Ват Арун (храм)
Храм Рассвета в Бангкоке
Буддийский храм Ват Арун — каменный символ Таиланда. У него много названий — храм Рассвета, храм Зари. В этих названиях и в ансамбле храма отражается представление тайского буддизма о системе мироздания.
В Таиланде более 31 200 буддийских храмов, именуемых на тайском языке «ват». Один из самых известных находится в столице страны Бангкоке и называется Ват Арун. Храм назван в честь индийского бога Аруны. В переводе с санскрита имя бога буквально означает «розовеющий». В индийской мифологии Аруна — бог рассвета, управлявший небесной колесницей бога солнца Сурьи и потому именовавшийся «предвестником солнца». Часто храм Ват Арун называют по старинке храм Рассвета, или храм Зари.
Случайно это или нет, но во всей красе храм предстает перед глазами наблюдателя не утром, а вечером, если смотреть на Ват Арун с восточного берега реки Чаупхрая: силуэт храма на фоне заката — мистическая картина. Сам храм стоит на западном берегу реки, чье название переводится как «Королевская»: на ней находится столица страны, а еще это — самая большая река Таиланда наряду с Меконгом.
Со старины и до наших времен Ват Арун остается одним из символов Таиланда.
История нынешнего Ват Аруна начинается с другого храма, что стоял на этом месте в эпоху королевства Аютия — тайского буддийского государства, существовавшего с 1351 по 1767 г. В те времена храм назывался Ват Макок по названию местечка Ванг Макок, в котором он находился. В эпоху Аютии по «королевской» реке Чаупхрая уже ходили большие суда: это была главная водная артерия страны. Иностранные суда поднимались от Сиамского залива и бросали якорь, в том числе у города Тхонбури, чтобы пополнить запас провизии, которую можно было получить только здесь, на остальном побережье хозяйничали речные пираты. Из-за своего важного положения Тхонбури именовался «Город сокровищ, украшающий океан». Торговцы и матросы сходили на берег и устремлялись к храму Ват Макок — вознести молитву за удачное окончание путешествия.
Датой постройки храма называется «до 1656 г.» Эта дата стала считаться официальной после того, как тайский принц и историк-любитель Дамронг Ратчанубаб (1862-1943 гг.) обнаружил, что храм Ват Макок был изображен на карте, сделанной французскими путешественниками во времена правления короля Нараи, которое началось в 1656 г.
Первым переименовал храм король Таксин (1734-1782 гг.) — король Сиама (1768-1782 гг.) и освободитель страны от бирманского правления. Таксин, сын среднего чиновника, дослужился до правителя провинции, когда бирманцы осадили столицу страны — Аюттхаю. Таксин возглавил оборону города, но его пришлось оставить. Бирманцы разрушили Аюттхаю в 1767 г., правящий монарх погиб, Таксин возглавил борьбу с захватчиками, объединил страну и изгнал бирманцев, став новым королем и национальным героем.
Решив не восстанавливать Аюттхаю, Таксин перенес столицу в Тхонбури. Рассказывают, что флот Таксина прибыл в город на рассвете. Таксин отправился в храм и там же переименовал его в Ват Чаенг — храм Рассвета, дав ему титул «королевский».
Этого титула храм лишился при короле Раме I (1782-1809 гг.), перенесшим столицу на другой берег реки, где сейчас находится центр Бангкока. Король Рама II (1767-1824 гг.) переименовал храм в Ват Арун, а Рама III (1787-1851 гг.) надстроил его, и храм остается самым высоким в Таиланде и в наши дни.
Когда столица была еще на том же берегу реки Чаупхрая, где и храм Ват Арун, главная пагода была меньшей высоты, чем в наши дни. Король Рама II повелел сделать ее выше и тем самым придать храму еще более величественный вид.
Главная пагода буддийского храма олицетворяет священную для буддистов гору Меру. Ват Арун окружают четыре меньших пранга, чей символизм пока еще не до конца изучен и остается загадкой.
Центральный пранг Ват Аруна — высокий храм в виде башни — внешне напоминает кукурузный початок. Так в кхмерской культовой архитектуре было принято подражать форме буддийской ступы. По углам центрального пранга стоят еще четыре — меньшей высоты.
Гора Меру — центр мира, согласно буддийской космологии, с тридцатью тремя уровнями-небесами. В мифологии тибетского буддизма гора Меру — одновременно и центр вселенной, и полная сосредоточенность разума, которой добиваются адепты буддизма. В той же мифологии гора Меру высотой в тысячи и тысячи километров символизирует собой универсальное совершенство. Этот мистический символизм воплощен в шпиле Ват Аруна и его четырех прангах, где находятся скульптурные изображения Пхра Пхаи — бога ветра, хранителя четырех сторон света.
У основания прангов, поддерживая их, а также на всех их ярусах, обозначающих множественность миров, выстроились ряды киннаров, полубогов с конскими головами или птиц с головами людей, и якша — демонов-людоедов. Все они — персонажи буддийской мифологии, призванные охранять храм от нежелательных гостей.
На центральном пранге устроена пара террас, подняться на которые можно по лестнице. Лестница намеренно сделана очень узкой и крутой, символизируя трудности достижения высших уровней бытия. На самой вершине шпиля находится архитектурная деталь: это тришула, или Трезубец Шивы, только с семью зубьями.
Вдоль речного берега выстроились шесть тайских сала — павильонов в китайском стиле, построенных из зеленого гранита и предназначенных для встреч верующих. Они с крышей, но без стен: у буддистов нет тайн.
Издалека кажется, что стены храма украшены цветами. Лишь приблизившись к нему вплотную, можно увидеть, что это — разноцветные осколки морских раковин и фарфора, покрывающие скульптуры и все балки от подножия до вершины.
Для украшения Ват Аруна использовано очень много осколков фарфора. Фарфор был дорог, и, чтобы сэкономить, строители храма скупали в Китае битую посуду и привозили в Таиланд в корабельных трюмах как балласт. За что, кстати, не приходилось платить налог, так как балласт считался корабельным имуществом.
Храм Ват Арун пользуется уважением даже за то, чего в нем давно нет. В 1779 г. тайцы захватили Вьентьян и вывезли оттуда статую Изумрудного Будды. Она была доставлена в Тхонбури и помещена в храм Ват Арун, где находилась до 1784 г., когда король Рама I повелел перенести ее в Бангкок, куда ранее перенес и столицу. Сейчас Изумрудный Будда хранится в построенном специально для этой статуи храме Ват Пхра Кео.
Храм Ват Арун — место проведения одного из самых красочных фестивалей в Таиланде — буддийского праздника Катина. Его отмечают в октябре-ноябре, когда заканчивается сезон дождей и можно снова приступать к сельскохозяйственным работам. Люди приносят подношения в храмы, а монахам дарят новую одежду — монашеские одеяния, именуемые «катина». Катина — один из самых древних праздников буддизма, его ритуалы дошли до наших дней в неизменном виде.
В Таиланде более 31 200 буддийских храмов, именуемых на тайском языке «ват». Один из самых известных находится в столице страны Бангкоке и называется Ват Арун. Храм назван в честь индийского бога Аруны. В переводе с санскрита имя бога буквально означает «розовеющий». В индийской мифологии Аруна — бог рассвета, управлявший небесной колесницей бога солнца Сурьи и потому именовавшийся «предвестником солнца». Часто храм Ват Арун называют по старинке храм Рассвета, или храм Зари.
Случайно это или нет, но во всей красе храм предстает перед глазами наблюдателя не утром, а вечером, если смотреть на Ват Арун с восточного берега реки Чаупхрая: силуэт храма на фоне заката — мистическая картина. Сам храм стоит на западном берегу реки, чье название переводится как «Королевская»: на ней находится столица страны, а еще это — самая большая река Таиланда наряду с Меконгом.
Со старины и до наших времен Ват Арун остается одним из символов Таиланда.
История нынешнего Ват Аруна начинается с другого храма, что стоял на этом месте в эпоху королевства Аютия — тайского буддийского государства, существовавшего с 1351 по 1767 г. В те времена храм назывался Ват Макок по названию местечка Ванг Макок, в котором он находился. В эпоху Аютии по «королевской» реке Чаупхрая уже ходили большие суда: это была главная водная артерия страны. Иностранные суда поднимались от Сиамского залива и бросали якорь, в том числе у города Тхонбури, чтобы пополнить запас провизии, которую можно было получить только здесь, на остальном побережье хозяйничали речные пираты. Из-за своего важного положения Тхонбури именовался «Город сокровищ, украшающий океан». Торговцы и матросы сходили на берег и устремлялись к храму Ват Макок — вознести молитву за удачное окончание путешествия.
Датой постройки храма называется «до 1656 г.» Эта дата стала считаться официальной после того, как тайский принц и историк-любитель Дамронг Ратчанубаб (1862-1943 гг.) обнаружил, что храм Ват Макок был изображен на карте, сделанной французскими путешественниками во времена правления короля Нараи, которое началось в 1656 г.
Первым переименовал храм король Таксин (1734-1782 гг.) — король Сиама (1768-1782 гг.) и освободитель страны от бирманского правления. Таксин, сын среднего чиновника, дослужился до правителя провинции, когда бирманцы осадили столицу страны — Аюттхаю. Таксин возглавил оборону города, но его пришлось оставить. Бирманцы разрушили Аюттхаю в 1767 г., правящий монарх погиб, Таксин возглавил борьбу с захватчиками, объединил страну и изгнал бирманцев, став новым королем и национальным героем.
Решив не восстанавливать Аюттхаю, Таксин перенес столицу в Тхонбури. Рассказывают, что флот Таксина прибыл в город на рассвете. Таксин отправился в храм и там же переименовал его в Ват Чаенг — храм Рассвета, дав ему титул «королевский».
Этого титула храм лишился при короле Раме I (1782-1809 гг.), перенесшим столицу на другой берег реки, где сейчас находится центр Бангкока. Король Рама II (1767-1824 гг.) переименовал храм в Ват Арун, а Рама III (1787-1851 гг.) надстроил его, и храм остается самым высоким в Таиланде и в наши дни.
Когда столица была еще на том же берегу реки Чаупхрая, где и храм Ват Арун, главная пагода была меньшей высоты, чем в наши дни. Король Рама II повелел сделать ее выше и тем самым придать храму еще более величественный вид.
Главная пагода буддийского храма олицетворяет священную для буддистов гору Меру. Ват Арун окружают четыре меньших пранга, чей символизм пока еще не до конца изучен и остается загадкой.
Центральный пранг Ват Аруна — высокий храм в виде башни — внешне напоминает кукурузный початок. Так в кхмерской культовой архитектуре было принято подражать форме буддийской ступы. По углам центрального пранга стоят еще четыре — меньшей высоты.
Гора Меру — центр мира, согласно буддийской космологии, с тридцатью тремя уровнями-небесами. В мифологии тибетского буддизма гора Меру — одновременно и центр вселенной, и полная сосредоточенность разума, которой добиваются адепты буддизма. В той же мифологии гора Меру высотой в тысячи и тысячи километров символизирует собой универсальное совершенство. Этот мистический символизм воплощен в шпиле Ват Аруна и его четырех прангах, где находятся скульптурные изображения Пхра Пхаи — бога ветра, хранителя четырех сторон света.
У основания прангов, поддерживая их, а также на всех их ярусах, обозначающих множественность миров, выстроились ряды киннаров, полубогов с конскими головами или птиц с головами людей, и якша — демонов-людоедов. Все они — персонажи буддийской мифологии, призванные охранять храм от нежелательных гостей.
На центральном пранге устроена пара террас, подняться на которые можно по лестнице. Лестница намеренно сделана очень узкой и крутой, символизируя трудности достижения высших уровней бытия. На самой вершине шпиля находится архитектурная деталь: это тришула, или Трезубец Шивы, только с семью зубьями.
Вдоль речного берега выстроились шесть тайских сала — павильонов в китайском стиле, построенных из зеленого гранита и предназначенных для встреч верующих. Они с крышей, но без стен: у буддистов нет тайн.
Издалека кажется, что стены храма украшены цветами. Лишь приблизившись к нему вплотную, можно увидеть, что это — разноцветные осколки морских раковин и фарфора, покрывающие скульптуры и все балки от подножия до вершины.
Для украшения Ват Аруна использовано очень много осколков фарфора. Фарфор был дорог, и, чтобы сэкономить, строители храма скупали в Китае битую посуду и привозили в Таиланд в корабельных трюмах как балласт. За что, кстати, не приходилось платить налог, так как балласт считался корабельным имуществом.
Храм Ват Арун пользуется уважением даже за то, чего в нем давно нет. В 1779 г. тайцы захватили Вьентьян и вывезли оттуда статую Изумрудного Будды. Она была доставлена в Тхонбури и помещена в храм Ват Арун, где находилась до 1784 г., когда король Рама I повелел перенести ее в Бангкок, куда ранее перенес и столицу. Сейчас Изумрудный Будда хранится в построенном специально для этой статуи храме Ват Пхра Кео.
Храм Ват Арун — место проведения одного из самых красочных фестивалей в Таиланде — буддийского праздника Катина. Его отмечают в октябре-ноябре, когда заканчивается сезон дождей и можно снова приступать к сельскохозяйственным работам. Люди приносят подношения в храмы, а монахам дарят новую одежду — монашеские одеяния, именуемые «катина». Катина — один из самых древних праздников буддизма, его ритуалы дошли до наших дней в неизменном виде.
Общая информация
Местонахождение: город Бангкок, Таиланд.Статус: действующий буддийский храмовый комплекс и монастырь.
Языки: тайский, английский.
Языки: тайский, английский.
Этнический состав: тайцы.
Религии: буддизм, ислам, католичество, протестантство.
Денежная единица: бат.
Аэропорт: международный аэропорт Бангкока Суварнабхуми.
Цифры
Дата основания: до 1656 г.Диаметр основания храма: 234 м.
Центральный пранг: высота — 79 м.
Количество меньших прангов: 4.
Количество ярусов: 33.
Центральный пранг: высота — 79 м.
Количество меньших прангов: 4.
Количество ярусов: 33.
Количество монахов: около 100.
Население Бангкока: 8 280 925 чел. (2010 г.).
Население Бангкока: 8 280 925 чел. (2010 г.).
Климат и погода
Субэкваториальный.Влажный сезон: май-октябрь, сухой: середина ноября — конец апреля.
Средняя температура января: +27,1°С.
Средняя температура июля: +29,1°С.
Среднегодовое количество осадков: 1477 мм.
Относительная влажность воздуха: 70-80%.
Экономика
Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.Достопримечательности
■ Культовые: Главный пранг, четыре меньших пранга.■ Архитектурные: внешние украшения храма (фарфор, статуи).
Любопытные факты
■ Принц Дамронг Ратчанубаб, обнаруживший дату, с которой известен храм Ват Макок, не имел никакого профессионального образования. Самоучка, он стал одним из наиболее влиятельных интеллектуалов Таиланда своего времени. В 1962г., к столетию со дня своего рождения, стал первым тайцем, включенным в список наиболее заслуженных людей по мнению ЮНЕСКО.■ Когда Таксин короновался и стал правителем Сиама, он плохо обращался с монахами, жившими в монастыре и служившими в храме Ват Чаенг, выгоняя их из храма всякий раз, когда ему хотелось помолиться. При жизни король отличался крайней жестокостью, а под конец почти лишился рассудка на почве религии, провозгласив себя новым Буддой. В 1981 г. правительство Таиланда присвоило Таксинутитул «Великий». День его коронации 28 декабря обязательно отмечается, хотя и не является национальным праздником.
■ В наши дни специально для туристов на лестнице, что ведет вверх на центральный пранг, сделали перила, без которых пользоваться ей просто опасно.
■ В более узком смысле тайское слово «ват» обозначает группу культовых построек, обычно находящихся за одной общей стеной с несколькими воротами.
■ Вход в храм Ват Аруна охраняют две высокие статуи воинов-якши. Эти мифологические существа, согласно буддийским легендам. — стража, охраняющая ворота и башни всех небес и подчиняющаяся великому воителю Вэйто. Ее долг — впускать в храм только чистые души.
■ Существуют и другие версии происхождения фарфора, украшающего стены Ват Аруна. Согласно одной, масса посуды была обнаружена на затопленном корабле, который перевозил дорогие китайские сервизы.
■ Храм Ват Арун отчеканен на тайской монете достоинством 10 бат.