Нара (город)
Город императорских оленей
Город Нара стоит в историческом центре Японии, на острове Хонсю, на небольшом удалении от главных городов страны.
Древнейшие японские письменные документы «Нихон секи» утверждают, что название «Нара» происходит от японского глагола «нарасу» — «выравнивать», тогда как по современным теориям это слово родственно корейскому «страна» или «королевство», что ближе по смыслу.
Нара — один из древнейших городов Японии. С 710 по 784 г. город был императорской столицей, первой в истории Японии, и ныне этот временной отрезок именуется «периодом Нара» (710-794 гг.). Тогда же страна получила название Ниппон — Япония.
До Нара японские императоры жили там, где безопаснее в данное время, а после смерти императора соблюдалась традиция переноса столицы страны в новое («чистое») место. В 710 г. императрица Гэммэй перенесла столицу в Хэйдзе-ке, или «Крепость мира» (так в старину именовалась Нара).
По сути, Нара стал первой в Японии относительно постоянной столицей с населением в 200 тыс. человек (около 4% населения всей страны), из которых на жалованье у императора состояли 10 тыс. человек: японские императоры не были бедны и щедро оплачивали труд своих служащих. Постоянный столичный статус Нара подчеркивался тем, что были построены дороги, связавшие столицу с провинциальными городами: так можно было регулярно и в полном объеме собирать налоги.
Статус столицы Нара потерял в 784 г, после того, как новым центром Японии стал город Нагаокакё.
Жизнь Нара на правах столицы была далеко не безоблачной. В период Тэмпё (729-749 гг.) на Японию обрушилась эпидемия чумы, свирепствовавшие стихии ставили под вопрос будущее города. Император Сему (701-756 гг.) начал строительство храма Тодай-дзи, или «Великого храма Востока», надеясь на милость Будды.
К тому времени буддизм уже был принесен в Японию из корейского королевства Пэкче (это случилось еще в VI в.), но он стал важнейшим культурным элементом периода Нара только благодаря стараниям императора Сему. Он и его супруга Фудзивара были убежденными буддистами, и с помощью буддизма они стремились укрепить и сплотить тогда еще раздробленную Японию.
Согласно воле императора Сему, провозгласившего себя «Слугой трех сокровищ: Будды, закона и буддийской общины», храму Тодай-дзи предназначено было стать центральным храмом, под началом которого находились провинциальные храмы шести буддийских школ Японии того времени — Санрон-сю, Хоссо-сю, Куся, Дзедзицу, Риссю и Кэгон-сю. Храмы некоторых из этих школ до сих пор сохранились в Наре. Когда храм Тодайдзи был построен, император Сему лично принял участие в церемонии «открытия глаз» Великого Будды. В период Нара в храме Тодайдзи появилась знаменитая церемония шуни-е, включающая ритуалы огня и «рисования водой». Эта церемония, также известная как «ритуал второго месяца», проводится в храме и в наши дни.
После того как Нара потерял статус столицы, он утратил и былую духовную значимость. В наши дни храм Тодай-дзи в большей степени известен как историческая и архитектурная достопримечательность, чем как культовая постройка.
Нара — город в Японии, на юге острова Хонсю и на севере префектуры Нара. Непосредственно граничит с префектурой Киото. В современных границах образовался в результате поглощения нескольких деревень.
Нара привлекает множество паломников, жаждущих припасть к бесценным святыням буддизма.
Нара построен в старинной традиции, по образцу города Чанъань (ныне Сиань), с соблюдением регулярной планировки. В древности ее использовали не для удобства горожан: при строительстве города учитывалась перспектива оборонительных уличных боев в условиях непрекращающихся феодальных междоусобиц.
Власти Нара постарались, где это возможно, сохранить 1-2-этажную застройку города, в духе древней Японии. Согласно принципам буддизма, такая застройка располагает к медитациям, что важно для города с богатейшим буддийским наследием. Кроме того, благодаря такой заботе об облике города Нара стал центром международного туризма и музеем древней Японии под открытым небом.
Пока город оставался местом пребывания японского императора, Нара постоянно застраивался, и теперь здесь можно посмотреть на множество памятников искусства и архитектуры, преимущественно VII-VIII вв.
Японцы называют Нара «городом семи великих буддийских храмов», и главным называют храм Тодай-дзи в северной части парка Нара-коэн. Стены этого храма, построенного по образцу китайских монастырей эпохи Тан, стали обрамлением для колоссальной статуи Будды.
Так как отлить и установить монолитную бронзовую статую 16,2 м в высоту (а первоначально она задумывалась высотой в 50 м!) было технически невозможно, она была собрана из отдельных частей, причем на отливку ушла вся бронза, что была собрана в стране. Чтобы доказать Будде преданность его учению, император приказал построить еще и две пагоды высотой 100 м — самые высокие строения в Азии в то время, но они были впоследствии разрушены землетрясением. Статуе и храму тоже досталось: их капитально ремонтировали несколько раз после землетрясения и двух пожаров. Свой нынешний вид храм окончательно приобрел в 1709 г. Сегодняшний Тодай-дзи — главный храм области Ямато, единственный храм в Нара, сохранившийся в первозданном виде и официально признанный самым большим деревянным сооружением в мире.
В парке Нара-коэн площадью 500 га свободно бродит более тысячи изящных пятнистых оленей и косуль. Их никто не трогает, и четвероногие нередко выбегают на улицы города, выпрашивая подачки. Их кормят жители Нара и туристы, но вечером все олени по сигналу трубы возвращаются в загон. Олени появились здесь после открытия синтоистского храма Касуга-дзингу, посвященного императору Дзимму, спустившемуся с гор в Нара на олене.
В находящемся неподалеку от Нара женском монастыре Тюгудзи хранится уникальный образец вышивания по шелку VII в., где изображены сцены жизни на небесах и вышита древняя мудрость: «Наш мир — обман. Только Будда — истина».
Древнейшие японские письменные документы «Нихон секи» утверждают, что название «Нара» происходит от японского глагола «нарасу» — «выравнивать», тогда как по современным теориям это слово родственно корейскому «страна» или «королевство», что ближе по смыслу.
Нара — один из древнейших городов Японии. С 710 по 784 г. город был императорской столицей, первой в истории Японии, и ныне этот временной отрезок именуется «периодом Нара» (710-794 гг.). Тогда же страна получила название Ниппон — Япония.
До Нара японские императоры жили там, где безопаснее в данное время, а после смерти императора соблюдалась традиция переноса столицы страны в новое («чистое») место. В 710 г. императрица Гэммэй перенесла столицу в Хэйдзе-ке, или «Крепость мира» (так в старину именовалась Нара).
По сути, Нара стал первой в Японии относительно постоянной столицей с населением в 200 тыс. человек (около 4% населения всей страны), из которых на жалованье у императора состояли 10 тыс. человек: японские императоры не были бедны и щедро оплачивали труд своих служащих. Постоянный столичный статус Нара подчеркивался тем, что были построены дороги, связавшие столицу с провинциальными городами: так можно было регулярно и в полном объеме собирать налоги.
Статус столицы Нара потерял в 784 г, после того, как новым центром Японии стал город Нагаокакё.
Жизнь Нара на правах столицы была далеко не безоблачной. В период Тэмпё (729-749 гг.) на Японию обрушилась эпидемия чумы, свирепствовавшие стихии ставили под вопрос будущее города. Император Сему (701-756 гг.) начал строительство храма Тодай-дзи, или «Великого храма Востока», надеясь на милость Будды.
К тому времени буддизм уже был принесен в Японию из корейского королевства Пэкче (это случилось еще в VI в.), но он стал важнейшим культурным элементом периода Нара только благодаря стараниям императора Сему. Он и его супруга Фудзивара были убежденными буддистами, и с помощью буддизма они стремились укрепить и сплотить тогда еще раздробленную Японию.
Согласно воле императора Сему, провозгласившего себя «Слугой трех сокровищ: Будды, закона и буддийской общины», храму Тодай-дзи предназначено было стать центральным храмом, под началом которого находились провинциальные храмы шести буддийских школ Японии того времени — Санрон-сю, Хоссо-сю, Куся, Дзедзицу, Риссю и Кэгон-сю. Храмы некоторых из этих школ до сих пор сохранились в Наре. Когда храм Тодайдзи был построен, император Сему лично принял участие в церемонии «открытия глаз» Великого Будды. В период Нара в храме Тодайдзи появилась знаменитая церемония шуни-е, включающая ритуалы огня и «рисования водой». Эта церемония, также известная как «ритуал второго месяца», проводится в храме и в наши дни.
После того как Нара потерял статус столицы, он утратил и былую духовную значимость. В наши дни храм Тодай-дзи в большей степени известен как историческая и архитектурная достопримечательность, чем как культовая постройка.
Нара — город в Японии, на юге острова Хонсю и на севере префектуры Нара. Непосредственно граничит с префектурой Киото. В современных границах образовался в результате поглощения нескольких деревень.
Нара привлекает множество паломников, жаждущих припасть к бесценным святыням буддизма.
Нара построен в старинной традиции, по образцу города Чанъань (ныне Сиань), с соблюдением регулярной планировки. В древности ее использовали не для удобства горожан: при строительстве города учитывалась перспектива оборонительных уличных боев в условиях непрекращающихся феодальных междоусобиц.
Власти Нара постарались, где это возможно, сохранить 1-2-этажную застройку города, в духе древней Японии. Согласно принципам буддизма, такая застройка располагает к медитациям, что важно для города с богатейшим буддийским наследием. Кроме того, благодаря такой заботе об облике города Нара стал центром международного туризма и музеем древней Японии под открытым небом.
Пока город оставался местом пребывания японского императора, Нара постоянно застраивался, и теперь здесь можно посмотреть на множество памятников искусства и архитектуры, преимущественно VII-VIII вв.
Японцы называют Нара «городом семи великих буддийских храмов», и главным называют храм Тодай-дзи в северной части парка Нара-коэн. Стены этого храма, построенного по образцу китайских монастырей эпохи Тан, стали обрамлением для колоссальной статуи Будды.
Так как отлить и установить монолитную бронзовую статую 16,2 м в высоту (а первоначально она задумывалась высотой в 50 м!) было технически невозможно, она была собрана из отдельных частей, причем на отливку ушла вся бронза, что была собрана в стране. Чтобы доказать Будде преданность его учению, император приказал построить еще и две пагоды высотой 100 м — самые высокие строения в Азии в то время, но они были впоследствии разрушены землетрясением. Статуе и храму тоже досталось: их капитально ремонтировали несколько раз после землетрясения и двух пожаров. Свой нынешний вид храм окончательно приобрел в 1709 г. Сегодняшний Тодай-дзи — главный храм области Ямато, единственный храм в Нара, сохранившийся в первозданном виде и официально признанный самым большим деревянным сооружением в мире.
В парке Нара-коэн площадью 500 га свободно бродит более тысячи изящных пятнистых оленей и косуль. Их никто не трогает, и четвероногие нередко выбегают на улицы города, выпрашивая подачки. Их кормят жители Нара и туристы, но вечером все олени по сигналу трубы возвращаются в загон. Олени появились здесь после открытия синтоистского храма Касуга-дзингу, посвященного императору Дзимму, спустившемуся с гор в Нара на олене.
В находящемся неподалеку от Нара женском монастыре Тюгудзи хранится уникальный образец вышивания по шелку VII в., где изображены сцены жизни на небесах и вышита древняя мудрость: «Наш мир — обман. Только Будда — истина».
Общая информация
Местонахождение: юг острова Хонсю. Регион Кансай (Кинки), административный центр префектуры Нара, Япония.Дата основания: 710 г.
Язык: японский.
Этнический состав: японцы.
Религии: буддизм, синтоизм, христианство (католицизм, протестантство).
Денежная единица: иена.
Ближайший аэропорт: международный аэропорт Кансай (Осака).
Цифры
Площадь: 276,84 км2.Протяженность: 22 км с севера на юг, 34 км с востока на запад.
Население: 368 636 чел. (2010 г.).
Плотность населения: 1331,6 чел/км2.
Население: 368 636 чел. (2010 г.).
Плотность населения: 1331,6 чел/км2.
Самая высокая точка: гора Каигахира-яма (822 м).
Самая низкая точка: 56,4 м (расположена в районе Икеда).
Удаленность: 40 км к востоку от города Осака, 42 км к югу от города Киото.
Удаленность: 40 км к востоку от города Осака, 42 км к югу от города Киото.
Климат и погода
Умеренный.Средняя температура января: +3,5°С.
Средняя температура июля: +25,5°С.
Среднегодовое количество осадков: 1350 мм.
Относительная влажность воздуха: 70%.
Экономика
Промышленность: станкостроительная, электротехническая, пищевкусовая, деревообрабатывающая, трикотажная.Традиционные ремесла: изделия из бамбука и шелка, резные деревянные игрушки.
Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.
Достопримечательности
■ Исторические: курганы (подножие горы Мива, III-IV вв.).■ Культовые: храм Кофуку-дзи с пятиярусной пагодой (669 г.), комплекс храма Тодай-дзи (храм — 745 г., статуя Будды Вайрочаны — 751 г., южные ворота Нандай-мон — 1199 г., сокровищница Сесоин — 748 г., павильон Сангацу-до, февральский павильон Нигацу-до, мартовский павильон Сангацу-до), храм Касуга-дзингу (768 г.), храмы Гангодзи Гокуракубо (588 г.), Син-Якуси-дзи (749 г.), Тоседай-дзи (759 г.), Сайдай-дзи (765 г.), синтоистское святилище Касуга-тайся (VIII в.,), монастырь Акисино (766 г.).
■ Культурные: национальный музей Кокурицу ха-кубуцукан (1895 г.), Музей Ямато Бункакан (1960 г.), Женский университет, Ботанический сад, Музей восточного народного искусства, Художественный музей Нара, Художественный музей Нэйраку.
Любопытные факты
■ На отливку статуи Будды Вайрочаны («Все озаряющий свет») в храме Тодай-дзи ушло 437 т бронзы и 130 кг золота. Голова статуи несколько раз разрушалась землетрясениями, в нынешнем виде отлита в 1692 г.■ На территорию храма Тодай-дзи посетители попадают через двухэтажные южные ворота Нандай-мон, построенные в 1199 г. и являющиеся точной копией старых ворот, разрушенных тайфуном в 962 г.
■ Тории — главные ворота храма Касуга-дзингу — сделаны из стволов дерева-гиганта криптомерии, внесенного в национальный список особо важных культурных ценностей Японии. Изображение криптомерии и в наши дни — единственная декорация сцены традиционного театра но, а в самом храме Касуга-дзингу работал мастер Дзэа-ми — создатель классического стиля но.
■ В 1907 г., в храме Тодай-дзи с помощью рентгена под полом у подножия гигантской бронзовой статуи сидящего Будды были найдены два древних железных меча, украшенных золотом, серебром и глазурью. Лишь в 2010 г. музейные работники объявили, что это два священных меча, числившихся утраченными на протяжении более чем 1250 лет. На мечах были обнаружены ранее не замеченные надписи «Екэн» и «Инкэн»: это были мечи, пожертвованные храму в 756 г. императрицей Коме.
■ Между колоннами под статуей Будды в храме Тодай-дзи есть узкий проход. Существует поверье, что тот, кто пройдет через него, получит благословение и просветление. Детям обычно это удается, многих взрослых приходится вызволять с посторонней помощью.
■ В период Нара императоры практиковали различные способы борьбы с напастями, обрушивавшимися на Японию. Так, в 770 г., при императрице Сетоку, был напечатан один миллион оберегающих заклинаний «Хякуманто дхарани», которые были вложены в деревянные модели пагод с целью ритуального избавления от скверны.
■ Для кормления пятнистых оленей в городе повсюду продается олений «сика-сэнбэй» — разновидность традиционного японского рисового крекера. В городе много плакатов, предупреждающих туристов, что олени больно лягаются, без спроса залезают в сумки и могут отнять у детей мороженое. Каждый год в октябре в Нара проходит праздник Сика-но-цунокири, когда оленей отлавливают и спиливают у них успевшие отрасти рога.
■ В период Нара были составлены первые японские исторические хроники — Кодзики (712 г.) и Нихон Секи (720 г.).