Белый город — Москва

Белый город (Москва)

Царь-град Московский

Оно родилось от цвета покрытых слоем извести кирпичных стен и башен, возведенных в XVI в. А еще потому, что жили здесь бояре да дворяне, состоявшие на «царевой службе». Они, «белая кость», были освобождены от земельного налога на свои «белые» земли с усадьбами и садами, в отличие от купцов и мещан. Но важнее привилегий для лучших представителей русской знати было беззаветное служение Отечеству, и они это не раз доказывали своими поступками. А остальные старались следовать их Кодексу чести. Так что с самого начала своего существования Белый город был подлинно аристократической по духу частью города.
Активное участие в развитии Белого города принимали и непосредственно властители Москвы, князья и цари. Посему за этой частью Москвы закрепилось также и народное название — Царь-град. И еще старинный образ Белого города вполне соответствовал понятию «Москва златоглавая»: церквей и монастырей здесь в XVI-XIX вв. было возведено множество. Сохранилась едва ли шестая часть из них. Из утрат этого рода самая печальная — большой и красивый Страстной монастырь, основанный царем Алексеем Михайловичем в 1654 г. и снесенный в 1937 г. На его месте — теперь Пушкинская площадь с памятником поэту, перенесенным с Тверского бульвара, и киноконцертным залом «Пушкинский» (бывшим кинотеатром «Россия»), Начала заселяться эта часть города на левом берегу Москвы-реки на восток, север и запад от Кремля и Китай-города еще задолго до возведения фортификационных сооружений — в конце XIII-XIV вв., одновременно со строительством в Кремле и Китай-городе. В XIV в. здесь появились и военизированные поселения. В 1470-е гг. впервые упоминается «пушечная изба» у Спасских ворот Кремля. В XV в., при Иване III, эта казенная царская мануфактура была перенесена на левый берег Неглинки, был построен обширный Пушечный двор (в районе Лубянки и Пушечной улицы). С плавильными печами, кузницами, литейными и другими мастерскими. Фактически это был первый в Европе оружейный завод. (Пушечный двор был снесен в начале XIX в.) В 1565 г. Иван Грозный, для которого была чрезвычайно важна централизация роли Москвы в государстве, вел дискуссии «в эпистолиях» о сущности власти с князем Андреем Курбским, некогда приближенным к царю, бравшим с ним Казань, а затем по неясным причинам в ходе Ливонской войны 1558-1583 гг. бежавшим в Великое княжество Литовское. Эта измена подвигла подозрительного Грозного в декабре 1565 г. удалиться из Москвы в Александровскую слободу. Вернувшись через два месяца, он учредил опричнину: стрелецкие отряды, преданные ему лично и готовые разорвать на куски (иногда и буквально) любого, кто будет уличен в измене или крамоле. Земли государства при этом царь разделил на земщину и опричнину. В Москве граница между земщиной и опричниной проходила по Неглинке. На ее правом берегу Грозный поставил свой Опричный двор (между современными улицами Воздвиженка, Большая Никитская и Моховая, включая Романов переулок) с приказами (казармами) стрельцов. Современники описывали этот дворец как большой, превосходно укрепленный «замок», наполовину каменный, наполовину деревянный, В первозданном виде он простоял всего с 1566 по 1571 г., когда его, как и многие другие здания в Москве, сожгли нукеры крымского хана Девлета Гирея. К 1572 г. Грозный остыл к нему и стал опираться уже не только на опричников. Восстанавливая Белый город, он предоставил купцам, переселявшимся сюда, право не платить пошлины, подобно дворянам. Опричный горел еще не раз, его восстанавливали, но все повторялось. Его руины были погребены под новыми зданиями в XVIII в.
Белым городом (сегодня лишь в традиционном историческом смысле) называется обширное пространство в центральной части Москвы, огражденное крепостными стенами в XVI-XVIII вв., на месте которых были проложены бульвары. С юга Бульварное кольцо размыкает Москва-река: на востоке — у Большого Устьинского моста, на западе — у площади Пречистенских ворот. К Белому городу относится обобщенное понятие Занеглименье, т. е. местность к северо-западу от Кремля, на правом берегу реки Неглинной, и небольшие исторические районы Кучково поле и Кулишки.
Дыхание войн в Средние века Москва ощущала непрерывно, не раз была оккупирована, сожжена, разорена, и стало понятно, что нужна третья, оборонная линия.
Первые деревянные укрепления Белого города на земляном валу сгорели все в том же 1571 г., и при царе Фёдоре Ивановиче, третьем сыне Ивана Грозного, прозванным за кротость и святость «Блаженным», было принято решение строить по периметру Белого города капитальные стены. Фактически соправителем при Фёдоре был решительный и жесткий боярин Борис Годунов, после смерти царя в 1598 г. ставший на 7 лет следующим правителем Руси, и, вероятнее всего, это было его решение. В конце 1585 г. основная часть стен была готова, в полном виде — к 1591 г. Руководил строительством выдающийся зодчий Фёдор Савельевич Конь (подлинная фамилия, предположительно, Иванов). Все было сделано по фортификационной науке: в основании — блоки бута, стены — толстые, в основном из кирпича, покрытого белой известью, местами — облицованные белым камнем, с массивными башнями и воротами. Казалось, эта линия-твердыня несокрушима.
Однако в Смутное время (1598-1613 гг.) оказалось, что это не так. Москва была взята в 1605 г., по смерти Годунова, Лжедмитрием I (младший сын Ивана Грозного, царевич Дмитрий, восьми лет, погиб в Угличе 15 мая 1591 г.) во главе польско-литовского войска. 11 месяцев он правил, затем против него в Москве вспыхнул бунт, и Самозванца убили. Вскоре словно из ниоткуда появился Лжедмитрий II, «Тушинский вор», почти два года стоявший у Москвы-реки лагерем, но город он не взял. Лжедмитрий III, «Псковский вор», сумел дойти до Кремля и предъявил свои права на Марину Мнишек, жену и Лжедмитрия I, и Лжедмитрия II, а также на ее сына от Лжедмитрия I. По некоторым данным, третий Самозванец был казнен в Москве.
Смутное время потому так и зовется, что понять, чем руководствовались его главные действующие лица, сложно и порой невозможно. В 1609 г. Москва присягнула королю Владиславу, не надеясь больше на правившего тогда боярина Шуйского. Поляки грабили русскую столицу нещадно и бесчинствовали в ней без удержу. Белому городу, Китай-городу, где стояли самые богатые дома, доставалось особенно. В столице начался голод, и снова заполыхали пожары. В стране поднялось народное восстание во главе с Мининым и Пожарским. Ведомое ими ополчение взяло Москву 22 октября (1 ноября) 1612 г. Марина Мнишек с сыном бежала из Москвы, но была поймана и доставлена в столицу в 1614 г. И она, и ее сын были казнены, а как именно — доподлинно неизвестно.
Белый город и его стены к тому времени настолько пострадали от бесконечных бедствий — пожаров, стычек и штурмов, что легче было возвести их заново. К последнему десятилетию XVII в. стало ясно, что и это бессмысленно: свою защитную роль стена вокруг Белого города, увы, выполнять не может, слишком много дорог, тянущихся издалека, к ней подходит, и по ним может подходить неисчислимая рать. В XVIII в. охрану со стены сняли и перестали запирать ее ворота. Москвичам разрешили разбирать ее для восстановления своих домов и нового строительства. Некоторые здания Белого города, как, например, Воспитательный дом на Москворецкой набережной XVIII в. (достраивался и в XX в.) и резиденция Московского генерал-губернатора (ныне мэрия Москвы, также достраивавшаяся и перестраивавшаяся после Отечественной войны 1812 г.), были изначально сложены из кирпичей Белгородской стены. Разбор ее без всякого плана и соблюдения правил безопасности привел к тому, что она рушилась и сама по себе, иногда погребая под собой людей. С 1774 г. сносом стал руководить специально созданный Каменный приказ. По распоряжению правившей тогда Екатерины II на месте бывших рвов и стен были разбиты бульвары, образовавшие, как принято считать, кольцо, хотя, строго говоря, в плане, это подкова с удлиненными сторонами.
Многоликость внешнего образа Белого города суть мозаика из живых свидетельств истории Москвы и России. В нескольких аспектах: градостроительном, религиозно-духовном, культурно-историческом, деловом и торговом.
Изучая эту часть города, можно получить полный и основательный каркас представлений о том, что есть московская жизнь в русле ее лучших традиций. И даже просто знакомясь с Белым городом, можно приблизиться к этой цели. Это широко открытая для познания среда с множеством примеров особой ноосферы, как определяют интеллектуальные приоритеты общества философы.
Трепетное отношение к православию хранят немноголюдные и в наши дни, какие-то необычайно для Москвы тихие и небольшие районы-уголки Кулишки и Кучково поле. Старинный московский топоним Кулишки (или Куличики) относится к той части поймы Москвы-реки, которая располагается между рекой Яузой, Китай-городом и улицей Солянкой. Сретенский монастырь, стоящий теперь на улице Большая Лубянка, был основан в 1397 г. князем Московским Василием I на Кучковом поле в память чудесного события, описанного в московских летописях: 26 августа 1395 г. состоялся крестный ход с чудотворным образом Владимирской иконы Божией Матери. Через день Тамерлан, шедший на Москву, повернул от нее на юг. Праздник Сретения Владимирской иконы Богоматери долго был главным в календаре московских знаменательных дат.
Белый город и в целом Москва историческая, выглядели и были бы совсем иными, если бы здесь не творили выдающиеся русские зодчие. В XVIII в. вдоль бульваров Белого города возводили усадьбы в стиле русского классицизма М. Ф. Казаков и В. И. Баженов. Их творения тщательно восстанавливались после пожаров 1812 г. В XIX в. традиции классицизма развивали О. И. Бове и его последователи. Имена последних не столь известны, но это они создали на площадях Белого города гармоничные ансамбли. В переулках Белого города с их старинной непритязательной, но уютной застройкой, вернее, в основном в переулках, но не только там, на рубеже ХІХ-ХХ вв. в строительстве особняков проявила себя другая архитектурная школа — «московского модерна», изысканная и смелая. Здесь тон задавали Ф. О. Шехтель и Л. Н. Кекушев. Теперь в исторических зданиях Белого города расположены государственные учреждения и офисы частных компаний, банки, рестораны, кафе, магазины, многие особняки отданы иностранным посольствам.
Состоятельные жители Белого города, не только аристократы, но и купцы-фабриканты, строили не только для себя: они возводили школы, больницы, приюты, театры, библиотеки, поддерживали монастыри. Почти все театральные залы Белого города, работающие в этом своем первородном качестве и ныне, строились на деньги благотворителей и меценатов, кроме разве что государственных академических Большого и Малого театров и МХАТа им. М. Горького XX в.
Нет в Москве другого района, который был бы в такой же степени насыщен скульптурными памятниками высокой художественной ценности, как Белый город. Здесь стоят памятники основателю Москвы Юрию Долгорукому, ученым М. В. Ломоносову и К. А. Тимирязеву, инженеру, изобретателю и архитектору В. Г. Шухову, Героям Плевны, основателям славянской письменности Кириллу и Мефодию, композиторам П. И. Чайковскому и С. В. Рахманинову, политическим идеологам К. Марксу и Н. К. Крупской. Более всего поставлено памятников писателям и поэтам — А. С. Пушкину, А. С. Грибоедову, Н. В. Гоголю, А. П. Чехову, С. А. Есенину, М. А. Шолохову, А. Т. Твардовскому, В. С. Высоцкому, А. Кунанбаеву, Р. Гамзатову. Большинство «писательских» памятников украшают собой бульвары. А. И. Герцен удостоен двух памятников: перед зданием Литинститута на Тверском бульваре и вместе с его другом и единомышленником H. К. Огаревым в сквере перед зданием Московского университета на Моховой.
Понятия «Старый город» в Москве не существует: нет локальной территории, которая подходила бы под общепринятые параметры подобных районов в старинных европейских городах. Но историческое Занеглименье Белого города в наибольшей степени приближается к этому понятию.
В живой речи москвичей слово «Занеглименье» перестало употребляться примерно с середины XVII в. Река Неглинная (Неглинка, Неглимна, Самотека) с конца XVIII в. убрана в коллектор, говоря современным языком, а попросту — под землю, в канал с кирпичными стенами, где-то бетонированными. Длина этой реки, не считая ее притоков-ручьев, также отведенных под землю, всего 7,5 км. Она берет начало в районе Марьиной рощи и впадает в Москву-реку у подножия Боровицкого холма. Шлюз-сток Неглинки входит в конструкцию Москворецкого моста. Но как термин в трудах историков Москвы Занеглименье фигурирует часто. Особенно когда речь идет конкретно о Белом городе или о Земляном городе (о котором речь у нас еще впереди).
Дело вовсе не в привязанности историков и популяризаторов московской старины, которых принято называть москво-ведами, к архаичным терминам, а в том, что в московском градостроении эта небольшая речка имела без преувеличения стратегическое значение. Как линия обороны для Кремля и для растущего города. Еще и в практическом, хозяйственном смысле: на ней устраивались запруды, пруды, в которых разводили рыбу, ставились водяные колеса для мельниц и кузниц. Благодаря Неглинке можно было также разводить сады и огороды при небольших деревнях, первые из которых появились на ее берегах в XIII в.
Собственно, и оборонительный ров у Кремлёвской стены был как инженерное сооружение системой прудов (пока не был закопан). Занеглименьем же принято было считать земли правого берега Неглинной на запад и северо-запад от Кремля. Юго-западная часть Белого города носила название Чертолья, или Черторья, по-видимому, в силу характера местности, изрытой оврагами.
В Белом городе Занеглименье, застраивавшееся в XV-XVIII вв., — это улица Моховая, начинающаяся от Боровицкой башни Кремля, отходящие от нее Воздвиженка, Большая Никитская, Тверская, Большая Дмитровка, Петровка, сеть исторических улиц и переулков, параллельных и перпендикулярных самым широким улицам (не обязательно под строго прямыми углами). Моховая улица заканчивается при слиянии Манежной площади и Тверской, продолжается как улица Охотный Ряд, а после слияния с Театральной площадью — как Театральный проезд, выходящий на Лубянскую площадь. Улица Воздвиженка, а в старину — начало Смоленской дороги, отходит от Манежной улицы, заканчивается на площади Арбатских ворот. Манежная улица проходит от Боровицкой площади до Манежной площади, между Кремлёвской набережной и Манежной площадью параллельно ей, вдоль этой улицы, с одной стороны — Александровский сад (над Неглинкой), с другой — боковая стена Манежа. Над Неглинкой расположена, как понятно, улица Неглинная. Тверская улица (дорога на Тверь), пересекая Пушкинскую площадь, проходит до Триумфальной площади, далее называется 1 -я Тверская-Ямская, затем — Ленинградский проспект, переходящий в Ленинградское шоссе. Улица Большая Дмитровка проходит от Охотного Ряда до Страстного бульвара. Петровка — улица от Театральной площади до Среднего Каретного переулка. Мясницкая улица начинается от Лубянской площади и доходит до Садово-Спасской улицы. Улица Неглинная, как и Петровский, и Рождественский бульвары Белого города, выходит на Трубную площадь.
Белый город относительно всей Москвы не так уж и велик, но бродить по нему можно бесконечно. А чтобы не заблудиться, надо помнить, что Москва — город радиальной планировки, и главные улицы Белого города начинаются либо от Красной площади, либо от близких к ней других площадей, и эти улицы непременно выведут к бульварному кольцу — границе этого исторического района.
Буквально на всех улицах Белого города, включая многочисленные примыкающие к ним переулки, можно найти значительные достопримечательности, и почти с каждым зданием связаны московские традиции и судьбы исторических личностей.
Даже по одним только топонимам Белого города можно получить информацию об истории Белого города. Трубная площадь была названа так от «Трубы» — как называли в народе отверстие в башне стены Белого города, через которое протекала река Неглинка. Лубянская площадь и улица Большая Лубянка — названия, происходящие от Лубяницы — района Великого Новгорода. Первый раз слово Лубянка появилось в летописи 1480 г., когда Иван III после падения Новгородской республики выделил эту землю для новгородцев. Моховая улица получила название от рынка, где торговали мхом, необходимым (наряду с пенькой) при сооружении деревянных домов для прокладки между бревнами. Охотный Ряд — по торговым рядам, в которых продавалась дичь. Мясницкая улица — по лавкам мясников и скотобойням. С ними связано и название Чистые пруды. На самом деле пруд был (и остался) один. В него сваливали мясные обрезки и потроха, и запах в округе стоял соответствующий, за что пруд называли Поганым. После того как в 1703 г. фаворит Петра I светлейший князь А. Д. Меншиков получил здесь землю для строительства своего дворца, он велел очистить пруд. Топоним Кузнецкий Мост происходит от самого натурального моста над Неглинкой, сначала деревянного, а затем каменного, рядом с которым располагалась слобода, в которой жили кузнецы, работавшие на Пушечный двор. И так далее и тому подобное. В названиях переулков часто присутствуют названия церквей, здесь стоявших, из которых сохранилась лишь не самая большая их часть: какие-то сгорели, другие была снесены при расширении проезжей части улиц наряду с жилой застройкой XV-XVI вв.
Преобладало в Белом городе ремесленное население. Все, что производили ремесленники, продавалось на многочисленных рынках, существовавших в XVI-XVII вв. буквально на всех площадях; купцы побогаче строили лавки, часто совмещенные с мастерскими. Конкуренция была высокой, и работали московские мастеровые на совесть, добиваясь высокого качества своих изделий. Купцы тоже времени даром не теряли, товар на свои прилавки поставляли и из других губерний России, и заграничный. Особенно славился изделиями французского происхождения Кузнецкий Мост, до сих пор сохранивший репутацию самой элегантной улицы Москвы в том, что касается торговли. Как и самой книжной: и до 1917 г., и после него здесь работали издательства и солидные книжные лавки. Букинисты торговали в основном в Столешниковом переулке.
Несмотря на свойственные столичному городу высокий уровень запросов, широту взглядов и вольнодумство на западный манер, особенно в студенческой среде, в Белом городе до середины XIX в. царил патриархальный, почти сельский дух со своими нюансами. Купцы любили кутить, «ездить к цыганам», устраивать разные гулянья и балаганные «забавы» в народных традициях. Дворяне, настоящие «баре», хоть и считались высшим светом, немногим от них в этом отличались, да и они тяготели к жизни наполовину сельской, дома свои заказывали архитекторам по типу загородных усадеб, в основном раскинувшихся широко, с садами. Церковь почитали все, посты соблюдали строго, много жертвовали храмам и монастырям: на колокола, на украшение церквей, на первоклассные хоры. А вот ханжами не были: самозабвенно любили и строили театры, где всегда играли, музицировали, танцевали самые талантливые и самые дерзкие в творчестве российские артисты своего времени.
Как известно, пожаров Москва пережила много. Самым опустошительным был пожар 1812 г. во время оккупации Москвы французами после Бородинского сражения.
От нескольких очагов этого пожара в сентябре сгорело более двух третей деревянных строений Белого города и Земляного города, 122 из 329 церквей. (Люди массово покидали город еще в августе.) Каменные строения пострадали относительно меньше, но в них ведь перекрытия и другие конструкции были из дерева; сгорая, они вызвали сильные обрушения и разрушения. Это произошло более чем в двух тысячах домов. Сгорел и Большой театр, огонь добрался до стен Кремля. Менее других улиц пострадал Кузнецкий Мост, потому как здесь квартировали французы и расторопно гасили огонь. На пепелищах мародерствовали разбойники, да и французы бесцеремонно присваивали ценности из домов и церквей. После их ухода Белый город являл собой печальное зрелище.
Не откладывая дела в долгий ящик, император Александр I в феврале 1813 г. учредил Комиссию для строения в Москве. К реставрации и реконструкции общественных зданий, особняков, церквей и т. д. и строительству новых в московском духе были привлечены лучшие зодчие своего времени: Бове, Жилярди, Григорьев и др., наследники традиций Казакова и Баженова. По вновь созданному генеральному плану строительного развития города многие улицы были расширены в своей проезжей части, и произошло, в конце концов, то, что А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» охарактеризовал так: «Пожар способствовал ей много к украшенью». Москва не стала после 1812 г. полностью каменной, для этого просто не хватало кирпича, но все же «закаменела» основательно и уже во второй половине XIX в. начала все более походить на другие города Европы, особенно когда началось массовое строительство так называемых доходных домов, т. е. многоэтажных, с отдельными квартирами и максимальными для своего времени удобствами, с капитально устроенными магазинами и ресторанами на нижних этажах. И снова жизнь наладилась, успокоилась, а Москва вернула себе свое лицо — города хлебосольного, гостеприимного, энергичного. Московские доходные дома, над проектами которых также работали лучшие архитекторы своего времени, в том числе мэтр русского модерна Л. Н. Кекушев и его ученики, все еще недооценены, потому, к сожалению, в XX и даже в XXI в. немало их было снесено.
В XIX в. многие купцы имели хорошее образование, широкий кругозор плюс немалые капиталы, но главное — они понимали, что наладить европейский комфорт в быту, восстановить театры — это хорошо, но мало, без изобразительного искусства и исторических коллекций столица не столица. Сказано — сделано. В 1853 г. в Замоскворечье Павлом Третьяковым была основана Художественная (Третьяковская) галерея; в 1872 г. историком Иваном Забелиным — Государственный Исторический музей (ГИМ) на Красной площади, по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в том же году — Политехнический музей (на основе Политехнической выставки в честь 200-летия со дня рождения Петра I) на Новой площади; профессором Иваном Цветаевым (отцом Марины Цветаевой) в 1912 г. на Волхонке — Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, сокращенно ГМИИ им. А. С. Пушкина, ныне — музейный комплекс зарубежного искусства по тому же адресу). Собиралась коллекция и для Музея Востока (открыт был уже при советской власти в 1918 г.). И это только самые крупные музеи.

Белый город (Москва) на карте

Карта Белого города (Москва)

 


Общая информация

Исторический район в центре Москвы в границах Бульварного кольца.
С 1978 г. Бульварное кольцо имеет статус муниципального памятника садово-паркового искусства.
Современное состояние: культурно-исторический, торговый и деловой район.
Время начала образования в составе Москвы: XIV в.
Время существования крепостной стены Белого города: XVI-XVIII вв.
Современная административная принадлежность: Центральный административный округ Москвы.

Цифры

Протяженность стены Белого города: 9,5 км, максимальная высота — около 10 м, толщина — 4,5-6 м, 27 башен, 10 из которых — «проездные».
Площадь Белого города: 451 га.
Самый протяженный бульвар: Тверской — 857 м; самый короткий: Сретенский — 214 м; самый широкий: Страстной — 123 м.
Протяженность самых значимых улиц: Моховая — 0,6 км, Воздвиженка — 0,6 км, Большая Никитская — 1,8 км, Тверская — 1,8 км, Большая Дмитровка — 1,0 км, Охотный Ряд — 0,25 км, Петровка — 1,2 км, Театральный проезд — 0,325 км.
Площадь Александровского сада: 10 га.
Российская Государственная библиотека располагает более 45 млн книг на 367 языках мира.

Климат и погода

Умеренный континентальный.
Средняя температура января: -6°С.
Средняя температура июля: +19°С.
Среднегодовое количество осадков: 708 мм.

Экономика

Торговля, банковские и бизнес-услуги, туризм.

Достопримечательности

Здания

Комплекс зданий Московского университета на Моховой улице (классицизм, 1783-1793 гг., восстановление после пожаров 1812 г.), Большой театр (1825 г.), Малый театр (1824 г.) и другие театральные здания, Пашков дом (классицизм, 1786 г.), принадлежит Российской государственной библиотеке, гостиница «Метрополь» (модерн, 1899-1905 гг.), майоликовое панно «Принцесса Греза» М. Врубеля, ЦУМ (универмаг «Мюр и Мерилиз») (в стиле английской неоготики, 1908 г.), Петровский Пассаж (модерн, 1906 г.), особняк С. П. Рябушинского (модерн, 1903 г.), музей-квартира А. М. Горького у Никитских ворот, особняк А. Морозова (ныне Дом приемов Правительства РФ) (модерн, эклектика в неомавританском стиле), гостиница «Москва» (конструктивизм, 1935 г., полная реконструкция — 2013 г.), многие другие здания общественного назначения и жилые дома.

Бульвары

Гоголевский, Никитский, Тверской, Страстной, Петровский, Рождественский, Сретенский, Чистопрудный, Покровский, Яузский.

Площади-«ворота»

Пречистенские, Арбатские, Никитские, Пушкинская площадь (прежде — Тверские ворота), Петровские, Сретенские, Мясницкие, Покровские, Яузские, другие знаменитые площади: Театральная, Манежная, Лубянка, Старая, Новая.

Музеи

Комплекс ГМИИ им. A.C. Пушкина на Волхонке (главное здание — памятник архитектуры, 1912 г.), Политехнический, Востока (искусств народов Востока), Государственный Литературный музей в Нарышкинских палатах Высоко-Петровского монастыря на Петровке, Научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева на Воздвиженке, Муниципальный музей современного искусства на Петровке, Государственный выставочный зал «Манеж», Государственный выставочный зал «Галерея на Солянке», Мемориальный музей-мастерская С. Т. Коненкова, Выставочный зал Храма Христа-Спасителя.

Церкви

Всех Святых на Кулишках памяти воинов, павших на Куликовом поле (существующее здание — XVI-XVII вв.), священномученика Антипы на Колымажном дворе (предположительно XVI в.), Святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот (XVI-XVII вв.), Космы и Дамиана (Благовещения Пресвятой Богородицы) (1722 г.), Воскресения Словущего на Успенском Вражке (XVII в.), Большого Вознесения у Никитских ворот (нынешнее здание — 1816 г.), Храм Христа Спасителя, кафедральный собор РПЦ, посвященный памяти воинов Русской армии, погибших в войне с Наполеоном в 1812 г. (строительство — 1838-1883 гг., разрушение — 1931 г., восстановление — 1994-1997 гг.), католический храм Св. Людовика на Малой Лубянке, неоготика (1835 г.). И многие другие храмы.

Монастыри

Сретенский (XVII в.), Высоко-Петровский (XVI в.), Ивановский (Иоанно-Предтеченский) (XV-XVI вв.), Рождественский (XVI в.).

Исторические улицы и пешеходные переулки

Тверская, Большая Никитская, Воздвиженка, Волхонка, Малая Дмитровка, Кузнецкий Мост, Мясницкая, Камергерский переулок, Столешников переулок и другие улицы и переулки.

Александровский сад (разбит в 1820-1823 гг.)

Троицкий мост (в прошлом через Неглинку), соединяющий Кутафью и Троицкую башни Московского Кремля, Итальянский грот («Руины») (классицизм, 1823 г.), Могила Неизвестного Солдата и Вечный огонь (памятник открыт 2 мая 1967 г.), памятник-обелиск династии Романовых (изначально — 1914 г, реконструкция — 2013 г.).

Моховая улица

Российская государственная библиотека (1928-1958 гг.) на углу с Воздвиженкой, фасад Пашкова дома
(со стороны Староваганьковского переулка), б. гостиница «Петергоф» (она же — ул. Воздвиженка, 4/7) (классицизм, 1901 г.), приемная Госдумы, храм мученицы Татианы при МГУ на углу с Большой Никитской (классицизм, 1834 г.), гостиница «Националь» на углу с Тверской (неоренессанс, эклектика, 1902 г.).

Охотный Ряд

Здание Госдумы (1935 г.), Колонный зал (б. Дворянское собрание) на углу с Большой Дмитровкой (классицизм, 1814 г., надстройка и изменения фасада — 1903 г.).

Воздвиженка

Дом Талызина (Музей архитектуры им. Щусева) (классицизм, 1787 г.), Дом генерала Грушецкого, он же «дом Болконского» (ампир, перестроен после 1812 г.), усадьба Шаховских (отдел Востока РГБ) (классицизм, XVIII-XIX вв.).

Большая Никитская

Палаты Арасланова (XVII в.), Московская консерватория им. П. И. Чайковского (дом Екатерины Дашковой) (2-я половина XVIII в.), Театр «Парадиз» (перестроен из особняка Зарубиных-Стрешневых в 1884-1886 гг., автор фасада — Ф. Шехтель; в 1910 г. еще одна перестройка, ныне — комплекс: Театр им. Маяковского и Геликон-опера).

Тверская улица

Постниковский пассаж (Театр им. М. Ермоловой) (классицизм, необарокко, 1802 г.), Центральный телеграф (конструктивизм, 1927 г.), Елисеевский магазин, Саввинское подворье (1907 г.) за домом на Тверской, 6, передвинуты в 1937 г. (используется как офис).

Большая Дмитровка

Новый Манеж в Георгиевском переулке (ныне — выставочный зал) (построен в 1888 г как мануфактура), комплекс доходных домов Обуховой и Оболенского (XVIII-XIX вв., начало XX в.), Российский государственный архив социально-политической истории (конструктивизм, 1927 г.), здание Театра Солодовникова (Московский театр оперетты) (1884 г.), Новая сцена Большого театра (1905 г.), Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко (1940 г.).

Петровка

Усадьба Воронцовых-Раевских (ныне — исторический факультет ВШЭ) (классицизм, XVIII в.), усадьба Кирьякова (классицизм, конец XVIII в.), особняк Губина (муниципальный Музей современного искусства) (классицизм, воссстановлен после 1812 г.).

Неглинная улица

Здание Центрального банка Российской Федерации (классицизм, 1894 г., боковые корпуса 1927-1930 гг.), доходные дома (XIX в.), Сандуновские бани (начало XIX в.).

Мясницкая улица

Усадьба Черткова (XVIII в.), затем перестройка 1831 г., Дом татарского царевича Ивана, позже князя Долгорукова (конец XVII в.), дом Юшкова (Российская академия живописи, ваяния и зодчества) (классицизм, конец XVIII в.), Главпочтамт (построен на месте усадьбы Меншикова) (русско-византийский стиль 1912 г.), «Чайный дом» (купца Перлова) в псевдокитайском стиле (1893 г.), Музей В. В. Маяковского (на реконструкции, временно находится на ул. Малая Дмитровка).

Кузнецкий Мост

Городская усадьба Мясоедовых (XVIII — начало XIX в.), доходный дом М. В. Сокол (модерн, 1904 г.), доходный дом (Гостиница «Лейпциг») (XVIII в., последние перестройки — 1914-1916 гг.), пассаж Сан-Гапли (Московский дом художника), доходный дом Третьяковых (русский историзм, 1892 г.), Московский международный торговый банк (головной офис Банка Москвы) (неоренессанс, 1898 г.), здание торговой фирмы Михайлова (модерн, 1903 г.), созданный в 1944 г. (несмотря на войну) до 2002 гг. — Общесоюзный дом моделей одежды и другие исторические здания.

Пешеходные переулки, стилизованные под городскую среду XIX в.

Камергерский: бывшая усадьба Одоевского, в 1882 г. перестроенная под театр (ныне — MXT им. А. П. Чехова), старинные доходные дома, в нижних этажах которых ныне размещены магазины и кафе; Столешников: доходные дома XIX — начала XX в., в которых размещены государственные учреждения и магазины.

На площади Революции

Бывший Музей В. И. Ленина, бывшее здание Московской думы, ныне — выставочный комплекс ГИМ (русский историзм, 1892 г.), во дворе — Музей Отечественной войны 1812 г.

Любопытные факты

■ Интерпретаций названия Кулишки (Куличики), как обычно это бывает с древними топонимами, несколько. Пойма была болотистой, а в таких местах обычно обитают кулики (куличики). Звучащее практически так же, как «кулишки», слово «кулижки» — означает полянку на месте вырубки деревьев, а лес тут некогда рос. И, наконец, за этим названием прослеживается символическая связь с Куликовым полем, где Дмитрий Донской одержал в 1380 г. победу в битве с Мамаем. Нескольких русских воинов, павших в этом сражении, похоронили в церкви Всех Святых на Кулишках. И там, по рассказам очевидцев, происходило «черт-те что»: над местом захоронения что-то вдруг начинало громыхать и посверкивать. Воинов перезахоронили, и эти явления прекратились. Но устойчивое выражение «у черта на куличках» в разговорном языке прижилось, постепенно в него вошел новый смысл — «где-то очень далеко», «черт-те где».
■ У студентов творческих вузов в Белом Городе есть два «счастливых» памятника. Это памятник Чайковскому перед зданием Московской консерватории и памятник Герцену перед зданием Литинститута. Музыканты за удачно сданный экзамен обязаны благодарить Петра Ильича букетом, вставленным в его правую согнутую руку. Пытаться пристроить туда бутылку алкоголя «чревато: можно потерять слух». Студенты-литераторы если хотят в будущем иметь славу, почет и высокие гонорары, обретут все это, если после экзаменов будут целовать памятник Герцену пониже поясницы, но этому обычаю следуют далеко не все потенциальные классики.
■ Крыша Пашкова дома описана в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как место встречи Воланда, Азазелло и Левия Матвея. Вот отрывок из этого эпизода: «Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг».
■ В Москве два памятника Гоголю, два его разных образа. Один — на Гоголевском бульваре, писатель там выглядит мудрым и солидным, другой Гоголь — грустный, с низко опущенной головой. Этот памятник очень не понравился Сталину и потому был «сослан» в 1951 г. в Донской монастырь. Сталин приказал расплавить его, но художественной общественности удалось отвести эту угрозу от экспрессивной и тонкой работы скульптора H.A. Андреева и архитектора Ф.О. Шехтеля. В 1959 г. Гоголь «упадочный» был установлен в садике на Никитском бульваре, возле дома 7, где писатель сжег второй дом «Мёртвых душ», здесь же он и умер. Но возле «правильного» Гоголя остались фонари в «египетском» стиле, предназначавшиеся изначально для Гоголя «неправильного».
■ Стекла в окнах домов бояр и дворян в Москве появились в XVI в. Окна привычных нам размеров стали делать начиная с 1656 г., когда в Воскресенске заработал первый в России стекольный завод. До этого они были небольшими, со сложными, раздробленными на мелкие части, красивыми деревянными или коваными из свинца переплетами. В них вставляли или пластинки слюды, или кожу высушенного и специаль

11
0
7 659
Россия

Предыдущие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх