Журавлиная родина

Государственный природный заказник «Журавлиная родина»Государственный природный заказник «Журавлиная родина»

В 1979 году силами студенческой Дружины по охране природы биологического факультета МГУ на журавлиных болотах был спроектирован первый заказник. Сейчас под охрану взят весь обширный природный комплекс: болота и ледниковые озера, поймы и истоки рек, старые глухие леса. Здесь гнездится около 45 пар серых журавлей, а осенью из других мест, с севера, собирается  более 1,5 тыс. журавлей, образуя перед перелетом на юг большое скопление — одно из самых крупных в Центральной России. «Журавлиная родина» и ее окрестности входят в Резервный список водно-болотных угодий международного значения и являются ключевой орнитологической территорией России.

Потопленный край

Всего в нескольких часах езды от Москвы по Савеловской железной дороге лежит древний болотный край: глубокий мягкий мох, низкие сосны, кочки, усыпанные клюквой, запах багульника, потаенные озера, комариный звон, топкие ольшаники, бобровые заводи, лосиные следы на тропинке… Около 10 тыс. лет назад ледниковые воды образовали здесь широкие мелководные озера, превратившиеся впоследствии в систему болотных массивов, среди которых, разделяясь на отдельные русла и местами теряясь в болотах, медленно текли река Дубна и ее многочисленные притоки.

Очерк Флерова

Первые научные сведения о природе края были собраны в конце XIX века. Тогда еще молодой начинающий болотовед А.Ф. Флеров впервые посетил эти места. Пешком и на лодке, в одиночку и с проводником он заглянул во все уголки этого царства воды и зелени. Каждый маршрут сопровождался ботаническим описанием местности с перечислением всех встреченных растений и их обилием по отношению друг к другу. Ученый составил подробную карту и отметил на ней многочисленные протоки и плесы — озеровидные расширения Дубны. Свое путешествие он описал в книге «Очерк растительности северо-западной части Владимирской губернии».
Флеров — первый ученый-естествоиспытатель, который оставил для нас бесценную картину края во всей его красе, еще не изувеченной сетками каналов.
После него этими землями заинтересовались другие. В 1910-1920-е годы экспедиции А.Н. Петунникова и Н.Я. Каца разведывали торфяные запасы Дубненской низины. Коллекции собранных растений пополнили гербарий Московского университета, а научные сведения легли в основу последующего освоения торфяных месторождений и осушения болот. Начиналась эпоха наступления на болота, и в то же время пробуждалась местная природоохранная мысль. В защиту родной природы поднял голос поэт С.А. Клычков, и он был не одинок.

Несостоявшийся роман

Тогда же привела судьба к берегам Дубны русского писателя, тонкого наблюдателя природы М.М. Пришвина. Он и дал краю имя «Журавлиная родина». Здесь он планировал написать книгу об инженере-торфмейстере Алпатове, который должен был «расчистить где-то проток в заболоченном краю, спустить какое-то озеро-болото и открыть населению забытую, известную только по легендам Золотую луговину». Чтобы написать повесть о Золотой луговине, Пришвину понадобилось найти ее на карте и отправиться жить в «потопленный край» на севере Подмосковья. Писатель попал в места, где люди испокон веков окружены болотами, где одно из главных средств передвижения — лодка местной конструкции.
Узкая, как пирога, выдолбленная из целого ствола осины, она хорошо приспособлена к передвижению по узким каналам, которые постоянно прочищают в ольховых джунглях. Коровы в сопровождении лодок плавают по этим каналам на пастбища. Вся территория края поровну делится между людьми и журавлями: журавли хозяйничают на болотах, лишь осенью навещая поля — царство людей. На плесы и болота люди приходят по рыбу, клюкву, грибы, сено. Вблизи «какое-то озеро» вместе с людьми, журавлями, болотами и полями оказалось сложным древним миром. Водоросль кладофора, которая сохранилась здесь с доледникового времени, для Пришвина стала маленьким зеленым сердцем края. Жила кладофора в том самом озере, которое собрался спустить Алпатов, герой будущей книги. Но теперь этому противился сам автор. Задуманный роман не удался, зато была написана повесть «Журавлиная родина», уже в 1920-е годы отметившая новый поворот мысли: от освоения и уничтожения болот к их заповеданию. Но в то время не алпатовский, а настоящий экскаватор уже корежил берега Дубны. Судьба озера и таинственной шарообразной водоросли так волновала писателя, что он развернул настоящую кампанию в их защиту, опубликовал в газете тревожную статью и привлек на свою сторону ученых. Само озеро спасти удалось, но его уровень понизился, и кладофора со временем все же исчезла.

Болота: древние и новые

Несмотря на хозяйственную освоенность, Дубненская низина в наше время не утратила своей экологической целостности. Это обширный и разнообразный комплекс водно-болотных угодий различного типа — от практически не нарушенных низинных и переходных болот с реликтовой ледниковой растительностью до полностью преобразованных человеком ландшафтов, таких как карьеры старых торфоразработок.
В Дубненской пойме топкие ивняки и заросшие тростником старицы соседствуют с заливными лугами и заболоченными березовыми и черноольховыми лесами с дубовыми гривами и вязовниками. Пойменные луга, сенокосы, участки высокотравья, кустарниковые и осоковые болота чередуются с сельскохозяйственными землями-пашнями, выгонами, сенокосами и ныне необрабатываемыми заброшенными полями. Такая мозаичная структура территории благоприятна для многих видов птиц и зверей, в том числе редких и исчезающих.
Максимальное количество их отмечено в угодьях, сочетающих пойменные луга, разные типы заболоченных лесных массивов и открытые низинные болота. Редкие виды сохраняются и в местах, где соединяются верховые и переходные болота с заболоченными черноольшаниками и залитыми торфяными карьерами.

Под присмотром студентов и учёных

Список птиц, встречающихся на территории Дубненской низменности, насчитывает 254 вида, из них 63 занесены в Красную книгу Московской области и 18 — в Красную книгу России. Весной на залитых лугах останавливаются до 8 тыс. гусей, различные виды уток и куликов, можно увидеть лебедей и аистов. Летом гнездятся серые журавли. Осенью они образуют крупное миграционное скопление. После их отлета на полях собираются гуси. Зимой прилетают из тундры полярные совы. Фауна млекопитающих представлена практически всеми видами, характерными для центра Европейской части России. Здесь обычны лось и кабан, встречается косуля. Из соседних охотхозяйств на территорию заказника заходят благородные олени и зубры. Нередки медведь, рысь, выдра и барсук, встречаются волк и европейская норка.
В целом комплекс «Журавлиная родина» уже более 30 лет постоянно находится под присмотром Дружины биологического факультета МГУ, ученых и целого ряда общественных природоохранных организаций — может быть, поэтому популяции большинства редких видов растений и животных стабильны, как, например, гнездовая популяция серого журавля. Территория «Журавлиной родины» продолжает оставаться крупным местом миграционных остановок водоплавающих, куликов, хищных птиц и журавлей. Этому способствует строгий запрет весенней и осенней охоты в границах заказника. Запрещен здесь и сбор грибов и ягод.

Охранные хитрости

В заказнике ведутся разнообразные зоологические, ботанические и ландшафтные научные исследования, проводятся студенческие практики. Специалисты изучают процессы в обводненных торфяниках, следят, как изменение гидрорежима влияет на почвы, а изменения климата и хозяйственная деятельность человека — на птиц.
Основная цель всех научных изысканий — установить причинно-следственные связи, обнаружить тенденции, разработать методы сохранения природы. В частности, оказалось, что для некоторых редких видов птиц одних только консервационных мер недостаточно. Например, для серого журавля требуется проведение научно разработанных биотехнических мероприятий по поддержанию гидрологического режима их мест обитания и определенной системы севооборотов в сельскохозяйственных угодьях. В заказнике такая программа разработана и осуществляется. Хищные птицы тоже остро нуждаются в помощи человека. Для их гнезд необходимы деревья, соответствующие целому ряду параметров (у каждого вида они свои). Решением проблемы для большого подорлика и скопы оказалась установка искусственных платформ. Для мелких хищных птиц, пустельги и ушастой совы развешивают гнездовые ящики.
Серьезной угрозой для территории заказника стали травяные палы, нередко переходящие в торфяные пожары. Для обводнения пожароопасных территорий и реставрации выгоревших торфяников пришлось разработать особые проекты. Ведется постоянный мониторинг.

Минералы для башмачка

Менее известная, но не менее интересная особенность этих мест — карбонатная морена. Эти ледниковые отложения минерализуют грунтовые воды, стекающие в болота и леса, где образуются уникальные почвы, особенно благоприятные для редчайших видов северных орхидей, занесенных в Красную книгу России и Московской области: башмачка настоящего, пальчатокоренников, дремликов болотного и широколистного, гудайеры ползучей, мякотницы однолистной, гаммарбии болотной, тайника, гнездовки.
На востоке Талдомского района сегодня находится крупнейшая в Московской области (насчитывающая тысячи особей) колония очаровательной орхидеи — венериного башмачка, о котором мы уже не раз писали. Этот цветок можно встретить и в некоторых других местах Талдомского и соседних районов, но в этом случае счет пойдет лишь на единицы особей. Как мы помним, северные орхидеи растут только в симбиозе с грибами. Для большинства этих грибов-кормильцев требуются богатые, достаточно увлажненные почвы, с нейтральной реакцией почвенного раствора. А болотная вода, как правило, имеет кислую реакцию. Тут и вступают в действие известковые ледниковые наносы и выходы артезианских грунтовых вод, также обогащенных растворенной в них известью, нейтрализующие кислоту. Поэтому к Талдомским местам подходят строки, написанные про это растение нашим выдающимся ботаником В.Н. Тихомировым:
А он здесь растет, как последний сорняк,

Забравшись в болотную слякоть -

Конечно, Венерин, конечно, башмак,

Но больше похожий на лапоть.

Ботанические редкости подмосковья

Цветет венерин башмачок не каждый год. Время от времени растение берет перерыв на отдых. Хотя этот вид и имеет корневище, но ветвится оно слабо, и вегетативно в природе это растение почти не размножается. Из-за красоты это растение, к сожалению, собирают в букеты. Срывая же стебель с цветками, люди обрекают корневище на голодную смерть — ведь именно листья обеспечивают его питанием. Поэтому сейчас венерин башмачок невозможно увидеть близ крупных городов или больших дачных поселков, а еще в XIX веке в окрестностях Москвы он встречался в изобилии. Наносят ущерб этому растению и кислотные дожди, угнетающие симбиотические грибы, и безграмотное, а иной раз и бессмысленное осушение мест его обитания и прилегающих к ним территорий.
Венерин башмачок одним из первых стал объектом охраны: под защиту закона в Швейцарии его взяли еще в XIX веке. И сейчас этот вид занесен как в федеральную, так и во все региональные Красные книги, включая Красную книгу Московской области.
В заболоченных сфагновых сосняках можно увидеть и другие ботанические редкости Подмосковья. Например, морошку, у которой порой даже вызревают непередаваемо вкусные, тающие во рту оранжевые ягоды, одноцветку крупноцветковую с большими (для такого мелкого растения) одиночными белыми цветами, шейхцерию болотную, баранец обыкновенный. Вместе с подростом березы пушистой кустарниковые заросли образует береза приземистая. Ее молодые веточки покрыты мелкими смолистыми бородавочками. В прудах и гидромелиоративных канавах можно встретить редкое водное растение — турчу болотную, с гребневидными перисто-рассеченными листьями.

Фестиваль журавля

Уже 20 лет в начале сентября проходит Фестиваль журавля — праздник, включающий конференции, выступления фольклорных коллективов, творческие мастер-классы, открытые уроки, а главное — обширную программу, приуроченную к массовому скоплению серых журавлей на полях заказника. Посмотреть на это величественное зрелище собирается множество любителей природы. Сотрудники заказника проводят экскурсии, во время которых дети и взрослые могут понаблюдать в бинокли и подзорные трубы за журавлиными стаями, кормящимися и отдыхающими в сельскохозяйственных угодьях. Шагая по экологической тропе на сфанговом болоте, участники фестиваля с удивлением обнаруживают, что мох может быть красным, что столетние сосны бывают высотой с ребенка, а россыпи клюквы на кочках напоминают бусы таинственных и сказочных девок-болотниц, клады которых, по преданию, находят только совсем маленькие дети. На тропе «Дом бобров» можно увидеть плотины на осушительных канавах, построенные неутомимыми зверями, которые поддерживают и сохраняют гидрологический режим территории.
Самые стойкие экскурсанты могут дождаться вечернего перелета журавлей с полей на болотную ночевку, насладиться великолепным зрелищем журавлиных танцев, курлыкающей стаи на фоне заходящего солнца и сказать старинные слова заклички «Прощайте, матушки, свидимся! Колесом дорога!» После экскурсии каждый участник получает в подарок какой-нибудь «журавлиный» сувенир. Можно побывать и в городском историко-литературном музее, в музее М.Е. Салтыкова-Щедрина, уроженца местного села Спас-Угол, в доме-музее С.А. Клычкова, пройти тропами М.М. Пришвина, послушать лекцию в Музее болот.
В деревнях Костенево и Дмитровка расположены стационары заказника, на которых базируются волонтеры, экологи, природоохранники, зоологи, ботаники и болотоведы, студенты естественнонаучных факультетов столичных и областных вузов, проходящие в заказнике учебную и производственную практики. Каждый год «Журавлиная родина» принимает более 2 тыс. посетителей.
Государственный природный заказник «Журавлиная родина» на карте

Общая информация

Площадь заказника: около 11 тыс. га.
Здесь встречается: 44 вида млекопитающих, 254 вида птиц, 7 — земноводных, 4 — пресмыкающихся, 25 — рыб.
76 видов занесены в Красную книгу Московской области и 18 — в Красную книгу России.

5
0
7 066
belasolle
Россия

Предыдущие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх