Хал-Сафлиени (гипогей)

Хал-Сафлиени (гипогей)
Историки и археологи продолжают строить догадки относительно того, кто же создал в толще известняка «город мертвых», много позже получивший название Хал-Сафлиени. Лабиринт создавало не одно поколение жителей Мальты.

Гипогей — храм смерти

Около шести тысяч лет назад на острове Мальта в известняковой толще люди создали целый лабиринт коридоров и залов. Древние греки назвали такие сооружения гипогей, что означает «подземный». Позднее оно было названо Хал-Сафлиени, с 1980 г. включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Считается, что Хал-Сафлиени — древнейший подземный храм в мире, хотя находятся и противники такой точки зрения, считая его подземным некрополем.
Обнаружили гипогей в 1902 г. Бригада строителей занималась сооружением котлована для нового дома и наткнулась на большие подземные пустоты. Они разрушили часть сооружения, и теперь она утеряна навсегда. Но зато уцелел внушительный главный вход, который вел внутрь лабиринта. Строители пощадили его, так как использовали гроты и ниши для свалки строительного мусора.
Возможно, помещения просто засыпали бы, но находка вызвала большой интерес отца-иезуита Эммануэля Магри (1851-1907) — ректора семинарии на острове Гоцо, что входит в Мальтийский архипелаг и является территорией государства Мальта. Отец Эммануэль был очень образованным человеком — этнографом, писателем и пионером мальтийской археологии.
Он первым начал раскопки и обнаружил многочисленные кости — людей и жертвенных животных, а также открыл геометрические узоры и следы охры. Отец Эммануэль вел раскопки с 1902 по 1906 г.
В 1907 г. отец Эммануэль скончался, и его труд продолжил светский ученый Темистоклес Заммит (1864-1935) — мальтийский археолог, историк, позднее ставший первым директором Национального археологического музея Мальты в Ла-Валетте. Именно он выдвинул гипотезу о том, что в гипогее находился оракул, к которому устремлялись за советом паломники со всего Средиземноморья.
Дальнейшие раскопки показали, что в период использования гипогея над ним был построен храм, обозначавший вход в него. Когда же со временем храм разрушился, его обломки загромоздили вход, и он на протяжении многих веков был скрыт от глаз людей.
Также было выяснено, что основой для создания гипогея послужила природная пещера, которую постепенно расширяли и видоизменяли. При этом древние строители использовали такие грубые инструменты, как зубила и скребки из рога оленя, кремня, рогового камня (кремнистого сланца) и обсидиана.
Время использования гипогея (4000-2500 гг. до н. э.) было установлено после изучения керамических черепков и остатков человеческих костей. Большая часть костей была утеряна ранее, но сохранившиеся черепа ныне выставлены в Национальном археологическом музее Мальты. Было обнаружено еще множество различных предметов: глиняные горшки с загадочными орнаментами, каменные и глиняные бусы, перламутровые пуговицы из морских раковин, различные амулеты, каменные топоры и резные фигурки людей и животных, в том числе знаменитая «Спящая женщина». Фигурки были как абстрактными, так и приближенными к натуре, и все имели прямое отношение к культу предков и духовной трансформации.
В стенах палат были выдолблены могильные ниши, а в них хранились останки большого количества людей. По предположению археологов, в Хал-Сафлиени было захоронено около семи тысяч человек. Тут же были найдены и останки животных, предположительно жертвенных.
Строители подземного комплекса, судя по его структуре, не стремилась углубляться в толщу известняка. Сооружение скорее представляет прообраз крипты средневекового христианского храма, построенной под наземным храмом и заметно раздавшейся вширь.
Сооружение располагается на глубине 11 м и состоит из 34 помещений. Они находятся на трех уровнях, соединяясь между собой лестницами и переходами.
Верхний уровень погружается под землю на 10 м. Здешние помещения очень похожи на те, что были в надземных храмах на берегу мальтийской бухты Св. Павла. Некоторые помещения были природного происхождения, которым придали более правильные очертания. Камер тут много, назначение их неясно. Одно известно точно, что часть из них использовалась для погребения.
Средний уровень появился позднее верхнего.
Самое большое помещение было названо Главной палатой. У него весьма необычная яйцеобразная форма. Историки считают, что она была придана ей, когда на Мальте царил культ плодородия Матери-Земли. А овальная форма должна была, вероятно, олицетворять женское чрево.
В камере есть несколько входов, выполненных в виде трилитона: из трех камней — два вертикальных, один уложен на них горизонтально.
Через трилитоны проходы либо ведут в другие палаты, либо это «слепые» входы.
Прочие палаты разных форм и размеров, никакой системы создатели этого небольшого «подземного мира» не придерживались. В облике некоторых палат заметно влияние архитектуры мальтийских наземных храмов.
Раскопки в гипогее помогли раскрыть процесс захоронения, проходивший в несколько этапов. Сначала покойника помещали в одну из ниш в подземной палате, где он находился до тех пор, пока плоть не отойдет от костей. Затем кости и предметы, которыми покойный был снабжен в последний путь, собирали и хоронили внутри лабиринта, пересыпая красной охрой. Предположительно, охра должна была символизировать цвет крови, придавая костям «жизненную силу». Так как покойных было много, их не хоронили по отдельности, а складывали друг на друга.
Погребальные камеры очень малы: чтобы заглянуть внутрь, надо встать на колени. Некоторым удается протиснуться в них ползком. Все камеры глухие, кроме одной, что продолжается дальше в виде бесконечного тоннеля и теряется в глубоких и неисследованных пустотах скалистой породы острова. Рассказывают о том, что некоторые смельчаки, которым удавалось протиснуться в камеру, пропадали в глубине хода бесследно и навсегда.
На среднем уровне имеются помещения, что предположительно использовались для проведения ритуалов. Например, загадочное прямоугольное помещение, названное Палатой оракула. У него необычный звуковой резонанс: если издать в этом месте какие-то звуки, эхо прокатится по всему трехуровневому комплексу. Такой эффект образуется благодаря резонансной нише, с большим искусством выдолбленной в стене палаты. На стенах археологи обнаружили спиральные рисунки, выполненные минеральной краской — красной охрой.
Рядом находится еще одно помещение с раскрашенными стенами и углубленным отпечатком человеческой ладони. Рядом с ним — двухметровой глубины помещение, прозванное Змеиной ямой. Она могла служить и для содержания ритуальных змей (на Мальте они водятся, но все — неядовитые), и для сбора пожертвований, и выступать в роли священного колодца.
Последнее помещение на среднем уровне именуется Святая святых, но, вероятно, оно же было и самым главным во всем сооружении. Оказывается, оно создано так, чтобы солнце освещало его во время зимнего солнцестояния через отверстие в утраченной крыше.
На нижнем уровне не найдено было ничего, даже костей, только вода. Эти камеры вполне могли служить, например, складом зерна.
гипогей Хал-Сафлиени на карте

Общая информация

Местонахождение: восток Средиземого моря.
Административная принадлежность: г. Паола, район Южная Гавань, Юго-Восточный регион, Республика Мальта.
Основано: около 4000 г. до н.э.
Заброшено: около 2500 г. до н.э.
Языки: мальтийский, английский, итальянский.
Этнический состав: мальтийцы, британцы.
Религия: католицизм, англиканство.
Денежная единица: евро.

Цифры

Площадь: 500 м2.
Удаленность: 5 км к югу от г. Ла-Валетта.

Климат и погода

Субтропический средиземноморский.
Теплое сухое лето, прохладная влажная зима.
Средняя температура января: +12,8°С.
Средняя температура июля: +26,6°С.
Среднегодовое количество осадков: 600 мм.
Среднегодовая относительная влажность: 75%.

Достопримечательности

Комплекс археологического памятника Хал-Сафлиени (6 тыс. лет назад)

  • Верхний уровень (камеры, в том числе погребальные)
  • Средний уровень (Главная палата, Палата оракула, Змеиная яма, Святая святых, прочие палаты)
  • Нижний уровень (камеры неясного назначения)

Музей Хал-Сафлиени

Любопытные факты

  • Название археологическому памятнику дала улица города Паола, на которой его обнаружили в 1902 г.
  • При раскопках в гипогее была найдена каменная статуэтка, изображающая дородную спящую женщину, и хранящаяся сейчас в Национальном археологическом музее Мальты. Считается, что эта находка подтверждает связь между формой Главной палаты и культом женского плодородия.
  • В 1992-1996 гг. гипогей находился на реставрации, его закрыли для посещения. Сегодня в него пропускают не более 80 туристов в сутки, и желающим приходится заранее заказывать место в экскурсионной группе из не более 10 человек.
  • В гипогее установлена система искусственного климата, способствующая сохранности рисунков на стенах и самих стен.
  • Незначительное количество черепов, обнаруженных в погребальных камерах гипогея, обладали удлиненной формой, схожей с черепами жрецов из захоронений в Древнем Египте. Эта находка породила массу самых невероятных гипотез о людях, похороненных в гипогее, о их происхождении и религии.
  • Возможно, загадки мальтийского гипогея могла бы раскрыть последняя рукопись отца Эммануэля, подводившая итог его изысканиям. Самым ценным в той работе было описание выброшенного строителями наружу содержимого захоронений, которое быстро погибло под солнцем и дождем. Однако отец Эммануэль скончался в 1907 г., когда находился с миссией в Тунисе, и рукопись была утеряна.
  • Гипогей был открыт для общественного посещения в 1908 г., когда раскопки все еще продолжались.
  • Некоторые находки в гипогее указывают на то, что он служил еще и местом, где обучали жриц, «работавших» оракулом.
  • Акустические исследования, проведенные мальтийским композитором Рубеном Зарой и группой итальянских ученых, показали, что звук в Палате оракула резонирует на частоте 110 Гц, что соответствует частотам резонанса во многих других древних культовых сооружениях, в частности в ирландском Ньюгрейндже.

3
0
4 077
Мальта

Предыдущие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх