Некрополь Абусира

Некрополь Абусира

«Город мёртвых» V династии

Катакомбы Бусириса (греческое название Абусира) упоминал еще римский историк Плиний Старший (между 22 и 24 гг. н. э. — 79 г. н. э). Первое египетское название Абусира — Джеду. Затем — Пер-Усир-неб-Джеду. В этом городе, центре IX нижнеегипетского нома Раннего царства, поклонялись божеству Анеджти, символу двуединства Верхнего и Нижнего Египта. Атрибутами Анеджти были два пера на голове, посох и плеть в руках — символы странника. Ему был посвящен и символический столб джед, игравший важную роль в обрядах плодородия. Позднее Анеджди был отождествлен с Осирисом, богом возрождения, плодородия и повелителем загробного мира, фетиш которого также джед. Отсюда и Бусирис-Абусир — «Дом Осириса».
В Абусире уцелели 14 ступенчатых пирамид V династии (ок. 2504-2347 гг. до н. э.). Лучше других сохранились пирамиды фараонов, носивших имена Сахура (правил в 2487-2477 до н. э.), Нефериркара Какай (правил ок. 2475-2465 гг. до н. э.) и Ниусерра (правил ок. 2458-2422 гг. до н. э.). Сахура и Нефериркара были братьями-близнецами, детьми основателя династии Усеркафа (правил в 2498-2491 гг. до н. э.).
Пирамиды Абусира существенно отличаются от пирамид Гизы. Абусирские — гораздо меньше, их каменные блоки — из местного известняка, более низкого качества, чем в Гизе, камни, перемешанные со щебнем, отесаны грубо, для их соединения использовался раствор, а камни Гизы укладывались без него. Однако есть у некрополя в Абусире и некоторое превосходство над несравненной Гизой: здешние пирамиды, практически все, имели не только припирамидные заупокойные храмы, но и были окружены целыми комплексами других построек.
Было бы большим упрощением пытаться найти одно универсальное объяснение тому, почему в Абусире произошло такое резкое падение уровня строительных работ. Вероятно, у фараонов V династии было просто меньше средств. Возможно, по сравнению с фараонами IV династии их преемники V династии имели уже меньше власти, постепенно уступая ее жрецам: жрец в Древнем Египте не только служитель культа, но и министр, банкир, целитель, писец и т. д. (В Абусире мастабы высших жрецов-сановников имели искусную отделку.) Свою роль здесь смогли сыграть и личностные качества царей V династии. Если в некоторых источниках фараон IV династии Хеопс (Хуфу) характеризуется как жесткий, порой даже жестокий, и равнодушный к нуждам своих подданных тиран, то фараон V династии Неферефра, в папирусах его времени, представлен исключительно как человек великодушный, милосердный и в отличие от Хеопса понимавший, что данная ему власть обязывает его заботиться не только о величии собственной загробной жизни, но и чтобы все люди в его царстве жили, не зная нищеты. А скорее всего, в Абусире данные предполагаемые обстоятельства действовали в совокупности. Это, в частности, доказывает тот факт, что в пределах Древнего Египта никогда ничего подобного комплексу в Гизе уже не строилось, а вот пирамиды и храмы Абусира, напротив, были образцами стиля, вкуса и технологий для последующих построек царских надгробий и заупокойных храмов. Есть и еще одна версия, почему так получилось. Она любопытная, но спорная, как и многое, что касается Древнего Египта. Согласно этой точке зрения подземные помещения пирамид Абусира — нечто вроде бункеров, оборудованных всем необходимым по понятиям того времени гораздо более капитально, чем камеры пирамид Гизы. Отсюда делается вывод, что у фараонов V династии, да и всех последующих династий, несколько изменилась сама концепция загробной жизни: ее стали относить в меньшей степени к небу, в большей — к земле. Храмы при пирамидах и в Абусире посвящались богу солнца Ра, но они стали значительно меньше, хотя и были наполнены предметами высокой художественной ценности.
Древний Абусир, некрополь Мемфиса периода Древнего царства, следующий после некрополя Гизы, с захоронениями царей V династии и их вельмож, находится на песчаниковом плато западного берега Нила, на границе с пустыней Сахара, на юго-запад от Каира, в 9-11 км на юг от плато Гиза и в 5 км на северо-запад от Саккары. Рядом с этим «городом мертвых» располагается современная египетская деревня Абусир эль-Мелек.
Находки, сделанные археологами в Абусире, позволяют говорить о нем как о древнем интеллектуальном центре.
Во-первых, это знаменитые абусирские папирусы, относящиеся примерно к XXIV в. до н. э., и самые древние на сегодняшний день из сохранившихся на Земле папирусов. Первым, кто исследовал Абусир, был знаменитый немецкий египтолог Карл Лепсиус (1810-1884 гг.), в 1842 г. Какие-то фрагменты папирусов попались ему на глаза, но он сосредоточился на пирамидах. Узнав о папирусах, в 1893 г. на их поиски отправились другие немцы. И нашли довольно большое собрание свитков в двух «солнечных» храмах при деревне Абу-Гораб, недалеко от Абусира. Хотя те раскопки были нелегальными, позднее, в 1902-1908 гг., другой знаменитый немецкий археолог Людвиг Борхардт (1863-1938 гг.), более всего известный как «человек, нашедший Нефертити», квалифицировал их как документы времен Нефериркары, а затем и сам нашел большой блок аналогичных папирусов. В 1976 г. чешские археологи во главе с Мирославом Вернером, начавшие раскопки в Абусире в 1970 г., обнаружили более 2000 папирусов в гробницах фараона Неферефры и царицы Хенткаус II, матери двух фараонов — Неферефры и Ниусерры. Все эти папирусы — государственные документы: распоряжения, договоры, отчеты. Сохранность их далеко не идеальна, но по ним все же можно узнать, что все дела в Абусире велись строго по законам, а контроль за расходом всех материальных ценностей и продовольственных запасов был строжайший. Как и государственный порядок — в папирусах есть расписание дежурств жрецов в храмах.
Во-вторых, необычайные, словно ниоткуда, как и в Гизе, взявшиеся технологии строительства. При обработке гранитных, базальтовых и диоритовых блоков использовались трубчатые сверла. Керн (то, что внутри трубки) после сверления при ударе по камню сбоку обламывался у основания и удалялся, при сверлении сквозного отверстия выпадал сам. Этот прием обработки камня используется и по сей день. Первым нашел следы такой технологии сверления британский археолог Уильям Питри (1853-1942 гг.). Более всего его поразило то, что риски (небольшие углубления-наметки для дальнейшего сверления) располагались по спирали с шагом в 1-2 мм. Такие следы можно увидеть на руинах храма у пирамиды Сахуры. Остается непонятным, как древним египтянам удавалось создать колоссальную нагрузку на сверло (это должно было быть не менее двух тонн). Такой же загадкой относительно необходимой нагрузки остается и след, похожий на след дисковой пилы на одном из блоков черного базальта в храме Неферефры и гранитном блоке возле пирамиды Ниусерры. Распилы получались идеально ровными. Любые моторы, понятно, исключаются, но что за генератор энергии тогда здесь действовал?.. И не только здесь, кстати, и в Гизе тоже, и на некоторых других пирамидах Древнего Египта. Пока нет ответа.
В свете этих находок археологов пирамиды и храмы Абусира, пусть и не сохранившиеся в первозданном виде, осевшие и распавшиеся на отдельные фрагменты под действием времени, песков, эрозии, уже не воспринимаются, право, этакими «бедными родственниками» пирамид Гизы. Тем более что их связывает и такой факт: юго-западные углы пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина лежат на одной прямой — так называемой диагонали Гизы, указывающей точно на храм бога Солнца в Гелиополе, и такая же виртуальная и предельно точная диагональ, указывающая на тот же храм, объединяет пирамиды Сахуры, Нефериркары и Ранеферефа в Абусире.
На раскопках Абусира продолжает вести раскопки экспедиция Чешского института египтологии Карлова университета в Праге под руководством Мирослава Барты (р. в 1969 г.). С 1990 г. работает и экспедиция самого авторитетного в Японии университета Васэда. Огромный урон нанесли памятникам Абусира в 2011 г. банды вандалов-мародеров. После этого полиция Египта усилила охрану здесь, но археологи считают ее недостаточной.
Некрополь Абусира на карте

Общая информация

Второй по значению (после Гизы) некрополь Мемфиса, относящийся к Древнему царству и его V династии. Обьект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1979 г.
Ближайший населенный пункт: селение Абусир эль-Мелек.
Язык: арабский.
Денежная единица: египетский фунт.
Ближайший аэропорт: Каир (международный).

Цифры

Сторона основания пирамиды Нефериркары Какай — 104 м первоначальная высота — более 73 м, современная высота — около 44 м.
Сторона основания пирамиды Ниусерра — 81 м, первоначальная высота — 51,5 м.
Сторона основания пирамиды Сахуры — 78,75 м, первоначальная высота — приблизительно 47 м.

Климат и погода

Аридный (пустынный).
Средняя температура января: +13,5°С.
Средняя температура июля: +28,5°С.
Среднегодовое количество осадков: 16 мм.

Экономика

Туризм.

Достопримечательности

■ Пирамида Сахуры.

■ Пирамида Нефериркары Какай.

■ Пирамида Ниусерры.

■ Пирамида Хенткаус II.

■ Пирамида Неферефры.

■ Пирамиды № 24 и 25 Лепсиуса (условное название по фамилии археолога).

■ Солнечный храм Сахуры.

■ Солнечный храм Ниусерры.

■ Солнечный храм Усеркафа.

■ Незавершенная пирамида Усеркафа.

■ Мастаба Нефертханебти, жены Сахуры.

■ Мастаба Нетжериренра, принца, сына Сахуры.

■ Некрополь Ниусерры: мастабы Птахшепсеса, визиря Сахуры, Птахшепсеса II, сына визиря, Уаш-Птаха — визиря Нефериркары Какай, Усеркаф-Анкха, управляющего делами царя, Тепеманкха, управляющего дворцом.

■ Мастабы «принцесс»: Кхамерернебти, Мерититес, неизвестной женщины, Кахотеп.

■ Мастабы, датируемые более поздними эпохами, в которых, однако, имеются следы неоконченных древних пирамид: шахта гробницы Уджахорресна, XXVI (Саисская) династия и XXVII (Персидская) династия, шахта гробницы Иуфаа, XXVI (Саисская) династия, шахта гробницы Менекхибнекау, XXVI (Саисская) династия.

■ Артефакты из Абусира можно увидеть в Египетском музее в Берлине, в музее Метрополитен в Нью-Йорке, в Египетском музее в Каире.

Любопытные факты

■ Как рассказывается в найденном в Абусире папирусе Весткар, фараон Сахура был сыном бога солнца Ра и смертной женщины, жены жреца Ра.

■ Хотя пирамида Неферефры была недостроена, в ней были обнаружены интереснейшие находки, среди них — несколько статуй фараонов Древнего Царства, а также несколько изображений фараона, сидящего на троне и держащего скипетр. Предполагается, что это или сам Неферефра, или Ранефереф.

■ В 2013 г. чешские археологи обнаружили гробницу и скелет царского лекаря и по совместительству жреца — Шепсесканфанха. Судя по некоторым деталям, богатому погребальному инвентарю, уже понятно, по мнению ученых, что это останки уникальной исторической личности. Но все найденные предметы требуется еще тщательно исследовать и расшифровать. Это не первая находка подобного рода чешской экспедиции. В 1998 г. чехи обнаружили хорошо сохранившуюся гробницу жреца VI в. до н. э. по имени Иуфаа с мумией в саркофаге, множеством фетишей и украшений.

■ В древнегреческих мифах упоминается египетский царь по имени Бусирис, сын Посейдона. Долгие девять лет на его земле властвовала жестокая засуха, пересох Нил. Царь обратился к оракулу с Кипра: что делать, чтобы отогнать беду? Тот сообщил ему, что все зло — от чужестранцев, и чем больше их будет убито, тем скорее наступит благоденствие. Предсказатель стал первой жертвой царя... Однажды по дороге в сады Гесперид в царство Бусириса заглянул Геракл. Когда его, связанного, подвели к жертвеннику, он порвал путы и убил Бусириса и его сына. В другом варианте мифа царя убила одна из Данаид, дочерей царя Даная. Эта история отражена в нескольких произведениях древнегреческих драматургов. А египтологи находят в ней параллель с египетским мифом об убийстве богом ярости Сетом Осириса, который вскоре воскрес.

■ Древнее название пирамиды Сахуры — Ха-Ба — переводят как «возвышение души» или «душа, являющаяся в свете». Есть и еще более пространные и не менее красивые поэтические варианты перевода.

■ Фараон Сахура известен в истории как первый властитель, организовавший дальние военизированные морские экспедиции. Одну — в Финикию, другую — в Пунт (как называли тогда южную оконечность берега Красного моря, ныне принадлежащую Сомали). Результатом похода в Пунт стали 80 тыс. мер мирры, 6000 весовых единиц сплавов золота и серебра и 2600 стволов ценной древесины.

■ Жрец Пташепсес, служивший семи царям, оставил об одном из них такую запись (правда, неизвестно о каком): «его величество позволил целовать свои ноги и не позволил целовать пол».

■ Записи на так называемом Палермском камне (потому что хранится он в музее Палермо) — обломке стелы из базальта, на котором выбиты имена всех фараонов Древнего царства и основные события их правления, начиная с I династии, обрываются на правлении Нефериркары. Это дало основание некоторым историками утверждать, что записи были составлены при нем. На обратной стороне камня есть записи о следующих правителях Египта, но как раз то, что именно на обратной, может не опровергнуть, а только подтвердить, что этот документ создавался при Нефериркаре. Как и аналогичный Каирский камень.


6
0
5 223
Египет

Предыдущие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх