Старый город и Йозефов
Старе Место
Пражский град, как мы уже знаем, начал расти с середины IX в. В первой половине X в. на противоположном от Пражского града правом берегу Влтавы была построена другая замковая крепость — Вышеград. По данным археологических раскопок, небольшие поселения рыбаков, лодочников, торговцев появились в этом пространстве еще в VIII в. И все же отсчет истории города как такового ведется с X в., когда на правом берегу Влтавы стали как грибы благодаря купцам и ремесленникам расти поселения, стоящие вплотную друг к другу.Центром всей жизни тут быстро сделалась, естественно, обширная Рыночная (Староместская) площадь, постепенно обраставшая со всех сторон жилыми домами с лавками в них, мастерскими, постоялыми дворами, торговыми улицами, богатыми усадьбами, церквями, монастырями и синагогами. В 1230-1250 гг. район Старе Место была обнесен каменной стеной с 13 воротами и капитально укрепленными в XV в. башнями, из которых до нашего времени сохранилась лишь одна — Пороховая. В 1232 г. король Вацлав I (1205-1253 гг.) даровал статус города (Пражске Место) торговой слободе, примыкавшей к зданию исполнявшего функции королевской таможни Тына, или двора Унгелта. Там, где сейчас расположены Фруктовый рынок, Угольный рынок и Гавелска улица, вокруг костела Св. Гавела возникает еще один городской центр. Вскоре они слились в единое целое, а в XIV в., при императоре Священной Римской империи германской нации Карле IV (1316-1378 гг.), основавшем Нове Место, окончательно и навсегда за первой исторической частью города закрепилось название Старе Место.
Прага многим обязана Карлу IV. Старый город среди всего прочего гордится тем, что с левым берегом Влтавы — другим историческим районом, Мала-Страна, и Пражским градом — его связывает красивейший Карлов мост XIV в., украшенный 30 скульптурами, через который и Старый город проходила Королевская дорога. До этого здесь был Юдитин мост, построенный в 1172 г.
Жители Старого города, будучи людьми во всем основательными, заботились о том, чтобы место их обитания радовало глаз, обсаживали улицы деревьями с пышными лиственными кронами, старались украсить фасады домов. Эту потребность — делать городскую среду удобной для жизни, уютной и красивой — жители Праги пронесли через всю ее историю, начавшуюся в Старом городе. Несмотря на то что несколько раз здесь полыхали опустошительные пожары, город всякий раз возрождался, бережно сохраняя уцелевшее и повторяя, по-новому, несколько иначе, как диктовало изменившееся время, то, что было уничтожено стихией огня. Новое время принесло свои веяния, появились общественные здания, удивительно гармонично вписавшиеся в средневековую архитектурную среду. Так создалась городская среда, пребывая в которой, хочется спросить почти про каждый дом: «А что здесь раньше было, кто жил, что находится теперь?»
В 1391 г. в Старом городе была построена Вифлеемова часовня, где в 1394-1413 гг. на чешском языке проповедовал смелый реформатор католической церкви Ян Гус (1369-1415 гг.), вдохновитель движения его имени. Один из символов Праги — мощная квадратная башня Староместской ратуши с ее знаменитыми часами, которые называют по-разному, чехи — Орлой, а гости города — Пражские куранты, или астрономические часы. Они отсчитывают время с 1410 г., в 1490 г. к ним были добавлены календарный циферблат и скульптуры, в XVII в. — движущиеся фигурки. В Старом городе находился и королевский дворец, но он не сохранился, на его месте стоит Общественный дом. Улица Целетна, идущая от Староместской площади к Пороховой башне, одна из самых примечательных в Старом городе: захватывающие истории здесь можно услышать об обитателях многих домов.
Еврейский квартал Йозефов
Старый город Праги — Старе Место — сложился как ядро городской структуры в Средние века. Тогда он был огражден стеной и полукруглым в плане рвом, выходящим с двух своих флангов к Влтаве. Еврейский квартал Йозефов занимал северо-западный сегмент Старого города. Прошедшие века добавили много новых строений, но в целом сеть улиц осталась прежней. На месте рва сейчас с севера на юго-запад проходят улицы Революционная, идущая от Штефаникова моста, На Прикопе и Национальный проспект.Сохранилась такая запись от 965 г. о Праге: «Город из камня и известняка, самое богатое торжище, славное конями, железом и оловом, в котором проживает мирно великое множество евреев».
Эти строки принадлежат еврейскому (или арабскому) купцу Бен Якубу, которого можно считать и путешественником: путешествия в то время были гарантией роста доходов в торговле. В 970-х гг., чтобы жить сообща, во всем друг друга поддерживать, евреи стали строить свои дома, составлявшие единый большой квартал, на левом берегу Влтавы, но в 1096 г. это поселение было разгромлено непримиримыми рыцарями-крестоносцами. В XII в., и это описано городскими хрониками, евреи переместились на правый берег, заняв на Рыночной площади Старого города ведущие позиции. К XIII в. в Старом городе вырос новый еврейский квартал. Как диктовали королевские уложения того времени, евреям вменялось в обязанность платить налоги в королевскую казну, а за это они получали право заниматься ростовщичеством. К XVI в. им было дозволено заниматься и ремеслами.
В 1541 г. Прага была охвачена сильнейшим пожаром. Власти города обвинили в поджоге евреев, и их выселили из города. В 1560 г. им разрешили вернуться, но селиться только в своем гетто (это слово, как считается, происходит из Венеции), такая тогда практиковалась «черта оседлости». При австрийских Габсбургах, императорах Священной Римской империи германской нации Максимилиане II (1527-1576 гг.) и Рудольфе II (1576-1611 гг.), евреям Праги было оказано много послаблений, главное, они получили автономию, центром которой был Еврейский квартал. Купцам-евреям был открыт свободный доступ на ярмарки, где они занимались в основном торговлей ювелирными изделиями из золота и серебра. Разбогатевшие евреи покидали Еврейский квартал и отдавали своих детей учиться в Немецкий университет Праги. Но старый Еврейский квартал оставался местом для молитв и исполнения всех положенных традиций и праздников. В 1689 г. деревянные дома квартала сгорели почти полностью, но с пепелища, от синагог и кладбища евреи не ушли, восстановили все, что поддавалось восстановлению.
В 1850 г. квартал получил название Йозефов в честь императора Священной Римской империи Иосифа II (1741-1790 гг.), 13 октября 1781 г. издавшего свой знаменитый указ о веротерпимости, который, в частности, предоставлял большие права еврейским общинам. Иосиф велел также снести стену, ограждавшую гетто. С 1848 г., при Франце Иосифе I (1830-1916 гг.), императоре Австрийской империи и короле Богемии, Еврейский квартал окончательно распрощался с дискриминационным статусом гетто. На рубеже XIX и XX вв., а особенно интенсивно в двадцатилетие между 1893 и 1913 гг., Еврейский квартал подвергся реконструкции. При этом были снесены все ветхие дома, проложены прямые новые улицы. Синагоги не тронули. Вскоре еврейское население квартала стало редеть, но наиболее ортодоксальные и наименее состоятельные члены общины с места не тронулись.
Ключом к пониманию колорита этого квартала являются часы на Еврейской ратуше. Они идут как бы… вспять, справа налево; маленькая стрелка обозначает минуты, большая — часы. Староновая синагога квартала — самая старая на сегодняшний день из сохранившихся в Центральной Европе синагог. Пинкасова синагога — памятник жертвам холокоста, на ее стенах списки с именами 77 297 чешских евреев, погибших в гитлеровских лагерях смерти: Бухенвальде, Маутхаузене, Терезине. Староеврейское кладбище, первые погребения на котором относятся к первой половине XV в., просуществовало до 1787 г., земли для могил не хватало, но люди все равно придерживались этого некрополя, ставя памятники один над другим, иногда они достигали 10 уровней.
Общая информация
Исторические районы столицы Чехии Праги, на правом берегу реки Влтавы.Йозефов — часть района Старый город (Старе Место).
Время возникновения: X в.
Административная принадлежность внутри города: район Прага 1.
Язык: чешский.
Денежная единица: чешская крона.
Исторические архитектурные стили: романский, готика, барокко, рококо, ренессанс, венский классицизм, неоклассицизм, необарокко, неоренессанс, историзм, сецессия (разновидность ар-нуво, название — от венского объединения художников Сецессион), кубизм (конструктивизм).
Аэропорт: имени Вацлава Гавела в Праге (международный).
Население Старого города: около 10 000 чел.
Высота башни Староместской ратуши: 69,5 м.
Количество надгробий на Старом Еврейском кладбище: 12 000.
Средняя температура января: -1,4°С.
Средняя температура июля: +18,2°С.
Среднегодовое количество осадков: 509 мм.
Время возникновения: X в.
Административная принадлежность внутри города: район Прага 1.
Язык: чешский.
Денежная единица: чешская крона.
Исторические архитектурные стили: романский, готика, барокко, рококо, ренессанс, венский классицизм, неоклассицизм, необарокко, неоренессанс, историзм, сецессия (разновидность ар-нуво, название — от венского объединения художников Сецессион), кубизм (конструктивизм).
Аэропорт: имени Вацлава Гавела в Праге (международный).
Цифры
Площадь Старого города: 1,29 км2.Население Старого города: около 10 000 чел.
Высота башни Староместской ратуши: 69,5 м.
Количество надгробий на Старом Еврейском кладбище: 12 000.
Климат и погода
Умеренный континентальный.Средняя температура января: -1,4°С.
Средняя температура июля: +18,2°С.
Среднегодовое количество осадков: 509 мм.
Экономика
Туризм, торговля.Достопримечательности
Старый город
■ Староместская площадь.■ Староместская ратуша (первое упоминание — 1338 г.) и Пражские куранты (Орлой — астрономические часы на южной стороне башни (1410 г.).
■ Карлов мост (XIV в.).
■ Пороховая башня (XV в).
■ Культовые сооружения: храм Девы Марии перед Тыном (XV-XVI вв.), Вифлеемская часовня (XIV в.), костелы — Св. Мартина в стене (XII в.), Св. Гавела (XIII в., перестроен в XVIII в.), Св. Ильи (XIV-XVII вв.), Св. Франциска Ассизского (XVII в.), Св. Микулаша (XVIII в.) и др.
■ Клементинум — Костел Св. Сальватора (1593 г.), иезуитский монастырь (1653 г.), Астрономическая башня — обсерватория, Зеркальная капелла (XVII в.).
■ Здания: Каролинум — комплекс зданий Карлова (Пражского) университета (XIV в.), дворец Гольц-Кинских (XVIII в.), Рудольфинум — Дом искусств (XIX в.), Общественный дом (1912 г.) — самое известное пражское здание в стиле сецессии, Дом у двух золотых медведей (XVI-XVIII вв.), Дом «У Черной Богоматери» (1912 г.), в стиле кубизма.
■ Музей восковых фигур.
■ Театры: Сословный и «Латерна магика».
■ Еврейская ратуша (XV в., перестройка 1765 г.).
■ Майзелова синагога (XVI в.) — экспозиция Еврейского музея «Еврейские традиции и обычаи».
■ Пинкасова синагога (XVI в.) — памятник жертвам холокоста.
■ Клаусова синагога (1694 г.)
■ Испанская синагога (1898 г.)
■ Старое еврейское кладбище.
■ Памятник Францу Кафке (2003 г.).
■ Монастырь Св. Анежки Чешской XIII в. (филиал Национальной галереи).
■ Памятник уроженцу квартала Йозефов Францу Кафке скульптора Ярослава Роны в русле местных традиций и творчества писателя имеет также мистический и абсурдистский смысл. Кафка изображен маленьким человеком, сидящим на шее большого, но пустотелого великана без головы. Скульптор использовал тут сюжет рассказа писателя «Описание одной борьбы».
■ Куранты Староместской ратуши создали часовщик Микулаш Кадан и астроном Ян Шпигель в 1410 г. В 1490 г. часовой мастер Гануш добавил к ним календарный циферблат. А потом он стал жертвой маниакальной подозрительности бургомистра. Только один Гануш знал все секреты устройства курантов, и, чтобы мастера не выкрали завистливые соперники, хозяин Праги приказал похитить и ослепить его. Ученики Гануша сумели отыскать место, где его содержали, и освободить. Когда Гануш немного поправился, он попросил учеников отвести его к часам. Там он, на ощупь пробравшись внутрь механизма, покончил с собой, и многие годы часы стояли. Такова легенда, но в реальности все было иначе. Мастера звали Ян Руж, Гануш — его прозвище, никто его не похищал и не ослеплял. Самоубийства тоже не было. А останавливались часы не раз и стояли подолгу. По той простой причине, что с их мудреным капризным механизмом мог справиться далеко не каждый мастер. Интересно, что часы останавливались всякий раз, когда Чехия оказывалась в хаосе смут и войн, последний раз они замерли во время Второй мировой войны.
■ Пражский городской фольклор полон мистических легенд, связанных со Старым городом, и стоит пройти по всем местам, с ними связанными, предварительно изучив предания; они, как правило, имеют варианты, но все — поучительны. Таковы и легенды о призраке рыцаря-тамплиера без головы, наказанного за беспутство и жестокость. Эти легенды имеют и один, почти комический, постскриптум. Однажды этот пражский всадник без головы слез с коня и зашел в кабачок возле Тына — пива попить. Голову свою он при этом держал, по известной привычке призраков, под мышкой. Кабачок моментально опустел, а голова рыцаря стала пить пиво из оставленных в панике бокалов. Пиво тут же из нее и вытекало. Дочь хозяина Юлиана гостя не испугалась, но ей надоело вытирать пиво, пролившееся на пол, и она порекомендовала рыцарю пристроить голову туда, где ей надлежит быть. Призрак послушался совета, после чего девушка налила ему свежего пива.
■ Клементинум — Костел Св. Сальватора (1593 г.), иезуитский монастырь (1653 г.), Астрономическая башня — обсерватория, Зеркальная капелла (XVII в.).
■ Здания: Каролинум — комплекс зданий Карлова (Пражского) университета (XIV в.), дворец Гольц-Кинских (XVIII в.), Рудольфинум — Дом искусств (XIX в.), Общественный дом (1912 г.) — самое известное пражское здание в стиле сецессии, Дом у двух золотых медведей (XVI-XVIII вв.), Дом «У Черной Богоматери» (1912 г.), в стиле кубизма.
■ Музей восковых фигур.
■ Театры: Сословный и «Латерна магика».
Йозефов
■ Староновая синагога (1270 г.).■ Еврейская ратуша (XV в., перестройка 1765 г.).
■ Майзелова синагога (XVI в.) — экспозиция Еврейского музея «Еврейские традиции и обычаи».
■ Пинкасова синагога (XVI в.) — памятник жертвам холокоста.
■ Клаусова синагога (1694 г.)
■ Испанская синагога (1898 г.)
■ Старое еврейское кладбище.
■ Памятник Францу Кафке (2003 г.).
■ Монастырь Св. Анежки Чешской XIII в. (филиал Национальной галереи).
Любопытные факты
■ Каноническая легенда о Големе, искусственном, лишенном интеллекта, огромном человеке из глины, была создана в Еврейском городе Праги в начале XVII в. Приписывается она главному раввину города Махаралю (полное имя Махараль Йегуда Бен Бецалель). Предназначение Голема, по этой легенде, состояло в том, чтобы выполнять самую грязную и тяжелую работу. Закончив ее, Голем обращался в прах. К XIV в. относятся варианты предания об этом существе, возрождающемся каждые 33 года. В них Голем предстает как главный и грозный защитник евреев от несправедливости. Мистический смысл, заложенный в образе Голема, сделал его персонажем многочисленных литературных произведений — от сентиментальных романов XIX в. до жанра фэнтези. Со страниц книг Голем шагнул также в кинематограф и компьютерные игры. В публицистике, в том числе и в современной, образ Голема используется еще чаще — как гипербола зловещей и бездумной силы. В Праге говорят, что наибольшая вероятность встретить Голема в Йозефове существует в пятницу 13-го.■ Памятник уроженцу квартала Йозефов Францу Кафке скульптора Ярослава Роны в русле местных традиций и творчества писателя имеет также мистический и абсурдистский смысл. Кафка изображен маленьким человеком, сидящим на шее большого, но пустотелого великана без головы. Скульптор использовал тут сюжет рассказа писателя «Описание одной борьбы».
■ Куранты Староместской ратуши создали часовщик Микулаш Кадан и астроном Ян Шпигель в 1410 г. В 1490 г. часовой мастер Гануш добавил к ним календарный циферблат. А потом он стал жертвой маниакальной подозрительности бургомистра. Только один Гануш знал все секреты устройства курантов, и, чтобы мастера не выкрали завистливые соперники, хозяин Праги приказал похитить и ослепить его. Ученики Гануша сумели отыскать место, где его содержали, и освободить. Когда Гануш немного поправился, он попросил учеников отвести его к часам. Там он, на ощупь пробравшись внутрь механизма, покончил с собой, и многие годы часы стояли. Такова легенда, но в реальности все было иначе. Мастера звали Ян Руж, Гануш — его прозвище, никто его не похищал и не ослеплял. Самоубийства тоже не было. А останавливались часы не раз и стояли подолгу. По той простой причине, что с их мудреным капризным механизмом мог справиться далеко не каждый мастер. Интересно, что часы останавливались всякий раз, когда Чехия оказывалась в хаосе смут и войн, последний раз они замерли во время Второй мировой войны.
■ Пражский городской фольклор полон мистических легенд, связанных со Старым городом, и стоит пройти по всем местам, с ними связанными, предварительно изучив предания; они, как правило, имеют варианты, но все — поучительны. Таковы и легенды о призраке рыцаря-тамплиера без головы, наказанного за беспутство и жестокость. Эти легенды имеют и один, почти комический, постскриптум. Однажды этот пражский всадник без головы слез с коня и зашел в кабачок возле Тына — пива попить. Голову свою он при этом держал, по известной привычке призраков, под мышкой. Кабачок моментально опустел, а голова рыцаря стала пить пиво из оставленных в панике бокалов. Пиво тут же из нее и вытекало. Дочь хозяина Юлиана гостя не испугалась, но ей надоело вытирать пиво, пролившееся на пол, и она порекомендовала рыцарю пристроить голову туда, где ей надлежит быть. Призрак послушался совета, после чего девушка налила ему свежего пива.