Барака / Baraka (1992)
«Барака» - один из самых красивых документальных фильмов в истории кинематографа. В частности именно поэтому в 2008 году была проведена полная реставрация картины. Благодаря этому, фильм 1992 года выглядит так, словно был снят вчера. Качество изображения дает в полной мере возможность насладиться удивительными красотами природы, сказочной архитектурой и техническим прогрессом человечества. «Барака» снималась в 24 странах мира, а если попытаться сосчитать все локации, то их окажется куда больше сотни.
Кроме того, «Барака» не просто завораживающее зрелище для любителей путешествий или же фанатов виртуозного монтажа и выдающейся операторской работы, но и этакое философское эссе, заставляющее задуматься зрителя о разрушительной сущности человека и его месте в мире. Само же слово «барака» в переводе с арабского языка на русский означает «благословение», «благодать», «небесный дар», а в суфизме, и вовсе — «дыхание жизни».
Режиссером, оператором и одним из сценаристов этого необыкновенного фильма выступил Рон Фрике, до этого сотрудничавший с первооткрывателем подобного жанра кинематографа режиссёром Годфри Реджо над известной картиной «Кояанискатси». Скорее всего, не будь «Кояанискатси», где Фрике был оператором и одним из сценаристов, не было бы и «Бараки». И в какой-то степени «Бараку» можно назвать вторичной. Тем не менее, на мой взгляд, картины такого рода, где самое главное зависит от визуального изображения, должны и режиссироваться самими операторами. К тому же Рон Фрике для создания этого фильма чуть ли не сам мастерил специальную камеру и всевозможное программное обеспечение для съемок удивительных, растянутых по времени кадров. Кстати, совсем недавно Американское общество кинооператоров в честь своего 100-летия составило список из сотни самых знаковых для киноиндустрии фильмов, в котором оказалась именно «Барака».
Ко всему прочему нужно упомянуть и нашего с вами великого соотечественника, Дзигу Вертова и его документальную работу «Человек с киноаппаратом», которая весьма высоко ценится на западе и частенько входит в различные списки выдающихся фильмов, и, которая, безусловно, повлияла на творчество самого Годфри Реджо. Дзига Вертов и его брат, оператор Михаил Кауфман были одними из первых, кто в 20-е годы прошлого века пытался запечатлеть на пленку кинокамеры окружающую действительность без использования сценария, актеров и декораций – застать врасплох саму жизнь. Создать кино-симфонию.
У Рона Фрике получилось создать необычайно увлекательный фильм, несмотря на то, что в нем нет ни единого слова. Лишь музыка, да изображение. Причем то, как Фрике рифмует некоторые кадры друг с другом (например, работу заводов, конвейеров, птицефабрик с нескончаемой толпой пассажиров подземки или желтыми Нью-Йоркскими такси), заставляет прилипнуть к экрану на все полтора часа хронометража.