Самос (остров)
История острова
Мифы мифами, а археологи имеют доказательства, что люди стали населять Самос примерно с III тыс. до н. э. Самые древние находки археологов принадлежат минойской и крито-микенской культуре, но постепенно на острове стала преобладать ионийская культура, название которой происходит от топонима Иония, это прибрежная неширокая полоса полуострова Малая Азия. Самос и Малую Азию разделяет пролив Микале, ширина которого в самом узком месте всего лишь 1,6 км. Геологическое происхождение острова ученые относят к окончанию последнего ледникового периода, до этого он был частью полуострова Малая Азия. Название острова, по версии Страбона (ок. 64/63 г. до н. э. — ок. 23/24 г. н. э.), — финикийского происхождения и означает «подъем по берегу». Однако в разные времена остров имел и другие названия, в том числе Парфения (по реке, в водах которой появилась на свет Гера). С самых древних времен жители острова плавали по морям и занимались торговлей. Не только с городами Анатолии, они ходили и в Чёрное море, и Аравийское море, естественно, опять-таки с целью торговли. А также по некоторым косвенным доказательствам были первыми из греков, кто достиг мыса Гибралтар на южной оконечности Пиренейского полуострова.Более или менее конкретные сведения об истории острова начинаются с правления приблизительно в 538/535-522 гг. до н. э. тирана Поликрата, занимавшегося в основном пиратством, но не только. Он был далеко не однозначной личностью: когда захватил Самос, обошелся с его жителями низко: пленил их, когда они в день почитания богини Геры согласно ритуалу сложили оружие перед входом в ее святилище, отстоящего к тому же на несколько километров от полиса, который теперь называется город Пифагорион (Пифагорио), а в древние времена носил имя Самос. Потом Поликрат отстроил разрушенный землетрясением храм заново, для себя — дворец, а для всех жителей города провел водопровод. Лучший инженер того времени Эуфалинос из Мегар пробил в горе более чем километровый туннель, в котором были проложены керамические трубы. При Поликрате был устроен городской рынок и началась чеканка монет с изображенными на них 50-весельными кораблями, которые назывались «самены», и монеты тоже были «саменами». В свите тирана состояли не только грубые пираты, но и врач Демокед, поэты Ивик Регийский и Анакреонт Теосский. В Самосе (том, прежнем) собиралась библиотека, благо древних рукописей здесь имелось немало. Название Самос в 1830 г. было передано городу Вати. На картах он именуется и так и так, на самом же острове больше в ходу название Вати. Геродот (ок. 484 — ок. 425 гг. до н. э.) описывал остров Самос как место благодатное, особо отмечая его дивный воздух, напоенный запахом хвои средиземноморских сосен, и отмечал три «чуда света»: акведук в виде тоннеля (тот самый, что построил Эуфалинос, а затем забытый и открытый археологами в середине XX столетия); дамбу в порту (не сохранилась) и построенный в строгом соответствии с законами математики храм богини Геры, от 155 колонн которого осталась лишь одна и камни основания.
За всю свою историю Самос пережил массу политических потрясений и бунтов, нередко сопровождавшихся вооруженными конфликтами. Этим островом владели, самой собой, Афины, персидская держава Ахеменидов, Македония, Рим, Византия, Османская империя (с предоставлением Самосу широкой автономии) и эпизодически еще несколько государств. Но как-то Самосу практически при всех властителях со стороны удавалось сохранять в большой степени независимость. Решающим фактором тут являлось то обстоятельство, что этот остров всегда был влиятельным и оборотистым посредником в торговле Греции с другими странами Средиземноморья, и всерьез ссориться с ним было невыгодно никому.
Рельеф острова Самос, расположенного в восточной части Эгейского моря, холмистый. Над холмами возвышаются две горы — широко раскинувшаяся в глубине острова гора (массив) Ампелос высотой 1153 м и гораздо меньшая по площади основания, но более высокая гора Керкис — 2434 м. Обе они с точки зрения геоморфологии являются продолжением горного хребта Микеле на турецком полуострове Малая Азия. Между горами и холмами острова расположены плодородные равнины, вдоль береговой линии тянутся песчаные и галечные пляжи.
Самос дал античному миру блистательную плеяду интеллектуалов, благодаря возведенной здесь в культ идее научного познания природы вещей и умению ценить радости жизни, органически присущему национальному характеру греков.
Разумеется, Самос в этом смысле не был исключением, вся Греция была светочем культуры и цивилизации Древнего мира, но Самос признан историками центром высокой древней ионийской культуры. На Самосе родились Пифагор, философы Мелисс и Эпикур, астрономы Аристарх Самосский, первым высказавший догадку, что Земля вращается вокруг Солнца, и Аристилл; Феодор, по преданию, изобретший способ литья статуй из бронзы. На этом кусочке суши жили и творили другие выдающиеся философы, астрономы, ученые, поэты, архитекторы и скульпторы. Здешняя знаменитость № 1, конечно, Пифагор (570-490 гг. до н. э.) — математик и создатель философско-мистической школы. Он занимался также отчасти естествознанием, механикой и даже, как считают некоторые исследователи, музыкой. Считается, что среди мыслителей древности Пифагор был первым, кто назвал себя философом, что означает «любитель мудрости». Он же первым употребил как синоним вселенной слово «космос», что по-древнегречески означало «совершенный порядок». Такой порядок, по Пифагору, подчинен законам гармонии чисел и ее производной — всеобщей гармонии. Главный продукт гармонии — созерцательный ум, который развивается из ума гражданского и ума первичного, но уже познавшего суть некоторых тайн мироздания. Философская школа была создана Пифагором для того, чтобы последовательно просвещать и оттачивать в юных гражданах Греции все эти виды ума. Но всемирную славу ему принесла, как известно, теорема, в веселом школьном фольклоре именуемая «Пифагоровы штаны», о соотношении сторон прямоугольного треугольника, сколь гениальная, столь и элементарная для его незаурядного интеллекта.
Живи Эпикур (342/341-271/270 гг. до н. э.) в зрелом возрасте на своем родном Самосе, а не в Афинах, они с Пифагором могли о многом подискутировать, но судьба развела их. Эпикур в противоположность аскету Пифагору считал критерием истины и этики не числа, а непосредственно переживаемые ощущения, которые дарит человеку жизнь; это если говорить упрощенно, в действительности учение Эпикура гораздо сложнее и далеко от какой-либо вульгарности, как почему-то представляют его люди, путающие понятия свободы выбора и вседозволенности в выражении своих чувств.
Простые жители Самоса: земледельцы, рыбаки, ремесленники, торговцы скорее поняли бы в этом воображаемом диспуте Эпикура: про то, как надо жить с радостью и удовольствием, они знают всё. Что замечают и все гости острова. Здесь есть комфортабельная туристическая инфраструктура, самое замечательное в которой то, что современный комфорт в ней сочетается с греческой радушной патриархальностью. Лучше всего ее можно почувствовать в местных кафе с необычными десертами и в тавернах традиционной кухни. Сладкие вина Самоса закупают самые солидные торговые дома Европы. Особой славой пользуется здешний розовый мускат, который с XIX в. поставляется в Ватикан, чрезвычайно взыскательный к качеству вина, используемого в обряде святого причастия (евхаристии). Другим торговым брендом острова является мед благодаря своему тонкому вкусу и целебным свойствам. На Самосе лицензировано 167 ферм, производящих мед и поставляющих его на рынки Европы. Надо ли при этом говорить, что Самос — остров с богатым растительным миром, в который входит много цветущих растений?.. Добавим только, что здесь немало цветущих растений-эндемиков. Так же как и редких видов животных, включая золотистого шакала, «каменную» куницу и тюленя-«монаха». А видов птиц на Самосе просто не счесть.
Общая информация
Остров в Эгейском море, относящийся к архипелагу Восточные Спорады и в более узком топографическом сегменте — к Северным Эгейским островам.Государственная принадлежность: Греция.
Административно-территориальное деление: 6 муниципалитетов.
Язык: греческий.
Религия: греческое православие.
Денежная единица: евро.
Административный центр, грузовой и круизный порт: Вати (Самос).
Другие населенные пункты: Пифагорион (Пифагорио), Коккари, Карловаси, Маратокампос, Иреон, Кервели, Мукали.
Пляжи: Тсамадоу, Лемонакия, Псили-Аммос и другие.
Ближайший аэропорт: на Самосе есть аэропорт местного значения, куда летают самолеты из международного аэропорта Элефтериос-Венизелос в Афинах.
Цифры
Площадь: 477,395 км2.Население: 32 977 чел. (2011 г.).
Плотность населения: 69 чел/км2.
Длина острова с запада на восток: 43 км.
Ширина с севера на юг: около 13 км.
Самая высокая точка: г. Керкис (1434 м).
Климат и погода
Средиземноморский субтропический.Средняя температура января: +10,3°С.
Средняя температура июля: +28,4°С.
Среднегодовое количество осадков: 714 мм.
Экономика
Сельское хозяйство: молочное животноводство, выращивание цитрусовых, инжира, миндаля, табака, виноградарство, виноделие, пчеловодство, производство меда, оливкового масла, керамики, выделка кожи.Производство изделий из дерева и строительство маломерных деревянных судов по традиционным местным технологиям.
Рыболовство.
Сфера услуг: торговля, туризм.
Сфера услуг: торговля, туризм.
Достопримечательности
■ Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО: Пифагорион — развалины древнего города с крепостными стенами,водопроводом, общественными зданиями, святилищами и храмами, рыночной площадью, банями, стадионом и жилыми домами (VI в. до н. э.); Иреон, или Герийон, — развалины храма богини Геры (VIII-VI вв. до н. э.).■ Церковь Преображения Господня, или Метаформози (IX-XI вв.), и развалины венецианской крепости вблизи Карловаси.
■ Замок Ликурга Логофета (XIX в.) в Пифагорионе.
■ Замок сарацинов близ Иреона.
■ Монастыри Мегали-Панагия и Тимиос-Ставрос (оба — XVI в.) вблизи Кумаради.
■ Водопад на реке Потами близ Карловаси.
■ Водопроводный туннель Эуфалиноса (VI в. до н. э.) длиной 1036 м.
■ Пещера Пифагора и монастырь Панагия-Спилиани, перед входом в пещеру — церковь Панагия-Сарандаскалиотисса.
■ Карловаси: неоклассические особняки XIX в.
■ Пляжи Тсамадос, Леманакия, Вотсалакия, Хрисси-Аммос, Псили-Аммос.
■ Музеи: археологические — в Вати и Пифагорионе, палеонтологический — в Митилини.
Любопытные факты
■ Согласно мифам верховная древнегреческая богиня Гера, покровительница брака и семьи, была не только супругой Зевса, но одновременно и его сестрой, что в мифах Древней Греции вовсе не экзотическое исключение, поскольку имеет чисто символическое, а не буквальное значение. Зевс и Гера, по мифу, были рождены от союза Кроноса и Реи, так же как и Деметра, Гестия, Аид и Посейдон. Кронос проглотил их, но Зевс вынудил отца извергнуть несчастных из чрева, отобрав у того верховную власть на Олимпе и сделав Геру своей женой, Гестию — богиней домашнего очага, Деметру — богиней полей и плодородия, Аида — богом подземного царства мертвых и Посейдона — богом морей.■ Поликрат держал в страхе все острова Эгейского моря и побережье Малой Азии, нападал на корабли не только противников, он легко предавал и недавних союзников. Ему приписывают крылатую циничную фразу: «Лучше заслужить благодарность друзей, возвратив им отнятое, чем вообще ничего не отнимать у них». Относительно, так сказать, титула Поликрата — «тиран» — надо иметь в виду, что в Древнем мире узурпаторство, или «цезаризм», было обычным явлением. Тираны в Древней Греции часто действовали и как вполне гуманные правители. Геродот описал перстень, приносивший самому знаменитому властителю Самоса удачу, а Фридрих Шиллер использовал этот сюжет для своей баллады «Поликратов перстень».
■ Храм Геры, по мифам, заложили еще аргонавты, оставившие на острове деревянную статую богини. Первый храм тоже был деревянным, второй — из известняка, Поликрат возвел его из местного мрамора, проложил к нему мраморную дорогу, вдоль которой стояли прекрасные статуи. После того как он был убит, мрамор пошел на строительство вилл новой знати, часть этих блоков была продана в Малую Азию.
■ Стать учеником Пифагора было не так-то просто. Отбирал он будущих пифагорейцев сам, руководствуясь только ему одному известными соображениями. Каждый кандидат в ученики должен был поклясться, что никогда, ни с кем, даже под страхом смерти, не поделится секретами, которые узнал от учителя. Ученики назывались «акустиками»: несколько лет они не имели права говорить во время занятий, должны были только внимательно слушать. И видеть Пифагора не могли, он вещал из-за занавески. В школе существовал строгий кодекс чести, это означало чтить богов, героев, родителей, благодетелей и законы, постоянно заниматься физическими упражнениями. Строго возбранялось губить растения и плохо относиться к животным. О том, как относились к Пифагору ученики, красноречиво говорит один случай: когда загорелся его дом, они создали живой мост из своих тел, чтобы он смог пройти по нему и тем спастись.