Амстердам (город)
На фото старая церковь (Ауде-Керк) отличается удивительным по красоте светом, что струится внутрь помещения через многочисленные старинные витражи (иллюстрирующие заключение Мюнстерского мира 1648 г.) и отражается от белого камня надгробий, которых в храме несколько тысяч.
Город на каналах
Амстердам — самый большой город Королевства Нидерландов и его столица с 1814 г. Он находится в провинции Северная Голландия на западе страны, там, где расположены устья рек Амстел и Эй. Через Нордзе-канал Амстердам соединяется с Северным морем.
Амстердам вырос из маленькой рыбацкой деревушки, что стояла здесь с 1200 г. Ее жители построили несколько простых дамб-терпов, чтобы контролировать уровень речной воды, заливавшей окрестности. Постепенно образовались польдеры — осушенные земли.
В прошлом на территории нынешнего Ньюве-Зайде (Новой стороны) паслись коровы и овцы, а на месте нынешней Старой церкви — Ауде-Керк — стояла деревянная, с колоколенкой.
С течением времени сеть каналов разрослась, и на ней появился большой город. Поначалу все дома в Ауде-Зайде (Старой стороне) были деревянными, но после ужасающих Великих амстердамских пожаров 1421 и 1452 гг., уничтоживших почти весь город, власти наложили запрет на строительство домов из дерева. С тех давних времен сохранилось немного зданий, в том числе Ауде-Керк постройки начала XIV в. и Ньюве-Керк (Новая церковь) второй половины XIV в. — редкие в ту пору каменные строения. Агнитенкапел (часовня аббатства Св. Агнесы) — один из немногих уцелевших образцов готической часовни второй половины XV в. Самым старым жилым зданием города является дом Бейгенхоф №34, построенный еще в 1420 г.
За свою историю Амстердам побывал и столицей одной из крупнейших морских держав, и мировым финансовым центром. Сейчас его международное влияние заметно снизилось, но он остался весьма притягательным для туристов.
Старый город Амстердама делится на Ньюве-Зайде, или Новую сторону, — территорию на западе исторического центра, включающую полосу земли между каналом Сингел и улицами Домрак и Рокин, и Ауде-Зайде , или Старую сторону, — весь остальной старый город.
Синхел — один из первых прорытых концентрических каналов Амстердама, он отделяет средневековый центр города от относительно новых районов Западного и Центрального кольца каналов.
На территории Старого города находятся самые главные достопримечательности Амстердама. Ньюве-Зайде легко обнаружить уже издалека: над Новым городом высоко вздымаются неоготические шпили «Магна-плазы» — бывшего почтамта, колокольни Ньюве-Керк, или Новой церкви, на центральной площади Дам, скульптуры Королевского дворца и Старая церковь. Здесь же — район специфических развлечений для туристов, именуемый Кварталом красных фонарей, на канале Аудезайдс-Форбургвал, изначально прорытом перед крепостным валом, что служил защитой для Ауде-Зайде.
Голландцы весьма практично подходили к вопросу сноса старых построек, мало принимая во внимание их историческую ценность. Куда важнее были вопросы обороны от вооруженного врага и стихий в виде наводнений. Немалый урон городу нанесли многочисленные религиозные восстания XVI в., из-за которых здесь осталось всего несколько построек того периода. Например, дом № 1 на улице Зедайк — матросское общежитие постройки середины XVI в. Улица Зедайк своим изгибом повторяет направление дамбы XIII в., защищавшей деревушку Амстеледамме от вод залива Заудер-Зей.
Башня Монтельбансторен на канале Аудесханс построена в начале XVI в. как часть крепостных укреплений и в 1606 г. дополнена верхней частью в ренес-сансном стиле. Долгое время в башне размещалось управление водного хозяйства Амстердама, сегодня ее арендует фонд «Запретный сад», защищающий права мусульманских сексуальных меньшинств.
Ауде-Зайде (Старая сторона или Старый город)
Исторический центр Амстердама весь изрезан каналами и представляет собой небольшую территорию, ограниченную с северо-востока гаванью и железнодорожным вокзалом, с запада — каналом Синхел, а с юга и юго-востока — каналом Нойе Херенграхт.
Восточная часть исторического центра Амстердама, известная как Ауде-Зайде, она же Старая сторона или Старый город, в начале XV в. стала стремительно разрастаться в восточную сторону, и этот процесс продолжался вплоть до XVII в.
В самом центре Ауде-Зайде стоит ее главная достопримечательность — уже упомянутая Ауде-Керк. Ее потолочная позолота и оконные витражи чудом пережили иконоборчество 1578 г. В ней находятся гробницы знаменитых голландских адмиралов.
Самые старые из сохранившихся тут построек — Схрайерсторен и Зедайк: обе — части древних городских укреплений XIV-XV вв.
В то время значительную часть новоприбывшего населения города составляли португальские евреи, изгнанные из страны королевскими указами. Нынешний музей еврейской истории располагается в здании, объединившим четыре бывшие синагоги Амстердама.
В период золотого века Амстердама, пришедшегося на XVII в., Ауде-Зайде превратился в крупный торговый центр Европы. Суда поднимались сюда со стороны моря, и товары поступали из трюмов прямо на склады местных торговцев. Сохранилась застройка тех времен на площади Ньювмаркт. Сейчас здесь находится амстердамский Чайна-таун: поколения китайцев живут здесь уже более двухсот лет.
А стоящие неподалеку ворота Ваг, или ворота Св. Антония, — это, во-первых, важнейшее место — весовая, где производилось взвешивание поступивших морем грузов, во-вторых, тут казнили преступников, и, в-третьих, это единственные сохранившиеся в городе средневековые ворота.
На юго-западе Ауде-Зайде расположен Амстердамский университет, основанный в 1877 г. В часовне Агнитенкапел первоначально размещался предшественник университета — научное обществе «Атенеум Иллюстре», учрежденное в 1632 г. В наши дни здесь размещается Музей университета.
В районе Дамстрат находится Квартал красных фонарей. Местные жители именуют его Де Вальеттес, или Стены. Сколько времени существует портовый Амстердам, столько он и предлагал платное «женское общество» матросам, сошедшим на берег. Попытки кальвинистов запретить проституцию ни к чему не привели, и постепенно квартал превратился в особую достопримечательность города. В наше время матросов сменили туристы, а власти, кажется, махнули на квартал рукой.
И тут же неподалеку как его «естественное дополнение» — Музей гашиша и марихуаны: единственное на всю Европу учреждение подобной тематики.
Восточнее стоит Дом Ост-Индской компании: напоминание времени, когда Голландия была ведущей колониальной державой и «правила морями» наравне с Великобританией, Испанией и Португалией. В те времена это здание было одновременно и штаб-квартирой компании, и ее большим складом, буквально ломившимся от ценных пряностей, фарфора и шелка. Сегодня это здание является частью университета.
Особняк Триппенхейс поражает богато декорированным фасадом в стиле классицизм. И еще — совершенно неожиданной деталью: печными трубами, в очертаниях которых легко угадываются пушечные стволы. В XVII в. дом был построен для богатейшей семьи Трип-пов, занимавшихся торговлей оружием и, как говорят, сколотивших состояние на поставках орудий для пиратских кораблей в Карибском море. Сегодня в доме размещается Голландская академия.
Стоящая рядом Зайдекерк — первая кальвинистская церковь, появившаяся в городе после 1578 г. — удивительным образом соседствует с ультрасовременным домом Тео Босха «Пентагон» постройки 1980-х гг.
Огромную культурную ценность представляет собой экспозиция дома-музея Рембрандта, в котором выставлены сотни гравюр художника. Великий мастер жил и творил в этом доме с 1639 по 1656 г. А в Нидерландском морском музее собрана самая крупная в мире коллекция моделей судов.
Ньюве-Зайде (Новый город или Новая сторона)
Восточная часть исторического центра Амстердама именуется Ньюве-Зайде, или Новый город (Новая сторона). Там, где сегодня пролегает шумная торговая улица Ньювендайк, в далеком прошлом стояли первые защитные сооружения города.
Но в дальнейшем развитие города продолжилось в восточном направлении, а значительные территории Ньюве-Зайде оказались заброшенными. Здесь находилось много деревянных домов, и во время двух Великих пожаров в первую очередь выгорала эта часть Амстердама. Самое большое архитектурное сокровище тех времен, что сохранилось в районе после пожаров, — фрагменты церкви Ньюве-Керк постройки конца XIV в. Нынешнее здание церкви появилось в 1650-х гг. В ней под роскошной скульптурной крышкой находится саркофаг с прахом самого прославленного адмирала в голландской истории — Микеля Адриансона де Рюйтера (де Ритера) (1607-1676 гг.), чью жизнь голландцы считают образцом служения родине. Юнга с 11 лет, он, уже будучи капитаном, водил суда в Гренландию и Бразилию, прославился в боях с Испанией и Англией, не раз побеждал англичан, не теряя ни одного корабля, едва не захватил Лондон в 1667 г. и погиб в артиллерийской дуэли с адмиральским кораблем англичан.
Начиная с 1814 г. в Новой церкви проходили коронации всех голландских монархов. В наше время в здании Ньюве-Керк организован выставочный зал.
Чтобы вдохнуть новую жизнь в этот гибнущий район, был проложен новый канал Синхел, а на нем появились причалы, склады и дома богатых торговцев.
Интересно то, что Музей истории Амстердама находится именно здесь, а не в соседнем, куда более богатом историческими событиями (и просто более богатом) районе Ауде-Зайде. Музей обосновался в бывшем сиротском приюте, основанном еще в XVI в. А до этого тут находилось женское аббатство Синт-Люсьен. По соседству стоит один из немногих уцелевших после пожаров деревянных домов города — Бейгенхоф №34 — приют, в котором и сегодня проживают одинокие женщины.
Одна из самых оживленных и многоязычных улиц города — Калвер-страт — появилась на месте рынка, куда крестьяне из окрестных деревень еще в XV в. пригоняли на продажу домашний скот.
И неподалеку — Королевский дворец, изначально планировавшийся как ратуша. Строительство началось в 1648 г., после 80-летней изнурительной войны с Испанией. Это был первый опыт строительства столь большого здания в городе, что фактически стоит на воде, и для придания постройке устойчивости было вбито около 14 тыс. свай. И в наши дни королевская семья устраивает в нем приемы.
Южнее высится Национальный монумент — памятник голландцам, погибшим в годы Второй мировой войны. За четыре дня страна была оккупирована немцами, и до конца войны среди голландцев не было единства относительно того, как относиться к нацистской оккупации. Кто-то помогал партизанам и прятал евреев, кто-то поступал на службу к немцам. Памятник выполнен, как говорят архитекторы, в «прочувствованной манере», и его украшают два каменных льва — государственные символы Нидерландов.
Рядом с памятником — улица Нес, одна из старейших в городе, давний центр театральной жизни Амстердама.
В Ньюве-Зайде находится и один из самых известных городских мостов — Торенслаус, построенный в XVII в. на месте ворот большого шлюза и названный в память о тюремной башне, что стояла тут же.
Западное кольцо каналов
Золотым веком Амстердама считается XVII в. Во-первых, население города росло буквально на глазах. Во-вторых, город богател за счет зарубежной торговой деятельности Голландской Ост-Индской компании. В-третьих, было построено Кольцо каналов.
Вплоть до середины XVI в. Амстердам размещался в границах двух каналов — Синхела на западе и Кловенирсбюргвала на востоке. После периода восстаний и последовавшей за ними смены власти город начал стремительно расширяться. Городские власти стали обсуждать планы «Раскладки Амстердама», или его расширения. Четыре волны таких «раскладок» произошли в период между 1578 и 1665 гг.
В 1609 г. архитектор Хендрик де Кейсер разработал план строительства трех больших каналов, в 1664 г. его дополнил архитектор Даниэль Сталперт.
В 1612 г. к западу от канала Синхел начались работы по строительству Грахтенгордела, чье название переводится как Пояс каналов. Это район в центре Амстердама вдоль трех главных каналов города: Херенграхта, Кэй-зерсграхта и Принсенграхта. От канала Брауэрсграхт эти три русла изгибаются параллельно друг другу в юго-восточном направлении и впадают в Амстел.
В продолжение главным каналам были прорыты Новый Херенграхт, Новый Кэйзерсграхт и Новый Принсенграхт. От Ам-стела они постепенно изгибаются на север в направлении восточной гавани и Восточных островов. Таким образом, город приобрел те узнаваемые очертания полумесяца, сохранявшиеся вплоть до второй половины XIX в., когда было предпринято очередное расширение города.
В настоящее время Грахтенгордел представляет собой систему островов, мостов и кёрблоков, или «отборных кварталов»: городских усадеб с закрытыми внутренними садами. В районе Грахтенгордел до сих пор стоит много роскошных домов на каналах, живое свидетельство Золотого века — периода расцвета Амстердама в XVII в. Это были особняки преуспевающих торговцев: здания, от которых сегодня мало что осталось, представляли собой удивительное сочетание жилья (зачастую довольно скромного), склада товаров, магазина и торгового представительства, конторы по найму экипажей и отправке судов и, наконец, картинной галереи.
Один изтакихдомов постройки 1635 г. сегодня известен, как Дом Анны Франк: во время Второй мировой войны в нем два года прятались еврейские семьи, пока их не выдали нацистам. 13-летняя еврейская девочка Анна Франк начала вести дневник в 1942 г. В своем дневнике Анна подробно описывает убежище, поэтому организаторы музея смогли в точности воспроизвести его интерьер.
Несмотря на длительное расследование, личность доносчика так и не была установлена.
Одновременно с прокладкой каналов и строительством роскошных особняков архитекторы придумали, как использовать болотистую местность за каналами. Эти малопригодные для богатого жилья земли отдали под мастерские ремесленников, чья работа в черте города была запрещена, главным образом из-за угрозы пожара. Здесь появились множество каналов поменьше и сеть узких улочек. Они повторяли направления бывших тропинок и дренажных канав. Селившиеся здесь французские беженцы-гугеноты прозвали его Жарден, или Сад по-французски. В нидерландском языке это название со временем трансформировалось в Йордан. Поначалу тут было полно богаделен, теперь это квартал богемы и множества маленьких, но совсем не дешевых магазинов. Севернее находятся насыпные Западные острова, созданные в XVII в. для размещения складов.
Расположенная здесь церковь Вестеркерк известна безымянной могилой гения кисти — Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669 гг.), атакже самой высокой башней в городе (85 м). Ее нижний уровень выполнен из кирпича, а верхняя часть — главным образом из дерева, облицованного песчаником. Звон колоколов именно ее карильона слышала Анна Франк, когда писала свой дневник.
Сегодня Грахтенгордел — одна из главных туристических достопримечательностей Амстердама.
Центральное кольцо каналов
Второй по престижности район города опоясывает с юга и запада исторический центр и квартал Йордан — это Грахтенгордел, или Кольцо каналов постройки в основном XVII в. Главная здешняя достопримечательность — сами каналы Синхел, Херенграхт, Кэйзерсграхт и Принсенграхт, включенные в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Если канал Синхел изначально имел оборонительную функцию, три главных амстердамских канала — Херенграхт, Кэйзерсграхт и Принсенграхт — предназначались, главным образом, для жилищного строительства и с начала XVII в. постоянно удлинялись.
Это делалось по требованию богатых торговцев: жить в перенаселенном и промышленном городе вокруг Амстела их совсем не устраивало. Разбогатевшие на торговле с колониями Карибского моря, они хотели обосноваться подальше от этих беспокойных мест и скупали для постройки новых домов участки там, где впоследствии и прошли продолжения каналов.
1660-е гг. — время масштабного строительства роскошных зданий в районе канала Херенграхт, где поворот канала получил прозвище Золотая излучина. Атак как она находилась в стороне от Старого города, где действовали свои правила, то здесь дома вырастали просто огромные, с шириной фасада вдвое больше обычной. Здания украшены колоннами с массивными капителями в античном стиле. Богатство построек — по амстердамским понятиям — подчеркивает еще и тот факт, что они сложены из известняка: в отличие от местного глиняного кирпича, его приходилось доставлять издалека за баснословные деньги.
В числе достопримечательностей района — неоготическая церковь Крейтберг с запоминающимися остроконечными башенками и уникальным для храмов изображением сцены Непорочного зачатия. Во второй половине XIX в. эта церковь появилась на месте бывшей тайной часовни иезуитов. Религиозная терпимость горожан выразилась в том, что церковь даже сохранила прежнее название Франсискус-Ксавьериускерк — церковь Св. Франциска Ксаверия, одного из основателей ордена иезуитов.
Модернистское здание отеля «Америкэн» начала XX в. названо так в память о некогда стоявшей здесь гостинице, чей фасад был щедро украшен деревянными фигурами индейцев и панно с изображением прерий.
В этом же районе находится самая оживленная площадь города, место выступления уличных актеров — Лейдсепляйн, появившаяся на карте города еще в XVII в. Она унаследовала название от некогда стоявших тут ворот Лейдсепорт, через которые проходила торговая дорога на Лейден. Эта улица — известное место ночной жизни города, здесь масса кинотеатров с репертуаром «для взрослых», театров и концертных залов.
Например, зал «Де-Мелквег», или «Млечный путь», — перестроенное здание бывшего молокозавода, некогда популярное во всем мире пристанище хиппи, а в наши дни — известное место времяпрепровождения амстердамской молодежи. Это еще и место проведения знаменитого ежегодного фестиваля музыки и кино «Корни Амстердама».
Как и по всему городу, здесь встречаются довольно неожиданные сочетания: например, места молодежных тусовок запросто соседствуют с единственным в своем роде Музеем Библии, где представлены не только разнообразные издания Священного Писания, но и археологические находки из Египта и Ближнего Востока.
Довольно необычная архитектурная «биография» у солидно выглядящего Дворца юстиции. Это здание является результатом перестройки сиротского приюта, открытого еще в 1666 г. Здание оказалось весьма вместительным: в нем ютилась одновременно половина всех городских сироток — до 2 тыс. Когда их число показалось городским властям уж очень большим и накладным для бюджета Амстердама, они добились королевского указа на переселение сирот в другие города. А приют вскоре был перестроен.
Восточное кольцо каналов
Восточное кольцо каналов — район тихий, по сравнению с двумя другими. Здесь сосредоточены преимущественно жилые кварталы, в особенности вокруг площади Амстелфелд.
Этот район расположен к югу от Монтторен, или Монетной башни, что изначально являлась частью городских ворот, входивших в состав средневековых городских укреплений Амстердама. Ворота сгорели в 1618 г., и было решено восстановить только западную башню. В 1619-1620 гг. она была украшена восьмигранной надстройкой и шпилем с часами с четырьмя циферблатами. Затем в ней был установлен карильон, в последующие века дополненный еще несколькими колоколами. И теперь каждую субботу в течение часа карильонер башни дает небольшой концерт.
Еще в 1660-е гг. эта часть города стала разрастаться в сторону Амстела. Тогда же здесь был прокопан один из самых красивых каналов города — Регулирсхграхт, перекрытый семью мостами. Однако самый знаменитый из здешних мостов находится в стороне: мост Блаубрюг сооружен из чугуна и камня перед Всемирной выставкой 1883 г., за образец выбран мост Александра III в Париже, и весь он украшен скульптурами на морскую тему. К концу века он был в таком плохом состоянии, что его снесли и на том же месте поставили новый — почти такой же.
С ним может поспорить по оригинальности разве что мост Магере-Брюг: современный деревянный, построенный в XX в. как копия прежнего моста XVIII в. Из почти полутора тысяч амстердамских мостов этот — самый известный, а его название переводится как Тощий. Вероятнее всего, название происходит от его ажурной изящной конструкции. Мост построен из особо прочной древесины западноафриканского дерева лофира, или азобе. Раз в год, в день победы во Второй мировой войне, рядом с мостом проходит концерт, на котором
непременно присутствует королева Нидерландов. Механический привод к разводному устройству был установлен только в 1994 г.
Пожалуй, единственное исключение в этом тихом районе — площадь Рембрандтпляйн, в прошлом именовавшаяся Ботермаркт (Масляный рынок) в честь располагавшихся тут торговых рядов, продававших названный продукт. Сегодня тут — средоточие кафе и баров.
У некоторых из этих заведений — своя долгая история, как у кафе «Шиллер» или «Де Кроон», появившихся еще в XIX в., или у Амстелкерк — деревянного здания церкви, которую собирались впоследствии построить из камня, да так и не построили, церковь осталась деревянной.
Наиболее полное представление о жизни богатого амстердамского горожанина прошлых веков дает экспозиция Музея Виллет-Холтхаусен. Собственно, весь дом и есть музей породнившихся семей Виллетов и Холтхаусенов. Все они были страстными коллекционерами и буквально по самую крышу наполнили дом картинами, керамикой, изделиями из серебра и стекла. Впоследствии дом — вместе со всей обстановкой — перешел в собственность города, который его бережно сохранил.
Самый загадочный дом на Восточном кольце каналов — это Амстел 216: его стены покрыты надписями, нанесенными Конрадом ван Бенингеном в 1600-е гг. так и не разгаданными до сих пор.
И одна из ярчайших достопримечательностей Амстердама — здание театра Тушинского. Оно построено в 1921 г. по заказу Абрахама Ицека Тушинского, голландского бизнесмена еврейско-польского происхождения и обладает уникальным стилем, который определяется в справочниках как «ар-деко театра Тушинского». Внешние стены полностью покрыты глазурованной плиткой и украшены керамическими скульптурами и множеством чугунных деталей.
Музейный квартал
Ценность экспонатов Музейного квартала города не поддается точной оценке. Основу коллекций составили частные собрания торговцев — как приобретенные у выдающихся мастеров, так и вывезенные из колоний.
В январе 1795 г. французская армия вошла в Амстердам, и на месте Соединенных Провинций была создана вассальная Батавская республика, а столица перенесена из Гааги в Амстердам. В 1806 г. император Наполеон I упразднил Батавскую республику, учредил Голландское королевство, а на трон посадил своего брата Людовика. Именно ему город обязан одним из самых значительных преобразований: монарх основал в Амстердаме Королевский институт науки, литературы и изящных искусств, а также заложил основы будущего Рейксмузеума, передав городу картины и скульптуры.
До конца XIX в. территория, где сейчас располагается Музейный квартал, представляла собой крестьянский пригород: тут стояли фермы, где разводили скот и выращивали картофель. Эти земли были выкуплены у владельцев муниципалитетом, и на них были построены комплексы первых культурных учреждений: Рейксмузеума, музея Стеделийк и первого в городе большого концертного зала Консертхебау.
Так родился Музейный квартал.
Рейксмузеум — самое богатое в мире собрание работ голландскиххудожников, в нем хранятся картины Яна Вермеера, Хендрика Аверкампа, Яна Стена. Украшение коллекции — монументальная работа Рембрандта «Ночной дозор».
Музей Стеделийк размещается в здании построенном в 1895 г. в стиле неоренессанс. Изначально он задумывался как музей истории города. В 1920-1940 гг. часть его фондов была передана в другие музеи, а в Стейделийке сформирована коллекция современного искусства. В собрании — работы Пабло Пикассо, Казимира Малевича, Марка Шагала, Жоржа Брака и Василия Кандинского. На фасаде — скульптурные изображения художников и архитекторов. Интерьер музея резко контрастирует с фасадом и выполнен в ультрамодернистском стиле.
Здание концертного зала Консертхебау обращает на себя внимание фасадом в античном стиле с колоннадой. Акустика зала считается одной из лучших в мире. Первый концерт состоялся в 1988 г.
Небольшой музей находится в здании компании «Костер Даймондс», с 1840 г. занимающейся огранкой алмазов. Здесь можно увидеть не только экспозиции, посвященные этому традиционному для Амстердама ремеслу, но и сам процесс обработки алмаза.
В 1973 г. здесь появился Музей Ван Гога, созданный по проекту архитектора Геррита Ритфелда. Как известно, Ван Гог скончался в 1890 г., не дождавшись всемирного признания. Его младший брат Тео, торговавший предметами искусства, собрал коллекцию из 200 картин и 500 рисунков художника, включая знаменитые «Подсолнухи», «Комната в Арле», «Едоки картофеля» и «Вороны над полем пшеницы».
В совокупности с 850 письмами гения кисти, произведениями его друзей и современников они составляют основу самого полного собрания работ Ван Гога. В 1999 г. к музею был пристроен прекрасный флигель овальной формы, спроектированный японским архитектором Кисо Курокавой специально для проведения выставок произведений искусства XIX в.
На западе Музейного квартала находится общественный Фонделпарк в английском стиле, открытый для публики в 1860-х гг. Горожане его просто обожают: 10 млн человек посещают парк за год.
В северной и южной частях Музейного квартала расположены постройки начала XX в. Улицы здесь носят имена художников и мыслителей прошлого. Например, одна названа в честь поэта XVII в. Ремера Вишера.
Плантаж
В прошлом Плантаж был зеленой парковой зоной за пределами города. С 1848 г. его стали называть «первым пригородом» Амстердама: здесь селились богатые евреи, в основном огранщики алмазов.
История Союза огранщиков и полировщиков алмазов — едва ли не самого влиятельного в городе и в наши дни — отражена в экспозиции «Де Бюрхт» — Музея профсоюзов. Его здание горожане прозвали «крепостью» из-за бойниц в стенах: не лишняя предусмотрительность в алмазном деле.
Неподалеку расположена некогда крупная верфь-музей Кромхаут, откуда хорошо просматривается один из символов города — ветряная мельница «Де Гойер». Таких здесь осталось всего шесть, а эта к тому же находится ближе всего к историческому центру Амстердама. Когда ее построили в первой половине XVIII в., эта зерновая мельница стала «прорывом» в технологиях того времени: ее лопасти были из парусины. И сегодня в нижней части постройки живут люди.
Сама же верфь Кромхаут в прошлом была одним из самых крупных судостроительных заводов страны, она создана в первой половине XVIII в. Но, когда отказались от парусов и перешли на пароходы, увеличились размеры судов, и в габариты этой верфи они просто не помещались. Теперь на ней ремонтируют только небольшие суда.
Здесь же — странного вида здание Эн-трепотдок: это сохраненные фасады бывшего пакгауза — самого крупного в Европе, принадлежавшего Ост-Индской компании. Когда квартал перестраивали, то оставили только необычные фасады пакгауза, а все внутри разобрали, превратив в жилые дома, офисы и клубы.
А в Нидерландском морском музее собрана громадная коллекция, связанная с судоходством и теми временами, когда Голландия «правила морями».
Сам музей — большое здание середины XVII в., стоящее на 18 тыс. свай, вколоченных в дно польдера. Гордость музея — модель «ост-индца» в натуральную величину: корабля компании, ходившего по маршруту Амстердам — Зондские острова и обратно.
И в наши дни Плантаж — один из самых престижных районов города. Его главная достопримечательность — зоопарк «Артис» с садом и примерами архитектуры XIX в. Здесь содержатся более 5 тыс. животных, находятся амфибарий, оранжереи, аквариум, Зоологический музей и планетарий. В «Артисе» находится также Геологический музей с большой коллекцией окаменелостей и своим главным экспонатом-аттракционом — машиной Земли, чьи вращающиеся части представляют отдельные сферы нашей планеты.
Ботанический сад появился здесь во второй половине XVII в. как огород при аптеке. В годы существования Голландской Ост-Индской компании ее суда привозили в город редкие растения. Теперь же здесь находится одна из самых больших коллекций флоры в мире, а в 1912 г. тут была создана Пальмовая оранжерея.
Еврейские традиции в этом районе Амстердама сохранились и заметны: например, в виде монументов, увековечивающих историю жизни общины. Один из ярчайших примеров — мемориал в Голландском театре: на месте где раньше была сцена установлена базальтовая колонна, покоящаяся на основании в виде звезды Давида. И рядом надпись: «В память о тех, кого увели отсюда». То, что сохранилось от самого театра, стало памятником депортированным евреям: во время германской оккупации в годы Второй мировой войны около 104 тыс. голландских евреев вывезли в немецкие концлагеря на территории Нидерландов. Практически все высланные погибли. Перед отправкой многие из них содержались в этом здании, превращенном в гетто.
В 2009 г. в Плантаже был открыт после реконструкции Эрмитаж Амстердам — музей и выставка на реке Амстел, филиал Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Он расположен в здании «Амстелхоф» постройки второй половины XVII в. — бывшей богадельне.
Общая информация
Центр исторической части города Амстердам — Старая (на востоке) и Новая (на западе) стороны (Ауде-Зайде и Ньюве-Зайде).
Административный статус: столица Королевства Нидерландов.
Языки: нидерландский, арабский, индонезийский, турецкий.
Этнический состав Амстердама: нидерландцы — 47,49%, марокканцы — 8,97%, суринамцы — 7,75%, турки — 5,11%, индонезийцы — 3,02%, прочие (в том числе не указавшие национальность) — 27,66% (2017).
Религии: вне религии — 63,1%, католицизм — 11,1%, протестантизм — 5,6%, прочие направления христианства — 6,1%, ислам — 11,3%, индуизм — 1,2%, буддизм — 0,9%, иудаизм — 0,7% (2013).
Денежная единица: евро.
Аэропорт: Амстердам Схипхол (международный).
Цифры
Площадь Амстердама: 219,32 км2 (суша — 165,76 км2, вода — 53,56 км2).
Население Амстердама: 851 573 чел. (2017).
Плотность населения: 3882,8 чел/км2.
Высота относительно уровня моря: -2 м.
Старая сторона: площадь — 0,82 км2 (с учетом водной поверхности).
Новая сторона: площадь — около 0,78 км2 (с учетом водной поверхности).
Климат и погода
Умеренный морской.
Зима прохладная, лето умеренно теплое.
Средняя температура января: +3,5°С.
Средняя температура июля: +17,5°С.
Среднегодовое количество осадков: 838 мм.
Среднегодовая относительная влажность: 83%.
Экономика
Сфера услуг: туристические, транспортные, телекоммуникационные, торговые, финансовые.
Достопримечательности
АУДЕ-ЗАЙДЕ
- Исторические: Ауде-Керк (Старая церковь, начало XIV в.), часовня Агнитенкапел (1470), городские укрепления Схрайерсторен (1480) и Зедайк (начало XIV в.), Ваг (ворота городской стены, 1488), башня Монтельбансторен (1512), церковь Зайдекерк (1603), Португальская синагога (1675), Дом Ост-Индской компании (XVII в.). Амстердамский университет (1877), площадь Ватерлоо.
- Архитектурные: особняк Триппенхейс (1662), здание Пинтохейс (вторая половина XVII в.), площадь Ньювмаркт (ансамбль зданий XVII-XVIII вв.), здание богадельни Аудемахейспорт (XVIII в.), Схипвартхейс (Дом судоходства, 1916), здание «Пентагон» (1980-е), Стадхейс-Мюзиктеатер (Нидерландская национальная опера и балет, 1988).
- Культовые: Мозес-эн-Аарокерк (церковь Моисея и Аарона, 1841).
- Культурные: дом-музей Рембрандта.
НЬЮВЕ-ЗАЙДЕ
- Исторические: церковь Ньюве-Керк (Новая церковь, 1389), Дом Бейгенхоф №34 (бегинаж, 1420), Королевский дворец (вторая половина XVII в.), бывшая церковь Лютерсе-Керк (1671).
- Архитектурные: мост Торенслаус (XVII в.), здание «Магна-Ллаза» (1748), Центральный железнодорожный вокзал (1889), биржа Берлаге (1903), Национальный монумент (1956), улицы Ньювендайк, Калверстрат и Нес, канал Синхел.
- Культовые: церковь Энгелсе-Керк (Английская церковь, XV в.) и Синт-Николаскерк (1887).
- Культурные: Музей истории Амстердама (здание XVI в.), Археологический музей Алларда Пирсона (XIX в.), музеи Амстелкринги Он-Ливе-Хеер-оп-Сольдер.
ЗАПАДНОЕ КОЛЬЦО
- Йордан (каналы Блумграхт, Брауверсграхт и Эгелантир-сграхт)
- Район Западные острова (Бикерсейланд, Реаленейланд и Принсенейланд)
- Дом-музей Анны Франк (здание 1635)
- Богадельни Кпас-Класхофье (1616), Синт-Андресхофье (1617), Хейс-мет-де-Схрайвенде-Ханд (Дом с пишущей рукой, 1630), Зон Хофье (XVIII в.) и Де-Стар Хофье (1804), Хейс-мет-де-Хофден (Дом с головами, 1622)
- Церковь Нордеркерк (Северная, 1623)
- Площадь Нордермаркт (Северная рыночная, 1627)
- Церковь Вестеркерк (Западная, 1631)
- Ворота Харлеммерпорт (1840)
- Здание «Гринпис» (1905)
- Памятник гомосексуалистам (1987)
- Рынок «Фогельтье» (Птичий)
- Музей пианолы
- Вестерпарк
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОЛЬЦО
- Район Золотая излучина канала Херенграхт (здание XVII в.)
- Площадь Лейдсепляйн (XVII в.)
- Дом Феликс Меритис (вторая половина XVIII в.)
- Дворец юстиции (1829)
- Музей Библии (здание XVII в., открытие 1860)
- Церковь Крейтберг (1884)
- Здание «Мец эн Ко» (1891)
- Театр «Стадссхаубрг» (1894)
- Отель «Америкэн» (1902)
- Музей жилых лодок (баржа, 1914)
- Концертный зал «Де-Мелквег» (1970)
ВОСТОЧНОЕ КОЛЬЦО
- Дом-музей «Хайнекен» (здание XVI в.)
- Башня Монтторен (Монетная, XVI-XVII вв.)
- Деревянная церковь Амстелкерк (1668)
- Музеи Ван Лон (здание 1672) и Виллет-Холтхаусен (XVII-XVIII вв.)
- Мост Магере-Брюг (Тощий, 1871, реконструкция 1969)
- Памятник Рембрандту (1876)
- Уличный рынок Альберт-Каупмаркт (1904)
- Театр Тушинского (здание 1921)
- Мост Блаубрюг (XIX в., реконструкция 1934)
- Цветочный базар
- Музей фотографии ФОАМ
- Район Де-Пайп
- Площадь Рембрандта
МУЗЕЙНЫЙ КВАРТАЛ
- Рейксмузеум (1808)
- Парк Музеумпляйн, бывшая церковь Фонделкерк (1880)
- Фонделпарк (1865)
- Голландский манеж (1882)
- Концертный зал Консертхебау (1888)
- Музей Стеделийк (1895)
- Офисы компании «Костер Даймондс» (здания 1896)
- Музей Ван Гога (1973, флигель — 1999)
- Мемориал «Женщины Равенсбрюка» в память женщин — жертв холокоста
ПЛАНТАЖ
- Верфь-музей Кромхаут (1575)
- Нидерландский морской музей (здание 1656)
- Ботанический сад (1682)
- Ветряная мельница «Де Гойер» (1725)
- Бывшие городские ворота Маудерпорт (1770)
- Шлюзовые ворота Амстелслаузен (XVIII в.)
- Королевский театр «Kappe» (1887)
- Бывший пакгауз Энтрепотдок (XIX в.)
- «Де Бюрхт» (Музей профсоюзов, 1900)
- Эрмитаж Амстердам (2009)
- Музей движения Сопротивления
- «Артис» (зоопарк, Зоологический музей, Геологический музей, планетарий, аквариум, оранжереи)
- Голландский театр
- Приют для женщин Мудерхейс
- Дом святого Якоба
Любопытные факты
- В XIV в. Амстердам стал важным центром паломничества, и эта традиция — несмотря на то что большинство жителей города являются убежденными атеистами и участия в делах церкви не принимают — сохраняется до сих пор. Все началось 12 марта 1345 г. За несколько дней до Пасхи амстердамец Исбранд Доммер почувствовал, что дни его сочтены, и попросил священника дать ему последнее причастие. Но на следующий день больному стало лучше, а на Пасху он полностью выздоровел. В честь чудесного исцеления Исбранда Доммера в Амстердаме была учреждена «Безмолвная процессия», или Штилле Омганг: по центральным улицам Амстердама проходит шествие паломников, в нем участвуют несколько тысяч человек.
- После войны Амстердам стал центром движения хиппи. Так как в Нидерландах разрешили употребление легких наркотиков, в столицу страны стали прибывать «дети цветов» со всего мира. Жилья на всех не хватало, а жить на улицах у каналов могли не все. И тогда Амстердам стал мировой столицей сквоттерства — незаконного захвата заброшенных домов, в особенности в Старом городе.
- Первое упоминание в письменном документе о строительстве дамбы на месте будущего города относится к 1204 г. В документе сообщается, что жители местности Кеннемерланд (нынешняя Северная Голландия) решили соорудить дамбу на реке Амстел для защиты от наводнений со стороны близлежащего залива. Возникшее вокруг дамбы поселение получило наименование Эмстелледамме, или Дамба на реке Амстел. Само же название реки Амстел происходит от древнегерманского Aeme stelle, что означает «просторы с обилием воды».
- Деревня Амстердам впервые упоминается в охранной грамоте, выданной в 1275 г. графом Флорисом Пятым (1256-1296). Его высочество обещал не чинить препятствий жителям деревни, если они вознамерятся перевозить грузы через его земли, причем обещал не брать с них пошлину. Грамота была тем более необходима, что каналы, построенные деревенскими жителями, пересекали владения графа. В наши дни территории, где происходили эти перевозки, находятся в районе Ауде-Зайде, но от старых каналов не осталось и следа.
- Первый период расцвета Амстердама приходится на 1385 г., когда был найден способ консервирования сельди и начался ее экспорт далеко за пределы Голландии. Консервированная бочковая селедка сыграла важную роль в организации дальних плаваний: до этого продуктом длительного хранения были только солонина и сушеная капуста, которые не часто портились при путешествии кораблей в теплых морях.
- Несколько старых деревянных построек в городе уцелели, в частности потому, что их владельцы воспользовались «прорехой» в законе о запрете строительства деревянных домов середины XV в. Закон запрещал строительство новых деревянных домов, но ни словом не обмолвился о старых. Поэтому любая попытка их сноса городскими властями в дальнейшем заканчивалась долгими судебными разбирательствами с владельцами, которые так ни к чему и не приводили.
- Характерная черта современного Амстердама — массовая иммиграция. Сначала переселенцы приезжали в Нидерланды из ее бывших колоний — Индонезии и Суринама, а затем и из других стран третьего мира. Первое поколение иммигрантов относительно неплохо уживалось с коренными горожанами. Однако новые поколения выходцев из мусульманских стран с трудом терпят раскрепощенные нравы Амстердама. В 2004 г. фанатик-мусульманин зверски убил голландского кинорежиссера Тео ван Гога, праправнучатого племянника знаменитого художника, из-за его антиисламских высказываний. После этого отношение амстердамцев к либеральной иммиграционной политике серьезно изменилось.
- Богадельни Амстердама, такие как Аудемахейспорт в Старом городе, украшены барельефом с изображением пенсне. В старом Амстердаме очки считались первым признаком старости.
- Ворота Ваг — пример удивительно рационального отношения горожан ко всему, из чего можно было бы извлечь хоть какую-то выгоду. Днем у ворот производились казни преступников, а вечером их тела поступали в анатомический театр находившейся в той же башне Ваг Гильдии хирургов. Выставленная в Музее истории Амстердама картина Рембрандта «Урок анатомии доктора Яна Даймана» украшал стены Гильдии довольно долго.
- В основании Национального монумента замурованы урны с землей из всех провинций Нидерландов, а также ее бывших колоний: Индонезии, Антильских островов и Суринама.
- Название канала Херенграхт можно перевести как Патрицианский: так его назвали в честь руководивших городом в XVI-XVII вв. представителей самых богатых и знатных голландских семей. Канал Кэйзерсграхт, или Имперский, получил такое название в честь императора Максимилиана I. Это самый широкий канал в центре города. Канал Принсенграхт свое название — Принцев — получил в честь принцев Оранских.
- В первой половине XV в. в Голландии началась борьба между консервативным дворянством и зажиточными горожанами, получившая название «Войны крючков и трески». Столь странное название, появилось, вероятно, из-за того, что голландские торговцы богатели главным образом на поставках рыбы, в том числе копченой трески, а дворяне же считались крючками, которые ловят «жирную добычу», т. е. обирают торговцев.
- После гибели в бою последнего Бургундского герцога Карла Смелого (1467-1477), правившего Голландией, его наследница Мария Бургундская вышла замуж за эрцгерцога Максимилиана Габсбурга, впоследствии императора Священной Римской империи Максимилиана I. Этот монарх даровал жителям Амстердама право изображать на своем гербе корону империи, что считалось неслыханным почетом. В то же время амстердамцы, которым не нравилась версия о «благодетеле», придумали легенду, что Максимилиан I сделал это в благодарность за исцеление от тяжелой болезни. Истина же в том, что таким простым образом монарх отблагодарил богатых горожан за то, что те в трудную минуту ссудили ему изрядную сумму денег золотом.
- Один из особняков Западного кольца каналов — Хейс-мет-де-Хофден, или Дом с головами. Своим несколько мрачным названием он обязан шести изваяниям голов на фасаде. Местная легенда утверждает, что это грабители, которых застала врасплох некая отважная горничная и отсекла им головы. На самом деле скульптуры изображают античные божества — Аполлона, Цереру, Марса, Минерву, Бахуса и Диану.
- В 1672 г. на Нидерланды напали Англия и Франция. Голландцы успели открыть Мюйденские шлюзы, и вода затопила низинные земли вокруг Амстердама, но Кольцо каналов не дало затопить сам город. Вода остановила продвижение французской армии, Амстердам превратился в остров и был спасен.
- В 1663-1666 гг. в Амстердаме бушевала бубонная чума. Это была расплата за расширение торговли: эпидемию привезли из-за моря торговые суда нидерландских купцов, и, по свидетельствам очевидцев, в городе погиб каждый десятый.
- Голландцы считали роскошь демонстрацией поклонения дворянству, которое терпеть не могли, но обожали украшать фасады делфтскими изразцами (отчего многие здания похожи на старинные печи и камины) и собирать предметы искусства. Так были заложены первые коллекции, ставшие основой экспозиций знаменитых современных музеев Амстердама.
- В районе Вестермаркт установлен памятник гомосексуалистам и лесбиянкам, погибшим в годы Второй мировой войны. Он представляет собой монумент в виде пары розовых треугольников — знака, который носили в концлагерях Третьего рейха представители сексуальных меньшинств. Позднее он стал их символом. По периметру одного из них нанесены слова из стихотворения нидерландского поэта Якоба Исраэля де Хана: «Таков необъятное стремление к дружбе».
- Названия многих каналов Амстердама являются названиями сортов цветов. Например, канал Эгелантирсграхт назван в честь розы-эглантерии, или просто шиповника. За давностью лет уже неизвестно, почему сложилась такая традиция. Конкретные цветы и кустарники растут далеко не всегда именно по берегам определенного канала. Канал Брауверсграхт (Пивной) назван так из-за большого количества пивоварен, что стояли на его берегах в XVII-XVIII вв.
- Нумерация домов в Амстердаме появилась только в XIX в. До этого дома различали по рисунку на фасаде. Например, на канале Бумграхт и сегодня стоят дома с оригинальными изображениями крестьянина, раковины, дельфина, рога изобилия, горожанина, матроса. Все фигуры должны были быть разными. Дело в том, что когда в Амстердам отправляли почту, то вместо адреса писали, например: «.Амстердам, канал Бумграхт, дом под матросом».
- В Музее пианолы собраны полтора десятка оригинальных механических инструментов и 15 тыс. цилиндров к ним.
- Размер налога на дом, построенный на канале, зависел от ширины его фасада. Поэтому в плане дома представляли собой очень узкие, но заметно вытянутые сооружения. Дома часто строили с наклонными фасадами, чтобы удобнее было поднимать лебедкой груз на чердак под шатровой крышей.
- На канале Принсенграхт пришвартованы лодки — плавучие дома. По закону, у каждой должен быть почтовый адрес, и она должна быть подключена к городской электросети.
- Название Монетная закрепилось за башней Монтторен еще в XVII в., когда здесь чеканили монеты. В 1672 г., так называемом Году бедствий, когда большая часть страны оказалась захваченной французскими войсками, перевозить золото и серебро в монетные дворы Дордрехта и Энкхейзена было невозможно, и эту функцию взял на себя свободный Амстердам.
- Ремер Питерсзон Вишер (1547-1620), именем которого названа одна из улиц Музейного квартала, был одним из самых любопытных персонажей амстердамской истории и всего голландского Золотого века. Сын лавочника, разбогатевшего на торговле зерном, образованный и жизнерадостный человек, поэт-сатирик, он удачно совмещал творчество и успешную колониальную торговлю.
Он превратил свой дом в салон, принимая писателей и художников, став центральной фигурой в культурной жизни города. Друзьям он говорил, что на творчество у него времени мало, и поэтому он стал мастером эпиграммы и остроумных подписей к карикатурам. - Компания «Костер Даймондс», чей главный офис находится на Музеумпляйн, известна тем, что выполняет особо важные заказы коронованных особ. Так, в 1840 г. супруг английской королевы Виктории принц Альберт поручил компании переогранить алмаз «Кохинур» — сокровище Британской короны.
- Территория, где находится сейчас концертный зал Консертхебау, в 1880-х гг. лежала за пределами города. Это был польдер, поэтому в основание фундамента было заложено более двух тысяч свай. Массивное здание, дающее серьезную осадку, не раз реставрировалось: его поднимали, заменяя деревянные сваи на железобетонные.
- Одной из причин создания Музейного квартала стало то обстоятельство, что муниципалитет столкнулся с необходимостью где-то разместить увеличившиеся фонды картинных галерей и музеев. Их рост был вызван тем, что из-за экономических проблем многие некогда богатые семьи отдавали свои собрания, накопленные за века, в заклад магистрату, обратно выкупить не могли из-за отсутствия средств, и художественные сокровища становились собственностью города.
- В январе 1916 г. амстердамцы пережили серьезное наводнение. Чтобы в следующий раз избежать катастрофических последствий, был разработан план строительства дамбы на мелководном заливе Зёйдерзее. Тяжелая экономическая ситуация после Первой мировой войны замедлила работы, продлившиеся 16 лет. В 1932 г. возведение дамбы было завершено, и в акватории залива образовались два польдера. Зёйдерзее оказался отгороженным от моря, вода в нем стала пресной, а водоем получил новое имя — залив Эйсселмер.
- В XVIII в. лидирующее положение в торговле с заморскими странами заняла Великобритания, и могущество Нидерландов пошло на убыль. В 1748 г. по городским районам прокатились массовые волнения против откупной системы налогов. Сбором государство занималось этим не само, а через посредников-коллекторов. 24 июня 1748 г. произошел стихийный налоговый бунт на площади Ботермаркт, жестоко подавленный полицией. Зачинщиков схватили, судили и уже спустя несколько дней повели казнить на площадь Дам. Собралась огромная толпа, в которой были как противники, так и сторонники действий властей. В какой-то момент началась давка, и люди попадали в канал Дамрак. Тогда в Амстердаме погибло несколько десятков человек. Испугавшись повторения массовой гибели людей, муниципалитет тут же объявил об отмене откупной системы.
- В 1706 г. Ботанический сад Амстердама стал первым местом за пределами Аравийского полуострова, где культивировалось кофейное дерево.