных «полотен» древние строили подобие лесов.
В прочих залах встречаются гигантские изображения оленей, баранов, коров и носорогов. Весьма необычно изображение лошади анфас: как правило, древние рисовали зверей в профиль.
В пещере немало загадочных изображений. В частности, один из художников древности оставил на стене пещеры рисунок странного существа с рогом на лбу, напоминающего единорога. Среди настенных изображений также есть геометрические фигуры и цветная плоскость, разделенная на равные квадраты. Наконец, есть здесь и зарисовка человека с птичьей головой. Существует несколько теорий относительно того, чем объясняется появления на стенах пещеры столь необычных изображений. Согласно одному из предположений, пещера Ласко — храм каменного века, а рисунки — иллюстрации к легендам и сказаниям, смысл которых мы уже никогда не узнаем.
Благодаря открытию пещеры Ласко человечеству удалось узнать многое о жизни своих предков. Однако для самой пещеры расконсервация не прошла бесследно. Атмосферный баланс был нарушен, и это создает угрозу сохранности древних рисунков.
В 1955 г. появились первые признаки повреждения рисунков, причиной стал избыток углекислого газа, выдыхаемого посетителями и действовавшего на рисунки почти как кислота. Тогда же в Ласко установили особую систему вентиляции для восстановления баланса.
Едва специалисты управились с этой проблемой, как появилась другая: в 1960 г. в Ласко объявилась «зеленая болезнь»: все тот же переизбыток углекислого газа, слишком высокая температура и искусственное освещение создали условия для распространения колоний микроводорослей на стенах. Одновременно дала себя знать «белая болезнь»: на стенах стал оседать слой кальцита, грозивший уничтожить бесценные рисунки. В 1963 г. вход в пещеру был временно запрещен для всех, кроме специалистов.
Решив все-таки открыть сокровища Ласко для посетителей, власти Франции распорядились сделать точную копию части пещеры, включая Осевой проход и Зал быков. Рядом с настоящей Ласко была построена бетонная Ласко II, в которой воспроизвели наскальные изображения из подлинной Ласко.
Была создана уникальная климатическая установка, она помогла несколько восстановить прежний атмосферный баланс в пещере. Но тут же появилась новая напасть: в пещере расплодились грибы фузариум солани, которые приходится удалять вручную специалистам, одетым в подобие скафандров. Министерство культуры Франции учредило Международный исследовательский комитет по пещере Ласко, который бьется над проблемой спасения подземной галереи, которой угрожает полное уничтожение.
карта пещеры Ласко

Общая информация

Местонахождение: Юго-Западная Европа.
Происхождение: карстовое.
Административная принадлежность: коммуна Монтиньяк, департамент Дордонь, Франция.
Ближайшие города: Периге — 29 811 чел. (2011 г.), Сарла-ла-Канеда — 9568 чел. (2011 г.), Монтиньяк — 2794 чел. (2011 г).
Языки: французский, провансальский.
Этнический состав: французы.
Религия: католицизм.
Денежная единица: евро.
Крупная река: Везер.

Цифры

Возраст: от 18 до 15 тыс. лет.
Объем: 1778 м3.
Длина: 250 м.
Средняя высота: 30 м.
Количество наскальных рисунков: 1900.
Удаленность: 40 км к юго-востоку от города Периге.

Климат и погода

Умеренный.
Средняя температура января: +3,5°С.
Средняя температура июля: +21,5°С.
Средняя температура в пещере: +13°С.
Среднегодовое количество осадков: 600-750 мм.
Относительная влажность воздуха: 70%.

Экономика

Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.

Достопримечательности

Природные: Зал быков (Ротонда), зал Апсида, галереи Осевой проход, Пассаж и Кошачий Лаз, Неф, Шахта (Колодец).

Культурные: копия пещеры Ласко II.

Любопытные факты

■ Принцип работы уникальной климатической установки в пещере Ласко состоял в том,что конденсация водяных испарений теперь происходила не повсюду в пещере, а только в определенном месте, что стало прорывом в науке об искусственном климате, и этот принцип был использован даже в космических технологиях.

■ Существует версия, что шесть точек над головой зубра в Зале быков — изображение скопления Плеяд в созвездии Телец.

■ Перигорцы называют пещеру Ласко Французской Альтамирой, сравнивая ее по количеству и разнообразию доисторических наскальных рисунков с пещерой Альтамира в испанской провинции Кантабрия. Обе пещеры действительно схожи по размерам, а рисунки в них — по возрасту, творческой манере и тематике изображений.

■ В исследовании Ласко Анри Брейлю помог его талант художника: он блестяще копировал изображения со стен пещеры, перенося их на бумагу.

■ Причины начавшегося разрушения рисунков в Ласко заметили, произведя простейшие подсчеты. Оказалось, что при небольшом объеме внутреннего пространства пещеры ее посещало около тысячи человек в день, выдыхавших 2,5 тыс. л углекислого газа.

■ Ласко II — бетонная копия Ласко — находится в 200 м от настоящей пещеры.

■ Несколько репродукций рисунков из пещеры Ласко, включая изображения оленей, двух бизонов и черной коровы, выставлены в парке То, неподалеку от города Монтиньяк.

■ Оказалось, что древние художники использовали в качестве красок в чистом виде окись марганца (черный цвет) и окись железа (желтый, оранжевый и красный цвет). Техника проста: гравировка, монохромная и полихромная роспись.

■ Одна из загадок многотысячелетней экспозиции заключается в том, что в пещере Ласко нет ни одного изображения обыкновенного оленя, хотя он был основным источником еды для жителей пещеры во время создания рисунков.


6
0
10 497
Франция

Предыдущие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх