Калькутта (Колката)
Город Калькутта находится на северо-востоке Индии, столица штата Западная Бенгалия, второй по площади город в Индии.
Свое имя город получил от храма богини Кали - Калигат или Колката, как сами бенгальцы называют этот город.
Есть и другие версии происхождения названия деревни, давшей имя городу, но самая устойчивая из них связана с богиней. При взгляде на ее изображение в храме европеец испытывает чувство, близкое к оторопи: разве так должны выглядеть боги? Три багровых глаза на темном лице, свисающий красный язык, на шее ожерелье из мужских голов... В пантеоне индуистских богов Кали — одна из ипостасей супруги (шакти) бога Шивы.
Ее главное имя — Парвати. Она — прекрасная, мудрая и добродетельная богиня-мать, когда на земле царит мир. Если он нарушается, Парвати становится грозной, но все еще прекрасной Дурги, а когда дела уж совсем плохи — принимает вот такой ужасный облик Кали, но — во имя утверждения всеобщей гармонии и справедливости. Поэтому индийцы ничуть не боятся ее, хотя были у Кали столь фанатичные почитатели, как секта тхагов, стремившихся убить как можно больше людей, чтобы усмирить гнев Кали... Без глубокого погружения в историю индуизма нам, наверное, до конца не разобраться с этим индийским культом. А легенда гласит, что однажды бог Вишну в гневе метнул в Кали свой магический диск.
Ее тело разлетелось на 52 части, мизинец правой ноги упал на то самое место, где высится храм. Его здание было возведено в 1809 г., но хижина, считающаяся храмом Кали, стояла на этом месте с XV в., вполне вероятно, что жертвенник, посвященный ей, был здесь и прежде.
Как установлено археологическими раскопками в 35 км к северу от Калькутты, первые поселения стали строиться на этих землях более двух тысяч лет назад. В XVI в. в деревнях вдоль реки Хугли появляются португальцы, голландцы, венецианцы, но честь основателя Калькутты английские историки отдали, естественно, соотечественнику. Итак, в 1687 г. на место, где стояли торговые деревни Колката, Гобиндапур и Сутанати, прибывает старший агент Британской Ост-Индской компании Джоб Чарнок. Дела деревенских коммерсантов шли неплохо, и Чарнок решил: быть здесь британской торговой фактории. Бенгалия тогда входила в Империю Великих Моголов, а деревни принадлежали местным землевладельцам (заминдарам). Права на аренду деревень были проданы Британской Ост-Индской компании в 1698 г. заминдаром Чоудхури по приказу из Дели, резиденции Великих Моголов. Но датой основания города считается 1690 г., когда Чарнок поселился в деревне Сутанати, где открыл по лицензии факторию своей компании, а через два года и умер. В это время по соседству с ним уже были созданы и другие европейские фактории: французская — в Чандернагоре, голландская и армянская — в Чинсурахе, датская — в Серампуре, португальская — в Банделе, греческая — в Ришре и прусская в Бхадешваре. Все это теперь — Калькутта. В 2003 г. Верховный суд Западной Бенгалии постановил, что Чарнок — слишком ничтожная фигура для того, чтобы числиться основателем столь великого города, для чего нужно вычеркнуть его имя из всех исторических «святцев», и больше в Калькутте его имя даже не упоминается, но во всем остальном мире, однако, пока никто не лишил Чарнока этой заслуги. В 1702 г. был построен английский Форт-Уильям (позднее, но еще в XVIII в., он был расширен и перестроен), и вокруг него стал расти город. В 1715 г. могольский двор предоставил британцам право приобрести территории протяженностью 15 км вдоль Хугли. По периметру этой территории компания построила оборонительный ров, который сейчас — его Кольцевая дорога. В 1756 г. бенгальский наваб Сирадж уд-Даул, поддерживаемый Французской Ост-Индской компанией, взял штурмом Форт-Уильям и захватил Калькутту, но в 1757 г. его войско было разбито в битве при Палаши (Плесси) британским полковником Робертом Клайвом. В 1772 г. — 1911 гг. — столица Британской Индии, это время было расцветом Калькутты.
С середины XIX в. Калькутту традиционно делят на Белый и Черный город. Такое деление многое объясняет.
Белый город — это фешенебельные кварталы и соответствующий стиль жизни: образование, карьера, интеллектуальный и спортивный досуг, этикет, скопированный с британского, конечно, с поправкой на традиционные индийские сословные и кастовые понятия. В Белом городе живут, соответственно, «белые воротнички» — бизнесмены, программисты, специалисты во многих других областях. Черный город — это трущобы со всеми вытекающими отсюда нюансами: скученностью, бытовым хаосом, замусоренными улицами, неграмотностью, нищетой, попрошайничеством и мелким мошенничеством. В Белом городе свободно говорят, да и думают, по-английски, в Черном — вавилонское смешение наречий, обычаев и, на первый взгляд, — отсутствие малейшего желания как-то улучшить свою жизнь. В Белом городе всякое приличное жилье оборудовано электронной системой «умный дом», в Черном — умываются прямо в мутных потоках текущих по улицам канав, часто живут в палатках и шалашах.
То же самое, в большей или меньшей степени, можно увидеть и в других больших городах Индии — Мумбаи и Дели. И все же Калькутта имеет по сравнению с ними свои особенности. Славу интеллектуальной столицы Индии этот город обрел еще в XIX в. Здесь жили многие выдающиеся мыслители, поэты и писатели, и среди них — Рабиндранат Тагор (1861-1941 гг.), писатель, поэт, переводивший свои стихи на английский язык, композитор, художник, философ-гуманист и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1913 г.). Его и других выдающихся деятелей индийской культуры — Ишвара Чандра Видьясагара, Банкима Чандра Чаттопадхая, Мадхусудана Датта, Кази Назрула, Сарата Чандра Чаттопадхая — в Индии почтительно называют деятелями бенгальского Ренессанса. В Калькутте в 1857 г. был открыт первый в Южной Азии университет. Его выпускниками были многие выдающиеся индийские ученые и государственные мужи. Традиции, заложенные этими людьми, живы: такого трепетного отношения к художественному слову, как в Калькутте, нет больше нигде в Индии, это заметно по большому количеству поэтических клубов и книжных магазинов, здесь проходит одна из крупнейших в мире книжных ярмарок. В городе 14 университетов, множество институтов, колледжей, самый высокий в стране уровень компьютеризации рабочих мест.
С таким наследием, какое Калькутта приобрела в XIX в., она могла бы оставаться счастливой культурной жемчужиной Индии на все времена. Однако вмешались политические и социальные проблемы. В 1911 г. столица Индии была перенесена в Дели — из-за особенностей климата Калькутты, расположенной в болотистой дельте Ганга (здесь случаются эпидемии малярии). Вслед за государственными чиновниками из Калькутты уехали и самые богатые люди — «отцы города». После раздела в 1947 г. Британской Индии на независимую путешествие в Индию и Пакистан около 4 млн беженцев из Восточной Бенгалии (затем — Восточный Пакистан, с 1956 г. — Бангладеш), провинции Пакистана, устремились в Бенгалию Западную, прежде всего — в Калькутту. Вторая (1965 г.) и третья (1971 г.) индо-пакистанские войны еще более осложнили эту ситуацию, она стала практически неуправляемой. Таким положением вещей не преминули воспользоваться индийские коммунисты. С 1977 по 2011 г. штатом Западная Бенгалия управляли они. В Калькутте и сегодня можно увидеть красные флаги, есть улицы Ленина, К. Маркса, Хошимина, коммунистическая символика и лозунги характерны для большинства калькуттских граффити. И все же за последние полтора года город стал заметно меняться к лучшему: на улицах становится чище, реставрируются крайне запущенные за 34 года памятники колониальной архитектуры, а главное — приняты новые социальные программы, в том числе программа строительства доступного жилья.
С 2001 г. по постановлению правительства Западной Бенгалии официальное название города изменено на Колката, что более соответствует, по мнению правительства, бенгальскому произношению, но в мире это название пока не закрепилось.
Есть и другие версии происхождения названия деревни, давшей имя городу, но самая устойчивая из них связана с богиней. При взгляде на ее изображение в храме европеец испытывает чувство, близкое к оторопи: разве так должны выглядеть боги? Три багровых глаза на темном лице, свисающий красный язык, на шее ожерелье из мужских голов... В пантеоне индуистских богов Кали — одна из ипостасей супруги (шакти) бога Шивы.
Ее главное имя — Парвати. Она — прекрасная, мудрая и добродетельная богиня-мать, когда на земле царит мир. Если он нарушается, Парвати становится грозной, но все еще прекрасной Дурги, а когда дела уж совсем плохи — принимает вот такой ужасный облик Кали, но — во имя утверждения всеобщей гармонии и справедливости. Поэтому индийцы ничуть не боятся ее, хотя были у Кали столь фанатичные почитатели, как секта тхагов, стремившихся убить как можно больше людей, чтобы усмирить гнев Кали... Без глубокого погружения в историю индуизма нам, наверное, до конца не разобраться с этим индийским культом. А легенда гласит, что однажды бог Вишну в гневе метнул в Кали свой магический диск.
Ее тело разлетелось на 52 части, мизинец правой ноги упал на то самое место, где высится храм. Его здание было возведено в 1809 г., но хижина, считающаяся храмом Кали, стояла на этом месте с XV в., вполне вероятно, что жертвенник, посвященный ей, был здесь и прежде.
Как установлено археологическими раскопками в 35 км к северу от Калькутты, первые поселения стали строиться на этих землях более двух тысяч лет назад. В XVI в. в деревнях вдоль реки Хугли появляются португальцы, голландцы, венецианцы, но честь основателя Калькутты английские историки отдали, естественно, соотечественнику. Итак, в 1687 г. на место, где стояли торговые деревни Колката, Гобиндапур и Сутанати, прибывает старший агент Британской Ост-Индской компании Джоб Чарнок. Дела деревенских коммерсантов шли неплохо, и Чарнок решил: быть здесь британской торговой фактории. Бенгалия тогда входила в Империю Великих Моголов, а деревни принадлежали местным землевладельцам (заминдарам). Права на аренду деревень были проданы Британской Ост-Индской компании в 1698 г. заминдаром Чоудхури по приказу из Дели, резиденции Великих Моголов. Но датой основания города считается 1690 г., когда Чарнок поселился в деревне Сутанати, где открыл по лицензии факторию своей компании, а через два года и умер. В это время по соседству с ним уже были созданы и другие европейские фактории: французская — в Чандернагоре, голландская и армянская — в Чинсурахе, датская — в Серампуре, португальская — в Банделе, греческая — в Ришре и прусская в Бхадешваре. Все это теперь — Калькутта. В 2003 г. Верховный суд Западной Бенгалии постановил, что Чарнок — слишком ничтожная фигура для того, чтобы числиться основателем столь великого города, для чего нужно вычеркнуть его имя из всех исторических «святцев», и больше в Калькутте его имя даже не упоминается, но во всем остальном мире, однако, пока никто не лишил Чарнока этой заслуги. В 1702 г. был построен английский Форт-Уильям (позднее, но еще в XVIII в., он был расширен и перестроен), и вокруг него стал расти город. В 1715 г. могольский двор предоставил британцам право приобрести территории протяженностью 15 км вдоль Хугли. По периметру этой территории компания построила оборонительный ров, который сейчас — его Кольцевая дорога. В 1756 г. бенгальский наваб Сирадж уд-Даул, поддерживаемый Французской Ост-Индской компанией, взял штурмом Форт-Уильям и захватил Калькутту, но в 1757 г. его войско было разбито в битве при Палаши (Плесси) британским полковником Робертом Клайвом. В 1772 г. — 1911 гг. — столица Британской Индии, это время было расцветом Калькутты.
С середины XIX в. Калькутту традиционно делят на Белый и Черный город. Такое деление многое объясняет.
Белый город — это фешенебельные кварталы и соответствующий стиль жизни: образование, карьера, интеллектуальный и спортивный досуг, этикет, скопированный с британского, конечно, с поправкой на традиционные индийские сословные и кастовые понятия. В Белом городе живут, соответственно, «белые воротнички» — бизнесмены, программисты, специалисты во многих других областях. Черный город — это трущобы со всеми вытекающими отсюда нюансами: скученностью, бытовым хаосом, замусоренными улицами, неграмотностью, нищетой, попрошайничеством и мелким мошенничеством. В Белом городе свободно говорят, да и думают, по-английски, в Черном — вавилонское смешение наречий, обычаев и, на первый взгляд, — отсутствие малейшего желания как-то улучшить свою жизнь. В Белом городе всякое приличное жилье оборудовано электронной системой «умный дом», в Черном — умываются прямо в мутных потоках текущих по улицам канав, часто живут в палатках и шалашах.
То же самое, в большей или меньшей степени, можно увидеть и в других больших городах Индии — Мумбаи и Дели. И все же Калькутта имеет по сравнению с ними свои особенности. Славу интеллектуальной столицы Индии этот город обрел еще в XIX в. Здесь жили многие выдающиеся мыслители, поэты и писатели, и среди них — Рабиндранат Тагор (1861-1941 гг.), писатель, поэт, переводивший свои стихи на английский язык, композитор, художник, философ-гуманист и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1913 г.). Его и других выдающихся деятелей индийской культуры — Ишвара Чандра Видьясагара, Банкима Чандра Чаттопадхая, Мадхусудана Датта, Кази Назрула, Сарата Чандра Чаттопадхая — в Индии почтительно называют деятелями бенгальского Ренессанса. В Калькутте в 1857 г. был открыт первый в Южной Азии университет. Его выпускниками были многие выдающиеся индийские ученые и государственные мужи. Традиции, заложенные этими людьми, живы: такого трепетного отношения к художественному слову, как в Калькутте, нет больше нигде в Индии, это заметно по большому количеству поэтических клубов и книжных магазинов, здесь проходит одна из крупнейших в мире книжных ярмарок. В городе 14 университетов, множество институтов, колледжей, самый высокий в стране уровень компьютеризации рабочих мест.
С таким наследием, какое Калькутта приобрела в XIX в., она могла бы оставаться счастливой культурной жемчужиной Индии на все времена. Однако вмешались политические и социальные проблемы. В 1911 г. столица Индии была перенесена в Дели — из-за особенностей климата Калькутты, расположенной в болотистой дельте Ганга (здесь случаются эпидемии малярии). Вслед за государственными чиновниками из Калькутты уехали и самые богатые люди — «отцы города». После раздела в 1947 г. Британской Индии на независимую путешествие в Индию и Пакистан около 4 млн беженцев из Восточной Бенгалии (затем — Восточный Пакистан, с 1956 г. — Бангладеш), провинции Пакистана, устремились в Бенгалию Западную, прежде всего — в Калькутту. Вторая (1965 г.) и третья (1971 г.) индо-пакистанские войны еще более осложнили эту ситуацию, она стала практически неуправляемой. Таким положением вещей не преминули воспользоваться индийские коммунисты. С 1977 по 2011 г. штатом Западная Бенгалия управляли они. В Калькутте и сегодня можно увидеть красные флаги, есть улицы Ленина, К. Маркса, Хошимина, коммунистическая символика и лозунги характерны для большинства калькуттских граффити. И все же за последние полтора года город стал заметно меняться к лучшему: на улицах становится чище, реставрируются крайне запущенные за 34 года памятники колониальной архитектуры, а главное — приняты новые социальные программы, в том числе программа строительства доступного жилья.
Общая информация
Город на северо-востоке Индии, столица штата Западная Бенгалия, второй по площади город в Индии после города Мумбаи.С 2001 г. по постановлению правительства Западной Бенгалии официальное название города изменено на Колката, что более соответствует, по мнению правительства, бенгальскому произношению, но в мире это название пока не закрепилось.
Год основания: 1690 г.
Административно-территориальное деление: 3 муниципальные корпорации, куда входит 39 местных муниципалитетов и 24 панчаята (панчаят — совет во главе храма, касты, вообще любой общины).
В агломерацию Калькутты входит 72 города, 527 поселков и деревень.
В агломерацию Калькутты входит 72 города, 527 поселков и деревень.
Языки: бенгальский (официальный), английский, хинди, урду.
Этнический состав: большинство населения — бенгали, а также марвари, бихари и представители других народов Индии; англо-индийцы, китайцы, армяне, греки, евреи.
Религии: индуизм — 77,68%, ислам — 20,27%, христианство — 0,88%, джайнизм — 0,46 %, другие верования — 0,71%.
Денежная единица: индийская рупия.
Денежная единица: индийская рупия.
Крупнейшая река: Хугли (один из рукавов дельты Ганга).
Важнейший аэропорт: международный аэропорт Нетаджи Субхас Чандра Боса.
Население: 4 486679 чел. (2011 г.), агломерация — 14 112 536 чел. (2011 г.).
Важнейший аэропорт: международный аэропорт Нетаджи Субхас Чандра Боса.
Цифры
Площадь: 185 км2, агломерация — 1886,67 км2.Население: 4 486679 чел. (2011 г.), агломерация — 14 112 536 чел. (2011 г.).
Плотность населения: 24 252,3 чел/км2, агломерация — 7480,1 чел/км2.
Самая высокая точка: 9 м над у/м.
Средняя температура января: - 18.6°С.
Климат и погода
Тропический.Средняя температура января: - 18.6°С.
Средняя температура июля: +29°С.
Среднегодовое количество осадков: 1781 мм.
Сезон дождей: июнь - сентябрь.
Сезон дождей: июнь - сентябрь.
Возможны ураганы.
Город находится в сейсмоопасной области.
Экономика
Крупный промышленный, банковский и финансовый центр.Портовая индустрия (Калькуттский порт, хотя и расположен в 145 км от Бенгальского залива, считается одновременно и речным, и морским, а в его аванпорт Халдиа (80 км от залива) заходят и крупнотоннажные океанские суда). Русло Хугли постоянно углубляется.
Промышленность: сталелитейная, машиностроительная (в том числе производство электроники), цементная, химическая, фармацевтическая, джутовая, текстильная, пищевая.
Разработка инновационных информационных технологий.
Сфера услуг: банковские и финансовые.
Разработка инновационных информационных технологий.
Сфера услуг: банковские и финансовые.
Достопримечательности
■ Форт-Уильям (XVIII в.).■ Калигат (Колката) — храм богини Кали (1809 г).
■ Кафедральный собор Св. Павла англиканской Церкви Северной Индии (неоготика, 1847 г.).
■ Церковь Св. Иоанна (1697 г.) в г. Чинсуре, входящем в агломерацию Калькутты, принадлежит армянской апостольской церкви.
■ Мечеть Накхода (1926 г.).
■ Дом Матери (бывшая штаб-квартира Матери Терезы и место ее упокоения).
■ Обитель Матери Терезы для нуждающихся — Нирмалхридайя («Чистое сердце»).
■ Площадь БиБиДи Багх (Далхоузи): Здание писателей и Главный почтамт.
■ Майдан (площадь-парк в центре города, где проводятся главные городские праздники).
■ Мемориал Виктории (1921 г., музей, посвященный истории Британской Индии).
■ Здание Верховного суда (неоготика, 1872 г.).
■ Монумент Шахид Минар, возведен в 1825 г. в честь главы Британской Ост-Индской компании Дэвида Очтерлони, с 1969 г. считается памятником Борцам за независимость Индии.
■ Мраморный дворец (1835 г).
■ Джорасанко — центр бенгальской культуры и искусства XIX в. и дом Рабиндраната Тагора.
■ Мост Ховрах (Хаура)(1943г).
■ Индийский музей (основан в 1874 г.) — 40 галерей.
■ Национальная библиотека, одна из крупнейших библиотек мира (более 8 млн книг).
■ Кумар Тули — район ремесленников.
■ Ботанический сад (заложен в 1786 г.), с рощей Великий Баньян.
■ Парки: Центральный, Рабиндра Саробар, Джодхпур, Миллениум, Бидханнагар, сады Иден (площадки для крикета).
Любопытные факты
■ Знаменитая католическая монахиня Мать Тереза (1910-1997 гг.), лауреат Нобелевской премии мира (1979 г.), прожила в Калькутте много лет. В 1948 г. она основала здесь конкрегацию «Сестры миссионерки любви», которая и по сей день оказывает помощь бедным и больным, независимо от их вероисповедания и национальности.■ История о «черной яме» («дыре») — одна из самых известных городских легенд Калькутты. По версии многих английских исторических источников, в 1756 г. по приказу Си-раджа уд-Даула 146 пленных английских солдат были брошены в маленькую камеру размером 14 на 18 футов (один английский фут равен 0,3048 м), где в первую же ночь 123 из них умерли от удушья и ранений. Легенда изобилует душераздирающими подробностями об агонии умирающих и о том, как живые не могли даже на сантиметр отстраниться от мертвых. Сомнения в достоверности этой истории существовали с самого начала ее появления, а в 1900 г. комиссия из независимых ученых, представлявших семь стран, тщательно расследовала обстоятельства, связанные с «черной ямой», и пришла к выводу, что все это — по крайней мере очень сильное преувеличение, а скорее всего — полный вымысел. Свои выводы комиссия доложила английскому губернатору. В ответ он приказал установить на Майдане бетонную плиту... с перечислением всех подробностей легенды о «черной яме» в трактовке английских историков.
■ Здание Писателей называется так потому, что, когда в Калькутту в XVIII в. приезжали на работу молодые служащие Британской Ост-Индской компании, их называли «писателями». Для них и было построено это здание, стоящее, как считается, на месте «черной ямы».
■ Здание Писателей называется так потому, что, когда в Калькутту в XVIII в. приезжали на работу молодые служащие Британской Ост-Индской компании, их называли «писателями». Для них и было построено это здание, стоящее, как считается, на месте «черной ямы».