Милет (город)
Остались в прошлом славные времена этого древнегреческого города. Сегодня среди руин античного Милета нашлось место и для останков мечети Ильяс Бей с разрушенным минаретом XV в. На заднем плане — турецкая деревня Палатия.
История города
Милет — древний ионийский город, чьи руины расположены на юго-западе современной Турции, на побережье Эгейского моря.
Согласно утверждению древнегреческого историка Геродота (ок. 484 — ок. 425 гг. до н. э.), которое он приводит в своем трактате «История», город был основан карицами (кариями). В «Илиаде» он упомянут именно как город карийцев. Этот народ существовал около XII в. до н. э., но в действительности основал здесь не город, а несколько небольших поселений. С той эпохи сохранились несколько фрагментов фресок и осколки керамики.
К концу 2 тыс. до н. э., когда началась греческая колонизация эгейского побережья, тут появились первые города. Около 1000 г. до н. э. этот участок побережья захватили ионийцы: согласно греческим источникам, это были выходцы из Аттики, с противоположного, западного берега Эгейского моря. Они же, судя по всему, и основали Милет.
Археологические находки дают основание предположить, что город был заселен греками в ходе ранней ионийской колонизации во главе с сыном афинского царя Кодра Нелеем около 1050-1000 гг. до н. э. Тогда же было основано еще около десяти других ионийских городов. Однако Милет оказался единственным, что сумел превратиться в крупный торговый центр малоазийского побережья.
Сформировалась и его роль как посредника в торговых отношениях между европейской Грецией и странами Востока. Развивались ремесла, сельское хозяйство, в частности обработка шерсти.
Одновременно с торговлей, Милет осуществлял активную колониальную политику, в особенности в районе Геллеспонта (пролив Дарданеллы) и Понта Эвксинского (нынешнего Черного моря). На Черном море граждане Милета владели почти сотней колоний — от небольших поселков до торговых городов.
Расцвет Милета приходится на период тирании Фрасибула — ок. 610-600 гг. до н. э.
В VII-VI вв. до н. э. город превратился в один из важнейших центров ионийской культуры. Точно известно, что здесь жил и работал древнегреческий философ и математик Фа-лес Милетский (640/624-548/545 гг. до н. э.) — яркий представитель ионической натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы, от которой принято вести отсчет европейской науки. Также в Милете жили и писали свои труды философы Анаксимандр Милетский (610-547/ 540 гг. до н. э.) и Анаксимен Милетский (585/560-525/502 гг. до н. э.).
Милет был столь богат, а его правители столь мудры, что город избежал упадка, даже находясь под властью лидийского царя Креза, правившего в 560-546 гг. до н. э. и обложившего Милет баснословным налогом.
Неудержимое развитие города продолжалось до 494 г. до н. э. За несколько лет до этого Милет возглавил восстание ионийцев против персов, жестоко подавленное. В отместку город был захвачен и уже не смог возродить полностью. Тем не менее город был восстановлен и получил регулярную планировку (гипподамову систему) — один из лучших образцов античного градостроительства. А в 478 г. до н. э. Милет даже вошел в военно-политический Делосский союз.
После Пелопоннесской войны 431-404 гг. до н. э. город вновь оказался под властью персов. А в 334 г. до н. э. Александр Македонский захватил и разрушил Милет.
В последующем город вел мало чем примечательное существование оставаясь одним из десятков портов на Эгейском побережье Малой Азии. Он переживал нападения армий соперничавших правителей, а с моря подвергался налетам пиратов.
Центр города образовывали три агоры — городские площади, выполнявшие роль как рынка, так и общественного собрания.
К настоящему времени раскопки удалось провести только на трети территории Милета. Мешали войны, но главное — недостаток средств, а также тот факт, что многие руины лежат ниже уровня грунтовых вод.
В 129 г. до н. э. Милет оказался под властью Рима. Римляне не стали возрождать его былую славу, сделав его одной из своих второстепенных торгово-военных баз. При этом город все так же играл большую роль в жизни малоазийских греков, считавших Милет одним из последних оплотов греческой культуры на полуострове.
В римский период началось занесение гавани песком и илом, что ускорило упадок Милета как крупного торгового центра. Из-за изменения береговой линии он оказался в нескольких километрах от моря.
В XIV в. город был захвачен сельджуками, они же стали произносить его название как Балат. Жизнь здесь постепенно замирала, и в XVI в. Милет-Балат был окончательно оставлен жителями. Оставленный без внимания, он разрушался.
Лишь в 1899 г. начались раскопки Милета, ими занимались — и продолжают заниматься — в основном немецкие археологи. Первым, кто придал раскопкам систематический характер, был известный немецкий специалист Теодор Виганд (1864-1936 гг.), позднее прославившийся еще и раскопками Пергама и Баальбека.
В ходе работ исследована в основном та часть города, что была построена после разрушений 494 г. до н. э. Некоторые строения удалось реставрировать и выставить их фрагменты в архитектурных залах Античного собрания Государственных музеев Берлина.
Северная агора застраивалась с конца IV в. до н. э. В комплекс агоры входит здание булевтерия, выполнявшего функции городской управы. Здесь же находится святилище Аполлона Дельфийского, сооруженное в IV в. до н. э. на месте более древнего святилища. Останки Дельфиона — это колоннада некогда роскошного храма в честь покровителя моряков, судов и портов.
Еще одна постройка Северной агоры — здание для гимнастических упражнений — гимнасий II в. до н. э., несколько общественных бань — терм, а также другие сооружения, назначение которых пока точно не установлено.
Был раскопаны и исследованы также Западная агора, относящаяся по времени постройки к эпохе позднего эллинизма. Здесь же руины ионического храма Афины и театра.
Театр, вмещавший 15-25 тыс. зрителей, — главная достопримечательность Милета, сохранившаяся до наших дней. Изначально на этом месте еще в IV в. до н. э. греки построили свой театр. Однако, когда пришли римляне, они решили, что размеры его маловаты, и воздвигли огромное сооружение. Так как город входил в число населенных пунктов, посещаемых императором, в театре была сооружена императорская ложа. До наших дней сохранились колонны, поддерживавшие ее свод.
Эпоха византийского правления значительно изменила внешний облик театра: он был частично переделан в крепость.
Южная агора Милета застраивалась с III в. до н. э. Она считалась крупнейшей торговой площадью античных времен со своими монументальными воротами, перестроенными около 170 г. Сегодня они являются украшением берлинского Античного собрания. За агорой ближе к Львиной бухте расположен сохранившийся цоколь памятника, поставленного в честь победы Октавиана Августа над Антонием и Клеопатрой при мысе Акций в 31 г. Изначально памятник был увенчан изображением корабля, до наших дней не сохранившегося. Название Львиной гавани связано с находкой в ней двух голов скульптур львов, находившихся когда-то в порту города и выполнявших роль «стражников».
Общая информация
Местонахождение: запад Турции.
Административная принадлежность: ил Айдын, Турция.
Основан: около X в. до н. э.
Ближайший населенный пункт: деревня Палатия — 1110 чел. (2010).
Язык: турецкий.
Этнический состав: турки.
Религия: ислам.
Денежная единица: турецкая лира.
Цифры
Площадь раскопок: 0,9 км2.
Южная агора: длина — 200 м, ширина — 175 м.
Театр: длина сцены — 140 м.
Стадион: количество зрителей — 14 тыс., ядро стадиона — 194,5x27,44 м.
Храм Аполлона: длина — 109,34 м, ширина — 51,13 м, колонны (диаметр — 2,4 м, высота — 19,7 м).
Климат и погода
Субтропический средиземноморский.
Жаркое лето, прохладная влажная зима.
Средняя температура января: +8,9°С.
Средняя температура июля: +28°С.
Среднегодовое количество осадков: 690 мм.
Среднегодовая относительная влажность: 60%.
Достопримечательности
Руины древнего города Милет
- Северная агора
- Храм Аполлона (конец IV-I в. до н.э.)
- Булевтерий (175-164 до н. э.)
- Храм Асклепия и Гимнасий (II в. до н. э.)
- Стадион
- Термы
- Южная агора
- Западная агора
- Храм Афины (около IV в. до н. э.)
- Термы Фаустины и Капито (161-180)
- Театр (II в.)
- Храм Сераписа (III в.)
- Нимфеум
- Ионический портик (I в.)
Прочие
- Руины византийского замка (VIII в.)
- Мечеть Ильяс Бей и руины минарета (XV в.)
Любопытные факты
- Древнегреческий историк и географ Гекатей Милетский (ок. 550-490 до н. э.) — житель Милета, прославивший свой город. Он был одним из ближайших предшественников Геродота, а его труды послужили литературным источником для монументальной геродотовской «Истории». Судя по обрывочным данным, Гекатей занимался политикой и выступал представителем города на тяжелых переговорах с византийскими сатрапами. Предположительно ученый погиб, когда персы после подавления восстания разрушили город и обратили милетцев в рабство. Известно, что он написал два больших труда («Путешествия по миру» или «Землеописание» и «Генеалогия» или «История»), дошедшие до нас в виде коротких цитат других авторов.
- Город получил свое название в честь персонажа древнегреческой мифологии Милета — сына Аполлона и Ареи. Согласно легенде, Минос и Сарпедон — сыновья Зевса и Европы — прониклись к нему самыми нежными чувствами. Но не смогли поделить и стали воевать. Победил Минос, а Милет, скрываясь от него, бежал на побережье Карии, где, по преданию, и основал город Милет. Существует еще несколько альтернативных легенд с теми же персонажами.
- Кадм из Милета, живший примерно в начале VI в. до н. э., — один из древнейших греческих историков, родоначальник литературной прозы. Ему же приписывают создание первых книг на греческом языке, хотя точно известно, что он никак не мог быть создателем греческого алфавита. Но, вполне возможно, что именно он дополнил греческий алфавита тремя буквами в дополнение к уже известным 16 буквам начального греческого алфавита.
- Архаический Милет VIII-VI вв. до н. а. был крупнейшим торговым и ремесленным центром эллинского мира. Монеты Милета — одни из наиболее ранних в Греции и очень высоко ценятся на нумизматических аукционах.
- Гипподам Милетский (498 — ок. 408 до н. э.) был архитектором и изобретателем градостроительной системы, названной в его честь. Именно в родном городе он применил способ планировки, заложивший основу всей градостроительной системы до наших дней. Суть гипподамовой системы — прокладывание главных улиц, под прямым углом пересекающихся со «вспомогательными».