Саксайуаман
Храмовый комплекс в Перу
Рядом с перуанским городом Куско — бывшей столицей империи инков — находится храмово-крепостное сооружение Саксайуаман. Перевод названия с диалектов языка индейцев кечуа имеет несколько вариантов: «сытый сокол» и «мраморная голова», «королевский орел» и «довольный ястреб».
Обширные руины Саксайуамана расположены на высоте около 4 км над уровнем моря, что несколько выше самого Куско, приютившегося в районе долины горной реки Урубамба, в южноамериканских Андах.
О смысле и назначении сооружений Саксайуамана сегодня можно только догадываться, так как сведения о его строительстве сохранились только в легендах. Современная археология утверждает, что Саксайуаман был изначально построен как крепость и храмовый комплекс одновременно. Имелись здесь и обширные помещения для размещения воинов и жителей города, спасавшихся в храме-крепости во время осады. Саксайуаман был столь велик, что мог вместить всех жителей Куско — несколько десятков тысяч человек — одновременно. Впрочем, ряд ученых считает, что Саксайуаман строился не как крепость, а исключительно как место поклонения богам, для чего и вознесен выше города, «ближе к небу».
Нет единства мнений и в отношении первого строителя Саксайуамана: это мог быть десятый инка Тупак (Топа) Инка Юпанки (1471-1493 гг.) или его отец Пачакутек Инка Юпанки (1438-1471 гг.). Тупак Инка Юпанки правил империей в период ее расцвета, значительно расширил границы, завоевав часть территорий нынешних Эквадора и Чили. Враги инков не раз объединялись и нападали на империю, но при Юпанки всегда терпели неудачу.
Десятый инка был великим стратегом и славился своей предусмотрительностью. Строительство Саксайуамана рядом со столицей империи могло объясняться именно наличием огромного количества врагов, ненавидевших процветавшую страну и ее великолепную столицу. Укрепления Саксайуамана были не просто значительны, они поражали своей невероятной мощью и размерами.
Перуанский историк Инка Гарсиласо де ла Вега (1539-1616 гг.) описывал их так: «Первая стена демонстрировала мощь власти инков, и хотя две другие стены не меньше первой, но первая поражает величиной каменных глыб, из которых она состоит; тот, кто не видел этого сам, не поверит, что из таких камней можно что-то строить; внушают ужас они тому, кто рассмотрит их внимательно».
Современные раскопки в окрестностях Саксайуамана обнаружили строения доинкского периода (о народе, который их возвел, сведений не сохранилось), а сами инки использовали камни этих построек при насыпке самых больших террас храма-крепости.
Пятьдесят лет строили Саксайуаман — вплоть до начала XVI в., как раз до появления испанских конкистадоров. Строительство осталось незаконченным. Причина — страшная эпидемия болезни, занесенной сюда вместе с европейскими завоевателями. От нее умер последний строитель Саксайуамана — одиннадцатый инка Уайна Капак (1476-1527 гг.), погибли почти все воины его армии, что ослабило империю, погрузившуюся в хаос гражданской войны.
В 1983 г. Саксайуаман, как часть Куско, внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Глядя на план цитадели Саксайуамана, убеждаешься в том, что это действительно челюсти пумы, в соответствии с анатомическим строением которой была создана столица инкского государства Куско.
При необходимости крепость могла вместить все население Куско, но множество древних построек давно разрушены испанцами, и о них можно судить только по остаткам фундамента.
Расположенный на крутом склоне горы, Саксайуаман возвышается над Куско, и отсюда открывается впечатляющий вид на всю долину.
Сохранились имена зодчих, последовательно создававших Саксайуаман: aпy Вальпа Римачи, Инка Мариканчи, Акавана Инка и Калья Кунчуй. Но даже такая подробность не проливает свет на истинное назначение этого грандиозного сооружения. Замысел погиб вместе с правителями империи и верховными жрецами.
Однако вполне понятна планировка: обращенная в сторону города часть храма-крепости стояла на таком крутом склоне, что не было смысла серьезно укреплять ее. Поэтому и стены здесь не столь мощны, как на противоположном — пологом — склоне.
Здесь протянулись три главные зубчатые стены, террасами стоящие одна над другой: первая — Тиу-Пунку, или Песчаные ворота (вокруг масса песка), вторая — Акавана-Пунку (в честь зодчего), третья — Виракоча-Пунку (в честь бога Виракоча — сотворителя мира). На стенах устроены барьеры — укрытия для защитников, внутрь ведут несколько входов. Судя по всему, входы закрывались громадными камнями с помощью подъемных механизмов.
Верхняя часть строения не сохранилась — ее разобрали испанцы для строительства домов и соборов в Куско, уцелели только те, что оказались слишком массивны. Но ранее, судя по остаткам фундаментов, на вершине стояли три башни. Самая большая именовалась Мойок-Марка, или Круглая крепость. Судя по фундаменту, она была диаметром около 25 м и состояла из трех концентрических стен. Тут же находился резервуар с водой, поступавшей по водопроводной системе из родника. Эта башня предназначалась для главного Инки, а две другие, поменьше, — Салья-Марка и Паукар-Марка — для воинов.
При строительстве стен инки использовали ту же технологию, что и при строительстве домов в Куско.
Стены сложены из больших полированных известняковых блоков — едва ли не самых больших в сооружениях доколумбовой Америки.
Каждый камень обработан таким образом, чтобы идеально прилегать к соседним камням — без намека на скрепляющий раствор. Чтобы добиться высочайшей прочности конструкции, инки не превращали камни в прямоугольные блоки, а использовали природные неровности камней как сцепляющие элементы, подгоняя их. Некоторые камни обладают десятком таких причудливых выступов, намертво соединивших глыбы друг с другом. Такой прочной сцепкой объясняется то, как стены уцелели после многочисленных землетрясений в Андах. При этом археологам удалось обнаружить из строительных инструментов только каменные рубила (инки не знали железа) и свинцовые отвесы.
Слабым местом оказалось основание стен: одни вставлены в глинистую почву, а другие стоят на смеси глины и гравия. И в наши дни самая большая угроза Саксайуаману исходит уже не от людей, а от проливных дождей, которые медленно разрушают террасы, подмывая громадные каменные стены.
В наши дни руины Саксайуамана стали местом проведения двух больших ежегодных праздников: в июне — Инти Райми, инкского праздника зимнего солнцестояния, и в сентябре — Варачику, атлетического состязания молодых людей, включающее боевые танцы, поединки и различные спортивные конкурсы.
Обширные руины Саксайуамана расположены на высоте около 4 км над уровнем моря, что несколько выше самого Куско, приютившегося в районе долины горной реки Урубамба, в южноамериканских Андах.
О смысле и назначении сооружений Саксайуамана сегодня можно только догадываться, так как сведения о его строительстве сохранились только в легендах. Современная археология утверждает, что Саксайуаман был изначально построен как крепость и храмовый комплекс одновременно. Имелись здесь и обширные помещения для размещения воинов и жителей города, спасавшихся в храме-крепости во время осады. Саксайуаман был столь велик, что мог вместить всех жителей Куско — несколько десятков тысяч человек — одновременно. Впрочем, ряд ученых считает, что Саксайуаман строился не как крепость, а исключительно как место поклонения богам, для чего и вознесен выше города, «ближе к небу».
Нет единства мнений и в отношении первого строителя Саксайуамана: это мог быть десятый инка Тупак (Топа) Инка Юпанки (1471-1493 гг.) или его отец Пачакутек Инка Юпанки (1438-1471 гг.). Тупак Инка Юпанки правил империей в период ее расцвета, значительно расширил границы, завоевав часть территорий нынешних Эквадора и Чили. Враги инков не раз объединялись и нападали на империю, но при Юпанки всегда терпели неудачу.
Десятый инка был великим стратегом и славился своей предусмотрительностью. Строительство Саксайуамана рядом со столицей империи могло объясняться именно наличием огромного количества врагов, ненавидевших процветавшую страну и ее великолепную столицу. Укрепления Саксайуамана были не просто значительны, они поражали своей невероятной мощью и размерами.
Перуанский историк Инка Гарсиласо де ла Вега (1539-1616 гг.) описывал их так: «Первая стена демонстрировала мощь власти инков, и хотя две другие стены не меньше первой, но первая поражает величиной каменных глыб, из которых она состоит; тот, кто не видел этого сам, не поверит, что из таких камней можно что-то строить; внушают ужас они тому, кто рассмотрит их внимательно».
Современные раскопки в окрестностях Саксайуамана обнаружили строения доинкского периода (о народе, который их возвел, сведений не сохранилось), а сами инки использовали камни этих построек при насыпке самых больших террас храма-крепости.
Пятьдесят лет строили Саксайуаман — вплоть до начала XVI в., как раз до появления испанских конкистадоров. Строительство осталось незаконченным. Причина — страшная эпидемия болезни, занесенной сюда вместе с европейскими завоевателями. От нее умер последний строитель Саксайуамана — одиннадцатый инка Уайна Капак (1476-1527 гг.), погибли почти все воины его армии, что ослабило империю, погрузившуюся в хаос гражданской войны.
В 1983 г. Саксайуаман, как часть Куско, внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Глядя на план цитадели Саксайуамана, убеждаешься в том, что это действительно челюсти пумы, в соответствии с анатомическим строением которой была создана столица инкского государства Куско.
При необходимости крепость могла вместить все население Куско, но множество древних построек давно разрушены испанцами, и о них можно судить только по остаткам фундамента.
Расположенный на крутом склоне горы, Саксайуаман возвышается над Куско, и отсюда открывается впечатляющий вид на всю долину.
Сохранились имена зодчих, последовательно создававших Саксайуаман: aпy Вальпа Римачи, Инка Мариканчи, Акавана Инка и Калья Кунчуй. Но даже такая подробность не проливает свет на истинное назначение этого грандиозного сооружения. Замысел погиб вместе с правителями империи и верховными жрецами.
Однако вполне понятна планировка: обращенная в сторону города часть храма-крепости стояла на таком крутом склоне, что не было смысла серьезно укреплять ее. Поэтому и стены здесь не столь мощны, как на противоположном — пологом — склоне.
Здесь протянулись три главные зубчатые стены, террасами стоящие одна над другой: первая — Тиу-Пунку, или Песчаные ворота (вокруг масса песка), вторая — Акавана-Пунку (в честь зодчего), третья — Виракоча-Пунку (в честь бога Виракоча — сотворителя мира). На стенах устроены барьеры — укрытия для защитников, внутрь ведут несколько входов. Судя по всему, входы закрывались громадными камнями с помощью подъемных механизмов.
Верхняя часть строения не сохранилась — ее разобрали испанцы для строительства домов и соборов в Куско, уцелели только те, что оказались слишком массивны. Но ранее, судя по остаткам фундаментов, на вершине стояли три башни. Самая большая именовалась Мойок-Марка, или Круглая крепость. Судя по фундаменту, она была диаметром около 25 м и состояла из трех концентрических стен. Тут же находился резервуар с водой, поступавшей по водопроводной системе из родника. Эта башня предназначалась для главного Инки, а две другие, поменьше, — Салья-Марка и Паукар-Марка — для воинов.
При строительстве стен инки использовали ту же технологию, что и при строительстве домов в Куско.
Стены сложены из больших полированных известняковых блоков — едва ли не самых больших в сооружениях доколумбовой Америки.
Каждый камень обработан таким образом, чтобы идеально прилегать к соседним камням — без намека на скрепляющий раствор. Чтобы добиться высочайшей прочности конструкции, инки не превращали камни в прямоугольные блоки, а использовали природные неровности камней как сцепляющие элементы, подгоняя их. Некоторые камни обладают десятком таких причудливых выступов, намертво соединивших глыбы друг с другом. Такой прочной сцепкой объясняется то, как стены уцелели после многочисленных землетрясений в Андах. При этом археологам удалось обнаружить из строительных инструментов только каменные рубила (инки не знали железа) и свинцовые отвесы.
Слабым местом оказалось основание стен: одни вставлены в глинистую почву, а другие стоят на смеси глины и гравия. И в наши дни самая большая угроза Саксайуаману исходит уже не от людей, а от проливных дождей, которые медленно разрушают террасы, подмывая громадные каменные стены.
В наши дни руины Саксайуамана стали местом проведения двух больших ежегодных праздников: в июне — Инти Райми, инкского праздника зимнего солнцестояния, и в сентябре — Варачику, атлетического состязания молодых людей, включающее боевые танцы, поединки и различные спортивные конкурсы.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Местонахождение: Южная Америка, юго-запад Перу.Административная принадлежность: провинция Куско, регион Куско, Перу.
Ближайший город: Куско — 420 137 чел. (2014 г.).
Языки: испанский, кечуа, аймара, ашанинка.
Этнический состав: метисы, индейцы кечуа и аймара, европейцы, азиаты, афроперуанцы.
Религии: католицизм, индейские верования.
Денежная единица: новый соль.
Самая большая стена: длина — около 400 м, высота — 6 м.
Объем каменной кладки: более 6000 м3.
Вес самых крупных камней кладки: до 200 т.
Цифры
Высота над уровнем моря: 3701 м.Самая большая стена: длина — около 400 м, высота — 6 м.
Объем каменной кладки: более 6000 м3.
Вес самых крупных камней кладки: до 200 т.
Удаленность: 7 км от центра города Куско.
Сухой сезон: апрель-октябрь.
Климат
Сухой субтропический высокогорный.Сухой сезон: апрель-октябрь.
Влажный сезон: ноябрь-март.
Средняя температура января: +13,4°С.
Средняя температура июля: +9,6°С.
Среднегодовое количество осадков: 710 мм.
Среднегодовое количество осадков: 710 мм.
Относительная влажность воздуха: 60-70%.
Экономика
Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.Достопримечательности
■ Исторические: крепостные стены Тиу-Пунку (Песчаные ворота), Акавана-Пунку и Виракоча-Пунку, «Трон Инки», фундаменты башен Мойок-Марка (Круглая крепость), Салья-Марка и Паукар-Марка.■ Город Куско: церковь Дель-Триунфо (XVI в.), Кафедральный собор (XVI-XVII вв.), церковь Компанья-де-Хесус (XVII в.), Дом Адмирала (XVII в.), музей Института археологии Национального университета, горные тропы Куапак-Ньян (Дорога государя, или Путь инки), террасный сад Типон.
Любопытные факты
■ Если верить легендам, то в плане столица инков представляет собой пуму — грациозное животное, самого крупного хищника этих мест. Названия отдельных районов города на языке кечуа прямо указывают на это: Пумакчуку — «хвост пумы», Гуакайпата — «тело пумы». Тогда «голова» пумы расположена на месте Саксайуамана, а его стены представляют собой клыки хищника.■ Еще одна легенда утверждает, что стены Саксайуамана сделаны в виде зигзага, что символизирует молнию.
■ Перуанский историк Инка Гарсиласо де ла Вега, первым подробно описавший Саксайуаман, был сыном испанского губернатора Куско и племянницы 11-го императора инков. Будучи метисом, Гарсиласо де ла Вега был чрезвычайно горд своим происхождением. В истории Южной Америки он упоминается как «первый латиноамериканец».
■ В воспоминаниях конкистадоров рассказывается о сложном лабиринте построек за стенами Саксайуамана, о множестве помещений, наполненных оружием и припасами, о зданиях с огромными оконными проемами, открывающимися в сторону Куско.
■ Была здесь еще и большая площадь для культовых церемоний, и несколько храмов. Инкский праздник Инти Райми при самих инках в последний раз был проведен в 1535 г., а затем испанская католическая церковь запретила это «языческое действо». Инки пытались проводить его тайно, но подвергались гонениям со стороны вице-короля Перу. Лишь в 1944 г. в Саксайуамане была проведена первая реконструкция исторической церемонии, основанная на записях историка Гарсиласо де ла Вега.
■ Саксайуаман был не единственным такого рода сооружением в империи инков. Два подобных укрепления они построили в своей отдаленной колонии в районе нынешней столицы Чили — Сантьяго, но они значительно уступают по размерам Саксайуаману.
■ Крепость Саксайуаман только однажды подверглась осаде: в 1536 г., во время восстания правителя Манко Инка Юпанки против испанской колонизации. Во время штурма погиб Хуан Писарро — брат знаменитого конкистадора Франсиско Писарро.
■ Камни в стенах Саксайуамана так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно вставить даже лист бумаги.
■ Среди теорий, объясняющих тщательность, с которой пригнаны камни стен Саксайуамана, встречаются и самые экзотические: использование гигантских зеркал как своего рода «лазера», помощь внеземных цивилизаций и даже участие нечистой силы. Отсюда и местные легенды о том, что инки умели плавить камень.
■ По самым осторожным оценкам, в строительстве участвовали около 70 тыс. работников.