Гардая (город)
История города
Гардае без малого тысяча лет. Основали ее, как и другие города (ксуры) долины, мусульмане-ибадиты.
Ибадиты (абадиты) — мусульманская секта, отошедшая в Басре (Ирак) в 684 г. от другой секты — хариджитов. Названы так по имени основателя секты Абдаллаха ибн Ибада, хотя идеологом ее был Джабир ибн Зайд (640-715 гг.). Отличие религиозных воззрений ибадитов от суннитов (с которыми они наиболее близки) и других направлений ислама — материя тонкая и неоднозначная. Кратко об этом можно сказать так: у ибадитов отличное от других мусульман понимание Корана, истории ислама, роли имама в общине и самого ее устройства, свое отношение к войнам и насилию. Прибыв в Северную Африку после изгнания из Басры, ибадиты создали в VIII в. в Тахерте имамат Рустамидов. В 909 г. Тахерт был захвачен шиитами. Ибадиты принялись строить город Уаргла (в 180 км к востоку от Гардаи). В 1012 г. Уарглу оккупировали сунниты. Ибадиты бежали в долину Мзаб, расположенную в стороне от караванных путей. Это обстоятельство было главным в их выборе нового места жительства, к тому же здесь они сделали важное открытие: водоносный слой в почвах Мзаба залегал неглубоко — максимум на уровне 100-150 м, а иногда до воды оказывалось всего несколько метров. Первым они построили город (ксур) Эль-Атеф («Вращающийся»: его строения располагались по спирали от минарета), затем Бени-Эскин («Священный»), вслед за ними появились Бу-Нура («Солнечная»), Мелика («Королева») и, наконец, Гардая — столица образовавшегося пентаполиса-пятиградия. В XVII в. к этим капитально укрепленным городам добавились еще два, пентаполис стал гептаполисом — семиградием. Укрепления возводились для защиты от сахарских «пиратов». Каждый город-цитадель имел по периметру на расстоянии 1-2 км сторожевые башни-бурджи. Название Гардая образовано от имени святого Дайя, который жил в пещере Гар (хотя есть и другие версии).
С XVI в. по 1830 г. Гардая принадлежала Османской империи, затем, до 1962 г., — Франции, с 1962 г. относится к независимому Алжиру.
Город Гардая расположен на северной окраине пустыни Сахара, в оазисе вади Мзаб, на его левом берегу. Мелика, Бени-Эскин, Бу-Нура и Эль-Атеф — так называются еще четыре города, вместе с Гардаей составляющих пентаполис, пять первых городов-крепостей, построенных мусульманами-ибадитами в XI в. Древняя часть Гардаи сохранилась в неприкосновенности, современная ее часть на юго-востоке почти доходит до похожего, только меньшего размера, города Мелика. Недалеко расположено и еще одно уменыиенное подобие Гардаи — Бени-Эскин.
История Гардаи, несмотря на то, что город уже давно открыт для посещения всем желающим, во многом остается еще нерассказанной. Но его удивительная архитектура может поведать о том, как живут здесь люди.
А они придерживаются того же образа жизни, что и их предки тысячу лет назад. Традиционный старинный дом в Гардае строился по принципу «Человеку, живущему в доме, из которого не уходит солнце, не нужно обращаться к врачу». И действительно: хотя окна в глинобитных домах с массивными стенами маленькие и узкие, но расположены они в таком порядке, что, пока солнце стоит на небосводе, его лучи проникают в дом. К тому же при такой системе окон жилище очень хорошо вентилируется. Как и масса узких лестничных переходов между небольшими отдельными комнатами над гостиной и переходов между домами, свидетелей того, что жители Гардаи, особенно женщины (недаром эти переходы называются «женскими»), весьма общительны. Переходы между домами имеют, разумеется, и оборонительное значение. Над комнатами часто надстроен еще один этаж — крытая терраса. Полы в доме красят белой краской — для лучшего отражения солнечного света. И в одежде жителей Мзаба непременно присутствует белый цвет. Мужчины носят белые головные уборы, часто — белые шаровары, а женщины — белые накидки, лица закрывают такой же вуалью. Меблировка в домах — самая скромная, хотя жители Гардаи отнюдь не бедствуют: испокон веков торговля была их главным занятием, а сейчас выходцы из этого города имеют торговые компании по всему Алжиру.
Религиозный и архитектурный центр города — Великая мечеть, это лаконичного силуэта усеченный конус-минарет высотой 22 м. Мечеть стоит на вершине городского холма. Вокруг нее концентрическими кругами располагаются дома, белые и разных оттенков терракоты, с добавлением ярко-синих деталей. Последний, внешний круг — крепостная стена, за которым простирается зеленый пояс из пальмовой рощи, а дальше идут современные кварталы города, однако, не диссонирующие с пропорциями исторических строений ибадитов.
Ибадиты (абадиты) — мусульманская секта, отошедшая в Басре (Ирак) в 684 г. от другой секты — хариджитов. Названы так по имени основателя секты Абдаллаха ибн Ибада, хотя идеологом ее был Джабир ибн Зайд (640-715 гг.). Отличие религиозных воззрений ибадитов от суннитов (с которыми они наиболее близки) и других направлений ислама — материя тонкая и неоднозначная. Кратко об этом можно сказать так: у ибадитов отличное от других мусульман понимание Корана, истории ислама, роли имама в общине и самого ее устройства, свое отношение к войнам и насилию. Прибыв в Северную Африку после изгнания из Басры, ибадиты создали в VIII в. в Тахерте имамат Рустамидов. В 909 г. Тахерт был захвачен шиитами. Ибадиты принялись строить город Уаргла (в 180 км к востоку от Гардаи). В 1012 г. Уарглу оккупировали сунниты. Ибадиты бежали в долину Мзаб, расположенную в стороне от караванных путей. Это обстоятельство было главным в их выборе нового места жительства, к тому же здесь они сделали важное открытие: водоносный слой в почвах Мзаба залегал неглубоко — максимум на уровне 100-150 м, а иногда до воды оказывалось всего несколько метров. Первым они построили город (ксур) Эль-Атеф («Вращающийся»: его строения располагались по спирали от минарета), затем Бени-Эскин («Священный»), вслед за ними появились Бу-Нура («Солнечная»), Мелика («Королева») и, наконец, Гардая — столица образовавшегося пентаполиса-пятиградия. В XVII в. к этим капитально укрепленным городам добавились еще два, пентаполис стал гептаполисом — семиградием. Укрепления возводились для защиты от сахарских «пиратов». Каждый город-цитадель имел по периметру на расстоянии 1-2 км сторожевые башни-бурджи. Название Гардая образовано от имени святого Дайя, который жил в пещере Гар (хотя есть и другие версии).
С XVI в. по 1830 г. Гардая принадлежала Османской империи, затем, до 1962 г., — Франции, с 1962 г. относится к независимому Алжиру.
Город Гардая расположен на северной окраине пустыни Сахара, в оазисе вади Мзаб, на его левом берегу. Мелика, Бени-Эскин, Бу-Нура и Эль-Атеф — так называются еще четыре города, вместе с Гардаей составляющих пентаполис, пять первых городов-крепостей, построенных мусульманами-ибадитами в XI в. Древняя часть Гардаи сохранилась в неприкосновенности, современная ее часть на юго-востоке почти доходит до похожего, только меньшего размера, города Мелика. Недалеко расположено и еще одно уменыиенное подобие Гардаи — Бени-Эскин.
История Гардаи, несмотря на то, что город уже давно открыт для посещения всем желающим, во многом остается еще нерассказанной. Но его удивительная архитектура может поведать о том, как живут здесь люди.
А они придерживаются того же образа жизни, что и их предки тысячу лет назад. Традиционный старинный дом в Гардае строился по принципу «Человеку, живущему в доме, из которого не уходит солнце, не нужно обращаться к врачу». И действительно: хотя окна в глинобитных домах с массивными стенами маленькие и узкие, но расположены они в таком порядке, что, пока солнце стоит на небосводе, его лучи проникают в дом. К тому же при такой системе окон жилище очень хорошо вентилируется. Как и масса узких лестничных переходов между небольшими отдельными комнатами над гостиной и переходов между домами, свидетелей того, что жители Гардаи, особенно женщины (недаром эти переходы называются «женскими»), весьма общительны. Переходы между домами имеют, разумеется, и оборонительное значение. Над комнатами часто надстроен еще один этаж — крытая терраса. Полы в доме красят белой краской — для лучшего отражения солнечного света. И в одежде жителей Мзаба непременно присутствует белый цвет. Мужчины носят белые головные уборы, часто — белые шаровары, а женщины — белые накидки, лица закрывают такой же вуалью. Меблировка в домах — самая скромная, хотя жители Гардаи отнюдь не бедствуют: испокон веков торговля была их главным занятием, а сейчас выходцы из этого города имеют торговые компании по всему Алжиру.
Религиозный и архитектурный центр города — Великая мечеть, это лаконичного силуэта усеченный конус-минарет высотой 22 м. Мечеть стоит на вершине городского холма. Вокруг нее концентрическими кругами располагаются дома, белые и разных оттенков терракоты, с добавлением ярко-синих деталей. Последний, внешний круг — крепостная стена, за которым простирается зеленый пояс из пальмовой рощи, а дальше идут современные кварталы города, однако, не диссонирующие с пропорциями исторических строений ибадитов.
Общая информация
Город на севере центральной части Алжира, административный центр одноименных вилайета (провинции) и округа.Дата основания: 1048 г.
Языки: арабский, французский, берберские наречия, среди которых преобладает мзабуаргла.
Этнический состав: арабы,берберы,среди которых преобладает народ мозабит.
Религия: ислам — ибадиты.
Религия: ислам — ибадиты.
Денежная единица: алжирский динар.
Важнейший аэропорт: аэропорт Гардая.
Цифры
Площадь: 75 км2.Население: 120 000 чел. (по оценке 2005 г.).
Плотность населения: 1600 чел/км2.
Средняя высота над уровнем моря: 434 м.
Расстояние до столицы страны города Алжир — около 500 км.
Средняя температура января: +10,9ºС.
Климат и погода
Сухой субтропический, близкий к континентальному.Средняя температура января: +10,9ºС.
Средняя температура июля: +33ºС.
Среднегодовое количество осадков: 62 мм.
Характерен перепад температур от 0ºС ночью до +46ºС днем. С марта по май, когда дует сильный горячий ветер южного или юго-западного направления (сирокко), — песчаные бури. Редко, но возможны и аномально сильные дожди, как в октябре 2008 г., когда в городе произошло наводнение.
Характерен перепад температур от 0ºС ночью до +46ºС днем. С марта по май, когда дует сильный горячий ветер южного или юго-западного направления (сирокко), — песчаные бури. Редко, но возможны и аномально сильные дожди, как в октябре 2008 г., когда в городе произошло наводнение.
Экономика
Переработка фиников, кустарное производство гончарных и ювелирных изделий, кованых медных сосудов, шерстяных тканей, ковров из козьей шерсти, изделий из верблюжьей шерсти, овечьей кожи, с вышивкой.Сфера услуг: торговля, туризм.
Достопримечательности
■ Долина Мзаб, включая Гардаю и другие города-ксуры, — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.■ Главная достопримечательность города Гардая — его оригинальная планировка и своеобразная архитектура.
■ Великая мечеть (XI в.).
■ Медресе (XI в.).
■ Музей Гардаи.
■ Рынок Гардаи.
■ Поблизости — другие ибадитские города (ксуры) Мзаба: Мелика, Бени-Эскин, Бу-Нура, Эль-Атеф.
Любопытные факты
- Сегодня ибадиты составляют около 75% мусульман Омана, их общины есть также в Тунисе, Ливии, они жили и на острове Занзибар в Танзании (до 1964 г.). Среди мусульман ибадиты составляют 1%.
- Мечеть Гардаи — еще и оборонительное сооружение, в ней хранятся запасы зерна и воды (сейчас это больше дань традиции), а кроме того, служит и дозорной вышкой.
- В отличие от Гардаи, вход в другие города Мзаба «иноверцам» разрешен лишь днем, а визит должен быть завершен до захода солнца.