Вовнушки
Башни Ингушетии
По-русски название Вовнушки звучит мягко. По-ингушски же — грозно: «вов», а если уж совсем точно — «воув», это — «боевая башня», а «наче» — «родина», «место рождения». Обычно название Вовнушки трактуется лаконичнее: «место боевых башен». Нет точных сведений о том, когда появились эти башни. Большинство историков ссылается на XVI-XVII вв., некоторые уверенно относят строения Вовнушек исключительно к XVII в., но есть и те, кто убежден, что, по крайней мере, начало строительства башен или их менее монументальных прототипов можно отнести к XII в.
Ссылки на это столетие отнюдь не безосновательны. За ними стоят легенды и местная топография. По преданию, записанному историком А. Тутаевым, жила в ущелье реки Асса (Эсса) примерно в XII в. семья, главой которой был Га. У него был сын Элберд (Апби-ерд), а у того — три сына: Эги, Хамх и Таргим. На склоне лет Элберд разделил свои владения по справедливости и в соответствии с образом жизни сыновей: старшему, Эги, разводившему лошадей, отошли луга, среднему, Хамху, охотнику — горные склоны и леса, младшему, строителю Таргиму, — отцовское хозяйство. Братья были дружны и поклялись поддерживать друг друга всегда и во всем. Они построили свои жилые башни — «галга», а также, конечно, «вов» близ дорог, ведущих с гор к ущелью. Три близлежащих к Вовнушкам башенных аула называются Эгикал (древнее название — Эгикеал), Хамхи и Таргим. В Таргиме в 2013 г. жило шесть человек. В Эгикале и Хамхи никто не живет. Археологами установлено, что начало строительства жилых башен «гала» в Таргиме, самом большом из этих трех аулов, относится к XII в. Тут можно положиться не только на предания и археологические раскопки. В ингушских семьях дело чести — знать происхождение своих предков и историю семьи до самых древних колен. Большинство самых многочисленных ингушских тейпов происходят из этих трех аулов.
Сами ингуши с древности называли себя «галгай», или «галгаи», то есть «строители башен», или «люди башен». У входа в Ассинское ущелье был построен аул Онгушт (Ангушт, Ингушт), ныне это — село Таринское Пригородного района Северной Осетии. Как полагает грузинский ученый-историк В. Багратиони, произошло это в XVII в. По этому аулу галгаев стали звать ингушами русские казаки в XIX в. Новый этноним прижился довольно быстро, и галгаи ничего против этого не имели, ведь «ингушт» означает «место, с которого видны дали», а это звучит весомо и символично.
В первой половине XIII в. по Кавказу прошли монголо-татарские орды. Алания, в состав которой входили тогда и праингушские вайнахские племена, пала. (Ослабление позиций Золотой Орды на Кавказе произошло лишь после битвы на Тереке между Тимуром и Тохтамышем в 1395 г.) Но горную часть Ингушетии (как и Чечни) за весь этот период завоеватели покорить так и не смогли. Лишь после того, как они ушли, ингуши спустились с гор. И вновь поднялись к вершинам, когда в 1562 г. в этот район Кавказа двинулся кабардинский князь Темрюк, поддержанный Иваном Грозным.
Самая активная волна переселения с гор приходится на судьбоносный для ингушского народа XVII в. Из всех этих исторических фактов следуют два вывода. Первый — укрепления (по крайней мере начиная с конца XII в., а также в XVI в.) в Ассинском ущелье не могли не существовать. Второй — вероятнее всего, в XVII в. укрепления были отстроены заново. Но они возводились на прежних местах: не могли строители XVII в. игнорировать опыт своих предков при блокировании ущелий от врагов в минувшие столетия. И значит, каждая из школ истории Кавказа в определении возраста Вовнушек и других башенных комплексов права по-своему.
Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник находится в Джейрахском районе Республики Ингушетия, на северных склонах Главного Кавказского хребта, в центральной его части, между Джейрахским и Ассинским ущельями, которые тянутся вдоль Государственной границы РФ с Грузией. В этом регионе часто дуют северные ветры, приносящие много влаги. Обильные осадки и плодородные почвы создают благоприятные условия для растительности. Несмотря на сложный рельеф местности, Горная Ингушетия — зеленый край.
Всего на территории Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника насчитывается более 500 памятников традиционной местной архитектуры.
Вовнушки, признанный шедевр башенной архитектуры всего Кавказа, сегодня представляют собой три башни с остатками стеновых укреплений. На одном скалистом берегу быстрой горной речки Гулойхи, словно вырастая из него, стоят две башни, на противоположном — третья. Башни четырехъярусные, равны по высоте примерно семиэтажному дому. Кроме этих трех башен, которые часто поэтизируют словом «замки» за их стройные силуэты на фоне величественных гор, недалеко от них сохранилось также несколько наполовину боевых и сугубо жилых башен, а также склепы. Обобщенный портрет ингушского башенного аула выглядит так: жилые башни гала строились в два-три этажа, имели плоскую земляную кровлю. Рядом — боевые башни вов высотой до шести этажей, то есть до 30 м.
Не только в Вовнушках башни совмещали и жилые, и боевые функции. Попасть в башню можно было только через второй этаж. Боевые башни Джейрахско-Ассинской горной котловины составляли единую оборонительную систему. Их располагали так, чтобы с них были хорошо видны по крайней мере два-три ближайших аула, а в случае вражеской угрозы можно было подать сигнал, пустить стрелу, которая достигнет следующего укрепления, поэтому боевые башни обычно возводили на самых высоких точках аула, а лучшим местом для них считалась, естественно, вершина скалы. Чем выше находится башенный комплекс в Горной Ингушетии — тем он древнее. На территории Джейрахско-Ассинского заповедника встречаются и отдельно стоящие сигнальные башни.
Кавказская башенная культура — культура народная, плод коллективного разумения и, само собой, представления о прекрасном. А прекрасно в этой культуре прежде всего то, что рационально и прочно. Большинство боевых башен Горной Ингушетии имеют пирамидальную, без малейших украшательств, лаконичную прямоугольную форму, сужающуюся кверху, с покатой крышей. (Башни Вовнушек — особенные, крыши у них — плоские.) Стены — толстые, бойницы — узкие, рассчитанные более всего на стрельбу стрелами. Перекрытия между этажами — мощные, во внутренней части стен есть ниши для всего необходимого. Вход в боевую башню (иногда их было два) вел сразу на второй этаж. В жилых башнях часто устраивали выложенные камнем подпольные хранилища зерна, на первом этаже держали скот, туда же помещали плененных врагов, выше жили, как правило, несколько родственных семей. Топили «по-черному», цепь, на которую вешались котлы, крепилась к потолку. Очаг, котел и цепь были реликвиями рода. Семейные некрополи, располагавшиеся недалеко от жилых башен, состояли из подземных и надземных склепов.
Технология башенного строительства в Горной Ингушетии тоже весьма своеобразна и предельно функциональна. Часто башни возводились вообще без фундамента: твердость сланцевых горных пород позволяла это. Перед тем как начать возведение башни, на земле разливали молоко. Пригодным считалось только то место, где молоко не уходило в почву. На работу отводилось ровно 365 дней. Задержка хоть на сутки означала позор семьи, по заказу которой возводилась башня. В этом случае башню бросали, а иногда и разрушали. Строительным материалом служили самые крупные речные валуны (для основания) или отесанные, но лишь немного, камни, на нижнем уровне — массивные, чем выше, тем меньшего размера и толщины. Скрепляющий раствор готовился на основе козьего молока, песка и извести, главным связующим компонентом был молочный белок казеин. В лесах горных склонов Джейрахско-Ассинской котловины самые распространенные виды деревьев — сосна, бук, дуб, ниже растут ольха, ива, клен, чинара и другие деревья и кустарники. Все они, в той или иной степени, тоже использовались в строительстве, а затем и во внутреннем обустройстве башен.
Административный центр Джейрахского района: село Джейрах.
Ссылки на это столетие отнюдь не безосновательны. За ними стоят легенды и местная топография. По преданию, записанному историком А. Тутаевым, жила в ущелье реки Асса (Эсса) примерно в XII в. семья, главой которой был Га. У него был сын Элберд (Апби-ерд), а у того — три сына: Эги, Хамх и Таргим. На склоне лет Элберд разделил свои владения по справедливости и в соответствии с образом жизни сыновей: старшему, Эги, разводившему лошадей, отошли луга, среднему, Хамху, охотнику — горные склоны и леса, младшему, строителю Таргиму, — отцовское хозяйство. Братья были дружны и поклялись поддерживать друг друга всегда и во всем. Они построили свои жилые башни — «галга», а также, конечно, «вов» близ дорог, ведущих с гор к ущелью. Три близлежащих к Вовнушкам башенных аула называются Эгикал (древнее название — Эгикеал), Хамхи и Таргим. В Таргиме в 2013 г. жило шесть человек. В Эгикале и Хамхи никто не живет. Археологами установлено, что начало строительства жилых башен «гала» в Таргиме, самом большом из этих трех аулов, относится к XII в. Тут можно положиться не только на предания и археологические раскопки. В ингушских семьях дело чести — знать происхождение своих предков и историю семьи до самых древних колен. Большинство самых многочисленных ингушских тейпов происходят из этих трех аулов.
Сами ингуши с древности называли себя «галгай», или «галгаи», то есть «строители башен», или «люди башен». У входа в Ассинское ущелье был построен аул Онгушт (Ангушт, Ингушт), ныне это — село Таринское Пригородного района Северной Осетии. Как полагает грузинский ученый-историк В. Багратиони, произошло это в XVII в. По этому аулу галгаев стали звать ингушами русские казаки в XIX в. Новый этноним прижился довольно быстро, и галгаи ничего против этого не имели, ведь «ингушт» означает «место, с которого видны дали», а это звучит весомо и символично.
В первой половине XIII в. по Кавказу прошли монголо-татарские орды. Алания, в состав которой входили тогда и праингушские вайнахские племена, пала. (Ослабление позиций Золотой Орды на Кавказе произошло лишь после битвы на Тереке между Тимуром и Тохтамышем в 1395 г.) Но горную часть Ингушетии (как и Чечни) за весь этот период завоеватели покорить так и не смогли. Лишь после того, как они ушли, ингуши спустились с гор. И вновь поднялись к вершинам, когда в 1562 г. в этот район Кавказа двинулся кабардинский князь Темрюк, поддержанный Иваном Грозным.
Самая активная волна переселения с гор приходится на судьбоносный для ингушского народа XVII в. Из всех этих исторических фактов следуют два вывода. Первый — укрепления (по крайней мере начиная с конца XII в., а также в XVI в.) в Ассинском ущелье не могли не существовать. Второй — вероятнее всего, в XVII в. укрепления были отстроены заново. Но они возводились на прежних местах: не могли строители XVII в. игнорировать опыт своих предков при блокировании ущелий от врагов в минувшие столетия. И значит, каждая из школ истории Кавказа в определении возраста Вовнушек и других башенных комплексов права по-своему.
Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник находится в Джейрахском районе Республики Ингушетия, на северных склонах Главного Кавказского хребта, в центральной его части, между Джейрахским и Ассинским ущельями, которые тянутся вдоль Государственной границы РФ с Грузией. В этом регионе часто дуют северные ветры, приносящие много влаги. Обильные осадки и плодородные почвы создают благоприятные условия для растительности. Несмотря на сложный рельеф местности, Горная Ингушетия — зеленый край.
Всего на территории Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника насчитывается более 500 памятников традиционной местной архитектуры.
Вовнушки, признанный шедевр башенной архитектуры всего Кавказа, сегодня представляют собой три башни с остатками стеновых укреплений. На одном скалистом берегу быстрой горной речки Гулойхи, словно вырастая из него, стоят две башни, на противоположном — третья. Башни четырехъярусные, равны по высоте примерно семиэтажному дому. Кроме этих трех башен, которые часто поэтизируют словом «замки» за их стройные силуэты на фоне величественных гор, недалеко от них сохранилось также несколько наполовину боевых и сугубо жилых башен, а также склепы. Обобщенный портрет ингушского башенного аула выглядит так: жилые башни гала строились в два-три этажа, имели плоскую земляную кровлю. Рядом — боевые башни вов высотой до шести этажей, то есть до 30 м.
Не только в Вовнушках башни совмещали и жилые, и боевые функции. Попасть в башню можно было только через второй этаж. Боевые башни Джейрахско-Ассинской горной котловины составляли единую оборонительную систему. Их располагали так, чтобы с них были хорошо видны по крайней мере два-три ближайших аула, а в случае вражеской угрозы можно было подать сигнал, пустить стрелу, которая достигнет следующего укрепления, поэтому боевые башни обычно возводили на самых высоких точках аула, а лучшим местом для них считалась, естественно, вершина скалы. Чем выше находится башенный комплекс в Горной Ингушетии — тем он древнее. На территории Джейрахско-Ассинского заповедника встречаются и отдельно стоящие сигнальные башни.
Кавказская башенная культура — культура народная, плод коллективного разумения и, само собой, представления о прекрасном. А прекрасно в этой культуре прежде всего то, что рационально и прочно. Большинство боевых башен Горной Ингушетии имеют пирамидальную, без малейших украшательств, лаконичную прямоугольную форму, сужающуюся кверху, с покатой крышей. (Башни Вовнушек — особенные, крыши у них — плоские.) Стены — толстые, бойницы — узкие, рассчитанные более всего на стрельбу стрелами. Перекрытия между этажами — мощные, во внутренней части стен есть ниши для всего необходимого. Вход в боевую башню (иногда их было два) вел сразу на второй этаж. В жилых башнях часто устраивали выложенные камнем подпольные хранилища зерна, на первом этаже держали скот, туда же помещали плененных врагов, выше жили, как правило, несколько родственных семей. Топили «по-черному», цепь, на которую вешались котлы, крепилась к потолку. Очаг, котел и цепь были реликвиями рода. Семейные некрополи, располагавшиеся недалеко от жилых башен, состояли из подземных и надземных склепов.
Технология башенного строительства в Горной Ингушетии тоже весьма своеобразна и предельно функциональна. Часто башни возводились вообще без фундамента: твердость сланцевых горных пород позволяла это. Перед тем как начать возведение башни, на земле разливали молоко. Пригодным считалось только то место, где молоко не уходило в почву. На работу отводилось ровно 365 дней. Задержка хоть на сутки означала позор семьи, по заказу которой возводилась башня. В этом случае башню бросали, а иногда и разрушали. Строительным материалом служили самые крупные речные валуны (для основания) или отесанные, но лишь немного, камни, на нижнем уровне — массивные, чем выше, тем меньшего размера и толщины. Скрепляющий раствор готовился на основе козьего молока, песка и извести, главным связующим компонентом был молочный белок казеин. В лесах горных склонов Джейрахско-Ассинской котловины самые распространенные виды деревьев — сосна, бук, дуб, ниже растут ольха, ива, клен, чинара и другие деревья и кустарники. Все они, в той или иной степени, тоже использовались в строительстве, а затем и во внутреннем обустройстве башен.
Общая информация
В Джейрахско-Ассинский историко-архитектурный заповедник и природный музей-заповедник в Джейрахском районе Ингушетии, основанный в 1988 г., входят более 100 башенных комплексов (от 1-2 до 60 памятников в каждом) разной степени сохранности.Административный центр Джейрахского района: село Джейрах.
Самые крупные реки Джейрахского района: Асса и Армхи (обе входят в бассейн реки Терек).
Река в районе комплекса Вовнушки: Гулойхи.
Ближайший аэропорт: Магас, имени первого Героя России генерала С.С. Останова, в столице Республики Ингушетия Магасе.
Цифры
Площадь: 628,14 км2 (Джейрахский район).
Площадь крепости Вовнушки: 4,5 га.
Население: 2737 чел. (Джейрахский район, 2013 г.).
Плотность населения: 4,4 чел/км2.
Самая высокая точка: гора Хахалги (3031 м).
Самая высокая точка: гора Хахалги (3031 м).
Высота Таргимской котловины, в которой находятся Вовнушки: 1000-1100 м над уровнем моря.
Климат и погода
Континентальный горный.Средние температуры января: от -З…+10°С (в зависимости от высоты долин и склонов над уровнем моря).
Средние температуры июля: +14…+21°С.
Среднегодовое количество осадков: 1200 мм.
Экономика
ВРП Ингушетии: 21,5 млрд руб. (2010 г.).
ВРП на душу населения: 38,1 тыс. руб.
Выращивание зерновых овощей, фруктов, картофеля, подсолнечника, винограда.
Мясо-молочное скотоводство, овцеводство (тонкорунное), козоводство, изготовление сыров в домашних условиях.
Сфера услуг: туризм.
Достопримечательности
■ Башенный оборонительный комплекс Вовнушки.■ «Кхакхале» (варианты перевода — «Троеградие, «Три крепости», «Трезубие») — Эгикал (четыре боевые, из которых полностью сохранилась одна, полубоевые, жилые башни, святилища, склепы; круглые, башнеобразные, наземные и подземные, ХII-XVII вв.), Хамхи (три полуразрушенные башни), Таргим (четыре боевые башни высотой 25-28 м, жилая башня высотой около 15 м с арочным проходом на нижнем этаже, фрагменты оборонительных стен, хорошо сохранившаяся южная часть стены укрепления).
■ Фалхан — боевая (25 м) и жилая башни, склеповый некрополь.
■ Одинокие сигнальные башни: у аула Фалхан на пути к аулам Лежг и Ольгетти, на склоне горы Мет-Лам.
■ Святилища на столовой горе Мет-Лам (2993 м): Мятцил, Мятер-Дяла, Сусон-Дэла (развалины).
■ Храмы: Тхаба-Ерды, IX-XII вв. (предположительно, заложен в XVIII в.), Алби-Ерды (развалины).
■ Башни «гала» (полуразрушенные) в аулах Фуртоуг и Бейни.
■ Государственный природный заповедник «Эрзи» в Джейрахском и Сунженском районах (в ауле Эрзи — 9 боевых и 22 жилые башни).
Любопытные факты
■ Через Ассинское ущелье проходил путь к самому удобному перевалу через Главный Кавказский хребет. По нему шли караваны, следовавшие Великим шелковым путем. В горах орудовали разбойники, и караванщики часто искали защиты в башенных аулах.■ Человек, нанявший «искусников камня» для строительства родовой башни, обязан был хорошо их кормить — чтобы у них ни в коем случае не кружилась голова, и вообще обеспечивать всем необходимым. Мастера-строители были уважаемыми в обществе людьми, не менее, чем оружейники, кузнецы,гончары и целители.