Вардзиа (монастырь)
На фото панорама ущелья реки Куры в Джавахети. Слева на склоне скалы — пещерный монастырь Вардзиа. Изначально он должен был служить еще и крепостью, пока землетрясение не обрушило часть скалы и не обнажило весь пещерный городок.
История
Сегодня Вардзиа — окраина Грузии, однако в прошлом это был почти ее центр, через нее пролегали главные торговые пути.
Вардзиа — действующий пещерный мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он расположен в исторической провинции Грузии Джавахети, в глубоком ущелье верхнего течения реки Куры (Мтквари), на ее левом берегу. Монастырский комплекс является выдающимся памятником грузинского средневекового искусства. Кроме самого монастыря в Вардзийском ущелье находятся еще несколько пещерных комплексов, крепость, храмы и прочие постройки культового и гражданского назначения.
Пещерный монашеский город был создан в основном в 1156-1205 гг., в период правления Георгия III (?-1184 гг.) — царя Грузии из династии Багратионов и его дочери царицы Тамары (1166-1213 гг.). Вардзиа строился как крепость и монастырь в целях перекрытия ущелья реки Куры для защиты от персов.
Царица Тамара продолжала деятельность царя Давида IV Строителя и способствовала широкому распространению христианства по всей Грузии, строительству храмов и монастырей. В православии она причислена к лику святых.
Самый знаменитый момент в истории монастыря — поход на сельджуков в 1201 или 1204 г., когда перед Битвой в Басиани (у Свиндахи) грузинская армия стояла лагерем перед Вардзиа и сама царица Тамара провожала ее с галереи пещерного города.
В течение нескольких столетий Вардзиа был одним из крупнейших церковных и культурных центров Грузии. И не раз оказывался на грани исчезновения, но всякий раз возрождался буквально из небытия.
В 1283 г. ужасное землетрясение разрушило уникальное сооружение. Впоследствии, в кон. XIII — начало XIV в., Вардзиа восстанавливался и достраивался.
В XIV — начало XV в. монастырь был разрушен кочевниками — в период с 1386 по 1403 г., когда Тамерлан предпринял восемь разрушительных походов против Грузии. Но монастырь был снова восстановлен.
В 1551 г. монастырь был разрушен войсками иранского шаха Тахмаспа I (1514-1576 гг.). Зрелище было настолько страшным, что даже сефевидский историк Хасан-бек Румлу, участвовавший во всех походах шаха Тахмаспа I, был поражен увиденным: «Шах — прибежище веры — вместе с великими амирами вошел в церковь, и там убили двадцать монахов. Колокол, который весил 70 манов и был семикратно отлит, разбили так, как разбился сосуд их жизни. Сорвали железную и золотую двери и передали счастливой казне, крепость сравняли с землей».
В те времена Персия постоянно воевала с Османской империей на почве религиозной нетерпимости между шиитами Сефевидами и суннитами султанами. В 1555 г. персы и османы сумели как-то примириться. По условиям договора Восточная Грузия оставалась во владении Сефевидов, тогда как Западная (а с ней и Вардзиа) перешла в состав Османской империи.
В конце XVI в. в Вардзиа пришли турки и убили всех монахов: сожгли заживо в главном храме монастыря. Тот пришел в полное запустение, и при турках в его храмах и кельях жили пастухи.
В ходе Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. русская армия генерала Ивана Паскевича (1782-1856 гг.) в 1828 г. отвоевала эту область у Турции. И сразу же началось восстановление монастыря, он снова начал действовать.
В советское время, в 1938 г., Вардзиа стал музеем-заповедником. Он оказался на территории закрытой погранзоны, сюда разрешали въезд только по пропускам. При этом поток организованного туризма был довольно значителен.
В конце 1980-х гг., с началом процессов распада СССР, в монастыре была отслужена первая божественная литургия католикосом-патриархом Илией II. С 1991 г. в главной церкви Вардзиа стали проводить богослужения, а в 1998 г. был возрожден монастырь. В настоящее время в нем около десяти монахов.
Комплекс состоит из нескольких сотен жилых, культовых и хозяйственных помещений, расположенных ярусами и соединенных тоннелями с люками и деревянными лестницами.
Помещения Вардзиа высечены в отвесном склоне горы Эрушети (Медвежья), причем для их сооружения выбран самый мягкий — туфовый — слой.
Монастырский комплекс объединяет 15 церквей, из них относительно большие — храм Успения Богородицы и Ананурская церковь. В пещерном городе монахов — несколько сотен келий, комната царицы Тамары, салхино (помещение для празднеств), садарбазо (зал для общих собраний), трапезная с хлебопекарней, аптека (с рядами маленьких полок на стенах для сосудов с лекарствами), колокольня, мастерская, винодельня и несколько винных погребов с квеври — большими сосудами, вмурованными в пол.
Монахи, как могли, разнообразили архитектуру собственных жилищ. В некоторых кельях имеется собственная крохотная церковка. Потолки сделаны сводчатыми, проделаны арочные ниши в дальней стене, все углы по возможности скруглены. А перед кельями устроены портики, образовавшие аркады на фасаде.
Тропа, ведущая вверх, выводит к входу в монастырь — небольшой башне. Эта башня является колокольней: в старину у нее было два этажа, верхний не сохранился. Это сооружение появилось здесь уже после землетрясения 1283 г. на руинах старого монастыря. Поэтому она представляет собой еще и подобие мемориала — дань памяти жертвам ужасной катастрофы.
От этой башни выходят к центральному храму. Он сооружен в крупном гроте, и за ним в глубине скалы находится свободное пространство, настолько большое, что там даже построен второй небольшой храм.
Храм Успения Богородицы — исторический центр всего комплекса Вардзиа. Именно отсюда начинался монастырь: в этом месте начали рыть пещеры, впоследствии распространившиеся во все стороны.
В архитектурном отношении — это храм зального типа со сводом на арках (апсидой) и пилястрами.
Храм погружен в тело скалы, а снаружи видны только арки притвора. Этот притвор в прошлом был больше, но впоследствии частично обрушился. Алтарная часть приподнята, а под алтарем есть потайной ход вниз, в секретное помещение, где, предположительно, хранили храмовую утварь и одеяния. Все стены храма сложены из камня, и только апсида вырублена в скале. В храм ведет несколько входов. Западный прорублен так, чтобы получился проход к роднику.
Основная культурная ценность храма — фрески 1184-1185 гг. с изображением Богоматери и библейских сюжетов. Историческая ценность фресок еще и в изображении ктиторов (основателей храма) — царя Георгия III, царицы Тамары и Рати Сурамели, эристави (правителя) Картли. Фрески храма относятся к лучшим памятникам «эпохи Руставели» — грузинского ренессанса.
Церковь Ананаури — маленькое помещение зального типа на самом верхнем ярусе в западной части Вардзиа. Фрески церкви почти полностью сохранились в апсиде, на сводах и стенах: Богоматерь, двенадцать сцен праздников.
Прямо на территории Вардзиа находится действующий монастырь, вход туда ограничен.
Сравнительно недалеко от Вардзиа находятся и другие старинные достопримечательности этого края: пещерный монастырь Ванис-Квабеби VIII в., крепость Тмогви, или Тмкаберд, XI в. с курганным полем 3-2 тыс. до н. э. и древним городом Цунда (как утверждается, 3 тыс. до н. э.), крепость Хертвиси (предположительно, постройки IV в. до н. э.) и мегалитические крепости в Capo. На турецкой стороне стоит крепость Мгелисцихе, хорошо видная с грузинского берега.
Женский монастырь Зеда-Вардзиа, где проживают 20 монахинь и послушниц, предположительно основанный в XI в., находится в ущелье неподалеку от пещерного комплекса Вардзиа.
Общая информация
Местонахождение: юг Грузии.
Административная принадлежность: Аспиндзский муниципалитет, край Самцхе-Джавахети.
Основан: 1156-1205 гг.
Тип: мужской.
Состояние: действующий.
Язык: грузинский.
Этнический состав: грузины.
Религия: православие.
Денежная единица: грузинский лари.
Река: Кура.
Цифры
Общая протяженность: около 900 м.
Высота: 58 м.
Глубина: до 50 м.
Ярусы: 13.
Помещения: около 600.
Церкви: 15.
Количество монахов: 8 чел.
Высота над уровнем моря: 1250 м.
Удаленность: около100 км к югу от г. Боржоми, 203 км к юго-западу от г. Тбилиси.
Климат и погода
Субтропический.
Зима относительно холодная, но не суровая, лето теплое, засушливое.
Средняя температура января: -4,2°С.
Средняя температура июля: +18°С.
Среднегодовое количество осадков: 680 мм.
Среднегодовая относительная влажность: 75%.
Достопримечательности
Монастырский комплекс Вардзиа (XII—XIII вв., реставрации XVI, XIX, XX вв.)
- Храм Успения Богородицы (с фресками XII в.)
- Церковь Ананури (с фресками первой трети XIII и второй половины XV вв.)
- Башня-колокольня (XIII—XIV вв.)
- Монашеские кельи
- Комната царицы Тамары
- Салхино (помещение для празднеств)
- Садарбазо (зал для общих собраний)
- Трапезная с хлебопекарней
- Аптека
- Мастерская
- Винодельня
- Винные погреба
Другие объекты в районе Вардзиа
- Пещерный монастырь Ванис-Квабеди (основан в VIII в.)
- Крепость Тмогви и церковь Верхний Тмогви (Х в.)
- Монастырь Верхняя Вардзиа (XI в.)
- Крепость Хертвиси (X-XI вв.)
- Церкви Мирашхани, Тавкветили, Агара и Цунда (XII-XIII вв.)
- Руины рынка рабов Накалакеви
Любопытные факты
- Чтобы принести воду в пещеры, надо было спуститься по тайному ходу к реке и источнику близ главной церкви, на территории обнаружены остатки простейшего водопровода.
- Над фресками храма Успения Богородицы работали несколько мастеров. Имя главного — Георгия, исполнившего роспись в апсиде, сохранилось на поземе (изображении земли в нижней части фрески или иконы, выполненном обычно в виде полосы коричневого или зеленого цвета).
- За храмом Успения Богородицы находится тоннель. У северной стены храма есть небольшая часовня с погребением, а сбоку — деревянная лестница. Поднявшись по этой лестнице, сначала попадаешь в узкий тоннель, который ведет высоко наверх, на несколько ярусов выше храма. Он выходит в одну из верхних комнат, и оттуда идет внешний спуск вниз.
- В Грузии существует еще один монастырь с названием Вардзиа: в Имеретии, немного южнее города Зестафони.
- С происхождением названия Вардзиа связана легенда. Будущая царица Тамара еще маленькой девочкой ходила по пещерам со своим дядей и окликнула его: «Ак вар, дзиа!» — «Я здесь, дядя!» Созвучие понравилось взрослым и прижилось в качестве имени пещерного города. Однако историки с этой версией происхождения названия не согласны: по их мнению, слово «вардзия» происходит от «вардж» — так персы звали древних грузин-картвелов.
- Чтобы попасть в Вардзиа с автодороги, надо перейти по мосту Куру. Справа почти на километр тянется горный обрыв, изрытый пещерами. Главные пещеры — в дальнем конце. Вардзиа заметно погружен в скалу, здесь надо постоянно перемещаться вверх-вниз, время от времени спускаясь в подземелья.
- Вардзиа является выдающимся памятником грузинских фортификационных, архитектурных и художественных искусств. Он создавался изначально как крепость и монастырь — в целях перекрытия ущелья реки Куры для защиты от набегов персов. Вардзиа считался неприступным: первый ярус пещер поднимается над Курой на 90 м, а седьмой — уже на 130 м. В период расцвета Вардзиа был «городом-невидимкой»: то, что сейчас видно с берега Куры, было скрыто от глаз внешней скальной стеной. После сильнейшего землетрясения XIII в. от горы отделился и упал в реку пласт породы шириной до 15 м, в результате чего монастырь обнажился и потерял свое значение как крепость.
- Множество легенд утверждают, что пещерный монастырь Ванис-Квабеди, что находится относительно недалеко от Вардзиа, был связан с последним трехкилометровым подземным проходом, вероятно, обвалившимся в результате землетрясения.
- Турки-пастухи, укрывавшиеся в разрушенном монастыре в зимнее время, нередко разводили в храмах костры, поэтому фрески сильно закоптились.