Пекин (город)

Пекин (Запретный город)К северо-востоку от Запретного города

Город магических квадратов

Самые ранние останки гоминидов на территории современного Пекина — синантропов (от лат. Sinanthropus pekinensis — «пекинский человек»), обитавших здесь — были найдены в пещере горы Лунгушань возле деревни Чжоукоудянь (нынешний городской район Фаншань). Археологи относят их к периоду от 230 до 77 тыс. лет назад. Homo sapiens появились здесь на смену гоминидам примерно 27-10 тыс. назад. Это был палеолит, а с неолита здешние обитатели начали заниматься земледелием. Первые городские поселения возникли еще в 1 тыс. до н. э. С этого времени историю Пекина с полным основанием можно считать непрерывной.
У Китая были и другие столицы, и границы государства менялись в зависимости от стратегических интересов той или иной императорской династии, войн, которые они вели, драматических поворотов в судьбах императоров, их свершений и подвигов. Бушевавшие в императорских дворцах страсти тоже влияли на ход событий в стране. Юнлэ как бы поставил точку в этом цикле, начав новую историю Китая со строительства Запретного города в новом центре страны Бэйцзин, что означает Северная столица, до этого называвшемся Бэйпин (Северное спокойствие). А далее город развивался по образу и подобию императорской резиденции, закрытой для простолюдинов под страхом казни за любые попытки проникновения туда.
Горожане не знали доподлинно, что именно происходит за стенами Запретного города, но прекрасно понимали, по какому принципу он устроен. Тут никакой тайны и не могло существовать, ибо по тем же основам строили в городе и до появления Запретного города: согласно древнекитайским представлениям о мироустройстве. В самом схематичном виде по этим представлениям: Вселенная — Поднебесная империя. Синоним Поднебесной — Китай как ее центр. А устроена Вселенная, Земля как квадрат, ориентированный по сторонам света. И Пекин в целом — это также как бы квадрат, пусть не идеальный, но близкий к этой фигуре.
Традиционные пекинские жилые постройки — сихэюани — тоже подчинены этому правилу. Слово «сихэюань» переводится как «четыре [дома] с одним двором». Дома сихэюаня стоят прямоугольником в виде буквы П, фасады их обращены внутрь двора. Двор же являет собой квадрат, в центре которого растет какое-нибудь дерево с раскидистой кроной. Между сихэюанями пролегают узкие и почти всегда прямые переулки — хутуны, почему эти постройки чаще всего называют также хутунами (произносится легче), хотя точнее — сихэюани. Хутуны прокладывали с запада на восток с тем, чтобы ворота сихэюаней выходили на север и юг. Почти весь старый Пекин в XVI-XIX вв. состоял из сихэюаней и хутунов, но жизнь заставила их сносить — иначе не проложишь дорог, не построишь высотных домов и торговых центров. Ведь без торговли Пекин — не Пекин.
Чем ценилась жизнь в сихэюане, так это тем, что все его обитатели хорошо знали жизнь друг друга, постоянно контактировали и поддерживали соседей во всех жизненных перипетиях: это было феноменальное духовное единство, как описывают его городские предания. Теперь эти исторические постройки — редкость, но кое-где они еще стоят — по всем четырем сторонам от Запретного города и площади Тяньань-мэнь — и охраняются государством. Более того, ради возрождения колорита старого Пекина возводятся небольшие новые жилые комплексы в этой стилистике, и побродить среди них, насладиться в местных заведениях «молодым» чаем, который «жарят» (сушат) при вас, — это шанс почувствовать душу Пекина.
А лучшая иллюстрация китайского понимания окружающего мира и сопутствующей ему философии — храмы и монастыри Пекина, в большинстве которых присутствует тот самый совершенный магический квадрат.
Пекин заключен в шесть следующих друг за другом от центра города окружных магистралей с прямыми углами. Эта их форма продиктована структурой города, сложившейся с древности, когда все строения возводились, а улицы прокладывались по векторам север — юг и запад — восток. С запада на восток пролегает проспект Чанъаньцзе — центральная магистраль столицы, относительно которой мы и разделили наш рассказ про центр Пекина.Пекин карта исторического центра

Расширение пути

Конфуций говорил: «Человек расширяет Путь (Дао), а не Путь расширяет человека». Понять Конфуция — значит понять Китай. И начать знакомиться с культовыми сооружениями на востоке и северо-востоке Пекина лучше всего с его храма.
Среди основных философско-этических школ Китая (а есть еще и немало их разновидностей) конфуцианство — без преувеличения, главный феномен культуры. Даже в современном прагматичном китайском обществе каноны Конфуция, или Учителя (551-479 гг. до н. э.), составляют центральное звено всей этики — и бытовой, и деловой. Например, такой канон, как Учан, или Улунь, определяющий нормы взаимоотношений между государем и чиновником, отцом и сыном, старшим и младшим братьями, мужем и женой, между друзьями. Храмовый комплекс Конфуция и Императорская академия при нем были построены во время монгольской династии Юань, правившей почти всем Китаем в 1271-1368 гг. Нынешний облик храм приобрел в 1906-1916 гг. Начала реконструировать и преображать его последняя в Китае монархическая, маньчжурская династия Цин, чья власть в стране и, соответственно, в Запретном городе завершилась в 1911 г. Самый большой храмовый зал — Полного совершенства, или Великого достижения (в 1411 г. он сгорел), где императоры отдавали дань почтения Конфуцию, по проекту цинских архитекторов достраивался уже другими. Весь комплекс насыщен множеством образных смыслов.
Другой знаменитый храм этой части города — храм-монастырь школы тибетского буддизма гэлугпа Юнхэгун (Дворец мира и гармонии, храм Ламы) — замечателен по-другому: в нем соединились тибетские и китайские классические архитектурные и декоративные формы. Храм состоит из пяти следующих друг за другом павильонов, расположенных, естественно, по оси север — юг, или инь — ян, в обрамлении менее значительных построек. Во время культурной революции (1966-1976 гг.) Юнхэгун едва не был снесен, спас его от разрушения премьер Госсовета Чжоу Эньлай.
В нескольких сотнях метров от Юнхэгуна стоит один из четырех главных пекинских храмов — Земли (Алтаря Земли) — Дитань, второй по величине и значению после храма Неба, составляющий единое целое с Дитаньским парком, где по утрам сотни пекинцев выполняют движения гимнастики тайцзицюань — оздоровительного варианта одноименного китайского боевого искусства, название которого переводится как «кулак великого предела». Тот самый сакральный алтарь, который входит в название храма, наполнен водой и имеет форму квадрата.
В районе Чаоян, названном так по воротам Чаоянмэнь бывшей крепостной стены, находятся еще два знаменитых храма. Дунъюэ — храм Восточного пика, заложенный в 1319 г., с тремя дворами и 376 комнатами. Восточный пик — это гора Тайшань (гора Восхода), главная из пяти священных для даосов гор, находящаяся в провинции Шаньдун. Основное достояние этого храма-монастыря — каменные скрижали, на которых самый часто встречающийся иероглиф фу — «счастье». Здесь также представлены палаты «мирового порядка». Более 500 фигур «благородных мужей» получают в них награды или наказания. На территории храма расположен Музей китайского фольклора. В комплекс храма входят также «Стеклянные арки» (Люли пайхан), на самом деле — каменные, стоящие напротив входа в храм, на другой стороне улицы.
Храм Солнца XVI в. в парке Житань исторического района Цзяньгомэнь, собственно, и не храм, а жертвенный алтарь квадратной формы для поклонения Солнцу. Здесь склоняли свои головы перед небесным светилом Сыновья Неба — императоры. Этот памятник интересен тем, что он симметричен храму Луны в историческом районе Фучэнмэнь на западе города. А вкупе с храмом Неба и храмом Земли они образуют единый комплекс — своего рода квадригу, поддерживающую космический порядок в Поднебесной.
На востоке города находится и самый крупный его парк — Чаоян. Его концепция — собрание разных садов, объединенных вековечным союзом Земли и Воды.
Районы, простирающиеся на северо-восток и восток от исторического ядра Пекина — Запретного города, воплощают те же градостроительные принципы, выраженные в концентрических прямоугольниках: большинство святилищ — памятников архитектуры —
окружены парками, имеют пешеходные улицы, они же, как правило, и торговые, а старые кварталы хутунов имеют строго прямоугольные очертания с ориентацией по сторонам света. Символический квадрат для китайцев — с древности модель окружающего мира.

Для жизни полной и прекрасной

Восточная часть Пекина очень хорошо представляет биение его сегодняшнего пульса в сферах искусства и торговли.
В 1962 г. в Пекине открылся Национальный художественный музей. Сегодня площадь его 21 выставочного зала составляет более 35 тыс. м2. Диапазон работ — от традиционной живописи до самых новых работ современных художников. Другой, притягательный для тех, кто интересуется искусством Китая, — арт-кластер Цаочанди на востоке Пекина, детище самого знаменитого на сегодняшний день китайского художника, дизайнера, архитектора Ай Вэйвэя, спроектировавшего кубистические здания для этого художественного центра. Здесь находятся мастерская и дизайнерское бюро самого маэстро, и благодаря этому камертону, низкопробных поделок, расчитанных на невзыскательный массовый спрос, которыми нет-нет, да и грешат некоторые другие арт-кварталы Пекина, в здешних галереях и мастерских не водится.
Перейдя же на территорию коммерции, если обращать внимание не только на витрины, то и на торговых улицах можно рассмотреть немало примечательных подробностей истории Пекина. От Национального художественного музея совсем близко улица Ванфуцзин, которой более 700 лет. Она считается главной территорией шопинга в Пекине и не пустует ни днем, ни ночью. На протяжении 810 м здесь расположено около 200 магазинов и универмагов с товарами лакшери-класса. И дома здесь стоят соответствующие: в основном многоэтажные, в стиле хай-тек, торгово-офисные центры.
Но есть и старинные, тщательно отреставрированные или стилизованные под старину. Но история Ванфуцзин — не только торговая. По легенде, один из императоров династии Мин примерно 500 лет назад велел построить на этом месте в ряд дома всех его десяти братьев, чтобы, как говорят опять же легенды, постоянно держать их под контролем: а то вдруг тоже захотят на трон... Местный древний источник с исключительно чистой водой назвался Ван Фу. Цзин — по-китайски, «источник». Так и сложилось название Ванфуцзин. На этой улице стоит католический собор Св. Иосифа, архитектура которого весьма своеобразна, в неоколониальном стиле.
Улица Ябаолу в районе Чаоян — тоже торговая, стала назваться еще и русской улицей в 1990-х, когда на здешние оптовые рынки, где можно было торговаться, хлынули наши «челноки». С тех пор здесь многое изменилось, Ябаолу обрела респектабельность, но нравы здесь все же проще, чем на Ванфуцзин.
карта исторического центра Пекина
А вот тенистая улица Гоцзыцзянь, которая лишь немногим младше Ванфуцзин и тоже торговая, обладает все же отличной и от нее и от Ябаолу атмосферой. Может быть, потому, что на ней находится и храм Конфуция, или оттого, что вывески магазинов здесь выполнены в основном в старинных традициях — с затейливыми узорами в даосской традиции, в красочном стиле наивного искусства. Гоцзыцзянь не всегда была торговой. В 1306 г. здесь было основано элитное учебное заведении эпохи Юань — Школа сынов государства, образование в которой получали молодые аристократы и в эпохи Мин и Цин. От школы сохранилась входная арка, на которой расписывались императоры. Среди торговых точек этой улицы наиболее популярен магазин старинной игрушки «РонгбуТан».
Из современных зданий в восточной части города самые знаковые — Олимпийский стадион «Ная-чао» («Птичье гнездо», архитектурное бюро «Херцог и де Мёрон» и художник Ай Вэйвэй, 2008 г.), точнее, многопрофильный спортивный центр, и «Водный куб» (центр водных видов спорта), в плане представляющий собой квадрат. Символику птичьего гнезда, выполненного из стальных, как бы хаотично оплетающих бетонную чашу конструкций, архитекторы использовали как дань уважения китайским традициям, согласно которым гнездо — символ отчего дома, мира, чистоты и цельности.
Тяньаньмэнь (Пекин)

Тяньаньмэнь и южнее

Ворота Тяньаньмэнь на одноименной площади — архитектурная визитная карточка Пекина.

Народное сердце Китая

Ворота Небесного Спокойствия, как переводится название Тяньаньмэнь, — главный южный вход в Императорский город, выходящий на одноименную площадь в Пекине — изображены на гербе Китайской Народной Республики. И это первое, что нужно знать о центральной площади Пекина.
Сердцем Китая называет ее народ. Биение этого сердца началось в 1420 г., когда были возведены главные ворота Императорского города, за которыми простиралась большая площадь. Тогда ворота назывались Чэнтяньмэнь («Врата Небесного наследования») и представляли собой арку, почти полную копию ворот в императорском дворце в Нанкине. Это означало две вещи: преемственность императорской власти и то, что отныне и навсегда ее местопребывание — не Южная, а Северная столица — Бэйцзин (Пекин). Под сводом этой арки императоры проходили, отправляясь в храмы и военные походы, с нее народ оповещали о важных указах, но сначала Сын Неба, пройдя под воротами, должен был положить этот документ в специальный позолоченный ящик в форме птицы фэнхуан, китайского аналога птицы-феникс. Ящик держали на вытянутых руках коленопреклоненные царедворцы. С этих ворот оглашались также имена ученых мужей, вошедших в Императорскую академию, и мандаринов (чиновников высокого ранга), отмеченных императорскими регалиями, чтобы народ осознавал, что им правят исключительно выдающиеся люди. Народ не очень верил этому: при императорах Китай был бедной страной, и восстания вспыхивали часто.
В 1457 г. ворота Чэнтяньмэнь сгорели после удара в них молнии. При императоре Чэнхуа (1447-1487 гг.) были восстановлены, но в ином виде, близком к нынешнему. В 1644 г. и их уничтожил огонь от рук прорвавшихся на площадь восставших крестьян под предводительством Ли Цзычэна. В результате этой крестьянской войны (1628-1647), поводом для которой стал голод в провинции Шэньси, пала династия Мин. Взошедшая вслед за ней на престол маньчжурская династия Цин (1644-1911 гг.) первым делом начала восстанавливать ворота. Воссозданные к 1651 г., они получили новое название — Тяньаньмэнь («Врата Небесного Спокойствия»), которое перешло и на площадь перед ними. Заодно ее расширили. Всего же площадь увеличивалась четырежды, а своего нынешнего размера почти в 44 га она достигла в 1958 г. в результате реконструкции центра города и до сих пор считается самой большой городской площадью в мире. Протяженность ее с севера на юг — 880 м, с запада на восток — 500 м, одновременно она может вместить до миллиона человек.
1 октября 1949 г. председатель Центрального народного правительства Мао Цзэдун (1893-1976 гг.) с ворот Тяньаньмэнь провозгласил основание Китайской Народной Республики.
Ровно на том месте, где на площади стоит построенный в 1976-1977 гг. комплекс мавзолея Мао Цзэдуна, стояли еще одни ворота Пекина, построенные в XV в. при императоре Юнлэ, — южный, парадный въезд в Императорский город, имевший сугубо церемониальное значение, не связанный с городской крепостной стеной. Сначала он назывался Великие врата Мин, затем, со сменой власти в Запретном городе, Великие врата Цин, а после падения последней в 1911 г. и отречения последнего императора ПуИ от трона в 1912 г. — Врата Китая. В 1954 г. они были снесены. Частично, в виде двух башен: Чжэнянмэнь (Ворот Солнца) и Цзяньлоу (башни Лучников), сохранились другие древние ворота XV в. — Цяньмэнь (Передние ворота) — остатки внутренней городской стены, отделявшей Императорский город манчжурской династии Цин от «Китайского» внешнего города.
Между Запретным городом и площадью Тяньаньмэнь есть небольшая зеленая зона. С запада — это парк Чжуншань (имени Сунь Ятсена), а прежде — парк Алтаря Земли и Злаков. Алтарь сохранился, а также несколько небольших дворцов. Напротив Чжуншаня стоит построенный в 1420 г. храм Таймяо (Верховного Наследования), в 1950 г. переименованный в Дворец культуры рабочих, но в глазах людей это здание осталось храмом. Таймяо относят к ансамблю площади Тяньаньмэнь, а Чжуншань, в общем-то, нет.
Тяньаньмэнь (Пекин) на карте
Парадная просторная площадь Тяньаньмэнь расположена в самом центре китайской столицы, между двумя древними строениями императорской эпохи в Китае — монументальными воротами Тяньаньмэнь на севере, ведущими в Запретный город, и башнями, оставшимися от ворот Цяньмэнь, на юге. К площади примыкают правительственные здания, а совсем рядом, к югу от нее, стоят храмы и простираются живописные парки.

Императивы площади Тяньаньмэнь

Главное, что выражает собой в целом ансамбль площади Тяньаньмэнь, — это строгость, торжественность, парадность.
Когда в Китае к власти пришли коммунисты во главе с Мао Цзэдуном, они еще тверже, чем императоры, начали использовать как внутриполитический инструмент императивы, т.е. указания законодательной силы, касающиеся всех областей жизни. К десятилетию образования КНР, в 1958-1959 гг., были возведены десять крупных сооружений. Среди них — Дом народных собраний на западной стороне площади с залом заседаний на 7 тыс. и банкетным залом на 5 тыс. персон. С восточной стороны — Музей истории революции, совмещенный с Музеем истории, в 2003 г. объединенные в Национальный музей Китая. В южном сегменте площади в 1958 г. появился Памятник народным героям, посвященный повстанцам и революционерам ХІХ-ХХ вв., начиная с Первой опиумной войны 1840 г. и заканчивая переходом через Янцзы под водительством Мао Цзэдуна в 1949 г. Здания, построенные в этой стилистике и, казалось бы, навсегда впитавшие в себя дух авторитаризма, смотрятся как архаичные для Китая — экономической сверхдержавы. Внешне. Внутри царит совсем иной дух. Это касается прежде всего Дома народных собраний, китайского парламента, который называется Всекитайское собрание народных представителей. Здесь же заседает Народный политический консультативный совет Китая. Для принимаемых здесь решений в приоритете — реальная экономика, идеология при этом учитывается лишь минимально: так проявляет себя диалектика истории и конъюнктура текущего момента. КПК, главная политическая сила страны, за годы после Мао Цзэдуна тоже пережила определенную эволюцию, хотя некоторые традиции и концепции той эпохи сохраняются. 34 конференц-зала Дома народных собраний оформлены в стиле провинций (так было с самого начала), но теперь там есть и залы Тибета (автономного района Китая), и независимого государства Китайская Республика (Тайвань), в КНР считающегося частью страны; и с Тибетом, и с Тайванем у Пекина, сдержанно говоря, сложные отношения.
В 2007 г. ансамбль площади дополнил стоящий вблизи нее Национальный центр исполнительских искусств. Грандиозное, эллипсоидной формы здание, оно, в народе прозванное Яйцом, имеет три зала, в которых могут поместиться в общей сложности 6500 человек.
От ворот Тяньаньмэнь площадь отделяет проспект Чаньаньцзе, на котором сосредоточены правительственные учреждения и офисы. «Чаньань» буквально означает «долгое (вечное) спокойствие (умиротворение)». Но «вечного умиротворения» на площади не получалось, и в XX в. — тоже, что лишний раз подтверждает истинность китайской максимы «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». 4 мая 1919 г. на площадь вышла молодежь, протестовавшая против статьи Версальского договора, легитимизировавшей протекторат Японии над китайской провинцией Шаньдун. 5 апреля 1976 г. произошел так называемый Тяньаньмэньский инцидент, начавшийся как акция памяти премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая (он умер в январе 1976 г.) и возмущение тем, что никаких траурных мероприятий по этому поводу официально не проводилось. По сути, это было выступление против авторитарного режима. Жестоко подавленное, как и протест 1919 г. Самым трагическим событием этого ряда были волнения на площади Тяньаньмэнь в апреле-июне 1989 г., когда погибло много людей, больше всего студентов. Эти протесты были мотивированы желанием образованной части общества добиться либерализации внутренней политики по примеру политических реформ в СССР. Но Дэн Сяопин, который никогда не занимал поста руководителя государства (его должность называлась председатель Военсовета КПК), будучи его фактическим лидером, отрицал необходимость политических реформ, считая модернизацию экономики, но и только, главной целью преобразований в Китае. Он же приказал ввести в столицу армию для подавления восстания.

Между небом и землей

Территория Пекина южнее площади Тяньаньмэнь за проспектом Чаньаньцзе — одна из самых одухотворенных частей города. Здесь находятся и древние храмы, и уникальные музеи, и парки.
О храме Неба Тяньтань, главном в Пекине объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО, мы рассказали в «Атласе» №293. Кроме него в южной части города находятся еще несколько храмовых сооружений. Среди них — и имеющий большую художественную ценность храм Земледелия (Цзянотань, 1420 г.) в честь Шэнь Нуна, имя которого переводится как Пахарь Духа или Божественный земледелец. Согласно мифам, Шэнь-нун был послан Небом в этот мир, чтобы дать людям сельскохозяйственный календарь и основы фармакологии. Шэнь-нун открыл и целебные свойства чая. В день весеннего равноденствия в этом храме император переодевался в крестьянскую одежду.
Храм Файюань Си был возведен в 645 г. в память павших воинов династии Тан и перестроен в XV в., это один из самых известных и больших буддийских храмов китайской столицы площадью 6700 м2. В нем имеются обширная библиотека буддийских текстов, среди других реликвий — статуя Будды Вайрочаны, сидящего на лотосе, каменные львы, резные камни, изящные колокольня и барабанная башни.
Храм Белых Облаков, он же даосский монастырь Дайюнь, был основан в 741 г. ради «очищения души, почитания Дао и совершения молений Лао-цзы». Даосы называют свои монастыри «гуань», одновременно это слово содержит в себе такие понятия, как «созерцание», «воззрение». Когда умер Цю Чанчунь (1148-1227гг.), очень уважаемый и авторитетный старший даос этого монастыря, что, в общем-то, равнозначно сану настоятеля, над его могилой воздвигли небольшой мраморный павильон Белых Облаков, а позже это название перешло на весь монастырь.
Уникальный исторический объект — астрономическая площадка Старой пекинской обсерватории (1446 г.), музей, филиал Пекинского планетария, на поверхности каменной платформы-башни, которая была частью крепостной стены города высотой 15 м — также представляет собой квадрат 40x40 м. Здесь стоят старинные бронзовые астрономические инструменты: армиллярная сфера, солнечные часы, квадрант, теодолит, секстант, небесный глобус.
Торговая улица Цяньмэнь Дацзе, или просто Цяньмэнь (по воротам, от которых она отходит), — тоже объект исторический. Возникла она при династии Юань (1271-1368 гг.), торговой стала примерно в середине эпохи Мин (1368-1644 гг.), на ней же располагались общежития студентов. А сегодня она приобрела приметы театрализованной игры в Китай начала XX в. Самый яркий «атрибут» этой игры — старый трамвай «Дан-дан», прозванный так за то, что он беспрерывно звонит. Впрочем, многие магазины, лавки и рестораны, стоящие на этой улице, действительно имеют историю в несколько веков и готовят по старинным рецептам.
Улица Люличан, тоже торговая, — это другое приближение к истории. В здешних антикварных лавочках выставлено много китайского винтажа и старинных акварелей, гравюр, каллиграфических текстов. Торг уместен, проходит он без суеты, интеллигентно, каждый продавец «держит марку» — ведь почтение продавцов к старинной культуре своего народа — совершенно искреннее.
Спокойная романтическая атмосфера здешних парков, как и большинства парков в Китае, создается из норм и правил фэншуй, т. е. движения энергии ци во времени и пространстве. В матрице этой даосской практики значимо очень многое. Прежде всего классическая ориентация по линии север — юг. А также взаимодействие земли, воды (озер, прудов, ручьев) и огня (солнца). Это выражают ландшафтная архитектура (мостики, беседки, композиции из камней и обломков скал), соотношение планов каждого ландшафтного вида, сочетание размера, цвета и вида растений. Мелочей тут нет, имеют значение и густота крон деревьев, и контур их листьев, и цветут ли они, а если да — в какое время года. То же относится к кустарникам, травам, мхам и, естественно, к цветам. Узнать, что есть что по этой практике, очень интересно, но главное, как советуют китайцы, — отдаться созерцанию природы, что равносильно пути самосовершенствования, для чего и был придуман мудрецами древности весь этот фэншуй.
Запад исторического ПекинаНа фото вид на искусственный Нефритовый остров с озера Бэйхай, тысячелетний императорский парк Бэйхай и Белую ступу.

Запад исторического Пекина

Запад центральной части Пекина — это целый особый мир. Благодаря не только природному рельефу с озерами и протоками между ними, богатому растительному миру, но и его уникальной атмосфере.
Это так по-китайски — давать подробные и поэтические названия буквально всему. Самое первое представление о районе Сичэн (Запад) дают исторические названия на карте этого района. На Нефритовом острове озера Бэйхай стоит дворец Вечного Спокойствия, на северо-западном берегу — храм Полного Счастья, храм Большой Западный Рай, есть зал Обретенного Света, главное строение в Круглой крепости, одной из четырех частей парка, павильон Всепроникающего Благоухания. Парк Сяншань в XVIII в. назывался «Сад спокойствия и удовольствий». И так далее и тому подобное. Есть в этих названиях определенный пафос, идеализм, но не замутненные ни фанатизмом, ни умилением. Все очень спокойно... Ключ к пониманию такой традиции, такого чувства меры — присутствие и в буддизме, и в даосизме, и в учении Конфуция универсальной концепции: Природа — величайший художник и мудрец, а человек, чуткий к ней, обретает равновесие духа, собственную мудрость и собственный дао — Путь. Символически, кратко это понятие выражается в дуалистическом единстве инь-ян, противоположных друг другу и постоянно перетекающих друг в друга. Чтобы ясно понять суть феномена инь-ян, необходимо глубокое погружение в пять его стихий — первоэлементов... Мы же представим наиболее известные сичэнские воплощения этой основы основ китайской философии. Описать в журнале все достопримечательности района (счет только крупных идет на сотни, а всех — на тысячи) даже в самом сжатом ракурсе немыслимо. Одно несомненно — каждый из исторических объектов Сичэна достоин удивления и восхищения.
Сразу за западной стеной Запретного города расположились три озера. В буквальном же переводе это — моря, что означает слог хай: Бэйхай (Северное море), Чжунхай (Среднее море) и Няньхай (Южное море). В парке Бэйхай, в центре его озера, самого большого в этой водной триаде, на вершине острова Цхунхуа (Нефритового острова) возвышается буддийский храм Бай Та (Белая Дагоба, или Белая Пагода) из белого камня, ступа, выполненная в тибетском стиле, чье строительство было приурочено к приезду в столицу в 1651 г. пятого Далай-ламы. Неподалеку, на том же Нефритовом острове стоит еще один белый храм — Вечного Спокойствия (1651 г.), это название он получил в 1741 г., а впоследствии к нему был пристроен дворец Всеобщего Спокойствия.
Парк Бэйхай был заложен в 938 г., когда Яньцзин, как назывался тогда Пекин, был второй столицей государства. Свой нынешний вид парк приобрел в XIII в. в эпоху монгольской династии Юань при Хубилай-хане. Тогда были обустроены насыпные холмы и искусственные острова с павильонами и храмами. В Туанчене — Круглой крепости находится огромная нефритовая урна с прахом хана. Ландшафтные композиции парка Бэйхай с изящными павильонами повторяли до деталей самые знаменитые и изысканные ландшафты и строения разных уголков Китая или мест фантастических, описанных в преданиях, сказках, стихах. Бэйхай имел статус императорского до 1911 г. и был открыт только для членов императорского дома. Общедоступным он стал в 1925 г.
В буддийском пекинском храме-монастыре Гуанцзи (Огромная Помощь), основанном в XII в., хранится библиотека из более чем 100 тысяч томов на 20 языках, включая тексты ІХ-ХІІІ вв. и древние ценные реликвии буддистов. Кроме того, здесь располагается центральный офис Буддийской ассоциации Китая, в дни праздников проводятся самые главные и самые многолюдные церемонии.
Территорию исторического Пекина, расположенную к западу и северо-западу от Запретного города, как никакую другую его часть, можно назвать заповедной. Она относительно мало урбанизирована, насыщена храмами, парками, садами, дворцами. Здесь расположены большие озера, Бэйхай, Чжунхай и Няньхай.
Из дворцов Сичэна в список Всемирного наследия ЮНЕСКО внесен Летний императорский дворец, точнее, дворцово-парковый ансамбль Ихэюань (Сад чистой ряби) с более чем 3 тысячами строений. Его возведение началось при императоре Цяньлуне династии Цинь в 1750 г., хотя, точности ради, нельзя не сказать, что это место императоры облюбовали еще в XII в. Для дворца, который император посвятил своей матери, недоставало воды, было расширено озеро Сиху (Западное), выкопаны еще два — Гаошуйху (Высокой воды) и Яншуйху (Вскормления воды), вместе они составили озеро Куньмин с тремя островами. В этом названии содержится мемориальная отсылка — к озеру Куньмин (Дяньчи) в провинции Юньнань, на котором в I в. до н. э. создавался императорский флот. А три острова Куньмина — это реплики трех «божественных» островов Восточно-Китайского моря. К Золотому холму, образованному из грунта, выкопанного при создании озер в XV в., было добавлено еще несколько метров, и он, переименованный в холм Долголетия, был посвящен все той же матушке императора. Главным зданием ансамбля стал Великий храм Благодарности и Долголетия. Вдоль Куньмина тянется павильон Длинный коридор, числящийся в Книге рекордов Гиннесса как самый протяженный в мире расписанный коридор, длиной 728 м. На берегу озера стоит павильон Мраморная ладья, обожаемый императрицей Цыси, потратившей на возрождение Летнего дворца средства, предназначенные для обновления военно-морского флота.
Дворец Гунванфу (князя Гуна), самый большой и самый роскошный в Сичэне, никогда не был императорским, но возведен был для того, кто фактически был правителем Китая при императоре Цяньлуне, как подарок его фавориту Хэшэню. В этом дворце всего было 30 ансамблей в разных стилях. Когда звезда Хэшэня закатилась, у дворца было еще несколько аристократов-владельцев, и среди них — Айсиньгёро Исинь, имевший титул гунчжун циньван, который носили принцы крови.
Были в истории Сичэна страницы, когда его строения и ландшафты выглядели совсем не такими ухоженными, солидными и нарядными, как в наши дни. Они не раз могли погибнуть, а окружающие их ландшафты исказиться, зарасти, замусориться.
Причины извечные — войны, природные катаклизмы, политические потрясения.
Белая Ступа обрушилась во время землетрясения 1679 г., через год была восстановлена, в 1976 г. вновь разрушена, и опять роковым образом — вследствие подземных толчков в районе священной горы Тайшань, докатившихся до Пекина, и снова возрождена. Во время Второй опиумной войны 1860 г. англо-французские солдаты нанесли варварские разрушения Летнему дворцу. А Старый Летний дворец и его парк Юаньминъюань, где император-строитель Цянь-лун возвел несколько дворцов в европейском стиле, был практически уничтожен, разграблены его художественные сокровища. Во время Культурной революции Сичэн пережил еще одну волну вандализма.
Но Великое спокойствие как сила возрождения вновь вернулось сюда, благодаря вниманию реформирующегося, хотя и крайне медленно, государства, трудолюбию его граждан и их неизбывной любви ко всему прекрасному. В парках Сичэна обычно многолюдно, но уединенные уголки при желании можно найти всегда, аттракционы и другие развлечения намеренно удалены от них.
На побережье озер Чжунхай и Наньхай, которые объединяют под одним именем — Чжуннаньхай, помимо храмов и дворцов, расположены резиденции высших органов власти КНР, включая штаб-квартиру КПК. Этот комплекс так и называют — «Чжуннаньхай», а само понятие стало синонимом высшей политической власти и употребляется в том же значении, что и «Кремль» в России. Заведения эти закрыты для публики. Строго охраняемые, они получили в народе прозвище «Новый Запретный город».Запад исторического Пекина на карте

Общая информация

Пекин, столица Китайской Народной Республики (с 1949 г.).
В нормативном произношении: Бэйцзин — Северная столица.
Первое упоминание о городе на месте юго-западной части нынешнего Пекина: XI в. до н. э.
Прежние имена городов (столиц) на месте или поблизости от нынешнего Пекина: Цзи (столица государства Янь), Наньцзин, Чжуду (Поздняя Цинь), Даду (кит.) или Ханбалык (монг.) при монгольской династии Юань.
Административный статус: город центрального подчинения.
Административно-территориальное деление Пекина: 16 единиц уездного уровня (14 являются районами и 2 — уездами).
Главная магистраль Пекина — проспект Чанъаньцзе (протяженность 40 км, ширина некоторых участков — 100 м).
Старый город Пекина (в границах бывшей крепостной стены): Дунчэн (Восточный город), Сичэн (Западный город).
Районы рассматриваемые в основном в этой статье: Дунчэн, Чаоян.
Денежная единица: юань.
Официальный язык: китайский.
Этнический состав жителей Пекина: ханьцы — 95%, маньчжуры — 2%, хуэй — 2%, монголы — 0,3%, другие — 0,7%.
Аэропорт: Шоуду (международный).

Цифры

Площадь Пекина: 16 801 км2.
Население Пекина: 21 705 000 чел. (2015 г.).
Плотность населения: 1291,9 чел/км2.
Общая площадь исторического центра: около 92 км2.
Население исторического центра: больше 2 млн чел.
Запретный город: площадь — 720 000 м2 (961 х753 м), количество помещений — 8707 (предположительно 9999, часть комнат закрыта), длина внешней стены — 3400 м, количество посетителей Музея Гугун — 7 млн чел/год.
Площадь парка Дитань: 40 га.
Площадь парка Чаоян: 288,7 га.
Площадь Олимпийского стадиона: — 258 000 м2.
Площадь Тяньаньмэнь: 440 000 м2 (880x500 м).
Ворота Тяньаньмэнь: длина — 66 м, ширина — 37 м, высота — 32 м.
Передние ворота: высота Солнечных ворот и башни Лучников — 40 и 38 м.
Храм Неба: площадь, в т. ч. парка — 2,73 км2.
Дом народных собраний: площадь — 172 000 м2.
Мавзолей Мао Цзэдуна: общая площадь комплекса — 57 200 м2.
Памятник народным героям: высота (с постаментом) — 38 м.
Вторая кольцевая дорога: протяженность — 26 км (на месте бывшей городской стены).
Национальный музей Китая: площадь — ок. 200 тыс. м2, собрание — более 1 млн предметов, посетители — до 8 млн чел/год.
Парк Таожаньтин: общая площадь — 59 га, водоемы — 17 га.

Климат и погода

Влажный, муссонный умеренного пояса.
Жаркое влажное лето (под влиянием муссонов) и холодная ветреная сухая зима (под влиянием сибирских антициклонов), весной нередки песчаные бури из пустыни Гоби.
Средняя температура января: -4°С.
Средняя температура июля: +26°С.
Среднегодовое количество осадков: 570 мм (75% выпадает летом).
Среднегодовая относительная влажность: 60%.

Экономика

Сфера услуг: финансовые, банковские и бизнес-услуги, образование, медицина, торговля, туризм.

Достопримечательности

  • Дворцово-парковый комплекс «Запретный город», ныне Музей Гугун, в 1987 г. занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Исторические

  • Врата Небесного спокойствия
  • Барабанная и Колокольная башни
  • Дворец Цзюйфудянь
  • Резиденция князя Гуи
  • Торговые улицы
    • Ванфуцзин, проложенная в XIV в., и Ябаолу («Русская улица»)
    • Императорская академия
    • Исторические кварталы из домов-сихэюань
  • Старинная обсерватория (1446 г)
  • Участок стены между внутренним и внешним городом и Юго-Восточная угловая сторожевая башня (рядом с Пекинским железнодорожным вокзалом, в Угловой башне — Музей пекинской крепостной стены, Подземный город Мао Цзэдуна (1960-е гг.)

Площадь Тяньаньмэнь

  • Ворота Тяньаньмэнь (1651 г.)
  • Цяньмэнь (Передние ворота) (XV в.)
  • Сохранившиеся две башни — Солнечных ворот и Башня Лучников
  • Дом народных собраний Всекитайского собрания народных представителей (1959 г.)
  • Мавзолей Мао Цзэдуна (1976-1977 г.)
  • Памятник народным героям (1958 г.)

Культовые

  • Храм Конфуция (1302 г., реконструкция 1906-1916 гг.)
  • Даосский храм Дунъюэ (Восточного Пика) (1319-1322 гг.)
  • Алтарь Земли (Дитань, 1530 г.)
  • Храм Солнца (Житань, 1530 г.)
  • Ламаистский монастырь Юнхэгун (1694 г.)
  • Храмы Гуанфу, Бейлин, Жижу, Чжихуа, Пуду
  • Мечеть Нандоя
  • Католический собор Св. Иосифа в неоколониальном стиле (нач. XX в.)
  • Буддийский храм Фаюань (645 г.)
  • Даосский Белых облаков (739 г.)
  • Мечеть Нюйцзе (на Коровьей ул., X в.)
  • Храм Тяньин (XII в.) с 13-ярусной пагодой
  • Зрам Неба (XV в., объект Всемирн. наел. ЮНЕСКО)
  • Земледелия (храмовый комплекс XV в., внутри Музей древней архитектуры)
  • Католический собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии («Южный собор», неоренессанс, 1904 г.)
  • Гуанцзи (XII в.)
  • Монастырь (храм) Байюньгуань — Белых Облаков и его стена-экран Чжаоби
  • Чжэньцзюэ (Пяти пагод, XV в.) на его территории Музей резьбы по камню
  • Храм и парк Луны, Мяоин (храм Белой пагоды, 1279 г.)
  • Кафедральный (католический) собор Сишику (неоготика, 1897 г.)
  • Няньхуа
  • Лонгхуа
  • Чафу
  • Древних монархов
  • Ваньшоу
  • Мечеть Пушу

Культурные

  • Национальный художественный музей
  • Арт-кластер Цаочанди
  • Народный художественный театр
  • Театр «Чанъань»
  • Театр кукол
  • Фольклорный музей
  • Музей палеолита
  • Музей науки и техники
  • Национальный центр исполнительских искусств (2007 г.)
  • Музей естественной истории с большим палеонтологическим отделом
  • Историческое здание старого (бывшего) железнодорожного вокзала Цяньмэнь в европейском стиле (1906 г.) с музеем Китайской железной дороги XIX в.
  • Музеи Пекинской оперы
  • Выставочный зал градостроительства Пекина
  • Военный музей китайской народной революции в крепости Ваньпин
  • Музей истории района Хайдянь
  • Геологический музей
  • Дом-музей Лу Синя
  • «Миллениум» — музей зарубежного искусства

Парки

  • Цзиншань (1279-1368 гг.)
  • Дитань (Земли)
  • Житань (Солнца) с садом Юйсиньюань
  • Чжуншань
  • Цинняньху
  • Чаоян (разбит в 1984 г.)
  • Таожаньтин (Беседка опьянения, 1695 г.) — улица Цветов, храм, бесчисленные беседки, включая одну из четырех самых красивых в Китае
  • Ляньхуачи (Парк пруда лотосов)
  • Лунтань Сиху (Пучины дракона озера Сиху)
  • Таожаньтин
  • «Сад знаменитых беседок»
  • Пекинский развлекательный парк
  • Сад Гран-Вью
  • Пекинский Ботанический сад, в нем — сад бонсай
  • Пекинский зоопарк
  • Пейзажно-развлекательный парк Сяншань на горе Сянлу (заложен в 1186 г.) с тибетским храмом Чжаомяо и другими храмами-монастырями
  • Лесопарк Сишань
  • Парк-выставка садов Юаньбоюань
  • Юйюаньтань с одноименным озером
  • Парк Пурпурного бамбука

Торговые улицы

  • Древняя улица Дачжалань (XV в.)
  • Цяньмэнь (с историческими реконструкциями)
  • Люличан (торговля антиквариатом)
  • Антикварный рынок Паньцзяюань

Прочие

  • Олимпийский стадион (2008 г.)
  • Бывший (в 1861-1959 гг.) Посольский городок (ныне — торгово-развлекательный центр)
  • Деловой центр Пекина
  • Парк развлечений «Хуаньлэгу» («Долина веселья») — 120 аттракционов
  • «Гэлакси COXO» (2012 г.)

Парк Бэйхай (осн. в 938 г.)

  • Пагода Белая Ступа на Нефритовом острове
  • Храм Вечного Спокойствия
  • Большой Западный Рай
  • Маленький Западный Рай
  • Храм Полного Счастья
  • Павильон Пяти Драконов
  • Круглая крепость

Юаньминъюань (1707 г.)

  • Старый Летний дворец
  • Полуразрушенный садово-дворцовый комплекс
  • Парк «Сады совершенной ясности» с прудами и фонтанами

  • Ихэюань, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, бывший Летний императорский дворец (1750 г.), главные достопримечательности — павильон Жэныиоудянь, галерея Лэшоутан (Длинная), несколько храмов, парк.
  • Дворцово-парковый ансамбль Гунванфу (дворец князя Гуна,1776 г.), ныне Музей княжеских дворцов с действующим театром.
  • Дворец культуры национальностей (1959 г.), в парке представлены музейного качества традиционные постройки 56 народностей.

Любопытные факты

  • Дворцовых женщин-наложниц было примерно 3 тыс. Не каждая девушка удостаивалась чести попасть на ложе Сына Неба. Поблекнув и болезненно переживая собственную ненужность, бывшие красавицы впадали в состояние глубокого уныния. Но одна из них достигла великой славы. Цыси (1835-1908 гг.) в 1861-1873 гг. была правящим регентом при малолетнем сыне Цзяйчуне, в 1875-1889 гг. — при малолетнем племяннике, императоре Пу И. В юности, когда она, рожденная в знатной, но небогатой маньчжурской семье, попала во дворец, звали ее Ниласы. Особых шансов возвыситься Ниласы не имела, однако, будучи неглупой, обладая утонченным вкусом, она много читала, занималась живописью, музыкой, танцами, изучала рецепты обольщения, а затем подкупила главного евнуха, распахнувшего для нее двери в покои императора. Однажды и, как оказалось, навсегда. Цыси приписывают коварство и бессердечность, но не все из этого полная правда, а то и целиком вымысел. Да, она совершила немало такого, что не вызывает одобрения, но в ответ на интриги против нее, как установили по документам самые компетентные китаеведы.
  • В 1403 г. Юнлэ созвал 2169 ученых Академии Ханьлинь и поручил им написать энциклопедию, отражающую историю Китая, все полученные ими знания и опыт на основе всех книг императорской библиотеки по философии, религиозным канонам, истории, географии, астрономии, медицине, искусству и т. д. К 1408 г. энциклопедия «Юнлэ дадянь» была создана. Предисловие к ней написал сам император ярким, образным слогом. Энциклопедия состояла из 22 877 цзюаней (шелковых свитков), плюс 60 цзюаней оглавления. Цзюани составляли 11 095 томов, содержавших в целом 510 тыс. страниц. Напечатать столь обширный труд не представлялось возможным, и он был написан вручную. До нашего времени сохранилось 797 цзюаней, или 4% оригинального текста. Эта энциклопедия считалась самой большой среди подобных изданий до самого 2001 г., когда появилась глобальная многоязычная сетевая Википедия.
  • Евнухи обязаны были присутствовать при любовном свидании императора с наложницами и внимательно наблюдать за всеми его нюансами, а потом описывать буквально все, что происходило во время интимной близости.
  • На территории храма Конфуция стоит дерево, имеющее имя собственное, — Чуцзяньбо («Кипарис, поражающий пороки»), или Бяньцзяньбо («Кипарис, различающий пороки»). Считается, что ему более 700 лет, а посадил его глава Императорской академии мудрец Сюй Хэн, официальный титул которого по чиновничьей табели о рангах того времени звучал как «Совершающий возлияния жертвенного вина». А что касается пороков, то этот самый кипарис уличил в них, по легенде, Янь Суна, министра эпохи Мин. Во время жертвенной церемонии сломанная порывом ветра ветка сорвала с головы этого не очень благонравного человека шляпу, что считалось позорной потерей лица. А вот хорошим, добрым людям, как считается, кипарис дарит счастье.
  • Использование евнухов практиковалось в императорских дворцах Китая со времен династии Хань (206 до н. э. — 220 гг. н. э.), но в Запретном городе Пекина достигло наибольшего масштаба. Всего там постоянно находилось 3 тыс. скопцов. Ими были все стражники, слуги, чиновники и даже главный архитектор Запретного города Чжунь Ань. Великий мореплаватель Чжэн Хэ, евнух императора Юнлэ, командовал флотом, корабли которого ходили в Юго-Восточную Азию, Индию, Аравию, Персию и Восточную Африку.
  • Титул «вдовствующей императрицы» Цыси подарил в своем завещании император династии Цин Ичжу (Сяньфун, по девизу его правления). Как и законной своей супруге Циань. Но Циань ничего не понимала в государственных делах и к тому же прожила после смерти супруга недолго.
  • Запрет для простых смертных на любую попытку проникновения за стены Запретного города был самым беспощадным. Сохранился рассказ об одном простолюдине, сумевшем преодолеть эти стены с намерением убить императора. Злоумышленника казнили, постепенно отрезая по маленькому кусочку его плоти, с тем, чтобы как можно дольше работали все внутренние органы. Рассказ об этом случае потому и остался в летописях, что его широко распространяли, дабы устрашать им народ.
  • С первыми лучами восхода на площади Тяньаньмэнь проходит торжественная церемония поднятия государственного флага. Солдаты Народной освободительной армии, маршируя к флагштоку, ни на миг не сбиваются с чеканного ритма — 108 шагов в минуту, 75 см за шаг. На закате флаг спускается не менее торжественно.
  • Яньцзин — такое название Пекина можно встретить в китайской поэзии в названии Яньцзинского (Пекинского) университета и на... этикетках пива. Это память о существовавшем в этих краях в период Восточного Чжоу (722-481 гг. до н. э.) удельного княжества Янь. Во времена монгольской династии Юань (1271-1368 гг.), основанной внуком Чингисхана ханом Хубилаем, город носил название Ханбалык (Камбалук, Кабалут). Как Камбалук он упоминается в записках Марко Поло.
  • Тема трагических событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. для китайских масс-медиа до сих пор является табу. Обсуждение ее в социальных сетях тоже, мягко говоря, не приветствуется, могут за это и с работы уволить. Официальная цифра погибших, оглашенная китайскими властями, составляет 240 чел., в то время как западные СМИ называли цифру до 400 чел., а раненых — 8-10 тыс. чел. Историкам, собравшим доступные документы и свидетельства очевидцев, недостоверными видятся как официальные, так и неофициальные цифры, а объективные данные никому до сих пор недоступны.
  • Ориентироваться в Пекине не так уж сложно, имея в руках карту на английском языке и зная значение основных типовых окончаний местной топографии. Так, окончание «дацзе» или «цзе» — это большая улица, проспект, также «цзе» может быть просто улица, но чаще «лу». (Городская стена была построена при династии Мин (1368-1644 гг.), снесена в 1965 г. при прокладке второго окружного кольца, но осталась в названиях.) «Мэнь» означает, что это улица проходит через ворота («мэнь») стены или отходит от них. Внутри стены она может иметь слог «ней» («внутренняя»), за пределами стены — «вай» («внешняя»), Озеро обозначает слог «хай». Храм — «тань». В названиях улиц часто обозначаются также стороны света: «бэй» — север, «нань» — юг, «си» — запад, «донг» — восток.
  • Каждый год 1 октября в годовщину провозглашения КНР Мао его портрет на воротах Тяньаньмэнь заменяется на новый, а весит он ни много ни мало полторы тонны. Так было не всегда. С 1925 г. здесь висел портрет основателя Китайской Республики Сунь Ятсена (1866-1925 гг.). После 1945 г. — портрет Чан Кайши (1887-1975 гг.), считавшегося творцом победы Китая в Японо-китайской войне 1937-1945 гг. 7 июля 1949 г. лик Чан Кайши сменили два портрета — Мао Цзэдуна и его соратника Чжу Дэ (1886-1976 гг.), которые в конце 1950-х стали противниками. Противоречия между ними возникли намного раньше: портрет Чжу Дэ провисел только год. В 1953 г. портрет Мао был заменен на время портретом Сталина в знак траура.
  • На площади Тяньаньмэнь много красного цвета. Не только потому, что он связан с коммунистической идеей. По китайским понятиям о животворящих пяти стихиях, «движениях» (у син), это дерево (му), огонь (хо), земля (ту), металл (цзинь) и вода (шуй). Красный цвет (хун) — символ огня, юга, солнца, неиссякаемой энергии жизни в высших ее проявлениях, в том числе в революции.
  • Когда в 1906 г. в Пекине открылся зоопарк, он назывался «Сад десяти тысяч животных» (в 1949-1955 гг. — Парк Западных Окраин). Переход на ординарное «зоопарк», однако, не означает, что животных в нем стало меньше. Наоборот, больше. Сегодня здесь обитают более 7 тысяч животных 600 видов. Тут нет никакого парадокса. По китайской нумерологии число 10 означает завершение, всеобъемлющий цикл. 10 тысяч — это не буквально 10 тысяч, а символ всего сущего, поэтому и в пять стихий входят «десять тысяч рукотворных и нерукотворных вещей».
  • Зимой пекинцы катаются по льду озера Бэйхай на стульчиках, стоящих на полозьях, с вынесенной вперед подставкой для ног, отталкиваясь специальными палками. Из таких стульчиков часто образуются «поезда», а «паровозом» служит приспособленный для скольжения по льду велосипед.
  • Экологические проблемы — главная «головная боль» Пекина: смог из-за выбросов промышленных предприятий и пыльных бурь, приходящих с севера, а также нехватка воды. В долине Мэньтоугоу одноименного района, смыкающегося с Сичэном вблизи гор Сишань, строится экогород, в котором будут располагаться установки, очищать воду и утилизировать отходы Пекина, делая их пригодными для вторичного использования, девять научно-исследовательских экологических институтов. 50 тыс. жителей этого города будут жить в домах из экологичных стройматериалов.
Города Азии

4
0
7 222
Китай

Предыдущие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх