Киёмидзу-дэра
Храм чистой воды в Киото
С этой веранды, что сооружена над обрывом, открывается панорама окрестностей горы Отова. Некогда дикое место, где монах Энтин обнаружил священный водопад, теперь этот уголок ухоженного леса со всех сторон окруженный районами города Киото.
Буддийский храм Киёмидзу-дэра — один из самых почитаемых в Японии.
Храм построен к востоку от Киото, на месте водопада Отова, сверкающего на поросшем густым лесом склоне одноименной горы. Полное название храмового комплекса — Отован-сан Киёмидзу-дэра, или Храм чистой воды на горе Отова.
Еще в древние времена местные жители считали водопад чудотворным, а его воду — обладающей целебной силой. Киёмидзу-дэра не единственный храм горы Отова, но считается самым выдающимся.
История
Основание храма в VIII в. связывают с именем монаха Энтина. Легенда утверждает, что, погруженный в благочестивые размышления, Энтин блуждал по лесу, пока не наткнулся на ручей, и был поражен чистотой и свежестью его воды. Сочтя хорошую воду за указание свыше, монах отправился вверх по течению в поисках истока. А когда вышел на поляну, на которую опустился густой туман, то и обнаружил на ней водопад. Блуждания по склону горы утомили Энтина, и он заночевал прямо у водопада. Во сне ему было видение тысячерукой Каннон — верной подруги будды Амитабхи, почитаемой как богиня милосердия, всегда приходящая на помощь человеку в беде. Каннон повелела монаху поселиться рядом с водопадом и не оставлять его. Энтин не только выполнил ее волю, но еще и соорудил тут же небольшое бамбуковое святилище во славу богини.
Слава священного водопада росла, росло и число паломников. Требовался храм вместительнее бамбуковой хижины. Как и кем он был построен — неясно. Известно, что строительство велось на средства, выделенные из казны сёгуном Саканоуэ-но Тамурамаро (758-811 гг.). Согласно легенде, молитвы Энтина, обращенные к богине Каннон, излечили больную жену сёгуна, а ему помогли разгромить племя эдзо, постоянно угрожавшее безопасности страны с севера. В 798 г. благодарный Саканоуэ-но Тамурамаро повелел построить храм на горе Отова.
С самого начала своего существования Киёмидзу-дэра принадлежал кХоссо — старейшей школе японского буддизма. Со временем в храме сформировалось собственное религиозное мировоззрение — Кита-Хоссо, официально принятое храмом в 1965 г.
Первое письменное упоминание о храме относится к 811 г., когда храм Киёмидзу-дэра перешел под покровительство властей, да и впоследствии весьма почитался императорским домом.
За свою долгую историю храм пережил множество войн, нападений грабителей и пожаров. Когда Киёмидзу-дэра находился под управлением одного из крупнейших буддистских монастырей Кофуку-дзи, тот враждовал с монастырем Энряку-дзи. Вооруженные столкновения между ними происходили часто, сильнее всего Киёмидзу-дэра пострадал в 1165 г.: монахи Энряку-дзи сожгли главный храм и прочие постройки.
Лишь в 1633 г. часть храмовых построек восстановили по повелению сёгуна Токугавы Иэмицу — человека жестокого и скорого на расправу. Может быть, зловещая слава сёгуна так подействовала на строителей, но постройки оказались удивительно крепкими и сохранились до наших дней. Этому сопутствовало еще и то обстоятельство, что заново отстроенный храм больше ни разу не пережил разрушение.
У храма своеобразная планировка: он уступами спускается с вершины горы Отова, словно повторяя каскад священного водопада.
Перед входом на территорию храма находится коновязь в национальном стиле — одна из нескольких уцелевших построек того времени, потому считающаяся национальной реликвией. В прошлом конные паломники, прежде чем пройди и отдать дань уважения богине Каннон, оставляли здесь лошадей.
16-й храм
Комплекс Киёмидзу-дэра состоит из нескольких храмов, ворот, пагоды и прочих построек, в кажущемся беспорядке расставленных вокруг водопада. В реальности план храма — еще одна из моделей мира в представлении буддизма.
Согласно буддийским текстам, богиня Каннон обладает способностью принимать 33 образа для спасения людей. Поэтому число храмов, посвященных ей, — 33, в каждом установлен свой образ богини. Каждый храм имеет свой номер: Киёмидзу-дэра — 16-й по счету.
Чтобы попасть в храм, нужно пройти через ворота Ниомон с пугающего вида статуями. Четырехметровой высоты стражи ворот, или каменные воины, стоят по обе стороны Ниомон. Их появление в храме связывают с периодом увлечения японцев индийской мифологией, откуда и появились эти дэвы.
Прямо за воротами — трехъярусная пагода, одна из самых высоких в Японии. В алтаре пагоды установлена статуя Дайнити-Нёрай — «Будды Великое Сияющее Солнце», одного из пяти Будд Мудрости в буддизме Ваджраяны.
Рядом с пагодой — зал Сутр, представляющий собой здание для их хранения. Самое впечатляющее в нем — потолочная роспись, изображающая свернувшегося кольцами дракона.
Воплощенное в камне напоминание о вдохновителе и основателе монастыря — храм Кайсандо. В нем обитают духи горного отшельника Гёэй и монаха Энтина. Сёгун Саканоуэ-но Тамурамаро перевез сюда это здание из города Нагаока и подарил его комплексу Киёмидзу-дэра в ознаменование победы над племенами эдзо, или, как их презрительно именовали японцы, «жабами-варварами с Востока».
Восточнее храма Кайсандо высятся Центральные ворота комплекса под черной черепичной крышей, покоящейся на восьми колоннах. Утомленный ходьбой паломник может здесь выпить воды из родника в виде бронзового дракона.
И прямо за воротами — Хондо, главный храм комплекса. Его главный алтарь украшает изображение одиннадцатиликой и тысячерукой богини милосердия Каннон. Справа от нее — Бисямонтэн, один из семи богов удачи в синтоизме и один из четырех небесных царей в буддизме. Японцы верят, что Бисямонтэн хранит несметные богатства и способствует их приумножению. Паломники, мечтающие разбогатеть, осыпают его дарами. Слева от изображения Каннон — Дзидзо Босацу — божество-покровитель детей и путников. По преданию, обе фигурки вырезал монах Энтин, когда трудился над статуей Каннон.
К храму Хондо примыкает обширная терраса. На 8 м она выступает над обрывом на высоте 13 м, а держится на 139 столбах, скрепленных без единого гвоздя. В старину на террасе устраивали ритуальные танцы.
В наши дни сюда приходят, чтобы полюбоваться великолепной панорамой окрестностей. Терраса также была частью дворца в Нагаока. В 794 г. столицу перенесли в Киото, дворец переехал вслед за монархом и был подарен храму, как и Кайсандо. Над террасой — крыша необычных очертаний, покрытая дранкой из дерева хиноки (вид кипариса).
Восточнее Хондо расположен зал Будды Шакьямуни, или Сякадо, внешне довольно непримечательный. Но знатокам японской культуры он известен тем, что со времен эпохи Камакура (1185-1333 гг.) в нем сохранился алтарь Сякадо с тремя фигурами будд: милосердного будды Амитабхи, а также Никко ботхисатвы и Гэкко ботхисатвы — Будды солнечного света и Будды света лунного.
Главная святыня комплекса — каменная статуя богини Каннон — стоит в Сокровенном храме в центре зала в наполненном водой углублении.
Водопад, найденный монахом Энтином, заключен в три деревянные трубы и ниспадает тремя струями так, чтобы было удобно зачерпнуть священной воды, обретя покой и умиротворение. По преданию, водопад охраняет божество огня Фудо-мёо, чей безобразный вид отпугивает злых духов.
И в наши дни буддийские паломники, как и более десяти веков назад, все так же поднимаются вверх по склону горы Отова, чтобы помолиться у изваяния богини Каннон и припасть к одной из трех хрустальных струй священного ручья.
В 1994 г. храмовый комплекс был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Общая информация
Местонахождение: немного южнее центральной части острова Хонсю.
Административная принадлежность: район Хигасияма, город Киото, префектура Киото, регион Кансай.
Административная принадлежность: район Хигасияма, город Киото, префектура Киото, регион Кансай.
Построен: 778-798 гг.
Язык: японский.
Этнический состав: японцы.
Религия: буддизм.
Денежная единица: японская йена.
Аэропорт: международный Осака.
Аэропорт: международный Осака.
Цифры
Общая площадь: 0,17 км2.
Средняя высота над уровнем моря: 120 м.
Удаленность: 513 км к западу от Токио.
Удаленность: 513 км к западу от Токио.
Климат и погода
Субтропический муссонный.
Жаркое влажное лето (влияние восточноазиатских муссонов), холодная ветреная сухая зима, снегопады (влияние сибирских антициклонов).
Сезон дождей в июне-июле.
Тайфуны в сентябре-октябре.
Средняя температура января: +4,6°С.
Средняя температура июля: +26,8°С.
Среднегодовое количествово осадков: 1491 мм.
Среднегодовая относительная влажность: 65%.
Достопримечательности
Комплекс храма Киёмидзу-дэра (XIV-XVII вв.)
- Водопад Отова-но-таки
- Храмы Кайсандо, Хондо и Сокровенный
- Часовня Ста Дзидзо
- Зал Сутр
- Храмы Будды Шакьямуни (Сякадо), Джисуин
- Трехъярусная пагода
- Священные камни
- Ворота Ниомон и Центральные
- Терраса
- Коновязь
Любопытные факты
- Поданным на 2010 г.: 79,2% японцев исповедуют синтоизм и 66,8% — буддизм. Обе религии сосуществуют в японском менталитете вполне мирно, и поэтому храм храма Киёмидзу-дэра в равной степени для всех японцев является национальным достоянием.
- Богиню Каннон в других странах, где распространен буддизм, называют по-своему: в Китае — Гуаньинь, в Корее — Квансеым, во Вьетнаме — Куан Ам. В большинстве храмов, где есть ее изображение, она предстает с четырьмя, восемью или тысячью руками. Крайне редко (из-за технической сложности воплощения образа в камне и красками) встречаются изображения богини с 84 000 руками. Такое количество рук богине необходимо, чтобы одновременно прийти на помощь как можно большему количеству жаждущих участия. Найти их богине помогают глаза, изображенные на каждой ладони.
- В японском языке существует устойчивое выражение «спрыгнуть с террасы Киёмидзу-дэра», что означает «бесповоротно решиться на что-либо».
- Сёгун Токугава Иэмицу (1604-1651 гг.), по чьему повелению был восстановлен храм Киёмидзу-дэра, правил Японией с 1623 г. до самой своей смерти в 1651 г. Почти тридцатилетний период правления в годы, когда прочие сёгуны сменялись едва ли не ежегодно (отравленные, повешенные, утопленные или убитые во время мятежей), объяснялось суровостью, с которой Токугава Иэмицу пресекал любую попытку поднять оружие против него. Под страхом смерти он запретил самураям менять хозяев по собственному усмотрению, вырезал банды «свободных» самураев (разбойников с большой дороги), а у крестьян отобрал все, что могло бы походить на оружие. Инвентарь для работы в полях им выдавали по спискам. И даже ввел нечто вроде «прописки», повелев всем жителям страны явиться в ближайший монастырь и зарегистрироваться. Христианство, как «будоражащую умы» религию, он запретил. Японцам, находившимся в его правление за границей, закрыл въезд на родину, чтобы они не занесли «разлагающие» идеи.
- Старое предание рассказывает, что один из каменных стражей ворот Ниомон произносит первую букву санскритского алфавита — «ка», а другой — последнюю — «хам». То есть дикие дэвы, находясь в священном месте, постигли всеобъемлющее учение Будды.
- Легенду об основании монастыря рассказывают по-разному. Говорят, например, что когда монах Энтин обнаружил лесной ручей, то услышал внутренний голос: «Найди источник, прозрачные воды которого впадают в реку Ёдо». Когда же источник был найден, Энтин встретил буддийского отшельника Гёэя, находившегося здесь уже двести лет в молитвах богине Каннон. Старец вручил Энтину кусок дерева, в котором был заключен дух богини милосердия Каннон. Монах сообразил, что отшельник был одной из ипостасей богини Каннон, вернувшейся на небеса. Он вырезал изображение Каннон и поместил в построенную собственноручно бамбуковую хижину. Она и стала предшественницей храма.
- Храм Хондо — место хранения ритуальных табличек эма. Их преподносят храму паломники, вымаливающие у богини избавление от недуга и удачи в делах. Эма есть практически во всех храмах Японии, но собрание храма Хондо — уникальное. Пять табличек из коллекции объявлены правительством страны важной культурной ценностью и помещены в сокровищницу храма. В их числе — средневековые произведения искусства «Лошадь и обезьяна» и «Могучий рыцарь Асахина меряется силой с демоном». Самая крупная эма размерами 2,67x3,60 м — с изображением танцовщицы, окруженной зрителями.
- Воду из трех потоков водопада Отова зачерпывают чашкой, привязанной к длинному шесту. Принято считать, что один поток дарит долголетие, второй — успех в учебе, третий — счастье в любви. Пить из всех трех потоков в один визит японцы считают проявлением вопиющей жадности. Но даже они не могут объяснить, почему охранять воду доверено божеству огня.