Милан (город)

Милан (город)
Город Милан — административный центр области Ломбардия (самой большой по численности населения) и одноименной провинции. Город расположен в центрально-западной части Паданской равнины между реками Тичино и Адда. Милан — крупнейший промышленный и деловой центр Италии, второй по численности населения город страны — после итальянской столицы города Рима. Милан — одна из признанных столиц мировой моды.
Согласно «Истории от основания города» древнеримского ученого Тита Ливия (59 г. до н. э. — 17 г.), поселение образовало племя инсубров на рубеже VII-VI вв. до н. э. Римляне стали называть город Медиоланум, который уже в Древнем Риме стал одним из крупнейших.
В IV в., после принятия христианства, в Медиолануме появились первые храмы. После распада Рима город сменил имя на Милан. В периоды, когда в городе была сильная власть, здесь вырастали дворцы и новые храмы. Например, в эпоху герцога Сфорца в XV в. или во время австрийского владычества, когда в Милане появился театр Ла Скала.
Бомбежки Второй мировой войны либо разрушили безвозвратно многие достопримечательности, либо серьезно их повредили. Так, невероятно трудно было восстановить «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи, после того как в трапезную монастыря Санта-Мария-делле-Грацие попал фугас, равно как и поднять из руин театр Ла Скала.
Административно Милан состоит из девяти зон. В первой находится вся территория исторического центра города, остальные восемь радиально расходятся от первой.
В зависимости от распределения достопримечательностей и культурных особенностей Милана в историческом центре выделяют несколько районов.

Площадь Дуомо

В Милане на площади Дуомо стоят главные достопримечательности этого района города, показывающие разные этапы его формирования. В центре — кафедральный собор, подтверждающий, что площадь начиналась как религиозный центр Милана. Слева — арка над входом в галерею Виктора Эммануила, ставшую символом объединенной Италии. Справа — дворец Аренгарио — архитектурный символ эпохи Муссолини.
Район вокруг главного собора — Дуомо — в IV в. был религиозным центром Милана. До XIV в. здесь находились базилики Санта-Текла и Санта-Мария-Маджоре, а также раннехристианские крестильни Сан-Джованни-але-Фонти и Санто-Стефано. Все эти храмы снесли, чтобы возвести один новый собор.
Кроме религиозного здесь находился и политико-административный центр Милана — дворец Раджоне. Надо заметить, что в XIV в. город был еще невелик — вся территория Милана занимала нынешний исторический центр. И даже нынешняя площадь Ла Скала находилась тогда на городской окраине.
До XVIII в. площадь Дуомо была заполнена лавками торговцев, тут же проходили религиозные праздники. В 1860 г. все постройки на площади снесли, чтобы построить огромную галерею, ставшую символом объединенной Италии.
Сегодня на площади тут и там стоят вполне современные здания. Они появились на месте пустырей, оставшихся на месте зданий, погибших под бомбами во время Второй мировой войны.
В 1277 г. в Дезио, в период правления архиепископа Оттона, семейство Висконти нанесло поражение семейству Торриане. Относительно демократический режим правления в городе завершился, Висконти преобразовали его в аристократический и правили Миланом до XV в.
Ознаменовать победу было решено роскошным строительством. Висконти зазвали в Милан выдающихся мастеров того времени, включая гениального художника Джотто. Зодчим было заказано строительство новых зданий, втом числе дворца и Дуомо — главного собора.
Милан времен семьи Висконти строился в основном в готическом стиле. Кроме Дуомо таким примером является еще и церковь Готтардо.
Кольцевая структура планировки города наглядно отражает стадии его развития: от кельтского поселения до средневекового города-крепости и до нынешнего современного города в окружении спальных районов.
Миланский кафедральный собор на карте

Миланский кафедральный собор

Миланский кафедральный собор является наиболее примечательным памятником архитектуры и подлинным центром города: от Соборной площади (Дуомо) радиально расходятся улицы и районы Милана.
Миланский собор Дуомо в стиле ломбардская готика — третий по величине в мире после собора Св. Петра в Риме и Севильского собора. Он стоит на одноименной площади и строился в течение четырехсот лет.
Возведение собора началось в 1386 г. под покровительством епископа Антонио Салудзо. Герцог Джан Сфорца пригласил ломбардских, немецких и французских архитекторов. Храм освятили в 1418 г., однако он оставался незаконченным вплоть до XIX в. И лишь во время оккупации Италии армией Наполеона собор был спешно закончен. Однако последние детали были закончены только в XX в.: в 1965 г. были открыты последние ворота, и этот год считают датой завершения строительства.
Собор поражает великолепием и снаружи, и внутри.
Стены Дуомо заставлены статуями: здесь 3500 изображений святых, животных и чудовищ. Вершину храма венчает Мадоннина — четырехметровая статуя Мадонны, созданная в 1774 г. и ставшая символом города. Да и вся крыша собора ощетинилась массой шпилей, самый старый возведен в 1404 г. Пять дверей храма изготовлены в 1840-1965 гг.
Внутри пять приделов нефа разделены 52 колонами — по числу недель в году.
Самые ранние витражи относятся к XV в., большинство — к XIX в., а самый последний появился в 1980 г. Шедевр средневекового ювелирного искусства — канделябр Тривульцио XII в., украшенный изображениями чудовищ и аллегорических фигур. Несколько жуткое впечатление производит статуя св. Варфоломея 1562 г., с которого снимают кожу. Ступени слева от входа ведут к руинам апсиды раннехристианской церкви Санта-Гекла и крестильне.
Находящаяся рядом галерея Виктора Эммануила — просторное, светлое вооружение — стало первым во всей Италии зданием из стекла и металла.
Она представляет собой крытый пассаж с множеством магазинов, кафе и ресторанов. Открывал галерею сам первый король объединенной Италии, в честь которого она и названа. Она соединила площади Дуомо и Ла Скала и представляет собой крытую двойную галерею из двух застекленных аркад, сходящихся под прямым углом, под 47-метровым куполом.
Дворец Марино находится на одной из самых известных площадей в мире — Ла Скала. В середине XVI в. по заказу богатого торговца Томазо Марино было построено это роскошное здание в стиле маньеризма с изобилием декоративных элементов в сочетании с классическими традициями. Оно оставалось незавершенным до 1892 г. После смерти Марино дворец перешел в руки других хозяев, а в 1781 г. государство забрало его себе в счет долгов тогдашних владельцев. Долгое время в нем размещались хозяйственные и административные службы. В настоящее время дворец Марино является резиденцией мэра. Главная ценность здания — фрески середины XVI в. В дворцовом «Зале Алесси» проходят самые важные городские приемы.
Церковь Сан-Феделе — типичный пример архитектуры эпохи Контрреформации второй половины XVI в., у нее своя, особая категория прихожан из среды старой аристократии города. Церковь является миланской резиденцией иезуитов, она построена по инициативе архиепископа ордена на одноименной площади архитектором Пеллегрино Тибальди. Строгий классический внешний облик здания соответствует требованиям церковной архитектуры того времени. Храм славится своими малыми капеллами, каждая из которых — произведение искусства. Самая знаменитая — «Пьета», изображение скорбящей Богоматери при снятии Христа Спасителя с креста художника Симона Петерциано. Другая достопримечательность — фреска «Мадонна дей Торриани» XV в., которой поклоняются балерины театра Ла Скала.
Ла Скала и Пинакотека Амброзиана на карте

Ла Скала и Пинакотека Амброзиана

Недалеко от площади Дуомо располагаются два сооружения, представляющие собой сокровища миланской, итальянской и мировой культуры, — театр Ла Скала и Пинакотека Амброзиана.
Театр Ла Скала был построен по воле австрийской императрицы Марии Терезии (1717-1780) после пожара 1776 г., уничтожившего прежний Королевский театр. Расходы по строительству нового здания распределили между собой 90 аристократов Милана.
Построенный Джузеппе Пьермарини во второй половинеXVIII в., он получил свое название благодаря тому обстоятельству, что находится на месте церкви Санта-Мария-делла-Скала, возведенной в 1381 г. для Беатриче делла Скала, супруги Бернабо Висконти (1323-1385) — правителя Милана с 1354 по 1385 г. Театр открылся в 1778 г. постановкой оперы Антонио Сальери «Признанная Европа».
Его здание поражает красотой и роскошью. В зале на 2015 зрителей с потолка свисает огромная люстра из богемского хрусталя, выполненная в 1923 г. Ложи похожи на небольшие гостиные для романтических встреч. Сцена театра — одна из самых больших в Италии — площадью 1200 м2.
Во время Второй мировой войны здание было частично разрушено бомбардировками 1943 г. Театр стал первым крупным сооружением, отстроенным в городе после Второй мировой войны, причем всего за три года. 11 мая 1946 г. Артуро Тосканини провел концерт в честь открытия театра Ла Скала. Миланцы считают это важнейшим историческим событием для города. Бюст самого маэстро выставлен в фойе театра.
В день св. Амвросия — покровителя Милана — традиционно начинается сезон в театре Ла Скала.
Королевский дворец стоит на месте здания, служившего ратушей еще в XI в. В 1330-х гг. оно было основательно перестроено по приказу правителя Аццоне Висконти (1302-1339 гг.). Первоначально в нем жили правители Милана. Однако миланский герцог Галеаццо Мария Сфорца (1444-1476 гг.) пожелал перенести свои апартаменты в другое место, и дворец пришел в упадок. В 1598 г. в нем разместился первый миланский театр — тот самый, что сгорел в 1776 г.
Своим нынешним неоклассическим обликом театр обязан эрцгерцогу Фердинанду, для которого его перестроил Джузеппе Пьермарини.
В 1920 г. король Виктор Эммануил II передал здание городу, который его выкупил, разместив в нем офисы, музеи и выставочные залы. Сегодня в нем расположен Городской музей современного искусства.
Рядом, на площади Мерканти, что являлась центром общественной жизни средневекового Милана, стоит дворец Раджоне первой половины XIII в. Изначально это было здание суда, известное горожанам как Бролетто Нуово. С другой стороны площади находится Ложа Осьи, украшенная гербами районов Милана, статуями Девы Марии и святых.
По соседству располагается здание Дворцовой школы первой половины XVII в. со статуями св. Августина и римского поэта Авзония.
Дом Панигарола, или, как его еще называют, дворец нотариусов, находится на западной стороне площади. Готическое здание XV в. — классический пример гражданского строительства той эпохи. На стене постройки сохранилась керамическая доска с подписью юриста XV в. Томмазо Капонаго, где он предостерегает сограждан от конфликтов с законом. В течение нескольких веков тут располагалась нотариальная контора семьи Панигарола.
Пинакотека (Художественная галерея) Амброзиана была основана в 1618 г. кардиналом и архиепископом Милана Федерико Барромео. В собрании галереи, выставленном в 24 залах, работы Леонардо да Винчи, Боттичелли, Тициана, Караваджо, Рафаэля.
И еще одно небольшое, но очень запоминающееся строение в районе площади Дуомо — «Зукка-и-Галлерия», очень популярное у миланцев кафе первой половины XX в., затейливо украшенное мозаикой.

Замок Сфорцеско

Угловая башня и стены замка Сфорцеско. Представители династии Сфорца, правившие Миланом до начала XVI в., заботились не только об укреплениях, но и привлекали лучших мастеров для оформления интеръеров, в том числе Леонардо да Винчи.
Внешне замок представляет собой довольно мощное оборонительное сооружение, что стоит на расстоянии километра от главного собора Дуомо.
До XIV в. северо-западная часть города оставалась окраиной города, заросшей густым лесом, в который богатые миланцы выезжали поохотиться на косуль, а кто победнее ставили капканы на зайцев.
Когда началось строительство Кастелло Сфорцеско, он же замок Сфорца, или замок Сфорцеско, этот район все еще находился за городскими стенами.
Первый замок появился в 1368 г. и был резиденцией правящей семьи Висконти. Это было квадратное в плане здание со стороной 180 м. Постройка погибла в 1447 г.: ее снесла толпа восставших жителей Милана после провозглашения Золотой амвросианской республики.
Республика просуществовала недолго, к власти пришел кондотьер Франческо Сфорца, которому тоже понадобилась резиденция. В 1450 г. началось строительство, которым Сфорца положил начало самому блистательному периоду развития города за всю его историю.
Центральную башню спроектировал и построил знаменитый Антонио Филарете, она теперь так и называется — Торре-дель-Филарете. Впоследствии разные представители династии Сфорца изрядно потратились на перестройку этого громоздкого сооружения.
В 1476 г. в период регентства Боны Савойской построена башня Toppe ди Бона ди Савойя. В 1494 г. к власти пришел Лодовико Сфорца «Мавр», и начался важнейший этап строительства и декорирования замка, этим занимались Браманте и сам Леонардо да Винчи, фрески его работы сохранились в зале Ассе. Была перестроена еще одна башня — Toppe Кастеллана, ставшая сокровищницей Лодвико Сфорца. За ней был создан Двор Роккета — последнее убежище на случай осады. В крыле напротив выхода в Герцогский двор находились апартаменты самого Лодовико.
В результате долгого кропотливого труда в Милане появилась одна из самых прекрасных резиденций эпохи Возрождения.
В 1521 г. в Торре-дель-Филарете, где хранился порох, ударила молния, и башня была почти полностью уничтожена, а замок серьезно поврежден. В дальнейшем замок разделил судьбу всего Милана: во время бесконечных войн им владели испанцы, французы и австрийцы, постройки разрушались и перестраивались, а зал с фресками Леонардо был превращен в казармы и конюшню.
В 1796-1801 гг. в Милане жил Наполеон, и по его повелению началась реставрация замка. Но он едва не погиб окончательно во время знаменитых «Пяти миланских дней» 1848 г., когда миланские борцы за свободу от французской оккупации снова едва не снесли замок.
Своим нынешним видом замок Сфорцеско и прилегающий к нему парк Семпионе обязаны реставрации и ландшафтному дизайну конца XIX — начала XX в. Что, в свою очередь, стало возможно благодаря активной борьбе архитектора Лука Бельтрами, который помешал сносу исторического здания и строительству на его месте жилого квартала. Ему удалось восстановить многие первоначальные элементы постройки. К 1905 г. была полностью восстановлена Торре-дель-Филарете по старинным рисункам и чертежам.
Во время Второй мировой войны замку был нанесен серьезный ущерб, но довольно быстро была проведена реставрация.
С 1896 г. в замке Сфорца размещаются городские музеи, в которых собрана одна из самых больших коллекций произведений искусства в Милане. В Герцогском дворе представлено собрание произведений искусства древности, а также находится галерея скульптуры и живописи с коллекцией мебели. Во Дворе Роккета собраны предметы декоративно-прикладного искусства и гобелены из собрания кондотьера и мецената Джана Джакомо Тривульцио (1440/1441-1518 гг.). Здесь же расположены Археологический музей, филателистическая коллекция и собрание Акилле Бертарелли из 700 тыс. книг и гравюр.
Милан замок Сфорца на карте

Вокруг «Тайной вечери»

В конце XIX в. одновременно с проведением полной реконструкции замка Сфорцеско вокруг замка разбивается парк Семпионе со множеством разнообразных построек. В стороне от замка стоит церковь Санта-Мария-делле-Грацие с чудом уцелевшей фреской Леонардо да Винчи.
В основе проекта архитектора Эмилио Алеманьи — стилизованная планировка пейзажного английского парка с богатой растительностью и многочисленными развлечениями для взрослых и детей.
Парк довольно велик, однако это всего лишь малая часть бывшего герцогского сада Висконти, который был расширен в XV в. герцогами Сфорца до охотничьего заказника площадью 3 км2. При испанцах парк был заброшен, затем переделан в громадный плац-парад. В 1906 г. в нем провели Всемирную выставку.
Вокруг парка расположено несколько примечательных городских построек.
Арка Мира в неоклассическом стиле — второй по значимости символ Милана после замка Сфорца. Она сооружена по образцу триумфальной арки Септимия Севера в Риме. Работу над ней начал в 1807 г. Луиджи Каньола в ознаменование побед императора Наполеона Бонапарта. Работа затянулась, за это время Наполеон успел проиграть войну и отправился в ссылку на остров Св. Елены. Стройку разморозили только в 1826 г. при императоре Франциске I Австрийском, а открыли только в 1838 г. по случаю коронации императора Фердинанда I, правителя королевства Ломбардии-Венето. Теперь она уже именовалась Арка Мира в честь Венского конгресса 1815 г.
Третья по значимости постройка парка Семпионе — здание Миланского Триеннале. Традиция проводить выставки раз в три года зародилась в 1923 г. в Монце. Постоянное здание для Триеннале появилось, когда в 1931-1933 гг. по проекту Джованни Муцио был возведен Дворец Искусств и Триеннале переехала в Милан. Она стала не только выставкой, а целым культурным институтом, представляющим в мире итальянскую архитектуру, дизайн, моду, кино, графическое искусство.
В очертаниях стоящей неподалеку Городской арены просматривается подражание древнеримским амфитеатрам, причем не только внешне. Создатели арены сделали возможным повторение представлений в духе императоров эпохи расцвета Рима. Например, здесь можно было проводить соревнования по гребле и устраивать реставрацию морских сражений, наполняя резервуары водой из каналов Навильи, а также устраивать гонки на колесницах. На открытии арены в 1806 г. присутствовал сам Наполеон, не отказавший себе в удовольствии пережить те же ощущения, что и императоры Древнего Рима.
Городской аквариум был построен в 1906 г. специально для Всемирной выставки, но изначально задумывался как выставочный и образовательный центр, который останется и после ее завершения. В 36 резервуарах содержится около 100 видов фауны Средиземного моря и рек Италии. В здании, построенном в стиле модерн, сохранились оригинальные изразцы и барельефы.
И еще два объекта в парке Семпионе, связанные с именем Наполеона: проспект Семпионе, построенный императором по образцу парижских Елисейских полей, и бульвар Форо Буонапарте с его роскошными зданиями XIX в., изящным полукругом «обнимающий» замок Сфорцеско. Из середины бульвара начинается пешеходная улица Данте — одна из красивейших в городе.
К юго-востоку от замка Сфорцеско находится величайшее сокровище Милана, Италии и всей мировой культуры: церковь Санта-Мария-делле-Грацие с фреской Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», внесенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Пусть Лодовико Сфорца был плохим политиком, но при нем архитектура в Милане процветала. При семье Сфорца в архитектуре города произошел переход от готики к стилям эпохи Возрождения. Примером этого и служит церковь Санта-Мария-делле-Грацие. В ее трапезной Леонардо да Винчи написал один из своих шедевров — фреску «Тайная вечеря». Ее создание открыло эпоху Высокого Возрождения в истории живописи. Леонардо работал над ней с 1495 по 1498 г.

Модный квадрат

Если миланский мир моды, диктующий свои правила всему миру, сосредоточен на относительно небольшой площади, то городской некрополь занимает обширное пространство, скорее похожее на музей под открытым небом.
Куадриатело делла Мода, или «Модный квадрат», — район, заполненный магазинами самых известных в мире дизайнеров одежды, очень красивой и умопомрачительно дорогой. Но и в этом центре моды есть собственный центр — улица Монтенаполеоне, одна из сторон квадрата, проложенная на месте древнеримских стен. Остальные три стороны — чуть менее известные улицы, но от того не менее дорогие: Мандзони, Сант-Андреа и Спига.
Мандзони с ее аристократическими особняками в прошлом была известна как проспект Садов (здесь всегда было много зелени), а своим нынешним именем обязана великому итальянскому романисту. Здесь находятся дворец Брентани с фасадом, украшенным, как медалями, барельефами знаменитостей, и здание гостиницы «Гранд Отель де Милан», печально известной тем, что здесь в 1901 г. скончался великий композитор Джузеппе Верди.
Ворота Порта-Нуова в прошлом были частью средневековой городской стены. Известно, что их начинали сооружать еще в 1171 г., использовав камни более древних построек, в том числе римских. Чтобы подчеркнуть этот факт, ворота украсили копиями римских надгробий I в.
Слово «дворец» в названии здания далеко не всегда говорит о древности здания. Например, дворец Джорнали был построен в 1942 г. как главная редакция газеты II Popolo d'ltalia («Народ Италии»), основанной Муссолини. Своей изначальной цели «дворец» прослужил недолго, уже через год газета закрылась.
Здание окружено огромным Городским садом — самым большим парком Милана. Во второй половине XVIII в. его создал Пьермарини, а спустя сто лет расширил Джузеппе Бальдзаретто, присоединив к нему дворец Дуньяни. Он принадлежит городу, открывшему в нем Музей кино.
Понятно, что такой город, как Милан, не может обойтись без квартала богемы: таковым является Брера, где живут студенты-художники и находится всемирно знаменитая Художественная галерея Брера. Она расположилась в бывшем дворце иезуитов, после того как орден подвергся гонениям во второй половине XVIII в.
Непередаваемые ощущения вызывает пересохший канал Навильо-Мартезана со стенами, заросшими травой, и старым деревянным шлюзом Квартал Брера известен несколькими старинными церквями.
Сан-Марко, согласно легенде, посвящена св. Марку, покровителю Венеции, в знак благодарности за помощь, оказанную Милану в ходе войны с Фридрихом Барбароссой в XII в. Первое письменное свидетельство о церкви относится еще к 1254 г. В XVII в. Сан-Марко основательно перестроили в стиле барокко, и тогда церковь была самым крупным культовым сооружением города после Кафедрального собора.
Церковь Санта-Мария-дель-Кармине была построена в первой половине XV в. в готическом стиле. А Сан-Симпличиано стала одной из четырех базилик, основанных св. Амвросием, и сохранила свою первоначальную раннехристианскую архитектуру. В 1927 г. в окна церкви вставлены витражи, изображающие эпизоды сражения при Леньяно, что связано со старой городской легендой.
Удивительна архитектура церкви Санта-Мария-Инкороната. Она состоит из двух зданий: одно строилось для Франческо Сфорца, второе — для его супруги, но в 1486 г. они были соединены. У здания — двойной фасад с двумя апсидами.
Необозримое кладбище Монумента-ле появилось в Милане во второй половине XIX в. Оно украшено многочисленными современными и классическими скульптурами, величественными обелисками и совсем оригинальными работами вроде уменьшенной копии колонны Траяна. Главный вход на кладбище — через Фамедио, или Храм Славы: массивное здание в средневековом стиле из мрамора. В часовне Паланти погребены 800 миланских граждан, погибших в нацистских концлагерях.
Аристократический Милан

Аристократический Милан

Навильо — один из самых живописных районов города благодаря каналам, спроектированным Леонардо да Винчи. В далеком прошлом миланцы всерьез собирались превратить свой город в подобие Венеции. Идея не прижилась, каналы постепенно засыпали, пока не осталось всего пять, из которых самый известный — Навильо-Гранде.
Городские кварталы юга исторического центра застраивались сначала культовыми сооружениями, а затем — домами городской знати, причем настолько плотно, что одна стена разделяла церковь и вполне гражданскую постройку.
В конце XVIII в. Милан вступил в период явного ослабления монастырей: они стремительно утрачивали свое влияние на фоне национально-освободительной борьбы сначала против испанцев, а затем — австрийцев.
В городе, пусть и с опозданием, начала укрепляться буржуазия. Повсеместно ограничивались права церкви, закрывались некоторые монастыри и конфисковывалось их имущество. Новая власть без особого уважения потеснила церковь, а на месте снесенных храмов появились творения светской архитектуры, главным образом административные и театральные здания.
На месте средневековой городской стены проложили внутреннюю кольцевую дорогу, а на месте Испанской стены — внешнюю. От старых времен сохранился квартал Навильо с каналами Большим и Павезе: последним напоминанием о некогда разветвленной и оживленной транспортной сети.
Район, что лежит к юго-востоку от исторического центра, между проспектами Монофорте и Порта-Романа, до самого конца XIX в. оставался отдаленной окраиной, где аристократы строили загородные дома с прудами на месте монастырей, закрытых по повелению австрийской императрицы Марии-Терезии.
Однако на то, чтобы снести некоторые особо выдающиеся по красоте храмы, не хватило духу даже у самых ярых миланских антиклерикалов.
Район, что располагается за древнеримской стеной, был занят обширными раннехристианскими кладбищами, а также постройками античных времен — Ареной и Цирком. Свидетели той эпохи — 16 коринфских колонн II-III вв. от храма или терм периода императора Максимиана, украшающие Триумфальный вход в базилику Сан-Лоренцо-алле-Колонне. Это — одна из четырех ранних базилик (Сан-Симпличиано, Сант-Амброджо, Сан-Лоренцо и Сан-Назаро), построенных в честь св. Амброджо (Амвросия).
Первая постройка на ее месте датируется приблизительно IV в. Впоследствии она перестраивалась после пожаров в XI-XIII вв. Самые значительные изменения в облик церкви были внесены во время реконструкции XVI в. Тем не менее до наших дней сохранилась оригинальная, нетипичная для ломбардской архитектуры византийская планировка «четырехлистник»: с куполом и четырьмя башнями, напоминающими башни храма Св. Софии в Константинополе. Это одна из самых старых так называемых «круглых» церквей в западных христианских странах.
К базилике примыкают со всех сторон здания меньшей величины, сооруженные в разные периоды. Всего насчитывается пять циклов строительства, из прежних сооружений остались древний баптистерий и романская колокольня XII в. Нынешний купол церкви — самый большой в Милане — воссоздан в стиле барокко после обрушения оригинального в 1573 г.
За базиликой раскинулся зеленый сквер, где высится колонна со статуей св. Лазаря. У сквера сразу два названия: Парк базилик (он находится между базиликами Сан-Лоренцо и Сант-Эусторджо) и Площадь Ветра. До 1840 г. на площади проводили казни: тут вешали простолюдинов, тогда как аристократам отрубали голову на площади перед зданием Суда.
В XII в. городские власти решили обнести общей городской стеной еще и базилику Сан-Лоренцо. Для этого снесли древнеримские ворота, а на их месте поставили новые — Порта-Тичинезе. В 1329 г. правитель Милана Аццоне Висконте, желая показать, что город существует с божьего благословения, повелел установить на воротах скульптурную композицию «Мадонна с младенцем Иисусом и св. Амвросием, представляющим модель города». Эти ворота на улице Мандзони — последние из сохранившихся в Милане.

Новый город на античных руинах

Между перекрестком Карроббио и проспектом Маджента сохранилось немалое количество римских руин III-IV вв. То было время, когда император Максимиан правил западной частью Римской империи из своей столицы в Медиолане (ныне — Милан).
К северу от базилики Сан-Лоренцо-алле-Колонне находится перекресток Карроббио, чье название, очевидно, происходит от латинского quadrivium: место, где сходятся четыре дороги. Неподалеку высится исторический дворец Стампа. После кончины последнего из Сфорца в 1535 г. губернатором стал Массимилиано Стампа, который впоследствии передал город под власть Испании, водрузив знамя испанского короля Карла V над замком Сфорцеско, в обмен получив земли и привилегии.
Желая прослыть благодетелем города, император Максимиан повелел построить Арену, термы и невероятных размеров Цирк, где проходили гонки колесниц. Этот Цирк был длиной свыше полукилометра, но сегодня от него остался только изгиб трибун и башня при входе, переделанная в колокольню церкви Сан-Маурицио.
Западнее остатков Цирка высится барочное здание дворца Литта постройки XVII-XVIII вв. Во второй половине XVII в. в нем был устроен частный театр владельца дворца графа Арезе. Этот театр, старейший в Милане, работает и в наши дни под названием Театро Литта ди Милано. Дворец располагается на территории монастыря Санта-Мария-Мадцалена-аль-Черкио (от искаженного латинского adcirculum — «у Цирка»).
Простая кирпичная башня Горани XI в. — одна из нескольких чудом сохранившихся средневековых дворцовых башен города. Сам дворец безвозвратно погиб под бомбежками Второй мировой войны в 1943 г.
Южнее находится подлинное сокровище миланской архитектуры — базилика Сант-Амброджо (св. Амвросия), одна из самых древних церквей в Милане. Согласно преданию, ее построил св. Амвросий Медиоланский в 379-386 гг. над местом захоронений христиан — жертв религиозного преследования в римский период. Ранее церковь называлась базилика Мартирум, или Мучеников, после смерти святого ее посвятили ему.
В 1099 г. она практически полностью была перестроена в романском стиле. От базилики IV в. сохранились лишь триумфальная арка и ее колонны, ставшие частью апсиды.
У фасада — две лоджии, верхняя используется епископом Милана для благословления верующих, собравшихся на площади. У базилики две колокольни: правая — «Дель-Монаки» («Колокольня монахов») IX в. и левая — колокольня Каноников XII в., чьи последние два этажа были надстроены только в 1889 г.
Внутри находятся мозаика возрастом свыше полутора тысяч лет, а также захоронение короля Италии и императора Священной Римской империи Людовика II (825-875 гг.), мощи святого Амвросия Медиоланского в золотом алтаре и мучеников Гервасия и Протасия. В августе 1943 г. англо-американские бомбежки серьезно повредили базилику.
В память о 10 000 миланцев, погибших в годы Первой мировой войны, в 1930 г. архитектор Джованни Муцио создал храм Победы, что вплотную примыкает к стене базилики Сант-Амброджо.
А в бывшем монастыре ордена оли-ветанов Сан-Витторе разместился большой Государственный музей науки и техники «Леонардо да Винчи». До этого монастырь не раз менял свой профиль: во время гонений на монастыри в 1804 г. он сначала был превращен в госпиталь, а потом — в казармы. На его территории сохранились римские руины: фундамент крепости и мавзолей-октаэдр императора Валентиана II. В музее представлена одна из лучших коллекций технических проектов и научных исследований Леонардо да Винчи, множество действующих моделей его технических изобретений, несколько тысяч рисунков мастера.
Район Навильи оставался портовым вплоть до XIX в. Здесь были прорыты каналы Навильо-Гранде и еще несколько других. В XV в. миланский правитель Лодовико «Мавр» улучшил сеть каналов и шлюзов, пригласив для этой цели самого Леонардо да Винчи. В 1930-х гг. часть каналов были засыпаны, а в 1979 г. прекратилось всякое судоходство, кроме туристического.

Вдоль по Порта-Романа

Вымощенный крупным булыжником проспект Порта-Романа — это живой зеленый пунктир исторического Милана, где вдоль дороги выстроились дворцы с большими ухоженными садами.
Проспект соединяет центр города с юго-восточной оконечностью бульварного кольца, проходя там же, где во II-III вв. она шла под изящными портиками за пределами городских стен, на месте древней императорской дороги, что вела от ворот Порта-Романа напрямую в Рим. Поэтому ворота в городских стенах, через которые проходила дорога, назывались Римскими, или Порта-Романа.
В Средневековье Милан решительно сопротивлялся германским императорам, особенно в правление Фридриха Барбароссы, которому не по душе была латинская вольница на полуострове. В 1158 г. Фридрих Барбаросса предпринял свой второй итальянский поход, и миланцы вынуждены были укреплять город. Арку на Римской дороге переделали в башню, что город не спасло: Милан сдался спустя месяц осады.
Среди прекрасных дворцов по проспекту Порта-Романа — Аннони первой половины XVII в., знаменитый своей коллекцией живописи, в которой есть полотна самого Рубенса и Ван Дейка. А рядом — напоминание о бурной истории города: фрагмент Испанской стены первой половины XVI в., построенной Ферранте I Гонзагой (1507-1557 гг.) — генерал-губернатором Миланского герцогства.
Однако доминантой всего района стало не древнее сооружение, а относительно современное — башня Веласка 1950-х гг. Этот красный символ современного Милана обладает необычной формой, напоминая средневековую крепостную башню. На самом деле расширение сделано для того, чтобы увеличить площадь офисных помещений.
Еще одна из базилик Св. Амвросия — Сан-Назара-Маджоре, построенная на старом христианском кладбище и в плане представляющая собой греческий крест с апсидами по бокам. Такой же особенностью характеризуется только церковь Святых Апостолов в Константинополе. В 397 г., когда было обнаружено тело святого Назария, была построена новая апсида, а в эпоху Возрождения, в 1512-1521 гг., ломбардский архитектор Брамантино воздвиг перед ней мавзолей-октаэдр Тривульцио, водруженный на раннехристианский фасад часовни Св. Екатерины.
«Большая больница», или Главный госпиталь, построил Францеско Сфорца в середине XV в.: таким образом, он хотел собрать под одной крышей несколько десятков больниц, разбросанных по всему городу. В 1939 г. для больницы нашлось другое место, а в этих стенах обосновались гуманитарные факультеты Университета Милана. Здание представляет собой один из первых образцов ренессанс-ной архитектуры в Ломбардии.
Находящийся рядом изумительный Сад Гвасталла был разбит по повелению графини делла Гвасталла в середине XVI в. Парк открыт для публики с 1939 г. Тут же, в центре площади Августа, с 1580 г. стоит уцелевшая во всех войнах одна из так называемых «вотивных колонн» — Верзьер, установленная св. Карлом Барромеем в память о завершении эпидемии чумы 1567 г.
Церковь Санта-Мария-делла-Пассионе — вторая по величине в Милане после Главного собора — Дуомо. Это — одна из самых значимых построек эпохи Ренессанса. Изначально церковь была выполнена в форме греческого креста, но век спустя архитектор Мартино Басси изменил ее внешний вид, добившись формы латинского креста путем добавления в центре здания трех роскошных нефов. Главная достопримечательность храма — огромный купол, основание которого представлено в виде многоугольника.
Юг исторического Милана на карте

Общая информация

Районы: Дуомо, Борго Дельи Ортолани, Брера, Варесин, Исола, Куадриатело делла Мода, Порта Венеция, Порта Нуова, Семпионе, Сентрал Стадион, Сентро Диреционале, Тре Торри.
Местонахождение: северная Италия.
Административная принадлежность: провинция Милан, регион Ломбардия.
Основан: ок. 600 г. до н. э.
Язык: итальянский.
Этнический состав: итальянцы, выходцы из Северной Африки, Восточной Европы, Азии и Латинской Америки, цыгане.
Религия: католицизм,православие, буддизм, ислам, иудаизм, протестантизм.
Денежная единица: евро.
Аэропорт: Милан — Мальпенса (международный).

Цифры

МИЛАН

Площадь: 181,67 км2.
Население: 1 357 599 чел. (2017).
Плотность населения: 7472,9 чел/км2.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Площадь: 9,7 км2.
Население: свыше 100 000 чел. (2017).
Плотность населения: 10 309,3 чел/км2.
Высота относително уровня моря: 122 м.
Удаленность: 478 км к северо-западу от Рима.
Дуомо — главный собор: высота нефа — 45 м и фасада — 56 м, длина собора — св. 160 м, общая площадь — св. 10 000 м2, высота колонн нефа — 24 м, размер окон апсиды — 20,7x8,5 м, внутри собора — более 1100 статуй, снаружи — 3500, общая высота со шпилем — 108 м.
Театр Ла Скала: длина — 100 м, ширина — 38 м, количество лож — 194.
Амброзианская библиотека: манускрипты — 35 тыс., печатные книги — 750 тыс.
Замок Сфорцеско: длина стен — 800 м, толщина стен — до 7 м, башни — 4, внутренние дворы — 3.
Парк Семпионе: площадь — 386 000 м2.
Арка Мира: высота — 25 м.
Городская Арена: вместимость — 30 тыс. чел.
Стадион «Меацца»: вместимость — 85 тыс. чел.
Фреска «Тайная вечеря»: длина — 8,8 м, ширина — 4,6 м.
Городской сад: площадь — 160 000 м2.
Кладбище Монументале: площадь — 250 000 м2.
Здание «Пирелли»: высота — 127,1 м.
Высота относительно уровня моря: 122 м.

Климат и погода

Субтропический влажный.
Холодная влажная зима, жаркое влажное лето.
Средняя температура января: +2,5°С.
Средняя температура июля: +23,6°С.
Среднегодовое количество осадков: 920 мм.
Относительная влажность воздуха: 77%.

Экономика

Промышленность: модные дома, легкая (текстильная и швейная), телекоммуникационная, авиационная, автомобильная, химическая (шины).
Транспортный узел (ж/д, а/д, авиаперевозки).
Сфера услуг: туристические, транспортные, телекоммуникационные, медицинские, образовательные, торговые, логистические, финансовые.

Достопримечательности

Исторические

  • Церкви Сан-Джорджио-аль-Палаццо (750,1623, 1800-1821), Сан-Мария-прессо-Сан-Сатиро (876, часовня Сострадания и колокольня XV в,) и Сан-Сеполькро (1100, 1897)
  • Дворцы Раджоне (1233) и Джури-консулти с Башней Коммуны (1272)
  • Ложа Осьи (1316)
  • Королевский дворец (1330-1336)
  • Церковь Сан-Готардо-и-Корде (1336)
  • Дуомо — главный собор (1386-1965)
  • Поликлиника Маджоре (Университет Милана, 1456)
  • Дом Панигарола (дворец нотариусов, 1466,1899)
  • Остатки дворца Барромеев (начало XV в.)
  • Колодец на площади Мерканти (XV в.)
  • Церковь Сан-Феделе (1596)
  • Дворец Марино (середина XVI в.)
  • Пинакотека (Библиотека Амброзиана 1609, Худож, галерея Амброзиана 1618, Академия рисунка 1620)
  • Дворцовая школа (1645)
  • Дворец Скуоле Палатини (1645)
  • Театр Ла Скала (1776-1778)
  • Руины древнеримских сооружений (ул, Бриса, II в.)
  • Кладбище Монументале (1866)

Архитектурные

  • Фонтан на пл. Фонтана (1793)
  • Галерея Виктора Эммануила (1877)
  • Кафе «Зукка-и-Галлерия» (1921)
  • Особняки Оменони (1565) и Мандзони (Государственный центр изучения творчества писателя, 1781)
  • Арт-объект «Вращающийся диск» (1980)
  • Проспекты Виктора Эммануила II и Маттеотти
  • Площади Дуомо, Ла Скала, Фонтана, Либерти, Бельджойозо и Меда
  • Руины древнеримских сооружений (ул. Бриса, II в.)
  • Кладбище Монументале (1866)
  • Ворота Порта-Нуова (XII в., 1861) и Порта-Венеция (1828)
  • Арка Мира (1838)
  • Гостиница «Гранд Отель де Милан» (1865)
  • Центральный вокзал (1931)
  • Смотровая башня Торре-Бранка (1933, 2002)
  • Здание «Пирелли» (1955-1960)

Культовые

  • Церковь Сан-Карло (1838-1847)
  • Церкви Сан-Бабила (XI, XVI, XIX вв.) и Сан-Марко (XIII, XVII, XIX вв.)
  • Монастырь Гареньяно (1349, 1562)
  • Церкви Санта-Мария-дель-Кармине (1447. начало XIX в.), Санта-Мария-делле-Грацие (вторая половина XV в.), Санта-Мария-Инкороната (XV в.), Сан-Маурицио (первая половина XVI в.) и Сант-Анджело (1552)

Культурные

  • Памятник Леонардо да Винчи (1872)
  • Музей Польди-Пеццоли (1881)
  • Театр Ла Скала (1913)
  • Дуомо (1953)
  • Городской сад (1786)
  • Музей естествознания (1838)
  • Театр «Верме» (1872)
  • Музей Багатти-Вальсекки (здание конца XIX в., открыт в 1994)
  • Городской аквариум (1906)
  • Планетарий (1930)
  • Дворец искусств (Миланская Триеннале, 1933)
  • Театр «Пикколо» (1947)
  • Музей «Городской исторический архив» (музеи Милана, современной истории, Морской, Рисорджименто)
  • Квартал Брера и пинакотека Брера
  • Музей Мингуцци
  • Вилла Бельджойзо-Бонапарте и вилла Реале (Галерея современного искусства, здание XVIII в.)

Замок Сфорцеско

  • Башни Toppe ди Филарете и Toppe ди Бона ди Савойя
  • Дворы Роккета, Герцогский и Фонтана
  • Площадь Армии
  • Руины Ворот Верчеллина
  • Залы Ассе, Зеленый, Коломбины, Скарлиони, Свадебный, Бальный и Герцогский
  • Герцогская часовня
  • Археологический музей
  • Библиотеки Художественная и Тривульциана
  • Пинакотека (Художественная галерея) и коллекция мебели
  • Собрания произведений древнего и декоративно-прикладного искусства
  • Музеи музыкальных инструментов и Египетский

Дворцы

  • Кузани (начало XVI в.)
  • Литта (1648, 1763)
  • Дуньяни (начало XVII в.)
  • Галларати-Скотти (начало XVIII в.)
  • Ангисолла (1778)
  • Сербеллони (1793)
  • Барромєо д'Адца (XVIII в.)
  • Рокка-Сапорити (1812)
  • Перманенте (1885)
  • Брентани (XIX в.)
  • Кастальони (1904)
  • Джорнали (1942)

Парки

  • Семпионе (1893)

Улицы, проспекты, площади

  • Проспект Семпионе и Маджента
  • Бульвар Форо Буонапарте
  • Улица Данте
  • Площадь Кордузио и Аффари

Спортивные

  • Городская арена (1806)
  • Стадион «Меацца» (Сан-Сиро, 1926, 1950-е)

Любопытные факты

  • В Милане о января по март на подиумах демонстрируются женские осенне-зимние коллекции, с сентября по ноябрь — женские весенне-летние. Женские недели моды проводятся традиционно в конце февраля — начале марта и сентябре; мужские — в июне (весенне-летняя коллекция) и в январе (осенне-зимняя коллекция).
  • Кельтское название поселения на месте нынешнего Милана звучало примерно как Меделанон. Это означает, согласно одной из версий, — «святилище». Подобное имя довольно характерно для кельтских местностей, похожие названия встречаются по всей Западной Европе.
  • Площадь Либерти (Свободы) получила название не в честь какого-то события, а из-за модернистского фасада в стиле «либерти» на одном из домов.
  • Украшением особняка Оменони являются восемь фигур атлантов, которых миланцы называют оменони и которые дали название зданию.
  • В древности символом Милана было мифологическое существо — волосатый кабан. Старая легенда рассказывает, что войско основателя Милана кельта Белловесо в VII в. до н. э. пересекло Альпы с намерением основать новые города и завоевать северную Италию. Белловесо было предсказано, что идеальным местом для нового города будет то, где ему встретится кабан с необычно длинной шерстью. Действительно, на Паданской равнине Белловесо увидел такое существо и решил строить город именно здесь. Город назвали в честь кабана — Mediolanum (medio — наполовину, lanum — покрытый шерстью). О древней легенде напоминает барельеф на миланской площади Мерканти — на капители дворца Раджионе. В Основатель династии миланских герцогов и кондотьер Франческо Сфорца (1401 -1466) служил, правил, жил и скончался в Милане. Один из семи незаконнорожденных детей кондотьера Муцио Аттендоло, он с 18 лет участвовал вместе с отцом в военных кампаниях. В 1425 г. Сфорца получил работу наемника при дворе герцога миланского Филиппо Марии Висконти, проявил полководческий талант и был помолвлен с дочерью герцога Висконти: Бьянке Марии было в то время всего пять лет. Когда ей исполнился 21 год, он на ней женился. Отец Бьянки умер, не оставив завещания и наследников мужского пола. В результате Сфорца захватил власть в городе.
  • При строительстве главного собора — Дуомо — использовали только бело-розо-вый кандолийский мрамор по специальному требованию герцога Джана Сфорца. По первоначальному плану предполагался кирпич, но герцог посчитал, что мрамор будет больше соответствовать готическому стилю сооружения. На каждом куске стояла печать AUF (ad usum Fabrica — «для целей Строительства»), которая освобождала поставщиков ото всех таможенных пошлин.
  • В 1786 г. за фасадом Дуомо на полу был установлен знак меридиана. Он отмечает астрономический полдень: в это время на него падает луч света из первого круглого окна южного придела.
  • Миланская галерея Виктора Эммануила была самым крупным подобным сооружением в Европе и стала важным шагом в развитии архитектуры торговых помещений, по сути, став прообразом современных торговых центров.
  • В 1482 г. Леонардо да Винчи прибыл в Милан и остался при дворе миланского герцога Лодовико Сфорца. Одним из первых заказов, полученных Леонардо в Милане, стало возведение гигантской конной статуи основоположника герцогской династии Сфорца — отца Лодовико Франческо Сфорца. Работы над колоссом начались в 1483г. В течение нескольких лет Леонардо тщательно изучал анатомические характеристики лошадей, подготовил многочисленные рисунки и эскизы. Он стремился создать идеальную лошадь. Лишь спустя 10 лет после начала работы была создана глиняная модель. Проект скульптуры вызвал всеобщее восхищение, но требуемая бронза ушла на отливку пушек для защиты Милана от вторжения Карла VIII. В 1499 г. французские войска под предводительством Людовика XII вторглись в Милан. Нетрезвые гасконские лучники устроили состязание: кто точнее попадет в голову великого Франческо Сфорца, и глиняный колосс был уничтожен. В 1977 г. на средства американского миллиардера Чарльза Дента было начато строительство копии монумента. На работу ушло 22 года. Сам меценат не дожил до завершения работ, а в 1999 г. бронзовая копия лошади Леонардо была торжественно водружена на ипподроме Сан-Сиро в Милане.
  • На сцене театра Ла Скала были поставлены впервые оперы «Пират» (1827) и «Норма» (1831) Винченцо Беллини, «Лукреция Борджа» (1833) Доницетти, «Оберто» (1839), «Набукко» (1842), «Отелло» (1887) и «Фальстаф» (1893) Джузеппе Верди, «Мадам Баттерфляй» (1904) и «Турандот» Джакомо Пуччини.
  • При рытье котлована для театра Ла Скала строители наткнулись на мраморную глыбу с изображением Пилада — знаменитого актера-мима Древнего Рима. Всеми горожанами это было воспринято как добрый знак.
  • Один из выдающихся композиторов Джузеппе Верди (1803-1901) долгое время прожил и скончался в Милане. В 1831 г. Верди на средства мецената приехал в Милан, но не поступил в консерваторию и занимался частным образом у музыкального деятеля Винченцо Лавинья. В 1838 г. Верди женился на дочери своего покровителя и окончательно переехал в Милан. Первая постановка оперы Верди «Оберто, граф Бонифачо» состоялась в Ла Скала. Затем были «Набукко», «Макбет», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Аида», «Отелло», «Король Лир» и многие другие. Посмертная маска и слепок руки композитора хранятся в Музее театра Ла Скала.
  • Святой Амвросий Медиоланский (ок. 339-397) в возрасте около 33 лет был назначен на должность префекта северной Италии с резиденцией в Медиолане (ныне Милан). Тогда город разрывали распри между арианами и ортодоксальными христианами. Противоречия помешали избранию нового епископа: каждая сторона хотела видеть на этом месте своего ставленника. В качестве компромисса была предложена кандидатура Амвросия, пользовавшегося уважением в городе. Однако он даже не был христианином. Его наскоро крестили, рукоположили в священники и назначили епископом: на все ушла неделя. К концу жизни Амвросий пользовался всенародной любовью в Милане. Его мощи хранятся в базилике его имени в Милане, сам Амвросий считается покровителем города и Ломбардии, а также епископов, студентов и пчеловодов.
  • Праздник покровителя Милана св. Амвросия отмечается 7 декабря, это один из самых значимых праздников для горожан. Также в этот день проходит исторический праздник О bej! О bej!, восходящий к событиям 1510 г.
  • 6 января в Милане проходит процессия в честь волхвов. Мощи знаменитых Трех Царей, после рождения Христа пришедших поклониться Иисусу, по легенде, хранились в Милане в базилике Св. Евсторгия, Несмотря на то что реликвии были вывезены из города в Кёльн Фридрихом Барбароссой, культ поклонения Трем Царям в Милане сохранился. Большой костюмированный кортеж сопровождает три ростовые фигуры, олицетворяющих «царей», в путешествии от Дуомо к базилике Св. Евсторгия. Под оркестровую музыку в шествии участвуют дамы, всадники, сановники, простые горожане, одетые в исторические костюмы.
  • Во время Французских революционных войн, в 1796 г., Милан был оккупирован французами. Среди миланцев нашлись сторонники революционных перемен во Франции. К Наполеону явилась делегация местных «патриотов» с петицией: они настаивали на том, что замок Сфорцеско должен разделить судьбу разрушенной Бастилии как символ угнетения народа. Немного поразмыслив, Наполеон велел «революционерам» выкинуть эту мысль из головы и тут же распорядился разбить перед замком просторную площадь.
  • Самый знаменитый из музеев, расположенных в замке Сфорцеско, — Пинакотека, или Художественная галерея. Основу экспозиции составила коллекция семьи Тривульцио, выкупленная государством на деньги, собранные по подписке среди граждан города и страны в 1935 г. В настоящее время в Пинакотеке находится более 1500 работ, причем выставлено только 230 картин. Наиболее известными произведениями в коллекции являются последняя скульптура Микеланджело «Пьета Ронданини» и «Мадонна» Андреа Мантенья.
  • Внимание посетителей замка Сфорца привлекают многочисленные отверстия, которыми буквально усеяны стены, башни и ворота сооружения. Сейчас в них живут голуби, а прежде их использовали для установки деревянных лесов при проведении ремонтных работ.
  • В 1990-х гг. на площади перед главным входом в замок Сфорцеско был сооружен фонтан по образцу того, что стоял здесь прежде. Острые на язык миланцы тут же прозвали вычурное творение «Свадебным тортом».
  • Миланцы нашли новое применение парку Семпионе во время Второй мировой войны: в условиях военного голода в нем выращивали злаки и овощи.
  • Парк Семпионе известен тем, что в нем находятся памятники и скульптурные композиции разных эпох и стилей, на вид совершенно несовместимые, что создает довольно необычную атмосферу, которую горожане называют «сюрреалистической». Так, здесь стоит конная статуя Наполеона III конца XIX в. и скульптура «метафизического» художника Джорджо де Кирико «Таинственные ванны» середины XX в.
  • В верхней части Арки Мира находятся фигуры, олицетворяющие реки королевства Ломбардия-Венето-По, Тичино, Адцу и Тальяменто, представленные в виде языческих речных богов. Наверху стоит огромная бронзовая колесница Мира в окружении четырех конных Викторий — богинь победы. Изначально колесница смотрела в сторону Франции, но, когда Австрия захватила Милан, колесницу развернули в сторону центра города. Так арка в третий раз поменяла свой смысл. А украшают ее барельефы с эпизодами эпохи Реставрации после разгрома Наполеона, выполненные тем же Каньолой, кто изначально собирался славить своей аркой победы Бонапарта.
  • Фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи содержит несколько ссылок на цифру «3», что может быть намеком на святую Троицу. Апостолы рассажены в группы по три человека, позади Иисуса три окна; и фигура Иисуса напоминает треугольник.
  • Смотровая башня Торре-Бранка в парке Семпионе трижды меняла название по разным причинам. Построенная в годы режима Муссолини в 1933 г., она получила имя Торре-Литгориа, от «фасция литтория» — дикторский пучок, который был символом власти в Древнем Риме и эмблемой итальянских фашистов. Внешне железная конструкция башни действительно напоминает названный предмет. После разгрома фашизма башне дали нейтральное название Торре-дель-Парко, или Парковая. В 2002 г. ее реконструировали на средства компании спиртных напитков «Бранка» и в благодарность дали ей имя Торре-Бранка.
  • Стадион «Меацци» считается главной футбольной ареной страны. Он назван в честь Джузеппе Меацца (1910-1979) — знаменитого форварда, игравшего за «Интер» и «Милан». Сами миланцы называют стадион «Сан-Сиро» — как соседний район.
  • Ночью 15 августа 1943 г. бомбы, сброшенные британскими и американскими самолетами, серьезно повредили церковь Санта-Мария-делле-Грацие. Большая часть трапезной была разрушена, сохранились лишь фрагменты, включая стену с «Тайной вечерей», которая была специально укреплена мешками с песком. В 1980 г. монастырский комплекс и церковь Санта-Мария-делле-Грацие объявлены первым в Италии памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • Церковь Сан-Симпличиано прославилась по всей Италии в 1176 г., когда, согласно легенде, тела мучеников, упокоенных здесь, полетели в виде голубей в район Леньяно и явились воинам города как знак неизбежной победы над армией Фридриха Барбароссы.
  • Здание «Пирелли» стало первым в Милане, превзошедшим по высоте главный собор Дуомо со статуей Мадонны, Но в знак уважения к собору на крыше здания «Пирелли» тоже установили статую Мадонны, однако меньшего размера.
  • В 313 г., после Миланского эдикта римского императора Константина, официально признавшего христианство, город стал ведущим христианским центром. Св. Амвросий, или Амброджо, тогда пользовался очень большим влиянием. Он стал первой выдающейся фигурой в истории Милана и доктором философии. Именно при нем и благодаря ему в Милане появились четыре базилики — Сан-Симпличиано, Сант-Амброджо, Сан-Лоренцо и Сан-Назаро. Св. Амвросий был главным противником арианства в христианстве, отрицавшем божественное происхождение Христа. Также он являлся самым первым из епископов, управлявшим Миланом в раннем Средневековье.
  • Предположительно, базилика Сан-Лоренцо-алле-Колонне являлась дворцовой церковью римских императоров. В ее интерьере находится необычная восьмиугольная капелла Сан-Аквилино. По версии некоторых исследователей, первоначально она была построена как мавзолей римского императорского периода. В капелле сохранились раннехристианские мозаики IV в.
  • За алтарем базилики Сан-Лоренцо-алле-Колонне находятся ступени, что ведут в крипту. В ней сохранились камни древнеримского Амфитеатра, что были использованы для основания фундамента базилики.
  • Барельефы старых христианских храмов непременно содержали изображение страшных страданий первых мучеников за веру. Так, над входом в базилику Сан-Лоренцо-алле-Колонне находится изображение св. Лаврентия, которого поджаривают на раскаленной решетке, установленной на пылающих углях.
  • На третьем этаже базилики Сан-Лоренцо-алле-Колонне находится колонна — единственная из древнеримских в этом храме, что установлена в перевернутом виде, капителью вниз. По замыслу строителей она должна была стать символом христианства, восставшего из руин язычества.
  • Название Площадь Ветра произошло, как полагают, от латинского castra vetera, или «лагерь ветеранов». В эпоху Древнего Рима здесь был разбит лагерь стражи для охраны императорского дворца.
    Но столь же вероятно, что оно произошло от слова vetraschi: так в старину называли кожемяк, чьи мастерские располагались неподалеку.
  • В Цирке, построенном в Милане римским императором Максимианом, после 615 г. произошла коронация ломбардского короля Адалоальдо. При династии Каролингов ставший бесхозным Цирк превратился в виноградник. Об этом напоминает и название соседней улицы Винья.
  • Большое впечатление на посетителей базилики Сант-Амброджо производят капители колонн с изображением фантастических чудовищ, сцепившихся в поединке с «хорошими» существами, что должно символизировать борьбу Добра со Злом.
  • Под кафедрой базилики Сант-Амброджо находится саркофаг Стилико, богато украшенный барельефами с библейскими сценами. Историки выражают сомнение в том, что это именно погребение римского генерала (магистра) Флавиуса Стилико (ок. 359-408), одного из влиятельных людей Западной Римской империи. Согласно другой версии, в саркофаге покоились останки Флавия Грациана (359-383) — императора западной части Римской империи в 375-383 гг.
  • Перед атриумом базилики Сант-Амброджо особняком стоит римская колонна, прозванная Колонной Дьявола. Посередине колонны имеются два отверстия, которые, согласно легенде, проделал своими рогами сам Сатана, когда искушал св. Амвросия. Еще одна любопытная колонна находится в нефе базилики и прозвана Змеиной. Считается, что это именно та, что возвел Моисей во время блуждания по пустыне.
Города Европы

5
0
7 864
Италия

Предыдущие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх