Барсакельмесский заповедник

Барсакельмесский заповедник

Природный заповедник Казахстана

Когда-то в Аральском море существовал остров под названием Сужук. У кочевников казахов он пользовался мрачной репутацией, и со временем как-то незаметно сменилось его имя. Современное название острова — Барсакельмес, позже унаследованнное заповедником, по-казахски звучит тоже не слишком оптимистично: «пойдешь — не вернешься».

Пустыня и высохшее морское дно

Барсакельмесский заповедник необычен. В Северной Евразии это единственное место, где охраняются экосистемы северных (остепненных) и настоящих пустынь умеренного пояса. Помимо того, он находится в зоне экологической катастрофы антропогенного происхождения глобального масштаба вследствие понижения уровня Аральского моря.
Первоначально остров Барсакельмес был заповедан в 1939 году. Много лет спустя, в 2005 году, когда большая часть Аральского моря высохла, а остров превратился в полуостров, территорию заповедника увеличили в десять раз.
Задача современного заповедника «Барсакельмес» состоит в изучении процессов опустынивания природных комплексов, перестройки состава и структуры не только коренных аридных экосистем, но и процессов формирования рельефа, ландшафтов и экосистем бывшего дна высохшего Аральского моря. Ну и конечно, охрана биоразнообразия пустынных сообществ Приаралья относится к первоочередным приоритетам заповедника, в том числе охрана и восстановление численности редких и исчезающих видов птиц и млекопитающих степей и пустынь.
Территория заповедника состоит из двух кластерных участков — «Барсакельмес» и «Каскакулан». Сейчас при финансовой и организационной поддержке международных структур группа экспертов готовит документацию для присоединения к заповеднику третьего кластерного участка — «Дельта». За счет обширных территорий, прилегающих к низовьям реки Сыр-Дарья, заповедник будет значительно расширен.

На месте бывшего острова

В 2009 году Барсакельмес перестал быть полуостровом. С тех пор он представляет собой возвышенное плато, со всех сторон окруженное высохшим морским дном. Рельеф поверхности заповедника в целом равнинный, мягкий. На юге и юго-западе урочища Барсакельмес плато, максимальная высота которого 108 м над уровнем моря, заканчивается обрывами более 60 м над бывшим дном Аральского моря. Восточный и Западный Кебирсаи — два участка «дурных земель» на плато. Это системы балок и холмов с относительной высотой до 10-12 м, покрытых пухлой зеленоватой олигоценовой глиной со сверкающими кристаллами гипса, полностью лишенные плодородного слоя. На территории плато несколько бессточных впадин с такырами и пухлыми солончаками. Северная часть — более низкая волнистая равнина, пересеченная долинами временных водотоков. По восточным, северным и северо-западным берегам тянется полоса песчаных дюн шириной от 200 м до 2 км. Под действием ветров здесь образуются барханы, бугристые пески и так называемые котловины выдувания — понижения, вытянутые в направлении наиболее постоянных ветров. На освобождающихся от воды участках моря возникает морская равнина с развитыми трещинами усыхания.

У истоков

В 1920-1930-е годы в Советском Союзе полным ходом шла индустриализация. Для экономических преобразований требовалось очень много иностранной валюты. Одним из главных источников ее поступления в те годы была продажа пушнины за границу. Для решения проблемы увеличения пушнины на экспорт и для внутреннего рынка была создана организация «Союзпушнина», которая занималась не только вопросами интенсификации пушного промысла, но и организацией охотничьих хозяйств, расселением, акклиматизацией и реакклиматизацией экономически значимых животных, а также созданием звероферм. В те годы численность соболей еще не была восстановлена и сибирских животных было недостаточно, чтобы удовлетворить спрос на пушнину. Нужно было расширить ассортимент за счет так называемой второстепенной пушнины. В Казахстане самым массовым природным источником такой пушнины был желтый суслик, или суслик-песчаник, — самый крупный из числа евразийских видов. В связи с этим здесь стали основывать охотничьи хозяйства. Заодно ради повышения общей продуктивности угодий занимались расселением и других видов животных.

Заодно с пушниной

Одним из таких угодий «Союзпушнины» в 1929 году стал остров Барсакельмес, где было выпущено много желтых сусликов, а также зайцев-русаков, серых куропаток и фазанов. Неудивительно, что его было решено заселить также копытными, ведь в условиях острова их легче охранять, да и животные никуда не смогут уйти, а проблема удержания выпускаемых животных в нужном месте до сих пор весьма актуальна. Здесь были выпущены мелкими партиями джейраны и сайгаки. Найдя на новом месте нетронутые пастбищные угодья, джейраны и сайгаки стали хорошо размножаться. В те годы не было проблем с водообеспечением животных: они могли довольствоваться сильно опресненной водой Арала. Позже, в 1953 году, были завезены куланы, которые стали родоначальниками вольно живущей на просторах Казахстана популяции.

Заброшенные на остров

Численность куланов, джейранов и сайгаков неоднократно по разным причинам претерпевала сильные колебания. Джейран здесь, на севере видового ареала, живет на пределе своих возможностей. В суровые многоснежные зимы эти южные по своему происхождению газели гибнут в большом количестве. Куланы и сайгаки на острове не так чувствительны к превратностям климата. Тем не менее при высокой их численности, приводящей к избыточному стравливанию пастбищ, в сочетании с невозможностью уйти с острова, временами наблюдалась повышенная их смертность. В конце 1970-х — начале 1980-х годов и без того незавидное положение всех копытных стало усугубляться из-за усыхания Аральского моря, что привело к резкому повышению солености воды. На острове были устроены искусственные водопои — использовали воду из скважины. На 1983 год здесь насчитывалось 230 сайгаков, 160 джейранов, 242 кулана. Казалось, что крупные животные неизбежно погибнут из-за осолонения Арала и его побережья. Часть куланов отловили и перевезли в другое место, а на остальных махнули рукой.

Новая жизнь

Несмотря на экологическую катастрофу, последние куланы, джейраны и сайгаки выжили! Когда к концу 1990-х годов Барсакельмес превратился в полуостров, эти животные стали уходить вглубь суши в поисках водопоев. Они сумели их найти и остались в окрестных угодьях. На бывшем дне Арала заново стали формироваться новые наземные экосистемы, и животные нашли для себя новые пригодные пастбища. Впервые за много лет им пришлось научиться жить на одной земле с хищниками, ведь на острове их не было. Тем не менее копытные сумели решить и эту проблему. Джейраны и сайгаки обрели прежнюю настороженность, чтобы вовремя замечать опасность и убегать. А куланам пришлось научиться контратаковать волков, которые пытались нападать на молодняк.
Вся эта история весьма поучительна и ярко иллюстрирует, насколько прекрасно дикие животные приспособлены к превратностям бытия на своей суровой родине. А от человека требуется совсем не так много усилий, чтобы сохранить наших соседей по планете.

На бывшем морском дне

Сейчас экосистемы заповедника формируются в экстремальных природных условиях новой пустыни Аралкум, возникшей на высохшем дне Аральского моря. Это уникальная природная «лаборатория», где можно наблюдать начальные этапы становления пустынных экосистем. Истинные любители природы, добравшись до этого отдаленного уголка, смогут увидеть немало интересного и поучительного. С одной стороны, безрадостная картина соляных и гипсовых полей, конечно, удручит кого угодно, но с другой — признаки возрождающейся жизни непременно вселят оптимизм.
Участки соляных пустынь с каждым годом понемногу сокращаются. Растения-солеросы (тамариск, сведа, сарсазан, биюргун и др.) разноцветными каймами окружают эти безрадостные участки и постепенно «сжимают кольцо». Развевающиеся пески зарастают растениями-псаммофилами (селином, эремоспартоном безлистным, полынью, жузгуном), а на барханах с каждым годом все больше встречается ящериц, в том числе столь заметных, как степные агамы и ушастые круглоголовки. Глинисто-щебенистые пустыни мало-помалу зарастают низкорослыми жесткими кустарничками. Но даже и по таким местам нужно ходить с повышенным вниманием, ведь этак можно невзначай наступить на зазевавшуюся такырную круглоголовку, которую просто невозможно рассмотреть на таком фоне! Кроме того, следует помнить, что в некоторых местах весьма обычен щитомордник, который при опасности крепко затаивается в скудном тенечке пустынного кустарника.

Растения переезжают

Если на высохшее дно моря постепенно приходит жизнь, то на некоторых участках, где раньше кипела жизнь, из-за понижения грунтовых вод растительность деградирует. Так, саксаульники с бугристо-грядовых песков перемещаются на приморские почвы с навеянным песчаным чехлом, новые места, ближе к морю, осваивает и гребенщик.

Цветущие в пустыне

В заповеднике немало ярко цветущих декоративных растений, которые и не ожидаешь встретить в пустынной местности. Весенние лощины украшает ярко-синими колокольчиками иксиолирон татарский, в зарослях кустарников загораются огненно-красные цветки златоцвета мелкоцветного. Прямо на песках или на остепненных участках раскрывает нежно-сиреневые звездочки козлобородник красный и фиолетовые мохнатые соцветия-корзинки юринея (наголоватка) васильковая.

Странные листья

И все-таки эти растения привычны глазу российского жителя, а вот многие чисто местные виды кажутся совершенно экзотическими. Например, соляноколосник каспийский, который местные жители называют карак-барак или шортак. Этот ветвистый кустарник из семейства маревых вырастает до 2-3 м и образует на влажных солончаках и на прибрежных полосах плотные заросли. Неспециалист скажет, что листьев у него нет, а частые супротивные веточки усыпаны толстенькими зелеными кожистыми колосками. Эти-то колоски и состоят из плотно прижатых, с рудиментарными пластинками, маленьких толстых листочков. Кстати, они довольно сочные, и их любят есть многие животные. В таких же местах растет более низкий кустарничек поташник каспийский из семейства
амарантовых. У некоторых его родственников-поташников мясистые листочки все-таки немного отогнуты от веточек, но у этого они превратились в толстые круглые бугорки. Такие веточки похожи на коротенькие кривые цепочки из зеленых пластилиновых шариков. Кому-то они напомнят гусениц.

Гармала

Это травянистое многолетнее растение, произрастающее в заповеднике, удивит изысканной красотой, ароматом и лекарственными свойствами. Стебли высотой около 50 см густо усеяны листочками. Каждый разделен на три или пять узких заостренных частей, так что их можно принять за хвою. В мае — июле на верхушке стебля распускается белый или светло-желтый крупный цветок-звезда, в середине которого — корона из 15 крупных тычинок на длинных ножках. Поскольку гармала образует куст из стеблей, то получается пышный, но всегда очень изящный букет. Толстый многоглавый корень достает для него воду на глубине 2-3 м. Все части гармалы содержат алкалоиды, поэтому растение может послужить как лекарством, так и ядом. Некоторые клиники успешно применяют гармалу для лечения алкогольной, никотиновой и наркозависимости. Азиатские народы издавна считали растение богиней луны и лекарством от тысячи болезней. Самое безопасное и мягкое применение этой травы — окуривание и ванны. Дым от гармалы дезинфицирует помещение, успокаивает и вызывает легкий сон, а ванны с отваром травы помогают при ревматизме и кожных заболеваниях.

Летняя спячка

Весной в заповеднике не только людей, но и животных радует красочное цветение растений-эфемеров. В этот период и в начале лета, пока зной не иссушил растительность, на глаза непременно попадутся довольно обычные здесь среднеазиатские черепахи. Но как только пожухнет растительность пустынь, черепахи исчезнут. На деле они просто впадут в спячку, которая продлится до следующей весны. Ведь им просто нечем питаться в разгар лета. Почти одновременно с ними в спячку, по той же причине, залегают желтые суслики и некоторые другие виды грызунов пустынь. Зато такие заметные ящерицы, как степная агама, разноцветная, средняя и полосатая ящурки, сохраняют активность все лето до самой осени.

Пернатые удивляют

Неутомимый исследователь имеет хорошие шансы встретить в заповеднике редкие и исчезающие виды птиц. Это кудрявый пеликан, малый баклан, орлан-белохвост, змееяд, степной и солнечный (могильник) орлы, чернобрюхий и белобрюхий рябки, бурый голубь, филин. Некоторые из них обладают удивительными чертами и способностями.
Чернобрюхий и белобрюхий рябки гнездятся в самых безводных уголках. На водопой они летают на десятки километров. Птицы не только пьют сами, но и несут воду птенцам. Строение их перьев специально приспособлено, чтобы хорошо удерживать воду. Птица может нести до 40 мл. Рябки заходят по грудь в воду, чтобы оперение живота пропиталось ею. Часть, конечно, теряется в полете, но и птенцам остается достаточно. Они высасывают влагу из перьев родителей.
Саджа, ставшая символом Казахстана, — необычный родич рябков. Из-за странных укороченных ножек, обросших мелкими перьями, со сросшимися пальцами, ее именуют копыткой. Благодаря такому строению лап птица может ходить по горячему грунту пустыни. По-казахски ее называют «бульдурук», за крики, издаваемые в полете.

Барсакельмесский заповедник на карте


Общая информация

Общая площадь заповедника: 105 879 га, буферной зоны — 54 947 га.
Участок «Барсакельмес» включает в себя прежнюю территорию острова-заповедника (16 975 га) вместе с высохшим дном Аральского моря общей площадью 50 884 га. Участок «Каскакулан» занимает площадь 109 942 га.
В заповеднике выявлено: 40 видов млекопитающих, 23 вида рептилий, 2 вида амфибий.
Здесь обитает: около 170 видов птиц, из которых гнездится 68. Пока зарегистрировано 2000 видов насекомых, но их гораздо больше. Флора заповедника включает 278 видов сосудистых растений.

Климат и погода

Климат заповедника резко континентальный. Зима здесь часто бывает весьма морозной, с метелями и буранами, а лето жаркое и засушливое. Среднегодовая температура воздуха: +8,7°С.
Среднемесячная температура января: -8.8°С. абсолютный минимум: -31°С.
Среднемесячная температура июля: +26°С. абсолютный максимум: +39,4°С.
Среднемесячные температуры с мая по сентябрь: +18°С.
Продолжительность абсолютно теплого периода: 204-223 дня.
Среднегодовая сумма осадков: 108 мм.


Любопытные факты

■ Любая работа с дикими животными чревата неожиданностями. Писатель-натуралист М.Д. Зверев рассказал забавную историю о первых днях на острове привезенных сайгаков. Сотрудник Госторга, руководивший доставкой и выпуском животных, остался один на острове, чтобы понаблюдать процесс привыкания животных к жизни на новом месте. Когда через четыре дня за ним пришла шлюпка, оказалось, что ему пришлось все дни скрываться от рассерженного самца в ящике, в котором и привезли животное, и только ночью выбираться наружу.
■ По данным учета 2005 года, в районе Каскакулана обитают 179 куланов, на полуострове Барсакельмес — 155 сайгаков и 50 джейранов (около 1000 животных обитает в Кызылкумах и Юго-Восточном Приаралье).
■ При высыхании Арала постоянно дующие ветры наметают гряды песков. Их быстро заселяет кандым, по-местному джузгун. У этого пустынного кустарника красивые разноцветные плодики-летучки, с помощью которых он быстро осваивает новые участки песков.
■ Бледный карликовый тушканчик — эндемик Казахстана и за его пределами не встречается. Живет на песках, поросших злаками, чьими семенами питается. В спячку он залегает не на лето, а на зиму. Перед этим осенью он старательно накапливает жир в… хвосте, запас которого достигает 28% от всей массы крошечного зверька, не превышающей 29 г.
Заповедники Казахстана

7
0
10 601
katyagor
Казахстан

Предыдущие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх