Рамессеум (храм)

Рамессеум

Поминальный храм фараона Рамсеса II

Рамессеум — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО — был совершенным образцом древнеегипетской архитектуры.
Среди множества титулов Рамсеса II (родился в 1303 или в 1290 г. до н. э. царствовал в 1279-1212/1213 гг. до н. э.) самыми употребляемыми, и не только в Египте, но и в завоеванных им других краях античного мира, были Великий и А-Нахту — «Победитель». Это было время Нового царства и XIX династии, правившей в 1292-1186 гг. дон. э. Кроме соблюдения религиозных и архитектурных канонов, каждый заупокойный храм — летопись в камне жизни царя с представлением самых важных событий в ней. Рамсес II много строил и много воевал, и Рамессеум, посвященный верховному богу Амону-Ра и обожествленному отцу Рамсеса II — фараону Сети I, в то же время — мемориал его собственным подвигам полководца и добродетелям, лежащим в основе его могущества. Рельефные изображения, выбитые на стенах храма, изображают также общение Рамсеса с богами, представлены на них и некоторые дети фараона. Труду подданных на земле традиционно воздается должное в поэтизированной форме.
Дворец фараона составлял единое целое с собственно храмом. Постоянно Рамсес II здесь нежил, но бывал регулярно для совершения обряда «хеб-седа», церемонии которого гарантировали обновление и восстановление истраченных сил, физических и душевных. В храме и дворце стояло множество скульптурных изображений фараона в облике Осириса, бога возрождения, повелителя и беспристрастного судьи усопших душ. Потому эти скульптуры называются осирическими. Весь этот мемориал древние египтяне именовали «Дом миллионов лет Рамсеса Мериамона во владении Амона». Не следует считать это склонностью к чрезмерному пафосу или подобострастием, хотя и без этого тут тоже не обошлось. Но в целом все не так прямолинейно: согласно верованиям и мировоззрению древних египтян, в руках фараона находятся судьбы мира и всех его обитателей, поэтому человеку, несущему такой огромный груз ответственности, в лицо смерти надлежало смотреть с поистине царским достоинством и не терять его, когда он войдет в загробный мир. А уж Рамсес Великий этой чести был достоин как никто: благодаря его завоеваниям территория Древнего Египта достигла максимального размера.
Британский поэт Перси Биши Шелли (1792-1822 гг.) посвятил храму Рамсеса II сонет. В нем есть такие строки: «Из полустертых черт сквозит надменный пламень /— Желанье заставлять весь мир себе служить;/Ваятель опытный вложил в бездушный камень/Те страсти, что могли столетья пережить./И сохранил слова обломок изваянья:/«Я — Озимандия, я — мощный царь царей!/Взгляните на мои великие деянья,/Владыки всех времен, всех стран и всех морей!» Поэт здесь практически дословно цитирует сведения древнегреческого историка Диодора Сицилийского (ок. 90-30 гг. до н. э.), оставившего первое письменное свидетельство о надписи над входом в храм, которую он видел собственными глазами. (Озимандиас или Озимандия — греческий аналог имени Рамсеса II.) Диодор писал: «Гробница Озимандии составляла более полулиги, у входа в нее были порфировые врата, рядом с которыми стояла квадратная галерея из камня, где над колоннами были архитравы из того же камня; из камня была и облицовка в десять футов шириной, украшенная лазурными звездами. Впереди стояли другие врата, похожие на первые, но богаче скульптурой и отделкой, где стояли три большие монолитные статуи, достойные Мемнона; одна из них, изображавшая сидящего царя, превосходила размером все египетские статуи. Творение это было замечательно не только своей величиной, но и мастерством и превосходным качеством камня, так что, как бы ни был он огромен, на нем не было ни трещины, ни пятна». Диодор описал и библиотеку дворца, которую назвал «лечебницей души», опять же по надписи над ней.
Руины Рамессеума — часть обширного некрополя на западном берегу реки Нил в Фивах, сложившегося, начиная с XI династии (XXII-XX вв. до н. э.) и заканчивая XXII и XXIII (ливийскими) династиями в X в. до н. э. Сооружения Рамессеума, чаще всего квалифицируемые как „поминальный (заупокойный) храм" Рамсеса II, представляли собой ансамбль, включавший в себя храм, дворец, мастерские, амбары, склады и жилые помещения, все вместе обнесенные по периметру стеной.
С Нилом комплекс был соединен каналом.
Как констатируют исследователи Рамессеума, откопана лишь малая его часть, но уже можно представить и рассказать о том, каков в основном был этот монументальный комплекс.
Название Рамессеум ему дал знаменитый французский археолог и египтолог Жан-Франсуа Шампольон (1792-1830 гг.), первый, в 1829 г., расшифровавший значение иероглифов на колоннах храма. С восточной стороны к нему примыкали возделываемые поля. Оттуда в него и входили через ворота-пилон, на которых сохранилось рельефное изображение битвы Рамсеса с хеттами при Кадеше. Видимо, фараон придавал этой баталии очень большое значение: ее сюжеты чаще других повторяются и в других храмах, построенных им. Историки к такой его оценке этой битвы относятся со скепсисом, находя, что как полководец Рамсес одерживал значительно более важные победы. Что подтверждает список из 118 городов, покоренных им в Сирии и Палестине, выбитый на северной стороне пилона. Пилон был входом во внешний двор храма, ныне лежащий в руинах, среди которых самая примечательная — верхняя часть главного колосса храма, изображавшего сидящего фараона. Предположительно высота этой скульптуры с постаментом достигала 18-20 м, весила она около 1000 т, вытесана была из цельного куска гранита, добытого, скорее всего, в Асуане. Разрушилась скульптура от падения, явно уже после того, как ее видел Диодор.
Двор окружала колоннада. С южной стороны, за двойным рядом колонн, находился вход во дворец. Далее следует внутренний двор, окруженный изначально резными колоннами, капители которых имели форму листьев папируса. Здесь же стоят несколько осирических колоссов. Они в плачевном состоянии — лица их стерты, тела имеют сильные лакуны-разрушения. За колоссами стоят скульптуры, иллюстрирующие все ту же битву с хеттами. В конце двора находится некогда крытая, приподнятая на двором терраса, к которой ведут три лестницы. На террасе стоит еще несколько осирических статуй, а за ними — цилиндрические колонны с капителями, выдержанными в форме бутонов лотоса. За колоннами — стена с рельефами, изображающими общение фараона с богами. Один из рельефов представляет также 11 сыновей фараона и самого Рамсеса, которого благословляют бог войны Монту и бог мудрости и мирового порядка Тот.
Три прохода с террасы ведут в гипостильный зал (от греч. хипостилос — „поддерживаемый колоннами") — главный зал храма. Колонн здесь было 48, сохранилось — 29. Они украшены расписанными рельефами, в которых фигурируют фараон и боги, в центре всех сюжетов — Рамсес. И снова возникает тема противостояния с хеттами, правда, уже не при Кадеше, а при Дапуре. За гипостильным залом — три небольших нефа с колоннами. На потолке центрального нефа были изображены летящие соколы, а на перекрытиях малых нефов — звездное небо. К северной стене гипостильного зала примыкал небольшой храм Туйи, матери фараона.
Остальная часть храма разрушена до плит фундамента, но, по мнению археологов, в третьем нефе было 8 колонн, а в часовне Амона — четыре. К часовне — святая святых в восприятии египтян — примыкали еще несколько совсем небольших камер. Относительно неплохо сохранились здания из сырцового кирпича того же возраста, что и храм. Это были дома жрецов и жилища рабочих, библиотека, разные служебные и подсобные помещения.
В 1989 г. была создана международная организация Ассоциации по спасению Рамессеума, интеллектуальное ядро которой составляют французские и египетские египтологи. За 26 лет сделано немало. Исследовано состояние первого пилона храма, что позволило его капитально укрепить. По той же методике укреплены и другие фрагменты и архитектурные элементы комплекса, отреставрирован второй двор храма и очищены колонны гипостильного зала. По специальной программе, финансируемой Египтом, ежегодно сюда приезжают молодые архитекторы, реставраторы, инженеры, скульпторы и студенты, обучающиеся по этим специальностям.

Рамессеум на карте


Общая информация

Исторический храмово-дворцовый комплекс на западном берегу Нила, часть фиванского некрополя на территории Египта.
Историческая эпоха: Новое Царство Древнего Египта (ок. 1554 — ок. 1075 гг. дон. э.).
Историческое название региона: Верхний Египет.
Административная принадлежность: современный город Луксор.
Время возведения: примерно 1304-1207 гг. дон. э.
Язык: арабский.
Денежная единица современного Египта: египетский фунт.
Ближайший аэропорт: Луксор (международный).

Цифры

Площадь заупокойного храма: 1206 м2 (180 на 67 м).
Количество колонн гипостильного зала: 29.
Предположительная высота несохранившейся главной статуи фараона: от 18 до 20 м.

Климат и погода

Тропический пустынный.
Средняя температура января: +14,4°С.
Средняя температура июля: +33,2°С.
Среднегодовое количество осадков: 2,65 мм (утренняя роса).

Экономика

Туризм.

Достопримечательности

■ Пилоны и рельефы на пилонах с изображением битвы при Кадеше (ок. 1312 г. до н. э.), а также изображение праздника в честь бога Мина, покровителя сбора урожая.
■ Первый (внешний) двор и лежащая в нем верхняя часть скульптуры Рамсеса II.
■ Второй (внутренний)двор.
■ Осирические колоссы — скульптурные изображения Рамсеса Великого.
■ Гипостильный зал и его сохранившиеся колонны.
■ Три небольших нефа за гипостильным залом.
■ Руины храма Сети I, посвященного Амону-Ра, — 9 из 10 колонн с капителями в форме закрытого папируса.
■ Луксорский музей древностей.
■ Сохранившиеся фрагменты статуи Рамсеса II в Египетском музее в Каире.

Любопытные факты

■ При Рамсесе Великом было построено немало храмов и возведено статуй в его честь. По причине непомерного тщеславия, как полагают некоторые исследователи, потому как XIX династия не была изначально царской, она ведет свое генеалогическое древо от Рамсеса I, который был визирем и военачальником,очевидно, неплохим, потому как бездетный фараон Хоремхеб избрал его своим наследником. Рамсес II распорядился возобновить строительство большого храма в Абидосе, начатого Сети I, построил 6 скальных храмов, в том числе в Абу-Симбеле, при входе в который сохранились самые знаменитые из храмовых статуй Рамсеса II — 20-метровые исполины.
■ Несмотря на всю тщательность расчетов, примененных архитекторами при строительстве храма Рамсеса II, они не придали значения тому, что западный берег Нила во время разлива реки уходит под воду.
А вот сознательно или неосознанно они это сделали — вопрос. Дело в том что уже при начале строительства было понятно — стоящий неподалеку храм-святилище в честь Амона-Ра фараона Сети I, отца Рамсеса II, подтапливается. Загадкой представляется и то, почему Рамсес II достраивал этот храм, обреченный на разрушение. Пожалуй, самое обоснованное здесь предположение состоит в том, что и фараон, и его главный зодчий Пенра не считали разливы Нила серьезной угрозой. Или же видели в этом некий мистический смысл: например, что власть фараона превосходит власть стихии и в конце концов поборет ее.
■ Закономерен практический вопрос: почему храм и дворец фараона строились в таком пустынном месте, каким оно предстает сегодня? Но климат Египта во II тысячелетии до н. э. был более умеренным. Здесь располагались травянисто-кустарниковые саванны, в которых обитали дикие животные, а то, что теперь называется вади — сухие впадины — долины исчезнувших рек, в древние времена все же наполнялись водой, когда шли дожди. Паводки поднимали со дна рек на берега плодородный ил, на котором разбивались поля для выращивания ячменя и эммера (вид пшеницы), лука, чеснока и других овощей. Первые люди стали селиться здесь, как явствует из археологических раскопок, в эпоху среднего палеолита. Поначалу это были кочевники — охотники и собиратели, а к X тысячелетию до н. э. их потомки стали оседлыми земледельцами, использовавшими систему орошения. И, конечно, строителями.
■ Рамсес II, царствовавший около 55 лет, имел и крепкую физическую конституцию. По всей видимости, он был высокого роста, сильным, энергичным, темпераментным. В его гареме обитали 42 жены и наложницы. У него было 187 детей: 120 сыновей и 67 дочерей, трех из которых он сделал и своими женами (инцест в Древнем Египте не осуждался). 12 своих сыновей фараон пережил.

7
0
5 967
Египет

Предыдущие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх