Делос (остров)
История
Делос (или Дилос) — остров в составе греческого архипелага Киклады площадью всего несколько квадратных километров.История острова складывается из двух частей — мифологической и хронологической.
Согласно древнегреческим мифам, Делос — родина двух обитателей Олимпа, в том числе Аполлона — бога света, олицетворявшего Солнце и оказывавшего покровительство искусствам и музам, сына Зевса и его возлюбленной Лето.
Лето попала на Делос помимо своей воли, преследуемая ревнивой супругой Зевса — Герой. Не догнав Лето, Гера пришла в ярость и наложила на нее проклятие, запретив ступать на твердую землю (в понимании греков — материк). А Делос тогда был плавучим островом, и его носило по морям. Узнав о проклятии, Зевс повелел богу водной стихии Посейдону сотворить остров, чтобы Лето укрылась на нем и разрешилась от бремени. Ударом трезубца, Посейдон поднял остров на поверхность моря: отсюда и его название — Делос (невидимый). Вблизи Священного озера Лето родила Аполлона и Артемиду. Когда появился Аполлон, весь остров Делос залили потоки солнечного света. Затем появилась на свет и его сестра-близнец Артемида — вечно юная богиня охоты и плодородия, покровительница всего живого на Земле, богиня Луны.
В древности остров носил другое название — Ортигия, люди жили на нем с 3-го тыс. до н. э.
В начале X в. до н. э. на него прибыли ионийцы. Остров привлекал людей свой красотой и уединенностью, и начиная с VII в. до н. э. он превратился в культовое место для людей, объединившихся в союз островов Эгейского моря — Делосскую амфиктионию, центром которой стал стоявший на склоне горы Кинф храм Аполлона.
В VI в. до н. э. власть над островом уже принадлежала афинянам. Они совершили сложный ритуал священного очищения острова, превратив его в одно большое святилище. В 478 г. до н. э., воспользовавшись тем, что культ острова распространился и на другие острова Эгейского моря, афиняне делают ловкий политический ход: создают Делосский (или Первый Афинский) морской союз под эгидой богов, охраняющих остров, подчинив власти Афин большинство греческих островов и добившись господства на море.
В 315 г. до н. э. остров Делос захватила Македония. Захватчики оказались достаточно мудры, чтобы предоставить острову частичную независимость, не забыв обложить налогом. Так начался новый период расцвета и процветания.
Во II в. до н. э. Древняя Греция оказывается под влиянием Рима. После победы Рима над греками в битве при Коринфе в 146 г. до н. э. римляне овладевают Делосом. Они поддерживают культ богов на острове, и тот все так же процветает.
Закат Делоса был внезапен. В 89 г. до н. э. началась Первая Митридатова война между Римской Республикой и Понтийским царством Митридата VI Евпатора (132-63 гг. до н. э.). В 87 г. до н. э. понтийский полководец Менофан захватил Делос, сжег все, что горело, разрушил храмы и дома, а 20 тысяч жителей лишил жизни или продал в рабство. Это стало местью за поддержку Делосом Рима.
Жители острова группами возвращались на родное пепелище, восстанавливали дома и места поклонения богам. Все оказалось напрасным: в 69 г. до н. э. на острове высадились эгейские пираты и разграбили его полностью. В том же I в. до н. э. появились новые торговые пути по Эгейскому морю, и Делос утратил свое значение. Это оказалось последней каплей, и остров пришел в запустение.
По воле богов или просто в результате тектонической деятельности, но остров Делос оказался в самом центре Эгейского моря, и тот, кто владел им, контролировал главные морские пути в Восточном Средиземноморье.
Руины многочисленных построек на острове Делос наглядно подтверждают тот факт, что древние греки не считали святотатством совмещение в одной постройке святилища и биржи.
Две тысячи лет остров Делос оставался почти необитаемым, его посещали только контрабандисты да торговцы древностями в поисках добычи. Также его использовали как каменоломню, на протяжении многих веков вывозя камни из построек Делоса на соседние острова.
Лишь с 1877 г. на острове начались регулярные раскопки, и французские археологи обнаружили храмовый участок в окружении крупных торговых учреждений и жилого квартала, а также большое количество надписей и памятников архитектуры и искусства. Благодаря стараниям этих специалистов, мы можем сегодня судить о былом великолепии Делоса.
Самое поразительное то, что богатейший по тем временам город на Делосе с его крупным портом и рынком рабов не имел крепостных стен: его охраняла только святость места, пока не выросло поколение тех, у кого это место уже не вызвало священного трепета.
Корабль, подходя к Делосу, оказывался в порту, протянувшимся почти на километр, с двумя маяками, «гребешком» волнорезов и длинным молом.
Только вокруг святилища Аполлона находилась стена, да и то невысокая. К нему из гавани шла широкая дорога с выстроившимися по обеим ее сторонам колоннадами. Но они уступали по размерам более величественной колоннаде, развернутой фасадом к морю и построенной македонским царем Филиппом V (238-179 гг. до н.э.).
Главное здание на священном участке — храм Аполлона. В стороне стоят еще два храма, меньшие по размерам, — Храм афинян и Известняковый храм. Также в стороне находится святилище и храм Артемиды: как выяснили археологи, он воздвигнут на основании еще более древних святилищ. На северо-восток от храма дугой расположились еще пять небольших храмов. Археологи предполагают, что это — сокровищницы, где хранились приношения богам.
Очень необычное здание стоит к востоку от храма Аполлона, названное «портиком Быков». Это здание длиннее всех прочих, почти 70 м. О его предназначении можно только догадываться, но, вероятно, оно служило для исполнения ритуальных танцев: в традициях древних греков было приглашать для этого массу исполнителей.
Не менее длинной кажется и колоннада с двумя крыльями, построенная македонским царем Антигоном Гонатом (319-239 гг. до н.э.).
В VI в. до н. э. жители острова Наксос преподнесли в дар святилищу колоссальное мраморное изваяние Аполлона. До наших дней сохранился огромный постамент этого памятника с дарственной надписью, а рядом — два больших обломка самой статуи.
Зато сохранилось несколько статуй львов из наксосского мрамора, вероятно, также дар жителей Наксоса. Из девяти статуй сохранились шесть: пять найдены при раскопках и возвращены на постаменты, шестую увезли в Венецию еще в XVII в. Статуи выстроились к северу от святилища, образуя террасу Львов.
Во II в. до н. э., в эпоху расцвета торговли, на Делосе стали строить агоры — торговые подворья, сочетавшие в себе храм, биржу и постоялый двор. Это очень большие и внушительные здания, судя по найденным основаниям двух из них.
Между святилищем и гаванью возведена уникальная базилика с 44 колоннами. Найдены также руины обязательных для древнегреческого города построек: стадиона, гимнасия (спортивного зала), амфитеатра.
Постоянно посещавшие Делос иностранные торговцы построили на острове свои храмы: древнеегипетской богини Исиды, святилище сирийских богов, Кабирион, посвященный мистериальному культу самофракийских богов.
Делос включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Общая информация
Местоположение: юг Эгейского моря.Архипелаг: Киклады.
Административная принадлежность: периферия Южные Эгейские острова, децентрализованная администрация Эгейских островов, Греция.
Основание храмов: VII в. до н. э.
Язык: греческий.
Этнический состав: греки.
Религия: Греческая православная церковь.
Денежная единица: евро.
Цифры
Площадь: 3,43 км2.Длина: 4,5 км.
Ширина: 1,3 км.
Население: 14 чел. (2001 г.).
Плотность населения: 4 чел/км2.
Длина античных портовых сооружений: 800 м.
Святилище Аполлона: длина — 30 м, ширина — 14 м, количество колонн — 6×13.
Портик Быков: длина — 67 м, ширина — 10 м.
Самая высокая точка: 113 м над у. м. — г. Кинтос (Кинф).
Климат и погода
Средиземноморский.Жаркое сухое лето, теплая влажная зима.
Средняя температура января: +12°С.
Средняя температура июля: +25°С.
Среднегодовое количество осадков: 370 мм.
Относительная влажность воздуха: 75%.
Экономика
Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.Достопримечательности
Культовые
Руины храма Геры (конец VI — начало V в. до н.э.), храма афинян (420 г. до н.э.), храма Аполлона (конец V — начало III в. до н. э.), храмов Зевса Кинфиоса и Афины Кинфии (III в. до н. э.), базилики (около 210 г. до н. э.), храма Артемиды (II в. до н. э.), святилища сирийских и египетских богов (II в. до н. э.), храма Исиды (II в. до н. э.), синагоги (150-128 гг. дон. э.).
Архитектурные
Руины Дороги львов (Террасы львов, VII в. до н. э.), портиков наксосцев (VII в. до н. э.), постамента скульптуры Аполлона (VI в. н. э.), Минойского фонтана (VI в. до н. э.), портика Быков (около 315 г. до н. э.), портика Филиппа V Македонского (около 200 г. до н. э.), Колонного зала (середина III в. до н. э.). театра (III в. до н. э.), портиков Рогов (середина III в. до н. э.), жилых домов (дома Трезубца, Дельфинов, на Холме, Диониса и Масок, III — начало I в. до н. э.), агоры Феофраста (бейрутских посейдониастов, конец II в. до н. э.) и италиков (II в. до н. з.), торговых сооружений и молов (II в. до н. э.).
Прочие
Низина Священного озера (высохшего).
■ Повторное священное очищение острова проведено афинянами в 426 г. до н. э.: власти запретили на священном острове еще и рожать: это доступно только богам. Женщин, у которых подходил срок родов, перевозили на соседний остров Рения, где они и производили на свет потомство.
■ Наибольшее недовольство союзников Афин по союзу островов, в дальнейшем спровоцировавшим его распад, стал перенос афинянами общей союзной казны с Делоса в Афины в 454 г. до н. э.
■ В период афинского господства широко отмечались Делии — праздник, что справляли раз в пять лет в честь Аполлона, Артемиды и Лето. Поддерживая культ Делоса, афиняне каждый год украшали свой лучший корабль, грузили на него жертвенных животных и дары и отправляли на Делос со священным посольством-феорией. На острове его встречали девушки, исполнявшие гимны и танец «геранос», изображавший освобождение Тезеем афинских юношей и девушек из Критского лабиринта. До возвращения корабля запрещалось приводить в исполнение смертные приговоры. Вот почему в 399 г. до н. э. отсрочили казнь Сократа.
■ В IV — начале I в. до н. э. Делос являлся важнейшим центром работорговли в Средиземноморье: если верить хроникам, в течение дня на его рынке продавали и покупали до 10 тысяч невольников. Такое скопление рабов приводило к восстаниям, крупнейшее имело место в конце II в. до н. э.
■ Храм Аполлона в Делосе служил не только религиозно-политическим центром, но еще и осуществлял финансовые операции, ссужая деньги как отдельным клиентам, так и целым государствам.
■ Самые древние находки на Делосе сделаны в 1946 г., когда был найден клад изделий из золота, слоновой кости и бронзы. Некоторые предметы с рельефами людей и животных относятся к микенской эпохе (1400-1200 гг. до н.э.).
■ Характерным для жилых домов Делоса является сооруженный посреди двора бассейн-имплювий, в который с крыш стекала дождевая вода. Под бассейном находился большой резервуар для хранения собранной влаги.
■ Священное озеро осушено местными жителями специально, чтобы избежать эпидемии, так как вода в озере испортилась и пить ее стало опасно для жизни.
■ И в наши дни остров остается практически необитаемым, на нем только охрана и смотрители — полтора десятка человек. В соответствии с правилами посещения острова туристы могут осматривать Делос только днем, оставаться на ночь запрещено.
Любопытные факты
■ Обряд священного очищения острова осуществили по распоряжению правившего в Афинах тирана Писистрата. Поддерживая культ священного острова Делос, он запретил хоронить на нем кого бы то ни было в той части острова, что видна от храма Аполлона. Более того, он повелел перенести останки всех усопших вместе с заупокойными дарами с Делоса на соседний остров Рения и захоронить в общей могиле, которую в наше время обнаружили археологи. Этим объясняется тот факт, что на острове Мегалос-Ревматарис, что между Делосом и Ренией, поклонялись богине преисподней Гекате.■ Повторное священное очищение острова проведено афинянами в 426 г. до н. э.: власти запретили на священном острове еще и рожать: это доступно только богам. Женщин, у которых подходил срок родов, перевозили на соседний остров Рения, где они и производили на свет потомство.
■ Наибольшее недовольство союзников Афин по союзу островов, в дальнейшем спровоцировавшим его распад, стал перенос афинянами общей союзной казны с Делоса в Афины в 454 г. до н. э.
■ В период афинского господства широко отмечались Делии — праздник, что справляли раз в пять лет в честь Аполлона, Артемиды и Лето. Поддерживая культ Делоса, афиняне каждый год украшали свой лучший корабль, грузили на него жертвенных животных и дары и отправляли на Делос со священным посольством-феорией. На острове его встречали девушки, исполнявшие гимны и танец «геранос», изображавший освобождение Тезеем афинских юношей и девушек из Критского лабиринта. До возвращения корабля запрещалось приводить в исполнение смертные приговоры. Вот почему в 399 г. до н. э. отсрочили казнь Сократа.
■ В IV — начале I в. до н. э. Делос являлся важнейшим центром работорговли в Средиземноморье: если верить хроникам, в течение дня на его рынке продавали и покупали до 10 тысяч невольников. Такое скопление рабов приводило к восстаниям, крупнейшее имело место в конце II в. до н. э.
■ Храм Аполлона в Делосе служил не только религиозно-политическим центром, но еще и осуществлял финансовые операции, ссужая деньги как отдельным клиентам, так и целым государствам.
■ Самые древние находки на Делосе сделаны в 1946 г., когда был найден клад изделий из золота, слоновой кости и бронзы. Некоторые предметы с рельефами людей и животных относятся к микенской эпохе (1400-1200 гг. до н.э.).
■ Характерным для жилых домов Делоса является сооруженный посреди двора бассейн-имплювий, в который с крыш стекала дождевая вода. Под бассейном находился большой резервуар для хранения собранной влаги.
■ Священное озеро осушено местными жителями специально, чтобы избежать эпидемии, так как вода в озере испортилась и пить ее стало опасно для жизни.
■ И в наши дни остров остается практически необитаемым, на нем только охрана и смотрители — полтора десятка человек. В соответствии с правилами посещения острова туристы могут осматривать Делос только днем, оставаться на ночь запрещено.