Афродисиас (античный город)

Афродисиас (античный город)
Панорама раскопок города Афродисиас (Афродисии) на фоне гор Малой Азии. Археологи смогли восстановить планировку древнегреческого города в ее первоначальном виде. Часть колонн сохранилась, прочие были восстановлены из фрагментов, собранных по округе, так как стали частью домов местных жителей.

История города

Афродисиас (Афродисия) — античный город в древней Карии, исторической области на юго-западном побережье Малой Азии. В настоящее время территория Карии является частью Турции. Неподалеку от руин города находится деревня Гейре, название которой происходит от древней Карии.
В середине 2-го тысячелетия дон. э. в этих местах расселились племена хеттов, к Троянской войне (XII в. до н. э.) уже существовали карийцы как народ. К концу 2-го тыс. до н. э. на побережье Карии появились первые греческие города, а греческая культура и язык постепенно вытеснили все карийское. Затем эти места заняли персы, которых в IV в. до н. э. изгнал Александр Македонский. После его смерти Кария стал полем битвы диадохов за осколки его империи. Так продолжалось до тех пор, пока римляне, одержав победу над сирийским правителем Антиохом III в 190 г. до н. э., не разделили Карию между Пергамским царством и Родосом. Именно тогда здесь и появился город Афродисиас (Афродисия).
Точный период появления Афродисии не установлен. На месте нынешнего города найдены следы древнейших поселений 6-5 тыс. до н. э.
Древнегреческие мифы говорят, что карийские города существовали еще со времен легендарного критского царя Миноса. Археологические раскопки позволили установить, что территория, на которой возникла одна из цивилизаций Малой Азии, была обитаемой еще в бронзовый век. Старый город был известен в глубокой древности как Нинова, и это название указывает на его связи с Вавилоном.
Постепенно этот город приобрел славу центра культа главной месопотамской богини Иштар. В античные времена он сменился культом другой богини, во многом схожей с Иштар, — Афродиты, для которой было построено святилище. У культа Афродиты было много общего с культами Артемиды или Кибелы: в эпоху расцвета эллинизма культы с одними и теми же религиозными корнями имели различные формы выражения.
Название «Афродисия» появилось только в эллинистическую эпоху.
Ко II в. до н. э. вокруг святилища Афродиты вырос город. Город процветал с конца I в. до н. э. и вплоть до III в. За это период он превратился в важный культурный и религиозный центр греческой Малой Азии.
Известно, что здесь родился философ-перипатетик Александр Афродисийский (кон. II — нач. III в.), впоследствии обосновавшийся в Афинах. Здесь жил писатель Харитон Афродисийский, автор одного из первых греческих романов «О Херее и Каллирое», созданного до II в.
В 305 г. город получил статус административного центра римской провинции Кария.
Начавшееся тогда же распространение христианства, первоначально не оказало принципиального воздействия на жизнь Афродисии как центра языческих культов. Насильственная христианизация встретила стойкое сопротивление в городе, где были сильны традиции языческих обрядов. Так продолжалось вплоть до восшествия на трон римского императора Феодосия I Великого (346-395 гг.), последнего правителя единой Римской империи. При нем, в 380-381 гг., христианство стало государственной религией. Положение Афродисии как языческого культового центра пошатнулось.
В VII в. византийские императоры изменили языческое имя города на Ставрополис — Город Креста. Название не прижилось: местные жители предпочитали называть свой город Кария.
В VII в. на город обрушились несчастья, он был почти стерт с лица земли землетрясениями и наводнениями, население вымирало от эпидемий. Однако жизнь еще довольно долго теплилась на его руинах. Но во второй половине XI в. остатки построек были разрушены во время захвата турками-сельджуками Малой Азии.
В XIII в. жители окончательно покинули Афродисию. Окончательно он пришел в упадок после разрушения тюркским завоевателем Тимуром в 1402 г.
Руины древнего Афродисия лежат на высоком плоскогорье у подножия гряды Акдаг и горы Баба-Аагы. У ее подножия — недалеко от долины, по которой протекает река Бююк Мендерес — древний Меандр, упомянутый во второй книге «Илиады» Гомера. План города типичен для античных полисов: с акрополем на самом возвышенном месте, крепостными стенами и главным храмом божеству — покровителю города.
Сегодня Афродисиас (Афродисия) представляет собой место грандиозных раскопок: город буквально возрожден из небытия, и это только начало большой работы археологов.
Систематические археологические раскопки на территории Афродисии стал проводить в начале XX в. французский исследователь Поль Годен. Постепенно площадь археологической площадки увеличилась, и в 1956 г. деревню Гейре перенесли на новое место, так как она мешала изучению руин Афродисии. С 1960-х гг раскопками античного города занимался турецкий историк и археолог Кенан Эрим.
Как выяснилось, развитие Афродисиас (Афродисия) происходило благодаря мраморным карьерам, что находятся к северо-востоку от города, и мастерству его скульпторов.
В городе сохранились крепостные стены, окружающие его основную часть. В центре расположены руины епископского дворца, от которого остался только перистиль — двор, окруженный колоннадой из редкого голубого мрамора, с мраморными же наборными полами.
Предполагается, что он был перестроен из дворца римского наместника.
Театр Афродисии был построен в I в. до н. э., он много раз перестраивался в ранневизантийский период и сегодня считается одним из наиболее сохранившихся памятников античной архитектуры, в нем и сегодня идут некоторые театральные постановки. На северной стене театра видны греческие надписи II-III вв. Уникальной постройкой являются Театральные термы, в которых есть фрагменты свода в кальдариуме — горячей купальне.
За театром расположена большая площадь Тетрастион, ограниченная четырьмя портиками. Полевую сторону от Тетрастиона находятся руины терм Адриана и базилика.
Агора — площадь собраний и торговли, посвященная императору Тиберию — занимала обширное пространство, окруженное портиками с ионическими колоннами. Справа от площади и ворот агоры расположен Себастейон — святилище обожествленного императора Августа с многочисленными рельефами, на которых изображены мифологические сцены, такие как «Освобождение Прометея Гераклом» или «Клавдий покоряет Британию».
Здание Одеона, или Булевтериона, — концертного зала, в котором проходили собрания городского совета — интересно в первую очередь сохранившимися в нем мозаиками и статуями.
Главное здание Афродисиас (Афродисия) — храм Афродиты — первоначально было построено в ионическом стиле, а при императоре Адриане было окружено священной стеной. Главной святыней храма была трехметровой высоты статуя Афродиты. Судя по сохранившимся колоннам, в ранневизантийское время, около V в., храм был преобразован в базилику. От храма сохранились лишь часть колонн и Тетрапилон — парадный портал, чьи бороздчатые колонны, вероятно, обрамляли вход в храм Афродиты. Он украшен фронтонными горельефами, изображающими Эроса и сцены охоты крылатой богини Ники.
Стадион, вмещавший до 30 тысяч зрителей, отлично сохранился до наших дней и обладает лучшей из дошедших до нас беговых дорожек периода античности.
А от здания философской школы остался только фундамент. Крупнейшим философом-неоплатоником ранневизантийского времени здесь был Асклепиодот Александрийский, работавший во второй половине V в. Он родился в Александрии, был учеником Прокла в Афинах. В дальнейшем жил в Афродисии, где руководил философской школой совместно с Асклепидотом Афродисийским.
У входа на территорию раскопок расположился музей, в котором выставлены находки: бюсты императоров, византийские и римские скульптуры, статуя сидящей на троне Афродиты, саркофаги и надгробия, фризы театра. В императорском зале особое внимание вызывает статуя императора Домициана, а в зале Мельпомены представлены скульптурные изображения местных жителей. Отдельный зал посвящен истории культа богини Афродиты. Тут же скульптурная группа «Ахилл и Пентесилея», большой фриз Зоила, часть памятника вольноотпущеннику императора Августа.
Афродисиас на карте

Общая информация

Местонахождение: юго-запад Турции.
Административная принадлежность: г. Йеникой (Гейре), район Караджасу, ил Айдын.
Образован: II в. до н. э.
Заброшен: XIII в.
В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО: с 2017 г.
Язык: турецкий.
Современный этнический состав: турки.
Религия: ислам.
Денежная единица: турецкая лира.
Аэропорт: Измир Аднан Мендерес (международный).

Цифры

Площадь: около 200 000 м2.
Высота над уровнем моря: 550 м.
Удаленность: 100 км к востоку от Эгейского моря, 230 км к юго-востоку от г. Измир.
Стены: длина — около 3,5 км.
Храм Афродиты: длина 31 м, ширина — 8,5 м.
Одеон (Булевтерион): ширина сцены — около 46 м.
Стадион: длина — 262 м, ширина — 59 м, количество зрителей — 30 тыс.

Климат и погода

Средиземноморский.
Жаркое лето, прохладная влажная зима.
Средняя температура января: +9°С.
Средняя температура июля: +28°С.
Среднегодовое количество осадков: 650 мм.
Среднегодовая относительная влажность: 58%.

Достопримечательности

Археологический комплекс руин Афродисии

  • Храм Афродиты (I в. до н. э.)
  • Театр (I в. до н. э.) и площадь Тетрастион
  • Себастеион (20 г.) и статуи горожан Антония Домитейноса и Квадии Татьяны, стадион (I в.)
  • Портик Тиберия (I в.)
  • Агора (II в.)
  • Тетрапилон (II в.)
  • Термы Адриана (II в.)
  • Крепостные стены (середина IV в.)
  • Базилика (VI в.)
  • Остатки здания философской школы
  • Палестра (гимнастический зал)
  • Фонтан Аполлона
  • Мастерская скульптора
  • Лечебные ванны
  • Жилые кварталы — инсулы
  • Церковь Великомучеников
  • Некрополи Восточный, Южный, Западный и Северный с мавзолеем Ибрагима
  • Ворота Западные, Северные и Восточные

Любопытные факты

  • За 10 лет первого этапа очередной стадии археологических работ, которая началась в 1961 г., было найдено не менее 15 тыс. золотых и серебряных монет, керамика и около тысячи статуй.
  • Название «Ставрополис» впервые появляется около в 640 г. в работах автора, известного как Псевдо-Епифаний.
  • Под полом терм Адриана археологи нашли сложную водопроводную и отопительную систему: вода втекала из горных речек по каналам, а рабы подогревали ее в мелких бассейнах.
  • Название реки Бююк Мендерес, или Большой Мендерес, происходит от турецкого слова «мендерес», что означает «изучина» или «изгиб»: у реки очень извилистое русло. От старого, еще греческого названия реки — Меандр — произошло название руслового процесса «меандрирование», приводящего к образованию подобных изгибов, а также самих излучин, названных меандрами.
  • В 2008 г. на раскопках была найдена мраморная капитель колонны, изображающая крестьянку, доящую козу. Эта капитель — одна из выдающихся находок позднеантичного периода — предположительно, относится к IV в. Она была обнаружена на площади, окруженной мраморными стенами, богато украшенными мозаиками и фресками на улице Пятиугольного столба, между монументальными воротами храма Афродиты, ведущими в его центральный двор, и входом в Себастион.
  • Остатки здания философской школы представляют особый интерес тем, что, по всей видимости, это была последняя по времени действовавшая школа неоплатонизма с языческими религиозными практиками теургии.
  • Наивысшего процветания город достиг при римлянах: диктатор Сулла отправил в храм Афродиты дары — золотую корону и священный топор, следуя наказам оракула. Город пользовался также покровительством полководца Марка Антония и императора Тиберия, здесь бывал с визитами диктатор и полководец Юлий Цезарь. А император Август оставил текст: «Изо всей Азии я избрал этот город стать моим собственным».
  • Один из античных авторов воспевал соленый источник, что якобы бил в храме богини Афродиты. В наше время археологи действительно обнаружили в ходе раскопок на большой глубине этот источник. А в подвалах храма нашли статую льва и рядом — табличку, надпись на которой рассказывает о ритуальных играх с быками и львами, происходившими здесь в честь богини любви, красоты и плодородия. Согласно античной литературе, львы почитались священными животными.
  • На ступенях театра установлены сиденья, вытесанные из цельных кусков лучших сортов мрамора. На одной из внутренних стен театра выбиты надписи, выполненные по заказу нескольких римских императоров. В одном из текстов император Септимий Север поздравляет горожан «по случаю победы над дерзкими варварами». В другом — император Траян проявил благосклонность к жителям города и разрешил избранным гражданам Афродисии «на играх, гладиаторских боях, охотничьих представлениях и атлетических состязаниях, проходивших в Риме и его окрестностях, сидеть на местах, отведенных для сенаторов».
  • Кроме философской школы во всем Средиземноморье были широко известны рельефы и скульптуры Афродисийской скульптурной школы, существовавшей в I в. до н. э. - V в. Город считался центром искусств и наук. В нем была открыта школа ваяния прибывшими сюда из Пергама скульпторами. Творения этой школы отличались экспрессивным и динамичным стилем, они очень высоко ценились и в греческом, и в римском обществе.
  • В XVI в. рядом с Афродисией появилась деревня Гейре. В то время это было распространенным явлением: деревни вырастали рядом с античными развалинами, которые использовались местными жителями: мраморные саркофаги — как кормушки для скота или давильни для винограда, колонны служили коновязями, а храмовые плиты — порогами в деревенских домах.
Города Азии

3
0
13 495
Турция

Предыдущие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх