Дур-Шаррукин (древний город)
На фото храмовая территория древнего города Дар-Шаррукин. Округлые сооружения вдоль стен служили постаментами для статуй из ассирийского пантеона богов. Все это великолепие пришло в запустение после смерти царя Саргона II, построившего этот город.
Дур-Шаррукин — древний город в Ассирии. В настоящее время это территория северного Ирака, и на месте города стоит ничем не приметная деревня Хорсабад.
История
Около 722-705 гг. до н. э. Ассирией правил царь Саргон II, или Шаррукин, чье имя означало «Настоящий царь». Он взошел на престол в трудное для страны время: со всех сторон ее окружали враги. Саргон оказался великим стратегом, разгромив их практически всех.
Саргон II затеял строительство на широкой плодородной равнине, где земля давала два урожая в год. Среди надписей, оставшихся после самовлюбленного царя, есть и такая: «Я думал день и ночь о том, чтобы сделать обитаемым это место, чтобы освятить его храмы, жертвенники великим богам и дворец, где обитает мое величество. Я повелел приступить к основанию его. Днем и ночью работал я для счастья и удовлетворения моего сердца».
До начала строительства царь сам составил план будущего дворца, назвал длину и высоту его стен, размер дворов и других помещений. Он указал, где разместить статуи богов. Строительством занимались десятки тысяч пленных, обращенных в рабство.
Дворец был заложен в 712 г. до н. э., Саргон II поселился в своей новой резиденции-крепости в 707 г. до н. э., оставив такую надпись: «Да благословит Ашшур, отец богов, эти чертоги на долгие, долгие дни!»
Но боги отвернулись от Саргона II: он погиб, вероятно, в результате заговора. А его сын и наследник престола Синаххериб, в отличие от отца, жизнь в городах не любил: со жрецами враждовал еще сильнее, а от горожан ждал измены. И поэтому предпочитал время проводить в походах и лагерях. Своей столицей он выбрал Ниневию. Некоторое время Дур-Шаррукин оставался загородным дворцом, но без царского внимания запустел и вскоре был заброшен.
В марте 2015 г. боевики террористической организации ИГ частично уничтожили и разграбили останки древнего города.
Дур-Шаррукин имел регулярную планировку и занимал прямоугольную территорию, окруженную мощными стенами с контрфорсами и укрепленными воротами. Всего ворот было восемь, по двое со всех четырех сторон, названных в честь богов города: Бэла, Набу, Иштар и Ану.
Только для создания платформы для дворца площадью 100 тыс. м2 было насыпано и затем утрамбовано приблизительно 1,5 млн м3 глины.
Раскопки Дур-Шаррукина проводились французами в 1840-х гг. и американцами в 1930-х гг. К счастью, город не подвергся таким же ужасающим разрушениям, как другие ассирийские города Ниневия и Калах. Поэтому раскопки позволили довольно точно восстановить его план.
Дворец из двухсот помещений воздвигнут на высокой искусственной платформе, выложенной кирпичом. В ее основании лежат огромные тщательно отесанные каменные блоки весом до 14 т и длиной до 3 м. Углы дворца обращены на четыре стороны света, а главный вход находился на юго-востоке. Прямо к нему на террасу вела двойная лестница со ступенями из каменных плит. У входа стояли стражи ворот: шесть шестиметровых фигур гениев — огромных крылатых быков с человеческими головами. Рядом с ними размещались четырехметровые рельефные изображения эпических героев Гильгамеша и Энкиду.
Далее находились проход и парадный зал дворца. Стены зала украшали алебастровые рельефные раскрашенные плиты с изображениями эпизодов военных походов и охоты Саргона II.
Гении с орлиной головой стояли у входа в опочивальню, охраняя царский сон и отпугивая насылаемые врагами ночные кошмары.
Саргон II не собирался ограничиться только постройкой дворца. Он скупил землю вокруг него и обнес город семикилометровой стеной. Когда царь въехал в новый дворец, вокруг него стали вырастать дома знати, торговцев, ремесленников.
Саргон II поклонялся богам, но жрецов и на дух не подпускал к государственным делам. Такое отношение к слугам культа отразилось и на архитектуре зданий: дворец превосходил размерами храмы. И все равно храмы Дур-Шаррукина — многоэтажные зиккураты, сложенные из кирпичных блоков — были величественными сооружениями. Главный зиккурат, окруженный спиралевидным пандусом, состоял из семи этажей, посвященных божеству одной из семи планет. Кроме царя и жрецов, сюда никто не имел доступа.
Общая информация
Местонахождение: север Ирака.
Административное местоположение: мухафаза Найнава.
Построен: 706 г. до н. э.
Заброшен: 605 г. до н. э.
Ближайший город: Телль-Каеф — 35 000 чел. (2013 г.).
Язык: арабский.
Этнический состав: арабы.
Религия: ислам.
Денежная единица: иракский динар.
Аэропорт: Багдад (международный).
Цифры
Площадь города: 2,88 км2.
Площадь дворцовой территории: 0,18 км2.
Высота над уровнем моря: около 300 м.
Удаленность: 440 км к северу от Багдада.
Царский дворец: количество помещений — 210, количество дворов — 30.
Зиккурат: ярусы — 7, общая высота — 43 м.
Платформа: площадь — 0,1 км2, высота — 14 м.
Городская стена: длина — 7 км, высота — 20 м.
Башни: высота — 24 м, общее количество — 167.
Ворота: 8.
Климат и погода
Субтропический.
Жаркое, почти засушливое лето, прохладная и дождливая зима.
Средняя температура января:+13°С.
Средняя температура июля: +35°С.
Среднегодовое количество осадков: 360 мм.
Среднегодовая относительная влажность: 50%.
Достопримечательности
Археологический комплекс руин ассирийского города Дур-Шаррукин (707 — начало VII в. до н. э.)
- Дворец Саргона II
- Святилища Сина — бога Луны, его супруги богини Нангаль и Шамаша — бога Солнца
- Семиярусный зиккурат
- Дворцы знати
Любопытные факты
- Описывая город, современники утверждали, что его внешняя стена была столь широка, что по ней запросто могла передвигаться колонна боевых колесниц по семь в шеренге и еще оставалось немного места.
- О степени знатности ассирийца говорила его завивка. Приближенные к царю завивали бороды, усы, волосы и даже брови. Образец такой тщательной завивки можно увидеть на примере установленных у входа в царский дворец гигантских фигур ассирийцев, руками обхвативших львов.
- Дворец был оснащен хорошо устроенной дренажной системой (отверстия для стока воды в полах внутренних дворов, выходящие в отводные каналы внутри насыпной террасы), а также системой вентиляции.
- Перенести и поставить гигантские каменные статуи стоило больших усилий тысяч человек. Сначала в горах Ассирии и на территории современного Курдистана в скалах вырубали каменные глыбы. На месте их грубо обрабатывали, чтобы убрать лишний вес и придать форму быка с человеческой головой. Затем глыбу спускали к берегам реки Большой (Верхний) Заб и сплавляли к месту стройки. Здесь заготовки перегружали на огромные салазки и несколько сот рабов поднимали их с помощью канатов и рычагов на пьедестал. И только после этого скульпторы завершали работу.
- У Саргона II было три жены, не считая множества наложниц. Главная из жен — та, кто первая родит ему сына. Ей доставался почетный титул царицы, остававшийся за ней даже после смерти царя. Царица могла показываться вместе с царем на пирах и торжественных приемах, царь дарил ей большие поместья, которыми она управляла личное помощью великого визиря. Царица оказывала немалое влияние на своего супруга. У каждой из трех жен царя были свои особые покои, состоящие из залы, передней и спальни, со стенами, выложенными разноцветным кирпичом.
- В IX — первой половине VIII в. до н. э. ассирийские крылатые быки — гении, или шеду, с человеческими головами — изображались пятиногими. Это был очень своеобразный способ передачи движения мифического существа. Тот, кто входил во дворец, сначала видел две передние ноги спокойно стоящего существа. Посетитель делал шаг вперед, и крылатый бык тоже «шагал» ему навстречу. Теперь существо было видно в профиль, причем одной передней ноги не было видно, но зато появлялась пятая — шагающая, которая и создавала иллюзию движения статуи.