Матера (город)
История города
Матера — центр одноименной южно-итальянской провинции, расположившийся у небольшого каньона, по дну которого протекает река Гравина. Каньон, сформировавшийся в результате процессов водной эрозии, находится на плоскогорье Мурджа — известняковой возвышенности, в которой река Гравина образовала и другие формы карстового рельефа — пещеры, воронки и промоины, во множестве встречающиеся как вокруг города, так и прямо в нем.Место кажется довольно неприветливым: вокруг — одни известняковые скалы, почвы на них практически нет, отчего и деревьев мало. Растительность если и есть кое-где, то это колючие кустарники, цепляющиеся за склоны каньона.
Как это ни странно, однако люди еще со времен палеолита селились именно в этом негостеприимном на вид каньоне плоскогорья Мурджа. Возможно, первые жители этих мест оценили недоступность для врага и хищников облюбованных карстовых пещер. В пещерах и в наши дни все еще находят следы жизни людей палеолита-неолита.
Точно известно, что до появления на территории современной Матеры греков и римлян здесь жили луканы — люди одного из древнеиталийских племен, отличавшиеся крайней воинственностью: если они не воевали с соседями, то уходили служить наемниками к македонцам.
Когда здесь появился город, точно неизвестно: по одной из версий, он был основан римлянами в III в. до н. э. В античные времена он назывался Матеола — дань уважения древнеримскому консулу Квинту Цецилию Метелле Нумидийскому (около 160-91 гг. до н. э.), приложившему немало усилий для защиты города: под его присмотром город окружили высокими укреплениями. Это было необходимо, потому что Матера находилась рядом с Аппиевой дорогой, жители богатели на перепродаже пшеницы и обслуживании проезжих торговцев. Выгодное положение имело и обратную сторону: город не раз был разграблен во время бунтов, и во время Второй Пунической войны (218-202 гг до н. э.) карфагеняне его полностью разрушили.
Когда Западная Римская империя погибла во время нашествия готских племен, в V-VI вв. Матера оказалась сначала под властью Византии, а в VII в. ее захватили лангобарды, и город вошел в состав Беневентского герцогства — части Лангобардского королевства.
В VII-VIII вв. в скалах появились вырезанные в них храмы, которые создали монахи — бенедиктинцы и василиане. Было это еще до того, как христианство распалось на католичество и православие.
Эпоха раннего Средневековья — череда бесконечных феодальных войн на юге Италии. В конце VIII в. Матеру захватили отряды короля франков Карла (742/748-814 гг.), в IX в. — короля Италии Людовика II (825-875 гг.). В конце X в. горожане едва сумели удержать город, осажденный сарацинами, когда те пытались создать на юге Италии плацдарм для захвата всего полуострова. В начале XI в. город был захвачен византийцами, а в 1043 г. — норманнами графа Вильгельма Железная Рука (около 1010-1046 гг.).
Да самой Второй мировой войны Матера оставалась тихой провинцией, время от времени вздрагивавшей от землетрясений. Но 21 сентября 1943 г., накануне вступления англо-американских войск, Матера стала первым городом в Италии, поднявшим восстание против немецких оккупантов.
Каменный улей
На плане города видно, как постепенно, начиная от края каньона, хаотичная старинная пещерная застройка сменяется прямыми линиями улиц с современными жилыми кварталами.Действительно, в Италии, если кто-то скажет про «пьетра альвеаре» — каменный улей, то окружающие без объяснений поймут, что речь идет о Матере.
Исторический центр Матеры именуется Сасси (по-итальянски «камни»): это относительно небольшой участок ромбических очертаний со сторонами около 500 м. При древних греках здесь находился античный акрополь, раскопки которого ведутся и сегодня. Но главная особенность Сасси в том, что эта часть Матеры выдолблена в скале, за что и получила прозвище Ла Читта Соттерания, или Подземный город. Город состоит из множества природных гротов, катакомб, водных резервуаров, аркад, жилых построек, церквей и даже дворцов. Все они либо сложены из камня, либо вырублены прямо в скале, создавая неповторимый природно-городской ландшафт. В некоторых местах города улицы пролегают по крышам домов.
Городские власти придумали, как использовать пещеры без вреда для них: прямо в пещерном комплексе Св. Николая устраивается ежегодная ретроспектива современной скульптуры Гранди Мостре ней Сасси.
Особое внимание зодчие древности уделили созданию водных дождевых резервуаров: поднимать воду в город от реки совсем непросто. Самый большой резервуар сохранился до наших дней, за гигантские размеры его прозвали «Длинным водолазом»: его стены достигают высоты 15 м, и по нему перемещаются под землей на лодке. Как и прочие резервуары в Матере, «Длинный водолаз» предназначен для сбора дождевой воды, откуда она распределяется по всему городу.
Еще в первой половине XX в. стало ясно, что нельзя более оставлять людей в этом древнем месте, где люди жили в помещениях, сооруженных еще 9 тыс. лет назад. К тому же этот район постоянно страдал от малярии, распространявшейся от реки и застойных вод в старинных резервуарах. В 1950-х гг. большая часть населения Сасси была переселена в специально построенные современные районы, к западу и северу от исторического ядра города (многих пришлось переселять насильно, так они свыклись со своими пещерами). Так как денег на программу переселения не хватает, немало жителей Матеры и сегодня живут в скалах — без всяких удобств. Для многих «матерани» такое положение привычно: уровень бедности здесь очень высок, а доходы населения — самые низкие в Италии.
Почти в самом центре Сасси высится кафедральный собор с квадратной в плане колокольней высотой 52 м. Это первая наземная церковь, принадлежавшая братству Христа Бичеванного. Собор был заложен еще в 1230 г., когда Матера стала резиденцией архиепископа. Строительство было завершено лишь в 1270-х гг. королем Сицилии Карлом I Анжуйским (1227-1285 гг.). Поначалу собор был посвящен Св. Евстахию — покровителю города. В 1318 г. городские власти подняли статус собора, «перепосвятив» его в честь Мадонны делла Бруна. С тем же временем связано зарождение культа этой Мадонны и праздника Богоматери делла Бруна.
Каждый год 2 июля в пять утра через весь город проходит «Процессия пастухов» с картиной Богоматери. В полдень горожане идут шествием по Матере, сопровождая статую Мадонны делла Бруна, движущуюся на большой повозке из папье-маше, влекомой мулами. За повозкой следует архиепископ с клиром, охраняемые «рыцарями делла Бруна» в железных доспехах. По окончании шествия на площади Витторио Венето повозку оставляют, горожане разламывают ее на части и разбирают по домам — «на счастье».
В 1993 г. Сасси — «Город в скалах» — вместе с его древними скальными храмами и фресками в византийском стиле был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Общая информация
Местонахождение: Южная Италия.Административный статус: центр провинции Матера, регион Базиликата, Италия.
Административное деление: 5 районов (Ла-Мартелла, Пиччиано А, Пиччиано Б, Венусио, Виладжио Тиммари).
Основан: III в. до н. э.
Язык: итальянский (матеранский диалект).
Этнический состав: итальянцы, мигранты из Румынии, Китая, Албании, Болгарии, Марокко.
Религия: католицизм.
Денежная единица: евро.
Река: Гравина.
Цифры
Площадь: 392,09 км2.Население: 60 406 чел. (2015 г.).
Плотность населения: 154 чел/км2.
Высота над уровнем моря: 401 м.
Удаленность: в 40 км к северу от побережья Средиземного моря.
Климат и погода
Средиземноморский.Средняя температура января: +6°С.
Средняя температура июля: +25°С.
Среднегодовое количество осадков: 430 мм.
Относительная влажность воздуха: 65-70%.
Экономика
Промышленность: пищевая (оливковое масло, виноделие, мукомольная), производство керамических и терракотовых изделий.Традиционные ремесла: изделия из папье-маше, керамика.
Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.
Достопримечательности
Исторические
Исторический центр Сасси (районы Сассо Кавеозо, Сассо Баризано и Чивита, около 670 г.), водный резервуар Palombaro lungo («Длинный водолаз», 1 тыс. до н. э.).
Архитектурные
Замок Трамонтано (начало XVI в.), дворцы ель Седиле (1540 г.), Ланфранки (1668-1672 гг.) и д'Анунциата (1735 г.), фонтан Фердинанда (1832 г.), вилла Лонго (ХІХ в.).
Культовые
Церкви Луции на мальве (VIII в.), Богоматери Добродетели (IX в.), Св. Варвары (ІХ-Х вв.), Св. Петра Баризано (X в.), Богоматери Одигитрии (XII в.), Св. Иоанна (XII в,), Св. Франциска Ассизского (XIII в.), Сан-Доменико (1230 г.), Кафедральный собор Матеры (1270 г.), Св. Клары (конец XVII в.), монастырь Св. Августина (1592 г.).
Культурные
Палеонтологический музей, Музей современной скульптуры MUSMA, Национальный музей средневекового и современного искусства, Национальный музей Доменико Ридола,археологические раскопки на холме Тиммари.
Природные
Национальный парк плоскогорья Альта-Мурджа, исторический природный и археологический парк Мурджа-Матерана (Сассо, плато Мурджия, ущелье реки Гравина, 1990 г.), природный заповедник и озеро Сан-Джулиано, холм Тиммари.
■ Матера — это еще и название средне-неолитической керамики, которую находят в обнесенных рвами древних поселениях и пещерах в районе города Матера и других местах Южной Италии. Это темная лощеная керамика в виде кубков и кувшинов, с прямоугольным геометрическим орнаментом, процарапанным после обжига и заполненным красной охрой. Также матерой называют темную тонкостенную посуду, расписанную широкими полосами алого цвета.
■ Некоторые исследователи полагают, что Матера была основана древними греками. В доказательство они приводят старый герб города с изображением вола и колосьев пшеницы — очень распространенный символ Древней Греции, встречающийся на монетах. Изображение быка с тремя колосьями пшеницы сохранилось на гербе города и до наших дней. Герб несет девиз Bos Lassus Firmius Figit Pedem, который можно перевести с латинского, как «Вол устал тянуть ярмо», что отражает события многовековой давности, когда горожане взбунтовались против налогов и запугиваний со стороны феодалов.
■ Нет единства мнений и относительно названия города, которое могло произойти от тага (груда камней), meteoron (звездное небо, так как в ночное время дома-пещеры Сасси, освещенные изнутри, походили
на него), madre terra (Мать-земля), matterah (тюрьма) или те terah (чистая вода).
■ В историческом центре Сасси было построено много садов, прямо над пещерами, которые в эпоху Возрождения использовались как кладбища. Создалась парадоксальная ситуация: люди жили под землей, а усопших хоронили буквально у себя над головой.
■ Водные резервуары Матеры построены так, что в них происходит естественная фильтрация воды: каменные полости вырезаны в виде перевернутого конуса, твердые частицы оседают в узкой части отстойника, а на поверхности сохраняется вода, пригодная для употребления. Один-два раза в год цистерну чистили: через горловину опускали маленького ребенка, выскребавшего грязь.
■ Быт жителей Матеры был крайне просто обустроен из-за тесноты. Кровать, как правило, была одна — широкая и очень высокая, до 120 см от пола: так было теплее, и под кроватью оставалось место для сена (скот и птицу держали в соседней комнате) и дров. Дети спали в выдвинутых ящиках комода. Стол был маленький, за ним сидели мать с отцом, а дети ели стоя.
■ Электричество появилось в Матере только в 1930-х гг.
■ В годы Второй мировой войны Матера прославилась исключительной отвагой своих горожан, первыми на юге Италии выступивших с оружием в руках против итальянского и немецкого фашизма. После войны город был награжден государственной Серебряной медалью «За воинскую доблесть» (AI valore militare) — как сказано в аттестате, «за исключительное самопожертвование».
■ Необычный вид города, вызывающий ассоциации с библейским описанием Иерусалима, привлекал выдающихся кинорежиссеров, снявших здесь такие известные художественные фильмы, как «Евангелие от Матфея» (Пьер Паоло Пазолини, 1964 г.), «Христос остановился в Эболи» (Франческо Рози, 1979 г.), «Царь Давид» (Брюс Бересфорд, 1985 г.), «Страсти Христовы» (Мел Гибсон, 2004 г.), «Омен» (Джон Мур, 2006 г.), «Бен-Гур» (Тимур Бекмамбетов, 2016 г.).
Любопытные факты
■ Дома вырезаны в известняке так, чтобы летом солнечный свет падал в жилище сверху вертикально и не раскалял помещение, а зимой проникал под углом глубже в гроты и согревал их. Это, в частности, помогало круглый год поддерживать довольно высокую температуру в домах-пещерах.■ Матера — это еще и название средне-неолитической керамики, которую находят в обнесенных рвами древних поселениях и пещерах в районе города Матера и других местах Южной Италии. Это темная лощеная керамика в виде кубков и кувшинов, с прямоугольным геометрическим орнаментом, процарапанным после обжига и заполненным красной охрой. Также матерой называют темную тонкостенную посуду, расписанную широкими полосами алого цвета.
■ Некоторые исследователи полагают, что Матера была основана древними греками. В доказательство они приводят старый герб города с изображением вола и колосьев пшеницы — очень распространенный символ Древней Греции, встречающийся на монетах. Изображение быка с тремя колосьями пшеницы сохранилось на гербе города и до наших дней. Герб несет девиз Bos Lassus Firmius Figit Pedem, который можно перевести с латинского, как «Вол устал тянуть ярмо», что отражает события многовековой давности, когда горожане взбунтовались против налогов и запугиваний со стороны феодалов.
■ Нет единства мнений и относительно названия города, которое могло произойти от тага (груда камней), meteoron (звездное небо, так как в ночное время дома-пещеры Сасси, освещенные изнутри, походили
на него), madre terra (Мать-земля), matterah (тюрьма) или те terah (чистая вода).
■ В историческом центре Сасси было построено много садов, прямо над пещерами, которые в эпоху Возрождения использовались как кладбища. Создалась парадоксальная ситуация: люди жили под землей, а усопших хоронили буквально у себя над головой.
■ Водные резервуары Матеры построены так, что в них происходит естественная фильтрация воды: каменные полости вырезаны в виде перевернутого конуса, твердые частицы оседают в узкой части отстойника, а на поверхности сохраняется вода, пригодная для употребления. Один-два раза в год цистерну чистили: через горловину опускали маленького ребенка, выскребавшего грязь.
■ Быт жителей Матеры был крайне просто обустроен из-за тесноты. Кровать, как правило, была одна — широкая и очень высокая, до 120 см от пола: так было теплее, и под кроватью оставалось место для сена (скот и птицу держали в соседней комнате) и дров. Дети спали в выдвинутых ящиках комода. Стол был маленький, за ним сидели мать с отцом, а дети ели стоя.
■ Электричество появилось в Матере только в 1930-х гг.
■ В годы Второй мировой войны Матера прославилась исключительной отвагой своих горожан, первыми на юге Италии выступивших с оружием в руках против итальянского и немецкого фашизма. После войны город был награжден государственной Серебряной медалью «За воинскую доблесть» (AI valore militare) — как сказано в аттестате, «за исключительное самопожертвование».
■ Необычный вид города, вызывающий ассоциации с библейским описанием Иерусалима, привлекал выдающихся кинорежиссеров, снявших здесь такие известные художественные фильмы, как «Евангелие от Матфея» (Пьер Паоло Пазолини, 1964 г.), «Христос остановился в Эболи» (Франческо Рози, 1979 г.), «Царь Давид» (Брюс Бересфорд, 1985 г.), «Страсти Христовы» (Мел Гибсон, 2004 г.), «Омен» (Джон Мур, 2006 г.), «Бен-Гур» (Тимур Бекмамбетов, 2016 г.).