Киннаур (округ)
Округ Индии в Химачал-Прадеше
Индийская область Киннаур находится в тесных объятиях гор и зажата между хребтами Гималаи, Занскар и Дхауладхар. Высокогорный характер местности объясняет, почему Киннаур — не самая маленькая по площади область — стоит в Индии на одном из последних мест по численности населения.
Горная область Киннаур известна вершиной Киннаур-Кайлаш — священной горой индуистов, возвышающейся на границе с историческим Тибетом.
Реки с бурным течением несут свои воды в узких ущельях. Относительно ровные участки области — это долины трех самых больших рек: Сатледж, Спити и Баспа — с притоками.
Единственное в Киннауре большое озеро Нако расположено в центре одноименной деревни. Оно прославилось тем, что на его берегу остался отпечаток босой ноги, который, по преданию, принадлежит самому Падмасамбхаве — индийскому учителю буддийской тантры VIII в., известному как Гуру Ринпоче, или Драгоценный Учитель, почитаемому как второй Будда.
Климат в Киннауре типично альпийский, с долгой зимой (октябрь-май) и коротким летом (июнь-сентябрь). В нижнем течении рек Сатледж и Баспа часто идут проливные дожди, приносимые муссонами.
Горы определили и состав местной флоры: она довольно бедная, представлена главным образом жесткими травянистыми растениями. Деревья — преимущественно дубы, каштаны, клены, березы, магнолии. В горах на высоте от 3500 до 5000 м растут можжевельник, сосна, пихта, кипарис, рододендрон.
Относительно многочисленная популяция у таких представителей фауны, как гималайский медведь и горные козы. Здешнее население мало интересуется охотой, предпочитая выращивать яков и дзо, или хайнака (это жвачное млекопитающее, гибрид яка и коровы). В качестве вьючных животных и как личный транспорт используются очень выносливые киннаурские пони.
В течение тысяч лет район Киннаура оставался, по сути, недоступным, и люди, жившие в горах, практически не поддерживали связи с жителями равнинных участков. Изолированное положение здешних мест стало причиной того, что нынешним поколениям ничего не известно о прошлом региона, а древние индуистские легенды упоминают о Киннауре как о промежуточной территории между небом и землей, между богами и людьми. В легендах и мифах — главных источниках сведений о прошлом Киннаура — местное население называют киннарами, племенем полубогов. Принято считать, что Киннаур — это земля, где во время изгнания жили пандавы — воины-братья, сыновья царя Хастинапуры Панду и его жен Кунти и Мадри: Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадев.
Точно известно, что к началу XIV в. Киннаур был разделен на семь районов-кхундов, постояно воевавших друг с другом. Об эпохе феодальных войн напоминают сохранившиеся в Киннауре старинные форты: Лабранг, Моранг и Камру.
В начале XIX в. здешние земли захватили гуркхи — английские колониальные войска, набиравшиеся из непальских добровольцев. Они полностью разграбили Киннаур и сожгли те немногие рукописи, что могли бы рассказать о прошлом края. Англичане создали на месте исторического Киннаура техсил Чини.
После провозглашения Индией независимости от Великобритании в 1947 г. Киннаур вошел в состав округа Махасу.
В 1960 г. была проведена коренная реорганизация административно-территориального деления в Индии по этнокультурному принципу, и Киннаур стал отдельной областью в штате Химачал-Прадеш.
Область Киннаур — район, где находятся три высокие горные цепи: Занскар, Гималаи и Дхауладхар. Горные районы прорезаны глубокими долинами рек Сатледж, Спити и Баспа. Это один из самых малонаселенных районов Индии. Он разделен на административные территории Пух, Калпа и Ничар.
Образ жизни местного населения мало изменился с тех пор, как здесь появились первые постоянные жители. Киннаурцы занимаются преимущественно растениеводством — садоводством и овощеводством. Киннаур известен во всем мире лучшими сухофруктами (в основном яблоками) и питательными семенами сосны-чилгозы (почти такими же, как у известной нам кедровой сосны).
Другой источник доходов здесь — изготовление шалей и ковров на самодельных деревянных станках, передающихся из поколения в поколение. Нередко в домах киннаурцев можно увидеть такой станок с медными деталями, изготовленный, возможно, еще полтысячи лет назад.
Киннаурцы — очень древний народ: он упоминается в «Махабхарате» и является единственным представителем коренного населения индийских Гималаев, не смешавшимся с арийскими племенами и не уничтоженным ими.
В этнокультурном отношении Киннаур принято разделять на три части. В Нижнем Киннауре — районе города Сангла — живут преимущественно индусы. Средний Киннаур — район города Калпа — населен буддистами и индусами. Многие местные жители исповедуют сразу и индуизм, и буддизм, что никогда в Киннауре никем не возбранялось. Такая же ситуация в Верхнем Киннауре, находящемся на границе с Тибетом. Несмотря на столь пеструю картину, большинство киннаурцев — буддисты Махаяны. Почти в каждой киннаурской деревушке есть монастырь с религиозным учителем — ламой — и монахами, которые набираются исключительно из касты раджпутов.
Киннаурское общество во многом традиционно (сказалась многовековая изоляция) и состоит из двух больших групп — крестьян и ремесленников-кустарей, представленных разными этносами из каст Каннетов (аналог североиндийских раджпутов из варны (касты) кштариев) и Сшеджулдов (аналог варны шудр) — шамангов (ткачей и прядильщиков), домангов (медников) и оров (плотников).
Современное домостроение мало распространено в Киннауре, где по старинке строят двухэтажные дома с земляной крышей. Причем в разных районах есть свои традиции строительства: если в Нижнем Киннауре дома возводят из дерева и камня, то в Верхнем Киннауре они только каменные. Нижний этаж — это стойло для скота и кладовка для припасов на долгую зиму.
Количеству праздников, что отмечают в здешних горах, позавидует любой другой штат Индии.
Фестиваль Сазо проводят в январе: люди купаются в ледяной воде горных ручьев, возносят молитвы домашним богам, танцуют и приносят им в жертву часть скромной трапезы. Февральский праздник Фагул посвящен Кали — богине разрушения и порядка одновременно. Окончание зимнего сезона отмечают на празднике Байсакхи, когда женщины надевают наряды, сшитые за зиму. Во время июльского праздника Дакхраини богам преподносят цветы, собранные на горных вершинах.
Большой Киннаурский фестиваль отмечается в конце октября, начиная с конца 1980-х гг., когда Киннаур открыли для посещения иностранцами и паломниками из других штатов. Все они спешат в долину Сангла, откуда виден пик Киннаур-Кайлаш — зимняя обитель Шивы и Парвати. Гора почитаема и индуистами, и буддистами; вокруг нее осуществляется «парикрама» (священный обход), которая занимает 3-4 дня.
Реки с бурным течением несут свои воды в узких ущельях. Относительно ровные участки области — это долины трех самых больших рек: Сатледж, Спити и Баспа — с притоками.
Единственное в Киннауре большое озеро Нако расположено в центре одноименной деревни. Оно прославилось тем, что на его берегу остался отпечаток босой ноги, который, по преданию, принадлежит самому Падмасамбхаве — индийскому учителю буддийской тантры VIII в., известному как Гуру Ринпоче, или Драгоценный Учитель, почитаемому как второй Будда.
Климат в Киннауре типично альпийский, с долгой зимой (октябрь-май) и коротким летом (июнь-сентябрь). В нижнем течении рек Сатледж и Баспа часто идут проливные дожди, приносимые муссонами.
Горы определили и состав местной флоры: она довольно бедная, представлена главным образом жесткими травянистыми растениями. Деревья — преимущественно дубы, каштаны, клены, березы, магнолии. В горах на высоте от 3500 до 5000 м растут можжевельник, сосна, пихта, кипарис, рододендрон.
Относительно многочисленная популяция у таких представителей фауны, как гималайский медведь и горные козы. Здешнее население мало интересуется охотой, предпочитая выращивать яков и дзо, или хайнака (это жвачное млекопитающее, гибрид яка и коровы). В качестве вьючных животных и как личный транспорт используются очень выносливые киннаурские пони.
В течение тысяч лет район Киннаура оставался, по сути, недоступным, и люди, жившие в горах, практически не поддерживали связи с жителями равнинных участков. Изолированное положение здешних мест стало причиной того, что нынешним поколениям ничего не известно о прошлом региона, а древние индуистские легенды упоминают о Киннауре как о промежуточной территории между небом и землей, между богами и людьми. В легендах и мифах — главных источниках сведений о прошлом Киннаура — местное население называют киннарами, племенем полубогов. Принято считать, что Киннаур — это земля, где во время изгнания жили пандавы — воины-братья, сыновья царя Хастинапуры Панду и его жен Кунти и Мадри: Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадев.
Точно известно, что к началу XIV в. Киннаур был разделен на семь районов-кхундов, постояно воевавших друг с другом. Об эпохе феодальных войн напоминают сохранившиеся в Киннауре старинные форты: Лабранг, Моранг и Камру.
В начале XIX в. здешние земли захватили гуркхи — английские колониальные войска, набиравшиеся из непальских добровольцев. Они полностью разграбили Киннаур и сожгли те немногие рукописи, что могли бы рассказать о прошлом края. Англичане создали на месте исторического Киннаура техсил Чини.
После провозглашения Индией независимости от Великобритании в 1947 г. Киннаур вошел в состав округа Махасу.
В 1960 г. была проведена коренная реорганизация административно-территориального деления в Индии по этнокультурному принципу, и Киннаур стал отдельной областью в штате Химачал-Прадеш.
Область Киннаур — район, где находятся три высокие горные цепи: Занскар, Гималаи и Дхауладхар. Горные районы прорезаны глубокими долинами рек Сатледж, Спити и Баспа. Это один из самых малонаселенных районов Индии. Он разделен на административные территории Пух, Калпа и Ничар.
Образ жизни местного населения мало изменился с тех пор, как здесь появились первые постоянные жители. Киннаурцы занимаются преимущественно растениеводством — садоводством и овощеводством. Киннаур известен во всем мире лучшими сухофруктами (в основном яблоками) и питательными семенами сосны-чилгозы (почти такими же, как у известной нам кедровой сосны).
Другой источник доходов здесь — изготовление шалей и ковров на самодельных деревянных станках, передающихся из поколения в поколение. Нередко в домах киннаурцев можно увидеть такой станок с медными деталями, изготовленный, возможно, еще полтысячи лет назад.
Киннаурцы — очень древний народ: он упоминается в «Махабхарате» и является единственным представителем коренного населения индийских Гималаев, не смешавшимся с арийскими племенами и не уничтоженным ими.
В этнокультурном отношении Киннаур принято разделять на три части. В Нижнем Киннауре — районе города Сангла — живут преимущественно индусы. Средний Киннаур — район города Калпа — населен буддистами и индусами. Многие местные жители исповедуют сразу и индуизм, и буддизм, что никогда в Киннауре никем не возбранялось. Такая же ситуация в Верхнем Киннауре, находящемся на границе с Тибетом. Несмотря на столь пеструю картину, большинство киннаурцев — буддисты Махаяны. Почти в каждой киннаурской деревушке есть монастырь с религиозным учителем — ламой — и монахами, которые набираются исключительно из касты раджпутов.
Киннаурское общество во многом традиционно (сказалась многовековая изоляция) и состоит из двух больших групп — крестьян и ремесленников-кустарей, представленных разными этносами из каст Каннетов (аналог североиндийских раджпутов из варны (касты) кштариев) и Сшеджулдов (аналог варны шудр) — шамангов (ткачей и прядильщиков), домангов (медников) и оров (плотников).
Современное домостроение мало распространено в Киннауре, где по старинке строят двухэтажные дома с земляной крышей. Причем в разных районах есть свои традиции строительства: если в Нижнем Киннауре дома возводят из дерева и камня, то в Верхнем Киннауре они только каменные. Нижний этаж — это стойло для скота и кладовка для припасов на долгую зиму.
Количеству праздников, что отмечают в здешних горах, позавидует любой другой штат Индии.
Фестиваль Сазо проводят в январе: люди купаются в ледяной воде горных ручьев, возносят молитвы домашним богам, танцуют и приносят им в жертву часть скромной трапезы. Февральский праздник Фагул посвящен Кали — богине разрушения и порядка одновременно. Окончание зимнего сезона отмечают на празднике Байсакхи, когда женщины надевают наряды, сшитые за зиму. Во время июльского праздника Дакхраини богам преподносят цветы, собранные на горных вершинах.
Большой Киннаурский фестиваль отмечается в конце октября, начиная с конца 1980-х гг., когда Киннаур открыли для посещения иностранцами и паломниками из других штатов. Все они спешат в долину Сангла, откуда виден пик Киннаур-Кайлаш — зимняя обитель Шивы и Парвати. Гора почитаема и индуистами, и буддистами; вокруг нее осуществляется «парикрама» (священный обход), которая занимает 3-4 дня.
Общая информация
Местонахождение: север Индии, округ штата Химачал-Прадеш, Индия.Административное деление: 3 административные территории (Пух, Калпа и Ничар), 5 техсилов.
Административный центр: город Реконг-Пео — 9010 чел. (2001 г.).
Языки: хинди, киннаури, английский.
Этнический состав: индийцы, тибетцы.
Религии: индуизм, буддизм.
Языки: хинди, киннаури, английский.
Этнический состав: индийцы, тибетцы.
Религии: индуизм, буддизм.
Денежная единица: индийская рупия.
Крупнейшие реки: Сатледж, Спити, Баспа.
Крупнейшее озеро: Нако.
Крупнейший аэропорт: Шимал — международный (Шимла, административный центр штата Химачал-Прадеш).
Цифры
Площадь: 6401 км2.Население: 84 298 чел. (2011 г.).
Плотность населения: 13,2 чел/км2.
Самая высокая точка: гора Лео Паргьял (Гималаи, 6816 м).
Самая низкая точка: 2320 м.
Климат и погода
Тропический у подножия гор, альпийский в горах, умеренный в большинстве районов.Средняя температура января: +10°С.
Средняя температура июля: +16°С.
Среднегодовое количество осадков: 1500 мм.
Среднегодовое количество осадков: 1500 мм.
Относительная влажность воздуха: 70%.
Экономика
Промышленность: легкая (текстильная), пищевая.Сельское хозяйство: животноводство (яки, дзо, овцы и пони), растениеводство (садоводство, ячмень, пшеница, овощи, перец, картофель, миндаль).
Традиционные ремесла: изготовление шалей и ковров.
Речное и озерное рыболовство.
Традиционные ремесла: изделия из фарфора, бамбука.
Сфера услуг: туристические.
Традиционные ремесла: изделия из фарфора, бамбука.
Сфера услуг: туристические.
Достопримечательности
■ Культовые: священная гора Киннаур-Кайлаш, храм Котхи (Реконг-Пео), храм Камру (Сангла), храм Чандика, храм Матхи, деревянный храм Мадешвар, храм Чанго, монастырь Раранг, храм Дурга, храм Чаранг, монастырь Бреленги-Гомпа (с 10-метровой статуей Будды).■ Природные: долина Сангла, долина Баспа, долина Сатледж, долина Спити, долина Шиасу, долина Тидонг.
■ Архитектурные: дома в деревнях Сангла, Сарахан, Читкул, Калпа, Пух, Нако.
■ Исторические: форт Камру (Сангла).
Любопытные факты
■ В индийских мифах народ киннары описывается как люди с конскими головами или как птицы с человеческими головами. Киннары произошли из стоп Брахмы, а по роду занятий — небесные певцы и музыканты.■ Доступ иностранцам в Киннаур был открыт только в 1989 г. До этого район считался стратегической закрытой зоной, поскольку находится на границе с Тибетом, где находятся китайские войска.
■ С сосны-чилгозы собирают съедобные семена в шишках (по 40 семян в каждой), которые в просторечии именуют орехами. Точно так же кедровыми орехами называют семена сибирской кедровой сосны, тогда как семена настоящих кедров несъедобны.
■ Через Киннаур проходит старый индо-тибетский торговый путь, который не используется по назначению из-за закрытия тибетских границ.
■ Чтобы спасти от волков собак, охраняющих овечьи отары, киннаурские пастухи надевают им на шею грубо сработанные колючие ошейники из жести.
■ Утром и вечером в Киннауре пьют традиционно заваренный чай — соленый, с пшеничной мукой.
■ В 2013 г. в Киннауре впервые выпал снег в июне. Снегопад шел три дня (15-17 июня) и нанес немалый урон садам, особенно яблоневым.
■ В 2013 г. в Киннауре впервые выпал снег в июне. Снегопад шел три дня (15-17 июня) и нанес немалый урон садам, особенно яблоневым.