Юньган (пещерные гроты)
Храмовый комплекс
Самое масштабное строительство в храмовом комплексе Юньган развернулось с расцветом династии Северная Вэй, которая не жалела средств на строительство храмов в окрестностях своей столицы — города Датун.
Пещерные гроты Юньган находятся в провинции Шаньси, неподалеку от города Датун у южного подножия гор Учжоу. Это один из самых больших пещерных комплексов в мире, он входит в тройку самых больших подобных сооружений в Китае.
Всего зодчими разных эпох было создано 252 пещеры, в которых встречается около 51 тыс. изображений Будды. Появление Юньгана, как и других пещерных храмовых комплексов в Китае, было обусловлено влиянием индийской культуры, в которой среди буддийских монахов было принято удаляться в горы в поисках просветления. К тому же пещерные храмы отличались намного большей долговечностью, чем традиционные.
Первые пещеры Юньган появились в период до 465 г., во времена правления династии Северная Вэй, когда Китай переживал расцвет буддизма. Этот религиозный подъем наметился практически сразу после того, как в 452 г. был убит правитель Тоба Тао, устроивший гонения на буддистов и утвердивший даосизм как государственную религию.
Место для создания искусственных гротов было выбрано не случайно. Столицей владений Северной Вэй стал город Датун, а пещеры Юньган расположены в 16 км от него. Работы по созданию храмового комплекса были инициированы буддийским монахом Таньяо, который на тот момент был главным духовным лицом государства Северная Вэй.
К строительству были привлечены около 40 тыс. человек, в работе принимали участие и буддийские монахи.
За первые пять лет было создано пять пещер, которые должны были напоминать о первых пяти императорах из династии Северная Вэй. Их еще называют Пятью пещерами Таньяо. В результате они вошли в состав центральной части комплекса Юньган.
Второй период сооружения строительства гротов продлился с 471 по 494 г. В это время династия Северная Вэй переживала период расцвета, поэтому власти передавали большие средства на строительство новых пещер в восточной части комплекса. Со вторым периодом связано создание так называемой Галереи пещер Тайхэ.
Третий период работы продолжался вплоть до 525 г., созданные в это время пещеры своим появлением обязаны уже частным меценатам, хотя они и прежде жертвовали средства на возведение пещер. На тот момент Северная Вэй утратила власть, а столица была перенесена из Дату-на в Лоян. Пещеры позднего периода, расположенные в западной части комплекса, сильно отличаются от соседних сооружений, так как они выдержаны уже в новом буддийском стиле, одной из характерных черт которого является изображение Будды довольно худощавого телосложения.
С VI в. новых пещер в комплексе не появлялось. Однако из-за разрушительного воздействия внешней среды довольно быстро назрела необходимость поддерживать гроты Юньган в надлежащем состоянии. При кидань-монголах Ляо были предприняты первые попытки «законсервировать" комплекс, и в дальнейшем здесь также проводились работы по восстановлению ансамбля. Кроме того, были созданы деревянные пристройки, которые прикрывали пещеры от внешнего воздействия.
В декабре 2001 г. храмовый комплекс Юньган был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Пещеры Юньган тянутся цепочкой справа налево и имеют последовательную нумерацию по возрастанию. Внешние стены гротов украшены нишами с изображениями Будды.
Проходя по залам Юньган, можно проследить вехи развития китайского искусства в V в.
Пещерные гроты Юньган находятся в провинции Шаньси, неподалеку от города Датун у южного подножия гор Учжоу. Это один из самых больших пещерных комплексов в мире, он входит в тройку самых больших подобных сооружений в Китае.
Всего зодчими разных эпох было создано 252 пещеры, в которых встречается около 51 тыс. изображений Будды. Появление Юньгана, как и других пещерных храмовых комплексов в Китае, было обусловлено влиянием индийской культуры, в которой среди буддийских монахов было принято удаляться в горы в поисках просветления. К тому же пещерные храмы отличались намного большей долговечностью, чем традиционные.
Первые пещеры Юньган появились в период до 465 г., во времена правления династии Северная Вэй, когда Китай переживал расцвет буддизма. Этот религиозный подъем наметился практически сразу после того, как в 452 г. был убит правитель Тоба Тао, устроивший гонения на буддистов и утвердивший даосизм как государственную религию.
Место для создания искусственных гротов было выбрано не случайно. Столицей владений Северной Вэй стал город Датун, а пещеры Юньган расположены в 16 км от него. Работы по созданию храмового комплекса были инициированы буддийским монахом Таньяо, который на тот момент был главным духовным лицом государства Северная Вэй.
К строительству были привлечены около 40 тыс. человек, в работе принимали участие и буддийские монахи.
За первые пять лет было создано пять пещер, которые должны были напоминать о первых пяти императорах из династии Северная Вэй. Их еще называют Пятью пещерами Таньяо. В результате они вошли в состав центральной части комплекса Юньган.
Второй период сооружения строительства гротов продлился с 471 по 494 г. В это время династия Северная Вэй переживала период расцвета, поэтому власти передавали большие средства на строительство новых пещер в восточной части комплекса. Со вторым периодом связано создание так называемой Галереи пещер Тайхэ.
Третий период работы продолжался вплоть до 525 г., созданные в это время пещеры своим появлением обязаны уже частным меценатам, хотя они и прежде жертвовали средства на возведение пещер. На тот момент Северная Вэй утратила власть, а столица была перенесена из Дату-на в Лоян. Пещеры позднего периода, расположенные в западной части комплекса, сильно отличаются от соседних сооружений, так как они выдержаны уже в новом буддийском стиле, одной из характерных черт которого является изображение Будды довольно худощавого телосложения.
С VI в. новых пещер в комплексе не появлялось. Однако из-за разрушительного воздействия внешней среды довольно быстро назрела необходимость поддерживать гроты Юньган в надлежащем состоянии. При кидань-монголах Ляо были предприняты первые попытки «законсервировать" комплекс, и в дальнейшем здесь также проводились работы по восстановлению ансамбля. Кроме того, были созданы деревянные пристройки, которые прикрывали пещеры от внешнего воздействия.
В декабре 2001 г. храмовый комплекс Юньган был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Пещеры Юньган тянутся цепочкой справа налево и имеют последовательную нумерацию по возрастанию. Внешние стены гротов украшены нишами с изображениями Будды.
Проходя по залам Юньган, можно проследить вехи развития китайского искусства в V в.
Комплекс разделен на восточную, западную и центральную части, каждая из которых соответствует одному из трех периодов строительства пещер Юньган. Возраст сооружений уменьшается от центральной части через восточную к западной.
По оформлению пещер прослеживаются не только история Северной Вэй, но и культурные изменения, заметна постепенная эволюция буддийского искусства, приведшая к формированию ханьского стиля в оформлении культовых сооружений.
Он проявился при создании самых поздних пещер. Это указывает на то, что произошла китаизация первоначально индийских традиций буддизма.
Центральная часть комплекса знаменита благодаря пещере, которой дан условный 20-й номер. С внешней ее стороны размещена огромная статуя Будцы, сидящего в созерцательной позе. Ее высота достигает практически 14 м. Это изваяние считается символом императора Вэньчэна, при котором во владениях Северной Вэй началось возрождение буддизма.
Для восточной части комплекса Юньган характерны большое число пагод и богатство внутреннего убранства пещер. Она известна тем, что в ней находятся рекордные по своим размерам сооружения. Так, в восточной части Юньган расположена самая большая пещера комплекса, высота которой составляет 25 м, а ширина — 50 м. Кроме того, здесь можно увидеть самое маленькое изваяние Будды: его высота достигает всего 2 см. Здесь же в пещере под номером 5 размещена самая большая статуя в Юньгане — изваяние Будды Шакьямуни высотой 17 м. В эпоху Тан на эту, как и на многие другие скульптуры, была нанесена краска. Из-за этого пещеры с 19 по 23 были названы Окрашенными.
Среди гротов среднего периода выделяется и пещера под номером 6, все внутренние поверхности стен которой испещрены рельефными изображениями буддийских сюжетов, в том числе связанных с жизнью Будды.
Перед входом в пещеру 7 можно увидеть образец деревянного павильона, созданного для защиты грота от разрушения. Это трехъярусное сооружение, оснащенное лестницами для перемещения между залами. Уникальность подобных навесов заключается в том, что они были буквально вмурованы в вертикальную скальную породу. Многие аналогичные постройки на территории Юньгана не дошли до наших дней.
В западной части размещено множество пещер сравнительно небольших размеров с отдельными открытыми нишами, украшенными статуями Будды. Убранство западных пещер не столь роскошно, как восточных и центральных, и это легко объяснимо: создавались они уже на гораздо меньшие средства.
Несмотря на то что за гротами Юньган присматривали, все же комплекс лишился многих ценных экспонатов. Часть изваяний Будды была украдена, некоторые пострадали из-за воздействия внешней среды. По некоторым данным, за пределы страны вывезено было около полутора тысяч статуй.
Месторасположение: у южного подножия гор Учжоу, неподалеку от города Датун.
Административная принадлежность: провинция Шаньси.
Статус: с 2001 г. входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дата основания: середина V в.
Язык (Датун): китайский.
Этнический состав (Датун): большинство — ханьцы.
Религия: буддизм.
Денежная единица: юань.
Количество пещер: 252.
Удаленность: 16 км от города Датун.
Средняя температура июля (Датун): +22°С.
Среднегодовое количество осадков: до 700 мм.
По оформлению пещер прослеживаются не только история Северной Вэй, но и культурные изменения, заметна постепенная эволюция буддийского искусства, приведшая к формированию ханьского стиля в оформлении культовых сооружений.
Он проявился при создании самых поздних пещер. Это указывает на то, что произошла китаизация первоначально индийских традиций буддизма.
Центральная часть комплекса знаменита благодаря пещере, которой дан условный 20-й номер. С внешней ее стороны размещена огромная статуя Будцы, сидящего в созерцательной позе. Ее высота достигает практически 14 м. Это изваяние считается символом императора Вэньчэна, при котором во владениях Северной Вэй началось возрождение буддизма.
Для восточной части комплекса Юньган характерны большое число пагод и богатство внутреннего убранства пещер. Она известна тем, что в ней находятся рекордные по своим размерам сооружения. Так, в восточной части Юньган расположена самая большая пещера комплекса, высота которой составляет 25 м, а ширина — 50 м. Кроме того, здесь можно увидеть самое маленькое изваяние Будды: его высота достигает всего 2 см. Здесь же в пещере под номером 5 размещена самая большая статуя в Юньгане — изваяние Будды Шакьямуни высотой 17 м. В эпоху Тан на эту, как и на многие другие скульптуры, была нанесена краска. Из-за этого пещеры с 19 по 23 были названы Окрашенными.
Среди гротов среднего периода выделяется и пещера под номером 6, все внутренние поверхности стен которой испещрены рельефными изображениями буддийских сюжетов, в том числе связанных с жизнью Будды.
Перед входом в пещеру 7 можно увидеть образец деревянного павильона, созданного для защиты грота от разрушения. Это трехъярусное сооружение, оснащенное лестницами для перемещения между залами. Уникальность подобных навесов заключается в том, что они были буквально вмурованы в вертикальную скальную породу. Многие аналогичные постройки на территории Юньгана не дошли до наших дней.
В западной части размещено множество пещер сравнительно небольших размеров с отдельными открытыми нишами, украшенными статуями Будды. Убранство западных пещер не столь роскошно, как восточных и центральных, и это легко объяснимо: создавались они уже на гораздо меньшие средства.
Несмотря на то что за гротами Юньган присматривали, все же комплекс лишился многих ценных экспонатов. Часть изваяний Будды была украдена, некоторые пострадали из-за воздействия внешней среды. По некоторым данным, за пределы страны вывезено было около полутора тысяч статуй.
Общая информация
Пещерный храмовый комплекс в Китае.Месторасположение: у южного подножия гор Учжоу, неподалеку от города Датун.
Административная принадлежность: провинция Шаньси.
Статус: с 2001 г. входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дата основания: середина V в.
Язык (Датун): китайский.
Этнический состав (Датун): большинство — ханьцы.
Религия: буддизм.
Денежная единица: юань.
Цифры
Протяженность: 1 км с запада на восток.Количество пещер: 252.
Удаленность: 16 км от города Датун.
Климат и погода
Средняя температура января (Датун): -10,6°С.Средняя температура июля (Датун): +22°С.
Среднегодовое количество осадков: до 700 мм.
Достопримечательности
■ Центральные пещеры (до 465 г.): пещера 20 (статуя Главного Будды).■ Восточные пещеры (с 471 по 494 г.): пещера 5 (статуя Сидящего Будды), пещера 6 (рельефы с изображением буддийских сюжетов), пещера 7 (трехъярусный входной павильон), двухсантиметровая статуя Будды.
■ Западные пещеры (до 525 г.): статуи Будды в ханьском стиле.
Любопытные факты
■ Юньган в переводе означает «Храм заоблачных высей».■ Ради сохранения Юньгана власти КНР потратили немало средств, чтобы пустить к расположенным неподалеку шахтам объездную дорогу. В результате сейчас по старой трассе пролег туристический маршрут.
■ Первоначально статуя Главного Будды была размещена внутри пещеры 20, однако со временем часть зала обрушилась и ниша с изваянием оказалась на внешней стороне грота.
■ В строительстве храмового комплекса участвовали зодчие из Шри-Ланки.