Мала Страна

Мала Страна

Исторический район Праги

В результате выборочных археологических раскопок на территории Малой Страны было установлено, что люди здесь начали строить поселения еще в I тысячелетии. Следы славянских городищ, обнаруженные в культурном слое, относятся к VII в. С началом строительства на мысе Опуш в IX в. Пражского града интенсивно начали расти и селения Малой Страны. Здесь проходили пути с востока на запад к влтавским порогам, над которыми наводились деревянные мосты. Улицы в Малой Стране, носящие названия Нерудова и Увоз, дублируют направление этого тракта к реке и к торгу, на месте которого образовалась со временем Малостранская площадь, центр района.
Деревянные мосты постоянно сносило при наводнениях, и в 1158-1172 гг., при короле Владиславе I (1110-1174 гг.), был возведен первый каменный мост через Влтаву, названный в честь супруги короля Юдиты, — предшественник Карлова моста. В Центральной Европе это был второй по счету каменный мост после моста через Дунай в Регенсбурге, построенного в 1135-1146 гг. Появление капитального звена тракта послужило мощным толчком для развития Малой Страны, установлению торговых и прочих связей с другими частями будущего города.
В 1257 г. король Богемии Пржемысл Отакар II основал на месте нынешней Малой Страны единую городскую слободу, названную поначалу Новый город под Пражским градом. Одновременно король изгнал отсюда всех чехов и других славян, поселив здесь купцов и ремесленников-немцев. Немецкой по духу и языку эта часть в городе Прага оставалась вплоть до распада Австро-Венгрии в 1918 г., да и потом в ней жили преимущественно немцы. После того как император Карл IV начал строительство Нового города, Новый город под Пражским градом был переименован в Малый город Пражский, при этом расширен и в 1360-1362 гг. окружён стеной, защищавшей также и Пражский град. В народе стену прозвали Голодной — тогда из-за нескольких неурожайных лет подряд в Богемии разразился голод, а строителям платили из королевской казны исправно. Стена неоднократно перестраивалась, и фрагменты ее сохранились. Хотя Мала Страна имела статус королевского города, большими участками земли здесь владели пражский епископ, монастыри — Св. Фомы и Страгов, а также Мальтийский орден. Название Мала Страна утвердилось как официальное в XVII в., но в народе возникло куда раньше.
Неплохо защищенная, Мала Страна тем не менее не стала непреодолимой преградой в эпоху гуситских войн (конфликты на религиозной почве в 1419-1435 гг.): весь этот район подвергался разрушениям, не раз горел. Был отстроен практически заново, но снова сильно пострадал от пожара в 1541 г. В 1611 г. ее разграбили ландскнехты князя — епископа Пассау Леопольда Австрийского. Это была фактически прелюдия к Тридцатилетней войне за гегемонию в Священной Римской империи и Европе, официальные даты которой 1618-1648 гг. В 1648 г. Мала Страна была безжалостно разграблена еще раз, теперь шведами.
XVII и XVIII столетия стали для Малой Страны периодом интенсивного градостроительства. Возводились дворцы, один другого краше, принадлежащие самым знатным людям.
Так сложился ансамбль Малостранской площади, небольшой, но респектабельной благодаря барочным фасадам выходящих на нее зданий. Хозяева города новейшего времени отнеслись к архитектурному наследию Малой Страны удивительно деликатно, не нарушали его облик зданиями, выбивающимися из сложившейся среды. Разве что в нижних этажах старинных домов устроили кафе, в которых сохранены аутентичные интерьеры, и сувенирные лавки. Большинство этих домов, по пражской традиции, имеют имена собственные — по их первым владельцам. Что же касается дворцов, то многие помещения в них используются ныне парламентом Чехии.

Архитектурный музей ренессанса и барокко

Исторический район Праги Мала Страна расположен на левом, западном берегу реки Влтавы. С севера над ним высится Пражский град. Лесистая часть холма Петршин обозначает границу этого района с юга. На востоке Малу Страну и Старе Место соединяет Карлов мост. Малу Страну принято делить на две части — Верхнюю и Нижнюю, такое разделение мотивировано понижающимся к Влтаве рельефом этого небольшого района.
Мала Страна — настоящий архитектурный музей под открытым небом. Здесь соседствуют друг с другом лучшие образцы ренессанса и барокко в Праге. Кроме того, архитектура в стиле рококо и классицизма.
Это не просто вкусовые предпочтения отцов города в XVII-XVIII вв., хотя их выбор в этом плане играл, безусловно, главную роль. Такой архитектуры — помпезной, торжествующей, чувственной, щедро украшенной деталями — словно требовал сам дух времени, далекого от благоденствия. После Тридцатилетней войны Чехия была опустошена, разорена, крестьяне массово покидали родные места. Иногда они поднимали восстания, не желая мириться с необходимостью искать счастья на чужой стороне.
Восстания подавлялись, и все же для Габсбургов стало очевидно, что спасти положение сможет только подъем экономики. И Чехия, пожалуй, быстрее других владений Священной Римской империи стала выходить из послевоенного кризиса. Не сразу, сначала эпизодически, затем все более интенсивно, благодаря развитию прежде всего стекольной и текстильной промышленности, в том числе и в небольших городках в прежде сугубо сельской местности. В процесс товарного производства втягивались и поместья немецкой знати. Активно развивался экспорт из Чехии: продукция ее мануфактур и мастерских была качественной и конкурентоспособной. Так появились деньги и на украшение Праги. Средства использовались рачительно, но экономить на оформлении зданий и их интерьеров было не принято. Выбор архитекторов, способных сделать Малу Страну неповторимой, производился тщательно. Убедительно проиллюстрировать, как это было, можно на примере истории дворцового комплекса Вапленштейна и дворца Алипранди.
Дворец фельдмаршала Альбрехта фон Вапленштейна, строившийся еще в период Тридцатилетней войны, в 1623-1630 гг., с входящим в него садом под стать королевским, украшенным гротами, прудами и скульптурами, задал тон эпохе в строительстве парадно-амбициозной Праги. Авторами проекта этого комплекса были итальянцы Андреа Спецца и Джованни Пьерони. Их стиль характеризуется как ренессансный маньеризм. С1992 г. водном из зданий комплекса заседает Сенат Чехии, в бывшей Школе верховой езды расположился филиал Национальной галереи.
Ренессансный дворец Алипранди (Карлштейнский), который чаще называют по имени его архитектора Джованни Батисты Алипранди, появился в 1714 г. У него подчеркнуто романтичный облик и интерьер, и в нем проводились тожественные приемы и балы. Теперь там организуются свадебные торжества. Чумной столб на Малостранской площади — один из многих, стоящих в Чехии в знак благодарности жителей страны высшим силам за избавление от «черной смерти». Этот памятник — не просто мемориальный монумент, он — истинный шедевр того же Алипранди. Колонну украшают пьедестал и скульптуры Святой Троицы, покровительствующей Праге.
Первым пражским барочным храмом считается костел Девы Марии Победоносной (1613 г.), хотя и элементов ренессанса в нем достаточно. Архитектор костела неизвестен, однако есть много оснований полагать, что им был опять же итальянец — Джованни Мария Филиппи.
В Праге две церкви Святого Микулаша. Кроме той, что стоит на Малостранской площади, есть еще одна, на главной площади Старого Места. Староместская строилась в 1727-1739 гг., Малостранская — в 1704-1756 гг. Последняя — шедевр архитекторов Кристофа и Килиана Игнаца Динценхоферов, хотя авторы начального проекта 1673 г. — итальянцы Ф. Каратти и Д. Орси. До барочного храма на этом же месте был готический костел. Стены и свод храма украшены изящными фресками австрийского художника Йоганна Кракера. По мере перехода взгляда человека на них снизу вверх меняются и темы фресок — от земных до сакральных. Фреска купола этого костела — одна из самых больших в церквях Европы (1500 м2).

Мала Страна на карте Праги


Общая информация

Исторический район Праги.
Становление: XII в.
Административная принадлежность в структуре города: район Прага 1.
Преобладающие исторические архитектурные стили: барокко, ренессанс.
Язык: чешский.
Денежная единица: чешская крона.
Аэропорт: им. Вацлава Гавела в Праге (международный).

Цифры

Население: около 7000 чел.

Климат и погода

Умеренный континентальный.
Средняя температура января: -1,4°С.
Средняя температура июля: +18,2°С.
Среднегодовое количество осадков: 509 мм.

Экономика

Торговля, туризм.

Достопримечательности

Храм Девы Марии под Цепью (готика, барокко, ренессанс, основан в XII в., последняя реконструкция — барокко, XVII в.).
Костел Девы Марии Победоносной (барокко, 1611-1613 гг.).
Костел Св. Микулаша, или Св. Николая Чудотворца, на Малостранской площади (пражское барокко, XVIII в.).
Колонна Пресвятой Троицы (1715 г.) — Чумной столб перед костелом Св. Микулаша.
Малостранская ратуша (фасад — поздний ренессанс, интерьер — барокко XVII-XVIII вв.).
Бывшая иезуитская коллегия (барокко, XVII в., последняя реконструкция — XVIII в., ныне принадлежит Карлову университету). Дворцы:
Дворцовый комплекс Валленштейна (итальянский ренессанс, 1630 г., филиал Национальной галереи);
Лихтенштейнский (барокко, ренессанс, ранний классицизм, 1717 г., перестройка — 1787 г., ныне используется Академией музыкальных искусств;
Вртбовский (поздний ренессанс, барокко, XVI-XVIII вв.)
Хартигофский (барокко, 1720 г. ныне — Академия музыкальных искусств);
Гремлингофский (рококо, XVIII в.);
Смиржицких, Штернбергский, Великовский (все три дворца — барокко с элементами ренессанса XVII-XVIII вв., составляют цельный в художественном смысле архитектурный ансамбль в нижней части Малостранской площади);
Туновский (барокко, 1696-1720 гг.);
Великого приора Мальтийского ордена — Велкопршеворский (основан в XII в., последние перестройки — барокко, XVIII в.), в здании — музыкальный архив Национального музея и коллекции редких музыкальных инструментов.
■ Улицы Нерудова, Мостецка, Кармелитска, Вальдштейнска.
■ Памятник жертвам коммунистического режима (2002 г.).

Любопытные факты

■ Костел Св. Марии Победоносной хранит небольшую, высотой всего 45 см, восковую статую Младенца Иисуса — католическую святыню, считающуюся чудотворной. Чехи называют эту фигурку Пражске Йезулатко. По легенде, ее создал в XVI в. испанский монах, которому трижды было видение Христа-младенца. Скульптуру в Чехию привезла в XVII в. испанская герцогиня Мария Манрикеде Лара, вышедшая замуж за богемского аристократа, а ее дочь, когда герцогиня уже покинула этот мир, подарила реликвию костелу.
■ В Праге популярна история про то, как Пражске Йезулатко исцелил супругу вельможи Йиндржиха Коловрата Липштейнского, потерявшую после тяжелой болезни зрение и слух. Но дама оказалась неблагодарной, более того: захотела присвоить фигурку Младенца и перенесла ее в свой дворец. Вскоре после этого она собралась в путешествие, но четверка лошадей, запряженных в карету, не могла даже тронуться с места. Тут совесть пани все же проснулась, и она покаянно попросила священника — своего исповедника вернуть фигурку в храм. Как только Младенец Иисус был водворен на место, карета тронулась в путь.
■ До 1769 г. Малостранская площадь называлась Итальянским плацем.
■ По пражской легенде XX в., в деталях сопрягающейся с реальными событиями, немцы, до Второй мировой войны составлявшие примерно 90% населения Малой Страны, когда Красная Армия в 1945 г. стала приближаться к Праге, вывесили плакат с изображением силуэтов знаменитых зданий района и словами: «Спасем наш город от большевистских орд». Чехи немедленно добавили к ним свой комментарий на том же плакате: «А мы там не живем».
■ Одна из внешних стен Велкопршеворского дворца густо покрыта граффити, посвященными Джону Леннону. Кто-то называет ее стеной Свободы, кто-то — стеной Плача. Окна посольства Франции выходят на эту стену, и дипломаты однажды потребовали закрасить, наконец, «это безобразие».
Но Мальтийский орден ответил на это обращение категорическим отказом. На стене установлен также портретный бронзовый барельеф Джона Леннона.

5
0
3 219
Luda
Чехия

Предыдущие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх