Чан-Чан (древний город)
Очень неприветливо выглядит местность, где были найдены руины древнего города Чан-Чан. Но это сейчас, а в прошлом это была цветущая долина.
Чан-Чан — один из самых больших городов доколумбовой Америки, предположительно — крупнейший город мира, построенный из глины, процветавший в XIV — второй половине XV в., внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 г.
Руины некогда громадного — для своего времени — города находятся в устье реки Моче на тихоокеанском побережье, близ современного перуанского города Трухильо.
История
В XIV-XV вв. Чан-Чан являлся религиозной и административной столицей легендарного индейского царства Чимор доинкского периода.
Культура чиму, пришедшая на смену культуре мочика, существовала примерно с 1250 по 1470 г. В эпоху расцвета влияние Чимора распространялось до границ Эквадора на севере и до Лимы на юге. В его столице Чан-Чан жило 60-100 тысяч человек, сам же город являлся крупнейшим на южноамериканском континенте.
Город был несметно богат. Используя рабский труд, жители царства Чимор добывали золото в реках и производили из него изделия. Мастерски владея ювелирным делом, они довели до совершенства технику отливки и сварки металлов и умели наносить тонкую позолоту на любую поверхность.
Из Боливии в Чан-Чан доставляли олово и выплавляли бронзу. Производство керамики, судя по раскопкам, было поставлено на поток.
Для водоснабжения населения сооружались каналы: по ним вода горных потоков доставлялась в Чан-Чан, причем длина некоторых оказалась более 100 км.
Царство Чимор было совсем не мирным государством: оно вело агрессивную политику, покорило соседнюю сиканскую культуру и ряд других. Однако в 1470 г. под стены Чан-Чана пришли более сильные инки. Город пал, правитель царства Минчанкаман сдался, само царство Чимор было покорено и присоединено к империи инков полководцем Тупак Инка Юпанки.
После завоевания город утратил свое значение. Но разрушили его не инки, как это иногда утверждается. Они были заинтересованы больше в расширении своей империи, чем в грабеже завоеванных ими городов, которые платили дань. Город превратился в развалины, когда империей инков завладели испанцы: они искали золото, которое, как их кто-то уверил, было замуровано в глиняных стенах домов.
Археологическая зона, в границах которой находится Чан-Чан и где ведутся раскопки, занимает площадь почти в три десятка километров. Что уже красноречиво говорит о масштабах города. От океана город отделяла гавань в виде прямоугольных бассейнов, оснащенная шлюзами.
Своеобразие Чан-Чана в том, что весь огромный город сооружен из самана: смеси глинистого грунта с соломой, мелкими камнями и даже навозом для придания большей прочности.
В том факте, что останки города из такого недолговечного материала сохранились до наших дней, — никакого секрета нет, и дело не в божественной воле, как уверены местные индейцы. Главная причина в практически полном отсутствии атмосферных осадков в этом месте и соответственно сырости: главного врага самана.
В прошлом огромная столица, сегодняшний Чан-Чан — это в первую очередь сеть высоких массивных стен длиной сотни метров, многие из которых сильно разрушены.
Стены предназначались для защиты не только от нападений, но и от жаркого солнца и ветра. Поставлены они таким образом, чтобы летом жители наслаждались прохладой. Для этого стены сложены в определенном направлении, у них волнистая структура и множество отверстий.
Глиняная столица
Прямолинейная структура улиц Чан-Чана уже существовала, когда в Европе над этим еще и не задумывались.
Работы над восстановлением облика старого города ведутся и в наши дни: собирать его приходится буквально по крупицам, учитывая материал, из которого созданы его постройки.
Стены огораживают десять больших прямоугольных секторов, составляющих весь городской комплекс.
В государстве Чимор всем управляли вожди и жрецы. Для них и были предназначены прямоугольные дворцовые комплексы, огороженные высокими стенами. Эти сооружения условно называют Центральный, Новый и Восточный дом: вероятно, одна из наиболее поздних городских построек. Центральный и Новый дома окружены двойной стеной с входом с северной стороны. В комплекс домов входят небольшие однотипные помещения вокруг внутренних дворов, родовые уаки (ритуальные пирамиды, у подножия которых находились захоронения), резервуары и сады в ступенчатых углублениях. В местах захоронений археологам удалось обнаружить золотые изделия и керамику, что свидетельствует о богатстве Чан-Чана.
Постройки, что находились по ту сторону стен, занимали мастерские и дома для людей попроще: ремесленников, слуг и их семей. Вся периферия города беспорядочно застроена подобными жилищами простолюдинов.
Центральная часть города отличается правильной планировкой. Стараниями археологов, расчистивших город, теперь можно увидеть внутри секторов остатки улиц, пересекающихся под прямым углом. Вдоль них выстроились большие и совсем крохотные дома, складские помещения (амбары с зерном, запасы сырья для ремесленников), резервуары с водой.
Внутри зданий всегда был свежий воздух, что достигалось за счет расположенных специальным образом отверстий на глиняных крышах. На их фоне выделялись высокие пирамиды культового назначения с плоской вершиной, на которой находились храмы.
В северной части города высилась большая пирамида со срезанной вершиной. Археологи назвали ее Гран-Чим, или Восточный дом. Есть еще другая пирамида — Бандельер, или дом Птиц. Обе раскопали в начале XX в., и, оказавшись на открытом воздухе, они начали быстро разрушаться. Сооружения украшены рельефными орнаментами на морскую тематику.
Сохранились и остатки старинного водопровода и канализации, представляющие собой сложные гидротехнические сооружения. К ним же можно отнести ирригационные каналы, резервуары, подземные и наземные водные каналы, построенные для обеспечения горожан водой и поливки полей.
Все стены были покрыты рельефным орнаментом в так называемом «ковровом стиле», ставшим своего рода отличительным знаком Чан-Чана.
Резьба представлена двумя видами. Первый — животный мир: птицы, рыбы и мелкие млекопитающие. Второй — графические стилизованные изображения тех же самых животных. Все резные фигуры горожане красили в белый, желтый или черный цвет. Орнаменты сохранились в основном в виде фрагментов.
Среди руин города были найдены резные фигурки, уцелевшие только потому, что не представляли интереса для искателей сокровищ. Это изображения пеликанов, крабов, черепах и сети для ловли различных морских животных.
Такой интерес к ихтиологической теме вполне объясним: население древней империи зависело от морского промысла. И поклонение воде, рыбам и птицам, обитающим на побережье, нашло отражение в орнаментах и рисунках, украшавших городские стены и дома.
Кроме списка Всемирного наследия ЮНЕСКО Чан-Чан включен также в список мест, которым грозит исчезновение. Главная опасность исходит от эрозии почв и людей, занимающих соседние с городом территории под пастбища, строительство домов и просто свалки.
Общая информация
Местонахождение: север Перу.Административное местоположение: провинция Трухильо, регион Ла-Либертад.
Основан: 820-850 гг.
Ближайший город: Трухильо — 823 110 чел. (2017 г.).
Языки: испанский (официальный), кечуа, аймара.
Этнический состав: метисы, индейцы.
Религия: католицизм.
Денежная единица: новый соль.
Река: Моче.
Аэропорт: международный им. Хорхе Чавеса (Лима).
Цифры
Площадь: центральная зона — 6 км2, общая — 20 км2.Секторы: площадь отдельных — до 150 000 м2.
Стены: длина — 200-400 м, высота — 1,5-1,8 м.
Высота над уровнем моря: 34 м.
Удаленность: 560 км к северо-западу от Лимы.
Климат и погода
Тропический.В течение года тепло, практически полное отсутствие осадков.
Средняя температура января: +21,5°С.
Средняя температура июля: +18°С.
Среднегодовое количество осадков: 3 мм.
Среднегодовая относительная влажность: 85%.
Достопримечательности
Археологический комплекс
- Дома Моря, Северный, Большой, Птиц, Восточный, Западный, Центральный, Начала и Новый
- Часовня Сан-Хосе
- Водопровод
- Резервуары
- Хозяйственные постройки
Музей Чан-Чан
Любопытные факты
- С целью воспитания гордости за древнее наследие страны Министерство культуры Перу использует соседний город Трухильо как базу для организации летних программ для детей по ремеслу и искусству доколумбовых народов — на примере знаменитого города Чан-Чан.
- Археологи предполагают, что, вероятнее всего, каждый из секторов находился под управлением отдельного руководителя, своего рода «префекта». Ученые предполагают, что ими были особо отличившиеся военачальники.
- Несмотря на то что Солнце играло большую роль в культуре чиму, главным божеством была Луна. В соответствии с представлением народа чиму о Вселенной Луна обладала большей силой, поскольку тьма всегда одолевала свет и Луна затмевала собой Солнце.
- Аэрофотоснимки, сделанные в 1932 г., позволили обнаружить огромное сооружение, названное стеной Майао и построенное людьми чиму. Начинаясь у тихоокеанского побережья, стена шла до склонов гор в глубине материка на расстоянии 65 км. Ее высота составляла 3 м, ширина достигала 4,5 м. В ней имелись около 50 крепостных укреплений. Предположительно, стена Майао являлась главной пограничной линией государства Чимор.
- Еще в доинкские времена жители северного побережья Перу говорили на двух основных языках — кингнам и мучик. В царстве Чимор говорили на языке кингнам. Индейцы, говорившие на нем, в XVII-XVIII вв. перешли на кечуа и испанский, хотя и в XIX в., и даже в XX в. еще жили те, кто помнили кингнам, но уже только отдельные слова. В наше время его причисляют к группе чимуанских или юнканских языков и относят к категории «гипотетических», так как никаких свидетельств его существования не сохранилось.
- После того как инки захватили город Чан-Чан, они прибегли к своей обычной тактике «приручения». Чтобы не держать в городе большой гарнизон в ожидании восстания, вождь инков Тупак Юпанки увез Минчанкамана — последнего правителя Чиму — в свою столицу Куско, где и женил на собственной дочери. Сына же Минчанкамана назначил вассальным правителем вместо отца, обязав платить дань. Культура чиму растворилась в культуре инков, обогатив ее, как и многие другие культуры, захваченные инками до нее.
- Разрушению Чан-Чана испанцами в значительной степени способствовали легенды о найденных в нем сокровищах: трона из золота и жемчуга основателем города Трухильо в 1535 г. Мартином-де-Естете и серебряных сосудов неким Эфраином Джорджем Скиером в 1864 г. Документальных подтверждений легенды не имеют.