Вавилон (древний город)
История города
Вавилон перестал существовать еще в III в. н. э., а его руины были занесены песками. Но сведений о нем не могло не сохраниться — ведь этот город был столицей первой в истории могущественной империи.
Эта держава называлась по городу — Вавилония (II-I тыс. до н. э.), или так же — Вавилон. Начало строительства поселения на берегу реки Евфрат в долине Сеннаар (как она названа в Ветхом Завете), или Шумер, археологи и историки связывают со второй половиной III тыс. до н. э. В Книге Бытия рассказывается, что после Потопа люди, говорившие на одном языке, поселились в Сеннааре, где началось строительство Вавилонской башни по велению «нечестивого царя Нимрода, не чтившего Иегову». Безлюдной долина не была и ранее. Здесь жили земледельцы, выращивавшие в год по два урожая пшеницы и ячменя на плодородных аллювиальных почвах Тигра и Евфрата, сажавшие финиковые пальмы и разводившие скот: быков и овец. Они же и стали первыми строителями Вавилона. В клинописных шумеро-аккадских текстах Вавилон впервые упоминается в XXII в. до н. э., хотя некоторые археологи эти же глиняные таблички склонны датировать скорее XXIV-XXIII вв. до н. э.
Русский вариант названия Вавилон связан с византийской традицией, которая перешла в церковнославянский язык. В западноевропейских языках принят латинизированный вариант названия — Бабилон. Историки-лингвисты считают это название смысловой калькой шумерского названия «Кадигирра», где «ка» — ворота», «дигир» — «бог». Ученые-ассириологи, специалисты по истории Передней Азии, полагают, что позднее появившийся топоним Babili (m) — результат взаимовлияния языков обитавших в Междуречье народов. А на аккадском языке он четко означает то же самое, что и на так называемом протоевфратском, — «Врата Бога» («Баб или»), В то же время в Ветхом Завете это название связывается с древнееврейским понятием «бабел» — «смешение». Несмотря на споры ученых, противоречия здесь, по существу, нет: с одной стороны, Вавилон был городом, посвященным верховному богу пантеона шумеров и аккадов Мардуку, а с другой — здесь жили носители большого количества языков Ближнего Востока: образное выражение «вавилонское смешение» [языков] существует в культуре и литературе многих народов и Ближнего Востока, и Европы.
При царях III шумерской династии Ура (около 2112 г. — 2003 г. до н. э.) Вавилон становится центром нома (провинции) и резиденцией царского наместника. В конце XXI в. до н. э. Шумеро-Аккадское царство распалось. Вавилоном завладевают сначала эламиты, а затем, в XIX в. до н. э., — семиты амореи. Они создают в Месопотамии города-государства, одно из которых — Вавилон.
При шестом правителе аморейской династии Хаммурапи (правил приблизительно в 1792-1750 гг. до н. э.) в Месопотамии начинается возвышение Вавилона. Хаммурапи создал Свод законов из 282 статей. Они четко регламентировали правовые, экономические и семейные отношения. В экономических статьях был закреплен приоритет государства в любой хозяйственной сфере.
Хаммурапи вел войны, и при нем под власть Вавилона перешли земли Шумера, Ассирии, некоторых областей левобережья Тигра и Евфрата в его среднем течении. В городе начинается интенсивное строительство: прокладываются прямые улицы, возводятся новые храмы. Время правления амореев в Вавилоне принято называть старовавилонской эпохой.
В XVI в. до н. э. город захватили хетты, частично разрушившие его. Хеттов сменили касситы, выходцы из горных областей Западного Ирана. Период 1595 г. — около 1004 г. до н. э., когда Вавилоном правили касситы, считается средневавилонской эпохой, в которую Вавилону было возвращена его роль в Месопотамии, благодаря, прежде всего, захвату новых земель. Город был отстроен заново. Цари-касситы, рассчитывая на поддержку крупных землевладельцев и глав племен, освободили их от податей.
Руины исторического Вавилона находятся в южной части Месопотамской низменности, или Междуречья. В категориях современной географии — в центральной части территории Ирака, в 10 км к северу от города Хилла (Эль-Хилла), основанного в 1101 г., ныне — административного центра мухафазы (провинции) Бабиль. Река Арахту (Евфрат, аккадское название — Пуратту) разделяла Вавилон на две части.
Исторический материал, лежащий в основе наших знаний о Вавилоне, относится главным образом к нововавилонской эпохе, а еще конкретнее — ко времени правления царя Навуходоносора II (634-562 гг. до н. э.).
Он правил с 605 г. по 7 октября 562 г. до н. э. Навуходоносор II был талантливым полководцем. Покорил Заречье (земли, лежащие за Евфратом по направлению к Средиземному морю) — Сирию, Финикию и Иудейское царство, воевал с Египтом, подчинил себе Иерусалим и Тир, завладев несметными богатствами и множеством рабов. Экономический подъем и культурный ренессанс — так коротко можно охарактеризовать жизнь Вавилона при этом царе. «Вавилонское смешение» было выражено еще более характерно, чем прежде. К вавилонянам, происходящим из разных племен, добавились мидийцы, египтяне, иудеи, арабы и другие. Вавилон преображался на глазах, превращаясь в самый прекрасный город Ближнего Востока.
Был воссоздан зиккурат Этеменанки — «Вавилонская башня», до этого несколько раз разрушенная, восстановленная и считавшаяся одним из семи чудес света. Грандиозное семиярусное сооружение с храмом на вершине достигало высоты более 90 м, длина каждой стороны квадратного основания зиккурата составляла также более 90 м.
Строились величественные дворцы, дороги мостили обожженным кирпичом и каменными плитами. Дворец Навуходоносора II украшали висячие сады — по легенде, сады Семирамиды, жены царя, которую на самом деле звали Амитис (или Аманис). Ктройномукольцустен Навуходоносор добавил две замковые крепости у прекрасных и величественных ворот Иштар (579 г. до н. э.), облицованных синей глазурованной плиткой и украшенных изображениями сиррушей и быков. Стены «Дороги процессий» украшали изображения львов и сомкнутых рядов воинов. По периметру Восточного города выросла еще одна, Внешняя стена, длиной почти 18 км. Но и это еще не все: на подступах к городу была выстроена оборонительная Мидийская стена длиной почти 150 км. Казалось, Вавилон был совершенно неприступен.
Но нашлась сила, превзошедшая эту силу. И имя ее — Персия. 10 октября 539 г. до н. э. Вавилон пал под натиском воинов царя Кира II. Греческие историки Геродот и Ксенофонт, описывая это событие, рассказывают о том, что персы взяли Вавилон хитростью, заранее отведя из его крепостных рвов воду. Это, скорее всего, миф, но факт остается фактом: город был взят почти без боя. Самая вероятная причина этой драмы — его неготовность к обороне.
Покорив Вавилон, Ахемениды, однако, сохранили за ним статус столицы Месопотамии. Пока в 479 г. до н. э. (уже не в первый раз) вавилоняне не восстали. Подавив восстание, персидский царь Ксеркс лишил город всех прав. Александр Македонский (356-323 гг. до н. э.) намеревался сделать Вавилон своей столицей, но здесь его настигла внезапная смерть. В 312 г. до н. э. городом овладел бывший полководец Македонского Селевк I Никатор. Он разобрал значительную часть построек и из этого материала возвел новую столицу Месопотамии Селевкию, на реке Тигр, переселив в нее жителей Вавилона. В дальнейшем хозяевами города были парфяне (140 г. до н. э.), римляне (115 г. н. э.), Сисаниды (227 г. н. э.), пока наконец после покорения страны арабами в 624 г. не исчезло и то небольшое поселение, которое еще существовало возле полуразрушенных стен Вавилона. В Ветхом Завете содержится семь пророчеств о гибели Вавилона. Ученый мир до сих пор пытается вывести связь между деталями этих пророчеств и фактами. Есть некоторые совпадения, но в целом убедительной связи не получается. Американский археолог и ассириолог Эдвард Чиера (1885-1933 гг.), много работавший на раскопках Вавилона, писал: «…хотел бы я знать причину всего этого запустения. Почему должен был погибнуть цветущий город, столица целой империи? Что превратило прекрасный храм в обиталище шакалов? Проклятие пророка? Погиб ли этот город за грехи своих жителей? Или роковая участь человечества состоит в том, что все цивилизации должны погибнуть по достижении своего расцвета?»…
Эта держава называлась по городу — Вавилония (II-I тыс. до н. э.), или так же — Вавилон. Начало строительства поселения на берегу реки Евфрат в долине Сеннаар (как она названа в Ветхом Завете), или Шумер, археологи и историки связывают со второй половиной III тыс. до н. э. В Книге Бытия рассказывается, что после Потопа люди, говорившие на одном языке, поселились в Сеннааре, где началось строительство Вавилонской башни по велению «нечестивого царя Нимрода, не чтившего Иегову». Безлюдной долина не была и ранее. Здесь жили земледельцы, выращивавшие в год по два урожая пшеницы и ячменя на плодородных аллювиальных почвах Тигра и Евфрата, сажавшие финиковые пальмы и разводившие скот: быков и овец. Они же и стали первыми строителями Вавилона. В клинописных шумеро-аккадских текстах Вавилон впервые упоминается в XXII в. до н. э., хотя некоторые археологи эти же глиняные таблички склонны датировать скорее XXIV-XXIII вв. до н. э.
Русский вариант названия Вавилон связан с византийской традицией, которая перешла в церковнославянский язык. В западноевропейских языках принят латинизированный вариант названия — Бабилон. Историки-лингвисты считают это название смысловой калькой шумерского названия «Кадигирра», где «ка» — ворота», «дигир» — «бог». Ученые-ассириологи, специалисты по истории Передней Азии, полагают, что позднее появившийся топоним Babili (m) — результат взаимовлияния языков обитавших в Междуречье народов. А на аккадском языке он четко означает то же самое, что и на так называемом протоевфратском, — «Врата Бога» («Баб или»), В то же время в Ветхом Завете это название связывается с древнееврейским понятием «бабел» — «смешение». Несмотря на споры ученых, противоречия здесь, по существу, нет: с одной стороны, Вавилон был городом, посвященным верховному богу пантеона шумеров и аккадов Мардуку, а с другой — здесь жили носители большого количества языков Ближнего Востока: образное выражение «вавилонское смешение» [языков] существует в культуре и литературе многих народов и Ближнего Востока, и Европы.
При царях III шумерской династии Ура (около 2112 г. — 2003 г. до н. э.) Вавилон становится центром нома (провинции) и резиденцией царского наместника. В конце XXI в. до н. э. Шумеро-Аккадское царство распалось. Вавилоном завладевают сначала эламиты, а затем, в XIX в. до н. э., — семиты амореи. Они создают в Месопотамии города-государства, одно из которых — Вавилон.
При шестом правителе аморейской династии Хаммурапи (правил приблизительно в 1792-1750 гг. до н. э.) в Месопотамии начинается возвышение Вавилона. Хаммурапи создал Свод законов из 282 статей. Они четко регламентировали правовые, экономические и семейные отношения. В экономических статьях был закреплен приоритет государства в любой хозяйственной сфере.
Хаммурапи вел войны, и при нем под власть Вавилона перешли земли Шумера, Ассирии, некоторых областей левобережья Тигра и Евфрата в его среднем течении. В городе начинается интенсивное строительство: прокладываются прямые улицы, возводятся новые храмы. Время правления амореев в Вавилоне принято называть старовавилонской эпохой.
В XVI в. до н. э. город захватили хетты, частично разрушившие его. Хеттов сменили касситы, выходцы из горных областей Западного Ирана. Период 1595 г. — около 1004 г. до н. э., когда Вавилоном правили касситы, считается средневавилонской эпохой, в которую Вавилону было возвращена его роль в Месопотамии, благодаря, прежде всего, захвату новых земель. Город был отстроен заново. Цари-касситы, рассчитывая на поддержку крупных землевладельцев и глав племен, освободили их от податей.
Руины исторического Вавилона находятся в южной части Месопотамской низменности, или Междуречья. В категориях современной географии — в центральной части территории Ирака, в 10 км к северу от города Хилла (Эль-Хилла), основанного в 1101 г., ныне — административного центра мухафазы (провинции) Бабиль. Река Арахту (Евфрат, аккадское название — Пуратту) разделяла Вавилон на две части.
Исторический материал, лежащий в основе наших знаний о Вавилоне, относится главным образом к нововавилонской эпохе, а еще конкретнее — ко времени правления царя Навуходоносора II (634-562 гг. до н. э.).
Он правил с 605 г. по 7 октября 562 г. до н. э. Навуходоносор II был талантливым полководцем. Покорил Заречье (земли, лежащие за Евфратом по направлению к Средиземному морю) — Сирию, Финикию и Иудейское царство, воевал с Египтом, подчинил себе Иерусалим и Тир, завладев несметными богатствами и множеством рабов. Экономический подъем и культурный ренессанс — так коротко можно охарактеризовать жизнь Вавилона при этом царе. «Вавилонское смешение» было выражено еще более характерно, чем прежде. К вавилонянам, происходящим из разных племен, добавились мидийцы, египтяне, иудеи, арабы и другие. Вавилон преображался на глазах, превращаясь в самый прекрасный город Ближнего Востока.
Был воссоздан зиккурат Этеменанки — «Вавилонская башня», до этого несколько раз разрушенная, восстановленная и считавшаяся одним из семи чудес света. Грандиозное семиярусное сооружение с храмом на вершине достигало высоты более 90 м, длина каждой стороны квадратного основания зиккурата составляла также более 90 м.
Строились величественные дворцы, дороги мостили обожженным кирпичом и каменными плитами. Дворец Навуходоносора II украшали висячие сады — по легенде, сады Семирамиды, жены царя, которую на самом деле звали Амитис (или Аманис). Ктройномукольцустен Навуходоносор добавил две замковые крепости у прекрасных и величественных ворот Иштар (579 г. до н. э.), облицованных синей глазурованной плиткой и украшенных изображениями сиррушей и быков. Стены «Дороги процессий» украшали изображения львов и сомкнутых рядов воинов. По периметру Восточного города выросла еще одна, Внешняя стена, длиной почти 18 км. Но и это еще не все: на подступах к городу была выстроена оборонительная Мидийская стена длиной почти 150 км. Казалось, Вавилон был совершенно неприступен.
Но нашлась сила, превзошедшая эту силу. И имя ее — Персия. 10 октября 539 г. до н. э. Вавилон пал под натиском воинов царя Кира II. Греческие историки Геродот и Ксенофонт, описывая это событие, рассказывают о том, что персы взяли Вавилон хитростью, заранее отведя из его крепостных рвов воду. Это, скорее всего, миф, но факт остается фактом: город был взят почти без боя. Самая вероятная причина этой драмы — его неготовность к обороне.
Покорив Вавилон, Ахемениды, однако, сохранили за ним статус столицы Месопотамии. Пока в 479 г. до н. э. (уже не в первый раз) вавилоняне не восстали. Подавив восстание, персидский царь Ксеркс лишил город всех прав. Александр Македонский (356-323 гг. до н. э.) намеревался сделать Вавилон своей столицей, но здесь его настигла внезапная смерть. В 312 г. до н. э. городом овладел бывший полководец Македонского Селевк I Никатор. Он разобрал значительную часть построек и из этого материала возвел новую столицу Месопотамии Селевкию, на реке Тигр, переселив в нее жителей Вавилона. В дальнейшем хозяевами города были парфяне (140 г. до н. э.), римляне (115 г. н. э.), Сисаниды (227 г. н. э.), пока наконец после покорения страны арабами в 624 г. не исчезло и то небольшое поселение, которое еще существовало возле полуразрушенных стен Вавилона. В Ветхом Завете содержится семь пророчеств о гибели Вавилона. Ученый мир до сих пор пытается вывести связь между деталями этих пророчеств и фактами. Есть некоторые совпадения, но в целом убедительной связи не получается. Американский археолог и ассириолог Эдвард Чиера (1885-1933 гг.), много работавший на раскопках Вавилона, писал: «…хотел бы я знать причину всего этого запустения. Почему должен был погибнуть цветущий город, столица целой империи? Что превратило прекрасный храм в обиталище шакалов? Проклятие пророка? Погиб ли этот город за грехи своих жителей? Или роковая участь человечества состоит в том, что все цивилизации должны погибнуть по достижении своего расцвета?»…
Общая информация
Основание: не позднее III тыс. до н. э.Первое упоминание: XXII в. (возможно, XXIV-XXIII вв.) до н. э.
Эпоха окончательного упадка и разрушения: III в. н. э.
Первое историческое название: Кадингирра (по шумерским источникам).
Этнический состав и языки: крылатые выражения «Вавилонское столпотворение», «вавилонское смешение языков» исчерпывающе характеризуют все демографические и лингвистические особенности Вавилона.
Религии: в городе, согласно древним текстам, было около 50 храмов. Вавилоняне поклонялись Мардуку (в Библии — Меродаху), а также властителям Зодиака: богу Луны Сину, его супруге Иштар, богу Солнца Шамашу. Кроме того — Лабарту, Лабасу и Аххазу (по Библии — демоны). Все жители Вавилона верили в бессмертие человеческой души.
Река, протекавшая через Вавилон: Евфрат.
Ближайший аэропорт: Багдад (международный).
Цифры
Площадь: около 10 км2, (согласно данным раскопок археологов).Население: около 150 тыс. чел.
Плотность населения: приблизительно 15 000 чел/км2.
Самая высокая точка: телль (холм) Бабиль (около 70 м).
Климат и погода
Субтропический засушливый.Средняя температура января: +12ºС.
Средняя температура июля: +34ºС.
Среднегодовое количество осадков: 120 мм.
Часты пыльные бури.
Торговля, в том числе рабами.
Экономика
Ремесла: ювелирное, гончарное, ткачество, ковроткачество, изготовление оружия, одежды, обуви, металлических культовых предметов, предметов домашней утвари ит. д.Торговля, в том числе рабами.
Многоступенчатые посреднические торговые операции между Востоком и Западом.
Ростовщичество и другие операции с ценностями.
Достопримечательности
■ Так называемый Южный дворец Навуходоносора (комплекс из пяти огромных дворов, окруженных анфиладами комнат и отдельными зданиями). К самому главному, третьему двору (60x55 м) примыкал знаменитый тронный зал площадью около 900 м2.
■ Северный дворец-крепость Навуходоносора.
■ Главный дворец Навуходоносора у ворот Иштар, где хранились древние надписи, рельефы, статуи, библиотека, трофеи, добытые вавилонскими царями во время походов, в том числе в Ассирию.
■ Храмы, посвященные Иштар, Нанне, Ададу, Нинурте, и другие культовые сооружения.
■ Культовый комплекс Эсагила с зиккура-том Этеменанки, святилищем бога Мардука («Вавилонская башня»),
■ Висячие сады («сады Семирамиды») — террасы со сводчатыми проходами. Сохранившиеся в музейной среде достопримечательности:
■ Ворота Иштар и часть «Дороги процессий» (воссозданы из подлинных фрагментов VI в. до н. э.), а также изваяния из камня, бронзовые скульптуры, сосуды, оружие, украшения из археологических раскопок — Пергамский музей древней культуры Передней Азии в Берлине.
■ Вавилонская карта мира — глиняная табличка (конец VIII — начало VII в. до н. э.) и другие свидетельства нововавилонской эпохи — Британский музей, Лондон.
■ Каменная стела с Кодексом законов Хаммурапи (копия имеется в Музее слепков им. И.В. Цветаева, филиале ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве) и другие артефакты вавилонской цивилизации — Лувр, Париж.
■ Коллекция артефактов Вавилона — Национальный музей Ирака, Багдад.
■ Реконструкция городских строений эпохи царя Навуходоносора II на месте раскопок (эта работа продолжается).
■ Некоторые ученые-правоведы полагают, что в Кодексе Хаммурапи заложен принцип «презумпции невиновности», применяемый в современном уголовном праве. Согласно этому принципу, считается, что человек, подозреваемый в преступлении, не считается виновным, пока не доказано обратное, он также не обязан свидетельствовать против самого себя, а его собственные устные признательные показания не могут служить доказательством его вины.
■ Северный дворец-крепость Навуходоносора.
■ Главный дворец Навуходоносора у ворот Иштар, где хранились древние надписи, рельефы, статуи, библиотека, трофеи, добытые вавилонскими царями во время походов, в том числе в Ассирию.
■ Храмы, посвященные Иштар, Нанне, Ададу, Нинурте, и другие культовые сооружения.
■ Культовый комплекс Эсагила с зиккура-том Этеменанки, святилищем бога Мардука («Вавилонская башня»),
■ Висячие сады («сады Семирамиды») — террасы со сводчатыми проходами. Сохранившиеся в музейной среде достопримечательности:
■ Ворота Иштар и часть «Дороги процессий» (воссозданы из подлинных фрагментов VI в. до н. э.), а также изваяния из камня, бронзовые скульптуры, сосуды, оружие, украшения из археологических раскопок — Пергамский музей древней культуры Передней Азии в Берлине.
■ Вавилонская карта мира — глиняная табличка (конец VIII — начало VII в. до н. э.) и другие свидетельства нововавилонской эпохи — Британский музей, Лондон.
■ Каменная стела с Кодексом законов Хаммурапи (копия имеется в Музее слепков им. И.В. Цветаева, филиале ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве) и другие артефакты вавилонской цивилизации — Лувр, Париж.
■ Коллекция артефактов Вавилона — Национальный музей Ирака, Багдад.
■ Реконструкция городских строений эпохи царя Навуходоносора II на месте раскопок (эта работа продолжается).
Любопытные факты
■ Серьезное научное изучение Вавилона началось лишь в XIX в. Наибольший вклад в него внесли немецкие археологи под руководством Роберта Кольдевея, работавшие на раскопках Вавилона в 1898-1917 гг.■ Некоторые ученые-правоведы полагают, что в Кодексе Хаммурапи заложен принцип «презумпции невиновности», применяемый в современном уголовном праве. Согласно этому принципу, считается, что человек, подозреваемый в преступлении, не считается виновным, пока не доказано обратное, он также не обязан свидетельствовать против самого себя, а его собственные устные признательные показания не могут служить доказательством его вины.