Кутна-Гора (город)
История города
Говоря языком геологии, в этом месте находилось свинцово-цинковое жилистое месторождение с вкраплениями серебра. Добыча серебра, хотя и эпизодически, велась здесь с X в. в селении Малин, сейчас это городской округ. Перейдя же на язык легенд, повторим вслед за ними, что серебро было даровано городу как знак Божьего благословения. Самая популярная из этого цикла легенда рассказывает, что однажды на склоне холма задремал монах-цистерианец по имени Антонин, и приснились ему серебряные веточки, а когда он открыл глаза, то первое, что увидел, были серебряные веточки.
Антонин отметил это место, повесив на дерево, под которым расположился, свою рясу. Потом привел сюда братьев по ордену. Монахи стали первыми добытчиками серебра. Ряса по-чешски «кутна» — отсюда и название города, но в Средние века чаще его звали на немецкий лад — Куттенберг. Крупные разработки рудников и добыча серебра начались в 1280 г. Как сообщает хроника XIV в., для работы на рудниках прибыли опытные горняки не только со всей Чехии, но также из Польши, Германии и Словакии. Строительство города началось при короле Вацлаве II (1271-1305 гг.). По его же указу для чеканки монет на месте были приглашены умельцы из Италии (по-старочешски — z Vlach), и Монетный двор стал называться Влашским. Король Чехии Генрих (1265-1335 гг.) в 1308 г. пожаловал Кутна-Горе привилегии королевского города. Не просто так: город «выдавал на-гора» до 40% всего европейского серебра. С 1290 по 1350 г. здесь ежегодно добывалось не менее 20 т этого благородного металла в чистом виде, а к середине XVI в. Куттенберг был вторым по величине после Праги городом Чехии; правда, первое место в этом случае означало 30 тыс. жителей, второе — 10 тыс.
В XV в. город оказался в эпицентре гуситских войн (1420-1434 гг.) между солдатами императора Священной Римской империи германской нации, короля Чехии и Венгрии Сигизмунда (1368-1437 гг.), с одной стороны, а с другой — стоявшими лагерем в Кутна-Горе сторонниками Габсбургов, последователями Яна Гуса (1369-1415 гг.), идеолога чешской Реформации. Сражения между ними часто заканчивались тем, что гуситов сбрасывали в шахты. Когда после этих потрясений город пришел в себя, то оказалось, что многие здания в нем претерпели сильные разрушения, церкви разграблены, а шахты затоплены или засыпаны. Немцы стали уезжать, чехи, наоборот, прибывать, чтобы возродить добычу серебра, — и сделали это. Так и стал этот город окончательно не Куттенбергом, а Кутна-Горой.
Поверхностные серебряные жилы были уже выбраны, и шахты становились все глубже, до 500 м. Но поток серебра был стабильным, и это позволило городским властям возродить город — восстановить разрушенное и построить новое, для чего приглашались мастера из Праги.
И все-таки серебряные рудники постепенно иссякали. Последняя партия чешских грошей была отчеканена на Влашском дворе в 1547 г., в 1726 г. он был закрыт навсегда. В 1618 г. в Европе разразилась Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.) между католиками и протестантами. Жители Кутна-Горы встали на сторону последних, и город потерял все свои привилегии. В 1626 г. в Кутна-Горе стал властвовать орден иезуитов, в 1627 г. королевским указом католицизм был объявлен единственной легитимной религиозной конфессией: приверженцы протестантства были лишены всех гражданских прав, им возбранялось и вести промыслы. Да к тому же серебра становится уже совсем мало. И Кутна-Гора утрачивает свой былой «королевский» лоск, превратившись в сонный заштатный городок. Лишь в XIX в. начинается его архитектурное возрождение, появляются здания и частные дома в стиле неоготики, органично дополнившие старинное городское архитектурное наследие.
Город Кутна-Гора окаймлен лесистыми холмами Чешско-Моравской возвышенности. Исторически его ядро составили примыкавшие друг к другу шахтерские поселки. Вот почему Кутна-Гора, особенно в центре, местами отходит от традиционного для Европы «регулярного» плана, придавая неповторимый шарм узким, мощенным булыжником улочкам, неожиданно, как бы нелогично, меняющим свое направление. С любой из улиц при этом видны стрельчатые фасады и крыши церквей.
В 1991 г. в Кутна-Горе закрылась последняя шахта, завершив его «серебряную» эпоху, правда, на этой шахте добывали уже не серебро, а свинец и цинк. Но у города всегда была (и есть) и другая слава.
Это слава заповедника готической, ренессансной и барочной архитектуры. Все исторические здания города хорошо сохранились, а точнее говоря, заботливо сохранены, что было по достоинству оценено ЮНЕСКО: в 1995 г. исторический центр города получил статус объекта Всемирного наследия. Его памятникам могли бы позавидовать многие столицы. Главный собор города — Святой Барборы (так по-чешски звучит имя Варвара), второй по величине и значимости готический храм Чехии после собора Святого Вита, Вацлава и Войтеха в Праге. «Барбора» строилась и перестраивалась в несколько этапов начиная с XIV в., но осталась нерядовым по своим художественным достоинствам памятником средневековой европейской архитектуры. Некоторые из фресок собора уникальны: они изображают работы в шахте. Здесь это естественно — святая Варвара считается защитницей от внезапной смерти без покаяния. Жители Кутна-Горы, занимавшиеся трудом тяжелым и нередко смертельно опасным, хотели видеть в своих храмах как можно больше символов защиты, утешения и надежды — и в живописи, и в скульптуре, и в витражах. Полнотой таких символов отличаются практически все церкви и часовни города. Хотя нет в их убранстве бесспорных шедевров, но они поддерживают удивительную и неповторимую в своем роде для культовых зданий атмосферу — на редкость теплую, даже, можно сказать, дружелюбную и уютную.
Ну, а самым популярным у гостей Кутна-Горы является знаменитая Костница в Седлеце, в предместье города. Это готическая кладбищенская часовня, носящая имя Всех Святых, с хранилищем костей примерно 40 тыс. умерших людей. То ли легенда, то ли подлинная история, обросшая за века еще присочиненными подробностями, рассказывает, что в 1278 г. аббат цистерианского монастыря, посланный на Святую землю королем Отакаром II, привез с Голгофы гость земли и рассыпал ее на кладбище. Оно стало считаться священным, прямым путем в рай, и очень скоро разрослось до таких размеров, что расширяться ему было уже некуда. Здесь завещали себя похоронить и жители других стран Центральной Европы. А тут грянула эпидемия чумы XIV в., следом — гуситские войны XV в. Кости людей, умерших прежде, в начале XIV столетия стали извлекать из земли, чтобы освободить ее для новых захоронений. По легенде, делал это один полуслепой монах, он же тщательно мыл и укладывал кости в усыпальницу часовни, построенной около 1400 г., — Костницу, но представить, что все это реально делал один человек, просто невозможно. Потом часовня сгорела, но в 1703-1710 г. была восстановлена, как и Костница, к готическим элементам добавились компоненты в стиле барокко. И все же кладбище было заброшено, а в 1874 г. закрыто официально. Часовню и монастырские земли купила семья австрийских аристократов Шварценбергов, крупнейших землевладельцев Богемии. Были продезинфицированы и заново уложены в виде фигур и панно кости, из них были сложены люстра, украшенная гирляндами черепов, крест, дарохранительницы и фамильный герб Шварценбергов, на котором остался автограф создателя всего этого — мастера по имени Ринт.
Еще один знаменитый архитектурный шедевр Кутна-Горы — Кафедральный собор Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя, строившийся в 1280-1320 гг., стоящий недалеко от Костницы (это был монастырский собор). В 1421 г. он был сожжен гуситами. В начале XVIII в. — восстановлен, отреставрирован в том стиле, который именуется барочной готикой. В 1784 г. его закрыли, а убранство распродали. Потом он был складом муки. И вот в 2009 г. после тщательной реставрации во всем своем блеске был открыт для посетителей-туристов.
Антонин отметил это место, повесив на дерево, под которым расположился, свою рясу. Потом привел сюда братьев по ордену. Монахи стали первыми добытчиками серебра. Ряса по-чешски «кутна» — отсюда и название города, но в Средние века чаще его звали на немецкий лад — Куттенберг. Крупные разработки рудников и добыча серебра начались в 1280 г. Как сообщает хроника XIV в., для работы на рудниках прибыли опытные горняки не только со всей Чехии, но также из Польши, Германии и Словакии. Строительство города началось при короле Вацлаве II (1271-1305 гг.). По его же указу для чеканки монет на месте были приглашены умельцы из Италии (по-старочешски — z Vlach), и Монетный двор стал называться Влашским. Король Чехии Генрих (1265-1335 гг.) в 1308 г. пожаловал Кутна-Горе привилегии королевского города. Не просто так: город «выдавал на-гора» до 40% всего европейского серебра. С 1290 по 1350 г. здесь ежегодно добывалось не менее 20 т этого благородного металла в чистом виде, а к середине XVI в. Куттенберг был вторым по величине после Праги городом Чехии; правда, первое место в этом случае означало 30 тыс. жителей, второе — 10 тыс.
В XV в. город оказался в эпицентре гуситских войн (1420-1434 гг.) между солдатами императора Священной Римской империи германской нации, короля Чехии и Венгрии Сигизмунда (1368-1437 гг.), с одной стороны, а с другой — стоявшими лагерем в Кутна-Горе сторонниками Габсбургов, последователями Яна Гуса (1369-1415 гг.), идеолога чешской Реформации. Сражения между ними часто заканчивались тем, что гуситов сбрасывали в шахты. Когда после этих потрясений город пришел в себя, то оказалось, что многие здания в нем претерпели сильные разрушения, церкви разграблены, а шахты затоплены или засыпаны. Немцы стали уезжать, чехи, наоборот, прибывать, чтобы возродить добычу серебра, — и сделали это. Так и стал этот город окончательно не Куттенбергом, а Кутна-Горой.
Поверхностные серебряные жилы были уже выбраны, и шахты становились все глубже, до 500 м. Но поток серебра был стабильным, и это позволило городским властям возродить город — восстановить разрушенное и построить новое, для чего приглашались мастера из Праги.
И все-таки серебряные рудники постепенно иссякали. Последняя партия чешских грошей была отчеканена на Влашском дворе в 1547 г., в 1726 г. он был закрыт навсегда. В 1618 г. в Европе разразилась Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.) между католиками и протестантами. Жители Кутна-Горы встали на сторону последних, и город потерял все свои привилегии. В 1626 г. в Кутна-Горе стал властвовать орден иезуитов, в 1627 г. королевским указом католицизм был объявлен единственной легитимной религиозной конфессией: приверженцы протестантства были лишены всех гражданских прав, им возбранялось и вести промыслы. Да к тому же серебра становится уже совсем мало. И Кутна-Гора утрачивает свой былой «королевский» лоск, превратившись в сонный заштатный городок. Лишь в XIX в. начинается его архитектурное возрождение, появляются здания и частные дома в стиле неоготики, органично дополнившие старинное городское архитектурное наследие.
Город Кутна-Гора окаймлен лесистыми холмами Чешско-Моравской возвышенности. Исторически его ядро составили примыкавшие друг к другу шахтерские поселки. Вот почему Кутна-Гора, особенно в центре, местами отходит от традиционного для Европы «регулярного» плана, придавая неповторимый шарм узким, мощенным булыжником улочкам, неожиданно, как бы нелогично, меняющим свое направление. С любой из улиц при этом видны стрельчатые фасады и крыши церквей.
В 1991 г. в Кутна-Горе закрылась последняя шахта, завершив его «серебряную» эпоху, правда, на этой шахте добывали уже не серебро, а свинец и цинк. Но у города всегда была (и есть) и другая слава.
Это слава заповедника готической, ренессансной и барочной архитектуры. Все исторические здания города хорошо сохранились, а точнее говоря, заботливо сохранены, что было по достоинству оценено ЮНЕСКО: в 1995 г. исторический центр города получил статус объекта Всемирного наследия. Его памятникам могли бы позавидовать многие столицы. Главный собор города — Святой Барборы (так по-чешски звучит имя Варвара), второй по величине и значимости готический храм Чехии после собора Святого Вита, Вацлава и Войтеха в Праге. «Барбора» строилась и перестраивалась в несколько этапов начиная с XIV в., но осталась нерядовым по своим художественным достоинствам памятником средневековой европейской архитектуры. Некоторые из фресок собора уникальны: они изображают работы в шахте. Здесь это естественно — святая Варвара считается защитницей от внезапной смерти без покаяния. Жители Кутна-Горы, занимавшиеся трудом тяжелым и нередко смертельно опасным, хотели видеть в своих храмах как можно больше символов защиты, утешения и надежды — и в живописи, и в скульптуре, и в витражах. Полнотой таких символов отличаются практически все церкви и часовни города. Хотя нет в их убранстве бесспорных шедевров, но они поддерживают удивительную и неповторимую в своем роде для культовых зданий атмосферу — на редкость теплую, даже, можно сказать, дружелюбную и уютную.
Ну, а самым популярным у гостей Кутна-Горы является знаменитая Костница в Седлеце, в предместье города. Это готическая кладбищенская часовня, носящая имя Всех Святых, с хранилищем костей примерно 40 тыс. умерших людей. То ли легенда, то ли подлинная история, обросшая за века еще присочиненными подробностями, рассказывает, что в 1278 г. аббат цистерианского монастыря, посланный на Святую землю королем Отакаром II, привез с Голгофы гость земли и рассыпал ее на кладбище. Оно стало считаться священным, прямым путем в рай, и очень скоро разрослось до таких размеров, что расширяться ему было уже некуда. Здесь завещали себя похоронить и жители других стран Центральной Европы. А тут грянула эпидемия чумы XIV в., следом — гуситские войны XV в. Кости людей, умерших прежде, в начале XIV столетия стали извлекать из земли, чтобы освободить ее для новых захоронений. По легенде, делал это один полуслепой монах, он же тщательно мыл и укладывал кости в усыпальницу часовни, построенной около 1400 г., — Костницу, но представить, что все это реально делал один человек, просто невозможно. Потом часовня сгорела, но в 1703-1710 г. была восстановлена, как и Костница, к готическим элементам добавились компоненты в стиле барокко. И все же кладбище было заброшено, а в 1874 г. закрыто официально. Часовню и монастырские земли купила семья австрийских аристократов Шварценбергов, крупнейших землевладельцев Богемии. Были продезинфицированы и заново уложены в виде фигур и панно кости, из них были сложены люстра, украшенная гирляндами черепов, крест, дарохранительницы и фамильный герб Шварценбергов, на котором остался автограф создателя всего этого — мастера по имени Ринт.
Еще один знаменитый архитектурный шедевр Кутна-Горы — Кафедральный собор Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя, строившийся в 1280-1320 гг., стоящий недалеко от Костницы (это был монастырский собор). В 1421 г. он был сожжен гуситами. В начале XVIII в. — восстановлен, отреставрирован в том стиле, который именуется барочной готикой. В 1784 г. его закрыли, а убранство распродали. Потом он был складом муки. И вот в 2009 г. после тщательной реставрации во всем своем блеске был открыт для посетителей-туристов.
Общая информация
Город в Чехии, административный центр района Кутна-Гора Среднечешского края, Богемия.Административное деление: 12 округов.
Основание: первая половина XIII в.
Прежнее название: Куттенберг.
Прежнее название: Куттенберг.
Язык: чешский.
Этнический состав: чехи — 86%, другие — 14%.
Религии: католичество — 27%, протестантизм — 2,5%, остальные идентифицируют себя как атеистов или затрудняются ответить на вопрос о религиозных взглядах.
Денежная единица: чешская крона.
Река: Врхлице.
Река: Врхлице.
Ближайший аэропорт: аэропорт им. Вацлава Гавела в Праге (международный).
Цифры
Площадь: 33,05 км2.Население: 20 349 чел. (2014 г.).
Плотность населения: 615,7 чел/км2.
Высота центра и самая высокая точка: 254 м.
Плотность населения: 615,7 чел/км2.
Высота центра и самая высокая точка: 254 м.
Климат и погода
Умеренный континентальный.Средняя температура января: -1,5°С.
Средняя температура июля: +18,5°С.
Среднегодовое количество осадков: 530 мм.
Сфера услуг: транспортные услуги, туризм.
Экономика
Промышленность: машиностроительная, стеклодувная, пищевая.Сфера услуг: транспортные услуги, туризм.
Достопримечательности
■ Кафедральный собор Собор Святой Варвары (Барборы), готика (1338-1558 гг.).■ На окраине города, в местечке Седлец, часовня Всех Святых с костехранилищем, готика, барокко (ок. начала XV-XVIII вв.).
■ В Седлеце также — Кафедральный собор Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя. барочная готика (1280-1320, 1702-1714 гг.).
■ Церковь Святого Якуба (Якова), готика (XIV в.).
■ Церкви: Святейшей Троицы при кладбище, поздняя готика (ок. 1415 г.), Всех Святых, готика (ок. 1290 г.), Матери Божьей, поздняя готика (1360-1470 гг.), Св. Яна Непомуцкого, барокко (1734-1750 гг.); монастырь урсулинок, барокко (1733-1743 гг.); часовня Тела Господня, готика (ок. 1400 г.).
■ Гражданские здания и сооружения: замок Градек, чешская готика (XII-XIV вв.), в замке — Музей серебра и модель в натуральную величину средневековой серебряной шахты (1485-1505 гг.); Архиепископство, барокко (1599 г.); Иезуитский колледж, ренессанс (XVII в.; Влашский (Итальянский) двор (XIII-XIV вв.); Музей истории чеканки монет; барочный чумной столб (1715 г.); Каменный фонтан (1495 г.); Каменный дом, барочная готика (1485-1495 гг.).
■ Поблизости: в 50 км — средневековый замок Жлебы, перестроенный в 1849-1868 гг., имеющий эклектичный романтичный облик; Музей народной архитектуры в Коуржиме; крепость Мапешов (XIV в.); дворец Качина (ампир); дворец и национальная конеферма Кладрубы, ренессанс (XVI в.).
Любопытные факты
■ В Средние века на башне церкви Святого Якуба высотой 86 м, за что ее так и называют — Высокая, каждый час появлялся человек, громко возглашавший: «Дорогой Господь! Пожалуйста, защити Кутна-Гору!» Теперь эту роль выполняет ежечасный удар колокола, носящего имя «Мария» в честь Богоматери. Средства на колокол дал, по легенде, бывший вор, решивший замолить свои грехи. Но чаще этот колокол называют ptäcek — пташка, когда его отливали, в расплавленную бронзу упал дрозд, опьяневший от паров, поднимавшихся от котла. Кстати, и фамилия мастера, отливавшего колокол, была Ptäcek.■ В здании бывшего цистерианского монастыря сегодня работает табачная фабрика.
■ Повезет тем, кто увидит в парке замка Жлебы белого оленя: всю оставшуюся жизнь он будет счастлив. По другому местному поверью, в замке бродит привидение гувернантки, при таинственных обстоятельствах упавшей с башни. Туристов предупреждают: не вздумайте нарушать порядок, она следит за вами.
■ В Чехии есть обычай: в день памяти святой Барборы (4 декабря) срезать и ставить в воду «барборки» — веточки черешневых деревьев. Считается, что если они оживут к Рождеству, то все надежды сбудутся. Горожане называют собор Святой Варвары ласково: «куколка Барбора».
■ Костницы, костехранилища, или на латыни оссуарии (также от слова «кость» — ossis),— явление настолько древнее, что, когда ему было положено начало, установить невозможно, во всяком случае, оно точно существовало уже в начале эпохи мегалита. Причем эта традиция поддерживалась разными народами и в разных религиях. Ее придерживались зороастрийцы, иудеи, католики и православные. В этом нет ничего удивительного: антитеза «жизнь и смерть» понятна любому человеку и всегда волнует, потому что влечет за собой краеугольные вопросы бытия. Иногда оссуарии возникали по самой простой причине — не хватало земли для захоронений, но чаще как объект сакральный — в склепах, часовнях, церквях и особенно часто в монастырях. Самый знаменитый в мире оссуарий — а это кости примерно 6 млн человек — находится в подземельях Парижа. Что касается храмов, то на первом месте — Капелла костей в португальском городе Эвора, на втором — оссуарий при церкви Санта Мария делла Кончецьоне в Риме. Костница в Седлеце занимает третье место в этом ряду.
■ Самый популярный ресторан в Кутна-Горе называется «Дачицкий» в честь знаменитого земляка Микулаша Дачицкого из Геслова (1555-1626 гг.) — так его звали полностью. Это была чрезвычайно колоритная личность. Человек образованный, писатель и поэт, а вне своих интеллектуальных занятий — гедонист, любитель хорошей еды и пива, имевший также репутацию местного Казановы, авантюриста и дуэлянта. Однако в своем стихотворном сочинении под названием «Простоправда» (именно так, в одно слово) Дачицкий предстает как серьезный мыслитель и патриот Чехии, критикующий догмы католической церкви и ханжеские нравы бюргеров, славящий самый простой уклад жизни и человеческую сердечность. В «Просто-правде» впервые появилось его знаменитое стихотворение «О Богемия!». Он же основал и первый в городе пивоваренный завод.