Руб-эль-Хали (пустыня)
Пустыня Аравийского полуострова
Противостоять наступлению пустыни может только сильное государство, способное организовать строительство и техническое обслуживание гидротехнических сооружений, высадить полосу зеленых насаждений («зеленой стены») и т. п. Царствам «Счастливой (Южной) Аравии» в период их расцвета это было под силу.
Во многих доисламских источниках упоминается Убар (он же «Ирам многоколонный») — великолепный богатый город с радужными башнями, построенными из металла и драгоценных камней. В Коране написано, что город адитов (коренных жителей Аравийского полуострова) был стерт с лица земли по воле Аллаха «ветром шумящим, буйным» за то, что его жители были заносчивы и не прислушались к воззваниям своего земляка — пророка Худа (ок. 2300 г. до н. э.). Песчаная буря бушевала семь ночей и восемь дней, йот города не осталось и следа. «Это сейчас эти некогда плодородные земли, где раньше жил народ Худа, представляют собой пустыню. Но в те времена эти места были благодатными, леса смягчали резкий климат района и делали его благоприятным для жизни. Была и пустыня, однако она не занимала такого пространства, как сейчас. Но, несмотря на эту милость Аллаха, народ Худа не был благодарен своему Господу за те щедроты, которые имел, а, наоборот, упорствовал в своем безбожии и распутстве». Долгое время Убар считали просто легендой, однако в 1990 г. его следы были обнаружены американцами благодаря съемкам из космоса. На снимках видно, как к «песчаной Атлантиде» в юго-западном секторе пустыни Руб-эль-Хали на территории Омана сходятся древние караванные пути.
В Коране также упоминается, что символ всей «Счастливой (Южной) Аравии» — Марибская дамба — рухнула при жизни пророка Мухаммеда (571-632 гг.). Это по-своему символично: с арабским завоеванием Южной Аравии в 628 г. тут началась новая эпоха, земледельцев потеснили кочевники-бедуины. Возделанные орошаемые земли постепенно снова превратились в бесплодную пустыню.
Плотина на Вади-Дхана (600 м длины, более 15 м высоты) была возведена сабеями возле Мариба, столицы легендарного Сабейского царства, в VII. в. до н. э. Вероятно, Марибская плотина была самым грандиозным и значимым гидротехническим сооружением античности — гигантский комплекс, требовавший постоянного технического обслуживания. Он позволил жителям заниматься не только кочевым скотоводством (верблюдоводство с 1300 г. до н. э., овцеводство) и сбором пряностей и благовоний, но и выращивать финиковые пальмы, фруктовые сады, пшеницу, полбу, ячмень, бобовые культуры и овощи на орошаемых полях, раскинувшихся на несколько километров вокруг города. Дамба прослужила тринадцать веков и начала постепенно разрушаться, когда южноаравийские царства пришли в упадок, в т. ч. из-за замены караванных торговых путей, морских войн, изменений во внутри- и внешнеполитической обстановке, а также из-за существенных изменений в климате.
Руб-эль-Хали, широкой песчаной полосой вытянувшаяся в южной части Аравийского полуострова, — одна из крупнейших пустынь мира. Поверхность повышается с востока на запад от средних 100-200 м над у. м. до 500-1000 м над у. м. Под песками — гипс и известняк, на окраинах — редкие оазисы, на востоке — обширные солончаки.
Административное деление пустыни — чистая формальность. Это гигантская нейтральная территория на границе Саудовской Аравии, Омана, Объединенных Арабских Эмиратов и Йемена.
Барханы высотой 150-200 м, покрывающие 80% от почти 650 км2 «Пустой четверти», практически необитаемы. Биоразнообразие гиперзасушливой и исключительно жаркой пустыни представлено крайне ограниченным количеством видов: из животных это в основном паукообразные и грызуны, из растений в понижениях между барханами — верблюжья колючка и солянки. Дневную жару с температурой песка 70°С на солнце могут выдержать разве что дромадеры (одногорбые верблюды в состоянии утратить более четверти своего веса, не умирая от жажды или голода). Бедуины, кое-как приспособившиеся к жизни в таких суровых условиях, отпускают их днем искать подножный корм, асами пережидают в тени. Европейских туристов, проникающих даже сюда благодаря изобретению машин с полным приводом и кондиционера, хватает минуты на полторы — только чтобы успеть сфотографироваться снаружи на фоне фантастического пейзажа. Одним из первых европейцев, проникавших в глубь Руб-эль-Хали и картографировавших ее, был британский подданный Уилфрид Тесигер в 1946-1950 гг. Он смог оценить эту красоту по достоинству: «В этом жестоком краю можно увидеть столь чудесные картины, что не найдется им равных в нашем климате».
Казалось, так будет всегда: песчаные дюны, шатры диких кочевников, верблюды… От городов «Счастливой Аравии» остались одни руины, а от некоторых, как от Убара, не осталось и следа. Бедуины время от времени случайно находили в песках руины сабейских и минейских городов, привозили с собой фрагменты барельефов и статуй и продавали их за бесценок туристам. В результате культура древней Аравии оказалась лучше представлена в европейских музеях, чем на самом полуострове. Йеменские власти не проявляли особого интереса к доисламской культуре, так что ценнейшие памятники древних южноаравийских царств или так и лежали, постепенно уходя в песок, или растаскивались на сувениры.
Печальный парадокс заключается в том, что у наследника древнейшей Сабейской цивилизации Йемена — один из самых низких индексов развития человеческого потенциала в арабском мире. Половина йеменцев живет за чертой бедности, треть голодает. Примерно так же до самого недавнего времени обстояли дела у бедуинов из соседних государств, частично занятых песками Руб-эль-Хали. До тех пор пока открытие под песками на востоке Руб-эль-Хали богатейших месторождений нефти и газа не вызвало во второй половине XX в. стремительных и кардинальных изменений в жизни бывших кочевников. Баснословные доходы от продажи углеводородного сырья внезапно превратили дикую пустыню в более чем цивилизованную. Так, в эмиратах Абу-Даби и Дубай караванные тропы сменили восьмиполосные автомагистрали, словно миражи в пустыне, выросли небоскребы, отели и бизнес-центры. Буквально за одно поколение часть арабов сменила образ жизни, превратившись из погонщиков верблюдов в крупных предпринимателей и инженеров.
Общая информация
Местонахождение: на юго-востоке Аравийского полуостроваАдминистративная принадлежность: большая часть в Саудовской Аравии, также Йемен, Объединенные Арабские Эмираты, Оман.
Крупнейший город: Дубай.
Цифры
Площадь: ок. 650 000 км2.Около 80% территории занято песками.
Средняя высота: на востоке — 100-200 м над у. м., на западе — 500-1000 м над у. м.
Высота барханов: 150-200 м, до 300 м.
Климат и погода
Тропический гипераридный.Экономика
Полезные ископаемые: богатейшие нефтегазовые месторождения (Шейба, Аль-Гавар и др.).Промышленность: нефтегазодобывающая.
Традиционные ремесла и промыслы.
Достопримечательности
■ Природные: песчаные дюны высотой 150-200 м, в том числе одна из крупнейших дюн мира Мориб высотой 300 м и шириной 1600 м; «розы пустыни» из кристаллов гипса; «Парк пустыни» (в эмирате Шарджа, ОАЭ), где в одном месте собраны около ста представителей всего животного мира, населяющего Руб-эль-Хали, включая антилопу бейзу.
■ Культурно-исторические Древние: город Убар (он же Ирам многоколонный, вероятно, основан во II тыс. до н. э.) — под песком, обнаружен благодаря космической съемке в 1990 г.; Старый Мариб (с IX в.): руины Марибской дамбы (построена 2700 лет назад); храм Аввам; Марибская крепость с коллекцией предметов культуры древней Аравии (рельефы, барельефы и т. п.); руины минейских и сабейских городов в северо-восточном секторе Руб-эль-Хали — известны по сообщениям случайно набредших на них бедуинов, еще не исследованы.
■ Современные: суперсовременная архитектура Дубая.
Любопытные факты
■ Известный автогонщик Вадим Нестерчук трагически погиб в пустыне Руб-эль-Хали в Объединенных Арабских Эмиратах 24 июня, когда он с напарником готовился к ралли «Шелковый путь — 2013».
■ Некогда цветущий Мариб, имеющий четырехтысячелетнюю историю, сегодня — заштатный йеменский городок с населением менее 20 000 человек.
■ Южноаравийская сабейская цивилизация — одна из древнейших на Ближнем Востоке — сложилась в конце II тыс. до н. э. Продвижение сабеев(и их соперников маинов, основавших поглощенное сабеями в VII в. до н. э. царство чуть севернее) с северо-запада на юго-запад Аравии было напрямую связано со становлением трансаравийского пути Благовоний (или пути Ладана), по которому сабейцы торговали со многими странами древневосточного и античного мира.
■ Огромные организованные караваны из сотен верблюдов двигались один-два раза в год от портового Адена, позднее из-за римлян из Каны, в Шабву, далее через Мариб, Наджран, Мекку, Джидду, Ясриб-Медину и Петру в Газу к Средиземному морю. На этом маршруте, проходившем и через пустыню, были десятки гидревм (укрепленных и охраняемых колодцев) и городов. Караванщики всегда шли по одним и тем же караванным тропам: за отклонение от маршрута они могли поплатиться жизнью — за попытку контрабанды.
■ Согласно исследованию английского геолога МакКлюра, опубликованному в 1984 г., посреди пустыни как минимум дважды, в периоды между 37 и 17 тыс. лет назад, а затем снова между 10 и 5 тыс. лет назад образовывалась сеть мелких озер, просуществовавшая от нескольких десятков до нескольких сотен лет. Исследователь утверждает, что на озерах обитали гиппопотамы, индийский буйвол и другой рогатый скот.
■ На месте Дубая еще 7000 лет назад были мангровые болота, которые около 5000 лет назад после изменения климата занесло песком.
■ Одна из местных диковин — так называемые «розы пустыни». Кочевники полагали, будто эти «розы» вырастают из мочи верблюда. На самом деле они формируются в толще песка после дождя путем кристаллизации гипса, потом благодаря выветриванию оказываются на поверхности.