Дамаск (мухафаза)
География
Мухафаза Риф Дамаск расположена в юго-западной Сирии. По западной границе мухафазы протянулась горная цепь Антиливан с отдельными вершинами более 2500 м. Эти горы, преграждающие путь влажным воздушным массам со Средиземного моря, определяют тип климата района Риф Дамаск: здесь высокие температуры и очень сухо: за год в среднем выпадает около 200 мм осадков.Крупнейшая река района — Барада, в Библии она упоминается под названием Абана. Река начинается в горах Антиливана, течет на юго-восток, достигает оазиса Гута, где находится столица города и мухафазы Дамаск, и распадается на семь рукавов. Эти рукава и искусственные каналы превратили Дамаск в город с пышной растительностью. Но, выходя за пределы города, река исчезает в пустыне.
Проблема района — угрожающий рост дефицита воды в результате уменьшения количества выпадающих осадков. Это приводит к снижению уровня грунтовых вод, пересыханию рек и засухам, росту загрязнения.
В то же время потребление воды только растет — из-за стремительного роста населения. Непрекращающаяся война в Сирии между правительственными войсками, отрядами оппозиции и террористов ИГИЛ препятствует работе по решению водной проблемы.
Засушливый климат препятствовал расселению людей в районе нынешней мухафазы. Даже район плодородного оазиса Гута, где протекает Барада, поначалу был мало освоен, в том числе из-за болот — источника эпидемических болезней.
Оазис Гута — место, где появился один из красивейших городов арабского Ближнего Востока — Дамаск. Чтобы обосноваться здесь, еще в глубокой древности набатейцы, а за ними — сирийцы и римляне строили и поддерживали систему ирригационных сооружений для орошения района, прилегающего к Гуте.
Стараниями жителей города площадь оазиса была расширена, здесь, в пустыне, тысячи лет снимали прекрасные урожаи зерновых, овощей и фруктов.
История
Когда появился Дамаск — точно неизвестно. Город настолько древний, что, например, Библия предлагает отсчитывать историю города от Всемирного потопа. Наука доказала, что городское поселение здесь существовало за 6300 лет до н. э.
В ХІ-Х вв. до н. э. Дамаск был столицей Дамасского царства арамеев. В VIII в. его подчинила Ассирия, в VII-VI вв. до н. э. — Вавилон. В 539 г. до н. э. Дамаск захватили персы, а пару веков спустя — армия Александра Македонского. В 64 г. до н. э. земли Дамаска были присоединены к Римской империи, а когда та распалась, Дамаск достался Византии.
Став столицей империи Омейядов в VII в., Дамаск превратился в центр распространения ислама по Ближнему Востоку. Пережив Аббасидов, египетских правителей Тулунидов и Фатимидов, Крестовые походы, нашествия монголо-татар и Тамерлана, Дамаск на четыре века оказался в составе Османской империи.
Лишь в 1943 г., когда Сирия стала независимым государством, Дамаск стал столицей страны и мухафазы.
Но за пределами оазиса почти никто и никогда не жил — за исключением расположившихся у горных рек на склонах Антиливана деревень, в наше время разросшихся до размеров средних городов.
Вокруг этого района возникали и рушились империи, а здесь, если кто и появлялся, так только кочевники, использовавшие эти необитаемые пограничные (фактически ничейные) территории для выпаса скота.
Постоянные поселения в стороне от Дамаска, в глубине нынешней мухафазы, появились лишь в середине XIX в., когда сеть оросительных каналов была расширена и распаханы отдельные участки земли.
Граница мухафазы Риф Дамаск на двух отрезках совпадает с государственной границей Сирии, а кратчайший путь к Средиземному морю лежит через Ливан. Нынешние границы Сирии были установлены Францией и Англией в первой половине XX в.
Многие сирийские города, основанные на руинах еще более древних городов, в наши дни сами превратились в руины под бомбами и снарядами неутихающей гражданской войны.
В глубокой древности по территории нынешней мухафазы пролегали караванные тропы на торговом пути в Дамаск. Вместе с торговцами путешествовали и ученые люди того времени, описавшие этот край в своих трудах: в XII в. — арабский странствующий поэт Ибн Джубайр, в XIII в. — грек-мусульманин, историк и географ Якут аль-Хамави. Странствия были крайне опасным предприятием: эти места постоянно подвергались нападениям бедуинов из Сирийской пустыни.
Большинство населения мухафазы (без учета Дамаска) — сирийские арабы, меньшую часть составляют курды и армяне. Уникальными признаны три деревни мухафазы (Маалула, Баха и Джуббадин) — последние в мире, где пока еще около 1-2 тыс. чел. говорят на западном новоарамейском языке, причем в каждой существует свое наречие.
В наше время местное население все так же занято торговлей, выращиванием зерновых и фруктов, пасет овец и пытается выживать в условиях растущего дефицита пресной воды и непрекращающейся гражданской войны. До войны здесь, например в Эс-Зибадане и Блудане, находились популярные в Сирии и за ее пределами летние курорты, построенные еще в то время, когда Сирия находилась под французским мандатом, а ныне полностью разрушенные. Война сделала невозможным и проведение важных археологических раскопок в древних городах мухафазы.
Так, город Дарайя в мухафазе Риф Дамаск — один из самых старых в Сирии. По легенде, именно здесь по пути в Дамаск апостол Павел обратился к христианству.
Другой город — Арбин — предположительно является древним городом Рибла на северо-восточной границе библейского Ханаана, упоминаемым в Книге Чисел (34:11): «…от Шефама пойдет граница к Рибле…». Рибла находилась на главном пути из Египта в Месопотамию через Иудею и государство Каркемиш, существовавшее в XIX — конце IX вв. до н. э. на территории нынешней Сирии. Рядом с Риблой египетский фараон Нехо II из XXVI (Саисской) династии в 609 г. до н. э. разбил лагерь после битвы с царем Иудеи Иосией, в которой Иосия был смертельно ранен, а сама Иудея затем стала вассалом Египта. Здесь же находился лагерь нововавилонского царя Навуходоносора II во время его войны с Иудеей, закончившейся разрушением Иерусалима в 587/586 г. до н. э.
А совсем небольшой городок Харран-эль-Авамид, оказывается, тот самый Харан, что несколько раз упоминается в тексте Библии.
Самая древняя достопримечательность мухафазы — стоянка людей натуфийской культуры эпохи мезолита.
Напоминанием о периоде римского владычества остается храм Зевса Гипсиста в Думайре, построенный в III в. и обнаруженный только в 1983 г. В этом же городе был найден алтарь Баала, сохранившийся со времен правления набатейцев.
Другая известная достопримечательность за пределами Дамаска — монастырь Св. Моисея Абиссинского, или, как его называют арабы, Дэйр Маар Мусса Апь-Хабаши (монастырь Св. Мусы). Эта старинная постройка VI в. находится неподалеку от города Эн-Набк на восточном склоне гор Антиливана.
Гражданская война в Сирии не щадит и монастыри. Действующий Сайданайский монастырь — крупнейший женский монастырь в Сирии и одно из самых популярных мест паломничества на Ближнем Востоке — не тронули арабы во времена Крестовых походов, но в наши дни он не раз подвергался артиллерийскому обстрелу и горел.
Административный статус: мухафаза (область) в Сирии.
Административное деление: 10 минтаки (районов).
Административный центр: город Дамаск — около 1 711 000 чел. (2009 г.).
Города: Дума — 110 893 чел. (2004 г.), Эль-Хаджа-эль-Асвад — 84 948 чел. (2004 г.), Дарайя — 78 763 чел. (2004 г.), Арбил — 44 934 чел. (2004 г.), Эт-Тапль — 44 597 чел. (2004 г.).
Языки: арабский, курдский, армянский.
Этнический состав: сирийские арабы, курды, армяне.
Религии: ислам (сунниты, аллавиты), православие, католицизм.
Денежная единица: сирийский фунт.
Реки: Барада, Эль-Аавадж.
Важнейший аэропорт: международный аэропорт Дамаска.
Соседние страны и территории: на северо-востоке — мухафаза Хомс, на юге — мухафаза Эс-Сувайда, на юго-западе — мухафазы Даръа и Эль-Кунейтра, на юго-востоке — Иордания, на северо-западе — Ливан, а также город Дамаск.
В ХІ-Х вв. до н. э. Дамаск был столицей Дамасского царства арамеев. В VIII в. его подчинила Ассирия, в VII-VI вв. до н. э. — Вавилон. В 539 г. до н. э. Дамаск захватили персы, а пару веков спустя — армия Александра Македонского. В 64 г. до н. э. земли Дамаска были присоединены к Римской империи, а когда та распалась, Дамаск достался Византии.
Став столицей империи Омейядов в VII в., Дамаск превратился в центр распространения ислама по Ближнему Востоку. Пережив Аббасидов, египетских правителей Тулунидов и Фатимидов, Крестовые походы, нашествия монголо-татар и Тамерлана, Дамаск на четыре века оказался в составе Османской империи.
Лишь в 1943 г., когда Сирия стала независимым государством, Дамаск стал столицей страны и мухафазы.
Но за пределами оазиса почти никто и никогда не жил — за исключением расположившихся у горных рек на склонах Антиливана деревень, в наше время разросшихся до размеров средних городов.
Вокруг этого района возникали и рушились империи, а здесь, если кто и появлялся, так только кочевники, использовавшие эти необитаемые пограничные (фактически ничейные) территории для выпаса скота.
Постоянные поселения в стороне от Дамаска, в глубине нынешней мухафазы, появились лишь в середине XIX в., когда сеть оросительных каналов была расширена и распаханы отдельные участки земли.
Граница мухафазы Риф Дамаск на двух отрезках совпадает с государственной границей Сирии, а кратчайший путь к Средиземному морю лежит через Ливан. Нынешние границы Сирии были установлены Францией и Англией в первой половине XX в.
Многие сирийские города, основанные на руинах еще более древних городов, в наши дни сами превратились в руины под бомбами и снарядами неутихающей гражданской войны.
В глубокой древности по территории нынешней мухафазы пролегали караванные тропы на торговом пути в Дамаск. Вместе с торговцами путешествовали и ученые люди того времени, описавшие этот край в своих трудах: в XII в. — арабский странствующий поэт Ибн Джубайр, в XIII в. — грек-мусульманин, историк и географ Якут аль-Хамави. Странствия были крайне опасным предприятием: эти места постоянно подвергались нападениям бедуинов из Сирийской пустыни.
Большинство населения мухафазы (без учета Дамаска) — сирийские арабы, меньшую часть составляют курды и армяне. Уникальными признаны три деревни мухафазы (Маалула, Баха и Джуббадин) — последние в мире, где пока еще около 1-2 тыс. чел. говорят на западном новоарамейском языке, причем в каждой существует свое наречие.
В наше время местное население все так же занято торговлей, выращиванием зерновых и фруктов, пасет овец и пытается выживать в условиях растущего дефицита пресной воды и непрекращающейся гражданской войны. До войны здесь, например в Эс-Зибадане и Блудане, находились популярные в Сирии и за ее пределами летние курорты, построенные еще в то время, когда Сирия находилась под французским мандатом, а ныне полностью разрушенные. Война сделала невозможным и проведение важных археологических раскопок в древних городах мухафазы.
Так, город Дарайя в мухафазе Риф Дамаск — один из самых старых в Сирии. По легенде, именно здесь по пути в Дамаск апостол Павел обратился к христианству.
Другой город — Арбин — предположительно является древним городом Рибла на северо-восточной границе библейского Ханаана, упоминаемым в Книге Чисел (34:11): «…от Шефама пойдет граница к Рибле…». Рибла находилась на главном пути из Египта в Месопотамию через Иудею и государство Каркемиш, существовавшее в XIX — конце IX вв. до н. э. на территории нынешней Сирии. Рядом с Риблой египетский фараон Нехо II из XXVI (Саисской) династии в 609 г. до н. э. разбил лагерь после битвы с царем Иудеи Иосией, в которой Иосия был смертельно ранен, а сама Иудея затем стала вассалом Египта. Здесь же находился лагерь нововавилонского царя Навуходоносора II во время его войны с Иудеей, закончившейся разрушением Иерусалима в 587/586 г. до н. э.
А совсем небольшой городок Харран-эль-Авамид, оказывается, тот самый Харан, что несколько раз упоминается в тексте Библии.
Самая древняя достопримечательность мухафазы — стоянка людей натуфийской культуры эпохи мезолита.
Напоминанием о периоде римского владычества остается храм Зевса Гипсиста в Думайре, построенный в III в. и обнаруженный только в 1983 г. В этом же городе был найден алтарь Баала, сохранившийся со времен правления набатейцев.
Другая известная достопримечательность за пределами Дамаска — монастырь Св. Моисея Абиссинского, или, как его называют арабы, Дэйр Маар Мусса Апь-Хабаши (монастырь Св. Мусы). Эта старинная постройка VI в. находится неподалеку от города Эн-Набк на восточном склоне гор Антиливана.
Гражданская война в Сирии не щадит и монастыри. Действующий Сайданайский монастырь — крупнейший женский монастырь в Сирии и одно из самых популярных мест паломничества на Ближнем Востоке — не тронули арабы во времена Крестовых походов, но в наши дни он не раз подвергался артиллерийскому обстрелу и горел.
Общая информация
Местонахождение: юго-западная Сирия.Административный статус: мухафаза (область) в Сирии.
Административное деление: 10 минтаки (районов).
Административный центр: город Дамаск — около 1 711 000 чел. (2009 г.).
Города: Дума — 110 893 чел. (2004 г.), Эль-Хаджа-эль-Асвад — 84 948 чел. (2004 г.), Дарайя — 78 763 чел. (2004 г.), Арбил — 44 934 чел. (2004 г.), Эт-Тапль — 44 597 чел. (2004 г.).
Языки: арабский, курдский, армянский.
Этнический состав: сирийские арабы, курды, армяне.
Религии: ислам (сунниты, аллавиты), православие, католицизм.
Денежная единица: сирийский фунт.
Реки: Барада, Эль-Аавадж.
Важнейший аэропорт: международный аэропорт Дамаска.
Соседние страны и территории: на северо-востоке — мухафаза Хомс, на юге — мухафаза Эс-Сувайда, на юго-западе — мухафазы Даръа и Эль-Кунейтра, на юго-востоке — Иордания, на северо-западе — Ливан, а также город Дамаск.
Цифры
Площадь: 18 032 км2.Население: около 2 836 000 чел. (2011 г.).
Плотность населения: 157,3 чел/км2.
Средняя высота над уровнем моря: 430 м.
Климат и погода
Средиземноморский.Средняя температура января: +7°С.
Средняя температура июля: +26°С.
Среднегодовое количество осадков: 220 мм.
Относительная влажность воздуха: 60%.
Экономика
Промышленность: электротехническая, металлообрабатывающая, пищевая, легкая (текстильная), химическая, цементная.Сельское хозяйство: растениеводство (хлопок, кукуруза, люцерна, ячмень, пшеница, виноград, слива, миндаль), животноводство (мясо-молочное, овцы, козы).
Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.
Достопримечательности
Природные
Река Барада.
Горы Антиливан.
Оазис Гута.
Пещера Искафа (Ябруд).
Соленое болото Эль-Маллаха.
Источники Айн Эль-Фиджа.
Культовые
Монастырь Св. Моисея Абиссинского (Эн-Набк, VI в.).
Сайданайский монастырь (Сайдная, VI в.).
Исторические
Стоянка людей натуфийской культуры (Ябруд, 12500-9500 лет назад).
Храм Зевса Гипсиста (Думайр, 245 г.).
Руины древнеримских храмов в Харран-эль-Авамид (III в.) и Айн-эль-Фиджа (I в.).
Город Дамаск
Мечети Омейядов (VIII в.) и Текейя-аль-Сулайменах (1554 г.).
Часовня Св. Павла, медресе Hyp эд-Дин (XII в.) и Аль-Адилийя (XIII в.).
Национальный музей Дамаска, дворец Азем (XVIII в.).
■ Выражение «Путь в Дамаск» обозначает событие, знаменующее важную перемену, ставшее поворотным пунктом. Появилось после обращения в христианство по дороге в Дамаск около 33-36 гг. будущего апостола Павла, до этого носившего имя Савла и являвшегося воинствующим фарисеем, активно участвовавшим в преследовании первых христиан. Согласно книге «Деяний святых апостолов» Нового Завета, на пути в Дамаск он внезапно услышал неведомый голос «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» и на три дня ослеп, а приведенный в Дамаск, был исцелен христианином Ананией и крестился.
■ В 2009 г. в окрестностях монастыря Св. Моисея Абиссинского канадская археологическая экспедиция обнаружила каменные круги, линии и погребения, которым никак не меньше 10 тыс. лет. Работы, которые могли бы в корне изменить представление об истории всей Сирии, прервала гражданская война.
■ Название реки Барада в переводе с арабского языка означает «прохладная».
■ Город Джеруд удостоился упоминания в «Итинерарии» Антонина Августа — древнеримском справочнике, составленном во время правления императора Каракаллы (II-III вв.), с перечислением расстояний всех римских дорог. Город упоминается в нем как Герода, расположенный между Пальмирой и Дамаском.
■ Мухафаза Риф Дамаск полностью окружает город Дамаск, обладающий статусом отдельной мухафазы.
■ В 1303 г. около местечка Эль-Кисва состоялась Битва при Шакхабе: трехдневное сражение между монгольской армией Кутлуг-шаха и войском египетского султана Насир ад-Дина Мухаммада ибн Калауна, собранном из египетских мамлюков и сирийских арабов. Мамлюки одержали блестящую победу и остановили продвижение монголов на Ближнем Востоке. Потери сторон неизвестны, но они были огромны.
■ Название городка Харран-эль-Авамид буквально переводится с арабского языка как «рядом с колоннами». Действительно, здесь сохранились три высокие базальтовые колонны римских времен, которые проходят сквозь крышу глинобитного дома, построенного на руинах древнеримского храма.
Любопытные факты
■ При строительстве в Ябруде греко-католического собора Константина и Елены использовались фрагменты античного храма, посвященного Юпитеру.■ Выражение «Путь в Дамаск» обозначает событие, знаменующее важную перемену, ставшее поворотным пунктом. Появилось после обращения в христианство по дороге в Дамаск около 33-36 гг. будущего апостола Павла, до этого носившего имя Савла и являвшегося воинствующим фарисеем, активно участвовавшим в преследовании первых христиан. Согласно книге «Деяний святых апостолов» Нового Завета, на пути в Дамаск он внезапно услышал неведомый голос «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» и на три дня ослеп, а приведенный в Дамаск, был исцелен христианином Ананией и крестился.
■ В 2009 г. в окрестностях монастыря Св. Моисея Абиссинского канадская археологическая экспедиция обнаружила каменные круги, линии и погребения, которым никак не меньше 10 тыс. лет. Работы, которые могли бы в корне изменить представление об истории всей Сирии, прервала гражданская война.
■ Название реки Барада в переводе с арабского языка означает «прохладная».
■ Город Джеруд удостоился упоминания в «Итинерарии» Антонина Августа — древнеримском справочнике, составленном во время правления императора Каракаллы (II-III вв.), с перечислением расстояний всех римских дорог. Город упоминается в нем как Герода, расположенный между Пальмирой и Дамаском.
■ Мухафаза Риф Дамаск полностью окружает город Дамаск, обладающий статусом отдельной мухафазы.
■ В 1303 г. около местечка Эль-Кисва состоялась Битва при Шакхабе: трехдневное сражение между монгольской армией Кутлуг-шаха и войском египетского султана Насир ад-Дина Мухаммада ибн Калауна, собранном из египетских мамлюков и сирийских арабов. Мамлюки одержали блестящую победу и остановили продвижение монголов на Ближнем Востоке. Потери сторон неизвестны, но они были огромны.
■ Название городка Харран-эль-Авамид буквально переводится с арабского языка как «рядом с колоннами». Действительно, здесь сохранились три высокие базальтовые колонны римских времен, которые проходят сквозь крышу глинобитного дома, построенного на руинах древнеримского храма.