Регистан (Самарканд)

Регистан

Площадь Самарканда

Старинная площадь Регистан — это сердце исторического центра города Самарканд. Название ее не уникально: Регистан в переводе означает «место, покрытое песком», и именно так обычно называли центральные площади в восточных городах. Однако именно самаркандский Регистан приобрел особую известность благодаря своему архитектурному своеобразию.
Первоначально площадь служила в торговых целях. К ней было проложено шесть дорог, ведших к Самарканду и пронизывавших его. Как следствие на площади обосновались торговцы и ремесленники.

История

При Тамерлане (1336-1405 гг.) Регистан оставался обычной городской площадью, которая служила местом сбора войск перед походами. Существуют легенды о том, что Тамерлан использовал площадь также для того, чтобы выставлять перед жителями города головы поверженных врагов.
В XV в. жизнь Регистана начала кардинально меняться. Связано это было с тем, что Улугбек, правитель державы Тимуридов, приходившийся внуком Тамерлану, был известен своей страстью к наукам и выдающимися познаниями в математике и астрономии, а также талантом к поэзии. Он занимался и просветительской работой, одним из плодов которой стало медресе Улугбека, возведенное в 1417-1420 гг. Это было первое монументальное здание на площади Регистан. Так из обычной торговой точки Регистан превратился в образовательный центр.
Стараниями Улугбека при медресе была создана целая научная школа, круг интересов которой составляли как математика и астрономия, так и геометрия, логика, богословие и многие другие дисциплины. Наряду с приглашенными учеными, такими как математики и астрономы Кази-заде ар-Руми (1364-1437 гг.), Аль-Каши (1380-1429 гг.) и аль-Кушчи (1403-1474 гг.), в стенах медресе преподавал и сам Улугбек.
Чуть позднее, в 1424-1428 гг., по велению Улугбека в окрестностях Самарканда была построена уникальная для своего времени обсерватория, которая также была названа по его имени.
Правда, Регистан не терял своего торгового значения. В XV в. по соседству с медресе Улугбека был построен торговый купол Чорсу.
После падения державы Тимуридов власть перехватила династия Шейбанидов. О правителях из рода Шейбанидов ныне напоминает мавзолей, сооруженный к востоку от построенного позднее медресе Тилля-Кари. Самые ранние захоронения в мавзолее относятся к XVI в.
Новую эпоху в истории Самарканда в XVII в. открыл наместник бухарских ханов в Самарканде Ялангтуш Бахадур (1576-1656 гг.), при котором город вновь стал развиваться и застраиваться. В частности, он принял решение построить на Регистане по соседству с медресе Улугбека еще два учебных заведения. В 1619-1636 гг. на площади было возведено здание медресе Шердор, ставшее зеркальным отражением медресе Улугбека. В период 1646-1660 гг. здесь также было построено медресе Тилля-Кари, в котором помимо помещений для проведения лекций была создана большая мечеть.
В результате Регистан был замкнут с одной стороны тремя зданиями медресе, выходящими своими главными порталами на площадь. Оформлен Регистан был как внутренний двор этих учебных заведений.
Площадь Регистан расположена на пересечении шести дорог. С западной стороны площади расположено медресе Улугбека, с восточной его конструкцию зеркально повторяет медресе Шердор. В северной части Регистана находится медресе Тилля-Кари.
Землетрясение, произошедшее в 1897 г., привело к серьезным повреждениям знаменитых медресе Регистана. Но еще в начале XX в. специалистам удалось спасти эти архитектурные памятники.
Уже в конце XVII в. для Самарканда наступили трудные времена. В связи с тем что столица Бухарского ханства была перенесена в Бухару, Самарканд оказался в стороне от торгового пути. Регистан опустел, еще недавно многочисленные торговцы перестали обустраивать здесь свои прилавки, в запустение пришли и медресе.
Кроме того, в XVIII в. в Бухарском ханстве при династии Аштарханидов сложилась непростая политическая ситуация. Регистан, так же как и сам город Самарканд, вновь ожил лишь к концу XVIII в., когда у власти уже была узбекская династия Мангытов.
Однако к тому времени смута успела оставить своей след в архитектурном облике города. Так, внешний облик медресе Улугбека, первоначально выдержанный согласно строгим канонам, был серьезно изменен. Было принято решение снести второй этаж медресе, чтобы не дать противникам бухарского наместника отстреливаться с выгодных позиций. Заново отстроен второй этаж был только в конце XX в.
Еще одним серьезным ударом для города стало разрушительное землетрясение 1897 г. Возвышавшиеся над зданием медресе Улугбека четыре минарета высотой по 33 м были сильно повреждены, хорошо сохранившиеся северо-восточный и юго-восточный минареты грозили обрушиться. Их удалось выпрямить, что было беспрецедентной операцией для своего времени. В результате к настоящему моменту у здания медресе есть два целых минарета и один — северо-западный — сохранившийся до наших дней частично. Четвертый, юго-западный минарет не восстанавливался. Не уцелели также и купола над угловыми аудиториями.
В целом же здание медресе Улугбека сохранило историческую планировку. В плане оно имеет форму прямоугольника. Внутри расположен квадратный внутренний двор, с двух сторон прикрываемый крыльями с худжрами — жилыми помещениями для студентов.
Расположенному прямо напротив Улугбека медресе Шердор повезло больше. Здание хорошо перенесло испытание, а к реставрации советские специалисты приступили уже в 1924 г., после национализации здания медресе.
В переводе название медресе Шердор означает «обитель львов»: на фасаде размещены золотые фигуры львов, бросающихся на ланей. Построено оно было на месте старой ханаки — обители суфиев, которая к XVII в. успела серьезно обветшать. При сооружении медресе Шердор использовались строительные материалы из ханаки.
Хотя, согласно проекту, Шердор должна была полностью повторять строение медресе Улугбека, из-за поднятия уровня площади пропорции были немного отличны от более старой постройки.
Примечательной чертой самого молодого на Регистане медресе Тилля-Кари является богатая отделка позолотой, о чем и говорит его название, в переводе означающее «отделанное золотом». К сожалению, старинная облицовка здания по большей части не сохранилась и была восстановлена уже в XX в. Также в результате землетрясения был разрушен входной портал медресе, который был сооружен заново в 1920-х гг.
С 2001 г. площадь Регистан вместе с ее архитектурным ансамблем состоит в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Регистан на карте


Общая информация

Месторасположение: центр города Самарканд, Узбекистан.
Статус: с 2001 г. в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО (наряду с некоторыми другими памятниками Самарканда).
Языки: узбекский (официальный), таджикский, русский и др.
Этнический состав (Самарканд): узбеки, таджики, русские, бухарские евреи, армяне, азербайджанцы и др.
Религии: ислам, христианство.
Денежная единица (Узбекистан): сум.
Ближайший аэропорт: международный аэропорт Самарканд.

Цифры

Протяженность здания медресе Улугбека: 81х56м.
Высота минаретов медресе Улугбека: 33 м.
Высота входного портала медресе Улугбека: 16,5 м.
Высота минаретов медресе Шердор: 31 м.

Климат и погода

Средняя температура июля (Самарканд): +26,7°С.
Средняя температура января (Самарканд): +1,9°С.
Среднегодовое количество осадков (Самарканд): 355,2 мм.

Достопримечательности

Исторические: медресе Улугбека (1417-1420 гг.); медресе Шердор (1619-1636 гг.); медресе Тилля-Кари (1646-1660 гт.); торговый купол Чорсу (XV в.); мавзолей Шейбанидов (самое старое захоронение относится к XVI в.).

Любопытные факты

■ Персидско-таджикский поэт, ученый и философ Абдурахман Джами получил образование в медресе Улугбека.
■ Несмотря на довольно внушительные размеры медресе Шердор, в этом учебном заведении одновременно могли проходить обучение не более сорока человек.
■ С традиционным для восточных городских площадей названием «регистан» связана довольно зловещая легенда. Считается, что площади действительно посыпались песком, о чем и говорит название, и необходимо это было якобы для того, чтобы впитывалась кровь публично казненных.
■ Проектом по выпрямлению склонившихся на сторону минаретов медресе Улугбека руководил инженер, архитектор и изобретатель Владимир Григорьевич Шухов. В основе уникальной для своего времени работы по возвращению минаретов в правильное положение была идея о том, что проще притягивать верхушку башни вниз и пользоваться силой тяжести сооружения, чем поднимать его с помощью лебедок.

18
0
53 750
Узбекистан

Предыдущие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх