Кордова (город)
Кордова (также иногда употребляется транскрипция Кордоба) — древний город Андалусии, административный центр одноименной провинции. В агломерации Кордовы проживает почти половина населения провинции.
История города
В речной долине, где возник город, плодородная почва и благоприятный для ведения сельского хозяйства климат, который здесь намного мягче, чем на засушливой Ла-Манче на севере, за отрогами Сьерра-Морены. Первые поселения в плодородной речной долине, на правом берегу Гвадалквивира, появились еще в V тыс. до н. э. Река в целом спокойная, хотя раз в несколько десятилетий по-прежнему случаются большие наводнения.
Древнегреческие географы Страбон (64/63 г. до н. э. — 23/24 г. н. э.) и Птолемей (87-165 гг.) писали, что Кордова была столицей иберийского племени турдетанов — одного из самых цивилизованных, развитых в культурном отношении местных племен, со своей письменностью, законами, и в то же время воинственных племен.
Вероятно, современное название города имеет финикийское происхождение: уже во II тыс. до н. э. здесь существовало крупное поселение финикийцев Карта-Туба, или Большой Город. Поселение расширялось и богатело: в VIII-VI вв. до н. э. в горах Сьерра-Морены добывали золото и медь. Запасы меди оказались столь велики, что ее добыча продолжается и в наши дни.
После 500 г. до н. э. Кордова была занята карфагенянами. Воины Кордовы участвовали в походе Ганнибала (247-183 гг. до н. э.) на Рим в 218216 гг. до н. э. В 206 г. до н. э. в ходе II Пунической войны римляне разгромили карфагенян, и земли Кордовы (лат. Кордуба) перешли в собственность Рима.
Первые подробные письменные сведения о Кордове относятся уже ко времени римского владычества: известно, что в 169 г. до н. э. римский претор Марк Клавдий Марцелл (умер около 148 г. до н. э.) основал здесь на реке (в те времена р. Бетис) колонию Бетика и тогда же Кордова становится ее главным городом. После распада Римской империи Кордова по очереди побывала в руках вандалов, Византии и вестготов.
В 711 г. началось вторжение арабов, чья огромная армия пересекла Гибралтар и быстро захватила практически весь Пиренейский полуостров. Кордова пала в том же 711 г. По легенде, причиной легкого проникновения арабов (мавров) на полуостров и сокрушительного поражения вестготского королевства, чей последний король Родерих (Родриго) погиб в первой же серьезной битве, стало предательство византийского наместника Сеуты, стратегически важного порта на севере современного Марокко. «Предатель» Олав, называемый в легендах графом Юлианом (но если он не был вассалом вестготского короля, то вряд ли этот эпитет уместен), мстил вестготскому королю, обесчестившему его дочь Ла Каву. Захват земель арабы совершали без лишних кровопролитий, после чего местное население вполне добровольно (так как это было выгодно) обращалось в мусульманство. Гораздо более долгим и изнурительным стало семивековое отвоевание земель, начавшееся с непокоренного севера Испании, — Реконкиста, завершившаяся захватом Гранады и изгнанием мавров в 1492 г.
До 756 г. Кордова, как и вся остальная мусульманская Испания, входила в подчинявшийся Дамаску халифат Аль-Андалус, но потом бежавший с родины наследник дамасских халифов Омейядов обосновался в Кордове и объявил ее столицей независимого Кордовского эмирата, а себя — эмиром. В 929 г. Кордовский эмират стал халифатом. В X в. — в период наивысшего расцвета Кордовы — в ней проживало около миллиона человек: больше, чем в любом другом европейском городе того времени. Здесь успешно развивались ремесла (керамика, хрусталь, выделка кожи, изделия из золота), процветали науки (Кордовский университет славился на всю Европу, здесь жили и работали такие ключевые фигуры европейской философии, как Аверроэс (1126-1198 гг.), Маймонид (1135-1204 гг.).
В 1031 г. Кордовский халифат распался из-за распрей в правящей верхушке. Кордова перешла под власть эмира Севильи.
В 1236 г. в ходе Реконкисты рыцарям кастильского короля Фердинанда III Святого (1199-1252 гг.) Кордова досталась после шестимесячной осады без боя: арабский правитель отдал ключи от города в обмен на жизнь своих сограждан. Маврам было разрешено взять то, что они способны унести, и приказано немедленно покинуть город.
При католических королях бывшая столица халифата утратила свое значение навсегда. В средние века кордобенсес (жители Кордовы также называют себя кортуби) пережили несколько страшных эпидемий чумы. Другой «чумой» была свирепая испанская инквизиция: согласно хроникам, 22 декабря 1504 г. в крупнейшем аутодафе Кордовы было одновременно сожжено 107 человек только зато, что они присутствовали на проповеди некоего Мембреке, признанного еретиком. В XVIII в. численность городских жителей едва достигала 20 тыс. человек.
Возрождение Кордовы началось в начале XX в., когда она стала превращаться в туристический центр Южной Испании. В настоящее время старый центр города и его своеобразная архитектура внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Символ Кордовы, ее главная достопримечательность и память о временах Кордовского халифата, павшего под напором Реконкисты, — кафедральный собор, он же — Кордовская соборная мечеть постройки VIII — начала XI в. Свой собор верующие кордовцы называют просто Мескита, или мечеть. Здание с ажурными мраморными арками, украшенное мавританской мозаикой и ракушкообразными полосатыми сводами было построено эмиром Кордовы Абд-ар-Рахманом I (731-788 гг.) в 785 г., на фундаменте вестготской базилики Св. Винсента.
Своды молитвенного зала Мескиты поддерживают 850 колонн из мрамора, гранита и яшмы. «Лес колонн», как его называют архитекторы, сделан из элементов древнеримского храма, стоявшего ранее на этом месте. Здание обнесено стеной высотой от 8 до 20 м, с башнями и зубцами, отчего Мескита похожа на древнюю крепость.
Завоевав Кордову, христиане не решились разрушить такую красоту, только немного перестроили под христианские каноны. В 1236 г. соборная мечеть была освящена и стала собором Вознесения Богоматери. В XIII в. кордовская знать построила вдоль ее внутренних стен капеллы, а 93-метровый минарет стал колокольней Торре-дель-Альминар, или Башней минарета.
В XVI в. интерьеру мечети попытались придать вид католического храма, едва не разрушив само здание. Получился встроенный в мечеть собор — с алтарем ихорами, но без стен.
При Меските находится крупнейшее в городе Патио-де-лос-Наранхос, или Апельсиновый двор, где действительно растет сотня апельсиновых деревьев.
В архитектуре Кордовы патио — открытые внутренние дворики домов, со всех сторон окруженные стенами и галереями, восходящими еще к римским атриумам, — занимают важное место. Кордовские патио пользуются славой во всей Испании. Горожане соревнуются в том, чтобы придумать для своего патио необычные детали и украшения. С 1918 г. каждую вторую неделю мая в Кордове проходит конкурс, устраиваемый Обществом друзей кордовских патио.
Замок христианских королей, дворец-крепость Алькасар, — также результат перестройки «мавританского наследия». Алькасар перестроен кастильским королем Альфонсо XI Справедливым (1311-1350 гг.) в 1328-1329 гг. из мавританской крепости Алькасар-Андалуси, построенной в VIII в. во время правления эмира Абд-ар-Рахмана I. Из этого замка христианские короли руководили войной против мавров. В 1486 г. королева Изабелла I Кастильская (1451-1504 гг.) впервые устроила аудиенцию мореплавателю Христофору Колумбу (1451-1506 гг.), чтобы выслушать предложенный им план экспедиции в Индию через Атлантический океан.
Вплоть до 1812 г. в Алькасаре была резиденция испанской инквизиции, до 1931 г. — тюрьма, а в 1995 г. весь комплекс зданий с искусной резьбой по камню, парков и садов был передан городу Кордове.
В числе прочих достопримечательностей Кордовы выделяется мост через реку Гвадалквивир — Римский мост, построенный при императоре Октавиане Августе (63 г. до н. э. — 14 г.). Длина моста — 247 м, в нем 16 арок. До 1953 г. Римский мост, сооруженный в первом веке до н.э., оставался единственным в городе, и автомобильное движение по нему запретили лишь в начале XXI в.
Древнегреческие географы Страбон (64/63 г. до н. э. — 23/24 г. н. э.) и Птолемей (87-165 гг.) писали, что Кордова была столицей иберийского племени турдетанов — одного из самых цивилизованных, развитых в культурном отношении местных племен, со своей письменностью, законами, и в то же время воинственных племен.
Вероятно, современное название города имеет финикийское происхождение: уже во II тыс. до н. э. здесь существовало крупное поселение финикийцев Карта-Туба, или Большой Город. Поселение расширялось и богатело: в VIII-VI вв. до н. э. в горах Сьерра-Морены добывали золото и медь. Запасы меди оказались столь велики, что ее добыча продолжается и в наши дни.
После 500 г. до н. э. Кордова была занята карфагенянами. Воины Кордовы участвовали в походе Ганнибала (247-183 гг. до н. э.) на Рим в 218216 гг. до н. э. В 206 г. до н. э. в ходе II Пунической войны римляне разгромили карфагенян, и земли Кордовы (лат. Кордуба) перешли в собственность Рима.
Первые подробные письменные сведения о Кордове относятся уже ко времени римского владычества: известно, что в 169 г. до н. э. римский претор Марк Клавдий Марцелл (умер около 148 г. до н. э.) основал здесь на реке (в те времена р. Бетис) колонию Бетика и тогда же Кордова становится ее главным городом. После распада Римской империи Кордова по очереди побывала в руках вандалов, Византии и вестготов.
В 711 г. началось вторжение арабов, чья огромная армия пересекла Гибралтар и быстро захватила практически весь Пиренейский полуостров. Кордова пала в том же 711 г. По легенде, причиной легкого проникновения арабов (мавров) на полуостров и сокрушительного поражения вестготского королевства, чей последний король Родерих (Родриго) погиб в первой же серьезной битве, стало предательство византийского наместника Сеуты, стратегически важного порта на севере современного Марокко. «Предатель» Олав, называемый в легендах графом Юлианом (но если он не был вассалом вестготского короля, то вряд ли этот эпитет уместен), мстил вестготскому королю, обесчестившему его дочь Ла Каву. Захват земель арабы совершали без лишних кровопролитий, после чего местное население вполне добровольно (так как это было выгодно) обращалось в мусульманство. Гораздо более долгим и изнурительным стало семивековое отвоевание земель, начавшееся с непокоренного севера Испании, — Реконкиста, завершившаяся захватом Гранады и изгнанием мавров в 1492 г.
До 756 г. Кордова, как и вся остальная мусульманская Испания, входила в подчинявшийся Дамаску халифат Аль-Андалус, но потом бежавший с родины наследник дамасских халифов Омейядов обосновался в Кордове и объявил ее столицей независимого Кордовского эмирата, а себя — эмиром. В 929 г. Кордовский эмират стал халифатом. В X в. — в период наивысшего расцвета Кордовы — в ней проживало около миллиона человек: больше, чем в любом другом европейском городе того времени. Здесь успешно развивались ремесла (керамика, хрусталь, выделка кожи, изделия из золота), процветали науки (Кордовский университет славился на всю Европу, здесь жили и работали такие ключевые фигуры европейской философии, как Аверроэс (1126-1198 гг.), Маймонид (1135-1204 гг.).
В 1031 г. Кордовский халифат распался из-за распрей в правящей верхушке. Кордова перешла под власть эмира Севильи.
В 1236 г. в ходе Реконкисты рыцарям кастильского короля Фердинанда III Святого (1199-1252 гг.) Кордова досталась после шестимесячной осады без боя: арабский правитель отдал ключи от города в обмен на жизнь своих сограждан. Маврам было разрешено взять то, что они способны унести, и приказано немедленно покинуть город.
При католических королях бывшая столица халифата утратила свое значение навсегда. В средние века кордобенсес (жители Кордовы также называют себя кортуби) пережили несколько страшных эпидемий чумы. Другой «чумой» была свирепая испанская инквизиция: согласно хроникам, 22 декабря 1504 г. в крупнейшем аутодафе Кордовы было одновременно сожжено 107 человек только зато, что они присутствовали на проповеди некоего Мембреке, признанного еретиком. В XVIII в. численность городских жителей едва достигала 20 тыс. человек.
Возрождение Кордовы началось в начале XX в., когда она стала превращаться в туристический центр Южной Испании. В настоящее время старый центр города и его своеобразная архитектура внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Символ Кордовы, ее главная достопримечательность и память о временах Кордовского халифата, павшего под напором Реконкисты, — кафедральный собор, он же — Кордовская соборная мечеть постройки VIII — начала XI в. Свой собор верующие кордовцы называют просто Мескита, или мечеть. Здание с ажурными мраморными арками, украшенное мавританской мозаикой и ракушкообразными полосатыми сводами было построено эмиром Кордовы Абд-ар-Рахманом I (731-788 гг.) в 785 г., на фундаменте вестготской базилики Св. Винсента.
Своды молитвенного зала Мескиты поддерживают 850 колонн из мрамора, гранита и яшмы. «Лес колонн», как его называют архитекторы, сделан из элементов древнеримского храма, стоявшего ранее на этом месте. Здание обнесено стеной высотой от 8 до 20 м, с башнями и зубцами, отчего Мескита похожа на древнюю крепость.
Завоевав Кордову, христиане не решились разрушить такую красоту, только немного перестроили под христианские каноны. В 1236 г. соборная мечеть была освящена и стала собором Вознесения Богоматери. В XIII в. кордовская знать построила вдоль ее внутренних стен капеллы, а 93-метровый минарет стал колокольней Торре-дель-Альминар, или Башней минарета.
В XVI в. интерьеру мечети попытались придать вид католического храма, едва не разрушив само здание. Получился встроенный в мечеть собор — с алтарем ихорами, но без стен.
При Меските находится крупнейшее в городе Патио-де-лос-Наранхос, или Апельсиновый двор, где действительно растет сотня апельсиновых деревьев.
В архитектуре Кордовы патио — открытые внутренние дворики домов, со всех сторон окруженные стенами и галереями, восходящими еще к римским атриумам, — занимают важное место. Кордовские патио пользуются славой во всей Испании. Горожане соревнуются в том, чтобы придумать для своего патио необычные детали и украшения. С 1918 г. каждую вторую неделю мая в Кордове проходит конкурс, устраиваемый Обществом друзей кордовских патио.
Замок христианских королей, дворец-крепость Алькасар, — также результат перестройки «мавританского наследия». Алькасар перестроен кастильским королем Альфонсо XI Справедливым (1311-1350 гг.) в 1328-1329 гг. из мавританской крепости Алькасар-Андалуси, построенной в VIII в. во время правления эмира Абд-ар-Рахмана I. Из этого замка христианские короли руководили войной против мавров. В 1486 г. королева Изабелла I Кастильская (1451-1504 гг.) впервые устроила аудиенцию мореплавателю Христофору Колумбу (1451-1506 гг.), чтобы выслушать предложенный им план экспедиции в Индию через Атлантический океан.
Вплоть до 1812 г. в Алькасаре была резиденция испанской инквизиции, до 1931 г. — тюрьма, а в 1995 г. весь комплекс зданий с искусной резьбой по камню, парков и садов был передан городу Кордове.
В числе прочих достопримечательностей Кордовы выделяется мост через реку Гвадалквивир — Римский мост, построенный при императоре Октавиане Августе (63 г. до н. э. — 14 г.). Длина моста — 247 м, в нем 16 арок. До 1953 г. Римский мост, сооруженный в первом веке до н.э., оставался единственным в городе, и автомобильное движение по нему запретили лишь в начале XXI в.
Общая информация
Местонахождение: юг Испании.
Административный центр провинции Кордова автономного сообщества Андалусия.
Административный центр провинции Кордова автономного сообщества Андалусия.
Административное деление: 10 районов.
Языки: испанский, андалусский диалект испанского языка.
Этнический состав: испанцы, североафриканцы.
Этнический состав: испанцы, североафриканцы.
Религия: католицизм, иудаизм, ислам.
Денежная единица: евро.
Крупнейшая река: Гвадалквивир.
Важнейший аэропорт: аэропорт Кордова.
Цифры
Площадь: 1255,2 км2.Население: 328 659 чел. (2011 г.).
Плотность населения: 261,8 чел/км2.
Плотность населения: 261,8 чел/км2.
Средняя высота над уровнем моря: 123 м.
Удаленность: 440 км от Мадрида.
Климат и погода
Средиземноморский.Средняя температура января: +14°С.
Средняя температура июля: +26°С.
Среднегодовое количество осадков: 500 мм.
Относительная влажность воздуха: 80%.
Относительная влажность воздуха: 80%.
Экономика
ВРП: €10 287 555 (2011 г.).
ВРП на душу населения: €9 821 (2011 г.).
Промышленность: пищевая (виноделие), металлообрабатывающая (медеплавильная), энергетическая, химическая, строительных материалов (керамическая).
Сельское хозяйство: растениеводство (важная специализация — оливы).
Продукция народных промыслов (изделия из кожи, серебра и железа).
Сфера услуг: туризм.
Достопримечательности
■ Набережная реки Гвадалквивир; Римский мост (I в. до н. э.);■ Руины древнеримских построек I в. н. э.: мавзолей, театр, храм;
■ Крепостные стены (частично сохранились от древних римлян) с воротами-арками и башнями (Х-ХII вв.): Пуэрта-дель-Севилья, Пуэрта-дель-Альмодовар, Пуэрта-дель-Пуэнте (XVI в.); башня Белен, башня Мальмуерта и башня Калаорра (конец XII в.);
■ Мельничное колесо Альбулафии (VIII в.);
■ Калифские бани (X в.);
■ Еврейский квартал;
■ Мескита (VIII, XIII в.) — кафедральный собор-мечеть (включая колокольню Торре-дель-Альминар, или Башня минарета, а также Патио-де-лос-Наранхос, или Апельсиновый двор);
■ Руины города-дворца Мадинат Аз-Захра — резиденция халифа (X в.); дворец-крепость Алькасар (XIV в.); дворец маркизов Виана (XIV в.); дворец Мерсед (XVIII в.) — резиденция Депутации провинций Кордовы;
■ Церковь Сан-Николас (XII-XVI вв.) с колокольней XV в., романская церковь Сан-Пабло (XIII в.), готическая церковь Сан-Лоренсо (XIV в.), церковь монастыря Кармен Кальсадо (XVI в.), монастырь Кармен Кальсадо (XVI в.), Королевская коллегиальная церковь Святого Ипполита (XVIII в.), Ратуша (XVI-XVII вв.); Синагога Кордова (XIV в.).