Сион и Елеонская гора (Иерусалим)
Елеонская гора
Елеонская гора: русская православная церковь Марии Магдалины и базилика Агонии в Гефсиманском саду слева у подножия, правее — еврейское кладбище.
Все четыре канонических новозаветных евангелия — от апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна — описывают Елеонскую гору как место драматических событий из жизни Иисуса Христа перед судом и его последних заветов.
Эта гора считается святой также в исламе и иудаизме. Достоверность происходивших здесь событий и связанных с ними преданий, ставших духовными постулатами, в большой степени подтверждена археологическими раскопками, исследованиями историков и искусствоведов. Даже когда речь идет о чудесных явлениях, возражения в ученой среде выдвигать не принято. Ученые чаще всего трактуют эти чудеса как поэтические описания событий подлинных, и тут преувеличения — вещь естественная и органичная для самого понятия «вера».
«Елеон» слово греческое, переводится оно как «Масличная роща». Другое название горы и, по сути, полный синоним — «Хар-ха-Зейтим» на иврите, а на арабском — «Джебель-аз-Зейтим», оба они означают «масличная гора»: в древние времена среди деревьев здесь преобладали оливы. Под Елеонской горой в Библии подразумеваются три вершины из цепи холмов, тянущихся наддолиной реки (ныне фактически ручья) Кедрон: Северный — Малая Галилея (здесь останавливались паломники, направлявшиеся в Иерусалим из Галилеи); Средний — место вознесения Иисуса; Южный — гора Соблазна (Скопус): здесь царь Соломон на склоне своих лет позволил устраивать капища и ставить идолы чужим богам. На Северном холме, Хар-ха-Цофим, стоит кампус Еврейского университета. На Среднем — Лютеранский центр и медицинский центр при нем. На Южном — русский православный женский Вознесенский монастырь. На склонах южной части Елеонской горы расположено еврейское кладбище, которому более трех тысяч лет, оно вмещает более 150 тыс. могил, среди которых — могилы ветхозаветных пророков, гробница сына царя Давида Авессалома и других легендарных личностей. Из самых почитаемых последних захоронений — могилы государственных деятелей Израиля XX в.
Каждый из памятников истории и архитектуры Елеонской горы по-своему уникален. Греческую подземную церковь Успения Пресвятой Богородицы восточные христиане почитают как гробницу Святой Марии. Первый храм на этом месте был возведен императрицей Еленой в 326 г., в XI в. он был разрушен, в 1161 г. восстановлен. Часовня Вознесения (Имвовон) со «стопой Спасителя» стоит там, где между 330 и 378 гг., на месте вознесения Иисуса Христа, построила часовню римская патрицианка Пимения. В 614 г. часовня была разрушена персами, в 634 г. восстановлена иерусалимским патриархом. Сохранившийся храм относится к периоду Крестовых походов (1099-1187 гг.). При строительстве в 1870 г. Вознесенского монастыря были обнаружены остатки мозаичных полов культовых строений V, VI и IX вв. Церковь «Отче наш» (Патер-Ностер) была построена в 1868-1872 гг. на месте грота, где, по преданию, Иисус Христос даровал своим ученикам-апостолам молитву «Отче наш». Она повторяется на 165 языках на керамических панно. Русская православная церковь Марии Магдалины построена в 1885-1888 г. императором Александром III в память его матери, императрицы Марии Александровны. В 1924 г. орденом францисканцев была возведена церковь Всех Наций, она же — базилика Агонии, на фундаменте церкви крестоносцев XII в. У алтаря здесь лежит окруженный терновым венцом камень, на котором, по преданию, произошло предательство Иуды и арест Христа. В 1955 г. была возведена католическая церковь Доминус-Флевит (Слезы Господни) в форме слезы, на месте, где были обнаружены руины византийского монастыря V в.
Христианские храмы и монастыри Елеонской горы находятся в Гефсиманском саду или в непосредственной близости от него. Сейчас сад занимает небольшую площадь (47 на 50 м), а во времена Иисуса Гефсиманией именовалась вся долина у подножия западных склонов Елеонской горы. Гефсиманский сад по Новому Завету — место последнего моления Христа в ночь его ареста.
До того как второй царь Израиля Давид (ок. 1035 — ок. 965 гг. до н. э.), родоначальник царской династии Иудеи, основал здесь, приблизительно в 1000 г. до н. э., столицу своего царства, на Сионе жили иевусеи, родоначальником которых был Ханаан, один из внуков Ноя. Ханааном называлась также страна, простирающаяся от северо-западной излучины Евфрата и Иордана до берега Средиземного моря. Ханаан также синоним понятия «Земля обетованная». С построенной иевусеями цитадели начался город Давидов (Ир-Давид), град Божий, со временем обретший имя Иерусалим. Сын Давида Соломон (правил в 965-928 гг. до н. э.) построил, как мы знаем, на горе Мориа (позднее — Храмовой горы) Первый храм. Некоторые древние еврейские пророки считали Сион частью горы Мориа. Также считалось и во времена владычества над Иерусалимом Византии (361-363 и 629-638 гг.). Лингвисты выводят название горы от разных, но близких друг другу по звучанию слов: «цийун» («цитадель», «укрепление»), а также «цийон» («веха, символ возвращения на Землю обетованную»). От Сиона происходит и слово «сионизм». В определенном ракурсе идеологической полемики XX в. это слово приобрело негативную коннотацию, но изначально оно означало возрождение национального самосознания и более ничего.
Южная стена Старого города проходит по гребню горы Сион, она построена османами в XV в., а первая стена была сооружена здесь еще в I в. Сионские ворота открывают путь с горы в Старый город. На ее вершине стоит здание, на нижнем этаже которого представлена гробница царя Давида, над ней — Горница Тайной Вечери Христа с апостолами, во время которой было впервые явлено чудо Евхаристии. А на крыше высится минарет — в XV в. турки превратили церковь Нашей Госпожи, построенную в XII в. крестоносцами, в мечеть. И все это вместе — великолепный пример сближения трех основных мировых религий. На Сионе есть свой храм Успения Богородицы, на месте дома Иоанна Богослова, где, по принятой в этом храме версии, преставилась Святая Мария.
В 415 г. византийцы возвели здесь базилику, дав ей имя Святой Сион, в 614 г. персы ее разрушили, в 966 г., восстановленная, она снова была разрушена, в начале XII в. крестоносцы возродили это здание, назвав его храм Святой Марии на Сионе, мусульмане разрушили его в 1200 г. В 1898 г. немцы купили этот участок земли во время визита в Палестину Вильгельма II и построили монастырь Успения Богоматери. В базилике монастыря шесть капелл: Святого Бонифация, Иоанна Крестителя, Иосифа Обручника, Кёльна и трех волхвов, Святого Веллибальда, Святого Бенедикта. В крипте храма хранится камень, на который было возложено тело почившей Богородицы. Похожая история разрушений и возрождений и у католической церкви Святого Петра в Галликанту, что на восточном склоне Сиона. Она, по преданиям, была заложена на месте дома первосвященника Каиафы, где апостол Петр отрекся от Христа.
На католическом кладбище Сиона находится могила Оскара Шиндлера (1908-1974 гг.), немецкого промышленника, во время Второй мировой войны спасшего в Германии от уничтожения около 1200 евреев. Надписи на могиле Шиндлера обрамляют мелкие камни (по еврейским обычаям они символизируют благодарную человеческую память). На Сионе расположен также мемориальный комплекс Яд-Вашем — «палата холокоста». Это небольшой подземный музей, в котором можно увидеть свиток Торы со следами крови, написанный от руки молитвенник из Бухенвальда и другие подобные трагические реликвии, а также ряды табличек с названиями, датами существования и точными адресами уничтоженных фашистами еврейских европейских общин.
Все четыре канонических новозаветных евангелия — от апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна — описывают Елеонскую гору как место драматических событий из жизни Иисуса Христа перед судом и его последних заветов.
Эта гора считается святой также в исламе и иудаизме. Достоверность происходивших здесь событий и связанных с ними преданий, ставших духовными постулатами, в большой степени подтверждена археологическими раскопками, исследованиями историков и искусствоведов. Даже когда речь идет о чудесных явлениях, возражения в ученой среде выдвигать не принято. Ученые чаще всего трактуют эти чудеса как поэтические описания событий подлинных, и тут преувеличения — вещь естественная и органичная для самого понятия «вера».
«Елеон» слово греческое, переводится оно как «Масличная роща». Другое название горы и, по сути, полный синоним — «Хар-ха-Зейтим» на иврите, а на арабском — «Джебель-аз-Зейтим», оба они означают «масличная гора»: в древние времена среди деревьев здесь преобладали оливы. Под Елеонской горой в Библии подразумеваются три вершины из цепи холмов, тянущихся наддолиной реки (ныне фактически ручья) Кедрон: Северный — Малая Галилея (здесь останавливались паломники, направлявшиеся в Иерусалим из Галилеи); Средний — место вознесения Иисуса; Южный — гора Соблазна (Скопус): здесь царь Соломон на склоне своих лет позволил устраивать капища и ставить идолы чужим богам. На Северном холме, Хар-ха-Цофим, стоит кампус Еврейского университета. На Среднем — Лютеранский центр и медицинский центр при нем. На Южном — русский православный женский Вознесенский монастырь. На склонах южной части Елеонской горы расположено еврейское кладбище, которому более трех тысяч лет, оно вмещает более 150 тыс. могил, среди которых — могилы ветхозаветных пророков, гробница сына царя Давида Авессалома и других легендарных личностей. Из самых почитаемых последних захоронений — могилы государственных деятелей Израиля XX в.
Каждый из памятников истории и архитектуры Елеонской горы по-своему уникален. Греческую подземную церковь Успения Пресвятой Богородицы восточные христиане почитают как гробницу Святой Марии. Первый храм на этом месте был возведен императрицей Еленой в 326 г., в XI в. он был разрушен, в 1161 г. восстановлен. Часовня Вознесения (Имвовон) со «стопой Спасителя» стоит там, где между 330 и 378 гг., на месте вознесения Иисуса Христа, построила часовню римская патрицианка Пимения. В 614 г. часовня была разрушена персами, в 634 г. восстановлена иерусалимским патриархом. Сохранившийся храм относится к периоду Крестовых походов (1099-1187 гг.). При строительстве в 1870 г. Вознесенского монастыря были обнаружены остатки мозаичных полов культовых строений V, VI и IX вв. Церковь «Отче наш» (Патер-Ностер) была построена в 1868-1872 гг. на месте грота, где, по преданию, Иисус Христос даровал своим ученикам-апостолам молитву «Отче наш». Она повторяется на 165 языках на керамических панно. Русская православная церковь Марии Магдалины построена в 1885-1888 г. императором Александром III в память его матери, императрицы Марии Александровны. В 1924 г. орденом францисканцев была возведена церковь Всех Наций, она же — базилика Агонии, на фундаменте церкви крестоносцев XII в. У алтаря здесь лежит окруженный терновым венцом камень, на котором, по преданию, произошло предательство Иуды и арест Христа. В 1955 г. была возведена католическая церковь Доминус-Флевит (Слезы Господни) в форме слезы, на месте, где были обнаружены руины византийского монастыря V в.
Христианские храмы и монастыри Елеонской горы находятся в Гефсиманском саду или в непосредственной близости от него. Сейчас сад занимает небольшую площадь (47 на 50 м), а во времена Иисуса Гефсиманией именовалась вся долина у подножия западных склонов Елеонской горы. Гефсиманский сад по Новому Завету — место последнего моления Христа в ночь его ареста.
Гора Сион
Гора Сион в юго-западной части Иерусалима для евреев важна необычайно. Народ, рассеянный по миру после разрушения римлянами Второго храма в 70 г., наделяет этот холм мощной и победительной духовной силой.До того как второй царь Израиля Давид (ок. 1035 — ок. 965 гг. до н. э.), родоначальник царской династии Иудеи, основал здесь, приблизительно в 1000 г. до н. э., столицу своего царства, на Сионе жили иевусеи, родоначальником которых был Ханаан, один из внуков Ноя. Ханааном называлась также страна, простирающаяся от северо-западной излучины Евфрата и Иордана до берега Средиземного моря. Ханаан также синоним понятия «Земля обетованная». С построенной иевусеями цитадели начался город Давидов (Ир-Давид), град Божий, со временем обретший имя Иерусалим. Сын Давида Соломон (правил в 965-928 гг. до н. э.) построил, как мы знаем, на горе Мориа (позднее — Храмовой горы) Первый храм. Некоторые древние еврейские пророки считали Сион частью горы Мориа. Также считалось и во времена владычества над Иерусалимом Византии (361-363 и 629-638 гг.). Лингвисты выводят название горы от разных, но близких друг другу по звучанию слов: «цийун» («цитадель», «укрепление»), а также «цийон» («веха, символ возвращения на Землю обетованную»). От Сиона происходит и слово «сионизм». В определенном ракурсе идеологической полемики XX в. это слово приобрело негативную коннотацию, но изначально оно означало возрождение национального самосознания и более ничего.
Южная стена Старого города проходит по гребню горы Сион, она построена османами в XV в., а первая стена была сооружена здесь еще в I в. Сионские ворота открывают путь с горы в Старый город. На ее вершине стоит здание, на нижнем этаже которого представлена гробница царя Давида, над ней — Горница Тайной Вечери Христа с апостолами, во время которой было впервые явлено чудо Евхаристии. А на крыше высится минарет — в XV в. турки превратили церковь Нашей Госпожи, построенную в XII в. крестоносцами, в мечеть. И все это вместе — великолепный пример сближения трех основных мировых религий. На Сионе есть свой храм Успения Богородицы, на месте дома Иоанна Богослова, где, по принятой в этом храме версии, преставилась Святая Мария.
В 415 г. византийцы возвели здесь базилику, дав ей имя Святой Сион, в 614 г. персы ее разрушили, в 966 г., восстановленная, она снова была разрушена, в начале XII в. крестоносцы возродили это здание, назвав его храм Святой Марии на Сионе, мусульмане разрушили его в 1200 г. В 1898 г. немцы купили этот участок земли во время визита в Палестину Вильгельма II и построили монастырь Успения Богоматери. В базилике монастыря шесть капелл: Святого Бонифация, Иоанна Крестителя, Иосифа Обручника, Кёльна и трех волхвов, Святого Веллибальда, Святого Бенедикта. В крипте храма хранится камень, на который было возложено тело почившей Богородицы. Похожая история разрушений и возрождений и у католической церкви Святого Петра в Галликанту, что на восточном склоне Сиона. Она, по преданиям, была заложена на месте дома первосвященника Каиафы, где апостол Петр отрекся от Христа.
На католическом кладбище Сиона находится могила Оскара Шиндлера (1908-1974 гг.), немецкого промышленника, во время Второй мировой войны спасшего в Германии от уничтожения около 1200 евреев. Надписи на могиле Шиндлера обрамляют мелкие камни (по еврейским обычаям они символизируют благодарную человеческую память). На Сионе расположен также мемориальный комплекс Яд-Вашем — «палата холокоста». Это небольшой подземный музей, в котором можно увидеть свиток Торы со следами крови, написанный от руки молитвенник из Бухенвальда и другие подобные трагические реликвии, а также ряды табличек с названиями, датами существования и точными адресами уничтоженных фашистами еврейских европейских общин.
Общая информация
Возвышенности в Иерусалиме.Языки: иврит, арабский, идиш.
Денежная единица: шекель.
Денежная единица: шекель.
Ближайший аэропорт: Бен-Гурион (международный) в Тель-Авиве.
Высота горы Сион — 765 м.
Цифры
Елеонская гора: вершина Хар-ха-Цофим: Северный холм — 826 м, Средний холм — 814м, Южный холм — 816м.Высота горы Сион — 765 м.
Климат и погода
Средиземноморский субтропический.Средняя температура января: +11ºС.
Средняя температура июля: +26ºС.
Среднегодовое количество осадков: 554 мм.
Среднегодовое количество осадков: 554 мм.
Экономика
Туризм.Достопримечательности
Елеонская гора
■ Гефсимания: Гефсиманский сад, церкви — Успения Пресвятой Богородицы, Всех Наций, Марии Магдалины, «Отче наш» (Патер-Ностер) с монастырем; гробница Богородицы, Гефсиманский грот, пещера и подземный греческий храм преподобной Пелагеи, над ним — храм Вознесения Господнего — Второго Пришествия (1992 г.).■ Елеонский Спасо-Вознесенский русский православный женский монастырь (1906 г.).
■ Часовня Вознесения Иисуса Христа.
■ Церковь Св. Петра в Галликанту (1931 г.).
■ Церковь Доминус-Флевит (1955 г.).
■ Древнее еврейское кладбище.
■ Смотровая площадка.
Сион
■ Монастырь Успения Богородицы (Дормицион) в Сионе (1910 г.), или аббатство Сиона Святой Девы Марии.■ Горница Тайной Вечери.
■ Гробница царя Давида.
■ Церковь Христа Искупителя (Редимер).
■ Южная стена Старого города Иерусалима (османской постройки, XVI в.).
Любопытные факты
■ Церковь Всех Наций, или базилика Агонии Господней, постоянно погружена в полумрак, ибо события, в честь которых она возведена, происходили глубокой ночью.■ Колокольню во имя Иоанна Крестителя Спасо-Вознесенского монастыря, высота которой 64 м, на Елеонской горе называют «Русской свечой» — ее изящный силуэт хорошо виден отовсюду в Иерусалиме. Колокол, висящий на ней, был отлит в России в 1885 г.
■ Церковь «Отче наш» появилась благодаря одной женщине. Звали ее Аурелия де ля Тур де Оверн (1809-1889 гг.), родом она была из аристократической флорентийской семьи де Босси, дочерью поэта. Титул принцессы достался ей от первого мужа. Эта дама вовсе не слыла набожной, напротив, светской львицей, увлекалась искусством; замужем побывала трижды. И вдруг внезапно она осознала, что ее жизнь бездуховна, и занялась поисками пещеры, в которой Христос проповедовал апостолам. 11 лет она добивалась покупки участка, где предположительно находился священный грот-храм, еще два года ушло на раскопки, которые были безрезультатны, пока однажды Аурелия не объявила археологу Клермону Гано: «Всё, я знаю, это здесь!», указав, где следует копать. И оказалась права. Как пришло к ней это озарение? — женская интуиция, иначе и не скажешь. Аурелия умерла во Флоренции, завещав перенести ее прах в церковь «Отче наш». Это было сделано в 1927 г.
■ Архидиакон Феодосий в 530 г. насчитал на Елеонской горе 24 церкви. Армянский летописец VII в. упоминает стоящие здесь два армянских монастыря.
■ В 1951-1975 гг. Спасо-Вознесенским монастырем управляла игуменья Тамара, дочь великого князя Константина Константиновича Романова, известного также как поэт «K.P.».
■ Сестры-кармелитки монастыря Патер-Ностер представляют Францию, Ливан, Иорданию, Швецию, Италию, Англию, Польшу, Маврикий и США.
■ В Гефсиманском саду растут восемь олив феноменально древнего возраста. Возраст трех из них в 2012 г. удалось установить предельно точно: они появились в 1092, 1166 и 1198 гг. Исследование провел Национальный исследовательский совет Италии. Применялся метод радиоуглеродного анализа самых старых частей стволов, а тесты ДНК показали, что все три дерева происходят от одного корня.