Самье (Самье-Гомпа)

Самье (Самье-Гомпа)Монастырь Самье (Самье-Гомпа) находится на северном берегу реки Ярлунг-Цангпо (Брахмапутра) и построен во второй половине 770-х гг. Трисонг Деценом (742-797гг.), 38-м цэнпо, — царем Тибета, правившим в 755-797 гг.

История монастыря

Ему досталось от отца ослабевшее государство, раздираемое междоусобицами, с которым мало считались соседи. Укрепление государства царь видел в укреплении веры. Трисонг Децен симпатизировал буддизму, но у него имелись враги — министры двора, приверженцы древней религии бон. Тем не менее у царя нашлись и сторонники, желавшие как укрепления веры, так и устранения министров. Вторую задачу решили просто и жестоко: кого хитростью заманили в гробницу, где и замуровали живыми, кого изгнали в пустыню — умирать от жажды. Царь показал свою силу, теперь ему предстояло сделать первый шаг к закреплению буддизма в Тибете.
Прежние буддийские храмы в Тибете разрушили министры его отца, и Трисонг Децен повелел построить первый монастырь, который стал бы центром распространения буддизма по всему его царству. Для этого требовался совет мудрых учителей, и Трисонг Децен пригласил к себе ученого-буддиста Шантаракшиту (около 705-762 гг.) — одного из семнадцати великих пандит индийского монастыря-университета Наланды, проповедника буддизма сутры. Под его руководством выбрано место для будущего монастыря и начато его строительство.
История строительства окружена массой легенд.
То ли Шантаракшита слишком торопился выполнить волю царя, то ли ему недоставало опыта в строительстве, но в короткие сроки возведенное здание обрушилось после дождя. Насмерть перепуганные строители-тибетцы заявили, что злые боги религии бон возмутились и вызвали грозы, молнии и ливни. Только начавшееся продвижение буддизма в Тибете могло бесславно закончиться.
Поняв, что сам уже не сумеет переубедить мастеров, Шантаракшита обратился к царю, и тот, по его просьбе, пригласил из Непала учителя буддийской тантры Падмасамбхаву — чудотворца и «лотосорожденного» — для борьбы с демонами. Тот незамедлительно прибыл и продемонстрировал тибетцам свои магические возможности: провел сложные и красивые ритуалы так впечатлившие горцев, что те тут же дали клятву защищать новую религию. Монастырь заложили вновь, и строительство продолжилось.
Начав служить в первом буддийском тибетском монастыре, Шантаракшита и Падмасамбхава основали ньингму — первую буддийскую школу Тибета, получившую название Школа старых переводов. Деятельность Падмасамбхавы оказала на тибетцев столь глубокое влияние, что еще во время строительства монастыря проповедуемый им тантрический буддизм превзошел по влиянию буддизм сутры Шантаракшиты.
В 792-794 гг. в монастыре состоялась важнейшая для тибетского буддизма Дискуссия в Самье: религиозно-философский диспут, определивший судьбу этой религии в Тибете. Царь Трисонг Децен повелел отказаться от китайского буддизма, и Тибет окончательно обратился к тантрическому индийскому.
Построив монастырь, Падмасамбхава также начал переводы буддийских текстов на тибетский язык и провел обряд посвящения первых семи тибетских монахов. Тибетская миссия Падмасамбхавы продлилась 55 лет, затем он удалился в горы Непала, оттуда, согласно легендам, вознесся на небо на коне Махабала.
Монастырь Самье стоит вдали от городов, да и деревушка рядом с ним — совсем небольшая. Обстановка, располагающая к бесконечным размышлениям о предназначении и устройстве мира и о месте человека в нем.
Весь комплекс монастыря и его храмов подчинен одной идее: отобразить представление буддизма об окружающем мире и настроить верующих на медитацию.
Архитектурный ансамбль монастыря Самье (в переводе с тибетского языка — «Непостижимого») выполнен в виде мандалы — священного буддийского и индуистского схематического изображения сферы обитания божеств, также понимаемой как модель Вселенной. Классическая форма мандалы — сначала внешний круг, затем — вписанный в него квадрат, в который встроен внутренний круг с сегментами, символизирующий лотос. Создатели Семье усложнили эту форму: архитектура всего храмового комплекса сочетает индийские, тибетские и китайские элементы.
В центре монастыря — главный храм Уцзы, олицетворяющий мифическую гору Меру. В главных воротах храма — бронзовый колокол времен первого царя Тибета.
Храм представляет собой трехэтажное строение, каждый этаж построен в своем архитектурном стиле: первый — в тибетском, второй — в китайском, третий — в индийском. На третьем этаже помещается Зал без колонн: венец кровли, выполненный в виде сходящихся в центре сторон с трехъярусным карнизом, олицетворяет вершину горы Меру.
В храме Уцзы хранятся статуи глав всех четырех школ буддизма и всех святых, когда-либо посещавших Самье. Позади алтаря — статуя молодого Будды Шакьямуни.
К северу от Уцзы — храм Луны, к югу — Солнца.
Четыре стороны квадрата, ориентированные по сторонам света, символизируют четыре континента, у каждой — по большой ступе и по храму — посвящению бодхисаттвам: Манджушри, Майтрее и Авалокитешваре.
Слева и справа от каждого храма — часовни, символизирующие восемь средних континентов. Они расположены соответственно сторонам света, в них находятся древние картины-танка, статуи святых и священные тексты. На внутренних стенах построек — фрески, изображающие процесс перевода на тибетский язык свода буддийских текстов Трипитака, сценки из жизни тибетцев: представление цирковых актеров, танцы, спортивные состязания.
Весь монастырский комплекс окружает круглая стена, украшенная сверху по периметру 108 ступами поменьше.
За пределами огороженной территории построены еще три храма, теперь уже бывших: Камсум Сангканглинг (Медный дворец Трех Земель), ныне — амбар; Гегий Лима Лхаканг (Бронзовый дворец добродетелей), от которого остались только руины; и Вутсал Серканглинг (Золотой дворец Серединной Земли), преобразованный в начальную школу для местной деревни.
Победа буддизма над религией бон символически представлена в тибетских легендах как победа Гуру Ринпоче над полчищем тибетских демонов у горы Хепори, что лежит к юго-востоку от Самье, возвышаясь на 140 м. На горе сохранился небольшой дворец, служивший резиденцией тибетским королям, сегодня это — храм, а с самой горы полностью видна вся мандала монастыря.
Постройки монастыря Самье пострадали в ходе гражданской войны XI в., горели в пожарах середины XVII в. и 1826 г., разрушались землетрясением 1816 г., но всегда восстанавливались.
Во время «Культурной революции» в Китае 1966-1976 гг. монастырь Самье разделил участь других тибетских монастырей и вообще культовых объектов страны. Самье разграбили, что не смогли унести — уничтожили, и монастырь временно прекратил существование.
Лишь к концу 1980-х гг., когда внутренняя политика Китая по отношению к религии изменилась, учитель школы ньингма Дилго Кьенце Ринпоче (1910-1991 г.) добился восстановления монастыря. Самье заново освятили, и сегодня он управляется совместно школами ньингма и сакья.Самье (Самье-Гомпа) на карте

Общая информация

Местонахождение: южный Тибет, к северу от Гималаев.
Административная принадлежность: уезд Джанаг, округ Шаньнань, Тибетский автономный район, КНР.
Статус: буддийский монастырь.
Основан: около 775 г.
Языки: тибетский, китайский.
Этнический состав: тибетцы.
Религия: тибетский буддизм.
Денежная единица: китайский юань.

Цифры

Площадь комплекса: 111 600 м2.
Площадь храма Уцзы: около 6000 м2.
Окружная стена: протяженность — 1210 м, высота — 3,5 м, толщина — 1,2 м, количество ступ на стене — 108.
Общее количество скульптур: свыше 1500.
Количество монахов: около 300 (2015 г.).
Колледж тибетского буддизма: 80 обучающихся монахов, 25 — практикующих.
Высота над уровнем моря: 3580 м.
Удаленность: 137 км от Лхасы (50 км по прямой), 255 км к востоку от Шигадзе.

Климат и погода

Высокогорный климат субтропического пояса, большие суточные колебания температуры, высокий уровень солнечной радиации, очень сухая зима, летом — больше 80% осадков.
Средняя температура января: -2,5°С.
Средняя температура июля: +15°С.
Среднегодовое количество осадков: 425 мм.
Среднегодовая относительная влажность: менее 15%.

Достопримечательности

Комплекс монастыря Самье-Гомпа (VIII в.)

Главный храм Уцзы (статуя Будды Шакьямуни, Зал без колонн, ворота с колоколом VII в.), храмы Луны и Солнца, храмы — посвящения бодхисаттвам: Манджушри, Майтрее, Авалокитешваре, восемь часовен, стена.

Любопытные факты

  • В наши дни индийский учитель буддийской тантры Падмасамбхава известен как Гуру Ринпоче, или Драгоценный Учитель, а созданная им вместе с Шантаракшитой буддийская школа ньингма почитает его как второго Будцу. Считается, что сам Будда Шакьямуни предсказал появление Падмасамбхавы. Что до его могущества как мага, дарованного ему тантрической йогой, то, по всей вероятности, оно произвело на тибетцев куда большее впечатление, чем проповедь пути бодхисаттвы, которой занимался Шантаракшита. Тантрический буддизм Падмасамбхавы в его внешних проявлениях — ритуалах, церемониях, вызывании духов, использовании огня — напомнил тибетцам привычный для них шаманизм.
  • Принято считать, что Самье построен по образцу индийского монастыря Одантапури, тогда находившегося на территории нынешнего штата Бихар и разрушенного в начале XIII в. тюркским военачальником Бахтияром Хилджи.
  • В начале IX в. царь Трисонг Децен организовал в стенах монастыря Самье то, что сегодня назвали бы первым тибетским медицинским конгрессом. Для участия пригласили врачей и ученых из соседних государств. Обсуждались традиции тибетской классической медицины и представлялись многочисленные медицинские системы и способы лечения.
  • Во время своего правления Ландарма — последний царь Тибетской империи, правивший примерно в 838-842 гг. — на непродолжительное время восстановил в правах древнюю религию бон. Пришедший к власти в результате дворцового переворота и убийства родного брата, Ландарма жестоко преследовал буддизм, монахи бежали, Самье и буддизм сдали позиции, которые восстановились лишь после смерти царя, застреленного из лука буддийским послушником.
  • И в наши дни ламы-«красношапочники» — сторонники школы ньингма, зародившейся в Самье — считаются могущественными магами и заклинателями духов, в отличие от лам прочих школ — в желтых шапочках.
  • О монастыре рассказывают немало легенд, в основном довольно страшных. Якобы в комнате известного в прошлом ламы-прорицателя Тиге Кионга установлена колода для разделки туш и лежит нож мясника для «рубки дыхания». Сингдонгмо — демоны — пожиратели дыхания, обитающие в монастыре, улавливали последний вздох умирающего и приносили его к магу Кионгу для уничтожения. В современном Тибете распространено суеверие: сигдонгмо похищают дыхание у того, кто спит с открытым ртом. Еще одно поверье связано с тем, что, если ночью войти в храм, замереть у дверей и прислушаться, можно услышать мантры, которые читают собирающиеся на службу в молельные залы призраки монахов, умерших за все века существования монастыря Самье.
  • Одна из келий монастыря Самье, в которой, согласно преданиям, заключены демоны бон, питающиеся жизненной силой умирающих людей, заперта печатью с символом двойной ваджры — ритуального и мифологического оружия для борьбы с нечистой силой.
  • В монастыре Самье хранятся череп Шантаракшиты, а также личные вещи Гуру Ринпоче: его печать и башмак.

2
0
5 647
Китай

Предыдущие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх