Кирилло-Белозерский монастырь
История
Благодаря одному человеку, подвижнику во многих смыслах этого слова. В истории он остался как Кирилл Белозерский (1337-1427 гг.). Известно, что мирское имя его было Козьма. Существует версия, что Козьма принадлежал к богатому боярскому роду Вельяминовых, но прямых доказательств этого нет, известно лишь, что он служил казначеем у одного из Вельяминовых. Будущий святой, однако, оставил доходное место и принял постриг в Симоновом монастыре в Москве, где познакомился с преподобным Сергием Радонежским и стал его учеником. Затем решил возвести новый монастырь, в Белозерье, на Севере. 60-летний Кирилл в это время был уже архимандритом, но словно заново начал жизнь. В товарищи, отправляясь в Белозерье, взял только инока Ферапонта. По легенде, место для обители Кирилл выбирал, стоя на «заветном камне» на холме Майра, осматривая окрестности. На камне есть след босой ступни: по той же легенде, его оставил Кирилл. Там ему было видение Богородицы, которая указала, где именно нужно строить. Кирилл с Ферапонтом начали с того, что вырыли в «том самом месте» для себя землянку и поставили крест.Если же выйти из области преданий, то проявится другой мотив появления монастыря. Известно, что Сергий Радонежский писал письма сыновьям Дмитрия Донского, в которых излагал свои идеи строительства сильного, централизованного русского государства, и продвижение на север было одной из его идей, а Кирилл ее поддерживал, несмотря на то что взаимоотношения у них с Сергием были непростыми.
Через год Ферапонт покинул Кирилла и неподалеку основал другой монастырь, названный позднее Ферапонтовым. Кирилл не остался одинок, к нему стали тянуться люди. Русский Север в те времена не был таким уж диким и малонаселенным, как иногда представляется малосведущим в истории людям. По реке Шексне и ее притокам проходили торговые пути, и их берега были заселены довольно густо. Не сразу жители окрестных деревень стали относиться к пришельцу из Москвы доброжелательно, опасаясь, что монастырь начнет отбирать у них земли. Эти опасения не были лишены оснований, так часто происходило, и были попытки сжечь то, что уже было построено. Кирилл, не таясь, скупал земли для монастыря на деньги московских князей, тем не менее ему как-то удалось убедить своих новых земляков, что существование сильного монастыря крепостного типа, по существу города, для них выгодно. Они поверили игумену, стали его помощниками и последователями в духовном смысле. К 1427 г., незадолго до смерти Кирилла в 90-летнем возрасте, у него насчитывалось 53 ученика.
При втором игумене обители Трифоне монастырь начал бурно расти. Здесь образовалась артель иконописцев, писавших замечательные «образа», начала складываться библиотека, начавшаяся с 17 рукописных книг, принадлежавших Кириллу. Главным составителем книжного фонда стал старец Евфросин в XV в. В монастыре трудился духовный писатель и агиограф Пахомий Серб. Неслучайно обитель стала и оплотом философского-религиозного течения нестяжателей. Под их влиянием в 1492-1515 гг. монастырь приостановил покупку земель.
Через 100 лет после основания монастыря было возведена первая каменная церковь с тем же именем, что и первая, деревянная, — Успения Пресвятой Богородицы, в летописях упоминаемая как «великая». В первой половине XVI в. на богомолье в «Кириллов град», как называли монастырь в Москве, стали ездить родовитые князья и бояре. Прибывали они не с пустыми руками, и в монастыре стало появляться все больше каменных строений: как церковных, так и хозяйственных. Кроме того, по данным 1601 г., монастырь владел 607 деревнями, 11 селами, 5 сельцами и 320 пустошами.
Музей-заповедник
В комплекс Кирилло-Белозерского музея-заповедника на берегу Сиверского озера в Вологодской области входят Кирилло-Белозерский монастырь, Ферапонтов монастырь в селе Ферапонтово и деревянная церковь Илии Пророка (1775 г.) в с. Цыпино. Основные части Кирилло-Белозерского монастыря — Большой Успенский монастырь, Малый Ивановский монастырь и Новый город.Кирилло-Белозерский монастырь в истории России сыграл не менее важную роль, чем Троице-Сергиева лавра, за что его и называют еще Северная лавра.
В годы «опричнины» (1565-1572 гг.) при Иване Грозном (1530-1584 гг.) Белозерская пустынь приняла немало попавших в опалу знатных персон. Среди них были воевода князь Воротынский, герой Казанского похода, и члены его семьи, митрополит Московский Иоасаф, касимовский царевич Симеон Бекбулатович, ученый монах Сильвестр, бояре Шереметевы и другие люди, позволявшие себе возражать царю. Все они, найдя у Сиверского озера приют, делали щедрые пожертвования в монастырь, на которые он расстраивался и преображался в самом прямом значении этого слова — превращаясь еще и в крепость. К концу XVI в. монастырь был обнесен стеной с восемью башнями и тремя подъездными воротами, имел собственные соляные и рыбные промыслы. Земли тоже приносили неплохой доход, и уже монастырь помогал государству денежными средствами. Библиотека к тому времени разрослась более чем до 2000 рукописных томов, среди которых были ценнейший для русской культуры древний список «Задонщины» и другие летописи.
Затем настало Смутное время (1598-1613 гг.). В ходе Русско-польской войны (1608-1618 гг.) в августе 1612 г. на монастырь напал польский отряд. За его стены враги не проникли, но блокировали все выходы и урон нанесли основательный: сожгли деревни, дочиста разорили амбары, угнали скот. Второй штурм поляков, в декабре того же года, уже не застал врасплох защитников крепости, стрельцов и монахов. Как и третья, бесславная для «воровских людей» попытка взять монастырь в 1614 г. Примерно 15 лет ушло на восстановление монастырского хозяйства, еще через 10 лет выросли каменные корпуса келий, в 1654 г. началось возведение новых стен. Они получились на диво мощными: трехъярусные, высотой 10 м, шириной 7 м, диаметр башен вырос до 20 м, они стали в разы выше.
В 1676 г. в монастырь был переведен из Ферапонтова монастыря в ссылку «под более строгий надзор» бывший патриарх Московский Никон (1605-1681 гг.) как простой насельник, уже «изверженный», как тогда выражались, из патриаршества и епископства. В 1730-1740 гг. здесь пребывал оклеветанный бывший архиепископ Варлаам (Вонатович), около 1735 г. — тоже бывший архиепископ, профессор Московской славяно-греко-латинской академии Феофилакт (Лопатинский).
Во второй половине XVIII в. для Кирилло-Белозерской пустыни, как и для других монастырей, наступил период упадка, его хозяйство перестало быть самодостаточным после указа Екатерины II от 1764 г. о секуляризации монастырских владений. В начале XX в. — новый удар: 1350 раритетных рукописей из библиотеки монастыря были переданы в библиотеку Санкт-Петербургской духовной академии. В 1918 г. советская власть начала национализировать церковное имущество, епископ Варсонофий, попытавшийся защитить монастырь хотя бы как культурное достояние, был расстрелян. В 1924 г., когда монастырь был закрыт, та же печальная участь постигла и последнего его настоятеля архимандрита Анастасия.
И все же даже большевики, хотя и смутно, понимали, что так они лишают народ духоподъемного ресурса. Отношение к монастырю было двойственным: еще в 1919 г. здесь, поощряемые властью, начали вести работу искусствоведы и архивисты. Благодаря их заступничеству в 1924 г. в стенах Кирилло-Белозерского монастыря был открыт музей. Церковники выступили резко против этого, но таков был парадокс времени: это уберегло и сам монастырь, и все ценное, что в нем было, от разграбления и забвения. И сегодня Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник принимает ежегодно более 200 тыс. посетителей, уезжающих отсюда под большим впечатлением. В 1997 г. начал возрождаться собственно монастырь — мужской, в здании Малого Ивановского монастыря.
Общая информация
Архитектурный ансамбль исторического значения в Вологодской области России.Современный официальный статус: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. С 1997 г. особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации.
Филиал: Музей фресок Дионисия в Ферапонтове монастыре (полное название — Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь, с 2000 г. объект Всемирного наследия ЮНЕСКО).
Дата основания монастыря: 1397 г.
Дата создания музея: 1924 г.
Город, к которому относится монастырь территориально и в административном плане: Кириллов — 7439 чел. (2015 г.), районный центр.
Ближайшие аэропорты: Вологда (принимает средне-магистральные самолеты и вертолеты), ближайший международный аэропорт — Талаги в Архангельске.
Цифры
Площадь монастыря: около 12 га.Количество книг в библиотеке монастыря: более 14000.
Расстояние от Вологды до Кириллова по шоссе: 130 км.
Посещаемость Кирилло-Белозерского музея-заповедника: около 260 000 чел. в год (вместе с филиалом), из них от 40 до 60% (в разные годы по-разному) составляют иностранные туристы.
Климат и погода
Умеренный континентальный, с продолжительной, но умеренно холодной зимой и теплым, но коротким летом.Средняя температура января: -12°С.
Средняя температура июля: +18,5°С.
Среднегодовое количество осадков: 600 мм.
Экономика
Туризм.Достопримечательности
■ Стены и башни XVII в.■ Архимандричьи кельи.
■ Братский корпус.
■ Вологодская башня.
■ Трапезная палата.
■ Успенский собор с папертями.
■ Церковь Архангела Гавриила.
■ Церковь Введения Марии во храм.
■ Церковь Иоанна Предтечи.
■ Церковь Кирилла Белозерского.
■ Церковь преподобного Сергия Радонежского.
■ Экспозиция музея: «Археология Белозерья», «Монашеская келья», «Народное искусство Белозерья», «Русское искусство XVII-XIX вв.»
■ В Новом городе: деревянная церковь Ризоположения (1485 г.) из села Бородава, мельница XIX в. из деревни Горка.
■ Филиал музея заповедника: Музей фресок Дионисия Ферапонтова монастыря XV-XIX вв. в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области, Ферапонтов монастырь с 2000 г. — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
■ Деревянная церковь Ильи Пророка (1775 г.) в с. Цыпино.
Любопытные факты
■ На карте России множество топонимов Белозерье (Белозерье). В отношении севера страны это понятие сегодня скорее культурологическое, чем географическое. Но во времена становления Кирилло-Белозерского монастыря оно было самым что ни на есть конкретным. Под Белозерьем подразумевалась территория Белозерского удельного княжества, существовавшего в XIII-XV вв. в бассейне реки Шексна и в районе озер Белое и Кубенское. Столицей княжества был город Белоозеро, впервые упоминаемый в летописи в 862 г. В 1352 г. княжество поразила эпидемия чумы, после чего город Белоозеро был перенесен на новое место, ныне это Белозерск, административный центр Белозерского района Вологодской области. Территории исторического Белозерского княжества соответствуют земли современных Бабаевского, Белозерского, Вашкинского, Вожегодского, Вытегорского, Кадуйского, Кирилловского, Череповецого и Шекснинского районов Вологодской области, а также Каргопольского и Коношского районов Архангельской области.■ Нестяжательство — философско-религиозное течение в России в конце XV — начале XVI в. Противниками нестяжателей были иосифляне, последователи игумена Пафнутьево-Боровского монастыря Иосифа Волоцкого. Нестяжатели были аскетами и считали неверным стремление Церкви к умножению благосостояния и чрезмерного украшения ее храмов. Иосифляне придерживались противоположных взглядов. Радикально расходились нестяжатели и иосифляне и в вопросах веротерпимости. Первые гораздо мягче относились к так называемым еретикам, чем вторые. Лидер нестяжателей Нил Сорский проповедовал внутреннюю свободу подвижника в его духовном «делании». В комментариях историков Русской Православной Церкви довольно часто можно встретить утверждения, что эти две группы религиозных идеологов враждовали, В реальности же все было не совсем так. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий, например, даже дружили. Что не мешало им до бесконечности спорить. Победили в этих спорах в конце концов иосифляне.
■ Московский князь Василий III (1479-1533 гг.) и его жена Елена Глинская в 1528 г. приезжали в Кирилло-Белозерский монастырь, дабы просить монахов молиться о даровании им Богом наследника престола. И в 1530 г. наследник появился на свет. Это был в будущем первый русский царь Иван IV Васильевич (Грозный), знавший о паломничестве своих родителей. Не только в Белозерье. Несколько русских монастырей претендуют на то, что Иоанн IV родился благодаря молитвам их братии. Но почему-то сам царь считал, что своим рождением обязан Кирилло-Белозерской обители. Он много раз обращался к его монахам с просьбами о замаливании его грехов, которых у царя было, как известно, не счесть, жаловал земли (вместе с крестьянами) и большие денежные суммы. Перед смертью Иван Грозный принял в Москве постриг от монаха этого монастыря.
■ В окрестностях Кирилло-Белозерского монастыря из-под земли бьет несколько источников, считающихся чудотворными. Самый известный из них — Святой источник Пресвятой Богородицы, над которым стоит часовня, а неподалеку, по течению ручья, устроена купальня. Рядом расположен еще один чудотворный ключ — Матери Божьей «Смоленской», названный в честь иконы.
■ Дионисий (1440-1502 гг.) и Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) — современники. Разница в поколениях (12 лет) в данном случае не столь существенна.