Московский Кремль

Московский Кремль (Кутафья и Троицкая башни)

История

В 1147 г. на Боровицком холме над Москвой-рекой в доме боярина-купца Степана Кучки встретились Ростово-Суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий и Новгород-Северский князь Святослав Ольгович. Пообедали, поговорили, решили: быть здесь городу.
Ровно через 780 лет, в 1927 г., тему их задушевной беседы, так уж вышло, точно сформулировал поэт Владимир Маяковский: «Начинается земля, как известно, от Кремля». В XII столетии крепость, сооружаемую для управления окружающими землями и их защиты, именовали детинцем.
1147 г. считается датой основания Москвы. Хотя, если уж погружаться в исторические хроники, то отсчет фактического возраста российской столицы вполне можно было бы начать гораздо раньше. Кучка, точнее, Кучко, владел несколькими большими селами и деревнями на левобережье Москвы-реки, объединенными названием Кучково поле, или Кучков, что уже похоже на название города, а владения боярина возникли на месте поселений еще более древних, это доказано археологическими исследованиями. Да и сам Юрий Долгорукий поначалу называл свой город Кучков. Однако очень скоро у них с Кучкой отчего-то нашла коса на камень, да так, что боярин был казнен, дети его высланы из Москвы, а название Кучков было приказано забыть напрочь и навсегда.
Детинец Долгорукого появился предположительно в начале 1150-х гг., точнее сказать затруднительно, хотя иногда и указывается 1156 г. Долгорукий не все свое время проводил здесь, он ведь почему получил такое прозвище: считается, что он этот энергичный и дальновидный князь основал также города Звенигород, Дмитров, Юрьев-Польский, Переславль-Залесский, Кострому, Городец, Дубну, Стародуб и Перемышль, в большинстве случаев это подтверждено документально. Но Москва была для него всегда на первом плане — уж больно место для крепости здесь нравилось князю: холм, покрытый бором, отчего и Боровицкий, высок и крут, но не слишком, а ровно в меру для крепости. Реки — Москва и Неглинная, впадающая в Москву — препятствия для врага, в случае осады дают большое военно-стратегическое преимущество защитникам крепости; Москва-река — торговый путь (Неглинка никогда не была судоходной). А в мирное время на склонах холма можно разбить сады и огороды (что впоследствии и было сделано). К тому же народ здесь живет работящий, сметливый и на все руки мастеровитый.
Первый детинец, он же город, был деревянным. Все, что строилось вокруг него, считалось посадами. Когда активно стал расти Китай-город, в народе крепость на Москве-реке стали называть Старым городом, что, естественно, не нравилось князьям, в нем обитавшим. Так и вошло в обиход и закрепилось звучное слово «Кремль» для обозначения крепости. Этимологию его лингвисты возводят к древнерусскому «кром» или «кремнос» (твердый), «кремленым» называли и прочное дерево. Еще одна этимологическая версия указывает на греческое слово «кремнос», означающее «крутизна, крутой берег реки» или «верхний край глубокого оврага». Правдоподобная гипотеза: священнослужителей-греков в 1320-х гг. в свите митрополита Московского Феогноста было немало.
При Иване Калите, в первой половине XIV в., стены первого детинца были заменены новыми — снаружи из дубового бруса, обмазанного глиной, изнутри — из каменных плит. В 1365 г. в Кремле случился большой пожар (не первый и не последний), получивший в истории название Всехсвятского, по церкви Всех Святых, где он вспыхнул. Город сгорел полностью. И Кремль тоже. Памятуя о том, что это ужасное несчастье может повториться, князь Московский Дмитрий, прозванный впоследствии Донским за победу в Куликовской битве 1380 г., возвел в 1366-1367 гг. новые стены Кремля, из «белого камня», как называли на Руси все виды известняка.
Стены, окружающие Кремль, тогда уже имели длину почти 2 км. С тех пор и звали Москву Белокаменной.

Крепость итальянского происхождения

С детства знакомые нам зубцы Кремлевской стены в виде «ласточкиного хвоста», так удачно напоминающие букву «М», украшают стены многих итальянских крепостей. Неслучайно.
Среди тех архитекторов, которые внесли наибольший вклад в облик Кремля, была плеяда итальянцев. К середине XV в. белокаменный Кремль заметно обветшал, многие его башни находились в полуразрушенном состоянии. Князь Московский Иван III (Иван Великий) велел разобрать первый Успенский храм, заложенный еще в 1326 г. Иваном Калитой и святителем Петром. Ивану III требовался более монументальный собор. За образец он взял пятиглавый Успенский собор во Владимире. Не только по соображениям прекрасного. Ему хотелось подчеркнуть преемственность княжества Московского по отношению к княжеству Владимиро-Суздальскому. Для воплощения своего замысла он пригласил итальянца Аристотеля Фиораванти, и тот в 1475-1479 гг. выполнил заказ блестяще, возвел величественный собор, несомненно, русский, но и итальянский по изяществу исполнения всех его форм и элементов.
Еще один итальянец оставил в истории Кремля свое подлинное имя — Пьетро Антонио Соларио, архитектор Боровицкой, Спасской, Угловой Арсенальной, Никольской и Сенатской башен. Большинство остальных итальянских зодчих упоминаются как Фрязины. Это Антон Фрязин (Антонио Джиларди), построивший первую башню — Тайницкую — в 1485 г.; Алевиз Фрязин (Алоизио да Милано) — архитектор Троицкой и Кутафьей башен, Архангельского собора; Марк Фрязин (Марко Руффо), создавший Москворецкую башню; Бон Фрязин (подлинное имя неизвестно), творение которого — колокольня Ивана Великого. И все остальные итальянцы, их помощники и подмастерья именовались тоже Фрязиными. «Фрязин» — так называли на Руси в XV и XVI вв. вообще всех итальянцев, а заодно и французов (франков). И происходит это «фрязин», или «фирязин», как считают ученые-лингвисты, вовсе не от francs, что утверждают, повторяя друг друга, популярные справочники, а от звучания на итальянском названия Флоренции — Firenze.
Все башни Кремля имеют свое лицо — опять-таки одновременно и русское, и итальянское; стилизация — вообще тот художественный метод, которым итальянцы владеют безупречно, а к формам древнерусской архитектуры они относились с большим пиететом. Так что утверждение, будто архитектура Кремля — целиком итальянское творение, как приходится иногда слышать, неправомерно. Тем более что и русские зодчие работали в Кремле: в 1484-1486 гг. псковские мастера возвели заново Ризоположенскую церковь, в 1484-1489 гг. — Благовещенский собор.
Три башни, стоящие по углам кремлевского неправильного треугольника (Боровицкая, Угловая Арсенальная, Водовзводная), — круглого сечения в основании, остальные — прямоугольные. Единственная башня-«стрельница», не вписанная в стену, — Кутафья, она же единственная сохранившаяся из предмостных башен (для охраны мостов, ведущих к воротам в Кремль).
Кремлевскую стену фрязины проложили аккурат по линии его первых каменных стен, начиная от Спасской башни, увеличив территорию Кремля с восточной стороны. Для лицевых стен использовался массивный кирпич (30×14x17 см или 31×15x9 см), между стенами пространство заполнялось в основном белым камнем, как считается, из прежних стен. Большинство «ласточкиных хвостов» (марвелов) имеет щелевидные бойницы. Первой была построена Южная стена, выходящая к Москве-реке. Она была удобна и для торговли, и для транспортировки товара с барж, но Иван III запретил здесь и торговлю, и строительство, и вообще какую-либо суету. Из стратегических соображений. За этой стеной не строилось ничего и никогда, благодаря этому сохранился до наших дней прекрасный вид на Кремль от Москвы-реки. Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества в 1472 г., стал именоваться «собирателем земель русских». Москва с ее кирпичным Кремлем была воплощением этого этапа в истории России.
Стены Московского Кремля в плане образуют неправильный треугольник. Эта форма его территории продиктована рельефом высокого левого берега Москвы-реки при впадении в нее реки Неглинной. Кремль стоит на Боровицком холме, точнее, на той его части, которую принято выделять как Кремлёвский холм. Южная стена Кремля тянется вдоль Москвы-реки, северо-западную стену обрамляет Александровский сад, восточная стена одновременно входит в архитектурный ансамбль Красной площади.

Символ власти

В дальнейшей истории Кремля ведущую роль стал играть такой мотив-символ, как незыблемость государственной власти. Акценты тут требовались по-новому весомые. И они появлялись. Или исчезали.
В зависимости от того, какая власть располагалась в главной русской твердыне. После восхождения на престол Романовых в 1613 г. территория внутри Кремля начинает застраиваться особенно активно. Рядом с колокольней Ивана Великого появляется Успенская звонница с Филаретовой пристройкой, Теремной и Потешный дворцы, Патриаршие палаты и собор Двенадцати Апостолов. В XVII в. башни Кремля обретают ярусные и шатровые завершения, становятся такими, какими мы знаем их сегодня. Никольская башня в начале XIX в. частично приобретает неоготический облик. При Петре I возводится здание Арсенала (Цейхгауза).
В 1712 г. столица России была перенесена в Санкт-Петербург. Столичный статус был возвращен Москве в 1918 г., уже при советской власти. Соответственно, два века в Кремле строилось крайне мало, а сносилось, напротив, много. При Елизавете Петровне в 1743-1750-х гг. Великокняжеский дворец, построенный в XVI в., лишился нескольких парадных палат. Правда, был возведен небольшой Зимний дворец по проекту В. Растрелли. В 1768 г. началось строительство нового Кремлевского дворца по проекту В. И. Баженова, для чего был разобран даже кусок Кремлёвской стены, но по приказу Екатерины II в 1775 г. строительство было остановлено, а стена восстановлена. В начале XIX в. потери Кремля продолжились: под снос пошли Гербовые ворота, Сретенский собор, часть Потешного дворца, несколько храмов Вознесенского монастыря, а также комплексы Хлебного дворца, Цареборисова двора Троицкого подворья, некоторые церкви. Огромный урон Кремль претерпел во время Отечественной войны 1812 г. Наполеон Бонапарт, квартировавший в Кремле, во время пожара бежавший из него в панике, впав в нее при виде горевшей Москвы, приказал при отступлении ни много ни мало взорвать Кремль. Полностью это, к счастью, не получилось, но были взорваны Арсенал, Водовзводная, Петровская и Первая Безымянная башни, почти разрушены Угловая Арсенальная башня и пристройки к колокольне Ивана Великого, значительные повреждения были нанесены и зданию Сената.
Уничтоженные или разрушенные здания восстанавливались, реставрировались, реконструировались. Из новых построек самой значительной был Большой Кремлевский дворец и его крыло — Оружейная палата по превосходным проектам К. А. Тона. Но ради их претворения в жизнь также пришлось пожертвовать частью старинных построек. А самый большой урон архитектура Кремля понесла в первые годы советской власти, когда здесь расположилось правительство. Просто арифметика: в начале XX в. на территории Кремля было 54 значимых в художественном отношении объекта, из них осталось 26. Из 28 канувших в небытие зданий 17 были церквями. В 1922 г. из соборов Московского Кремля было изъято более 300 пудов серебра и 2 пуда золота, более 1000 драгоценных камней. В 1929-1932 гг. были подчистую снесены Чудов и Вознесенский монастыри, Малый Николаевский дворец.
Отдельное достояние Кремля — сокровища, хранящиеся в Оружейной палате, получившей официальный статус музея в 1806 г. Это собрание, включающее в себя ценности, принадлежащие государству, начал создавать еще Пётр I. В залах Оружейной палаты располагается также постоянно действующая выставка Алмазного фонда, где представлены имеющие огромную художественную ценность произведения ювелирного искусства, уникальные драгоценные камни, самородки благородных металлов и т. д. В 1960 г. Оружейная палата и соборы Кремля были выведены из подчинения Комендатуре Кремля и переданы вновь созданному подразделению Министерства культуры СССР «Государственные музеи Московского Кремля», в 1991 г. реорганизованному в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».

Московский Кремль в XII-XVIII веке на карте

 

Московский Кремль в XXI веке на карте


Общая информация

Историческая крепость в Москве, относящаяся в основном к XV в., функционирующая в наши дни как центр государственной власти в России и историко-культурный комплекс.
С 1990 г. совместно с Красной площадью — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
С 1955 г. Кремль открыт для туристов.

Организации, представленные на территории Кремля

Большой Кремлевский дворец — место проведения официальных церемоний. Резиденция президента России. Государственный Кремлевский дворец (б. Дворец съездов) — место проведения различных мероприятий и представлений. Русская Православная Церковь, использующая для служб в определенные дни церковного календаря Архангельский, Благовещенский и Успенский соборы, а также Ризоположенскую церковь.
Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».
Аэропорты Москвы: Внуково, Домодедово, Шереметьево (международные).

Цифры

Площадь: 27,7 га (0,277 км2).
Количество башен: 20.
Количество ворот: 4.
Самая высокая башня: Троицкая (79,3 м).
Общая протяженность стен: 2235 м.
Высота стен: от 5 до 19 м.
Толщина стен: от 3,5 до 6,5 м.
Количество зубцов стены: 1045.
Самая высокая точка: Кремлевский (Боровицкий) холм — до 145 м над у. м. (на Соборной площади).

Климат и погода

Умеренный континентальный.
Средняя температура января: -6°С.
Средняя температура июля: +19°С.
Среднегодовое количество осадков: 708 мм.

Экономика

Туризм.

Достопримечательности

■ Кремлевская стена (XV в.).

Башни

Тайницкая (Свиблова) (1485 г.), Первая Безымянная (1480-е гг.), Вторая Безымянная (1480-е гг.), Петровская (Угрешская) (1480-е гг.), Москворецкая (Беклемишевская) (1488 г.), Водовзводная (1488 г.), Благовещенская (Петровская) (1487-1488 гг.), Боровицкая (Предтеченская) (1490 г.), Константино-Еленинская (Тимофеевская) (1490 г.), Спасская (Фроловская) (1491 г.), Никольская (1491 г.), Сенатская (1491 г.), Угловая Арсенальная (Собакина) (1492 г), Троицкая (1495 г.), Оружейная (Конюшенная) (1493-1495 гг.), Средняя Арсенальная (Граненая) (1493-1495 гг.), Набатная (1495 г.), Комендантская (Колымажная) (1495 г.), Кутафья (1516 г.), Царская (1680-е гг.).

Храмы

Cоборы — Успенский (1475-1479 гг.), Благовещенский (1485-1489 гг.), Архангельский (1505-1508 гг.), Двенадцати Апостолов (последняя реконструкция — 1680 г.; входит в комплекс Патриарших палат, 1653-1655 гг.), колокольня Ивана Великого (1500-1508, 1600 гг., последняя реконструкция колокольни — 1895-1897 гг.), Ризоположенская церковь (Положения Ризы Божией (1485 г.).

Большой Кремлевский дворец (1838-1849 гг.)

В состав комплекса дворца включены также Оружейная палата (1851 г.) и сооружения XVI-XVII вв.: Грановитая палата (1487-1491 гг.), Теремной дворец (1636 г.), Золотая Царицына палата (XVI в.) и дворцовые церкви, включая древнейшее из сохранившихся до настоящего времени здание Москвы — церковь Рождества Богородицы на Сенях (1393 г.).

Другие здания

Потешный дворец (1652 г.-XIX в.), Арсенал (Цейхгауз) (1736 г., восстановлен в 1816-1828 гг.), Сенатский дворец (1787 г.) — резиденция президента Российской Федерации, Государственный Кремлевский дворец (Дворец съездов) (1961 г.).

Площади

Внутри Кремлевской стены — Ивановская, Соборная, Сенатская, Дворцовая.

Музейные экспозиции

Оружейная палата (древние государственные регалии, парадная царская одежда и коронационное платье, облачения иерархов Русской Православной Церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров, западноевропейское художественное серебро, памятники оружейного искусства, собрание экипажей, предметы парадного конского убранства); постоянно действующая выставка Государственного Алмазного фонда; в Архангельском соборе — экспозиция «Вознесенский монастырь Московского Кремля», в Благовещенском соборе — экспозиция «Клады и древности Московского Кремля», Патриаршие палаты — экспозиция, посвященная русской культуре XVII в., в колокольне Ивана Великого — экспозиция «История архитектуры Московского Кремля», в Ризоположенской церкви - небольшая экспозиция деревянной скульптуры.

Памятники русского литейного искусства

Царь-колокол (1735 г.), Царь-пушка (1586 г.).
 
Александровский сад вдоль западной стены (над текущей в коллекторе под землей рекой Неглинной).

Любопытные факты

■ В Кремле стоят пушка, которая никогда не стреляла, и колокол, который никогда не звонил. Бронзовая пушка, отлитая в 1586 г. мастером Андреем Чоховым, украшена поясами художественных рельефов, и это, в общем-то, не совсем пушка, а бомбарда — стенобитное орудие. Так совпало, что к тому времени, когда она была изготовлена, бомбарды в военном деле вышли из употребления. Царь-пушка внесена в Книгу рекордов Гиннесса как самое большое в мире по калибру (890 мм) артиллерийское орудие. В 1980 г. пушка была обследована, и выяснилось, что как минимум один раз из нее все же стреляли, при испытаниях. Царь-колокол отлили в XVIII в. мастера Иван и Михаил Моторины. Он украшен отменной работы рельефом. Но в 1737 г. от него откололся большой кусок. Распространенная версия этого происшествия утверждает, что все случилось во время пожара, когда рабочие стали заливать раскаленный колокол, находящийся в земляной яме на Ивановской площади, водой. Однако современные исследования показали, что это маловероятно, скорее всего, произошла какая-то технологическая ошибка при выплавке колокола.
■ Двуглавые российские геральдические орлы появились на верхушках шатров Спасской, Никольской, Троицкой и Боровицкой башен в XVII в. Ленин высказывал мысль о необходимости снять их, но тем не менее символы императорской власти оставались на своих местах до 1930-х гг., что запечатлено в кинохронике. В 1935 г. появилась первая пятиконечная звезда на Спасской башне, затем — на Никольской, Троицкой, Боровицкой и в 1937 г. — на Водовзводной башне. Сначала звезды были из самоцветов, затем камни заменили рубиновым стеклом (с подсветкой). Автор эскиза звезд — академик Ф. Ф. Федоровский, главный художник Большого театра в то время. Звезда, в 1935-1937 гг. венчавшая Спасскую башню, была установлена на шпиле Северного речного вокзала.
■ Среди легенд о кладах Кремля самая «громкая», время от времени будоражащая общественность, это история о спрятанной в подземельях под Тайницкой башней библиотеке Ивана Грозного, которому она досталась от деда — Ивана III, а тому — от второй жены Софьи Палеолог, племянницы византийского императора. Поиски этого собрания пергаментов, по слухам, начались при царевне Софье Алексеевне, в 1682-1689 гг. правительнице-регенте при несовершеннолетних братьях Иване V и Петре I. Якобы тогда был обнаружен подземный ход в палаты, где находились сундуки с книгами. С тех пор ни книг, ни этого хода никто не видел. Совсем уж мистически настроенные граждане верят даже в то, что библиотеку охраняет дух самого Грозного, явившийся Николаю II перед коронацией и предсказавший падение дома Романовых. Основных возражений по поводу существования библиотеки два: крайне сомнительно, чтобы византийцы могли отдать такую ценность царевне «в приданое». Если же допустить, что все так и было, скорее всего, книги давным-давно изъяты из тайника и разошлись по музеям и частным коллекциям.
■ После возведения в 1600 г. надстройки колокольня Ивана Великого достигла 81 м. и была самым высоким сооружением в России еще сто лет, благодаря чему выполняла и роль дозорной башни. Москва и окрестности с этой высоты просматриваются на расстояние до 30 км. Разговорное выражение «во всю Ивановскую» имеет прямое отношение к этой колокольне. Все указы государевы дьяки оглашали на площади перед колокольней, соответственно подбирались для этого те, кто обладал звучным, раскатистым, далеко слышным голосом.
■ Не все здания в Кремле ЮНЕСКО признает памятниками архитектуры. Бывший Дворец съездов — из этой категории. Каким был и демонтированный в 2015 г. 14-й корпус Кремля — административное здание, построенное в 1932-1934 гг. на месте Чудова и Вознесенского монастырей и Малого Николаевского дворца. Существуют планы реконструкции снесенных при возведении корпуса исторических построек, а пока за культурный слой на этом участке Ивановской площади взялись археологи, которые обоснованно предполагают, что здесь их ждет немало интереснейших находок.
■ 25 февраля 2016 г. в Оружейной палате Музеям Московского Кремля была передана Викторианская цепь Николая II из Королевской коллекции Виндзоров. Ее подлинность была установлена благодаря случаю: при подготовке выставки «Рыцарские ордена Европы» в 2015 г. Цепь на выставку представил историк и искусствовед, профессор МГУ, академик Российской академии художеств и коллекционер Андрей Хазин. Музейные специалисты Кремля, увидев ее, ахнули: было известно, что в 1922 г. из Оружейной палаты цепь была отправлена в Гохран, а дальше след ее теряется. Предполагалось, что она, как многие ценности Российской империи, была продана на Запад. Наши искусствоведы связались с английскими коллегами, и те подтвердили: да, та самая цепь, никаких сомнений. Хазин официально обратился к королеве Елизавете II с предложением принять цепь. Так положено: рыцарская награда после смерти ее кавалера должна быть возвращена государству, наградившему его. Королева решила передать цепь Музеям Московского Кремля на условиях долгосрочной аренды.

11
0
8 638
Albert
Россия

Предыдущие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх