Пуату (историческая область)
История
Пуату — историческая область, она входит в регион Пуату-Шаранта на западе Франции, у атлантического побережья. Но не полностью. Целиком в этой исторической области располагается департамент Вьенна. Историческая территория департамента Аё-Ceep частично входит в современный департамент Шаранта региона Пуату-Шаранта. Департамент Вандея исторической области Пуату принадлежит современному региону Земли Луары. К исторической области Пуату относится и департамент Верхняя Вьенна, входящий в регион Аимузен.
На берегу реки Клен в городе Пуатье стоит дольмен Поднятый Камень (Пьер-Леве), возраст его оценивается примерно в 7-8 тыс. лет, это и есть примерная дата заселения людьми области Пуату. С точки зрения природных условий, жить здесь было во многих отношениях удобно. Во-первых — берег Атлантического океана и обилие небольших рек, а значит — рыба. Во-вторых, при высокой влажности в то же время часто светит солнце (уже в XX в. подсчитано — около 2000 часов в году), а значит, все хорошо растет, хотя почвы и не очень плодородные, в основном известняковые, но зато известняки — материал для строительства. В-третьих, по этим землям проходят пути с севера на юг, а значит, можно торговать. Кельтские племена пиктонов (от которых и произошло название Пуату) встретили первых завоевателей — легионеров Юлия Цезаря — в 52 г. сопротивлением. Римляне подавили его оружием, а потом, как у них было принято, занялись строительством акведуков и прочим благоустройством. Но пиктоны не унимались, и тогда римляне смягчили режим своей власти, вывели Пуату из подчинения Лугдунской Галлии со столицей в далеком Лугдунуме (Лионе) и присоединили к провинции Аквитания Секунда (северо-запад Аквитании).
Начиная с III в. в области стали появляться племена германцев, а в 419 г., на закате Римской империи, ее захватили вестготы. В 507 г. недалеко от Пуатье их разбили франки, и с этого времени земля Пуату принадлежит Франции. После смерти первого короля франков Хлодвига в 511 г. королевство распалось. Земли Пуату достались Хариберту I (из династии Меровингов) вместе с Парижем, большой частью Аквитании и Прованса, некоторыми пиренейскими городами — все это тогда называлось Парижское королевство. К VII в. власть Меровингов ослабла и около 700 г. перешла в руки Эда (Одо) Великого, или Аквитанского. Он провозгласил себя принцепсом, то есть равным королю франков, расширил территорию герцогства от Луары до Пиренеев (со столицей в Тулузе), добился независимости от франков, но после поражений от Карла Мартелла и помощи от него в борьбе с арабами признал их власть. В 768 г., после убийства другого герцога, Вайфера, герцогство было преобразовано в королевство, а на престол взошел сын Карла Великого Людовик Благочестивый. В 778 г. возникает графство Пуатье, быстро богатеющее: в городе останавливаются паломники, идущие в Сантьяго-де-Компостела, среди которых было немало людей состоятельных, вносивших пожертвования в казну города. В X в. графство Пуатье достигает своего расцвета, реальная власть в нем по-прежнему принадлежит графам Пуатье из династии Рамнуфильдов, являющихся одновременно и герцогами Аквитанскими. Их влияние в Пуату было столь велико, что власть короля Франции считалась там лишь номинальной. В Средние века город Пуатье становится — наряду с Римом, Иерусалимом, Компостелой — одним из центров паломничества в Европе — благодаря обилию церквей и могиле святого Илария Пиктивийского (ок. 315-367 гг.) — Учителя Церкви (почетное звание, присваиваемое Ватиканом богословам).
Одной из самых ярких исторических личностей среди уроженцев Пуату была Алиенора (Элеонора), герцогиня Аквитанская (1124-1204 гг.), графиня Пуатье, королева Франции в 1137— 1152 гг., королева Англии в 1154-1189 гг., женщина редкой красоты и ума. Она была супругой короля Франции Людовика VII, а затем вышла замуж за Генриха Анжуйского, ставшего королем Англии Генрихом II Плантагенетом. Алиенора — мать двух английских королей — Ричарда I Львиное Сердце и Иоанна Безземельного. Ее называют еще «Бабушкой Европы» — за то, что ее внуки и правнуки заняли многие престолы. Пуату при ней вошла в состав английских владений.
При Пуатье произошло два важнейших для судьбы всей Европы сражения. В 732 г. здесь Карл Мартелл (686/688-741 гг., майордом франков в 717-741 гг.) преградил путь арабам, за что обрел славу спасителя Европы. Арабы применяли хитроумную тактику «приливов и отливов»: наступление, отступление и снова возвращение на поле боя. Но французы сумели пресечь эти маневры. Эта битва значительно укрепила Франкское королевство и стала предтечей могущества империи Карла Великого.
В 1199 г. Пуатье добился у англичан статуса самоуправляемого города. В 1202-1206 гг. Филипп II Август смог вернуть Пуату и другие земли из-под власти Англии французской короне. В 1356 г. при Пуатье произошло еще одно ключевое сражение — оно относится к первому этапу Столетней войны (1337-1453 гг.) — между английской армией Эдуарда Черного Принца и французскими войсками короля Иоанна II Доброго, закончившееся поражением Франции, пленением короля и его сына принца Филиппа, контрибуцией. В 1372 г. Пуатье вновь стал французским.
Французский реформатор церкви Жан Кальвин (1509-1564 гг.) одну из первых своих проповедей произнес в Пуатье, а оплотом его и других гугенотов был тогда город Ла-Рошель (входит в регион Пуату-Шаранта). У него появились многочисленные последователи, и все же большинство граждан Пуату остались на стороне католической Церкви. В 1569 г. 40 дней длилась осада города войсками гугенотов. Горожане, вдохновляемые Генрихом Гизом и Шарлем Майеннским, оборонялись яростно, и адмирал Колиньи отступил.
Вандея — часть исторической области Пуату и одновременно понятие; образный, нарицательный синоним контрреволюции, народного бунта, инициированного не вождями, а волей простых людей — крестьян, ремесленников, мелких буржуа, а завершившегося трагически. Тут, для лучшего понимания этого слова, важно вспомнить, что в России Тамбовское восстание 1920-1921 гг. под руководством А. Антонова историки называют «Тамбовской Вандеей», а была еще «Сибирская Вандея», крестьянское восстание 1919-1920 гг., и «Казачья Вандея» (восстания против советской власти донского, оренбургского и уральского казачества во время Гражданской войны) — вот такое значение обрело это название одной части Пуату.
В марте-декабре 1793 г. в четырех департаментах на западе Франции —, а Вандея была его центром — вспыхнул мятеж под девизом «За короля и веру». Крестьяне многого ждали от революции 1789 г., но то, что происходило потом, их разочаровало: были увеличены налоги, перекроены границы церковных приходов, нелояльные к новой власти священники заменялись на лояльных. Последней каплей стал декрет Конвента от 24 февраля 1793 г. о принудительном рекрутском наборе 300 тыс.человек. Крестьяне стали вооружаться. Их отряды возглавили сочувствовавшие им дворяне, знавшие военное дело. Возмездие республиканцев за непокорность Вандеи было страшным: в декабре они устроили резню уже не способных сопротивляться бунтовщиков, жгли дома мирных крестьян, насиловали, убивали. Войска республиканцев крестьяне тогда окрестили «адскими колоннами». Вандея была подавлена, но дух ее не исчез: в 1814 и 1815 гг. Вандея выступала против Наполеона, в 1834 г. — на стороне короля Луи-Филиппа I. Избиратели Вандеи и сегодня отдают свои голоса самым консервативным политическим партиям, а 14 июля, День взятия Бастилии, национальный праздник Франции, обычные люди здесь праздником не считают, хотя и не протестуют. Но даты сражений на земле Пуату отмечают всегда. Под обязательный звон колоколов всех средневековых церквей и аббатств Пуатье и исполнение старинных сочинений менестрелей на разновидности языка ойль — пуатевинском наречии, поддерживаемом в Пуату как культурное достояние, на нем и сегодня выходят газеты и книги.
Начиная с III в. в области стали появляться племена германцев, а в 419 г., на закате Римской империи, ее захватили вестготы. В 507 г. недалеко от Пуатье их разбили франки, и с этого времени земля Пуату принадлежит Франции. После смерти первого короля франков Хлодвига в 511 г. королевство распалось. Земли Пуату достались Хариберту I (из династии Меровингов) вместе с Парижем, большой частью Аквитании и Прованса, некоторыми пиренейскими городами — все это тогда называлось Парижское королевство. К VII в. власть Меровингов ослабла и около 700 г. перешла в руки Эда (Одо) Великого, или Аквитанского. Он провозгласил себя принцепсом, то есть равным королю франков, расширил территорию герцогства от Луары до Пиренеев (со столицей в Тулузе), добился независимости от франков, но после поражений от Карла Мартелла и помощи от него в борьбе с арабами признал их власть. В 768 г., после убийства другого герцога, Вайфера, герцогство было преобразовано в королевство, а на престол взошел сын Карла Великого Людовик Благочестивый. В 778 г. возникает графство Пуатье, быстро богатеющее: в городе останавливаются паломники, идущие в Сантьяго-де-Компостела, среди которых было немало людей состоятельных, вносивших пожертвования в казну города. В X в. графство Пуатье достигает своего расцвета, реальная власть в нем по-прежнему принадлежит графам Пуатье из династии Рамнуфильдов, являющихся одновременно и герцогами Аквитанскими. Их влияние в Пуату было столь велико, что власть короля Франции считалась там лишь номинальной. В Средние века город Пуатье становится — наряду с Римом, Иерусалимом, Компостелой — одним из центров паломничества в Европе — благодаря обилию церквей и могиле святого Илария Пиктивийского (ок. 315-367 гг.) — Учителя Церкви (почетное звание, присваиваемое Ватиканом богословам).
Одной из самых ярких исторических личностей среди уроженцев Пуату была Алиенора (Элеонора), герцогиня Аквитанская (1124-1204 гг.), графиня Пуатье, королева Франции в 1137— 1152 гг., королева Англии в 1154-1189 гг., женщина редкой красоты и ума. Она была супругой короля Франции Людовика VII, а затем вышла замуж за Генриха Анжуйского, ставшего королем Англии Генрихом II Плантагенетом. Алиенора — мать двух английских королей — Ричарда I Львиное Сердце и Иоанна Безземельного. Ее называют еще «Бабушкой Европы» — за то, что ее внуки и правнуки заняли многие престолы. Пуату при ней вошла в состав английских владений.
При Пуатье произошло два важнейших для судьбы всей Европы сражения. В 732 г. здесь Карл Мартелл (686/688-741 гг., майордом франков в 717-741 гг.) преградил путь арабам, за что обрел славу спасителя Европы. Арабы применяли хитроумную тактику «приливов и отливов»: наступление, отступление и снова возвращение на поле боя. Но французы сумели пресечь эти маневры. Эта битва значительно укрепила Франкское королевство и стала предтечей могущества империи Карла Великого.
В 1199 г. Пуатье добился у англичан статуса самоуправляемого города. В 1202-1206 гг. Филипп II Август смог вернуть Пуату и другие земли из-под власти Англии французской короне. В 1356 г. при Пуатье произошло еще одно ключевое сражение — оно относится к первому этапу Столетней войны (1337-1453 гг.) — между английской армией Эдуарда Черного Принца и французскими войсками короля Иоанна II Доброго, закончившееся поражением Франции, пленением короля и его сына принца Филиппа, контрибуцией. В 1372 г. Пуатье вновь стал французским.
Французский реформатор церкви Жан Кальвин (1509-1564 гг.) одну из первых своих проповедей произнес в Пуатье, а оплотом его и других гугенотов был тогда город Ла-Рошель (входит в регион Пуату-Шаранта). У него появились многочисленные последователи, и все же большинство граждан Пуату остались на стороне католической Церкви. В 1569 г. 40 дней длилась осада города войсками гугенотов. Горожане, вдохновляемые Генрихом Гизом и Шарлем Майеннским, оборонялись яростно, и адмирал Колиньи отступил.
Вандея — часть исторической области Пуату и одновременно понятие; образный, нарицательный синоним контрреволюции, народного бунта, инициированного не вождями, а волей простых людей — крестьян, ремесленников, мелких буржуа, а завершившегося трагически. Тут, для лучшего понимания этого слова, важно вспомнить, что в России Тамбовское восстание 1920-1921 гг. под руководством А. Антонова историки называют «Тамбовской Вандеей», а была еще «Сибирская Вандея», крестьянское восстание 1919-1920 гг., и «Казачья Вандея» (восстания против советской власти донского, оренбургского и уральского казачества во время Гражданской войны) — вот такое значение обрело это название одной части Пуату.
В марте-декабре 1793 г. в четырех департаментах на западе Франции —, а Вандея была его центром — вспыхнул мятеж под девизом «За короля и веру». Крестьяне многого ждали от революции 1789 г., но то, что происходило потом, их разочаровало: были увеличены налоги, перекроены границы церковных приходов, нелояльные к новой власти священники заменялись на лояльных. Последней каплей стал декрет Конвента от 24 февраля 1793 г. о принудительном рекрутском наборе 300 тыс.человек. Крестьяне стали вооружаться. Их отряды возглавили сочувствовавшие им дворяне, знавшие военное дело. Возмездие республиканцев за непокорность Вандеи было страшным: в декабре они устроили резню уже не способных сопротивляться бунтовщиков, жгли дома мирных крестьян, насиловали, убивали. Войска республиканцев крестьяне тогда окрестили «адскими колоннами». Вандея была подавлена, но дух ее не исчез: в 1814 и 1815 гг. Вандея выступала против Наполеона, в 1834 г. — на стороне короля Луи-Филиппа I. Избиратели Вандеи и сегодня отдают свои голоса самым консервативным политическим партиям, а 14 июля, День взятия Бастилии, национальный праздник Франции, обычные люди здесь праздником не считают, хотя и не протестуют. Но даты сражений на земле Пуату отмечают всегда. Под обязательный звон колоколов всех средневековых церквей и аббатств Пуатье и исполнение старинных сочинений менестрелей на разновидности языка ойль — пуатевинском наречии, поддерживаемом в Пуату как культурное достояние, на нем и сегодня выходят газеты и книги.
Общая информация
Историческая область на западе Франции, входит в регион Пуату-Шаранта, частично в регионы Земли Луары и Лимузен.Исторические департаменты Пуату: Вьенна, Лё-Севр, Вандея.
Административный центр: Пуатье — 91 965 чел. (2008 г.).
Язык: французский.
Этнический состав: французы — 98%, выходцы из стран Северной Африки, Азии и Восточной Европы — 2%.
Религии: католицизм — 82%, протестантизм — 7%, ислам и другие конфессии — 2%; атеисты — 9%.
Денежная единица: евро.
Другие исторические города: Ньор, Шательро, Бресюир, Партене, Туар.
Крупнейшие реки: Севр-Нантез, Севр-Ньортез, Клен, Вьенна, Шаранта.
Крупнейший залив побережья: Сабльд'Олон.
Важнейшие аэропорты: аэропорт местного значения Пуатье-Бежар, ближайший международный аэропорт — Ла-Рошель — Иль-де-Ре.
Цифры
Площадь: 19 709 км2.Население: 1 375 356 чел. (перепись 2006 г.).
Плотность населения: 69,8 чел/км2.
Климат и погода
Умеренный океанический.Средняя температура января: +5°С.
Средняя температура июля: +21°С.
Среднегодовое количество осадков: около 900 мм.
Среднегодовое количество осадков: около 900 мм.
Иногда выпадает снег, но лежит недолго.
Экономика
Промышленность: горнодобывающая (известняк, щебень), химическая (производство пластмасс), производство электроники, строительных материалов (кирпича, черепицы, огнеупорных керамических материалов, цемента), машиностроение (производство автозапчастей).
Сельское хозяйство: растениеводство (пшеница, кукуруза, подсолнечник, рапс, табак), животноводство — крупный рогатый скот, овцеводство, свиноводство, разведение коз.
Рыболовство. Добыча и разведение устриц.
Рыболовство. Добыча и разведение устриц.
Сфера услуг: транспортные услуги (через Пуату проходят дороги по оси Париж — Бордо), торговля, туризм.
Достопримечательности
■ Город Пуатье: Культовые сооружения: подземная капелла Дюн, или капелла Мельбода (VII в.), Баптистерий Св. Иоанна Крестителя (первоначально возведен в IV в., сохранившееся здание — XI-XII вв., романский стиль, примыкающие готические капеллы — XV-XVI вв.), аббатство Креста Господня с церковью Св. Радегунды (основано в VI в., здание XI-XIII вв., романский стиль), Св. Илария (X-XI вв., романский стиль, анжуйская готика, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, как пункт на пути Св. Иакова к Сантьяго-де-Компостела), Большая церковь Богоматери (Нотр-Дам ла Гранде де Пуатье, романский стиль, XI в. фрески — XIX в.), кафедральный собор Св. Петра (XII-XIV вв., яркий образец редкого стиля — так называемой анжуйской готики), аббатство Монтьенеф (XI в.) с церковью Св. Иоанна Крестителя (XVI-XIX вв., элементы романского стиля, готики, барокко и классицизма), церковь Св. Поркария бенедиктинского аббатства (основана в IX в., перестроена в XI-XVI вв., пламенеющая готика), церковь Св. Германа (XII-XVI вв., готика, ренессанс); здания: дворец юстиции (герцогов Аквитанских, готика, XI-XIV вв.), коллеж Генриха II (XVII в., поздняя готика), особняк Фюме (ренессанс, XV-XVI вв.), ратуша (XIX в., неоренессанс); другие достопримечательности: Сен-Круа (1974 г.) — музей изящных искусств, Ботанический сад, парк Блоссак, развлекательный кино- и технопарк «Футороскоп», в 10 км от города.
■ Департамент Вьенна: аббатство Сен-Бенуа, аббатство Сен-Савен-сюр-Гартамп, фрески которого — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, аббатство и средневековый город Нуайе-Мопертюи, средневековый городи шато в Шовиньи, природный парк Маре-Пуатвен («Зеленая Венеция», каналы в живописной болотистой низменности).
■ Департамент Дё-Севр: королевское аббатство Нотр-Дам в Сель-сюр-Бель, церковь Сент-Илер в городе Мель (XI в.), часть Пути к Сантьяго-де-Компостела как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
■ Департамент Вандея: музеи — автомобилей в Талмон-Сен-Илер, рыбной ловли на острове Йё, аббатства Сен-Круа в Сабль д'Олон, навигационный в Нуармутье, Национальный парк на острове Гериньер.
■ Департамент Вьенна: аббатство Сен-Бенуа, аббатство Сен-Савен-сюр-Гартамп, фрески которого — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, аббатство и средневековый город Нуайе-Мопертюи, средневековый городи шато в Шовиньи, природный парк Маре-Пуатвен («Зеленая Венеция», каналы в живописной болотистой низменности).
■ Департамент Дё-Севр: королевское аббатство Нотр-Дам в Сель-сюр-Бель, церковь Сент-Илер в городе Мель (XI в.), часть Пути к Сантьяго-де-Компостела как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
■ Департамент Вандея: музеи — автомобилей в Талмон-Сен-Илер, рыбной ловли на острове Йё, аббатства Сен-Круа в Сабль д'Олон, навигационный в Нуармутье, Национальный парк на острове Гериньер.
Любопытные факты
■ В истории Франции есть кроме Алиеноры Аквитанской еще две женщины, связанные с Пуату. Одна — реальный человек, фаворитка короля Генриха II, имевшая на него большое влияние, — Диана де Пуатье (1499/1500-1566 гг.), изящная и умная, коварная интриганка и милосердная благодетельница. Ее, а не супругу короля Екатерину Медичи, народ считал подлинной королевой Франции. Другая женщина, красавица-авантюристка, жившая в XVII в., — вымышленный персонаж. Но совершенно не случайно авторы романов об Анжелике Анн и Серж Голон дали ей родиться в Пуатье. На ее образе словно лежит отсвет личности Дианы Пуатье.■ В церкви Нотр-Дам ла Гранде де Пуатье стоит статуя Богоматери (XVII в.), в руке у нее ключи. Эта статуя заменила более древнюю, но и у той в руке были ключи. По легенде, когда в очередной раз к стенам города подошли англичане, нашелся изменник, который пообещал им, что украдет ключи от города из дома мэра. Он сумел проникнуть туда, но, как только протянул руку к ключам, они исчезли. Поутру мэр заметил пропажу и в волнении пошел молиться Богоматери о спасении города в Большую церковь. Он опустился на колени, но, как только поднял голову, чтобы начать молитву, увидел в руке статуи те самые ключи. Справедливости ради напомним, что Пуатье не однажды побывал под властью англичан.
■ В парке «Футуроскоп» проводятся экскурсии под названием «Путешествие в темноту». Их участникам предлагается представить окружающий мир с помощью тактильных ощущений, запахов и звуков. Проводят экскурсии слепые люди.
■ В парке «Футуроскоп» проводятся экскурсии под названием «Путешествие в темноту». Их участникам предлагается представить окружающий мир с помощью тактильных ощущений, запахов и звуков. Проводят экскурсии слепые люди.