Типаза (город)
Исторический город Алжира
Свою историю алжирский город Типаза на побережье Средиземного моря отсчитывает примерно с IV в. до н. э.: его основателями были финикийцы. О финикийском периоде в истории города напоминает некрополь — самое древнее сохранившееся сооружение в Типазе.В состав Римской империи финикийское поселение вошло в 46 г., когда его завоевал римский император Клавдий. По его велению Типаза была превращена в военную базу, бывшую необходимой для покорения Мавретании. База получила название Колония Аэлия Аугуста Типазенсиум.
В дальнейшем город стал быстро развиваться, численность населения уже к IV в. насчитывала два десятка тысяч.
Спустя сто пятьдесят лет после завоевания региона римлянами жителям Типазы пожаловали полные римские права.
Строилась Типаза на трех холмах, от нападения город надежно защищали прибрежные скалы и мощная крепостная стена длиной почти в два с половиной километра. Со временем город приобрел не только военное, но и торговое значение благодаря удобному расположению близ гавани.
Типаза уже в III в. стала городом христианским, и для нее был назначен епископ. Но население, обращенное в христианство, не спешило отказываться от языческих культов. На то, чтобы религия прижилась, понадобилось около столетия.
В IV в. владения Римской империи подверглись нападению берберов, сумевших одолеть на своем пути несколько городов, в том числе Икозиум, на месте которого теперь расположен город Алжир. Типаза стала плацдармом для нанесения ответных ударов. Но город не смог долго противостоять многочисленным угрозам со стороны варварских племен, и в 429 г. Типаза перешла под контроль вандалов, которые разрушили многие городские постройки. В результате этого и последующих нападений были практически полностью уничтожены римские архитектурные памятники и жилые дома.
Со сменой власти Типаза пришла в упадок и опустела. Это было связано, в частности, с тем, что взамен прежнего в город был назначен арианский епископ. В результате многие местные жители бежали в Испанию, а немногие оставшиеся притеснялись новыми властями.
Делу частичного восстановления города послужили византийцы, завладевшие Типазой в VI в. Но долго они продержаться в регионе не смогли: в VII в. он был захвачен арабами.
Перед победителями предстало печальное зрелище римских развалин на месте некогда процветавшего города, и они назвали это место Тефасседом, что в переводе означает «очень разрушенный». Восстанавливать и развивать его они не стали, поэтому город продолжал исчезать. Никогда больше древняя Типаза не заселялась, и по сей день она лежит в руинах. В 1982 г. уникальный памятник истории был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Современный город, построенный по соседству в 1857 г., также носит название Типаза. Этот малонаселенный город сам по себе известен в основном как курортное место с прекрасными пляжами. Отсюда можно совершить экскурсию и в историческую Типазу.
Типаза расположена на берегу Средиземного моря, к западу от столицы Алжира. В археологической зоне самую большую часть занимают остатки римского города, также встречаются здесь и памятники архитектуры более позднего периода.
Несмотря на те разрушения, которые приносили с собой новые завоеватели, Типаза сохранила память о великих империях, оставлявших след на ее земле.
Остатки древних сооружений, разбросанные вдоль побережья Средиземного моря, представляют собой удивительное смешение архитектуры совершенно разных культур, отделенных друг от друга столетиями. Особую ценность для историков представляет Кбор-эр-Румиа — остатки поселения, застройка которого датируется I в. Большая часть этого небольшого города сейчас представляет собой руины, однако историки смогли установить назначение тех или иных построек. По их данным, здесь располагались в основном жилые дома и хозяйственные помещения, а также многочисленные храмы — всего около двухсот зданий.
Лучше всего сохранились более поздние римские постройки. В частности, здесь можно увидеть остатки крепостной стены, возведенной во II в., а также руины амфитеатра, форума и двух храмов.
В Типазе можно увидеть и раннехристианские памятники. Удалось обнаружить остатки трех христианских церквей. Среди редких образцов архитектуры этого периода — базилика Сальсы, которая в римские времена была одним из самых больших христианских сооружений в Африке. История ее возникновения связана с легендой о христианке Сальсе, жившей в IV в. Она осмелилась в преимущественно языческом городе сбросить голову одного из почитавшихся в этих краях идолов в море. Разгневанные язычники в отместку забили Сальсу камнями до смерти. Ее тело позднее было обнаружено в море и захоронено на холме, возвышающемся над гаванью. Над этим местом в результате и была возведена часовня, которая впоследствии стала базиликой.
Также в Типазе сохранились остатки девятинефной базилики, построенной в честь первого епископа города и его восьми сподвижников. Третья базилика, руины которой просматриваются в древней городской застройке — Большая базилика из семи приделов, которая долгое время по недоброй раннесредневековой традиции использовалась как каменоломня.
О том времени, когда часть современных алжирских территорий относилась к Мавретании, напоминает королевский мавзолей Мавретании в Типазе. Нет однозначных сведений о том, кто именно был захоронен в склепе, так как он неоднократно разграблялся, и в разное время предпринимались попытки разрушить мавзолей, многие элементы были повреждены, пострадали в том числе и две гробницы. Лишь в 1866 г., благодаря императору Наполеону III, мавзолей был признан памятником архитектуры, нуждающимся в охране.
Среди специалистов нет даже общего мнения о том, когда был возведен мавзолей. Несмотря на отсутствие доказательств, считается, что в склепе упокоились Клеопатра Селена — дочь Клеопатры и Марка Антония — и ее супруг, король Мавретании Юба II. Поскольку Клеопатра Селена умерла на двадцать лет раньше своего мужа, мавзолей еще иногда называют могилой римлянки. Мавзолей построен в египетском духе: над местом захоронения королевской четы возвышается пирамида, которая более чем за две тысячи лет своего существования потеряла 10 м высоты и теперь возвышается на 30 м над землей. Прежде здания окружали 60 ионических колонн, от которых ничего до наших дней не уцелело.
Общая информация
Месторасположение: побережье Средиземного моря, к западу от города Алжир.Административная принадлежность: административный центр вилайета Типаза, Алжир.
Дата основания: IV в. до н. э.
Дата основания: IV в. до н. э.
Статус: объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1982 г.
Денежная единица: алжирский динар.
Ближайший аэропорт: международный аэропорт имени Хуари Бумедьена (г. Алжир).
Ближайший аэропорт: международный аэропорт имени Хуари Бумедьена (г. Алжир).
Цифры
Население Типазы в IV веке: ок. 20 000 чел.Население (новый город): 25 225 чел. (2008 г.)
Удаленность: 68 км от Алжира.
Климат и погода
Субтропический.Средняя температура января: +8,5°С.
Средняя температура июля: +25°С.
Среднегодовое количество осадков: до 1200 мм.
Среднегодовое количество осадков: до 1200 мм.
Достопримечательности
Культовые
- Базилика Сальсы (IV в.)
- Большая базилика (римская эпоха)
- Девятинефная базилика (IV в.)
Исторические
- Королевский мавзолей Мавретании
- Остатки поселения I в. — Кбор-эр-Румиа
- Руины римских построек (II-IV вв.)
- Византийские сооружения
Любопытные факты
- Королевский мавзолей Мавретании иногда называют еще и могилой христианки. Это связано с тем, что на его стенах присутствуют изображения крестов, похожих на христианские. Название не вполне оправдывает себя, так как в то время, когда был построен этот склеп, христианство еще не было распространено.
- Типазу иногда называют Типазой Мавретании, чтобы отличить ее от одноименного города в Нумидии. Правда, если современный город близ руин в Мавретании сохранил историческое название, то нумидийский город был впоследствии назван Тифешем.
- В современной Типазе и ее окрестностях проживает самая большая группа населения западного Алжира, говорящая на берберском языке.
- Клеопатру Селену, дочь Клеопатры и Марка Антония, ждала необычная судьба. К себе на воспитание ее взял Октавиан Август — основатель Римской империи, завоеватель Египта и родной брат Октавии, бывшей законной жены Марка Антония, фактически брошенной им. Несмотря на семейные обиды, он позаботился о дочери своего врага, и в 20 г. до н. э. он выдал ее замуж за Юба II.