Альтамира (пещера)
Пещера Испании
История открытия и признания Альтамиры похожа на готовый сюжет для романа в приключенческом жанре. С прологом и эпилогом.
Пролог состоял в том, что один пастух, живший в местности под названием Альтамира (откуда и название пещеры), — звали его Модесто Кубилас — в 1868 г. заметил, разыскивая своих овец, что они исчезают в заросшей кустарником расщелине, и забрался в нее. Оказалось, что за входом в расщелину скрывается довольно большое, уходящее вглубь пространство с новыми расщелинами-коридорами. Пастуху показалось, что стены пещеры кое-где разрисованы, но видел он все это в темноте и не был уверен, что это рукотворные рисунки. Однако счел нужным поделиться своим наблюдением с графом Марселино Сане де Саутуола (1831-1888 гг.), про которого всем в горной деревне Пуэнте-де-Сан-Мигель, где он жил, было известно, что это «просвещенный идальго»: раскапывает какие-то кости в горах, проводит всякие опыты и выписывает кучу научных журналов, а на картинках там — сплошные древности. Сам же граф считал себя археологом-любителем. Он, конечно, сразу пошел в эту пещеру, но поначалу не разглядел там ничего особенного, кроме каких-то черных штрихов на стенах. В 1875 г. он провел там раскопки, но снова нашел только кости и орудия труда каменного века. В 1878 г. отправился туда, взяв с собой дочку Марию. Граф занялся раскопками, а любопытная девочка смотрела вверх и первой разглядела, что на потолке пещеры изображены или волы, или быки. Граф поднял фонарь повыше и ахнул…
С 1879 г. сюжет получает бурное развитие. Граф знакомит со своим открытием профессора Мадридского университета, геолога и палеонтолога Хуана Виланова-и-Пиера. Тот приехал, все осмотрел и поддержал мнение графа о том, что эти фрески сделаны, скорее всего, в каменном веке. Интервью с профессором появилось в газетах, он прочитал несколько лекций об Альтамире, и король Испании Альфонсо XII посетил Альтамиру, оставив на стене свой автограф, выведенный коптящим шлейфом свечи. В 1880 г. Саутуола выпустил брошюру «Краткие заметки о некоторых доисторических памятниках провинции Сантандер». И тут эта история делает новый крутой поворот, уже не романтический, а драматический.
Научное сообщество того времени во главе с французом Мортилье отрицало достоверность находок, даже несмотря на авторитет профессора Вилановы, более того: Саутуолу обвинили в фальсификации и шарлатанстве на Археологическом конгрессе в Лиссабоне в 1880 г. Сказать, что он был раздавлен, — ничего не сказать, не исключено, что тяжелая депрессия, в которую после этого впал гордый идальго, не в силах вынести такого позора, и послужила главной причиной его смерти в 1888 г.
В эпилоге этой истории о графе Саутуоле и пещере Альтамира справедливость все же восторжествовала. В 1895 г. наскальные изображения, подобные фрескам Альтамиры, были найдены во Франции, потом еще и еще. И, наконец, в 1902 г. французский археолог Эмиль Картальяк, яростный обличитель Саутуолы, публично в газетной статье «Раскаяние скептика» признал, что был неправ, и повинился перед памятью графа.
Итак, археологами, палеонтологами и историками искусства было признано, что росписи Альтамиры относятся к эпохе верхнего палеолита. При использовании современных методов исследования и аппаратуры уже в наше время было установлено, что изображения на «плафоне» были созданы в основном в промежутке от 14 820 до 13 130 лет назад; даты изображений, расположенных в других частях пещеры, имеют более широкие временные рамки — от 16 480 до 14 650 лет назад. Было также определено, что они создавались в четыре этапа, и значит, можно не сомневаться, что искусство первых художников Альтамиры не исчезало, напротив, передавалось от поколения к поколению, оставаясь равно мощным в художественном отношении.
Пролог состоял в том, что один пастух, живший в местности под названием Альтамира (откуда и название пещеры), — звали его Модесто Кубилас — в 1868 г. заметил, разыскивая своих овец, что они исчезают в заросшей кустарником расщелине, и забрался в нее. Оказалось, что за входом в расщелину скрывается довольно большое, уходящее вглубь пространство с новыми расщелинами-коридорами. Пастуху показалось, что стены пещеры кое-где разрисованы, но видел он все это в темноте и не был уверен, что это рукотворные рисунки. Однако счел нужным поделиться своим наблюдением с графом Марселино Сане де Саутуола (1831-1888 гг.), про которого всем в горной деревне Пуэнте-де-Сан-Мигель, где он жил, было известно, что это «просвещенный идальго»: раскапывает какие-то кости в горах, проводит всякие опыты и выписывает кучу научных журналов, а на картинках там — сплошные древности. Сам же граф считал себя археологом-любителем. Он, конечно, сразу пошел в эту пещеру, но поначалу не разглядел там ничего особенного, кроме каких-то черных штрихов на стенах. В 1875 г. он провел там раскопки, но снова нашел только кости и орудия труда каменного века. В 1878 г. отправился туда, взяв с собой дочку Марию. Граф занялся раскопками, а любопытная девочка смотрела вверх и первой разглядела, что на потолке пещеры изображены или волы, или быки. Граф поднял фонарь повыше и ахнул…
С 1879 г. сюжет получает бурное развитие. Граф знакомит со своим открытием профессора Мадридского университета, геолога и палеонтолога Хуана Виланова-и-Пиера. Тот приехал, все осмотрел и поддержал мнение графа о том, что эти фрески сделаны, скорее всего, в каменном веке. Интервью с профессором появилось в газетах, он прочитал несколько лекций об Альтамире, и король Испании Альфонсо XII посетил Альтамиру, оставив на стене свой автограф, выведенный коптящим шлейфом свечи. В 1880 г. Саутуола выпустил брошюру «Краткие заметки о некоторых доисторических памятниках провинции Сантандер». И тут эта история делает новый крутой поворот, уже не романтический, а драматический.
Научное сообщество того времени во главе с французом Мортилье отрицало достоверность находок, даже несмотря на авторитет профессора Вилановы, более того: Саутуолу обвинили в фальсификации и шарлатанстве на Археологическом конгрессе в Лиссабоне в 1880 г. Сказать, что он был раздавлен, — ничего не сказать, не исключено, что тяжелая депрессия, в которую после этого впал гордый идальго, не в силах вынести такого позора, и послужила главной причиной его смерти в 1888 г.
В эпилоге этой истории о графе Саутуоле и пещере Альтамира справедливость все же восторжествовала. В 1895 г. наскальные изображения, подобные фрескам Альтамиры, были найдены во Франции, потом еще и еще. И, наконец, в 1902 г. французский археолог Эмиль Картальяк, яростный обличитель Саутуолы, публично в газетной статье «Раскаяние скептика» признал, что был неправ, и повинился перед памятью графа.
Итак, археологами, палеонтологами и историками искусства было признано, что росписи Альтамиры относятся к эпохе верхнего палеолита. При использовании современных методов исследования и аппаратуры уже в наше время было установлено, что изображения на «плафоне» были созданы в основном в промежутке от 14 820 до 13 130 лет назад; даты изображений, расположенных в других частях пещеры, имеют более широкие временные рамки — от 16 480 до 14 650 лет назад. Было также определено, что они создавались в четыре этапа, и значит, можно не сомневаться, что искусство первых художников Альтамиры не исчезало, напротив, передавалось от поколения к поколению, оставаясь равно мощным в художественном отношении.
Наскальная живопись Альтамиры
Пещера Альтамира в провинции Кантабрия на севере Испании относится к горному массиву Кантабрийских гор — продолжения Пиренейских гор. Склоны хребта сильно расчленены долинами и ущельями, и известняковых пещер в них немало, в том числе с наскальными рисунками. Пещера Альтамира среди них — своего рода собрание шедевров. Вход в нее расположен на высоте 158 м над уровнем моря.Наскальные изображения пещеры Альтамира и подобных ей петроглифов ценны не только как археологические артефакты. Они доказывают, что древние люди отнюдь не были примитивными существами.
Пространство пещеры Альтамира принято делить на три части. Первая включает в себя расширение, начинающееся от входа и расположенный в 26 м от него так называемый «Большой плафон» — покрытый изображениями потолок объемного Зала разноцветных бизонов. Площадь «плафона» определяется примерно в 180 м2. Этот «плафон» и принес Альтамире устоявшееся сравнение ее с фресками на потолке «Сикстинской капеллы» в Ватикане, созданными Микеланджело. И даже свод входа оформлен так называемыми «макаронами» — волнистыми линиями, проведенными явно пальцами, и некими не совсем ясными фигурами. Далее тянется галерея, от которой отходят еще несколько коридоров поменьше. Это — вторая и центральная часть Альтамиры. К третьей части пещеры относят коридор длиной около 50 м, стены которого густо, почти сплошь разрисованы.
Изображения Альтамиры систематизированы учеными. Во-первых, это изображения животных — быков, оленей, лошадей, бизонов, кабанов, козлов, реже мамонтов и кошачьих. Во-вторых, схематичные изображения людей. В-третьих, графические знаки, смысл и назначение которых остаются до сих пор по большей части неразгаданными, как, например, очертания-отпечатки ладоней. Это что касается классификации чисто археологической. Искусствоведы-эксперты имеют другой взгляд на эти изображения, находя в них параллели с такими направлениями в изобразительном искусстве, как экспрессионизм, символизм и импрессионизм. С этими заключениями можно соглашаться или не соглашаться, но факт остается фактом: древние художники не просто точно воспроизводили то, что видели. Они старались придать своим рисункам динамику, выразительность и в пластике, и в цветовой палитре фигур и символов. Где-то были реалистами, а где-то смело использовали схематические приемы. Это означает, что они обладали и чувственным восприятием мира, и воображением, и талантами, и, как ни странно это кажется на первый взгляд, незаурядным интеллектом, хотя было еще куда как далеко до создания письменности. Впрочем, почему бы их графические знаки из точек и штрихов не могли служить в определенной степени письменными сообщениями? Вероятность этого весьма высока. Таких знаков в пещере, отдельных или сгруппированных, около 60.
Отдельные темы для удивления — как хорошо творцы этих древних фресок знали свойства и выразительные особенности тех минеральных красок, которые применяли, и сама техника их рисунков. Они рисовали кусочками угля, применяли охру, марганец, каолин, гематит. Все линии быстры и точны, без каких-либо следов поправок. И еще: неровную скалистую поверхность древние живописцы тоже использовали как дополнительный пластический элемент фактуры, что делало их изображения бесконечно живыми.
К середине XX в. пещеру начали посещать туристы, а в 1960-1970-х гг. Альтамиру накрыл настоящий туристический бум: все хотели видеть ее, и количество посетителей доходило до 1500 в день. Но из-за этого в пещере резко изменился к худшему микроклимат, вследствие повышения уровня углекислого газа и температуры воздуха на стенах стали появляться плесень и капли влаги. В 1977 г. пещера была закрыта на реставрацию. В 1982 г. ее открыли, но пускали не более 20 человек в день. Однако и это не спасло фрески от дальнейшего разрушения, и в 2002 г. пещера была вновь закрыта. Начиная с 2014 г. в пещеру пускают пять человек в день. По жребию, иногда: это зависит в том числе и от погоды. Но у желающих попасть туда есть потрясающая компенсация: в отдельном здании, построенном в 2001 г. рядом с пещерой, воспроизведены все фрески гротов Альтамиры: они подсвечены, сопровождаются информацией, работают гиды — все как полагается в современном музее.
Общая информация
Пещера с доисторическими фресками выдающегося художественного уровня в Испании.Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985 г.
Время создания: от 14 820 до 13 130 лет назад и от 16 480 до 14 650 лет назад.
Административная принадлежность: автономное сообщество Кантабрия, провинция Сантандер.
Язык: испанский.
Денежная единица: евро.
Дата открытия: 1879 г.
Ближайший населенный пункт: муниципалитет Сантильяна-дель-Мар.
Ближайший аэропорт: Сантандер в одноименной столице провинции Кантабрия (международный, в 30 км).
Длина главного зала: 18 м.
Высота: от 2 до 8, местами до 12 м.
Средняя температура января: +9,5°С.
Средняя температура июля: +19,4°С.
Среднегодовое количество осадков: 1236 мм.
Время создания: от 14 820 до 13 130 лет назад и от 16 480 до 14 650 лет назад.
Административная принадлежность: автономное сообщество Кантабрия, провинция Сантандер.
Язык: испанский.
Денежная единица: евро.
Дата открытия: 1879 г.
Ближайший населенный пункт: муниципалитет Сантильяна-дель-Мар.
Ближайший аэропорт: Сантандер в одноименной столице провинции Кантабрия (международный, в 30 км).
Цифры
Длина: 270-280 м.Длина главного зала: 18 м.
Высота: от 2 до 8, местами до 12 м.
Климат и погода
Умеренный континентальный, с влиянием морского.Средняя температура января: +9,5°С.
Средняя температура июля: +19,4°С.
Среднегодовое количество осадков: 1236 мм.
Экономика
Туризм.Достопримечательности
■ Музейный комплекс Альтамира рядом с пещерой.■ Копии рисунков из Альтамиры в Музее археологии в Брно (Чехия), а Национальном археологическом музее Испании в Мадриде, в Немецком музее в Мюнхене, в музеях Японии.
■ Диорама Альтамиры в Музее археологии Каталонии в Барселоне.
■ Поблизости: город Сантандер — Кафедральный собор Успения Богородицы XIII-XIV вв., Королевский дворец Ла-Магдалена (1912 г.), летняя резиденция короля Альфонсо ХIII, туристический кластер Эль-Сардинеро: культурные центры и спортивные сооружения. Эль Гранд-Казино Сардинеро (здание 1916 г.), Фаро-де-Кабо-Майор — маяк на мысе Кабо-Майор (1839 г.), парк Сады Переда.
Любопытные факты
■ Мария де Саутуола (1870-1946 гг.) вышла замуж за молодого человека из богатой семьи Ботин. Эта семья создала фонд Альтамиры, и самые крупные инвестиции на создание музея пещеры поступили из этого фонда.■ Вот что рассказали испанские искусствоведы Матильда Мусквис и Педро Саура, принимавшие участие в создании копий фресок Альтамиры: «В Зале цветных бизонов заниматься художеством можно было, даже не разводя огонь, — хватало дневного света. В других же залах было слишком темно, и рисовать без огня здесь немыслимо. Нас поразило, что в пещере нет следов копоти. Значит, никто не держал в руках никаких факелов. Верный ответ подсказал один неприметный факт. Всюду, где были когда-то оставлены рисунки, лежали раздробленные кости. Очевидно, из них добывали костный мозг и... Неужели им освещали пещеру? Чтобы проверить эту догадку, мы изготовили лампу из необожженной глины и наполнили ее костным мозгом — хватило всего около четырех кубических сантиметров. Мы извлекли его из коровьей кости. Фитилем послужили волокна растений, также пропитанные мозгом. Огонь быстро разгорелся. Он не оставлял ни дыма, ни запаха — все помещение наполнилось теплым, приятным светом».
■ Среди загадочных фигур пещеры встречаются изображения полулюдей-полузверей. Есть гипотеза, что это — шаманы, и их присутствие на фресках, вероятно, символически гарантировало удачную охоту, как и копья в телах диких животных.
■ У части испанских исследователей есть свое, особое мнение о возрасте фресок Альтамиры. На основании радиоуглеродного анализа наслоений кальцита они пришли к выводу, что как минимум некоторые изображения созданы около 35 000 лет назад.
■ Первая точная копия пещеры Альтамира была создана в 1964 г. в подземном помещении Национального археологического музея в Мадриде немецкими специалистами, археологами и художниками.
■ «После Альтамиры — все упадок! — воскликнул Пабло Пикассо, побывав в пещере. — Ни один из современных художников не смог бы написать подобного».