Христианский квартал (Иерусалим)
История
Становление христианства проходило в атмосфере гонений. Первый епископ Иерусалима апостол Иаков, один из 70 учеников Христа и, как считается некоторыми религиоведами, брат Христа по отцу, Иосифу, был в 62 г. забит камнями по приказу иудейского царя Ирода, гражданина Рима. В 70 г. Иерусалим взбунтовался против Рима. Будущий император Тит подавил восстание, а на месте пещеры Гроба Господня в 135 г. распорядился возвести храм Венеры. Однако число последователей Христа на Святой Земле и в самом Риме только росло. Императоры III в. Деций Траян, Валериан и Диоклетиан пошли еще дальше. Знаменитые термы Диоклетиана в Риме строили осужденные на смерть христиане.
В 324 г императором становится Константин, принявший христианство. Через год Иерусалиму было возвращено его имя (в арамейских рукописях Рушалим или Ершалаим), и он был объявлен святым городом. В 326 г. мать Константина императрица Елена берет Иерусалим под свое покровительство. Над Гробом Господним был заложен храм Вознесения Господня. Елена занималась и поиском креста, на котором был распят Спаситель. Было найдено три креста (рядом с Христом были распяты, как известно, и два разбойника). Какой из крестов — святой, было определено так: каждый поочередно подносили к телу тяжело больной женщины, и тот крест, после прикосновения к которому она исцелилась, стал считаться истинным «животворящим» крестом Распятия (хранится в храме Гроба Господня). В IV в. начал образовываться квартал, что позднее был назван Христианским. На освящении нового храма Воскресения Христова 13 сентября 335 г. присутствовал Константин. Этот, первый комплекс храма, в который была включена и Голгофа, просуществовал до 614 г., когда Иерусалим завоевал персидский царь Хозрой. Храм был сильно поврежден, а восстановлен в 616-626 гг. византийским императором Ираклием, который в 629 г. отвоевал весь Иерусалим. В 636 г. город завоевал халиф Омар ибн Хаттаб, но службы в храме Воскресения Господня продолжались. Согласно некоторым источникам, в 1009 г. храм был до основания разрушен, при халифе-исмаилите Абу-Али Мансуре, преследовавшем также и мусульман-суннитов. По другим источникам, храм разрушен не был, но перешел под управление еретиков. Так или иначе, но эти слухи стали поводом для первого Крестового похода в 10961099 гг. Одним из его предводителей был граф Готфрид Бульонский. В связи с ним показательна одна история. Провозглашенный правителем Иерусалима, он отказался от этого титула, объяснив, что не может принять царский венец в месте, где Спаситель принял венец терновый, но согласился на титул «Хранитель и Защитник Гроба Господня». В середине XI в. храм Гроба Господня был восстановлен императором Византии Константином XI Мономахом.
В 1187 г. Иерусалим взял Сапах ад-Дин (Саладин). Все христианские церкви в Иерусалиме при нем были преобразованы в мечети или разрушены. Кроме храма Гроба Господня. Его разрушило в 1545 г. сильнейшее землетрясение. Современный храм был отстроен после пожара, лишь его фасад относится к эпохе Крестовых походов. В XIX в. европейские государства вынуждают Османскую империю предоставить им возможности для строительства в Христианском квартале. В 1872 г. в Иерусалиме открывается Русское подворье, но не в Христианском квартале. К концу XIX в. возможности строительства в квартале, ограниченном крепостной стеной, были исчерпаны.
К Христианскому кварталу с юга примыкает Армянский квартал. Армяне стали селиться здесь с 301 г., когда Армения приняла христианство. Армянские паломники прошли путь от Арарата до Сиона, и главная улица квартала, ведущая к Стене Плача, называется Арарат. Здесь находится патриархия армянской апостольской церкви, ее духовная семинария, библиотека и музей. Считается, что этот квартал возник на месте дворца царя Ирода Великого.
Современный Иерусалим делится на две основные части: Старый и Новый город. Старый город в свою очередь поделен на четыре квартала: Христианский, Еврейский, Мусульманский и Армянский, нынешние границы между которыми сформировались в основном в XIX в. Христианский квартал находится на северо-западе Старого города. Ворота городской стены, которые в него ведут, — Дамасские ворота на севере, Яффские — на юге, Новые — на северо-западе.
«Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь. Он воскрес». Такая греческая надпись высечена на мраморном барельефе в храме Гроба Господня — величайшей христианской святыни, почитаемой наравне с храмом Рождества Христова в Вифлееме.
В этой фразе из Евангелия от Луки заключен глубинный смысл и образ Пасхи, праздника Воскресения Иисуса Христа. На барельефе изображены фигуры жен-мироносиц и фигура простирающего к ним руку ангела в облике человека.
Барельеф украшает низкую и узкую арку, соединяющую придел Ангела и другой придел, небольшое помещение, которое называется Гроб Господень, Святой Гроб, а также просто Ложе — по камню, на котором лежало тело Христа после снятия с креста. С 1555 г. он покрыт мраморной плитой, закрывшей его от дальнейшего раздробления как фанатичными верующими, так и противниками учения Христа. Сам храм сегодня представляет собой большой и сложный по составу архитектурный комплекс. На территории, относящейся к храму, расположено несколько церквей, действующих монастырей, в самом храме, кроме того, множество галерей, приделов и других помещений. Снаружи более всего выделяется только один его элемент — вход.
Храм Гроба Господня принадлежит нескольким христианским конфессиям: греко-православной (Святогробское братство), католической (орден францисканцев), армянской, коптской, сирийской и эфиопской. Каждая из них имеет свои приделы и свои часы для служб и молитв. В сердце храма — ротонда, под куполом которой стоит Кувуклия (небольшая часовня из розового мрамора, символизирующая пещеру) с Гробом Господним, Голгофа с местом распятия, камень Миропомазания, на котором лежало тело Иисуса после снятия с креста, пять последних из четырнадцати точек так называемых стояний Крестного, или Страстного, пути (виа Долороза — Путь скорби) во время шествия Иисуса Христа к месту казни, несшего на собственных плечах тяжелый крест, на котором он будет распят.
В центре Кафоликона — основного зала храма Господня (соборного храма Воскресения) помещена мраморная полусфера, именуемая «мезомфалос» — «пуп Земли». Представление об Иерусалиме как о «пупе Земли» отражают самые древние географические карты, на которых он всегда помещался в середине, символизируя центр мироздания. Под землей находится церковь Святой Елены, принадлежащая ныне армянской общине, где горят три негасимые лампады. 13 ступенями эта церковь соединена с католической церковью Обретения Креста. Скала Голгофа в посвященной ей церкви пребывает в усеченном виде: и от нее многим хотелось унести кусочек, а реставраторам приходилось эти разрушения как-то сглаживать. На Голгофу ведут две лестницы: «греческая» и «латинская».
О чуде схождения Благодатного огня в пасхальную ночь имеются письменные свидетельства начиная с IX в. В наше время оно происходит ежегодно в Великую Субботу по юлианскому календарю, обычно между 13 и 15 часами иерусалимского времени. Ведущая роль во всех пасхальных обрядах принадлежит Иерусалимской православной церкви.
Храм Гроба Господня — центр квартала, а всего в нем 40 памятников истории и архитектуры. Среди них одна из древнейших на Святой Земле — греческая церковь Иоанна Крестителя, история которой началась в V в., а архитектуру определили крестоносцы в XII в., Александровское подворье (здание, первоначально, в XIX в., предназначавшееся для русского консульства) с домовой церковью Александра Невского. Главная ее реликвия — Порог Судных Врат, через которые прошел Христос по пути на Голгофу. Другая заметная достопримечательность квартала — мечеть Омара XII в. В Христианском квартале расположен и бассейн Езекии VII в. до н. э., бывший частью системы водоснабжения ветхозаветного Иерусалима. Правда, теперь это безводное и, к сожалению, замусоренное пространство.
В 324 г императором становится Константин, принявший христианство. Через год Иерусалиму было возвращено его имя (в арамейских рукописях Рушалим или Ершалаим), и он был объявлен святым городом. В 326 г. мать Константина императрица Елена берет Иерусалим под свое покровительство. Над Гробом Господним был заложен храм Вознесения Господня. Елена занималась и поиском креста, на котором был распят Спаситель. Было найдено три креста (рядом с Христом были распяты, как известно, и два разбойника). Какой из крестов — святой, было определено так: каждый поочередно подносили к телу тяжело больной женщины, и тот крест, после прикосновения к которому она исцелилась, стал считаться истинным «животворящим» крестом Распятия (хранится в храме Гроба Господня). В IV в. начал образовываться квартал, что позднее был назван Христианским. На освящении нового храма Воскресения Христова 13 сентября 335 г. присутствовал Константин. Этот, первый комплекс храма, в который была включена и Голгофа, просуществовал до 614 г., когда Иерусалим завоевал персидский царь Хозрой. Храм был сильно поврежден, а восстановлен в 616-626 гг. византийским императором Ираклием, который в 629 г. отвоевал весь Иерусалим. В 636 г. город завоевал халиф Омар ибн Хаттаб, но службы в храме Воскресения Господня продолжались. Согласно некоторым источникам, в 1009 г. храм был до основания разрушен, при халифе-исмаилите Абу-Али Мансуре, преследовавшем также и мусульман-суннитов. По другим источникам, храм разрушен не был, но перешел под управление еретиков. Так или иначе, но эти слухи стали поводом для первого Крестового похода в 10961099 гг. Одним из его предводителей был граф Готфрид Бульонский. В связи с ним показательна одна история. Провозглашенный правителем Иерусалима, он отказался от этого титула, объяснив, что не может принять царский венец в месте, где Спаситель принял венец терновый, но согласился на титул «Хранитель и Защитник Гроба Господня». В середине XI в. храм Гроба Господня был восстановлен императором Византии Константином XI Мономахом.
В 1187 г. Иерусалим взял Сапах ад-Дин (Саладин). Все христианские церкви в Иерусалиме при нем были преобразованы в мечети или разрушены. Кроме храма Гроба Господня. Его разрушило в 1545 г. сильнейшее землетрясение. Современный храм был отстроен после пожара, лишь его фасад относится к эпохе Крестовых походов. В XIX в. европейские государства вынуждают Османскую империю предоставить им возможности для строительства в Христианском квартале. В 1872 г. в Иерусалиме открывается Русское подворье, но не в Христианском квартале. К концу XIX в. возможности строительства в квартале, ограниченном крепостной стеной, были исчерпаны.
К Христианскому кварталу с юга примыкает Армянский квартал. Армяне стали селиться здесь с 301 г., когда Армения приняла христианство. Армянские паломники прошли путь от Арарата до Сиона, и главная улица квартала, ведущая к Стене Плача, называется Арарат. Здесь находится патриархия армянской апостольской церкви, ее духовная семинария, библиотека и музей. Считается, что этот квартал возник на месте дворца царя Ирода Великого.
Современный Иерусалим делится на две основные части: Старый и Новый город. Старый город в свою очередь поделен на четыре квартала: Христианский, Еврейский, Мусульманский и Армянский, нынешние границы между которыми сформировались в основном в XIX в. Христианский квартал находится на северо-западе Старого города. Ворота городской стены, которые в него ведут, — Дамасские ворота на севере, Яффские — на юге, Новые — на северо-западе.
«Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь. Он воскрес». Такая греческая надпись высечена на мраморном барельефе в храме Гроба Господня — величайшей христианской святыни, почитаемой наравне с храмом Рождества Христова в Вифлееме.
В этой фразе из Евангелия от Луки заключен глубинный смысл и образ Пасхи, праздника Воскресения Иисуса Христа. На барельефе изображены фигуры жен-мироносиц и фигура простирающего к ним руку ангела в облике человека.
Барельеф украшает низкую и узкую арку, соединяющую придел Ангела и другой придел, небольшое помещение, которое называется Гроб Господень, Святой Гроб, а также просто Ложе — по камню, на котором лежало тело Христа после снятия с креста. С 1555 г. он покрыт мраморной плитой, закрывшей его от дальнейшего раздробления как фанатичными верующими, так и противниками учения Христа. Сам храм сегодня представляет собой большой и сложный по составу архитектурный комплекс. На территории, относящейся к храму, расположено несколько церквей, действующих монастырей, в самом храме, кроме того, множество галерей, приделов и других помещений. Снаружи более всего выделяется только один его элемент — вход.
Храм Гроба Господня принадлежит нескольким христианским конфессиям: греко-православной (Святогробское братство), католической (орден францисканцев), армянской, коптской, сирийской и эфиопской. Каждая из них имеет свои приделы и свои часы для служб и молитв. В сердце храма — ротонда, под куполом которой стоит Кувуклия (небольшая часовня из розового мрамора, символизирующая пещеру) с Гробом Господним, Голгофа с местом распятия, камень Миропомазания, на котором лежало тело Иисуса после снятия с креста, пять последних из четырнадцати точек так называемых стояний Крестного, или Страстного, пути (виа Долороза — Путь скорби) во время шествия Иисуса Христа к месту казни, несшего на собственных плечах тяжелый крест, на котором он будет распят.
В центре Кафоликона — основного зала храма Господня (соборного храма Воскресения) помещена мраморная полусфера, именуемая «мезомфалос» — «пуп Земли». Представление об Иерусалиме как о «пупе Земли» отражают самые древние географические карты, на которых он всегда помещался в середине, символизируя центр мироздания. Под землей находится церковь Святой Елены, принадлежащая ныне армянской общине, где горят три негасимые лампады. 13 ступенями эта церковь соединена с католической церковью Обретения Креста. Скала Голгофа в посвященной ей церкви пребывает в усеченном виде: и от нее многим хотелось унести кусочек, а реставраторам приходилось эти разрушения как-то сглаживать. На Голгофу ведут две лестницы: «греческая» и «латинская».
О чуде схождения Благодатного огня в пасхальную ночь имеются письменные свидетельства начиная с IX в. В наше время оно происходит ежегодно в Великую Субботу по юлианскому календарю, обычно между 13 и 15 часами иерусалимского времени. Ведущая роль во всех пасхальных обрядах принадлежит Иерусалимской православной церкви.
Храм Гроба Господня — центр квартала, а всего в нем 40 памятников истории и архитектуры. Среди них одна из древнейших на Святой Земле — греческая церковь Иоанна Крестителя, история которой началась в V в., а архитектуру определили крестоносцы в XII в., Александровское подворье (здание, первоначально, в XIX в., предназначавшееся для русского консульства) с домовой церковью Александра Невского. Главная ее реликвия — Порог Судных Врат, через которые прошел Христос по пути на Голгофу. Другая заметная достопримечательность квартала — мечеть Омара XII в. В Христианском квартале расположен и бассейн Езекии VII в. до н. э., бывший частью системы водоснабжения ветхозаветного Иерусалима. Правда, теперь это безводное и, к сожалению, замусоренное пространство.
Общая информация
Квартал в Старом городе Иерусалима — столицы государства Израиль.Старый город в целом — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Особенности статуса Иерусалима: израильский суверенитет над восточной частью города оспаривается Палестинской национальной администрацией (ПНА) и не признан ООН.
Особенности статуса Иерусалима: израильский суверенитет над восточной частью города оспаривается Палестинской национальной администрацией (ПНА) и не признан ООН.
Время основания Иерусалима (по данным археологов): 4-е тыс. до н. э.
Первые упоминания Иерусалима: XX-XIX вв. до н. э.
Первые упоминания Христианского квартала: IV в.
Прежние, самые известные, из 70 названий Иерусалима: Рушалим (Рушалимум), Урусалим, Урсалимму, Ершалаим, Шалем, Иевус, Сион (Цион), Ир-Давид (Град Давида), Элия-Капитолина, Аль-Кудс.
Языки: иврит, арабский, русский, армянский, идиш.
Этнический состав современного населения Иерусалима: евреи — 64%, арабы — 33,8%, армяне, русские и другие — 2,2%.
Религии в Иерусалиме: иудаизм — 62%, ислам — 35%, христианство — 2%, другие конфессии — 1%.
Денежная единица: шекель.
Ближайший аэропорт: Бен-Гурион (международный) в Тель-Авиве.
Население Иерусалима: 890 428 чел., агломерация — 1 020 030 чел. (2013 г.).
Цифры
Площадь Иерусалима: 125,156 км2.Население Иерусалима: 890 428 чел., агломерация — 1 020 030 чел. (2013 г.).
Плотность населения: 7114,5 чел/км2.
Средняя высота Иерусалима над у. м.: 734 м.
Площадь Христианского квартала: около 1 км2.
Нынешние размеры скалы Голгофа: 4,5-11,5-9,25 м.
Климат и погода
Средиземноморский субтропический.Средняя температура января: +11°С.
Средняя температура июля: +26°С.
Среднегодовое количество осадков: 554 мм.
Экономика
Туризм, образовательные услуги (большинство строений Христианского квартала являются религиозными школами и другими учебными заведениями для паломников).Достопримечательности
■ Храм Гроба Господня (Воскресения): Кувуклия — «пещера» Гроба Господня в ротонде, соборный храм Кафаликон, храм Голгофы с местом Распятия, церковь Святой Елены, камень Помазания, часовня праотца Адама, каменная полусфера «пуп Земли», пять мест последних остановок Иисуса Христа на виа Долороза — Пути скорби и множество других артефактов, относящихся к истории распятия и воскресения Иисуса Христа, принадлежащие шести христианским конфессиям.■ Греческая церковь Иоанна Крестителя.
■ Александрийское подворье: руины Судных ворот и церковь Александра Невского.
■ Лютеранская церковь Спасителя.
■ Виа Долороза (за пределами квартала).
■ Руины госпиталя ордена иоаннитов (госпитальеров) в районе Муристан.
■ Мечеть Омара.
■ Бассейн Езекии.
■ Ворота крепостной стены: Дамасские, Яффские, Новые.
■ Музей истории Иерусалима в Башне Давида.
■ Музей Греко-православного патриархата.
Любопытные факты
■ Конфессии, владеющие храмом Гроба Господня, относятся друг к другу толерантно. Но так было не всегда, споры о приоритете той или иной церкви в проведении обрядов возникали. Чтобы дело не дошло до более серьезных конфликтов, в 1192 г. святые отцы договорились между собой отдать ключи от храма на хранение нейтральной стороне, мусульманам, а именно арабской семье Джуде. Открывают и закрывают двери храма члены другой семьи — Нусайне. Почетные обязанности наследуются по мужской линии, все те же семьи исполняют их и ныне.■ Над Гробом Господним в Кувуклии висят 43 серебряные лампады. Православным, католикам и армянам принадлежат по 13 лампад и еще 4 — коптам.
■ Благодатный огонь в храме Гроба Господня в канун Пасхи появляется в виде светящихся голубоватых сполохов, волнообразно разгорающихся в пламя. В канун этого события дверь в Кувуклию опечатывается в присутствии представителей мэрии и полиции Иерусалима. Все священники в это время находятся вне Кувуклии, а часто и за пределами храма. Скептики, а к ним принадлежат, например, епископы католической и армянской церквей, сомневаются, что это явление происходит без участия человека. Гипотезы выдвигались самые разные. Скрытное заблаговременное внесение огня — простейшая из них. Но никем не доказанная. Наиболее интригующая из гипотез связана с молитвами паломников в ожидании огня. Согласно этому предположению, молитвы, в физическом смысле представляющие собой звуковые волны, создают эффект резонанса, который порождает пьезоэлектрические импульсы. Проводились соответствующие измерения приборами, и они фиксировали некоторые изменения электромагнитной среды в храме. Однако не было выявлено неопровержимых причинно-следственных связей между этим полем и фактом возникновения огня.
■ Крест, называемый иерусалимским, символизирует распятие и четыре раны Иисуса, а также четырех его апостолов и четыре стороны света. Изображается в виде одного большого, центрального, равностороннего креста и четырех небольших крестов, окружающих его. Иерусалимский крест может быть сделан из серебра или золота, покрыт эмалью, изображен на ткани или другой поверхности. Чаще всего такой крест — красного цвета и более всего напоминает крест духовно-рыцарских орденов Гроба Господня и храма Соломонова (тамплиеров), участников Крестовых походов. Иерусалимский крест, красный на белом фоне, изображен на государственном флаге Грузии. (Рыцари ордена госпитальеров (иоаннитов) были привержены другому кресту — Мальтийскому, у него восемь концов, обозначающих восемь рыцарских достоинств.)
■ В перечне психических расстройств есть и такое — «иерусалимский синдром». Ему подвержены впадающие в религиозный экстаз паломники разных конфессий. При этом они воображают себя святыми или пророками, обладающими сверхъестественными способностями и наделенными миссией спасителей мира. Ежегодно в Иерусалиме такое состояние фиксируется в среднем у 100 человек, и около 40 из них попадают в местную психиатрическую лечебницу «Кфар-Шауль». Это расстройство касается не только христиан, врачам Мекки оно тоже известно.