Мадурай (город)

Мадураи (Индия)

История города

Возраст Мадурайя определен на основании не только археологических раскопок, ной письменных документов. Это записки Мегасфена, древнегреческого путешественника, побывавшего в Индии с дипломатической миссией в 302 г. до н. э.; древнеиндийский трактат «Артхашастра» («Наука о пользе»), часто приписываемый брахману IV в. до н. э. Каутилье, но составленный, как считают местные историки, судя по некоторым подробностям, все же позднее, в I-II вв. н. э. О Мадурай упоминают античные историки Плиний Младший и Птолемей. Подробное описание города можно найти в одном из пяти «великих тамильских эпосов» — «Шилаппадигарам».
По тамильским легендам, некогда на этом месте стоял непроходимый лес, в котором жил Индра, бог-громовержец и змееборец. Однажды за совершением пуджи, молитвы с поднесением скульптурному образу божества пищи, воды, благовоний и цветов, перед каменным лингамом бога Шивы Индру случайно заметил один купец. Он рассказал об увиденном местному радже, и тот приказал выкорчевать на этом месте лес и возвести вокруг лингама храм. Благодарный Шива явился лично в торговый город, который вскоре вырос вокруг храма. Во время его пребывания из шевелюры Шивы упала на землю капля сладкого божественного нектара — мадхуры. Город назвали Мадхурапури, что часто трактуется как «сладкий город», но это слишком упрощенный для тамильской поэтики перевод, в Тамилнаде это звучит как «город божественного нектара». Встречаются в индийских священных книгах и другие названия города: Коодал, Маллигаи Маанагар, Наанмадакоодал и Тируалаваи. Слово «коодал» в дравидской мифологии означает «собрание (академия) мудрецов, ученых, поэтов, знати», так же как и более часто употребляемое «сангам (санга)». Члены сангама собирались, чтобы отобрать лучшие поэтические произведения, в особом зале или на плоту, который плавал посреди Золотого Лотосового пруда в комплексе главного храма города — Шри Минакши. Благодаря существованию такого интеллектуального центра Мадурай заслужил славу «Афин Востока». С сангамами связана еще одна версия происхождения названия города: от слова «марутам», что означает «прекрасный ландшафт». А ландшафт Мадурай этому понятию соответствует.
С III в. до н. э. по III в. н. э. Мадурай управлялся сангамом, затем — династией Калабхарас, которую в 590 г. сменила династия Пандья. В 920 г. город завоевала могущественная в то время тамильская (дравидская) династия Чола. Но при Джатавармане Сундаре (правил в 1251-1268 гг.) Пандья сумели вернуть себе Мадурай. В 1311 г. в город вторглись войска Делийского султаната под водительством Малика Кафура. Почти до основания был снесен храм Шри Минакши. В 1341-1378 гг. Мадурай — столица Мадурайского, или Маабарского, султаната. После распада этого государства город стал частью индуистской империи Виджаянагар, В 1530 г. была основана династия Наяков (Найаков), объявившая о своей независимости от империи. (Слово «наяк» означает «наместник». Члены этого клана и были наместниками империи Виджаянагар.) После битвы при Таликоте в 1565 г., в которой объединившиеся раджи Южной Индии нанесли империи поражение, она распалась. Наяк Мадурай стал раджой, превратив название своей должности в родовое имя. Наяки правили Мадурай до 1736 г. Затем его захватывали попеременно Чанда Сахиб (правление в 1740-1754 гг.), Аркот Наваба и Мухаммед Юсуф Хан (их правление продолжалось до 1764 г.) В 1781 г. в городе появляются скауты Британской Ост-Индской компании, а в 1801 г. он переходит под прямое управление компании. Британцы вложили средства в реставрацию храмов Мадурай, расширили его территорию, создали промышленность и колледжи. В 1947 г. Индия обрела независимость. До 2001 г. Мадурай был вторым по величине городом штата, а после отделения от него района Диндугул, ставшего самостоятельным городом, Мадурай — третий по величине город штата.
В Мадурай описывают планировку исторической части города настолько поэтично и при этом точно, что просто невозможно не следовать этим сравнениям. Мадурай стоит на трех холмах — Апамалаи, Пасумалаи и Надемалаи. «Первый подобен Ганеше — божеству с головой слона, второй — корове, третий — змее Шеша, свернувшейся кольцом и олицетворяющей вечность». Группы старых городских кварталов расходятся от храма Шри Минакши, «как от сердцевины цветка лотоса, подобно его лепесткам». Город окружает система ирригационных каналов, благодаря чему он находится в кольце плантаций жасмина и другой тропической растительности.
Храм Шри Минакши (Минакши Сунцарешварар) воплощает для индуистов главное — связь Неба и Земли. А его величественные 12 гопуров, трапециевидных башен, поверхности которых покрыты множеством ярко раскрашенных фигур, — это аллегорические и чувственные символы мужественности, женственности и сил природы в образах животных и мифических существ. А в более глубоком смысле — сокровенных надежд человека, отражение которых каждый из паломников находит для себя сам. Резных фигур на гопарах, как говорят в Мадурай, более 33 тыс., и они повторяются не более двух раз. Каждый из гопурамов возвышается над землей на 40-50 м. Самый большой из них — южный — достигает 52 м. А самый древний — восточный, возведен в 1216-1238 гг. раджой, которого звали Маравармана Сундара Пандья. За гопурамами стоит Главный зал храма, зал Тысячи колонн. Алтарная часть храма задрапирована, сюда никого не пускают. Две большие позолоченные виманы — скульптурные башни-павильоны, в которых располагаются высеченное из черного камня с изумрудным оттенком изображение Минакши и скульптура Вишну Сундарешварара. В комплекс входят также мандапы — своеобразные часовни с колоколами, дворцы и водоемы, главный из которых — Золотой Лотосовый пруд, воды которого могут, как верят паломники, снять грех с души любого человека. После разрушения храма варваром Маликом Кафуром в XIV в. комплекс был восстановлен и расширен в 1623-1655 гг.
Храм Шри Минакши связан с целым венком красивых легенд, в центре сюжетов которых — любовь бога Шивы и принцессы Минакши из рода Пандья, которая была одним из воплощений богини Парвати. Минакши родилась необычной девочкой. У нее были «рыбьи» глаза (в понятиях дравидов это красивые глаза, с поволокой), а грудей у нее выросло три. Девушке было предсказано, что, как только она испытает настоящую любовь, этот недостаток у нее исчезнет. Так и случилось. Минакши встретила Шиву, и в первую же ночь их любви третья грудь исчезла. Храм расположился на берегу реки Вайгай, которая тоже возникла не просто так, а из капель с ног Шивы, когда их вымыл Брахма (в индуизме — бог творения).
Храм Шри Минакши не единственная достопримечательность Мадурай. Есть еще интересные храмы и в самом городе, и в его окрестностях. И с каждым из них связано множество легенд, похожих на были, и реальных историй, напоминающих легенды.
Ежедневно город посещают около 15 тыс. паломников. А по пятницам, только через храм Шри Минакши, проходит до 25 тыс. человек. В 2012 г. Мадурай посетили более 9 млн паломников и туристов, из них иностранцев — более 500 тыс. Неудивительно, что Мадурай с его вавилонским смешением лиц, одежд, наречий, вкусов имеет прозвище «Город, который никогда не спит». Главная забота властей Мадурай — регулирование человеческого потока. Это им удается, чуть ли не каждый второй дом в городе — это гостиница, кафе или что-то подобное. Другая забота — сделать город еще более прекрасным, не давая его знаменитым памятникам и другим историческим постройкам обветшать и померкнуть. Фигуры на гопурамах реставрируются (раскрашиваются заново) каждые 10 лет. Импровизированные торговые прилавки и развалы, «танцоры диско» и навязчивые «гиды» появляются вокруг торговых центров спонтанно и порой в таком количестве, что власти не успевают брать их под контроль. Эта среда загораживает детали культовых зданий, беспокоятся архитектурные службы города. Для рейдов привлекается полиция, благо уровень преступности в Мадурай невысок.
Если отойти от достопримечательностей, можно обнаружить, что рядовые жители Мадурай ведут тот же образ жизни, что характерен для многих городов Индии: общаются на улице, моются и стирают белье прямо в реке, сушат — на камнях набережной. И считают себя отмеченными милостью Шивы и Парвати.
карта Мадураи (Индия)


Общая информация

Город в индийском штате Тамилнад (Тамил Наду), административный центр округа Мадурай, третий по величине город штата.
Административно-территориальное деление: 15 районов.
Языки: тамильский, хинди, телгу; английским владеют практически все образованные люди.
Этнический состав: тамилы (дравиды).
Религии: индуизм — 88%, католицизм — 6%, ислам — 5%, незначительное число сикхистов и джайнистов.
Денежная единица: индийская рупия.
Крупнейшая река: Вайгай.
Важнейший аэропорт: Ченнаи (международный) в городе Ченнаи (столица штата Тамилнад). В Мадурай — аэропорт местного значения.

Цифры

Площадь: 148 км2, агломерация — 248 км2.
Население: 1 016 885 чел. (2011 г.), агломерация — 1 462 420 чел. (2011 г.).
Плотность населения: 6870,8 чел/км2, агломерация — 5897 чел/км2.
Средняя высота над уровнем моря: 101 м.

Климат и погода

Тропический умеренно-муссонный.
Сезон дождей: октябрь-декабрь.
Средняя температура января: +25,4°С.
Средняя температура июля: +31°С.
Среднегодовое количество осадков: 840 мм.

Экономика

Промышленность: химическая, текстильная, пищевая, производство строительных материалов, шин, автомобильных запчастей, спортивной одежды и обуви, эфирных масел, разработка программного обеспечения для IТ-индустрии. На окраинах города разбиты большие плантации индийского жасмина (не путать с чубушником, который в наших широтах принято называть жасмином за похожий аромат), он идет на украшение храмов и продается в другие регионы Индии.
Традиционные ремесла: обработка кожи, изготовление мелкой пластики и посуды из металлов методом литья, ткачество, производство игрушек и кукол для народных кукольных театров, популярных в штате.
Сфера услуг: образовательные услуги (город насыщен различными колледжами), торговля, туризм.

Достопримечательности

Индуистский храм Шри Минакши, или Минакши Сундарешварар (XIII-XVII вв.).
Индуистский храм Коодал Азхагар (X-XI вв.).
Дворец Тирумалай Наяккар Махал (1636 г.).
Великая мечеть Казимар (XIII в.).
Кафедральный католический собор Св. Марии (неоготика, 1840 г.).
Мемориальный музей Махатмы Ганди во дворце Тамукан XVII в. (создан в 1959 г.). В этом же здании — исторический музей.
Виктория Холл (ратуша, 1902 г.).
Торговый центр Путу Мандарам.
Букинистический рынок Шринисаван.
Экопарк, детский парк Раджаджи.
Поблизости: скальный храм в городке Тиручирапалли (в 8 км), посвященный богу Вишну и его супруге богине Девесане (VIII в.), храм Куласекера Перумал (XII в.) в деревне Калликуди (10 км), храм Поованнанатасвами (около VI в.) в деревне Тируппуванам (18 км), храм Вишну Алагар Койил в 21 км, в предгорьях хребта Солаймилаи, храм Кайласанатар (XII-XIII вв., росписи) в деревне Натам Ковилпатти (ок. 50 км).

Любопытные факты

■ На территории Великой мечети Казимар похоронены потомки Пророка Мухаммеда Мир Ахмад Ибрахим, Мир Амджад Ибрахим, Сид Абдус Салам Ибрахим и другие. Все они служили в этой мечети, и она — место паломничества мусульман-суннитов Индии. Считается, что мольбы, обращенные к Аллаху под сводами мечети Казимар, обязательно
■ Улицы исторической части Мадурай с древности носят такие названия: Художников, Писателей, Композиторов, Ювелиров, Продавцов посуды, Продавцов риса и т. п. Есть также улицы, названные в честь цветов и разных месяцев года. Само собой, имеются, как и в любом другом городе мира, улицы имени исторических событий и личностей, с ними связанных, поэтов, художников. И есть в топографии города одна загадка: династия Пандья в ней никак не присутствует. Пандья были просвещенными и гуманными правителями, и, скорее всего, этот нонсенс связан с каким-нибудь из правил этикета династии.
■ В древности художественную ценность литературной рукописи члены сангама определяли сразу и радикально. Рукопись бросали в Золотой Лотосовый пруд: если она не тонула, значит, была хороша, а тонула — ну что ж, туда ей, значит, и дорога.
Города Азии

7
0
7 693
ikuziv
Индия

Предыдущие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх