Вилла Адриана

Вилла Адриана

История

Римского императора Адриана и русского поэта Пушкина разделяет огромное историческое пространство, но, сколь это ни удивительно, виллу Адриана характеризуют лучше всего крылатые строки поэта: «Служенье муз не терпит суеты; прекрасное должно быть величаво».
Рассказывая о любом материальном явлении, носящем имя его создателя, нельзя не коснуться личности этого человека, тем более столь яркого и неординарного, каким был император Адриан (Публий Элий Траян Адриан (76-138 гг., правил — 117-138 гг.)). Вынужденные быть краткими, опустим некоторые подробности его биографии и обратим внимание на то, каким принципам он следовал как глава государства, какие ценности предпочитал как человек, обладавший взыскательным вкусом и не лишенный талантов.
А также каков был его нрав, накладывавший неизгладимую печать на все, что он делал. Как правитель он, хотя и вел войны, но никогда их не начинал, освободил от римского протектората Великую Армению и Месопотамию, вернув их парфянам. При нем границы империи не расширялись, как при всех его предшественниках, а напротив, сужались, при этом о границах pax Romana (Римского мира) он заявлял твердо: тут можно вспомнить Вал Адриана в Британии — в какой-то степени оборонительное, но более демонстративно-символическое сооружение. Адриан вообще много строил, в том числе дороги и жилые дома (инсулы). А некоторые сооружения, связанные с его именем как куратора и в какой-то степени автора проектов, вошли в историю архитектуры. Это его мавзолей (замок Святого Ангела) в городе Рим (см. наш выпуск № 263), сохранившиеся части библиотеки Адриана в Афинах. В Афинах же Адриан завершил и храм Зевса Олимпийского. В Риме кроме Мавзолея под его руководством и часто при непосредственном участии как архитектора-любителя были восстановлены Пантеон, сгоревший в 82 г., базилика Нептуна, многочисленные святилища, форум Августа, бани Агриппы, построены мост, носящий его имя, храм Благой Богини и грандиозный храм Венеры и Ромы между Колизеем и форумом Веспасиана (сохранилась только Восточная целла).
Многие современники Адриана оставили о нем свидетельства как о человеке тщеславном, завистливом, нетерпимом к чужому мнению. И в то же время — как о просвещенном интеллектуале, который любил держать совет с философами и другими учеными людьми, строго придерживался законов, укреплял дисциплину в армии и заботился о нуждах солдат, щедро раздавал привилегии городам, помогал бедным. Словом, эта была очень сложная и пылкая натура. Одно уточнение: большую часть времени, в которое Адриан пребывал у высшей власти, он, будучи страстным путешественником, провел вне Рима, посетил почти все провинции от Британии до Аравии, Египта и Малой Азии, а с государством тем не менее ничего катастрофического не произошло. Следовательно, он был толковым и дальновидным администратором, раз сумел безошибочно верно подобрать людей на ключевые узлы государственной машины, в том числе и среди фрументариев (тайной полиции).
И была у Адриана, стоика и эпикурейца по своим философским взглядам, одна мечта, которую он вынес из путешествий (особенно впечатлила его в этом смысле Греция): создать такое место на земле, где его взор испытывал бы эстетическую и чувственную усладу, без которой он не представлял себе жизни. И такое место нашлось. Недалеко от Рима — в городке Тибуре, ныне Тиволи. Здесь и до него располагалась вилла. Владелец ее остался для истории инкогнито, но к моменту, когда начал строительство Адриан, этой землей владела по праву наследования его жена Вибия Сабиния. И Адриан как демиург сотворил здесь свой, идеальный в его представлении мир, где-то используя природные склоны, где-то преобразуя ландшафт, дабы создать на своей тибуртинской вилле композиции собственного сочинения из прекрасных зданий, цветников, садов, каналов, бассейнов и фонтанов.
Вилла Адриана находится в 24 км на восток от Рима в небольшом городе Тиволи. По своему природному рельефу ее территория — место живописное, чрезвычайно удачное для возведения комплекса зданий разного масштаба и вида, а также экспериментов с ландшафтной архитектурой. Два быстрых ручья с отрогов Сабинских гор сливаются у самого входа на виллу, что было использовано для создания технически сложной гидросистемы. И для отдыха это место хорошо: открыто свежим восточным ветрам и защищено холмами от знойного сирокко.
Считается, что территория виллы Адриана была в пять раз больше, чем та, которую занимают сегодня ее руины. Гёте, побывав здесь в 1787 г., писал, что получил «одно из тех впечатлений, которые навсегда остаются в человеческом сердце».
К тому времени, когда Гёте оставил это свидетельство, было утрачено уже многое из того, что украшало виллу при хозяине-императоре: разрушились строения, заросли бурьяном цветники. Сейчас территория виллы выглядит не намного более благоустроенной. Однако в союзе с неизменно прекрасным ландшафтом даже остатки былого великолепия оставляют впечатление грандиозного и романтичного архитектурного комплекса. Возводился он в 118-134 гг. Единственный античный источник сведений о вилле — «Истории римских императоров», которому по разным причинам историки доверяют не полностью. Но одно место из него цитируют дружно: «Свою тибуртинскую виллу он отстроил удивительным образом: отдельным ее частям дал наиболее славные названия провинций и местностей: например, Ликей, Академия, Пританей, Каноп, Расписная галерея, Темпейская долина. И чтобы ничего не пропустить, он сделал там даже подземное царство». Ликей (Лицей) и Академия — философские школы в Афинах. Пританей — место заседаний управляющих полисами в Греции, Каноп — город вблизи Александрии — место отдыха у воды и плотских наслаждений. Расписная галерея, от которой сохранился только портик, украшала афинскую агору. Темпейская долина — сакральная, согласно греческим мифам, долина, где Геракл пробил проход между скалами, в который устремился поток реки Пеней. Ну, а подземное царство имело вполне практическое значение: по подземным ходам и крипто-портикам по территории виллы перемещались рабы (Адриан не желал, чтобы их и перемещение строительных материалов видели его гости). Есть ходы совсем узкие, а есть такие, по которым может проехать и груженная доверху повозка.
Принято делить сохранившиеся руины сооружений виллы на три основных, так сказать, квартала: Восточный, Центральный (императорский) и Верхний. Первые раскопки были проведены по инициативе папы Пия II в XV в. А XVI в. дал самые ценные находки. Первые системные научные исследования виллы провел в 1560 г. археолог и архитектор Пирро Лигорио (1514-1583 гг.), в результате которых составил первую карту виллы, так что в основе топографии виллы Адриана лежит традиция XV-XVI вв. Современные исследователи считают эту топографию не очень-то верной, а к некоторым названиям относятся, как к недоразумению. Скажем, в морском театре ничто не указывает на какую-либо его связь, хотя бы декоративную, с темой моря, хотя это очень интересная по своей архитектуре небольшая вилла, окруженная рвом с водой. А Золотая площадь называется так только потому, что при раскопках там было найдено сравнительно больше, чем в других местах, золотых и позолоченных деталей интерьеров. Были ли библиотеки действительно библиотеками? — вопрос опять-таки не проясненный. У Адриана не могло не быть библиотеки, но функционально интерьер строений-библиотек более соответствовал залам, скажем, для настольных игр. Так или иначе, но пока в ходу названия XVI в., поскольку другой научно обоснованной топографии еще не создано: вилла вообще до странности мало изучена, и надо понимать, что многие названия на ее территории в разной степени условны. За исключением разве что канопа, где аналогии с александрийским Канопом очевидны: бассейн символизирует дельту Нила, а павильон Серапион — храм эллинистического бога Сераписа. Поэтому самое правильное, что можно делать, будучи на вилле Адриана, — просто любоваться совершенными пропорциями сохранившихся руин, пусть гипсовыми, но точными копиями скульптур. И постараться запечатлеть для себя эту удивительную симфонию архитектуры, искусства, ландшафтов и восторженного отношения к красоте в самом широком смысле этого слова.
Вилла Адриана на карте

Общая информация

Археологическая зона на основе архитектурного комплекса, созданного римским императором Адрианом во II в. в Тибуре (современный город Тиволи).
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1999 г.

Цифры

Расстояние от Рима: 24 км.
Площадь: около 120 га.
Самые высокие точки: Академия и Золотая долина (около 100 м).
Население Тиволи: 53 040 чел. (2013 г.).

Достопримечательности

Восточный квартал: греческий театр, палестра, нимфей (храм Венеры), стоа пейчиле (расписной портик), крипта ченто камирелле (сто комнаток), зал философов, морской театр, греческая библиотека, латинская библиотека, термы с подогревом от солнечных лучей, Оспитали (возможно, гостевой дом, но, вероятнее всего, казарма охранников), предположительно в том самом месте, которое Адриан называл Темпейской долиной, руины летнего (?) дворца — гостевой триклиний, дорический (тронный) колонный зал, восьмиугольный зал с куполом из треугольных сегментов, павильон Темпе, Золотая площадь.
Центральный квартал: руины зимнего (?) дворца, Домус (Домик) — вестибюль дворца, атриум,сад-стадион, четырехсторонний портик с рыбным прудом, большие термы, малые термы, павильон Преторий, антиквариум,каноп, павильон Серапион.
Верхний квартал: обзорная башня Роккабруна, Академия, круглый храм Аполлона, зал, где, предположительно, содержали жертвенных животных.
Музей «Вилла Адриана».

Любопытные факты

■ Любимым архитектором Адриана был Аполлодор Дамасский, сирийский грек по происхождению и раб, который руководил строительством форума Траяна и проявил себя как гениальный инженер при возрождении Пантеона (ок. 125 г.). Император и раб находились в отношениях учителя и ученика, и учеником был император. Подавно бытующей версии об их взаимоотношениях, Аполлодор в какой-то момент начал резко критиковать вкус Адриана, в частности постройки на вилле, за что был по его приказу сослан, а затем убит. Говоря об эклектике виллы, многие историки архитектуры ссылались на авторитет Аполлодора. Но, изучив досконально детали этого «бродячего сюжета», современные исследователи — и среди них англичанин Р.Т. Ридпи в работе «Аполлодор из Дамаска» (1989 г.) — пришли к выводу, что в этой истории много противоречий и выдумок. Скорее всего, это миф, сложившийся по наветам сенаторов, которые не могли простить Адриану его требовательности к ним, а Аполлодору — его одаренности.
■ Вилла Адриана пережила несколько периодов запустения и разрушения. Сначала ее забросила вдова Адриана (детей у них не было). В III в. виллу частично отреставрировал Домициан II (хронология отмечает только его восстание в Галлии в 270 г.). Есть также сведения, не слишком, правда, достоверные, что Константин I Великий (272-337 гг.) для украшения своего дворца в Константинополе вывез отсюда множество статуй, хотя теоретически это вполне могло быть. Потом здесь «добывали» мраморную облицовку и другие «стройматериалы», не говоря уже о ценностях, местные жители — и бедные, и состоятельные. В VI в. на вилле мародерствовали вестготы, ставшие тут военным лагерем. В XVI в. кардинал Ипполито II д'Эсте, вилла которого строилась по соседству (также объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, с 2001 г.), счел возможным забрать для ее украшения довольно много мраморных колонн с виллы Адриана, очевидно, полагая, что иначе их могут перевести на известку, что уже бывало. Разграбление виллы продолжалось вплоть до 1870-х гг., когда правительство Италии выкупило у владельцев виллы основную часть ее территории.
■ Считается, что около 300 произведений искусства с виллы Адриана находятся сегодня в лучших музеях мира и в частных коллекциях. Это статуи, гермы, рельефы, портреты, фрагменты мозаик. Среди них статуи работы Фидия, Праксителя и других выдающихся скульпторов Древней Греции.
■ На вилле Адриана было 17 мраморных статуй его фаворита — юного красавца Антиноя, грека из провинции Вифиния в Малой Азии. В 19 лет юноша утонул в Ниле при неясных обстоятельствах во время путешествия с Адрианом по Египту. Горю императора не было предела, и он провозгласил Антиноя богом. Это было неслыханно: обожествлялись после смерти только императоры, но сенат не посмел перечить Адриану.
■ Лучшими изображениями ускользающей красоты виллы Адриана уже в полуразрушенном состоянии в мировом искусстве считаются гравюры Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778 гг.).
■ Римский историк, политик и писатель IV в. Секст Аврелий Виктор в своем капитальном труде «О цезарях», где собрал биографии римских императоров от Августа до Констанция II, сообщает, что при Адриане постоянно находилась целая армия, состоящая из зодчих, художников, зарисовывающих все, что привлекало внимание императора, каменщиков, плотников, чернорабочих.
Как в настоящем войске, они составляли центурии и когорты, и дисциплина в этих «стройбатах» была соответствующая.
■ В 2006 г. вилла Адриана едва не лишилась статуса объекта Всемирного наследия из-за плачевного состояния руин, но Италия предоставила ЮНЕСКО убедительные гарантии того, что все меры по их сохранению будут приняты.
■ За последние три года итальянские археологи под руководством Патрицио Пенсабене открыли на вилле Адриана неизвестное дотоле сооружение, предположительно павильон-музей, и фрагменты колоссальной статуи, судя по некоторым деталям, скорее всего, Немезиды. Экспедиция Марины Де Франческини обнаружила в Верхнем квартале еще одну систему подземных ходов. Раскопки продолжаются, все говорит о том, что, возможно, будут найдены руины еще одного дворца, как минимум большого павильона. А может, и не одного.

6
0
5 634
Италия

Предыдущие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх