Оломоуц (город)

Оломоуц

История города

Как и все моравские земли, место, где стоит Оломоуц, было отмечено присутствием человека разумного еще в палеолите, с тех пор люди жили здесь непрерывно. По городской легенде, Оломоуц основал Юлий Цезарь, изгнав отсюда кельтов. Нет прямых доказательств того, что Цезарь вообще был здесь, но есть два весомых аргумента, на которые любят ссылаться патриоты города — сторонники этой версии. Латинское словосочетание Julio montium («холм Юлия») созвучно в какой-то мере названию Оломоуц, учитывая фонетические трансформации этого топонима из латинского в чешский язык. Существуют и другие этимологические версии названия города, никак не связанные с Цезарем. И еще: военный лагерь римлян II в. до н. э. (самый северный в Центральной Европе) здесь все-таки стоял, это доказано раскопками археологов. Далее в истории Оломоуца все гораздо более определенно.
В конце VII в. в 1,5 км от города появляется первое славянское поселение, в IX в. на Петрском холме существовал укрепленный форт. Оба эти факта также доказаны раскопками. Первое письменное упоминание об уже другой крепости, приблизительно на этом же месте, содержится в «Чешских хрониках» первого чешского хрониста Козьмы Пражского (1030-1055 гг.), где он повествует о появлении трех моравских княжеств — Оломоуцкого, Брненского и Зноемского. Родоначальником оломоуцкой ветви чешских князей Пржемысловичей считается Ота (Оттон) I (ок. 1045-1087 гг.) — князь Оломоуцкий с 1061 г. В 1063 г. в Оломоуце было создано епископство (архиепископством оно стало в 1777 г.). Еще через 15 лет построено первое здание монастыря Градиски (Градишко). Таким образом, еще не было города, который официальный статус столицы имперского маркграфства Моравия получил в 1253 г., а религиозный центр в Оломоуце уже существовал. И потом, какие бы события в его истории ни происходили, будь то Гуситские войны (религиозные конфликты между 1420 и 1434 гг.) или шведская оккупация в 1641-1648 гг. в ходе Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.), Оломоуц, хотя и утратил в 1641 г. столичный статус, остался защитником и идеологии, и материальных ценностей католической церкви. Ее храмы сохранили свое величие и составляют гордость Оломоуца. Костелы, монастыри, часовни в этом городе насыщают все пространство его исторического центра.
Кафедральный собор Св. Вацлава — зримая история европейской церковной архитектуры от самых древних его романских фрагментов XII в. до обновлений в стиле неоготики XIX в. В соборе Св. Маврикия, готический облик которого сложился к XV в., — самый большой в Центральной Европе и восьмой в мире по величине орган, звучание которого многие органисты признают лучшим в мире. Тут дело не в том, насколько это мнение объективно, важнее, что оломоуцкий орган звучит превосходно, это факт. Другие знаменитые костелы Оломоуца — Св. Михаила и Девы Марии Снежной. Храм Св. Михаила был заложен в XIII в., в XVII в. перестроен в стиле барокко, имеет великолепный интерьер. Костел Девы Марии Снежной (XVIII в.) — изящный образец культовой архитектуры эпохи барокко.
Самый знаменитый памятник Оломоуца — внесенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2000 г. Колонна Пресвятой Троицы, она же Чумной столб, сооруженный в XVIII в. Это впечатляющая скульптурная группа в стиле барокко с колонной высотой 35 м. Образ Троицы венчает шпиль колонны, на трех уровнях ее основания размещено 18 каменных скульптур святых и 14 барельефов, внутри постамента — небольшая часовня.
Начиная со Средних веков до распада Австро-Венгерской империи в 1918 г. Оломоуц чаще именовался по-немецки Ольмюц, и разговаривали здесь в основном на немецком языке.
Оломоуц стоит на берегах реки Морава. Исторический центр города лежит на трех невысоких холмах — Вацлавском, Михальском и Петрском. Центр рассекает ручей Млынский поток, берега которого окаймляют скалы высотой до 16 м. Юго-восток города достигает Низкого Есеника (нижней части горного хребта Есеники), где высота отдельных кварталов над уровнем моря составляет 420 м.
«Вторая Прага» — определение, давно ставшее устойчивым в характеристике Оломоуца как исторического города.
Дело не в стилистическом сходстве и совпадении возраста их архитектурных памятников, вернее, не только в этом, а в насыщенности ими городской среды. Это касается не только костелов и монастырей, но и гражданской архитектуры, ренессансных, барочных дворцов и особняков аристократов и деловых людей XVII-XVIII вв. В этих зданиях сейчас размещаются административные и культурные учреждения. На башне городской ратуши имеются астрономические часы XV в., подобные Орлою — Пражским курантам.
Со своими, «коммунистическими», как здесь говорят, особенностями: при реконструкции после Второй мировой войны, когда часы сильно пострадали от бомбежки, по распоряжению властей фигурки святых на них были заменены фигурками рабочих и крестьян с молотами и серпами в руках. На Большом круге часов три циферблата и сфера «день и ночь», белыми полосками помечены католические праздники, красными — пролетарские. По бокам от него изображены две фигуры — рабочего с гаечным ключом и ученого с пробиркой в руках.
В 1573 г. императором Священной Римской империи германской нации Максимилианом II и папой римским Григорием XIII в Оломоуце был основан университет, второй в Богемии после Карлова университета в Праге. В 1860 г. он был закрыт австрийскими властями, в 1946 г. возрожден и с тех пор носит имя чешского историка и политика Франтишека Палацкого. Университет в Оломоуце второй в Чехии и по численности студентов:, на восьми его факультетах, среди которых есть и традиционный для этого учебного заведения теологический, обучается почти 23 тыс. молодых людей, каждый пятый житель города — студент.
Благодаря пышной барочной ноте в облике города его часто сравнивают также с Веной. Ссылаясь при этом в первую очередь на его знаменитые фонтаны, построенные в XVII-XVIII вв. на месте источников, в Средние века использовавшихся как источники водоснабжения. Пять барочных фонтанов посвящены персонажам античных мифов — Гераклу, Меркурию, Нептуну, Юпитеру, Тритону, а также Юлию Цезарю. В 2002 и 2007 гг. к этим ансамблям добавились еще два фонтана, один, посвященный опять же античному герою — древнегреческому певцу и поэту Ариону, второй — Яну Саркандеру, святому католической церкви, мученику, погибшему в результате пыток в тюрьме Оломоуца в 1620 г., в период Тридцатилетней войны.
Уважительное прозвание Оломоуца «моравский Зальцбург» родилось в Австро-Венгрии в 1767 г., когда Вольфганг Амадей Моцарт в возрасте 11 лет сочинил в Оломоуце свою симфонию № 6, которую назвал Оломоуцкой. Мальчик тогда болел ветряной оспой, и ректор Оломоуцкого университета Леопольд Подстатский-Лихтенштейн приютил юного гения и его отца в Архиепископском дворце. В канун Рождества болезнь отступила. Людвиг ван Бетховен в 1823 г. сочинил Missa solemnis, торжественную мессу для собора Св. Вацлава, в честь назначения архиепископом Оломоуца эрцгерцога Рудольфа, своего друга, а в отрочестве — ученика композитора. Йозеф Радецки, в 1829 г. служивший комендантом крепости Ольмюц, австрийский фельдмаршал, был выдающимся военачальником, но известен главным образом благодаря «Маршу Радецкого», написанному Иоганном Штраусом-отцом в его честь в 1848 г. В 1883 г. в Оломоуце жил Густав Малер, дирижировал оркестром местного оперного театра. В Оломоуце концертировали классики чешской музыки Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Леош Яначек.
И в наше время в культурной атмосфере Оломоуца музыка — постоянная составляющая, здесь проходят несколько международных музыкальных фестивалей, а также фестиваль документального кино. Особой популярностью пользуются цветочные и садоводческие ярмарки «Флора Оломоуца», проходящие в конце апреля, августа и октября.

карта города Оломоуц


Общая информация

Город в восточной части Чехии, центр исторической Моравии, в прошлом — ее столица, ныне — административный центр Оломоуцкого края.
Дата основания: 1253 г.
Административно-территориальное деление: 27 районов.
Этнический состав: чехи (многие мораване позиционируют себя как чехи) — около 90%, а также немцы, украинцы, венгры, цыгане, евреи, вьетнамцы и др.
Религии: христианство — католичество, протестантизм, православие; иудаизм, другие верования. В целом — около 50% верующих.
Денежная единица: чешская крона.
Река: Морава.
Ближайший аэропорт: Пардубице (международный).

Цифры

Площадь: 103,36 км2.
Население: 102 046 чел. (2015 г.)
Плотность населения: 987,3 чел/км2.
Высота центра над уровнем моря: 219 м.
Расстояние до Праги: 300 км.

Климат и погода

Умеренный континентальный.
Средняя температура января: -2°С.
Средняя температура июля: +19°С.
Среднегодовое количество осадков: 580 мм.

Экономика

Промышленность: машиностроение, химическая, пищевая промышленность.
Сфера услуг: образовательные услуги, торговля, туризм.

Достопримечательности

Колонна Пресвятой Троицы, или Чумной столб (барокко, 1716-1754 гг.) — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Оломоуцкий замок, часть которого — Кафедральный собор Св. Вацлава (романский стиль, готика, барокко, неоготика, ХII-XIX вв.), рядом — здание деканата Капитула (XIV в.) с церковью Св. Анны (XIV в.). За церковью — башня с часовней Св. Барбары, перестроенная из романской жилой башни в сер. XII в. В здании Капитула располагается Архиепископский музей, часть которого — небольшой дворец Пржемысловичей, в романском стиле.
Градиский монастырь (XVII-XVIII вв.), церкви: Св. Моржица, или Маврикия (готика, барокко, XV-XVI вв.), Девы Марии Снежной (барокко, XVI в., строительство храма начато в XIII в.), церковь Св. Михаила (барокко, XVII в.), Красный костел (неоготика, 1902 г.), Евангелический костел (неороманика, 1920 г), Св. Кирилла и Мефодия (неоготика, 1932 г.), православная церковь Св. Горазда (1939 г.) и другие костелы, монастыри и часовни.
Ратуша (ренессанс, XV в.), Оперный театр (XX в.)
Фонтаны: барочные XVII-XVIII вв. — Геракла, Нептуна, Юпитера, Меркурия, Цезаря, Тритона; Арион (2002 г.), св. мученика Яна Саркандера (2007 г.).
Безручовы сады — парк с ботаническим садом и розарием.
Дворцы: Архиепископский (барокко, XVII в.), Эдельманна (ренессанс, XVI в.), Гауеншильдов (ренессанс, XVI в.), Петраша (ренессанс, барокко, рококо, XVI-XVIII вв.), вилла Примавези (XX в., картинная галерея).
Музеи: современного искусства, исторический, авиации, ретроавтомобилей.
Поблизости: Сваты-Копечек (Святая горка) — селение, в котором находится паломническая барочная базилика Явления Божьей Матери XVII в., а также зоопарк и смотровая башня высотой 32 м; городок Кромержиж, его Архиепископский дворец и сады при нем — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО; этнографический музей под открытым небом (деревня Прижиказы); замки Боузов (XII-XIV вв.), Совинец (XIV в.), Намнешть на Гане (XVII-XVIII вв.) и др.

Любопытные факты

■ На улицах Оломоуца, на фронтонах его старинных зданий наиболее часто встречающийся геральдический символ — орлица с короной на голове, часто покрытая красно-серебристой клеткой. Клетка бывает и вырезанной в камне так, словно она впечатана в туловище символической птицы.
■ До самого начала XX в. в ряде исторических изданий публиковались сведения о том, что чехи под началом воеводы Ярослава из Штернберка одержали в битве под Оломоуцем победу над монголо-татарами. При этом следовали ссылки на Крапе-дворскую и Зеленогорскую рукописные летописи. Однако вся эта история — мистификация филолога и поэта Вацлава Ганки (1791 -1861 гг.). Чтобы его псевдонаходки 1817 г. не вызывали сомнений, он даже пошел на подлог: смыл текст с подлинных пергаментов XIII в. и нанес на них свои стилизованные под древние тексты вымыслы.
■ Первый чешский трактат о музыке был опубликован в Оломоуце в XVI в.
■ В истории Оломоуца фигурируют имена многих коронованных особ. Самые памятные события, связанные с таковыми, — это убийство в 1306 г. при таинственных обстоятельствах короля Вацлава III, последнего из Пржемысловичей, и отречение от престола в Архиепископском дворце в декабре 1848 г. императора Австро-Венгрии Франца (Фердинанда) I Габсбурга в пользу сына его младшего брата, ставшего императором Францем Йосифом I. В этом же дворце перед битвой при Аустерлице состоялась встреча императоров Франца I и Александра I.
■ Оломоуцкие тваружки (сырки, по-нашему) — маленькие сырные созревающие головки, похожие на шайбы, особый чешский «специалитет». Они пользуются двоякой славой. Во-первых, распространяют особый, деликатно говоря, малоприятный запах. Однако пользуются у любителей пива большим спросом — и это во-вторых. Тут кроется один гастрономический секрет. Сырки следует разрезать на тонкие пластинки и слегка обжарить — запах улетучится. Затем положить их на ржаной хлеб с маслом, добавить сверху кольца лука и... «зауши не оттянешь». Оломоуцкими они называются потому, что продавали их на рынке в Оломоуце, а придумали в 1892 г. в деревне Лоштице, что неподалеку. Тваружки делаются из кислого творога, который производится из непастеризованного коровьего молока.

11
0
4 212
elderlygrange88
Чехия

Предыдущие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх