Хатра (древний город)
Древний город Ирака
Руины древней Хатры находятся в районе плато Эль-Джезире, на севере исторической Месопотамии, между отрогами хребтов Таврских гор на севере, Сирийской пустыни на западе и низменной части Месопотамии на юго-востоке.
Здесь протекают обе самые большие реки Месопотамии — Тигр и Евфрат, а также их притоки, долины рек покрыты террасами. Здесь очень сухое лето, небольшие реки в отсутствие дождя пересыхают, оставляя высохшие русла — вади.
Окружающий руины города ландшафт — это полупустыня с редкими зарослями фисташек на склонах гор, в редких оазисах и остатках пойменных лесов по долинам рек растут тополь, ива и тамариск.
Многое в истории возникновения Хатры и сегодня остается неясным. Известно, что кочевые племена арабов обосновались в этих местах, на севере Месопотамии, в VII в. до н. э.
Сам город был построен, как считают археологи, в III-II вв. до н. э. Это была эпоха расцвета государства Селевкидов, и Хатра стала одним из главных городов этой эллинистической монархии, образовавшейся на остатках империи Александра Македонского. Государство Селевкидов являлось важнейшим связующим звеном между греческой и восточной культурными традициями, а Хатра стала ключевым пунктом на пересечении главных торговых путей между эллинскими государствами и странами Востока, а в дальнейшем стала главным торговым центром на пути, соединявшем Средиземноморье с Индией.
Хатра представляла собой сильно укрепленный торговый город. Значение Хатры было столь велико, что она пользовалась самоуправлением, подобно греческим полисам.
Селевкидские монархи вынуждены были вести много войн, отражая нападения соседних племен, таких как галаты, бактрийцы и парфяне. Войны шли с переменным успехом, но при царе Антиохе III Великом (222-187 гг. до н. э.) монархия Селевкидов вернула прежнее политическое значение и могущество, а город Хатра сохранил свое положение торговой столицы и продолжал богатеть. В нем строили роскошные дворцы и громадные храмы всем богам, которым поклонялись те, кто приезжал в Хатру по делам торговым и политическим. В религиозном отношении Хатра демонстрировала редкую для того времени толерантность, продиктованную чисто прагматическими соображениями.
Государство Селевкидов подчинило себе много племен, в том числе парфян, создав на их землях сатрапию Парфия примерно в 250 г. до н. э. Постепенно власть государства Селевкидов ослабевала, и немалую роль в этом сыграли римляне: в битве при Магнесин в 190 г. до н. э. селевкиды были разбиты.
Однако плодами победы римлян воспользовались парфяне, захватившие Хатру.
Позднее римские легионы пытались овладеть Хатрой, ее осаждали войска великих полководцев: в 116 г. — императора Траяна (53-117 гг.) и в 198 г. — императора Септимия Севера (146-211 гг.), но парфяне Хатру отстояли.
Парфию постигла та же судьба, что и прочие восточные монархии того времени: рост местного сепаратизма и постоянные внутридинастические междоусобицы ослабили страну.
В 241 г. Хатра пала: город захватил персидский правитель Шапур I (215-270 гг.). Персы переименовали его в Эль-Хадр, и он вошел в состав персидской провинции Харваран.
Город утратил былое значение, в IV в. окончательно пришел в запустение и начал разрушаться.
Хатра — древний город на территории современного Ирака на возвышенном участке, занимаемом плато Эль-Джезире.
Если время и сжалилось над Хатрой, оставив от нее хотя бы руины, нашлись люди, которые не оставили от нее и камня на камне.
Систематические научные раскопки Хатры начали в 1907-1911 гг. немецкие археологи, исследовавшие руины и окружающую местность. Со второй половины XX в. изыскания в Хатре проводили иракские ученые. Они же сделали вывод, что древний город является наиболее хорошо сохранившимся памятником Парфии, наглядно демонстрирующим величие существовавшей здесь цивилизации.
Хатра представляла собой овал, характерный для городского плана восточных городов, диаметром около 2 км, обнесенный двумя высокими толстыми линиями стен. Внешняя стена была сооружена из глины, внутренняя — сложена из камня. Между этими стенами был вырыт широченный ров. Вдоль стены на расстоянии 50-60 м друг от друга располагались оборонительные башни числом более полутораста. В город можно было попасть только через десяток ворот, которые охранялись с чрезвычайной тщательностью (сохранились остатки помещений для охраны).
Неудивительно, что Хатра дважды выдержала осаду римских войск.
Храмы в Хатре, в отличие от многих подобных эллинистических поселений, не были разбросаны по всему городу, а были сосредоточены в теменосе — специально выделенном священном участке в центре. Древние верили, что, только находясь в теменосе, можно ощутить присутствие своего божества.
Над всеми постройками в теменосе возвышался Главный храм — монументальное сооружение с арками и колоннами, поднимающимися до высоты 30 м.
Так как город находился на пересечении торговых путей и сюда прибывали люди, придерживавшиеся различных верований, здесь были построены храмы разным богам. Был храм в честь Гермеса — греческого бога торговли, прибыли, разумности, ловкости и красноречия; Нергала — шумерского бога, олицетворявшего разрушение и погибель (постройкой храма его пытались задобрить); Атаргатис — главного женского божества арамейцев, почитавших ее, как божественную мать, дарующую жизнь; Аллат — богини солнца у доисламских арабов; Шамаша — ассирийского бога солнца; Баала — ассирийского бога плодородия, вод, войны и неба.
Нигде более в античном мире не было такого собрания храмов разных религий, поэтому Хатру называли на арамейском языке Бейт-Элаха, или «Дом Бога».
Также в центре города в окружении кольца каменной стены находился прямоугольный дворцово-храмовый ансамбль: с обширным двором, украшенный статуями и барельефами.
Сохранились остатки каменных жилых домов и гробниц, в которых просматриваются включения эллинских, римских и иранских (парфянских) элементов.
В 1985 г. руины Хатры были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ближайший к историческим руинам Хатры крупный город — иракский Мосул. Рядом с развалинами стоит село Эль-Хадр.
В марте 2015 г. из района Хатры, оказавшегося в зоне боевых действий, стали поступать сообщения, в том числе из официальных иракских источников, что вооруженные группы так называемого ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта, фактически — международная исламистская террористическая организация) активно разрушают исторические памятники Хатры под предлогом, что статуи и скульптуры способствуют распространению язычества. Разрушение в наше время произошло, несмотря на то что в течение 1400 лет различные исламские государства и режимы не трогали руины Хатры.
Дата основания: III-II вв. до н. э.
Дата разрушения: 241 г.
Здесь протекают обе самые большие реки Месопотамии — Тигр и Евфрат, а также их притоки, долины рек покрыты террасами. Здесь очень сухое лето, небольшие реки в отсутствие дождя пересыхают, оставляя высохшие русла — вади.
Окружающий руины города ландшафт — это полупустыня с редкими зарослями фисташек на склонах гор, в редких оазисах и остатках пойменных лесов по долинам рек растут тополь, ива и тамариск.
Многое в истории возникновения Хатры и сегодня остается неясным. Известно, что кочевые племена арабов обосновались в этих местах, на севере Месопотамии, в VII в. до н. э.
Сам город был построен, как считают археологи, в III-II вв. до н. э. Это была эпоха расцвета государства Селевкидов, и Хатра стала одним из главных городов этой эллинистической монархии, образовавшейся на остатках империи Александра Македонского. Государство Селевкидов являлось важнейшим связующим звеном между греческой и восточной культурными традициями, а Хатра стала ключевым пунктом на пересечении главных торговых путей между эллинскими государствами и странами Востока, а в дальнейшем стала главным торговым центром на пути, соединявшем Средиземноморье с Индией.
Хатра представляла собой сильно укрепленный торговый город. Значение Хатры было столь велико, что она пользовалась самоуправлением, подобно греческим полисам.
Селевкидские монархи вынуждены были вести много войн, отражая нападения соседних племен, таких как галаты, бактрийцы и парфяне. Войны шли с переменным успехом, но при царе Антиохе III Великом (222-187 гг. до н. э.) монархия Селевкидов вернула прежнее политическое значение и могущество, а город Хатра сохранил свое положение торговой столицы и продолжал богатеть. В нем строили роскошные дворцы и громадные храмы всем богам, которым поклонялись те, кто приезжал в Хатру по делам торговым и политическим. В религиозном отношении Хатра демонстрировала редкую для того времени толерантность, продиктованную чисто прагматическими соображениями.
Государство Селевкидов подчинило себе много племен, в том числе парфян, создав на их землях сатрапию Парфия примерно в 250 г. до н. э. Постепенно власть государства Селевкидов ослабевала, и немалую роль в этом сыграли римляне: в битве при Магнесин в 190 г. до н. э. селевкиды были разбиты.
Однако плодами победы римлян воспользовались парфяне, захватившие Хатру.
Позднее римские легионы пытались овладеть Хатрой, ее осаждали войска великих полководцев: в 116 г. — императора Траяна (53-117 гг.) и в 198 г. — императора Септимия Севера (146-211 гг.), но парфяне Хатру отстояли.
Парфию постигла та же судьба, что и прочие восточные монархии того времени: рост местного сепаратизма и постоянные внутридинастические междоусобицы ослабили страну.
В 241 г. Хатра пала: город захватил персидский правитель Шапур I (215-270 гг.). Персы переименовали его в Эль-Хадр, и он вошел в состав персидской провинции Харваран.
Город утратил былое значение, в IV в. окончательно пришел в запустение и начал разрушаться.
Хатра — древний город на территории современного Ирака на возвышенном участке, занимаемом плато Эль-Джезире.
Если время и сжалилось над Хатрой, оставив от нее хотя бы руины, нашлись люди, которые не оставили от нее и камня на камне.
Систематические научные раскопки Хатры начали в 1907-1911 гг. немецкие археологи, исследовавшие руины и окружающую местность. Со второй половины XX в. изыскания в Хатре проводили иракские ученые. Они же сделали вывод, что древний город является наиболее хорошо сохранившимся памятником Парфии, наглядно демонстрирующим величие существовавшей здесь цивилизации.
Хатра представляла собой овал, характерный для городского плана восточных городов, диаметром около 2 км, обнесенный двумя высокими толстыми линиями стен. Внешняя стена была сооружена из глины, внутренняя — сложена из камня. Между этими стенами был вырыт широченный ров. Вдоль стены на расстоянии 50-60 м друг от друга располагались оборонительные башни числом более полутораста. В город можно было попасть только через десяток ворот, которые охранялись с чрезвычайной тщательностью (сохранились остатки помещений для охраны).
Неудивительно, что Хатра дважды выдержала осаду римских войск.
Храмы в Хатре, в отличие от многих подобных эллинистических поселений, не были разбросаны по всему городу, а были сосредоточены в теменосе — специально выделенном священном участке в центре. Древние верили, что, только находясь в теменосе, можно ощутить присутствие своего божества.
Над всеми постройками в теменосе возвышался Главный храм — монументальное сооружение с арками и колоннами, поднимающимися до высоты 30 м.
Так как город находился на пересечении торговых путей и сюда прибывали люди, придерживавшиеся различных верований, здесь были построены храмы разным богам. Был храм в честь Гермеса — греческого бога торговли, прибыли, разумности, ловкости и красноречия; Нергала — шумерского бога, олицетворявшего разрушение и погибель (постройкой храма его пытались задобрить); Атаргатис — главного женского божества арамейцев, почитавших ее, как божественную мать, дарующую жизнь; Аллат — богини солнца у доисламских арабов; Шамаша — ассирийского бога солнца; Баала — ассирийского бога плодородия, вод, войны и неба.
Нигде более в античном мире не было такого собрания храмов разных религий, поэтому Хатру называли на арамейском языке Бейт-Элаха, или «Дом Бога».
Также в центре города в окружении кольца каменной стены находился прямоугольный дворцово-храмовый ансамбль: с обширным двором, украшенный статуями и барельефами.
Сохранились остатки каменных жилых домов и гробниц, в которых просматриваются включения эллинских, римских и иранских (парфянских) элементов.
В 1985 г. руины Хатры были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ближайший к историческим руинам Хатры крупный город — иракский Мосул. Рядом с развалинами стоит село Эль-Хадр.
В марте 2015 г. из района Хатры, оказавшегося в зоне боевых действий, стали поступать сообщения, в том числе из официальных иракских источников, что вооруженные группы так называемого ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта, фактически — международная исламистская террористическая организация) активно разрушают исторические памятники Хатры под предлогом, что статуи и скульптуры способствуют распространению язычества. Разрушение в наше время произошло, несмотря на то что в течение 1400 лет различные исламские государства и режимы не трогали руины Хатры.
Общая информация
Местонахождение: северный Ирак.Дата основания: III-II вв. до н. э.
Дата разрушения: 241 г.
Историко-географический регион: Месопотамия.
Административная принадлежность: провинция Найнава, Ирак.
Языки: арабский, курдский, новоарамейские.
Этнический состав: арабы, курды, туркоманы (иракские туркмены), ассирийцы, шабаки.
Религии: ислам (сунниты и шииты), Халдейская католическая церковь, езидизм.
Религии: ислам (сунниты и шииты), Халдейская католическая церковь, езидизм.
Денежная единица: иракский динар.
Реки: Тигр с притоком Большой Заб.
Реки: Тигр с притоком Большой Заб.
Цифры
Общая площадь: 3,2 км2.Население: от 17 000 до 30 000 чел.
Внешняя стена: длина — 8 км, высота — 7 м.
Внутренняя стена: высота — 9 м.
Расстояние между внешней и внутренней стенами: 400 м.
Ров: ширина — 20-30 м.
Расстояние между внешней и внутренней стенами: 400 м.
Ров: ширина — 20-30 м.
Количество оборонительных башен: от 163 до 360.
Количество ворот: 10.
Главный храм: длина — 440 м, ширина — 320 м, высота — до 30 м.
Удаленность: 290 км на северо-запад от Багдада, 110 км на юго-запад от Мосула.
Удаленность: 290 км на северо-запад от Багдада, 110 км на юго-запад от Мосула.
Климат и погода
Субтропический, сухой.Суровая зима, сухое жаркое лето.
Средняя температура января: +7°С.
Средняя температура июля: +34°С.
Среднегодовое количество осадков: 250 мм.
Относительная влажность воздуха: 50-60%.
Относительная влажность воздуха: 50-60%.
Достопримечательности
■ Архитектурные: руины стен, башен и ворот, остатки рва, дворцово-храмового ансамбля (I-II вв.), жилые дома, торговые лавки, погребения, скульптуры и барельефы.Любопытные факты
■ Название города Хатра близко арабскому слову «хадират», что значит «оседлость, оседлый».■ Существует арабская легенда, рассказывающая о падении Хатры. По легенде, город, осаждаемый персами, мог бы выдержать любую осаду, но пал в результате предательства. Сдала город персам принцесса Ан-Надира, дочь местного правителя, влюбленная в персидского правителя Шапура I, чьи войска штурмовали стены Хатры. Если верить легенде, после взятия города Шапур I казнил непокорного правителя Хатры, а позднее и его дочь, заявив: «Ты не могла быть верной дочерью, ты не сможешь быть и верной женой».
■ Согласно одной из научных гипотез, во II в., в период между распадом Парфянского царства и взятием Хатры персами, этот город был некоторое время столицей царства Араба. Предположительно, это было самое первое арабское царство за пределами Аравии, а Хатра занимала в нем более высокое положение, чем другие крупные города — Пальмира, Баальбек и Петра.
■ Среди руин Хатры была обнаружена надпись на арамейском языке, в которой воздается хвала построенному в городе храму богине Ашшурбел. Это единственное известное историкам упоминание имени такой богини. Ученые предполагают, что древние жители города поклонялись объединенному божественному образу, в котором соединились Ашшур — ассирийский «отец богов», повелитель Вселенной, творец и организатор Космоса и бог войны — и Бел (еще одно обозначение верховного бога в религии Древней Месопотамии). Загадкой остается то, что Ашшурбел — богиня, тогда как Ашшури и Бел — боги.
■ Правители Хатры носили титул «мри», что означало «господин», «хозяин», «повелитель», а также титул «млк» — царь.
■ Раскопки Хатры и панорама руин древнего города появляются во вступительных кадрах фильма режиссера Уильяма Фридкина по роману Уильяма Питера Блэтти «Изгоняющий дьявола» (США, 1973 г.), создавая крайне напряженную мистическую атмосферу с самого начала легендарной киноленты.
■ Несмотря на то что войска римского императора Септимия Севера не сумели взять приступом парфянскую Хатру в 198 г., тем не менее по возвращении в Рим приближенные удостоили императора титула Парфикус Максимус, потому что остальную часть Месопотамии он все-таки покорил.
■ Теменос в Хатре имел не только религиозное, но и коммерческое значение: здесь повсюду были найдены остатки торговых лавок.
■ Во время осады города легионами императора Септимия Севера жители забрасывали римлян в том числе глиняными сосудами с пчелами и скорпионами, а также «хатрийским огнем» — зажигательной смесью из нефти, битума и серы.