Валаам (остров)
Духовный остров Ладожского озера
Конечно, очень хочется поверить в легенду о том, что еще на заре христианства святой апостол Андрей Первозванный, первый из учеников Иисуса Христа, дошел до «гор Валаамских», то есть до самого Валаамского архипелага на Ладожском озере, и установил здесь крест И дальнейшая история Валаамского монастыря изобилует загадками. Так, сама дата его основания неясна. По первой версии, житие святого Авраамия Ростовского свидетельствует, что монастырское братство существовало на этой земле уже в X в. И ссылка на новгородские летописи, в которых говорится о том, что в 1163-1164 гг. в Новгород были перенесены мощи святых основателей монастыря Сергия и Германа, кажется, подтверждает такую датировку. «В лето 1163. О архиепископе Иоанне. Поставиша Великому Новуграду архиепископа Иоанна Перваго, а преж были епископы. Того же лета обретены быша мощи и перенесены преподобных отец наших Сергия и Германа Валаамских, Новгородских чудотворцев при архиепископе Новгородском Иоанне»... Но согласно второй гипотезе, Сергий и Герман умерли в 1353 г. В любом случае монастырь был оплотом православия в карельских землях, его монахи поддерживали веру в местных племенах.
Поскольку за эти земли веками шло соперничество между русскими и скандинавами, вполне возможно представить, что православный монастырь на прекрасном архипелаге неоднократно прекращал свое существование и снова возрождался. Даже те даты, которые известны достоверно, это подтверждают — так, только в 1578 г. шведы убили более тридцати монахов. Теперь имена погибших иноков и послушников занесены в поминальные списки монастыря.
Вплоть до воцарения Петра I существование Валаамского монастыря находилось под постоянной угрозой — когда архипелаг переходил к Московскому царству, русские цари жаловали монастырю льготы и вклады, а в случае новых военных конфликтов шведы разоряли обитель и убивали монахов, В 1581 г. монастырь опустошила эпидемия чумы, сразу после которой случилось очередное шведское разорение.
После мира 1595 г. Валаам вернулся к Московскому царству, и боярин Борис Годунов донес царю Федору Иоанновичу «про нужу и терпенье Валаамского монастыря игумена Давида с братиею, что учинилось разоренье от свейских людей их монастырю». Указом царя в 1597 г. на средства из царской казны обитель была восстановлена и получила новые пожалования.
Но уже в 1611 г. настоятель и монахи погибли от рук шведов, а монастырь опять был полностью разрушен, с 1617 г. эти территории вновь отошли к Швеции. Почти столетие монастыря на архипелаге не было — восстановить его указал уже Петр I в 1715 г. несмотря на то, что уже отвоеванная у шведов территория официально не была закреплена за Россией (это произошло лишь в 1721 г. по договору между Россией и Швецией).
В XVIII в. обитель возрождалась, получая поддержку от российских монархов. Масштабное строительство началось после 1839 г., когда игуменом монастыря стал отец Дамаскин. Заложенный при нем Спасо-Преображенский собор был закончен уже при следующем игумене.
После распада Российской империи в 1917 г. Валаамский архипелаг вошел в состав получившей независимость Финляндии. После советско-финской войны 1939-1940 гг. монастырь был покинут монахами, и после Второй мировой войны эти территории перешли к СССР. Здания монастыря использовались в хозяйственных целях и разрушались. Реставрация началась только в 80-х гг. XX в. А в 1989 г. началось возрождение монастыря.
Поскольку за эти земли веками шло соперничество между русскими и скандинавами, вполне возможно представить, что православный монастырь на прекрасном архипелаге неоднократно прекращал свое существование и снова возрождался. Даже те даты, которые известны достоверно, это подтверждают — так, только в 1578 г. шведы убили более тридцати монахов. Теперь имена погибших иноков и послушников занесены в поминальные списки монастыря.
Вплоть до воцарения Петра I существование Валаамского монастыря находилось под постоянной угрозой — когда архипелаг переходил к Московскому царству, русские цари жаловали монастырю льготы и вклады, а в случае новых военных конфликтов шведы разоряли обитель и убивали монахов, В 1581 г. монастырь опустошила эпидемия чумы, сразу после которой случилось очередное шведское разорение.
После мира 1595 г. Валаам вернулся к Московскому царству, и боярин Борис Годунов донес царю Федору Иоанновичу «про нужу и терпенье Валаамского монастыря игумена Давида с братиею, что учинилось разоренье от свейских людей их монастырю». Указом царя в 1597 г. на средства из царской казны обитель была восстановлена и получила новые пожалования.
Но уже в 1611 г. настоятель и монахи погибли от рук шведов, а монастырь опять был полностью разрушен, с 1617 г. эти территории вновь отошли к Швеции. Почти столетие монастыря на архипелаге не было — восстановить его указал уже Петр I в 1715 г. несмотря на то, что уже отвоеванная у шведов территория официально не была закреплена за Россией (это произошло лишь в 1721 г. по договору между Россией и Швецией).
В XVIII в. обитель возрождалась, получая поддержку от российских монархов. Масштабное строительство началось после 1839 г., когда игуменом монастыря стал отец Дамаскин. Заложенный при нем Спасо-Преображенский собор был закончен уже при следующем игумене.
После распада Российской империи в 1917 г. Валаамский архипелаг вошел в состав получившей независимость Финляндии. После советско-финской войны 1939-1940 гг. монастырь был покинут монахами, и после Второй мировой войны эти территории перешли к СССР. Здания монастыря использовались в хозяйственных целях и разрушались. Реставрация началась только в 80-х гг. XX в. А в 1989 г. началось возрождение монастыря.
Хозяйственная деятельность на Валаамском архипелаге в советское время не способствовала сохранению монастырских зданий. Совхоз, дом-интернат для инвалидов войны и престарелых, специально ничего не разрушали, но и не сохраняли. Советские власти не признавали ансамбль монастыря памятником истории и культуры и под охрану государства его не брали.
Фрески Спасо-Преображенского собора стали осыпаться, в его нижней церкви было устроено овощехранилище, в алтаре Успенской церкви был открыт магазин. Каменные строения разбирались на кирпич — а этот кирпич, который монахи производили на месте, славился своим качеством. Деревянные постройки часто использовались на дрова. Случались и пожары.
В 1965 г. на острове Валаам был организован природный заказник, а в 1979 г. возник историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Тогда некоторым зданиям бывшего монастыря все-таки был придан статус памятников. Начались туристические экскурсии на Валаам, в планах местных властей было создание туристического центра, строительство нового поселка, аэродрома. Но конец советской власти означал начало возрождения Валаамского монастыря. В 1989 г. Совет министров Карелии передал в пользование Ленинградской епархии Спасо-Преображенский собор с внутренним каре и расположенные рядом скиты (кроме Воскресенского и Гефсиманского). Первые шесть монахов прибыли на остров Валаам. Началось восстановление монастыря и реставрационные работы. Были возобновлены службы в Спасо-Преображенском соборе (в нижнем храме во имя преподобных Сергия и Германа).
В 1990 г. Валаамский монастырь получил статус ставропигиального, то есть перешел в непосредственное ведение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Новые постановления властей Республики Карелии вернули монастырю храмовые и административно-хозяйственные здания. Сегодня в монастыре почти две сотни монахов и послушников, расширяется его хозяйственная деятельность. В 2005 г. над возрожденным монастырем с его колокольни впервые зазвучал 1000-пудовый колокол «Андрей Первозванный». А в 2009 г. в новом, Свято-Владимирском ските был открыт музей, посвященный Патриарху Алексею II, и церемония открытия была приурочена к 20-летию возрождения монашеской жизни на Валаамском архипелаге. Визит на Валаам в 2010 г. Предстоятеля Константинопольской церкви Вселенского патриарха Варфоломея подтвердил высокий статус возрожденной обители. Реставрационные и строительные работы на архипелаге продолжаются. Хотя не все еще восстановлено, да и туристам не позволяется бесконтрольно гулять по острову — возрожденный монастырь соблюдает строгий устав, — интерес к Валааму только возрастает «Светское», оставшееся от советских времен, население острова Валаам понемногу определяется с выбором — остаться жить на острове, подчиняясь правилам, принятым для православных, или переехать за счет монастыря в Сортавалу, где им предоставляют благоустроенные квартиры.
Паломничество на Валаамский архипелаг с каждым годом становится все более активным. Красота природы Валаамского архипелага и православные святыни, восстановленные из руин и пепла, помогают человеку в этих местах будто «воспарить душой», очистить мысли и поддержать веру.
Фрески Спасо-Преображенского собора стали осыпаться, в его нижней церкви было устроено овощехранилище, в алтаре Успенской церкви был открыт магазин. Каменные строения разбирались на кирпич — а этот кирпич, который монахи производили на месте, славился своим качеством. Деревянные постройки часто использовались на дрова. Случались и пожары.
В 1965 г. на острове Валаам был организован природный заказник, а в 1979 г. возник историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Тогда некоторым зданиям бывшего монастыря все-таки был придан статус памятников. Начались туристические экскурсии на Валаам, в планах местных властей было создание туристического центра, строительство нового поселка, аэродрома. Но конец советской власти означал начало возрождения Валаамского монастыря. В 1989 г. Совет министров Карелии передал в пользование Ленинградской епархии Спасо-Преображенский собор с внутренним каре и расположенные рядом скиты (кроме Воскресенского и Гефсиманского). Первые шесть монахов прибыли на остров Валаам. Началось восстановление монастыря и реставрационные работы. Были возобновлены службы в Спасо-Преображенском соборе (в нижнем храме во имя преподобных Сергия и Германа).
В 1990 г. Валаамский монастырь получил статус ставропигиального, то есть перешел в непосредственное ведение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Новые постановления властей Республики Карелии вернули монастырю храмовые и административно-хозяйственные здания. Сегодня в монастыре почти две сотни монахов и послушников, расширяется его хозяйственная деятельность. В 2005 г. над возрожденным монастырем с его колокольни впервые зазвучал 1000-пудовый колокол «Андрей Первозванный». А в 2009 г. в новом, Свято-Владимирском ските был открыт музей, посвященный Патриарху Алексею II, и церемония открытия была приурочена к 20-летию возрождения монашеской жизни на Валаамском архипелаге. Визит на Валаам в 2010 г. Предстоятеля Константинопольской церкви Вселенского патриарха Варфоломея подтвердил высокий статус возрожденной обители. Реставрационные и строительные работы на архипелаге продолжаются. Хотя не все еще восстановлено, да и туристам не позволяется бесконтрольно гулять по острову — возрожденный монастырь соблюдает строгий устав, — интерес к Валааму только возрастает «Светское», оставшееся от советских времен, население острова Валаам понемногу определяется с выбором — остаться жить на острове, подчиняясь правилам, принятым для православных, или переехать за счет монастыря в Сортавалу, где им предоставляют благоустроенные квартиры.
Паломничество на Валаамский архипелаг с каждым годом становится все более активным. Красота природы Валаамского архипелага и православные святыни, восстановленные из руин и пепла, помогают человеку в этих местах будто «воспарить душой», очистить мысли и поддержать веру.
Общая информация
Валаамский архипелаг группа островов в северной части Ладожского озера, находится в Российской Федерации, в Сортавальском районе Республики Карелии; место расположения Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря, памятника русской истории и культуры.Крупнейший остров: Валаам.
Язык: русский.
Религия: православие.
Крупнейшая река: Иордан.
Крупнейшие озера: Сисяярви, Глухое.
Крупнейшие озера: Сисяярви, Глухое.
Цифры
Площадь: 36 км2.
Количество островов: более 50.
Население: 448 чел. (2010 г.).
Плотность населения: 12,4 чел./км2.
Население: 448 чел. (2010 г.).
Плотность населения: 12,4 чел./км2.
Расстояние до берега: 22 км.
Климат и погода
Переходный от морского к континентальному.Средняя температура июля: +17ºС, февраля: -8ºС.
Среднегодовое количество осадков: 380 мм.
Рыболовство.
Производство сувениров.
Садоводство и огородничество.
Экономика
Туризм.Рыболовство.
Производство сувениров.
Садоводство и огородничество.
Достопримечательности
■ Ансамбль Валаамского Спасо-Преображенского монастыря;■ Часовня во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих радости»;
■ Часовня Благовещения;
■ Спасо-Преображенский собор;
■ Надвратная церковь Петра и Павла;
■ Успенская церковь;
■ Святые ворота:
■ Гостиница;
■ Конюшенный и водопроводный дома;
■ Знаменская (Царская) часовня;
■ Скит Всех Святых (Белый);
■ Часовня во имя Крестных Страданий Спасителя;
■ Предтеченский скит;
■ Воскресенский (Красный) скит;
■ Гефсиманский (Желтый) скит;
■ Ильинский скит;
■ Вознесенская часовня;
■ Коневский скит;
■ Смоленский скит;
■ Игуменское кладбище;
■ Храм «Отцев в преподобии и постничестве просиявших»;
■ Часовня Святых Константина и Елены;
■ Никольский скит;
■ Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца;
■ Святоостровский скит;
■ Пещера преподобного Александра Свирского;
■ Скит во имя Святого Иоанна Предтечи;
■ Свято-Владимирский скит.
Любопытные факты
■ Одна из самых интересных легенд, связанных с Валаамом, — предание о шведском короле Магнусе. Если читать шведские хроники, этот монарх в 1374 г. утонул у берегов Норвегии. Однако в новгородских летописях того же времени говорится, что короля после кораблекрушения спасли православные монахи. В результате он принял постриг под именем Григория и написал завещание, обращенное к шведскому народу: жить отныне в мире с православными. На старом братском кладбище Валаамского монастыря находится могила, на которой написано: «Схимонах Григорий, шведский король Магнус» — и сохранилась древняя могильная плита.■ Согласно грамоте от 1507 г., великий князь Василий Иоаннович запретил бить зверей и рубить лес на Валаамском острове. Очень современный указ.
■ Валаамский монастырь неоднократно использовался как место ссылки. В 1572 г. царь Иван Грозный удалил в Валаамский монастырь на покаяние бывшего соловецкого игумена Паисия. обвинив того в клевете на митрополита Филиппа. Позже на покаяние был прислан Крутицкий архиепископ Варлаам. который участвовал в заговоре о пострижении в монахини бесплодной супруги Федора Иоанновича Ирины Годуновой.