Замоскворечье — Москва

Замоскворечье — Москва

Исторический район Москвы

Историческая мета осталась в топониме «Большая Ордынка» — это самая протяженная улица Замоскворечья. Первые дома появились здесь, предположительно, в XIII в. Относительно XIV в. у археологов уже сомнений в этом плане нет, что подтверждает и первое летописное письменное упоминание еще не о Замоскворечье — о Заречье — в 1365 г. Речь в документе идет о пожарах в тамошних монастырских селах и боярских посадах. Самый сокрушительный для Замоскворечья, как и для Кремля, пожар случился, как мы уже знаем, в 1493 г. После чего на низинной земле за Москвой-рекой был разбит Государев сад и появились три Садовые (Садовнические) слободы. Первые же сады в этих местах появились еще при Дмитрии Донском. Отряд псковских пищальников обосновался здесь в 1535 г., стрелецкие слободы появились при Иване Грозном. Военная тактика в XVI в. базировалась во многом на «гуляй-городах» — больших телегах, прикрытых щитами. Эти мобильные крепости позволяли стрелять из луков, будучи защищенными. У крымского хана Казы-Гирея, наступавшего на Москву в 1591 г., средств противостоять им не было.
Историю Замоскворечья, как и всей Москвы, можно начинать познавать по названиям государевых слобод, сохранившимся в названиях его улиц и переулков. Кадашёво (Кадашевскую слободу) населяли кадаши — бондари, изготовлявшие бочки и кадушки, здесь же жили и хамовники — ткачи. (В XIV в. льняное полотно называлось «хам».) Затем хамовная мануфактура был преобразована в Монетный двор, от которого остался Старомонетный переулок. Кузнечная слобода — это улица Новокузнецкая и переулки окрест. Со слободами Овчинной, Кожевнической и Казачьей все понятно. Толмачи — слобода, где жили переводчики, необходимые для контактов с ордынцами. И так далее. На юге Замоскворечья образовалась Татарская слобода, где обосновались татары-торговцы. Как было принято, улицы получали названия и по церквям. Так, Пятницкая улица — от церкви Параскевы Пятницы, стоявшей на месте нынешнего вестибюля метро «Новокузнецкая», Софийская набережная — от церкви Софии Премудрости Божьей, якиманские улицы и переулки — от придела Иоакима и Анны церкви Благовещения, возведенной в 1493 г., снесенной в 1969 г. Такие названия улиц, как Большая Полянка, Озерковская набережная, улица Лужнецкая (Бахрушина), «докладывают» о рельефе и природной среде Заречья-Замоскворечья.
Слободской народ был благочестив, и церкви возводил буквально в каждом переулке. Сейчас при указании на время их возведения говорится в основном o XVII-XIX вв., но эти храмы стоят, как правило, на месте сгоревших своих более древних деревянных предшественников. Пожары уничтожали строения Замоскворечья практически подчистую и после 1493 г., особенно жесток был пожар в начале XVII в., во время польской интервенции. После 1612 г. Замоскворечье начинает «каменеть».
Постепенно-постепенно старшины слобод обретали доходы, которые можно было пустить «в дело». Земля в Замоскворечье стоила недорого, и здесь охотно строили свои мануфактуры и добротные жилые дома купцы не только из местных старожилов. Так Замоскворечье обрело свою особую атмосферу — «купеческую», как принято ее чаще всего характеризовать, хотя, конечно, здесь селились не только купцы и мещане, строились и «дворянские гнезда». Любила и ценила по-своему эти места интеллигенция, особенно живописцы. С середины XIX в. Замоскворечье обретает новый облик фабричной стороны. Все первые московские солидные капиталы наживались здесь, хотя хранить их новоявленные богачи-предприниматели предпочитали главным образом в надежных банках Белого города.
Топоним «Замоскворечье» включает в себя две части: до Садового кольца и за ним. Самая древняя часть относится к Земляному городу. Начинается она с правого берега излучины Москвы-реки, «напротив Кремля», условно говоря. С юга ограничена улицами Садового кольца — Крымский Вал, Житная, Валовая и Зацепский Вал. (Территория Замоскворечья за Садовым кольцом вошла в состав Москвы в XVIII в.) Основные улицы Замоскворечья выходят к дорогам, ведущим к Серпухову, Калуге и далее на юг.

Остров

Часть Замоскворечья, имеющая общую с ним историю, в то же время чисто топографически существует автономно от него. Теперь она зовется безлико — Остров, а раньше эта вытянутая часть суши на Москве-реке имела более выразительные названия.
Болотный остров, потому что места тут были болотистые. Балчуг (от татарского «балчык» — грязь), опять же по причине глинистой, болотистой почвы, а также Садовники и даже Кремлёвский остров, последнее уже исключительно у снобов из дворян. Как таковой остров появился в 1783-1786 гг., когда на месте старицы (старого русла) Москвы-реки был прорыт Водоотводный (Обводной) канал, естественно, снабженный мостами (сейчас их 11). Необходимость этого гидротехнического сооружения была самой что ни на есть насущной. Замоскворечье часто страдало от наводнений, порой затапливавших первые этажи домов. Тем не менее опасность затоплений сохранялась вплоть до введения в эксплуатацию канала имени Москвы в 1938 г.
И все же с появлением канала остров получил возможность стать городской структурой. Притом чрезвычайно интересной. Наряду с солидными особняками, украсившими набережные Острова, он сложился как своего рода экспозиция конструктивизма и промышленной архитектуры под открытым небом. Здесь стоит знаменитый Дом на Набережной (Дом Правительства), который планировалось сделать красного цвета — как Кремль, но что-то, очевидно, «пошло не так», и он — угрюмо-серый. В массиве 12-этажного здания 505 квартир, к ним примыкали клуб ВЦИК им. Рыкова (ныне Театр эстрады), кинотеатр «Ударник» (ныне развлекательный центр), спортзал, универмаг, детский сад и ясли, располагавшиеся на крыше, разные бытовые службы. В столовой жители дома по талонам получали бесплатные обеды и пайки, и потому кухни во всех квартирах были маленькими, а вся мебель — казенной, с инвентарными номерами. Словом, было создано все для людей твердых коммунистических убеждений. Но немало здешних жильцов за малейшие отклонения от этих убеждений или только по подозрению в таких отклонениях уезжали отсюда в «черных воронках» НКВД, о чем можно узнать в музее дома, прочитать в романе Юрия Трифонова «Дом на набережной».
На Острове до сих пор работает тепло-станция ГЭС-1 (Центральная электрическая станция «Общества электрического освещения 1886 года»), «Трамвайная электростанция» ГЭС-2 готовится к реконструкции и превращению в арт-объект «Музей будущего». С закрытием кондитерской фабрики «Красный Октябрь» ее краснокирпичные корпуса были переоборудованы в офисный и арт-центр.
Самое памятное историческое событие, произошедшее на Острове, — казнь Емельяна Пугачева 10 (21) января 1775 г. на Болотной площади при большом стечении народа. Сначала ему отрубили голову, а потом уже тело его четвертовали, что было со стороны Екатерины II, как писали историки того времени, «милостью»: обычно государственных преступников сначала четвертовали. Рассказывали, что перед смертью Пугачев просил прощения у православных и, оборачиваясь на все видные с площади замоскворецкие храмы, крестился.
Кулачные бои устраивали на всех народных гуляниях в Москве, но на Болотной собирались лучшие мастера этого вида единоборства. Самым опасным был бой «сцеплялка»: побил одного противника — переходи к следующему. В конце концов начиналась свалка, которую разгоняли. Дрались также «стенка на стенку», меняя бойцов, пока одна из «стенок» не возьмет верх. «Гвоздем программы» были бои «сам на сам», в которых сходились, в наших понятиях, чемпионы Москвы по «кулачкам», имена которых знали все. При этом велся подсчет количества ударов и отмечалась степень их меткости.
Самым популярным видом отдыха на Острове было пребывание в банях, которых здесь имелось несколько, благо кругом вода. А где бани, там и кабаки, и пивные, которых на Острове было тоже немало.

Островский

В Москве говорят о Замоскворечье так: «Без него не поймешь Москвы». А еще называют «шкатулкой Москвы». Такой, в которой хранятся ценные реликвии времен минувших.
Лучше уроженца Замоскворечья драматурга А.Н. Островского, исследовавшего всей мощью своего таланта его обычаи и традиции, нравы и образ мыслей, архетипы, бытовые устои — все, чем была наполнена жизнь в Замоскворечье от великого до смешного, обо всем этом не скажешь. А он писал так: «У нас никогда по моде не одеваются, это даже считается неблагопристойным. Мода — постоянный неистощимый предмет насмешек, а солидные люди при виде человека, одетого в современный костюм, покачивают головой с улыбкой сожаления; это значит: человек потерянный. Будь лучше пьяница, да не одевайся по моде»; «Здесь ложатся спать в девятом часу, и в девять часов нет никого, кроме собак. Извозчика и не ищите».
Это, конечно же, лишь легкая зарисовка патриархальной атмосферы Замоскворечья XIX в. У того же Островского в его пьесах, драмах и комедиях о жизни главным образом купцов (но не только, у него действуют также дворяне и чиновники и не только в Москве) персонажи имеют сильные, яркие характеры и острый ум, их речь — сочная, поступки — решительные и часто предельно рациональные. Недаром эти пьесы и поныне не сходят со сцены, и даже в лаконичной стилистике современного авангардного театра образы и драматические коллизии Островского не теряют своей животрепещущей актуальности.
Островский, по большому счету, не выдумывал своих героев, они очень похожи на реальных людей. Лучший тут пример — братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы, торговцы, владельцы бумагопрядильных фабрик, «миллионщики». И меценаты. Павел Третьяков — создатель самого ценного сокровища Замоскворечья — Третьяковской художественной галереи, главное здание которой в Лаврушинском переулке и его экспозиции широко известны во всем мире. Собирал русские художественные ценности начиная с 1856 г. до самой своей смерти в 1898 г. Последние его слова были: «Берегите галерею и будьте здоровы». В Третьяковской галерее это завещание исполняется безукоризненно. Сегодня галерея называется Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея», образовано оно в 1986 г. В него кроме собрания в Лаврушинском переулке входят Музей-храм Святителя Николая в Толмачах, Третьяковская галерея на Крымском Валу, в других районах города — Музей-мастерская А. С. Голубкиной, Дом-музей В.М. Васнецова, Музей-квартира А.М. Васнецова, Дом-музей П.Д. Корина. Строится новый корпус галереи на Кадашевской набережной, его открытие запланировано на 2018 г. А.А. Бахрушин, создатель Театрального музея, также был купцом и меценатом.
Замоскворечье, как и все старинные районы, не очень плотно заселено, хотя новые дома строятся, особенно в районе набережных. Но днем здесь бывает многолюдно. Потому что на каждой улице есть чем полюбоваться. Совершенными пропорциями многочисленных церквей со стройными колокольнями в стиле русского барокко, большинство из которых были возвращены верующим после десятилетий, когда они использовались как склады и мелкие предприятия. Усадебными домами и купеческими особняками не столь парадного вида, как по другую сторону Москвы-реки, но дышащими уютным, чисто русским пониманием «сладкой жизни». Маленькими двориками, словно законсервированными с XIX в.
А лучшее и наиболее известное воплощение русского духа в Замоскворечье — сказочного облика дом купца Игумнова на Большой Якиманке, в котором с 1938 г. живет дух галльский (сейчас это резиденция посла Франции). Внутрь попасть нельзя, но полюбоваться (лучше с другой стороны улицы) — вполне. Особняк был построен в 1895 г., выдержан строго в традициях древней ярославской архитектуры ярославским архитектором H. И. Поздеевым, украшен великолепными изразцами, изготовленными на заводе М. С. Кузнецова.

Замоскворечье на карте Москвы


Общая информация

Исторический район в центре Москвы, в данном случае — та его часть, которая расположена на противоположной от Кремля стороне Москва-реки вплоть до Садового кольца.
Современное состояние: культурно-исторический, деловой и торговый район.
Время образования в составе Москвы: XIV в.
Современная административная принадлежность: Центральный административный округ Москвы.

Цифры

Длина основных «лучевых» улиц: Большая Ордынка — 1,73 км, Большая Якиманка — 1,2 км, Большая Полянка — 1,125 км, Пятницкая — 1,815 км (в целом до Садового кольца — чуть более 1 км), Новокузнецкая — 1,12 км.
Длина Острова: около 4,5 км, ширина в самом широком месте — около 400 м.

Экономика

Торговля, банковские и бизнес-услуги, туризм, транспорт (возможность снять теплоход для мероприятия на Москва-реке), телекоммуникации.

Достопримечательности

Памятники гражданской архитектуры

Палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной (XVII в.); здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке (знаменитый фасад в стиле русского историзма 1900-1903 гг. архитектора В. Н. Башкирова по рисункам художника В. М. Васнецова); особняк К. П. Бахрушина на Новокузнецкой улице (Прокуратура Москвы) (XVIII-XIX вв.); усадьба А. И. Долгова — И. П. Жемочкина (Институт Латинской Америки PAH) (XVIII-XIX вв., ограда 1882 г.); дом купца Игумнова на Большой Якиманке (русский историзм, 1895 г.); городская усадьба П. И. Харитоненко на Софийской набережной (резиденция посла Великобритании) (эклектика, модерн, 1893 г.); особняк Т. И. Коробкова на Пятницкой (эклектика, 1866 г., перестройка — модерн, 1894 г.); особняк Новиковых — Свешниковой на Большой Полянке (неоготика, 1907 г.); доходный дом М. Пайкерта (модерн, 1905 г.); «Дом на набережной» (конструктивизм, 1927-1931 гг.); особняки и доходные дома XIX — начала XX в. с фасадами в стиле модерн на всех улицах и в переулках.

Музеи

Третьяковская галерея — экспозиция в главном корпусе «Русская живопись XI — начала XX века»; парк искусств «Музеон» — крупнейший музей скульптуры под открытым небом в России; Театральный музей им. А. А. Бахрушина в его доме в стиле английской неоготики (основан в 1894 г.); музей-усадьба A. H. Островского; Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени; музей «Дом на набережной» и несколько мемориальных музеев-квартир в этом доме; Музей леса; Мемориальный музей св. Елизаветы Феодоровны в Марфо-Марьинской обители; Центр фотографии им. братьев Люмьер.

Памятники промышленной архитектуры

ГЭС-1 им. Смидовича на Раушской набережной (1897 г.), старейшая действующая тепловая электростанция России; ГЭС-2 на Болотной набережной (1907 г.); корпуса кондитерской фабрики «Красный Октябрь» (до 1917 г. — «Эйнемъ») (1889 г.); фабричные корпуса на Озерковской набережной (1908 г.), на Якиманской набережной (б. Голутвинская мануфактура в стиле промышленной псевдоготики, конец XIX в.) и другие подобные здания, ныне используемые как офисы, квартиры и мастерские в стиле лофт.

Ландшафтный парк с пешеходной зоной на Крымской набережной.

Культовые здания

Марфо-Марьинская обитель милосердия (1908-1912 гг.) с храмом Покрова; церкви: Воскресения Христова в Кадашах (XVII-XVIII вв.), святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (XVII в.), Успения Богородицы в Казачьей слободе (XVII в., колокольня XVIII-XIX вв.), Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках (XVII-XIX вв.), Николы в Толмачах (XVII в.), Иоанна Воина (1713 г.), святителя Николая в Заяицком (XVIII в.), Георгия Победоносца в Ендове (XVII в.), Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором (XVII-XVIII вв.), иконы Божьей Матери Всех скорбящих радость (XVIII в.), Климента, Папы Римского (XVIII в.), великомученицы Екатерины на Всполье (XVIII в.), Марона Пустынника (Благовещения) (XIX в.), собор Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческий) (1910 г.) и другие храмы; Московская историческая мечеть (основана в 1823 г.).

Любопытные факты

  • Марфо-Марьинскую женскую обитель милосердия на Большой Ордынке, освященную в 1912 г., основала великая княгиня Елизавета Фёдоровна после смерти от бомбы эсера Каляева ее мужа, великого князя Сергея Александровича Романова, московского генерал-губернатора, сына Александра II и брата Александра III. Обители принадлежит храм Покрова, возведенный по проекту А. В. Щусева в традициях древнерусской псковской архитектуры в сплаве со стилем московского модерна начала XX в. Фрески храма — работы М. В. Нестерова и П. Д. Корина. На территории обители действуют медицинские учреждения на благотворительной основе, в том числе центр «Милосердие», специализирующийся на оказании лечебно-реабилитационной помощи детям от трех лет, страдающим ДЦП.
  • Самый высокий в России (98 м) памятник Петру I работы 3. Церетели был открыт в 1997 г. на стрелке искусственного острова в месте слияния Москвы-реки и Обводного канала при мэре Ю. М. Лужкове. Еще на стадии проекта и строительства вокруг монумента кипели дискуссии. Противники памятника мало того, что отвергали его с эстетической точки зрения, их коробило то, что сначала это был памятник Колумбу, который скульптор предлагал США и странам Латинской Америки к 500-летию открытия Нового Света (1992 г.). Хотя сторонники Церетели пытаются опровергнуть это обстоятельство, москвичи им не особенно верят, а памятник, по их мнению, является для Москвы «досадным недоразумением». Кстати говоря, «Колумбом Замоскворечья» называли А. Н. Островского его современники еще при его жизни.
  • ГЭС-1 на Раушской набережной и ГЭС-2 на Болотной набережной (рядом с бывшим кинотеатром «Ударник») в недалеком будущем ждут похожие судьбы. Разработаны проекты преобразования этих памятников промышленной архитектуры в центры современного искусства. Разумеется, не повторяющие, а дополняющие друг друга. На здание ГЭС-1 претендует ГМИИ им. А. С. Пушкина.
  • Коробки с самой дорогой шоколадной продукцией кондитерской фабрики «Эйнемъ» (впоследствии — «Красный Октябрь») отделывались шелком, бархатом, кожей. Над созданием дизайна упаковки, небольших рекламных плакатов и открыток для магазинов, торгующих продукцией фабрики, работали М. А. Врубель, Л. С. Бакст, И. Я. Билибин и А. Н. Бенуа.
  • Было бы даже странно, если бы такое уникальное здание, как дом Игумнова на Якиманке, не имел легенд. У него их много. По одной, Игумнов поселил в доме танцовщицу Любушку, но, уличив ее в измене, выкинул ее ухажера в окно, а неверную толкнул с такой силой, что, ударившись о лепнину головой, она умерла. Испугавшись, Игумнов замуровал ее тело в стене особняка, в какой именно — неизвестно. После чего, чтобы забыться, устроил бал в парадном зале, выложив пол золотыми червонцами. Получалось, что гости купца, танцуя, топтали императора, профиль которого был вычеканен на монетах. За это Николай II сослал Игумнова в его имение в Абхазии рядом с селом Абхалдзы, теперь входящим в черту Пицунды. Дальше — уже не легенды, а факты. В Абхазии деятельный Игумнов осушил болота, сажая эвкалипты и кипарисы, развел мандариновый сад, наладил большой скотный двор, на берегу моря построил рыбоконсервный завод, а себе любимому — небольшой дворец. И сегодня на снимках территории Абхазии из космоса различима кипарисовая аллея в виде буквы «И» — «Игумнов», значит. После 1917 Г. Николай Васильевич спокойно передал все свои владения государству, а сам работал в совхозе им. Ill Интернационала агрономом.
  • Особняк Новиковых на Большой Полянке описан в рассказе В. В. Вересаева «Проклятый дом» как «вычурно-красивый, угрюмо-пестрый», в одной из башен которого купец загубил собственную дочь. Девушка, по преданию, сбежала с итальянцем в Рим. Там отец нашел ее, беременную и брошенную. Привез в Москву и запер, держа на хлебе и воде. Она умерла с младенцем на руках. Купец после этого тяжело заболел и уехал за границу, где вскоре умер: по слухам, повесился. А еще раньше в подвале дома повесился один из подрядчиков, строивших дом, из-за финансового конфликта с купцом. Людская молва и с более ранних времен считала это место гнездом злых духов, ведь и построен-то особняк был на месте глубокого провала, в котором сгинул предыдущий дом. С 1918 г. в особняке располагались организации, связанные с детским творчеством: Дом пионеров и т. п. И козни злых духов прекратились... После реставрации в 2014 г. дом был передан Центру для музыкально одаренных детей Ю. Башмета, где будет также репетиционная база оркестра «Солисты Москвы». Пока Центр оборудован еще не полностью, но уже открыт.

6
0
3 814
avkristina
Россия

Предыдущие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх